Госуслуги в электронном виде

Преимущества использования портала Госуслуги

Итак, человек, узнавший о сайте Госуслуги, задается вопросом — каковы преимущества и как подключить Госуслуги? Чтобы начать пользоваться порталом Госуслуги необходимо зарегистрироваться на сайте, а это достаточно простой и быстрый процесс. При этом, зарегистрироваться на портале можно и без документов, однако, в таком случае, пользователь не получит доступ к большинству услуг.

Также, стоит заметить, что в случае возникновения трудностей в самостоятельной регистрации на портале Госуслуг, любой гражданин в праве обратиться в МФЦ, взяв с собой паспорт и СНИЛС, и специалисты центра поддержки помогут зарегистрироваться на сайте Госуслуги и начать пользоваться порталом.

Что же до преимуществ использования портала Госуслуги, то они очевидны:

  • Простота и удобство получения услуги — нет необходимости посещать учреждения и организации лично, а также выходить из дома или покидать рабочее место;
  • Быстрота получения услуг — получение результата за меньшее время;
  • Сокращение количества требуемых для получения услуги документов;
  • Возможность отслеживать статус поданных запросов — информирование граждан на каждом этапе;
  • Возможность в любое время мгновенно обратиться в службу поддержки, в том числе и через интернет, в случае возникновения трудностей;
  • Преимущества для работодателей — использование интерактивного портала Госуслуги. Многие моменты взаимодействия работодателя и сотрудников также упрощаются с помощью сайта Госуслуги.

В общем, преимущества получения госуслуг в электронном виде на сайте Госуслуг, как говорится, — «на лицо», так что действительно стоит зарегистрироваться и облегчить для себя взаимодействие с теми или иными государственными учреждениями.

Плюсы и минусы сайта Госуслуги

Плюсы и минусы сайта Госуслуги: плюса сайта Госуслуги были рассмотрены ранее в статье, а имеются ли минусы? К минусам портала можно отнести следующее:

  • Не все государственные услуги доступны на портале в электронной форме. Однако, стоит отметить, что специалисты регулярно проводят обновление портала и добавляют новые услуги;
  • Возможные ошибки в работе портала, которые все же не так часты и регулярно исправляются специалистами службой поддержки.

Резюмируя вышесказанное, необходимо заметить, что преимущества регистрации на портале Госуслуги и его использование с лихвой перекрывают немногочисленные минусы.

Развитие электронных государственных услуг

10 декабря 2018
Рубрика: Обзоры и мнения.
Редакция журнала.

В современном мире в условиях интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий инновации и информация превращаются в виды основных производственных ресурсов, а экономические системы трансформируются в экономику знаний. В рамках глобальной мирохозяйственной системы постиндустриальные страны, исчерпав возможности традиционных промышленных технологий, концентрируют свои усилия на создании принципиально новых технологий и инноваций в различных сферах жизнедеятельности, в т.ч. в области государственного управления. Остальные страны также ускоренно вовлекаются в объективный процесс формирования и развития глобального экономического пространства.

Развитие информационной инфраструктуры превращается в основное условие продвижения к информационному обществу. Только так возможно интегрирование в мировое экономическое пространство как равноправного партнера, опираясь на конкурентоспособную высокотехнологичную экономику.

Практически во всех развитых и многих развивающихся странах реализуются национальные программы по формированию информационного общества, приоритетом в которых выступают становление электронных правительств. Информационное общество предполагает неизбежную трансформацию государственного управления. Информационное взаимодействие органов власти с гражданами и организациями с использованием ИКТ, сетевых технологий и Интернета позволяет значительно сократить посещение государственных организаций, звонки по телефону и практически сводит на нет отправку бумажных почтовых сообщений. Электронное информационное взаимодействие позволило раскрыть процедуры и процессы принятия решений органов власти, а также ответственность конкретных лиц, что является элементом общественного контроля.

Виды государственных услуг и эффективные способы их предоставления

Электронные государственные услуги – это государственные услуги, оказанные на основе современных информационно-коммуникационных технологий, позволяют реорганизовать работу органов власти и достигать нового качества управления, соблюдая регламенты обслуживания бизнеса и общества и повышая результативность принимаемых решений. Электронные услуги – это инструмент в системе качественного взаимодействия власти, бизнеса и общества.

Процесс реформирования государственного управления и построения электронного правительства означает обеспечение электронного доступа к основным государственным услугам. Методология ООН определяет четырехступенчатую модель развития предоставления электронных услуг:

1) Развивающееся электронное правительство. Государственные сайты представлены в виде простых визиток и официальных веб-страниц. На данном этапе возможно электронное взаимодействие министерств и ведомств центрального правительства, а также между центральными и местными органами власти. Некоторая официальная информация может быть представлена в онлайновом режиме.

2) Расширенное присутствие электронного правительства. Государство предоставляет больший объем информации через интернет – законы и нормативные документы, отчеты, новости, скачиваемые базы данных. Пользователь может использовать поисковую систему для ознакомления с имеющимися на сайте документами.

3) Транзакционное присутствие. Предполагает интерактивное взаимодействие между гражданином и правительством. Вводятся онлайн сервисы по оплате налогов, оформление идентификационных документов, свидетельств о рождении, паспортов, обновление водительских удостоверений и т.п. Граждане получают возможность осуществления электронных платежей за получение госуслуг.

4) Сетевое (цифровое) электронное правительство, являющееся наиболее развитым уровнем работы государства в интернете. Сервисы G2G (государство-государство), G2C (государство-гражданин) и C2G (гражданин-государство) интегрированы между собой. Правительство вовлекает граждан в процессы подготовки и принятия решений и общественные дискуссии.

История развития электронных правительств в разных странах мира

Сингапур

В 1980-1985 годах был реализован первый национальный план компьютеризации, во время которого в автоматизированный вид переводилась отчетность и создавались процедуры обработки данных. На протяжении двух прошедших десятилетий был реализован целый ряд национальных программ, каждая из которых базировалась на успехе предыдущей в неуклонном следовании к превращению Сингапура в страну, охваченную сетью. Национальные программы по ИКТ вылились во множество государственных администраций и услуг, эксплуатирующих технологии для повышения эффективности, качества обслуживания и доступа через электронные каналы. Услуги, предоставляемые ранее различными Министерствами и ведомствами правительства Сингапура, теперь предоставляются в рамках программы «Электронное правительство» на сайте www.egov.gov.sg.

Южная Корея

Решение о разработке инфраструктуры и базы электронного правительства в Южной Корее было принято в 1987 году. Благодаря этой системе жители страны могут совершать практически все операции, не выходя из дома: начиная от покупок в магазинах и заканчивая оплатой счетов и оформлением документов. В общественных местах можно увидеть специальные терминалы, в которых легко найти нужную информацию или распечатать любую справку. Южная Корея ежегодно занимает первое-второе место в мире как по средней скорости Интернета, так и по степени охвата широкополосной сетью населения. Несколько лет назад в госсекторе страны была введена 100-процентная система электронного документооборота.

США

Системный подход к развитию электронного правительства был заложен в 90-х годах прошлого века. Начало электронному правительству в США было положено созданием веб-сайта Президента США в 1993 году. В США развитием электронного правительства занимается специальное подразделение администрации президента США – Управление Электронного правительства (англ. Office of E-Government and Information Technology), которое, в свою очередь является подразделением Управления менеджмента и бюджета. Управление Электронного правительства возглавляет Федеральный директор по информационным технологиям. Наиболее популярная в Соединенных Штатах услуга электронного правительства – подача налоговых деклараций в электронной форме.

Узбекистан

В нашей стране реализация электронного правительства началась в 2004 году, когда была принята концепция развития электронного правительства в Узбекистане. Постановлением Президента страны от 27 июня 2013 года была утверждена Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на 2013-2020 годы. Одной из задач Программы было создание Центра развития системы «Электронное правительство» (постановление Кабинета Министров № 250 от 16 сентября 2013 года). Конечной целью внедрения электронного правительства в Узбекистане является совершенствование электронного аппарата государственного управления.

В настоящее время государственные электронные услуги могут быть предоставлены по запросам через следующие каналы:

— официальные веб-сайты и информационные порталы государственных органов и хозяйствующих субъектов;

— Единый портал интерактивных государственных услуг;

— виртуальная приемная Президента Республики Узбекистан;

— народные приемные Президента Республики Узбекистан;

— система межведомственного электронного взаимодействия государственных органов;

— Единые центры по оказанию государственных услуг.

Единый портал интерактивных государственных услуг

Единый портал интерактивных государственных услуг (Единый портал) является единой точкой доступа к электронным государственным услугам, предоставляемым государственными органами, в том числе на платной основе.

Предоставление интерактивных государственных услуг через Единый портал осуществляется для заявителей, прошедших процедуру регистрации и авторизации согласно Положению о порядке оказания электронных государственных услуг через Единый портал интерактивных государственных услуг и официальные веб-сайты государственных органов, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №728 от 27 сентября 2017 года «О мерах по совершенствованию порядка оказания электронных государственных услуг через единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан».

Оказание электронных государственных услуг через Единый портал направлено на:

— создание на всей территории страны возможностей для заявителей по осуществлению взаимоотношений с государственными органами в рамках электронного правительства;

— внедрение в системе государственного управления принципа «одно окно» при осуществлении взаимоотношений с заявителями;

— повышение качества оказания государственных услуг путем создания прозрачных и общедоступных механизмов их оказания, сокращения сроков и централизованного контроля за исполнением порядка их оказания;

— сокращение издержек населения, субъектов предпринимательства и государственных органов при получении государственных услуг.

Единый портал предназначен для развития условий и расширения возможностей пользователя в получении электронных государственных услуг на основе использования современных информационных технологий.

Пользование электронными государственными услугами через Единый портал

Посредством Единого портала пользователю предоставляются электронные государственные услуги в виде информационных и интерактивных государственных услуг. Сводный реестр электронных государственных услуг (далее — Сводный реестр) утверждается Республиканской комиссией по координации реализации Комплексной программы развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на 2013-2020 годы. Электронные государственные услуги, включенные в Сводный реестр, в обязательном порядке должны предоставляться через Единый портал.

В октябре 2017 года, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций был определен и принят утвержденный План мероприятий по поэтапному размещению наиболее востребованных электронных государственных услуг путем оптимизации на Единый портал интерактивных государственных услуг во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 сентября 2017 года «О мерах по совершенствованию порядка оказания электронных государственных услуг Республики Узбекистан».

В 2018 году количество государственных электронных услуг на ЕПИГУ достигло 302 услуг. По состоянию на 01.03.2018г. реестр государственных услуг состоял из 444 услуг. То есть порядка 68% государственных услуг были переведены в электронный формат.

Сегодня на ЕПИГУ насчитывается 127 оптимизированных электронных государственных услуг. Через ЕПИГУ, несмотря на сокращение количества оказываемых электронных государственных услуг, осуществляется переход к оказанию наиболее востребованных, массовых услуг, связанных, в первую очередь, с жизненным циклом граждан. Полный реестр государственных услуг включает в себя 693 государственных услуг (по состоянию на 1 июня 2018 года). Таким образом через ЕПИГУ стали оказываться в электронном формате всего лишь более 18% государственных услуг.

В настоящее время число пользователей, зарегистрированных на Едином портале, достигло более 56 тысячи пользователей. А также, за период в 2013-2018 годы на ЕПИГУ поступило более 3 млн. заявок на получение услуг, 99% из которых были полностью обработаны.

Согласно статистике, размещенной на официальном сайте Единого портала, за 2017 год через ЕПИГУ было оказано более 762 тысячи услуг, из которых большую часть составили услуги таможни. А именно: предоставление данных по внешнеторговым контрактам в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций, подача электронной грузовой таможенной декларации в таможенные органы и другие.

Согласно данным, самым популярным и часто посещаемым сайтом среди государственных органов, является вебсайт Министерства финансов, а именно интерактивная услуга по ведению бухгалтерского учета в бюджетных организациях. Кроме того, зафиксирован большой объем просмотров Правительственного портала Республики Узбекистан Gov.uz.

Центры государственных услуг при Народных приемных

В Узбекистане продолжается широкомасштабная работа по глубокому реформированию системы оказания государственных услуг. В частности, в декабре 2017 года руководителем страны приняты Указ «О мерах по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг населению» и подписано постановление «Об организации деятельности Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан», в апреле 2018 года – Постановление Президента «О дополнительных мерах по ускоренному развитию системы оказания государственных услуг».

С 1 января т.г. все центры «одно окно» преобразованы в Центры государственных услуг при Народных приемных. Сегодня по стране действует более 200 таких центров, охватывающих каждый район и город республики, с целью оказания актуальных и востребованных государственных услуг по принципу «одно окно» не только предпринимателям, но и населению. С 1 июня 2018 года в центрах государственных услуг в экспериментальном порядке должны предоставляться 70-100 наиболее востребованных видов госуслуг. Установлено, что начиная с 1 января 2019 года, при межведомственном электронном взаимодействии в рамках оказания электронных государственных услуг, использование персонального идентификационного номера физического лица, идентификационного номера налогоплательщика и кадастрового номера объектов недвижимости является обязательным. Еще одной важной особенностью является то, что государственные услуги можно будет предоставлять через мобильные приложения. Это обеспечит эффективную обратную связь с населением.

Для граждан, не имеющих доступа к компьютеру или сети интернет, во всех районах и городах устанавливаются специальные инфокиоски центров государственных услуг, работающие на основе использования современных технологий. В целях создания удобств для населения, проживающего в отдаленных районах, будут оказываться мобильные государственные услуги, то есть посредством курсирующего по утвержденному графику специального автотранспорта, оснащенного всей необходимой техникой.

Структурами Агентства государственных услуг субъектам предпринимательства по состоянию на 1 апреля 2018 года оказывалось 37 видов услуг, связанных с деятельностью государственных органов. С 1 апреля 2018 года такие услуги будут оказываться и физическим лицам с увеличением их общего количества на 13. До конца 2018 года число оказываемых государственных услуг достигнет 87, до 2020 года – 163.

При Министерстве юстиции создается Информационно-аналитический мультимедийный центр, предназначенный для реализации системных мер по правовому просвещению и повышению правовой культуры населения, особенно молодежи, в т.ч. в сельской местности, доведение до населения и субъектов предпринимательства сути и значения внедряемых нововведений по упрощению административных процедур, а также оказания консультативной помощи общественности по порядку получения государственных услуг с детальным разъяснением требований принимаемых административных регламентов и т.д. Важно отметить, что с 2018/2019 учебного года во всех учебных заведениях среднего и профессионального образования внедряется в практику проведения открытых уроков и учебных семинаров, направленных на формирование у молодежи необходимых знаний и навыков по теме «Культура получения государственных услуг».

Проблемы в процессе внедрения системы электронных государственных услуг и подходы в их решении

К настоящему времени большинство стран мира приняли национальные информационные стратегии, включающие развитие электронного правительства. Как показывает международный опыт создания электронного государственного управления, существуют фундаментальные проблемы, препятствующие полноценной реализации принципов электронного правительства. Это как отсутствие в необходимой степени мотивации у граждан, органов власти и управленческих структур к инновационным решениям, так и недостаточная компьютерная грамотность населения, не полный охват услугами «высокоскоростного» интернета для значительной части населения, недостаточное финансирование.

Реализация концепции электронного правительства означает принципиально новый способ организации и развития системы государственного управления, трансформации и совершенствования для ориентации на принципиально более тесную связь с гражданами, кардинального улучшения показателей получения конкретных полезных результатов деятельности, большей эффективности деятельности и ответственности государственных органов. Процесс развития электронного правительства на начальной стадии в виде информатизации органов власти начался с применения компьютеров для автоматизации внутренних процедур, ведения делопроизводства и управления кадрами, решения задач бухгалтерского учета, что привело к созданию информационных баз и соответственно систем обработки данных. На втором этапе происходит совершенствование информатизации внутренних процедур и создание систем межведомственного информационного обмена между госорганами. В первых системах данного типа передача данных между государственными органами производится с помощью машинных носителей и по сетям телекоммуникаций. На третьем этапе осуществляется интеграция основных информационных систем и ресурсов государственных органов, что обеспечивает организацию более эффективного сетевого взаимодействия с внешними сетями, включая граждан и организации. С переходом от внутренней информатизации и информатизации процессов взаимодействия между государственными структурами к сетевому информационному взаимодействию с гражданами и организациями появляется понятие «электронного правительства».

Информатизация процессов информационного обмена госорганов – как внутрисетевого, так и внешнего, и резкое сокращение бюрократических механизмов обеспечивают переход от концепции «классической бюрократии», отличающейся иерархичностью и закрытостью системы управления, к новой информационной концепции, основанной на открытых сетевых информационных структурах и управлении, нацеленном на эффективность результатов. Как показывает практика зарубежных стран, основные сложности с введением государственных услуг в электронном виде возникают в связи с барьерами со стороны консервативной части государственного аппарата, не желающего установления прозрачного контроля над их деятельностью. Это, в свою очередь, актуализирует проблему трансформации корпоративных интересов бюрократического аппарата и подготовки управленческих кадров нового типа.

Электронные услуги для граждан и бизнеса

  • Утвержден стратегический документ развития предоставления государственных, муниципальных и социально-значимых услуг в электронном виде — 2 квартал 2014 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Граждане и бизнес могут оценивать качество предоставления государственных и муниципальных услуг через федеральный телефонный центр — 1 квартал 2014 года.
  • Обеспечена выдача электронной подписи в 5 тыс. отделений почтовой связи «Почты России» — 4 квартал 2014 года. Ответственный: Евраев М.Я.
  • Обеспечена реализация прав граждан на досудебное (внесудебное) обжалование при предоставлении государственных и муниципальных услуг с использованием федеральной информационной системы досудебного обжалования — 1 квартал 2014 года.
  • Создан механизм оплаты пошлин (сборов) за предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде через инфраструктуру электронного правительства — 4 квартал 2014 года.
  • Не менее 90% межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг осуществляется через единую систему межведомственного электронного взаимодействия — 1 квартал 2015 года.
  • Утвержден системный проект, определяющий техническую политику создания, эксплуатации и развития государственной системы, обеспечивающей оформление, выдачу и использование паспорта гражданина Российской Федерации в форме идентификационной карты с электронным носителем информации — 1 квартал 2014 года.
  • Обеспечена технологическая готовность государственной системы, обеспечивающей оформление, выдачу и использование паспорта гражданина Российской Федерации в форме идентификационной карты с электронным носителем информации — 1 квартал 2015 года.
  • Утверждены нормативные правовые акты, обеспечивающие преимущественно межведомственный и внутриведомственный электронный документооборот — 1 квартал 2016 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Обеспечен преимущественно межведомственный и внутриведомственный электронный документооборот федеральными органами исполнительной власти — 4 квартал 2017 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Принят федеральный закон, обеспечивающий возможность получения гражданами доступных, надежных и безопасных электронных подписей, применяемых во всех общественных отношениях — 2 квартал 2014 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Приняты правовые акты, в том числе международные, обеспечивающие взаимное признание и применение электронных подписей на территории стран Таможенного союза — 4 квартал 2015 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Обеспечена возможность использования на «Почте России» сервиса юридически значимой электронной регистрации документов при обмене между органами власти, предпринимателями и гражданами — 2 квартал 2015 года. Ответственный: Евраев М.Я.
  • Приняты законодательные акты и акты Правительства Российской Федерации, обеспечивающие:
    • получение федеральных государственных услуг во всех местах приема заявителей, имеющихся у органа, предоставляющего государственную услугу, независимо от адреса регистрации заявителя по месту жительства или пребывания, постановки на налоговый учет — 4 квартал 2014 года. Ответственный: Пак О.Б.
    • межведомственное информационное взаимодействие в рамках получения государственных и муниципальных услуг при предъявлении только документов, отсутствующих в распоряжении органов власти (сокращение перечня документов «личного хранения») — 4 квартал 2014 года. Ответственный: Пак О.Б.
    • установление требований об организации межведомственного информационного взаимодействия при оказании услуг учреждениями и предприятиями, подведомственным органам власти; — 2 квартал 2015 года. Ответственный: Пак О.Б.
    • запрет требования от граждан копий (не заверенных) документов при обращении за предоставлением государственных и муниципальных услуг — 4 квартал 2015 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • В планах информатизации государственных органов предусмотрены мероприятия, направленные на повышение качества оказания государственных услуг (выполнения функций) (ежегодно) — 1 квартал 2014 года, 1 квартал 2015 года, 1 квартал 2016 года, 1 квартал 2017 года, 1 квартал 2018 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Проведена ежегодная оценка влияния исполнения планов информатизации государственными органами на качество оказания государственных услуг (выполнение функций) — 2 квартал 2014 года, 2 квартал 2015 года, 2 квартал 2016 года, 2 квартал 2017 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Разработаны стандарты (методические документы) использования и внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти и муниципальных образований — 4 квартал 2014 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Стандарты (методические документы) использования и внедрения информационно-телекоммуникационных технологий применяются в деятельности органов государственной власти — 4 квартал 2015 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Создана единая инженерная, информационно-телекоммуникационная и вычислительная инфраструктура для федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления — 2 квартал 2015 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Используют единую инженерную, информационно-телекоммуникационную и вычислительную инфраструктуру:
    • федеральные органы исполнительной власти — 1 квартал 2016 года. Ответственный: Пак О.Б.
    • региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления — 2 квартал 2018 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Возможность получения населением, управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями и органами власти на едином портале государственных и муниципальных услуг в режиме реального времени полной и актуальной информации в сфере ЖКХ и возможности оплаты соответствующих услуг — 4 квартал 2015 года. Ответственный: Евраев М.Я.
  • Возможность получения объективной информации для принятия решений при рассмотрении обращений предпринимателей и граждан при проведении электронных торгов по распределению государственного и муниципального заказа, имущества и имущественных прав со стороны государства и муниципальных образований — 2 квартал 2014 года. Ответственный: Евраев М.Я.
  • Перевод торгов по распределению имущества и имущественных прав со стороны государства и муниципальных образований исключительно в электронную форму — 4 квартал 2015 года. Ответственный: Евраев М.Я.
  • В субъектах Российской Федерации создан механизм координации расходов на информатизацию государственных и муниципальных органов власти — 3 квартал 2015 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Проведен мониторинг эффективности расходования средств на информатизацию государственных органов власти субъектов Российской Федерации — 2 квартал 2016 года, 2 квартал 2017 года, 2 квартал 2018 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Принята концепция региональной информатизации до 2018 года — 2 квартал 2014 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Субъектами Российской Федерации приняты программы информатизации с учетом концепции региональной информатизации до 2018 года — 4 квартал 2015 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Обеспечена возможность получения гражданами государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на базе:
    • 5 тыс. отделений почтовой связи «Почты России» — 4 квартал 2015 года. Ответственный: Пак О.Б.
    • 10 тыс. отделений почтовой связи «Почты России» — 4 квартал 2017 года. Ответственный: Пак О.Б.
  • Обеспечена возможность передачи информации о местонахождении абонента при звонке в экстренные службы (112) — 4 квартал 2017 года.
  • Российская Федерация входит в число 20 ведущих стран мира международного рейтинга по индексу развития электронного правительства — 2 квартал 2018 года. Ответственный: Пак О.Б.

Перечень электронных услуг, доступных в настоящее время и в ближайшем будущем. Наиболее значимые электронные услуги для пожилых людей.Возможности их реализации по регионам России. Региональные порталы, возможности и перспективы их использования.

Перевод государственных услуг в электронный формат осуществляется как в развитых, так и в развивающихся странах, и является необходимой составляющей электронного правительства. Для реализации этой задачи основополагающим является федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который определяет принципы и процедуру предоставления государственных (муниципальных) услуг, условия и порядок их оплаты, права заявителей и обязанности органов власти.

Государственные (муниципальные) услуги – это услуги, которые предоставляются физическим лицам и организациям по их запросу федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации или местными администрациями в рамках их компетенции.

Процесс предоставления государственной услуги в электронном виде предполагает:

  • подготовку и размещение информации по государственным услугам ответственными органами государственной власти в единой системе реестров;
  • информирование граждан и организаций о порядке предоставления государственных услуг;
  • обеспечение приема и регистрации заявлений от граждан и организаций в органах государственной власти, через МФЦ и порталы государственных услуг, формирование выписки из электронного журнала регистрации и контроля над обращениями;
  • идентификацию граждан и организаций (дистанционно);
  • проведение электронных платежей за платные государственные услуги (дистанционно);
  • передачу принятых заявлений от граждан в ведомственные системы;
  • реализацию досудебного (внесудебного) обжалования гражданами и организациями решений органов государственной власти при получении гражданином неудовлетворительного решения.

Информацию о государственных услугах, которые могут быть предоставлены в электронном виде, можно получить на федеральном портале государственных услуг Российской Федерации (http://www.gosuslugi.ru/), при этом существуют четыре возможности классификации услуг:

  • по ведомствам;
  • по категориям (рис. 5.1);
  • по жизненным ситуациям (рис. 5.2);
  • популярные.

Рис. 5.1. Электронные государственные услуги по категориям

Рис. 5.2. Электронные государственные услуги по жизненным ситуациям

Такой подход позволяет любому посетителю сайта найти необходимую услугу вне зависимости от ее ведомственной принадлежности. Получение сведений об услугах не требует процедуры регистрации на сайте. Каждой услуге дается подробная характеристика, включающая:

  • описание услуги:
  • полное название;
  • официальное название;
  • требования по срокам;
  • название процедуры;
  • основание для оказания услуги;
  • категории получателей;
  • оплата;
  • документы (необходимые для получения услуги);
  • адреса и телефоны (органа власти – исполнителя);
  • как получить услугу:
  • описание процесса заказа;
  • способы подачи заявки;
  • способы получения результата;
  • консультативную помощь по вопросам:
  • участвующие организации;
  • результаты оказания услуги;
  • фиксация результата оказания услуги;
  • возможные итоги оказания услуги;
  • права заявителя и обязанности органа власти;
  • порядок обжалования;
  • нормативно-правовые акты, регулирующие оказание услуги.

Перечень предоставляемых электронных услуг достаточно велик (более 300) и вряд ли имеет смысл приводить его полностью, тем более что в настоящее время бурно идет процесс добавления новых. Поэтому мы отметим лишь некоторые из них, представляющие особый интерес для пожилых людей:

  • информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования;
  • прием анкет для регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по программе софинансирования;
  • прием от застрахованных лиц заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) или о переходе в негосударственный пенсионный фонд;
  • прием и регистрация заявлений граждан об установлении им пенсий;
  • информирование граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
  • предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;
  • информирование о положении на рынке труда в РФ, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
  • прием налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.

Закон № 210-ФЗ предусматривает различные способы обращения получателей за электронными услугами: через веб-порталы, многофункциональные центры (МФЦ), специализированные информационные киоски (инфоматы) и с помощью обращения в центры телефонного обслуживания (так называемые колл-центры). Планируется в будущем организовать доступ к услугам с мобильного телефона и при помощи приставок для приема цифрового телевидения.

Однако многим людям старшего возраста, кому трудно работать с электронными устройствами, удобнее будет прийти в МФЦ своего населенного пункта и подать свой запрос лично в электронной или письменной форме, получив консультацию сотрудника центра. Центры телефонного обслуживания как общие, так и специализированные (например, сюжет про опыт реализации проекта «Забота») осуществляют важную функцию именно для лиц старшего возраста и тех, кто неуверенно пользуется компьютером. В частности пожилой человек, позвонив в такой центр, получает консультацию и содействие сотрудника, который в свою очередь взаимодействует с ресурсами и системами «электронного правительства». Аналогично выстраивается и работа операторов многофункциональных центров, которые могут не только дать консультацию и информацию, но и после удостоверения личности обратившегося от его имени взаимодействовать с государственными информационными системами и оформлять электронную услугу.

По способам взаимодействия с органами власти можно выделить четыре типа услуг (таблица 1).

Таблица 1. Типы электронных государственных услуг

Тип услуги

Описание

Пример

Информирование

Предоставление потребителю информации, которую необходимо знать для получения услуги

Публикации законодательных актов, адресов и телефонов государственных служб

Одностороннее взаимодействие

Размещение на сайтах государственных органов шаблонов документов

Потребитель получает шаблон, заполняет и предоставляет в государственный орган

Двустороннее взаимодействие

Подача и прием документов в электронном виде

Запись на прием, предоставление и выдача документов

Юридически значимое двустороннее взаимодействие

Результат выполнения услуги выдается и является легитимным в электронном виде

Подача декларации о налогах в электронном виде, получение документа на право собственности

Следует отметить, что только первый тип услуг не требует идентификации гражданина. В остальных случаях заявитель должен пройти процедуру регистрации на сайте. Она включает:

  • заполнение анкеты с указанием фамилии, имени, отчества, страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) застрахованного лица, идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) при желании, пароля, секретного вопроса и ответа на него, при желании адреса электронной почты и номера мобильного телефона;
  • получения кода активации личного кабинета по выбору гражданина регистрируемым почтовым отправлением, при личном обращении в ОАО «Ростелеком», для индивидуальных предпринимателей — с помощью носителя электронной подписи, выданного доверенным удостоверяющим центром ФНС России;
  • активацию личного кабинета после получения кода активации (рис. 5.3).

Рис. 5.3. Прохождение авторизации на федеральном портале государственных услуг

Подробнее с процедурой регистрации на Портале государственных услуг можно ознакомиться, обратившись на страницу https://esia.gosuslugi.ru/sia-web/rf/registration/lp/Index.spr. Во многих случаях результат государственной услуги предоставляется в виде электронных документов, загруженных в личный кабинет пользователя. У каждого региона и муниципального образования должен быть свой веб-сайт. Приведем несколько примеров:

  • портал государственных и муниципальных услуг Ленинградской области (http://gu.lenobl.ru/);
  • портал государственных и муниципальных услуг Псковской области (http://www.gosuslugi.pskov.ru/);
  • портал государственных и муниципальных услуг республики Коми (http://www.pgu.rkomi.ru/);
  • портал государственных и муниципальных услуг республики Саха (Якутия) (http://www.pgusakha.ru/);
  • портал государственных и муниципальных услуг Самарской области (http://www.uslugi.samregion.ru/);
  • портал государственных и муниципальных услуг Ярославской области (http://gu.yar.ru/).

На региональных порталах процесс регистрации (создание личного кабинета) может происходить в несколько иной форме, чем на федеральном портале. Так, на портале государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга (http://gu.spb.ru) требуется указать только имя, фамилию, логин (имя пользователя), пароль и адрес электронной почты.

Наличие многих паролей и входов на различные порталы и сайты в ряде случаев вызывает затруднения. Поэтому сейчас идет проработка возможности иметь единый регистрационный вход к системе государственных и муниципальных услуг (так называемая «сквозная авторизация»), чтобы регистрация на федеральном портале госуслуг работала и на региональных порталах.

Однако и сейчас подобные несложные манипуляции позволят жителям, например в Санкт-Петербурге, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, быстро и эффективно получать:

  • материальную помощь в виде денежных средств;
  • натуральную помощь;
  • экстренную социальную помощь.

Или услуги в сфере здравоохранения:

  • запись на прием к врачу;
  • постановка на учет и представление информации по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан.

Следует отметить, что в Москве и Санкт-Петербурге практически нет муниципальных услуг. В этих городах роль муниципалитетов выполняют государственные структуры (в Санкт-Петербурге — районные администрации). Во всех остальных регионах очень большая часть услуг является муниципальными.

Более подробно о конкретных услугах, значимых для пожилых людей, речь пойдет во втором разделе «Электронные услуги в сферах общественной жизни».

Таким образом, наша страна переживает этап формирования сервиса государственных электронных услуг, в том числе и социально значимых. Успешно действуют порталы госуслуг – специализированные сайты, поддерживаемые администрациями субъектов федерации. Информирование населения о деятельности государственных органов и порядке предоставления услуг происходит в открытом доступе. В остальных случаях требуется воспользоваться личным кабинетом, доступным после регистрации на портале.

Практика

Упражнение 5.1
С помощью Портала государственных услуг Российской Федерации (http://www.gosuslugi.ru/ ) найдите информацию по электронной услуге «Извещение о состоянии индивидуального лицевого счета».
Какие документы должен предоставить заявить для получения услуги?
Каким образом заявитель получит результат выполнения запроса в случае успешной его обработки? А в случае отказа?

Упражнение 5.2
С помощью любой информационно-поисковой системы (ИПС) из приведенного ниже перечня найдите в Интернете адрес портала государственных и муниципальных услуг вашего региона. Найдите каталог предоставляемых электронных услуг и ознакомьтесь с ним.
Какие услуги в сфере социального обеспечения можно получить в вашем регионе в электронном виде?
Какие услуги в сфере социального обеспечения можно получить в вашем регионе через МФЦ?

Памятка гражданину Российской Федерации

Срок действия паспорта гражданина Российской Федерации:

от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста; для любого возраста — до изменения в установленном законом порядке фамилии, имени, отчества, пола, даты или места рождения. Паспорт подлежит замене в 30-дневный срок с момента наступления события.

Самый простой способ замены паспорта — это подача заявления в форме электронного документа посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

Это одна из самых популярных электронных государственных услуг.

Подача заявления на замену паспорта гражданина Российской Федерации онлайн и получение его без очереди – уже опробованная многими практика. Делается это через сайт gosuslugi.ru.

В настоящее время Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области оказывает следующие государственные услуги в электронном виде:

• адресно-справочная информация для физических лиц;

• выдача «внутреннего» паспорта гражданина Российской Федерации;

• выдача заграничного паспорта;

• регистрация и снятие с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания, месту жительства в пределах Российской Федерации;

• выдача приглашений на въезд иностранным гражданам в Российскую Федерацию.

Преимуществами подачи заявления в электронном виде являются:

— Получение государственной услуги в одно посещение.

— Приоритетный порядок очного приема.

— Отсутствие необходимости заполнения бланков заявлений на бумажном носителе.

— Заявление может быть заполнено и направлено в любое удобное время, независимо от времени суток, выходных и праздничных дней, с любого компьютера, имеющего доступ к сети Интернет.

Первое, что необходимо сделать — зарегистрироваться.

Регистрация на сайте это простая процедура. В настоящий момент открыто достаточно пунктов для возможного подтверждения личности, и активация личного кабинета занимает минимум времени. Обзавестись «Личным кабинетом» можно за один день.

Подача заявления

В личном кабинете вы сразу найдете кнопку «Государственные услуги». Одной из популярных услуг является замена паспорта гражданина РФ. После выбора названия услуги необходимо нажать кнопку «Получить услугу». Для того чтобы подать заявление, понадобятся следующие документы:

Паспорт, подлежащий замене; документы, необходимые для проставления обязательных отметок в паспорте: свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, свидетельства о рождении детей до 14 лет, военный билет, заграничный паспорт; электронный файл личной документальной фотографии.

Заполнив заявление, прикрепив фотографию, нажмите кнопку «Подать заявление».

Что дальше?

Дальше система выполняет обработку и отправку запроса в государственные структуры для прохождения этапов регистрации, проверки заявления и принятия окончательного решения. В случае успешного выполнения услуги на всех этапах система дает положительный ответ, а подразделения по вопросам миграции направят пользователю электронное письмо о приёме заявления.

В случае отказа на каком-либо этапе система должна направить пользователю электронное письмо с указанием причин отказа. Все сообщения направляются пользователю только в «Личный кабинет», независимо от поставленных отметок о возможности уведомления после подачи заявления.

Если статус заявления изменился на «Принято», можно оплачивать государственную пошлину. Она оплачивается в терминале любого отделения Сбербанка России, где реквизиты для оплаты уже заложены, необходимо только указать № паспорта, подлежащего замене, и полностью фамилию, имя и отчество получателя государственной услуги. Стоимость государственной пошлины при подаче заявления в связи с утратой или порчей ранее выданного паспорта составляет 1500 рублей, в остальных случаях — 300 рублей.

После завершения проверок по заявлению ответственные лица направят приглашение для предоставления оригиналов документов, личных фотографий и получения готового паспорта в личный кабинет или на указанный Вами адрес электронной почты. Готовый паспорт вы получите в день предоставления полного пакета документов. Лишь по договоренности с Вами получение паспорта может быть перенесено на любой удобный для Вас день.

Необходимо обратить внимание!

При заполнении анкеты данные о месте рождения гражданина должны быть полными, обязательно с указанием района или области, с указанием признака населенного пункта (город, село и т.д.). Сведения о месте рождения должны быть идентичны тем, что указаны в паспорте гражданина РФ.

Срок оформления паспорта при подаче заявления на замену паспорта по месту жительства составляет не более 10 дней, при подаче заявления по месту пребывания или фактического проживания, а также при обращении с заявлением в связи с утратой паспорта, если ранее выданный паспорт был оформлен другим подразделением, срок оформления паспорта не должен превышать одного месяца.

ФИО супруга(-и) — необходимо указывать фамилию супруга(-и) до вступления в брак с Вами.

Граждане, проживающие в многоквартирном доме, должны не забывать указывать в заявлении не только номер дома, но и номер квартиры.

Загружаемая фотография должна иметь расширение JPEG, максимальный «вес» в 300 КБ, разрешение в 600 dpi. Фотографию с указанными требованиями могут изготовить и сохранить на электронный носитель (диск, флэш-карта) в любом фотоателье, также ее можно изготовить в домашних условиях.

Изображение заявителя должно соответствовать его современному внешнему виду. Фотографии в головных уборах, с темными очками, с присутствием посторонних предметов, а также в форменном обмундировании не допускаются.

Как направить сообщение.

Если у Вас возникли вопросы по направленному заявлению, вы можете воспользоваться кнопкой «Сообщения», которая активируется в разделе «Мои заявки» после нажатия на направленное заявление. Ответ на сообщение будет направлен в «Личный кабинет» и будет возможен для просмотра в «истории сообщений».

Заявление о замене паспорта гражданина Российской Федерации также можно подать в любом из многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг.

Управление по вопросам миграции
ГУ МВД России по Иркутской области ждет ваших
заявлений в электронном виде

оплата государственной пошлины посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг предоставляется со скидкой на 30%

Предоставление государственных услуг в электронном виде

Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Таким образом, электронное правительство имеет следующие основные цели:

  • оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
  • повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  • поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
  • рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
  • снижение воздействия фактора географического местоположения.

В рамках проекта электронного правительства интегрируются информационные ресурсы министерств и ведомств с обеспечением доступа к ним других участников государственного управления и специальной системой оказания бесплатных и платных онлайновых услуг.

Особенность российского пути информатизации состоит не в наличии каких-то принципиальных подходов к данному процессу, а, скорее, в иной расстановке акцентов: с упором на образование и приобщение к информационно-технологическим достижениям массы простых граждан. В складывающейся ситуации простая компьютеризация и оснащение современными средствами связи российских государственных учреждений уже не отвечает современным требованиям. Все более очевидным становится переход к созданию комплексных систем, реализующих Концепцию электронного правительства на всех уровнях управления, что, кстати, и определено в качестве одного из приоритетов проекта программы «Электронная Россия».

Формирование электронного правительства и реализация Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации осуществляется под постоянным контролем и при возрастающем участии первых лиц государства — Президента России и Председателя Правительства Российской Федерации. Комиссией Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике был составлен рейтинг уровня использования технологий электронного правительства в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации <1>.

<1> Рейтинг уровня использования технологий электронного правительства в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 2010 / Комиссия СФ ФС РФ по информационной политике; НП ЦСК ЭПР; ЦТЭП СПбГУ ИТМО; под ред. А.В. Чугунова. СПб., 2010. С. 52.

Процентное соотношение возможностей для работы с обращениями граждан и организаций в электронном виде

-¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Есть форма для обращений, есть +——+——+——+——+—-¬ ¦
регламент, но обращения ¦////////////////////////////////¦ 48,2 ¦
обрабатываются вручную ¦////////////////////////////////¦
+——T——T——T——T—— ¦ ¦
-+
Автоматизирована процедура +——+——+——+——¬¦ ¦ ¦
обработки обращений ¦//////////////////////////¦ 39,3
с последующей публикацией ¦//////////////////////////¦¦ ¦ ¦
+——T——T——T——
-+ ¦ ¦ ¦
+——+——+—¬ ¦
Есть форма для обращений, ¦/////////////////¦ 26,8 ¦ ¦ ¦
но нет регламента и гарантий ¦/////////////////¦
+——T——T—- ¦ ¦ ¦ ¦
-+
Обеспечена возможность участия +——+——+—¬ ¦ ¦ ¦ ¦
граждан и организаций ¦/////////////////¦ 26,8
в обсуждениях ¦/////////////////¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——T——T—-
-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Проводятся онлайновые +——+——¬
конференции с участием ¦////////////¦¦19,6 ¦ ¦ ¦ ¦
сотрудников органов власти, ¦////////////¦
существуют форумы +——T——¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-+
+-¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Возможности отсутствуют ¦/¦ 1,8
¦/¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—
-+——+——+——+——+——+——+
0 10 20 30 40 50 60

Рис. 3

Как видно из диаграммы, в 48% регионов имеются электронные формы для обращений граждан, при этом обработка обращений производится вручную. И только в 39% регионов процедура их обработки автоматизирована, а результаты рассмотрения публикуются на сайте.

Возможности предоставления электронных государственных услуг в регионах оценивались на основе выявления:

  • реализованных компонентов электронного правительства в регионе;
  • возможности получения услуги без очного посещения ведомства;
  • действующей системы идентификации при обращении в органы власти по электронным каналам связи;
  • возможности электронных платежей при получении платных государственных услуг;
  • осуществления процедуры обжалования решений ОГВ в электронном виде;
  • возможности участия в процедуре государственных закупок в электронном виде.

Процентное соотношение возможностей получения государственных услуг в электронной форме у граждан и организаций указано на рис. 4.

Форма «вопросника»

—————————————————————————¬
¦ Пензенский государственный университет ¦
¦ Факультет вычислительной техники ¦
¦ Кафедра: Информационное обеспечение управления и производства ¦
¦ Уважаемые господа! ¦
¦ Мною проводится работа над кандидатской диссертацией на тему¦
¦»Разработка алгоритмов действий органа власти при организации¦
¦предоставления государственных услуг». В связи с этим на основании¦
¦Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к¦
¦информации о деятельности государственных органов и органов местного¦
¦самоуправления» прошу ответить на следующие вопросы: ¦
¦ 1. Есть ли утвержденный перечень государственных услуг,¦
¦предоставляемых через «электронное окно»? ¦
¦ 2. Какие именно государственные услуги предоставляются в электронном¦
¦виде? С какого времени это происходит? ¦
¦ 3. Какие нормативные акты регламентируют предоставление услуг в¦
¦электронном виде? ¦
¦ 4. Есть ли административные регламенты, определяющие порядок¦
¦предоставления «электронных» услуг? ¦
¦ 5. Какая служба отвечает за предоставление услуг в электронном¦
¦формате? ¦
¦ 6. Какие требования к компетенциям служащих, работающих с¦
¦электронными запросами, вы предъявляете? ¦
¦ 7. Какие программные продукты используются для предоставления¦
¦»электронных» услуг? Свои разработки или готовые продукты? ¦
¦ Просьба: перенаправить руководителю службы по документационному¦
¦обеспечению, ответы высылать по адресу: yamahaerg121@rambler.ru. ¦
L—————————————————————————

Рис. 5

На основании полученных результатов было выявлено, что в каждой области:

  • имеются нормативные акты: законы области, принятые на основе федеральных законов, постановления и распоряжения;
  • утверждены перечни государственных и муниципальных услуг;
  • приведены государственные услуги, которые предоставляются в электронном виде, а также требования к компетенциям служащих, работающих с электронными запросами;
  • используются как готовые, так и собственные программные продукты для предоставления электронных услуг.

Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что не во всех регионах предоставляется возможность для заявителей представлять документы в электронном виде для получения государственных услуг с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Эта проблема в настоящее время до конца не раскрыта, что противоречит Распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 1555-р «О Плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти».

Для получения государственных услуг могут воспользоваться справочно-информационным порталом «Государственные услуги» как физические, так и юридические лица (http://www.gosuslugi.ru/ru/). Данный портал является единой точкой доступа граждан и организаций к информации о государственных услугах, предоставляемых органами исполнительной власти Российской Федерации, а также о возможности получения этих услуг.

Стартовая страница портала «Государственные услуги» приведена на рис. 6 (не приводится).

Рис. 6 — Стартовая страница портала Рисунок не приводится.

Портал «Государственные услуги» доступен любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации и ее представление. Информация на портале размещается федеральными и региональными органами власти Российской Федерации. В настоящий момент портал работает в тестовом режиме.

Процедура предоставления государственной или муниципальной услуги через «электронное окно» представлена в виде схемы, алгоритма на рис. 7.

Схема алгоритма процедуры предоставления государственной или муниципальной услуги через «электронное окно»

————¬
¦ Вход ¦
¦ на портал ¦
L——T——
¦/
——+——¬
¦ Личный ¦
¦ кабинет ¦
L——T——
¦/
——+——¬
¦Регистрация¦<————————¬
———+——T——+———¬ ¦
¦/ ¦/ ¦/ ¦
-T——+—-T¬ -T——+——T¬ -T——+——T¬ ¦
¦¦ Граждане ¦¦ ¦¦Юридически妦 ¦¦Иностранны妦 ¦
¦¦ РФ ¦¦ ¦¦ лица и ИП ¦¦ ¦¦ граждане ¦¦ ¦
L+——T—-+- L+——T——+- L+——T——+- ¦
L———¬ ¦ ———— ¦
————¬ ¦/ ¦/ ¦/ ¦
¦ Личные ¦—-¬ -T+—-+—-+T¬ ¦
¦ данные, ¦ L-+¦ Ввод ¦¦ ————¬¦
¦ индекс ¦ ¦¦ данных ¦¦ ¦ В случае ¦¦
¦и почтовый¦ L+——T——+- ¦ отказа ¦¦
¦ адрес ¦ ¦/ ——¦в получени覦
L———— -T——+——T¬ ¦ ¦ кода ¦¦
¦¦ Получение ¦¦ ¦ L————¦
¦¦ кода ¦+——+——————
¦¦ активации ¦¦
L+——T——+-
¦/
——+——¬
¦Авторизация¦
L——T——
¦/
—————+————¬
¦Стартовая страница портала¦
L————-T————-
¦/
—————-+—————¬
¦Определение статуса гражданина¦
L——T——————-T——
¦/ ¦/
———+——-¬ ———+——-¬
¦ Физическое лицо¦ ¦Юридическое лицо¦
L———T——— L———T———
L—¬ ——-
¦/ ¦/
—+———+—¬ —————¬
¦ Классификаторы+———->¦По ведомствам¦
—————+——-T——— L——-T——
¦/ ¦/ ¦
——-+——¬ ————+————¬ ¦/
¦По категориям¦ ¦ По жизненным ситуациям¦ -T———+——T¬
L————T— L—T——————— ¦¦ Схема ¦¦
————-¬ ¦/ ¦/ —————¬ ¦¦ подчинений, ¦¦
¦Описание ¦ -T+———+-T¬ ¦ Отказ в ¦ ¦¦ контактные ¦¦
¦услуги, ¦-¬¦¦Выбор услуг覦 —-¦предоставлении¦ ¦¦ сведения ¦¦
¦информация ¦ ¦L+——T——+- ¦ ¦ услуг ¦ L+—————+-
¦о стоимости,¦ ¦ ¦/ ¦ L—————
¦сроках ¦ LTT——+——T¬ ¦
¦исполнения, ¦ ¦¦ Карточка ¦¦ ¦ —————¬
¦бланки ¦ ¦¦ услуги ¦¦ ¦ ¦Подробная ¦
¦заявлений ¦ L+——T——+- ¦ ¦информация ¦
¦и форм, ¦ ¦/ ¦ ———¦о порядке ¦
¦перечни ¦ -T——+——T¬¦ ¦ ¦и способах ¦
¦документов, ¦ ¦¦ Запрос ¦¦¦ ¦ ¦обращения за ¦
¦необходимые ¦ ¦¦ на получение¦++¬ ¦ ¦консультацией ¦
¦для ¦ ¦¦ услуги ¦¦ ¦ ¦ L—————
¦получения ¦ L+————-+- ¦ -T———+——T¬
¦услуги ¦ L—>¦¦Консультировани妦
L————- L+—————-+-

Рис. 7

Все услуги, размещенные на портале, соотнесены с конкретным регионом России: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия ее предоставления. Поэтому первым шагом для получения доступа к возможностям ресурса является выбор региона, после чего открывается список услуг, предоставляемых как территориальными органами центральных министерств и ведомств, структурами конкретного субъекта Российской Федерации, так и органами местного самоуправления.

Для удобства поиска на портале предоставляется возможность воспользоваться следующими классификаторами: по жизненным ситуациям; по категориям пользователей; по ведомствам. Кроме того, организован поиск услуг, организаций, документов и форм по ключевым словам.

Для получения государственной или муниципальной услуги первоначально гражданину необходимо зарегистрироваться в «Личном кабинете». На портале реализован механизм единой авторизации, не требующий повторного ввода учетных данных и позволяющий однозначно идентифицировать пользователя в ведомственной информационной системе. Стартовое окно при регистрации на портале государственных услуг приведено на рис. 8.

Стартовое окно при регистрации Рис. 8

После регистрации пользователю предоставляется возможность обратиться за нужной услугой в электронном виде (если такая возможность уже предусмотрена ведомством), а также воспользоваться другими онлайновыми сервисами.

Зарегистрированные пользователи, выбрав нужную им услугу, в электронной форме заполняют и отправляют заявление на получение услуги или запрос в орган исполнительной власти. В «Личном кабинете» они по номеру документа при необходимости могут отследить статус своего обращения.

После получения разрешения гражданину предоставляется возможность заполнить карточку для нужной услуги. В карточке содержатся описание услуги, информация о ее стоимости, сроках исполнения. После заполнения карточки пользователю предоставляются бланки заявлений и форм, которые необходимо заполнить для обращения за данной услугой. Далее он должен ознакомиться с перечнем документов, необходимых для получения услуги.

Если гражданину было отказано в предоставлении услуги или сроки ее исполнения были недопустимо затянуты, то он имеет возможность обжаловать это решение в соответствующих рубриках. Для этого в рубрике «Консультирование» содержится подробная информация о порядке и способах обращения за консультацией.

Помимо информации о государственных услугах на портале публикуются актуальные новостные и аналитические материалы по теме услуги в рубрике «Последние публикации», полезная практическая информация, также комментирующая конкретную услугу или близкие ей содержится в рубрике «Вопрос — ответ». Для получения срочных уточнений по сведениям, представленным на портале, круглосуточно работает телефонная горячая линия. Для пользователей через форму обратной связи предусмотрена возможность отправить свои пожелания по работе ресурса.

Рассмотрим оказание наиболее востребованной государственной услуги «Получение заграничного паспорта гражданином Российской Федерации, достигшим возраста 18 лет» в категории «Гражданство, регистрация, визы».

Оформление и выдача паспортов осуществляются ФМС России в пределах своей компетенции, структурными подразделениями территориальных органов ФМС России (http://www.gosuslugi.ru/ru/card/index.php?coid_4=65&ccoid_4=72&poid_4=158&soid_4=439&toid_4=392&info_4=1&esid_4=48423&rid=228&tid=2 — _ftn2) по месту жительства либо по месту пребывания граждан.

Получателем услуги является гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Российской Федерации или проживающий за ее пределами, достигший возраста 18 лет. В отношении гражданина, признанного в установленном порядке недееспособным, заявление подается одним из усыновителей, опекунов или попечителей (законных представителей) при представлении документов, подтверждающих права законных представителей.

На территории Российской Федерации гражданин подает заявление о выдаче паспорта в ФМС России, территориальный орган или подразделение по месту жительства либо по месту пребывания.

Гражданин, имеющий место жительства и место пребывания в пределах одного населенного пункта, обращается с заявлением о выдаче паспорта в территориальный орган по месту жительства.

Для получения паспорта гражданину необходимо представить следующие документы:

  • анкета-заявление о выдаче заграничного паспорта (рис. 9) (2 экз.);
  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • документы, подтверждающие основание для срочного оформления заграничного паспорта;
  • трудовая книжка, выписка из нее или справка с места работы (заверенная копия, 1 экз.);
  • разрешение командования, оформленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (рис. 10);
  • военный билет с отметкой об окончании прохождения военной службы либо соответствующая справка военного комиссариата по месту регистрации;
  • ходатайство организации, направляющей гражданина за пределы территории Российской Федерации;
  • заграничный паспорт, выданный ранее (если выдавался);
  • фотографии заявителя (4 шт.);
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • квитанции об уплате государственной пошлины (рис. 11);
  • документы, подтверждающие права законного представителя;
  • документы, удостоверяющие наличие гражданства Российской Федерации для лиц, не достигших 14-летнего возраста.

Форма анкеты-заявления ЗАЯВЛЕНИЕ О ВЫДАЧЕ ПАСПОРТА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Рис. 9 Образец разрешения СПРАВКА Рис. 10 Форма квитанции об уплате государственной пошлины

——————T——————————————————-¬
¦ ¦ Форма N ПД-4сб (налог)¦
¦ ¦ ¦
¦ Извещение ¦Наименование получателя платежа: ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ИНН/КПП: ¦
¦ ¦Код ОКАТО: ¦
¦ ¦Номер счета получателя платежа: ¦
¦ ¦Наим. банка: ¦
¦ ¦БИК: КБК: ¦
¦ ¦Фамилия И.О.: _________________________________________¦
¦ ¦Адрес: ________________________________________________¦
¦ ¦Наименование платежа: _________________________________¦
¦ ¦Дата: ______________________ Итого к уплате: __________¦
¦ ¦Плательщик (подпись) _______________________ ¦
+——————+——————————————————-+
¦ ¦ Форма N ПД-4сб (налог)¦
¦ ¦ ¦
¦ Извещение ¦Наименование получателя платежа: ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ИНН/КПП: ¦
¦ ¦Код ОКАТО: ¦
¦ ¦Номер счета получателя платежа: ¦
¦ ¦Наим. банка: ¦
¦ ¦БИК: КБК: ¦
¦ ¦Фамилия И.О.: _________________________________________¦
¦ ¦Адрес: ________________________________________________¦
¦ ¦Наименование платежа: _________________________________¦
¦ ¦Дата: ______________________ Итого к уплате: __________¦
¦ ¦Плательщик (подпись) _______________________ ¦
L——————+———————————————————
—————————————————————————¬
¦ Наименование платежа: ¦
¦ 1. Госпошлина за оформление заграничного паспорта. (Итого к уплате:¦
¦400 руб.) ¦
¦ 2. Госпошлина за оформление заграничного паспорта, содержащего¦
¦электронный носитель информации. (Итого к уплате: 1000 руб.) ¦
¦ 3. Госпошлина за оформление заграничного паспорта ребенку.¦
¦(Итого к уплате: 200 руб.) ¦
¦ 4. Госпошлина за оформление заграничного паспорта, содержащего¦
¦электронный носитель информации, ребенку. (Итого к уплате: 500 руб.) ¦
¦ ¦
¦ За банковскими реквизитами необходимо обращаться в ближайшее¦
¦территориальное подразделение ФМС России ¦
L—————————————————————————

Рис. 11

Следующим шагом является оплата Государственной пошлины в соответствии со ст. 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации.

Срок оформления паспорта не превышает одного месяца со дня подачи заявления по месту жительства и четырех месяцев при подаче заявления по месту пребывания. Датой подачи заявления считается день подачи всех надлежащим образом оформленных документов и фотографий.

При наличии документально подтвержденных обстоятельств, связанных с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или смертью близкого родственника, супруга (супруги), требующих выезда из страны, срок оформления паспорта гражданину и сопровождающим его лицам, указанным в его заявлении, не превышает трех рабочих дней со дня подачи заявления при отсутствии оснований для временного ограничения в праве на выезд за границу.

В процессе оказания услуги выдается уведомление о выдаче заграничного паспорта на утвержденном бланке.

Завершающим шагом данной процедуры является выдача заграничного паспорта гражданина Российской Федерации. Паспорт выдается уполномоченным сотрудником лично гражданину (законному представителю) после проставления владельцем своей подписи в реквизите «Подпись» владельца.

При выдаче паспорта уполномоченным сотрудником проверяется сходство гражданина с фотографией, правильность заполнения реквизитов паспорта на основании сведений, указанных гражданином в заявлении, а также машиночитаемой зоны.

В случае выявления технического брака или несоответствия персональных данных, отметок и записей оформляется новый паспорт без повторного представления гражданином документов (за исключением личной фотографии владельца паспорта), в том числе без повторного взимания государственной пошлины. В этом случае максимальный срок оформления и выдачи нового паспорта составляет 2 часа с момента предоставления фотографии владельцем паспорта. Срок предоставления фотографии владельцем паспорта не должен превышать 24 часов с момента выявления технического брака, за исключением выходных и праздничных дней.

В заключение можно отметить, что в настоящее время не все услуги можно получить через государственный портал в электронном виде, но эта проблема решается.

Л.Р.Фионова

Пензенский государственный университет

М.А.Катышева

Пензенский государственный университет

А.Н.Медведев

Пензенский государственный университет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *