Контроль в торговле

5 Билет Государственный контроль (надзор) за торговой деятельностью

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль в торговле.

Правом осуществлять контроль (надзор) за ведением торговли наделены следующие федеральные службы:

1)Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

2)Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

4)Федеральная служба по труду и занятости.

5)Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

6)Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

7)Федеральная налоговая служба.

8)Федеральная миграционная служба.

9)Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Функции, задачи и полномочия контролирующих органов

Вместе с тем ключевым контрольно-надзорным органом в торговле является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор.

В обязанности организаций Роспотребнадзора входит выполнение следующих функций:

  1. проведение плановых и частных контрольных проверок соблюдения правил торговли и качества товаров у продавцов, по мере необходимости — непосредственно у изготовителей;

  2. проверка наличия у продавцов (изготовителей) сертификата на продаваемые товары, других нормативных документов;

  3. контроль за соблюдением порядка применения цен на предприятиях торговли и общественного питания, а также отдельными физическими лицами, осуществляющими аналогичную деятельность;

  4. контроль за использованием весов, измерительных приборов, торгового технологического оборудования, контроль­но-кассовых машин, за сроками их проверки и аттестации;

  5. выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров;

  6. рассмотрение писем, обращений, заявлений, жалоб покупателей на качество товаров, нарушения в торговле, обще­ственном питании, принятие по результатам проверки соответствующих решений;

  7. вынесение решений о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцам, изготовителям, допустившим нарушения, связанные с торговлей;

  8. передача материалов в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих серьезные нарушения, злоупотребления в торговле;

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля

Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ (ред. от 30.12.2006, с изм. от 22.12.2008) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

Требования к организации и проведению мероприятий по контролю

Порядок проведения мероприятий по контролю

1. Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

2. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

3. Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

4.В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

5. Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и их защита от неправомерных действий контролирующих органов

Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

Руководители имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

3) знакомиться с результатами проверки

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

1. Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Заявление об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) м.б. признаны недействительными в порядке, установленном законодательством Российской Федераци

§ 16.3. Организация государственного контроля торговли

Функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

В своей деятельности эта служба руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения РФ, а также специальным Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Правительством РФ.

Служба осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Основными полномочиями Роспотребнадзора, имеющими прямое отношение к контролю торговли, являются:

  • • федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;
  • • федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
  • • федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров;
  • • осуществление в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов;
  • • организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

В целях реализации указанных полномочий Федеральная служба имеет право:

  • • организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
  • • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • • запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
  • • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • • пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
  • • осуществлять контроль над деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;
  • • создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
  • • разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.

Служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также оказание платных услуг.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным врачом Российской Федерации. Он несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Порядок проведения мероприятий по контролю деятельности торговых организаций и предприятий регламентируется Федеральным законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”. Им установлены права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов, обязанности органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.

Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля являются:

  • • преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • • презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • • открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • • проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
  • • недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • • недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
  • • ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • • недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;
  • • финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;
  • • разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях в гл. 14 “Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегули- руемых организаций” установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или специального разрешения (лицензии), за незаконную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена, за нарушение законодательства о рекламе и др.

Установлена также ответственность за иные нарушения в сфере торговли, в частности:

  • • продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований;
  • • продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;
  • • нарушение порядка ценообразования;
  • • обман потребителей (обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара);
  • • нарушение иных прав потребителей (на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, об изготовителе, о продавце и о режиме их работы; непредо- ставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, и т. п.)
  • • нарушение правил продажи отдельных видов товаров.

Государственный контроль в торговле

В соответствии с ФЗ » О торговле» контроль и надзор осуществляют:

1. Государственный контроль (надзор) за торговой деятельностью осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.Государственный контроль (надзор) — это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Порядок осуществления государственного контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля регулируется Федеральным законом № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 г. (ред. от 30.12.2006 г.).

Государственный контроль (надзор) — это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Мероприятие по контролю — совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю (табл. 9.1).

МВД РФ

Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами.

Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Надзор за выполнением установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

В пределах своей компетенции — контроль за экспортом, импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования

Ведение федеральной базы данных о выданных экспортных и импортных разрешительных документах в отношении продукции, подпадающей под экспортный контроль.

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков

Контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в пределах своей компетенции — в области оборота сильнодействующих веществ.

Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Надзор и контроль за исполнением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в области потребительского рынка

Контроль за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг

Надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд

Надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию РФ.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

Контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

Надзор за фармацевтической деятельностью, соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения, производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования лекарственных средств, производством, оборотом и порядком использования изделий медицинского назначения

Организация экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), за исключением полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов РФ, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, использованием и охраной водных объектов

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, контроль за безопасностью лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок, изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов на всех стадиях производства и обращения

Федеральная антимонопольная служба

Контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе, соответствием антимонопольному законодательству соглашений между хозяйствующими субъектами, деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары и др.

Федеральная таможенная служба

Контроль таможенной стоимости товаров (совместно с Министерством финансов РФ)

Разработка обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения в целях обеспечения таможенного контроля

Контроль порядка взятия проб или образцов товаров, а также порядка их исследования при проведении таможенного контроля

Контроль правил приобретения акцизных марок для ввоза (импорта) алкогольной продукции и контроля за их использованием

Таможенный контроль

Федеральная служба по тарифам

Контроль по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) на товары, цены (тарифы) по которым подлежат государственному регулированию

Принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора):

— презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

— соблюдение международных договоров РФ;

— открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

— установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

— проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);

— соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

— периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

— учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);

— возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю;

— признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;

— устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;

— ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства РФ;

— недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

— недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

Порядок проведения контрольных мероприятий

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:

— номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

— наименование органа государственного контроля (надзора);

— фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

— наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

— цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

— правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

— дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более, чем на один месяц.

В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) в случаях:

1. получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2. возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

3. обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Ограничения при проведении мероприятий по контролю. При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

2) осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц, или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

3) требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

4) требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

5) распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

6) превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Обязанности должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю. Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны:

— своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

— соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия;

— посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;

— не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

— предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

— знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

— при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством РФ.

При определении размера убытков, причиненных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю неправомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), также учитываются расходы юридического лица или индивидуального предпринимателя, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности, а также затраты, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи права нарушены, произвели или должны будут произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю. Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ, органы государственного контроля (надзора) обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

Нормативные правовые акты, принятые органами государственного контроля (надзора) в нарушение законодательства РФ, признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством РФ.

2. Муниципальный контроль (надзор) за соответствием торговой деятельности, осуществляемой на нестационарных торговых объектах, условиям договора на право размещения нестационарного торгового объекта, за соблюдением правил осуществления внемагазинной торговли, указанной в части 5 статьи 11 настоящего Федерального закона осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

3. Органы местного самоуправления, уполномоченные на проведение муниципального контроля (надзора) за торговой деятельностью с использованием нестационарных торговых объектов в соответствии с частью 2 настоящей статьи, в случае выявления нарушений хозяйствующим субъектом существенных условий договора на право размещения нестационарного торгового объекта, обращаются в суд с заявлением о расторжении договора на право размещения нестационарного торгового объекта.

4. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за торговой деятельностью, органы местного самоуправления, уполномоченные на проведение муниципального контроля за торговой деятельностью в объеме, определенном в части 1 настоящей статьи, проводят мероприятия по контролю (надзору) в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *