Последующий контроль

Содержание

Виды контроля за бюджетами

Существуют несколько видов контроля:

— предварительный;

— текущий;

— последовательный.

Предварительный контроль

является самым важным видом контроля, так как основной его целью является показать эффективность использования ресурсов предприятия при выборе того или иного варианта производства и реализации продукции. Данный вид контроля осуществляется на стадии планирования при анализе представленных альтернатив. В результате проведенного анализа и оценки принимается вариант бюджета, которые наиболее соответствует установленным критериям. Предварительный контроль должен осуществляться на каждой стадии составления основного бюджета предприятия. Каждая смета в отдельности должна пройти предварительный контроль. Например, предварительный контроль сметы трудовых затрат должен подтвердить:

— установленные нормы использования трудовых затрат на производство единицы продукции каждого вида; правильность проведенных расчетов по производству годовых объемов продукции;

— оптимальность установленных ставок почасовой заработной платы с учетом качества производимой продукции, квалификации персонала и т.д.

В целом на стадии предварительного контроля каждая смета подвергается пересмотру и пересчету. Тщательно проведенный предварительный контроль обеспечивает устранение всякого рода ошибок и погрешностей, как случайных, так и умышленных.

Текущий контроль

бюджета осуществляется в ходе его использования путем сопоставления плановых показателей с фактическими учетными данными, в процессе которого выявляются отклонения. Выявленные отклонения подвергаются анализу, выявляются причины их появления. Затем либо эти выявленные причины устраняются, либо производится корректировка бюджета в случае существенности последних.

Текущий контроль может осуществляться двумя способами:

— в режиме «on-lain»- при наличии интегрированной компьютерной информационной системы по управленческому учету;

— с помощью управленческой отчетности.

В первом режиме текущий контроль обеспечивается в соответствии с заданной программой. Все производимые расходы при вводе информации определенным образом кодируются и в автоматическом режиме фиксируются в графах «фактические расходы» определенных бюджетов.

Кроме того, каждая запись сопровождается расчетом экономии или перерасхода на заданный период. Исполнитель, контролирующий исполнение того или иного бюджета, принимающий решения по расходам или доходам, в любой момент времени может видеть реальную картину по всем позициям, необходимым ему для полноценного управления.

Второй способ текущего контроля значительно сложнее, так как в этом случае на предприятии отсутствует компьютерная система управленческого учета. В этом случае на предприятии отсутствует компьютерная система управленческого учета. В этом случае необходимо разработать «внутрифирменную отчетность» и установить сроки ее представления. В основном отчетность формируется за рабочую неделю, 10 дней, 20 дней и месяц. При разработке отчетности очень важно учесть, что бы они четко соответствовали плановым формам, а фактические показатели расходов и доходов были сопоставимы с плановыми заданиями. Таким образом, нельзя формировать отчетные данные о выполнении планового задания в количественном выражении, если они запланированы в стоимостном выражении и наоборот.

Последующий контроль

бюджета осуществляется по завершении бюджетного периода. В отличие от текущего контроля, который иногда называют оперативным, последующий контроль бывает более точным и взвешенным, а значит более глубоким и объективным. Этот вид контроля осуществляется с помощью форм управленческой отчетности, которые содержат данные по плановым и фактическим показателям, а также данные по отклонениям факта от плана. Этот контроль является заключительным этапом бюджетного процесса. Он дает целостную информацию о завершении бюджета, предполагает возможность анализа эффективности использования денежных и материальных средств, оптимальность структуры производимой продукции и позволяет более точно рассчитывать последующие бюджеты.

Осуществление всех трех видов контроля на предприятии обеспечивает целесообразное использование ресурсов и способствует значительному повышению финансовых результатов ( Приложение В, Г).

Формы предварительного, текущего и последующего контроля

В зависимости от времени проведения контроля различают формы предварительного, текущего и после­дующего контроля.

Предварительный контроль:

1) осуществляется до начала совер­шения хозяйственных операций, подвергающихся контролю;

2) на­правлен на предупреждение незаконности и нецелесообразности проведения хозяйственных операций.

Эта форма имеет предупре­ждающий характер.

Он проводится на первых трех стадиях процесса управления:

— постановки проблемы,

— определения цели,

— планирования ме­роприятий по ее достижению.

Главная цель предварительного контроля — пресекать незаконное и нерациональное использова­ние средств, любые посягательства на собственность для соверше­ния финансовых или хозяйственных операций.

Особенно эта форма контроля нужна:

— при оценке использова­ния материальных и финансовых ресурсов,

— при заключении дого­воров различного характера с юридическими и физическими ли­цами,

— при разработке схем и проектов оптимизации производства, маркетинга, налогооблагаемой базы организации.

Текущий контроль (является неотъемлемым компонентом опе­ративного управления):

1) проводится непосредственно в процес­се совершения хозяйственных операций;

2) направлен на:

— оператив­ное выявление и устранение недостатков,

— распространение поло­жительного опыта.

Главная особенность текущего контроля заключается в опера­тивном выявлении отклонений от норм законодательства и нор­мативов путем оперативного сопоставления с ними факта в мо­мент совершения финансово-хозяйственных операций.

Преиму­щество этой формы контроля заключается в возможности выявле­ния и устранения ошибок:

— в бухгалтерских проводках,

— в расчетах при начислении налогов,

— при нарушениях законодательных и нор­мативных актов и т.д.

Последующий контроль (контроль за определенный истек­ший период):

1) осуществляется после совершения хозяйствен­ных операций;

2) направлен на:

— установление достовер­ности отчетных данных,

— на выявление недостатков или положительного опыта.

Последующий контроль обеспечивает объективную оценку деятельности организации.

Основное назна­чение последующего контроля:

— выявление нарушений законода­тельства в истекшем периоде,

— установление правильности веде­ния бухгалтерского учета и формирования финансовой (бухгал­терской) отчетности,

— сохранности имущества,

— хозяйственной це­лесообразности и законности проведенных операций,

— выполнения предписаний органов управления.

Последующий контроль отличается углубленным и комплекс­ным изучением всех сторон деятельности объекта проверки и по­зволяет выявлять недостатки предварительного и текущего кон­троля.

В зависимости от источников контрольных данных выделяют формы документального и фактического контроля.

Документальный контроль — это контроль за правильностью ведения учета, составления форм отчетности.

Он проводится по документальным данным, источниками которых являются пер­вичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетиче­ского и аналитического учета, планы и отчеты организации, хо­зяйственные договоры, учредительные документы и другие источ­ники информации.

Специфика этого вида контроля состоит в том, что источники могут быть:

— достоверными и недостоверны­ми,

— полными и неполными.

Все это отражается на выборе аудитором технических приемов проверки документации.

Фактический контроль представляет собой изучение фактиче­ского состояния проверяемых объектов на основе осмотра их в на­туре (обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа и др.).

Методические приемы фактического контроля служат для установления:

— реального состояния контролируемых объектов,

— объема и качества выполняемых работ,

— действительного соверше­ния хозяйственных операций, отраженных в документах.

Эта работа осуществляется путем осмотра проверяемых объек­тов в натуре (путем проведения инвентаризации ос­новных средств и нематериальных активов, денежных средств, ценных бумаг, материально-технических ценностей, а также дос­товерности и объективности дебиторской и кредиторской задол­женности).

Как уже отмечалось, в процессе приёма, обработки документов, отражения в учете выполняемых операций, работники учетно-операционного аппарата осуществляют контроль.

Под внутрибанковским контролем понимается совокупность средств и методов проверки выполнения работниками банка кассовых, расчетных, кредитных и других операций.

Значение внутрибанковского контроля особенно возрастает в настоящее время, в период перехода к рыночной экономике и построения двухуровневой банковской системы.

Внутрибанковский контроль осуществляется всеми работниками учетно-операционного аппарата на соответствующих участках работы. Ответственность за организацию работы и состояние внутрибанковского контроля возлагается на главного бухгалтера учреждения банка. Кроме того, на него возлагается контроль по некоторым наиболее важным операциям.

Внутрибанковский контроль имеет значение в обеспечении сохранности денежных средств и ценностей, как обслуживаемых предприятий, организаций, учреждений, так и самого банка, а также законности выполняемых его учреждениями операций, точного и своевременного отражения их в учете. При помощи банковского контроля не только создаются возможности не допустить ошибки при выполнении операции или же выявить их, если они уже были допущены, но и принять меры к их устранению, а также установить виновных лиц, допустивших ошибки.

Различаются следующие виды внутрибанковского контроля:

  1. предварительный;
  2. текущий;
  3. последующий.

Предварительный контроль совершается, как видно из названия, предварительно до выполнения операции. Этот вид контроля дает возможность работникам банка своевременно до начала оформления операции выявлять допущенные нарушения и предотвращать незаконные действия. Текущий контроль осуществляется в процессе совершения операции и её отражения в учете.

Последующий контроль производится после выполнения операции. Он дополняет два первых вида. Этот контроль дает возможность обнаружить допущенные ошибки в работе банка и принять меры к их устранению. Предварительный и текущий контроль, осуществляемые, как уже указывалось, до и в момент совершения операции, охватывает все банковские операции.

Ответственные исполнители проверяют:

  1. Законность выполняемой операции и соответствие её характеру деятельности клиента;
  2. Правильность оформления документа;
  3. Возможность выполнения операции (например, наличие средств на счете клиента);
  4. Своевременность оплаты расчетных документов, соблюдение при этом установленной очередности платежей и т.д.

Большое значение имеет контроль за оформлением выписок из лицевых счетов клиентов. По некоторым денежно-расчетным документам осуществляется дополнительный контроль, например, по расходным кассовым операциям. В зависимости от характера операций, дополнительный контроль осуществляется специальными работниками, главным бухгалтером, управляющим. Например, при выдаче клиенту наличных денег документы дополнительно проверяются контролером. Документы по операциям с резервными фондами денежных билетов и монеты проверяются и подписываются главным бухгалтером и руководителем банка.

Последующий контроль осуществляется не по каждой выполняемой операции, а по группе операций путём выборочной проверки правильности оформления и учёта отдельных операций. Наиболее эффективным является метод последующего контроля.

Кроме того, практикуются тематические проверки по определенным операциям. Последующие проверки проводятся таким образом, чтобы не реже одного раза в год была проверена работа каждого ответ-исполнителя. Проверки осуществляются специальными работниками по контролю. Главный бухгалтер привлекает к проверкам и других работников в зависимости от объёма работы учреждения банка.

Результаты последующих проверок оформляются в виде справок, которые рассматриваются в пятидневный срок руководителем учреждения банка. Справка рассматривается в присутствии того сотрудника, работа которого проверялась. Принимаются меры к устранению причин, вызвавших выявленные при проверке недостатки. На главного бухгалтера возлагается обязанность проконтролировать устранение этих недостатков. В случае необходимости он должен организовать повторную проверку.

Наведение справок по документам, хранящимся в кладовой банка, производится в присутствии кассира, а по документам, находящимся в бухгалтерии или текущем архиве — под наблюдением работника, заведующего архивом. В документах не разрешается делать никаких исправлений и записей.

На основании письменного разрешения главного бухгалтера мемориальные документы могут быть выданы из кладовой и текущего архива, но обязательно к концу дня они должны быть возвращены.

Мемориальные документы могут быть изъяты из папок только с разрешения руководителя учреждения банка по письменным требованиям судебных и следственных органов, органов народного контроля, арбитража, вышестоящего учреждения банка. С изымаемого документа снимается копия, заверяемая главным бухгалтером учреждения банка. В 2-х экземплярах составляется акт или протокол изъятия. Копия документа, первый экземпляр акта или протокола, требование на изъятие документа с распиской получателя подлинного документа помещается в папку. Документ и 2-й экземпляр акта или протокола передается представителю учреждения, по требованию которого проведено изъятие документа. На обложке папки с документами, из которой произведено изъятие, главным бухгалтером делается запись об изъятии.

Последующий контроль и способы его проведения

В процессе проведения внутрибанковского контроля в банке важное место отводится правильной организации последующего контроля, целью которого является систематическая проверка всех направлений учет но-операционной работы в период после совершения банковских операций. Можно выделить следующие задачи организации последующего контроля: проверка постановки учета и документооборота; подтверждение правильности выполнения работниками учетно-операционного аппарата возложенных на них обязанностей; проверка законности и правильности оформления выполненных операций.
В кредитной организации работу по проведению последующего контроля возглавляют главный бухгалтер, его заместители, а в крупных банках этим занимаются специальные инспекторы последующего контроля. Последующие проверки проводятся по планам, которые носят тематический характер и составляются ежеквартально. Могут проводиться как комплексные проверки, так и проверки, затрагивающие лишь отдельные участки учетно-операционной работы. Примером может служить проведение проверки только кассовых или только мемориальных документов за определенный период деятельности банка. В процессе проведения комплексной проверки обследованию подвергается весь объем работы тех или иных ответственных исполнителей. Обычно планы последующих проверок составляются таким образом, чтобы в течение квартала в последующем порядке были проконтролированы все участки учетно-операционной работы.
В ходе осуществления последующего контроля в выборочном порядке изучаются документы, которые не подвергались текущему контролю со стороны главного бухгалтера и его заместителя. В процессе проверки устанавливается законность операций, правильность их оформления и отражения в учете. После установления законности операции проверяется правильность оформления документов: соблюдение формы бланка, наличие всех необходимых реквизитов, бухгалтерские проводки, а также соответствие имеющимся образцам подписей и оттиска печати на документе. Обращается пристальное внимание на наличие в платежных поручениях, платежных требованиях, расчетных чеках ссылки на номера и даты отгрузочных документов, подтверждающих факт отгрузки товаров, выполнения работ и оказания услуг. При этом в выборочном порядке может быть проведено сличение первых экземпляров платежных документов с ко
пиями, на основании которых делались записи по корреспондентским счетам.
В порядке последующего контроля проводится ревизия. Участки учетно-операционной работы банка, которые подвергались ревизии или обследованию, в течение последующих трех месяцев разрешено не проверять.
Итоги проведенных проверок и ревизий рассматриваются руководством коммерческого банка, результатом чего является выработка и реализация мероприятий по устранению выявленных недостатков и предотвращению их появления в дальнейшем. Как правило, контроль по устранению недостатков, выявленных последующими периодическими проверками, непосредственно осуществляет главный бухгалтер банка.
Общую ответственность за состояние учета, организацию документооборота и контроля в коммерческом банке несет президент банка. В его обязанности включается проверка своевременности составления ежедневного банковского баланса, который представляется ему на подпись.

КЛАССИФИКАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

1. По видам контроль делится на государственный контроль, аудит и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы.

Аудит – независимый контроль за деятельностью организаций, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами.

Общественный контроль осуществляется общественными организациями.

2. По субъектам контрольной деятельности контроль подразделяется на ведомственный и вневедомственный контроль.

Ведомственный контроль за деятельностью организаций осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчиненности.

Вневедомственный контроль предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых организаций.

3. По характеру контрольных функций и сфере их применения выделяют правовой, экономический и производственно-технический контроль.

Правовой контроль осуществляется в сфере государственного управления и обеспечивает точное и неуклонное соблюдение законов всеми организациями и должностными лицами, его осуществляют в основном органы прокуратуры и суды.

Экономический контроль производится в сфере управления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.

Производственно-технический контроль осуществляется в сфере производственного процесса и является способом оперативного регулирования хода производства. Его обеспечивают отделы технического контроля, диспетчерские службы и другие службы контроля и качества.

4. По времени осуществления контроль подразделяют на предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль применяется на стадии принятия управленческих решений до начала совершения хозяйственных операций. Целью его является предупреждение нарушений законности, нецелесообразного, неэффективного использования хозяйственных средств и принятия необоснованных решений.

Текущий контроль осуществляется в ходе хозяйственных операций. Его цель – оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, поиск и освоение внутрихозяйственных резервов роста эффективности производства.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций по истечении определенного отчетного периода. Цель данного вида контроля – установить правильность, законность и экономическую целесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всех контролирующих органов.

5. По источникам проверки выделяют документальный и фактический контроль.

Документальный контроль заключается в проверке первичных документов, бухгалтерских и оперативных регистров, статистической, бухгалтерской, оперативной отчетности. Целью его является выявление правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности документально отраженных хозяйственных операций.

Фактический контроль предполагает проверку фактического состояния, наличия и использования средств организации, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания.

6. По методам осуществления контроль подразделяется на ревизию, аудит, тематическую проверку, экономический анализ, обследование, расследование (следствие) и хозяйственный спор.

Ревизия представляет собой документальную и фактическую проверку производственно-финансовой и коммерческой деятельности организаций за определенный период времени. Цель ревизии – получение достоверной и полной информации о состоянии контролируемого объекта.

Аудит – это независимая проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности. Цель аудита – проверить правильность ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями, подтвердить достоверность показателей финансовой отчетности организации.

Тематическая проверка организуется по отдельной, заранее разработанной тематике (проверка сохранности средств организации, обеспечение сохранности и использования оборудования и т.д.). Цель тематической проверки – получение данных, характеризующих состояние дел по изучаемой тематике и выявление не используемых в организации резервов.

Данный способ контроля часто используется при наличии сигналов о тех или иных недостатках в хозяйственной деятельности организаций и отдельных должностных лиц либо при необходимости специального изучения отдельных вопросов этой деятельности.

Экономический анализ – это способ контроля, позволяющий выявить влияние факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций. С помощью специальных приемов анализа количественно измеряется величина факторов, положительно и отрицательно влияющих на результаты деятельности предприятия. Таким образом, анализ позволяет вскрыть неиспользуемые резервы роста эффективности производства.

Обследование – ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте. Оно организуется, например, для проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда и т.д.

Расследование (следствие) представляет собой способ установления виновности должностных лиц в совершении тех или иных нарушений законности, связанных с присвоением собственности, бесхозяйственностью, должностными злоупотреблениями, и определения размера причиненного ими материального ущерба.

Хозяйственный спор – это способ установления соблюдения законности и обеспечения, законных прав организаций в хозяйственных взаимоотношениях. акие споры разрешаются в арбитражных судах.

По времени проведения контрольных мероприятий существуют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль предшествует совершению хозяйственной операции. С него начинается разделение обязанностей (фундамент контроля).

Важнейшие контрольные моменты, используемые на стадии принятия управленческого решения, сводятся к предупреждению незаконных действий отдельных должностных лиц, к пресечению нецелесообразных с экономической точки зрения операций по расходованию товарно-материальных ценностей или денежных средств. Таким образом, предварительный контроль является профилактическим. С его помощью различные должностные лица проводят взаимную сверку целесообразности предстоящих расходов и предотвращают возможности осуществления таких хозяйственных операций, которые потенциально способны нанести ущерб хозяйственной системе.

Если компания имеет сильную структуру внутрихозяйственного контроля, то диапазон объектов предварительного контроля может быть достаточно широким (и наоборот).

Текущий контроль (по другому, оперативный) – это тот контроль, который осуществляется в ходе совершения различных хозяйственных операций. Те ошибки, просчеты и даже не выявленные предварительным контролем попытки злоупотребления, которые могут быть обнаружены проверяющим лицом в ходе текущего контроля, должны быть немедленно исправлены или устранены. При сильной структуре хозяйственного контроля объектами текущего контроля могут быть все хозяйственные операции.

Субъекты текущего контроля еще более разнообразны, чем предварительного. Каждый из вас, пересчитывает полученные деньги одновременно с проставлением своей подписи в расходном ордере или расчетно-платежной ведомости, тем самым, участвуя в осуществлении текущего контроля. Тем более эту функцию постоянно осуществляют и должны осуществлять все должностные лица из состава управляющей системы в рамках их полномочий и рядовые сотрудники, занятые в управляемой системы.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций. Любые должностные лица и сотрудники компании, участвуя в той или иной хозяйственной операции и оформляя соответствующие документы, хорошо осознают, что эти оправдательные документы и после совершения хозяйственной операции будут неоднократно проверены другими лицами.

Разумеется, любая хозяйственная операция может быть подвергнута тщательному последующему контролю лишь потенциально. Обычно количество контрольных моментов по всей совокупности хозяйственных операций того или иного типа все-таки ограничено. Количество контрольных моментов, а также степень их тщательности каждый раз определяются экономической целесообразностью исходя из соотношения затрат на осуществление таких контрольных моментов и потенциальных результатов проверки.

Среди субъектов последующего контроля различают финансовые и налоговые органы (включая налоговую полицию), органы валютного и таможенного контроля, банковско-кредитной системы и т.д. Но аудит (как внешний, так и внутренний) занимает особое место, поскольку, в отличие от выше перечисленных органов, аудиторы призваны контролировать не тот или иной особо обозначенный аспект деятельности организации, а результаты всей финансово-хозяйственной деятельности в целом. Для этого они должны справиться с огромным количеством учетно-аналитической и юридической документации, осуществить большое число контрольных процедур и проверок хозяйственных операций по существу. Таким образом, современный аудит можно определить как особую организационную форму контроля.

Понятие контроля. Предварительный, текущий и последующий контроль. Аудит как форма контроля

Рассмотрим две противоположные концепции контроля:
контроль как функция управления (кибернетический подход); контроль, осуществляемый на каждой стадии управленческого процесса, как непременное свойство управленческого процесса на каждой его стадии.
Контроль как функцияуправления.

Это самая простая концепция контроля, «обратная связь» любого процесса управления, посредством которого управляющая система получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта и степени реализации управленческих решений.
В данном случае контроль — это заключительный и обязательный этап любого процесса принятия решения. Это упрощенное понимание контроля.
В литературе можно встретить ряд модификаций представленной концепции управленческого процесса. К примеру, В. В. Бурцев в работе «Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации» выделяет четыре стадии процесса управления: планирование; организация и регулирование реализации управленческого решения; учет; анализ.?
» Контроль — одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых управленческих решений, выявления степени их реализации, обнаружения и предупреждения отклонений и неблагоприятных ситуаций .
Более сложная концепция контроля — это контроль, осуществ-ляемый на каждой стадииуправленческого процесса, ее основопо-ложник — Фабио Беста (1845-1923). Контроль делится по времени его проведения на предварительный, текущий и последующий . Суть концепции представлена на рис. 2.
Предварительный контроль возникает до начала хозяйственной операции. Например, согласование проекта договора в орга-низации между ответственными исполнителями (юристы, эконо-мисты, работники бухгалтерии и др.) или акцептование счета на предоплату. Цель такого контроля — предупреждение на ранней стадии незаконных й неэффективных действий, поэтому он носит профилактический характер. С его помощью выявляются потен-циально рисковые и нецелесообразные направления расходования средств внутри организации.
средств кассиром при их выдаче получателю. Это оперативный кон-троль. Текущий контроль осуществляется также работниками бух-галтерских служб, например, приемка и проверка первичных оп-равдательных документов командированного лица (авансовый отчет, проездные билеты, расходы на проживание в гостинице, расходы на горюче-смазочные материалы — ГСМ и т.д.), периодическая ежеквартальная* сверка расчетов между организациями — контрагентами и др.
Последующий контроль осуществляется после совершения хо-зяйственной операции, например, представление отчета о выполнении бюджета и плановых показателей за отчетный период руководству и акционерам компании; налоговые, аудиторские и ревизионные проверки и т.д. На стадии последующего контроля выявляются недостатки предварительного и текущего контроля.
Согласно последней концепции, контроль — это не какая-либо стадия процесса принятия управленческого решения, а постоянный процесс, характерный для каждой стадии его реализации.
Взаимосвязь представленных концепций контроля можно выразить графически (рис. 3).
Следовательно, контроль — это широкое понятие (подобно сущности материи в философии). Можно считать, что контроль имеет место везде, как, например, воздух, и поэтому его необходимо характеризовать как свойствокачественногоуправления, присущее каждой стадии последнего.
И. именно последующий контроль представлен такими формами, как ревизия, аудит. Можно привести примеры и иных форм контроля: мониторинг; судебно-бухгалтерская экспертиза; утвер-
жденная организационная структура, включающая ее элементы (должностные инструкции, положения, инструкции, приказы, распоряжения и др.). К формам контроля иногда относят и учет, в том числе бухгалтерский (подразумевая при этом его контрольную функцию). Так, согласно ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» , «…главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств».
Исходя из вышеизложенного, аудит можно определить как форму последующего контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц.
7.1.1. Понятие аудита в разных странах
Обычно, раскрывая понятие аудита, рассматривают его основную цель, которая дифференцируется в разных странах.
Так, в США цель аудита состоит в предоставлении возможности аудитору выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспектам в соответствии сустановленнымиосновами (положениями, нормативными документами) финансовой отчетности.
В Англии под аудитом понимают контроль правильности ведения бухгалтерского учета, составления отчетности и выражения мнения о финансовой отчетности предприятия, во Франции — внешний финансовый контроль достоверности финансовой отчетности негосударственного сектора экономики .
В Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» , под аудитом понимается предпринимательская деятельность понезависимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальныхпредпринимателей (аудируемыхлиц). Цель аудита состоит в выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что определение аудита в отечественном законе соответствует международным положениям.

9 Вопрос. Предварительный, текущий, последующий финансовый контроль.

Под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактически полученных финансовых показателей деятельности.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера. Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

7 вопрос. Камеральная и выездная проверки, особенности их проведения

Вопросам камеральной налоговой проверки посвящена ст.88 НК РФ

Камеральная проверка представляет собой оперативно-текущую, счетно-арифметическую проверку налоговых деклараций (расчета) и сведений содержащихся в этих документах.

Главная цель – исследование на предмет соотв. законодательству о налогах и сборах представленной налогоплательщиком налоговой отчетности.

Камеральная проверка проводится по любой декларации, в том числе, если подается упрощенная декларация.

Камеральная проверка проводится тем нал органом, в кот была представлена НД

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами в течение 3х месяцев со дня представления НД налогоплательщиков.

ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА — проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. В отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период; не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. Осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора-организации, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

20 вопрос права и обязанности ревизора

При проведении ревизий ревизор имеет право:

— осматривать производственные помещения, территорию, оборудование, склады и другие службы;

— проверять наличие денежных сумм, депозитных ценностей и ценных бумаг в кассе учреждения, предприятия, организации, а также белья, медикаментов, продуктов питания, оборудования, инвентаря, готовой продукции, товаров и материалов на складах, в кладовых, цехах, лабораториях, отделениях и т.д.;

— опечатывать кассы и кассовые комнаты, товарно-материальные склады, кладовые, дела и документы, архивы; в необходимых случаях оставлять опечатанными до конца оформления результатов проверки;

— требовать предъявления денежных документов, бухгалтерских регистров, отчетов, планов, смет, приказов, хозяйственных и трудовых договоров, личных дел, переписки по вопросам снабжения, сбыта и поставок и других финансовых документов, а при обнаружении подделок, подлогов и других злоупотреблений изымать в установленном порядке необходимые документы;

— получать устные разъяснения и письменные объяснения от работников ревизуемого учреждения, предприятия, организации необходимых документов и справок по вопросам, возникающим при проведении ревизии;

— проводить встречные проверки записей, документов и данных, имеющихся в ревизуемом учреждении, предприятии, организации с соответствующими записями, документами и данными в тех учреждениях, предприятиях, организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства и материальные ценности;

— сличать в необходимых случаях имеющиеся в ревизуемом учреждении, предприятии, организации выписки Госбанка по бюджетным, текущим и расчетным счетам с подлинными записями по этим счетам в Госбанке и Стройбанке, а также знакомиться с документами, послужившими основанием для производства «указанных записей», сличать копии платежных документов, имеющихся в ревизуемом учреждении, предприятии, организации с подлинными платежными документами, хранящимися в учреждении Госбанка и Стройбанка, запрашивать от этих учреждений необходимые сведения, справки и копии документов, связанных с операциями ревизуемого учреждения, предприятия, организации;

— запрашивать от других учреждений, предприятий и организаций, независимо от их подчиненности, справки и копии документов по операциям и расчетам с ревизуемым учреждением, предприятием, организацией; проверять в случае необходимости в других учреждениях, предприятиях, организациях правильность отдельных операций, связанных с деятельностью ревизуемого учреждения, предприятия, организации. Такая проверка должна быть произведена с согласия, а в необходимых случаях с участием представителя того органа, которому подчинено проверяемое учреждение, предприятие, организация;

— производить взвешивания продуктов питания при закладке в котел и выходе готовых блюд, контрольные обмеры, контрольные запуски сырья и материалов в производство, контрольные анализы сырья, материалов и готовой продукции для определения правильности установления норм расходов сырья, материалов, топлива и электроэнергии, размеров фактического их расходования, правильности их списания на производство; полноты оприходования готовой продукции и правильности установления норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;

— привлекать специалистов для проверки качества продукции и выполненных работ, услуг, технологических режимов и других вопросов организации производства, соответствия продукции (выполненных работ, услуг) государственным стандартам, техническим условиям, образцам, кондициям, нормам и правилам, артикулов и цен — прейскурантам, привлекать в необходимых случаях специалистов соответствующей квалификации для проведения технологических и товарных экспертиз, проверки фактических затрат сырья, материалов, топлива и электроэнергии, проверки состояния зданий, сооружений, условий хранения товаров, материалов и оборудования и в других случаях, требующих заключений указанных специалистов;

— передавать в необходимых случаях по согласованию с руководителем органа здравоохранения, назначившего ревизию, изъятые в ревизуемом учреждении, предприятии, организации документы, копии или выписки из них следственным органам;

— давать в процессе ревизии руководителям ревизуемых учреждений, предприятий, организаций указания об устранении выявленных нарушений государственной дисциплины и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности.

Лицо, осуществляющее ревизию, несет ответственность:

— за невыполнение ревизионного задания;

— за неполноту и необоснованность фактов, изложенных в акте ревизии, и низкое качество его составления;

— за несоблюдение и нарушение настоящей Инструкции.

3 вопрос. Основные функции контроля

Ф-э контроль – это регламентированная нормами права деят-ть уполномоченных гос-х и муниц-х органов, а также негос-ых органов, орг-й и лиц, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения правовых норм и управленч. решений, обеспечивающих нормальное функц-ние экон. системы гос-ва в целом и ее элементов в частности. Функции контроля многогранны, также как функции управления. Осн. из них являются: 1. Предупредительная (проявляется на стадиях 1.постановки проблемы, подлежащей решению, 2.принятия решения о цели, подлежащей достижению, 3.планирования мероприятий по достижению цели).2 Регулятивная ф проявляется на: а) ст. реал-ции мероприятий по достижению цели б) на ст. регулирования //-//. 3 Оценочно-аналитическая ф проявляется на каждой ст. процесса упр, а особенно на ст. анализа и оценки деят-ти по достижению поставл-ой цели.. Задачи ф-э к-я определяются его целями и ф-ми. Осн. общими задачами явл: 1 обеспечение соблюдения действующего закон-ва 2 -//- эффективного планирования ф-э деят-ти 3 -//- правильности ведения бух учета и составления б/(фин) отч-ти 4 -//- соблюдения прав и сохранности имущ-ва собств-ков 5 установ-е целесообразности опер-й по ф-э деят-ти 6 ан-з, установ-е и оценка состояния субъектов ф-э деят-ти 7 выяв-е рез-вов роста ф/э потенциала учатсников ф/х деят-ти 8 опред-ние и применение мер ответ-ти к лицам, ответств. за нарушение ф/э зако-ва

2 вопрос Международные принципы финансового контроля

Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля. В этой связи можно выделить следующие принципы. Принцип плановости – он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий. Принцип системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления. Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий). Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию РоссийскойФедерации и российские законы. Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении. Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля. Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях — до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений. Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

5 вопрос Документальный и фактический контроль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *