Формы бюджетной отчетности

КВАРТАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ — НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, СОСТАВ, СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПОЛУЧАТЕЛИ

Государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, руководствуясь нормами российского законодательства, обязаны составлять и представлять годовую и квартальную бухгалтерскую отчетность.
В статье мы поведем речь о составе квартальной отчетности, сроках ее представления и получателях, а также коснемся иных вопросов, связанных с бухгалтерской отчетностью бюджетных учреждений.
Одной из форм некоммерческих организаций, создание которых предусмотрено пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), выступают учреждения, которые делятся на частные и государственные (муниципальные). Государственные (муниципальные) учреждения сегодня представлены тремя типами учреждений — казенными, бюджетными и автономными, что следует из пункта 1 статьи 123.22 ГК РФ, при этом для каждой категории учреждений установлены свои правила ведения деятельности.
Правовое положение, порядок создания, деятельности некоммерческих организаций определены Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), из статьи 32 которого следует, что бюджетные учреждения должны вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и представлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами бюджетного учреждения.
Нормативным правовым актом, регулирующим бухгалтерский учет в Российской Федерации, является Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).
Обязанность ведения бухгалтерского учета бюджетным учреждением прямо предусмотрена статьей 6 Закона N 402-ФЗ. За организацию ведения учета в бюджетном учреждении и хранение бухгалтерской документации отвечает руководитель учреждения. Он же принимает решение о том, кем будет вестись учет — силами бухгалтерии, возглавляемой главным бухгалтером, иным должностным лицом учреждения или привлекаемыми на договорной основе специалистами (статья 7 Закона N 402-ФЗ).
Итак, бюджетные учреждения обязаны составлять годовую и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (статья 13 Закона N 402-ФЗ).
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями его собственника установлена обязанность ее представления (пункты 4, 5 статьи 13 Закона N 402-ФЗ).

Московский государственный университет печати

10. Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций

Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности № 5н установлен единый порядок составления и представления бюджетной отчетности главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета, бюджетными учреждениями, органами, организующими исполнение бюджета, и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета. Инструкция № 5н содержит следующую информацию:

  • формы документов бюджетной отчетности;

  • периодичность и сроки представления отчетности;

  • необходимость составления отчетности в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом как на бумажных, так и на электронных носителях информации;

  • перечень лиц, подписывающих бюджетную отчетность;

  • правила формирования и отражения показателей форм бюджетной отчетности;

  • единицы измерения показателей форм отчетностей;

  • иерархия представления отчетности нижестоящими организациями вышестоящим;

  • порядок составления:

    • 1) форм бюджетной отчетности;

      2) отчетов об исполнении бюджета;

      3) отчета о финансовых результатах деятельности;

      4) отчета о кассовых поступлениях и выбытиях денежных средств;

      5) ежемесячной бюджетной отчетности;

      6) отдельных разделов пояснительной записки к годовой, квартальной бюджетной отчетности;

  • контрольные соотношения между показателями форм бюджетной отчетности.

Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой на следующие даты: квартальная — по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая — на 1 января года, следующего за отчетным, месячная — на первое число месяца, следующего за отчетным. Бюджетные учреждения представляют ее своему вышестоящему распорядителю бюджетных средств в установленные им сроки.

Следует отметить, что формы отчетности едины как по бюджетной, так и по внебюджетной деятельности. В них не отражаются показатели фактических расходов по исполнению бюджета. Отдельные формы отчетности заполняются по методу начисления учета операций (например, баланса исполнения бюджета, отчета о финансовых результатах деятельности учреждения). Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета заполняется по кодам бюджетной классификации.

Бюджетная отчетность представляется в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных носителях, а также на электронных носителях информации. Она подписывается руководителем и главным бухгалтером получателя средств бюджетов. В случае если бюджетный учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией), бухгалтерская отчетность подписывается руководителем получателя средств и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии), ведущей бюджетный учет .

Бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги. До составления бюджетной отчетности производится сверка оборотов и остатков по аналитическим регистрам учета с оборотами и остатками по счетам бюджетного учета. Показатели годовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации, проведенной в установленном порядке . Бюджетные учреждения составляют:

  • балансы исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130);

  • отчеты об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);

  • отчеты о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

  • пояснительную записку (ф. 0503160) к балансу ф. 0503130, отчету ф. 0503121 и 0503127.

Ежемесячная отчетность бюджетных учреждений содержит следующие формы:

    1. На основании оправдательных документов, подтверждающих операции, исполненные вне банковских счетов, по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджетов, получатели средств бюджета заполняют справку по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129).

    2. Получатели средств бюджета через счета, открытые в кредитных учреждениях, заполняют справку по внутренним расчетам (ф. 0503125).

В приложении 2 указаны сроки представления бюджетной отчетности. Во втором разделе Инструкции № 5н содержится порядок составления форм бюджетной отчетности. Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) составляется ежеквартально по методу начисления учета операций. При заполнении баланса ф. 0503130 следует обратить внимание на следующее:

  1. данные по счетам бюджетного учета берутся только из четырех разделов Плана счетов бюджетного учета, счета учета по санкционированию расходов не приводятся;

  2. на 1 января года, следующего за отчетным, в графах 6, 7, 8 баланса показываются данные с учетом проведенных 31 декабря заключительных записей по счетам бюджетного учета по окончании текущего финансового года;

  3. данные по объектам основных средств и нематериальных активов показываются как по первоначальной, так и по остаточной стоимости;

  4. амортизация основных средств и нематериальных активов отражается в активе баланса;

  5. не все показатели включаются в валюту баланса;

  6. по состоянию на 1 января в графах 6, 7, 8 баланса не предусматривается наличие сумм на некоторых счетах учета, например:

    • 0010700000 «Нефинансовые активы в пути»;

    • 0020101000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах» (в соответствии со ст. 242 Бюджетного кодекса РФ счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 ч 31 декабря);

    • 0030404000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» (в связи со списанием суммы использованного за год объема полученных средств бюджета на счет по учету финансового результата прошлых отчетных периодов неиспользованный остаток денежных средств по окончании года возвращается в бюджет);

    • 0030405000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов» (в связи с закрытием счетов расчетов по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение соответствующего бюджета, при завершении финансового года);

    • 0040101000 «Финансовый результат текущей деятельности учреждения» (в связи со списанием по окончании финансового года сумм доходов и расходов учреждения на счет по учету финансового результата прошлых отчетных периодов);

    • на других счетах в соответствии с Инструкцией № 5н.

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) составляется по методу начисления учета операций получателем бюджетных средств ежеквартально и отражает чистый операционный результат по текущей деятельности учреждения и по резервному фонду как по бюджетной, так и по внебюджетной деятельности. Согласно кодам классификации операций сектора государственного управления в отчете ф. 0503121 указываются следующие данные:

  • по операциям с доходами (по суммам начисленных доходов по соответствующим аналитическим счетам счета 0040101100 «Доходы учреждения», счета 0040102100 «Доходы резервного фонда», 0040104000 «Доходы будущих периодов»);

  • по операциям с расходами (по суммам начисленных расходов по соответствующим аналитическим счетам счета 0040101200 «Расходы учреждения», счета 0040102200 «Расходы резервного фонда»);

  • по операциям с нефинансовыми активами (по данным счетов увеличения и уменьшения соответствующих аналитических счетов счета 0010000000 «Нефинансовые активы»);

  • по операциям с финансовыми активами (по данным счетов увеличения и уменьшения соответствующих аналитических счетов счета 0020000000 «Финансовые активы»);

  • по операциям с обязательствами (по данным счетов увеличения и уменьшения соответствующих аналитических счетов счета 0030000000 «Обязательства»);

  • чистый операционный результат — сумма изменения финансового результата за отчетный период.

Чистый операционный результат равен разнице сумм по доходам, включая доходы будущих периодов, и расходам или разнице сумм по операциям с активами, включая нефинансовые и финансовые, и по операции с обязательствами. Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) составляется получателем средств бюджета ежеквартально по кассовому методу учета операций. В данном документе отражается исполнение бюджета по кодам бюджетной классификации:

  • по доходам;

  • по расходам;

  • по источникам финансирования дефицита.

Получатели средств бюджета оформляют:

  • поступления по доходам (за исключением поступлений от возврата бюджетных ссуд и кредитов, от переоценки активов, от реализации непроизведенных активов, ценных бумаг, акций и иных форм участия в капитале, от заимствований), проведенные через лицевые счета органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета, через банковские счета, через некассовые операции;

  • объемы утвержденных лимитов бюджетных обязательств расходов;

  • выбытия средств бюджета (за исключением расходов по приобретению непроизведенных активов, ценных бумаг, акций и иных форм участия в капитале, по погашению долговых обязательств) через лицевые счета органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета, через банковские счета, через некассовые операции. Здесь же отражают поступления от возврата бюджетных ссуд и кредитов со знаком «минус»;

  • неисполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств по расходам;

  • данные по поступлениям (включая доходы от переоценки активов, от реализации непроизведенных активов, ценных бумаг, акций и иных форм участия в капитале, от заимствований) и выбытиям (включая расходы по приобретению непроизведенных активов, ценных бумаг, акций и иных форм участия в капитале, по погашению долговых обязательств) источников внутреннего и внешнего финансирования бюджета, проведенные через лицевые счета органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета, через банковские счета, через некассовые операции.

Отдельно составляются отчеты по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и по деятельности за счет целевых средств и безвозмездных поступлений аналогично по этой же форме. Если получатели бюджетных средств осуществляют денежные операции через банковские счета, то они заполняют отчет ф. 0503127 ежемесячно. При этом данные по объемам утвержденных лимитов бюджетных обязательств расходов бюджета указываются на отчетную квартальную дату.

Пояснительная записка (ф. 0503160) получателем средств бюджета оформляется к бюджетной отчетности. Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 02-14-10а/2816 эта записка (сводная) (ф. 0503160) представляет собой дополнительную информацию к бухгалтерской отчетности и необходима для объективного анализа этой отчетности.

Пояснительная записка включает повествовательное описание и более подробные таблицы, содержащие необходимые для анализа сведения, а также иную дополнительную информацию (приложения к пояснительной записке) по формам:

  1. к годовому отчету:

    • в соответствии с перечнем, утвержденным Инструкцией №5н;

  2. к квартальному отчету — со следующими сведениями:

    • о причинах недофинансирования;

    • об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета;

    • о кассовом исполнении бюджета;

    • об эффективности бюджетных расходов;

    • об исполнении целевых программ;

    • о целевых иностранных кредитах;

    • о государственном (муниципальном) долге.

Пояснительная записка подписывается руководителем учреждения и главным бухгалтером и согласно Инструкции № 5н раскрывает следующую информацию:

  • порядок организации и цели деятельности;

  • результаты деятельности в натуральном выражении и меры по повышению эффективности использования бюджетных средств;

  • аналитика основных показателей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах деятельности;

  • исполнение бюджета в соответствии с лимитами бюджетных обязательств (включая исполнение целевых программ и освоение полученных целевых иностранных кредитов);

  • исполнение сметы доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Структура пояснительной записки представлена в приложении 3.

Справку по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129) ежемесячно составляют получатели средств бюджета, минуя банковские и лицевые счета по кодам бюджетной классификации:

  • по доходам;

  • по расходам;

  • по источникам финансирования дефицита.

Справку по внутренним расчетам (ф. 0503125) получатели средств бюджета, производящие денежные операции по счетам, открытые в кредитных организациях, и органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, ежемесячно составляют по кассовому методу учета операций. В справке на отчетную дату показываются суммы поступивших и выбывших средств, отраженных:

  • на соответствующих счетах счета 0030404000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета»;

  • на соответствующих счетах счетов 0021100000, 0021200000 и 0030900000 органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

10.1. Вопросы и задания для самопроверки

    1. Какие органы имеют право контролировать деятельность бюджетных учреждений?

    2. Какие виды отчетности бюджетных учреждений вы знаете? Каково их назначение?

    3. Какие формы бухгалтерской отчетности вы знаете?

    4. В какие сроки и кому бюджетные учреждения представляют отчетность?

Комментарий к СТ 264.2 БК РФ

Статья 264.2 БК РФ. Составление бюджетной отчетности

Комментарий к статье 264.2 БК РФ:

Статья 264.2 предусматривает порядок составления бюджетной отчетности.

Обязанность по составлению бюджетной отчетности лежит на каждом субъекте бюджетных правоотношений, которые получают бюджетные средства либо используют государственную (муниципальную) собственность. После составления бюджетной отчетности в отношении полученных средств субъекты бюджетных правоотношений, а именно получатели бюджетных средств, представляют бюджетную отчетность вышестоящим распорядителям бюджетных средств. Распорядители бюджетных средств, в свою очередь, передают объединенную бюджетную отчетность подведомственных получателей и свою бюджетную отчетность на вышестоящий уровень, то есть главным распорядителям, главным администраторам доходов бюджета и источников финансирования дефицита. На основании полученной информации от получателей и распорядителей бюджетных средств главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета составляют сводную бюджетную отчетность, руководствуясь представленной им бюджетной отчетностью подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации отсутствует четкое определение понятия сводной бюджетной отчетности, однако по смыслу действующего бюджетного законодательства сводная бюджетная отчетность представляет собой совокупность данных о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств субъектов бюджетных правоотношений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Главные администраторы средств федерального бюджета представляют сводную бюджетную отчетность в Федеральное казначейство.

Главные администраторы средств бюджета субъекта Российской Федерации представляют сводную бюджетную отчетность в финансовые органы субъектов Российской Федерации.

Главные администраторы средств местного бюджета представляют сводную бюджетную отчетность в финансовые органы муниципальных образований.

Сроки предоставления сводной бюджетной отчетности устанавливаются соответствующими финансовыми органами государственной власти или местного самоуправления.

Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований на основании сводной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств.

Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является годовой, однако отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным. Таким образом, такие документы, как баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка, составляются один раз в год, а отчет об исполнении бюджета составляется ежеквартально.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 января 2005 г. N 5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности» утвержден порядок составления бюджетной отчетности.

На основании данной Инструкции органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения — главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов; органы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, составляют годовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность.

Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджетов; органами, организующими исполнение бюджетов, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, на следующие даты: квартальная — по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая — на 1 января года, следующего за отчетным, месячная — на первое число месяца, следующего за отчетным.

Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации регулярно направляет письма о представлении бюджетной отчетности за определенный период времени в Федеральное казначейство. Например, письмо от 14 февраля 2007 г. N 02-14-13/336 «О представлении квартальной и месячной бюджетной отчетности в 2007 году в Федеральное казначейство», в котором содержатся формы квартальной и месячной бюджетной отчетности.

Приказом Федерального казначейства от 21 декабря 2006 г. N 14н «О сроках представления сводной квартальной и годовой бюджетной отчетности главными распорядителями средств федерального бюджета и иными получателями средств федерального бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2007 год» утверждены сроки предоставления бюджетной отчетности главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств.

Бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, составленная Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами муниципальных образований, представляется соответствующими финансовыми органами в вышестоящие органы исполнительной власти, а именно в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, местную администрацию.

Ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, представляемые в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, местную администрацию, представляемые в составе бюджетной отчетности, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Отчеты об исполнении соответствующего бюджета утверждаются в форме нормативных правовых актов органов исполнительной власти. Отчет об исполнении соответствующего бюджета утверждается за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года.

Утвержденный отчет об исполнении бюджета направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган государственного (муниципального) финансового контроля. Ежеквартальные отчеты об исполнении бюджета направляются в законодательные (представительные) органы, а также органы государственного (муниципального) финансового контроля в порядке информации. Счетная палата Российской Федерации, в том числе на основании полученных ежеквартальных отчетов об исполнении бюджета, ежеквартально по установленной форме представляет Федеральному Собранию Российской Федерации оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал.

Отчеты об исполнении бюджета за год также представляются высшим органом исполнительной власти в законодательные (представительные) органы государственной власти. Однако в отличие от ежеквартальных отчетов годовые отчеты об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти.

Годовые отчеты об исполнении бюджетов утверждаются соответственно в форме федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает особой процедуры рассмотрения и утверждения проектов федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований об отчетах об исполнении бюджетов, следовательно, вышеуказанные проекты законов и правовых актов рассматриваются в общем порядке, предусмотренном для других законов и правовых актов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *