Игра как метод обучения

Деловая игра как метод современного активного обучения

Согласно психологическому словарю, деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики .

Являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и «методом поиска новых способов ее выполнения», и «методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности» .

Задача процесса обучения заключается, прежде всего, в познании дисциплины посредством общения, основанного на взаимопонимании педагога и студента. Особое внимание уделяется целостной личности студента, который желает получить знания и стремиться к максимальной реализации своих возможностей на практике.

Применение деловых игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных компетенций обучаемых, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать коллективно. Деловая игра также способствует привитию определенных социальных навыков и воспитанию правильной самооценки.

В процессе проведения деловой игры решаются учебные задачи, в частности:

— развивается активность студентов;

— формируется умение анализировать специальную литературу;

— активизируется творческое мышление студентов;

— вырабатывается способность практически оценивать различные точки зрения и пути их сопоставления;

— прививаются навыки поиска оптимального варианта решения.

Деловая игра – это такая форма организации занятия, на котором студенты осваивают материал, изученный на лекции, посредством практики, закрепляя при этом свои знания непосредственным участием в тех процессах, которые до этого рассматривались вне личного опыта.

В отличие от лекции, которая в основном подразумевает пассивное обучение, деловые игры требуют вовлечения студента в деятельность, в процессе которой он проявляет свои способности, в частности умение работать в коллективе, навыки общения, креативность, смекалку и другое. Кроме того студент имеет возможность проявить себя как творческую личность.

К функциям деловых игр в процессе обучения можно отнести следующие:

  1. Вовлечение учащихся в активное усвоение материала. В процессе деловой игры каждый участник имеет свою задачу и определенную роль. При этом студент концентрирует все свои умственные способности для достижения заданного результата, а конкуренция между участниками деловой игры позволяет развить навык командной работы.
  2. Повышение мотивации изучения теории. Обучающиеся не извлекают максимум пользы от лекционного занятия до тех пор, пока не появится ситуация требующая от них ранее полученных знаний. Вместо «заучивания» лекции, что не дает полного понимания полученной информации, студентам предлагается разрешить реальные ситуации с помощью ранее изученной теории.
  3. Предоставление возможности получить собственный опыт в изучаемой области за счет моделирования игровой ситуации, приближенной к реальной практике. Когда студенты участвуют в деловых играх, они получают личный опыт, позволяющий закрепить интерес к процессу.
  4. Повышение концентрации внимания. Это является отдельной проблемой студентов склонных к активному усвоению материала. Если материал подается слишком абстрактно, то такие студенты не способны сконцентрироваться на материале.

При разработке деловой игры принципиальными моментами являются определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.

При определении целей важно ответить на несколько принципиальных вопросов:

1) Для чего проводится данная деловая игра?

2) Для какой категории обучаемых?

3) Чему именно следует их обучать?

4) Какие результаты должны быть достигнуты?

Деловая игра – это контролируемая система, так как процедура игры готовиться, и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может не вмешиваться в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую деятельность студентов. Но если действия выходят за пределы плана, срывают цели занятия, преподаватель может откорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой.

Социальная значимость деловой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения. Для подготовки деловой игры могут использоваться все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Так же следует соблюсти методические требования:

1) игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением изучения дисциплины в целом;

2) максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям;

3) создание атмосферы поиска и непринужденности;

4) тщательная подготовка учебно-методической документации;

5) четко сформулированные задачи; условия и правила игры;

6) выявление возможных вариантов решения указанной проблемы;

7) наличие необходимого оборудования.

Важный вопрос организации деловой игры — как оценивать ее эффективность, ведь задача деловой игры не развлечь студента, а вовлечь его в активный процесс усвоения содержания дисциплины. С одной стороны, можно оценивать эффективность с точки зрения того, какое «место» в рейтинге результатов деловой игры смог получить тот или иной ее участник. Тогда результат деловой игры должен учитываться в накопительной системе. Но студенту не следует думать, что результат деловой игры абсолютно достоверно оценивает его качества, так как целостную оценку знаниям и способностям студента можно дать лишь с помощью накопительной системы, которая включает не только результаты деловой игры, но и контрольных работ, опросов, тестов, докладов, экзаменов и т. д.

Деловая игра только игра, поэтому полученный результат может быть связан не только с проявлением способностей студента, но иногда и с удачным стечением обстоятельств.

С другой стороны, эффективность деловой игры можно оценивать со стороны преподавателя: не с точки зрения ее результатов для конкретного студента, а с точки зрения оценки того, каков эффект проведения деловой игры в целом. Здесь важно, чтобы сам процесс участия в игре натолкнул студента на новые мысли о том, что он изучал ранее. Поэтому результат может быть заметен на лекционных и семинарских занятиях, проводимых после деловой игры. Это связано с тем, что деловая игра позволяет студентам не только понять нечто новое о моделируемых процессах, но и формулировать возникшие у них вопросы. Кроме того, результат можно увидеть по тому, насколько проявилась способность студентов к координации групповой деятельности, так как в процессе деловой игры спонтанно моделируются новые ситуации. От того, как реагируют на это студенты, зависит и то, что они получают в конце деловой игры. Важно, чтобы они проявили во время игры способность действовать сознательно и спонтанно принимать наилучшее решение. Положительный опыт в данной сфере закрепит знания и будет стимулом к дальнейшей работе.

Педагогическая суть деловой игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, подготовить к профессиональной практической деятельности. Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными. В процессе подготовки и проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.

Таким образом, для повышения познавательной активности студентов, преподавателю предлагается множество различных разработанных методов, которые он может использовать в своей преподавательской деятельности. Для реализации задач подготовки специалистов следует применять активные методы обучения систематически и целенаправленно. При использовании групповых и коллективных форм организации работы со студентами необходимо учитывать индивидуальные особенности учебной группы и каждого студента в отдельности.

Список использованных источников

  1. Абрамова Г.А., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. – Екатеринбург: Деловая книга, 2015. – С.30 — 106.
  2. Барнс Л.Б., Кристенсен К.Р., Хансен Э.Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: Пер. с англ. / Под ред. А.И. Наумова. – М., 2014. – 501 с.
  3. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия, 2015. — 176 с.
  4. Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент: Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персона- ла: Учебное пособие. — Санкт-Петербург: ИВЭСЭП Знание, 2014. — 536 с.
  5. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Политиздат, 1990.— 494 с.

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ФОРМА АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Деловая игра имитирует тот или иной аспект деятельности людей разных профессий. Каждый участник получает роль, действует, исходя из нее достигая определенных результатов. В конце игры подводятся итоги, оцениваются результаты и обязательно делаются выводы о том, какие были приобретены новые знания и навыки.

Структура: Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.
Сценарий – это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.
Роли и функции игроков должны адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.
Правила игры – отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом, в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.

Какие знания можно получить в процессе деловой игры:

– правильному сотрудничеству и конкуренции;
– правильному ведению переговоров;
– управлять конфликтами;
– управлять эмоциями в конфликтах;
– работать в команде.

Деловая игра способствует возникновению интереса, сосредоточению внимания слушателей на учебном материале. Она в единстве реализует образовательную, воспитательную, развивающую, коммуникативную, диагностическую, релаксационную функции. Игровая форма обучения в обычном своём проявлении является преимущественно групповой формой организации обучения.

В дидактике средней и высшей школы разрабатываются различные концепции игровых форм обучения, согласно которым в качестве эффективного средства активизации познавательной деятельности обучающихся признана имитационно-символическая игра истинно человеческая деятельность. Применение игровой формы обучения в общеобразовательной и профессиональной подготовке выросло сейчас из предмета научных дискуссий в наиболее перспективное направление реальной активизации учебного процесса в XXI веке.

Основные характеристики деловой игры

Основные характеристики деловой игры:

· моделирование процесса труда (де­ятельности) руководителей и специали­стов по выработке управленческих ре­шений;

· распределение ролей между участ­никами игры;

· различие ролевых целей при выра­ботке решений;

· взаимодействие участников, ис­полняющих те или иные роли;

· наличие общей цели у всего игро­вого коллектива;

· коллективная выработка решений участниками игры;

· реализация цепочки решений в иг­ровом процессе;

· многоальтернативность решений;

· наличие управляемого эмоцио­нального напряжения;

· разветвленная система индивиду­ального или группового оценивания де­ятельности участников игры (поощре­ние и наказание, экспертная оценка принимаемых действий участниками).

Подготовка деловой игры

1. Источниками деловой игры могут быть результаты исследования, прове­денного на предприятии (например, ре­зультатов аудиторской проверки или маркетинга), печатные материалы, кон­кретная деятельность по управлению предприятием или персоналом.

2. Состав и количество участников игры зависит от анализируемой пробле­мы и целей (управленческих, педагоги­ческих, игровых и пр.). Уровень участников, их специализация и сфера прак­тической деятельности должны соответ­ствовать уровню решаемой проблемы.

3. Регламент определяется продол­жительностью и этапностью ДИ. Как правило, деловая игра проходит от одно­го до нескольких дней, причем жела­тельно без перерывов между днями и продолжительностью от 4 до 10 часов.

4. Сценарий ДИ или ее блок-структу­ра включает в себя развернутое изложе­ние сущности игры и последовательнос­ти ее реализации. Даются подробные инструкции организаторам, участникам игры, экспертам, приводятся при необ­ходимости варианты расчетов, справки, таблицы, схемы и вся вспомогательная документация, обосновывается система оценки результатов деятельности учеб­ных групп.

Этапы ведения деловой игры

В любой деловой игре можно выде­лить следующие этапы ее про­ведения:

· введение в игру(участников знако­мят со смыслом, целями и задачами про­водимой игры, общим регламентом);

· разделение слушателей на группы(оптимальный размер группы 5-7 чело­век; в каждой выбирается лидер и, при необходимости, распределяются игро­вые роли. Например, в игре Н. Борисо­вой «Доклад и дискуссия» у команды 7 ролей: «докладчик», «провокатор», «оп­понент», «визуалист», «эксперт», «реги­стратор» и «организатор», а в игре А. Панфиловой «ЗАПРОС» каждая группа получает коллективную роль: «инноваторы», «оптимисты», «пессимисты», «реалисты» и т.п.);

· погружение в игру(слушатели полу­чают «игровое задание», например: раз­работать «визитную карточку команды», подготовить мини-презентацию, сде­лать комплимент партнерам по игре и т.д. или участвуют в тренинге на совмес­тимость и срабатываемость);

· изучение и системный анализ ситуа­ции или проблемы в каждой группе(участ­ники получают материалы для анализа, установки поведения и правила игры);

· игровой процесс(в соответствии с принятой в каждой группе стратегией вырабатывается решение, разрабатыва­ется и обосновывается проект, который визуализируется на плакатах, или делаются расчеты и заполняются необходи­мые документы;

· общая дискуссия или пленум (про­исходит межгрупповое общение, каждая группа презентирует и обосновывает свои решения или проекты, идет обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы);

· подведение итогов игры(необходи­мость этого этапа особенно важна, так как здесь оцениваются решения и про­екты, происходит знакомство с разными стратегиями, определяется их эффек­тивность и конкурентоспособность. Кроме того, подсчитываются баллы, штрафные и поощрительные очки, вы­являются лучшие команды, игроки, про­екты. Именно на этом этапе игра полу­чает логическое завершение, особенно, если ее итоги подводит не только препо­даватель — организатор игры, но и спе­циалисты по исследуемой проблеме);

· рефлексия(важный фрагмент иг­ры, устанавливающий обратную связь, позволяющий провести мониторинг мнений и выяснить степень удовлетво­ренности, достижения, потери и приоб­ретения);

· «выгружение из игры»(с этой целью командам предлагается разработать «Памятку», или «Уроки, которые можно извлечь», или «МАСТАК»).

Требования к преподавателю

Роль преподавателя при проведении деловых игр многогранна — организа­тор-инструктор до игры, аудитор-консультантво время игры, руководитель дискуссии и эксперт-аналитикпри подве­дении итогов, фасилитаторпри разреше­нии конфликтов, возникающих в про­цессе игры. Такое разнообразие ролей требует от преподавателя не только про­фессиональной, но и психолого-педаго­гической и коммуникативной компе­тентности.

Кроме того, очень важен этический аспект взаимодействия со взрослыми слушателями, так как преподавателю приходится оказывать им психолого-пе­дагогическую поддержкупри стрессогенных и фрустрационных («крушение на­дежды») ситуациях, связанных с непра­вильным решением, непониманием, ин­теллектуальным или физическим пере­утомлением, находя для участников игры адекватные слова и демонстрируя по­зитивные чувства.

Корректность должна демонстриро­ваться на всех этапах игры: при вмеша­тельстве организатора в игровой про­цесс, при оценке деятельности, при «ту­пиковых» ситуациях и эмоциональной напряженности.

Деловая игра должна проходить в творческой атмосфере, при эффектив­ном и конструктивном взаимодействии всех деловых партнеров, на эмоциональ­ном подъеме и достижении взаимопони­мания. Только в этом случае ДИ стано­вится не просто инструментарием, эф­фективной педагогической технологией, но и может быть полезна для привития навыков принятия решений и руковод­ства, развития способности к сотрудни­честву и групповой работе, самокоррек­ции и личностного развития.

Вопросы для самопроверки:

  1. Дайте понятие деловой игры.
  2. Какие существуют виды деловых игр? Охарактеризуйте один из них.
  3. Какие этапы Вы можете выделить в деловых играх?
  4. Назовите этапы ведения деловой игры.

Вопросы для размышления:

  1. Почему игровую технологию игры можно назвать одной из наиболее эффективных?
  2. Назовите причины, по которым технология игры редко применяется на практике.
  3. При каких условиях, на Ваш взгляд, игра будет проведена успешно?
  4. Возможно ли применение в деловой игре других, известных вам технологий обучения студентов? Аргументируйте свой ответ.

Задания для самостоятельной работы:

Разработайте учебное занятие с применением деловой игры и проведите письменный анализ ее проведения на этом занятии.

Примерные темы рефератов и курсовых работ.

1. Технология деловой игры и развитие профессиональных компетенций будущих специалистов.

2. Психолого-педагогические условия применения технологии игры.

3. Технология игры и профессионализм преподавателя ВУЗа.

4. Спектр применения деловых игр.

5. Игра как одна из форм интерактивного обучения студентов в ВУЗе.

Рекомендуемая литература

  1. Борисова Н.В., Соловьева А.А. Деловая игра «Доклад и дискуссия в научно-техни­ческой пропаганде». — М., 1981.
  2. Борисова Н.В.Конструирование деловой игры./Новые методы и средства обучения.№2(б).-М.,1989.
  3. Дудченко B.C. Инновационные игры.— Таллин, 1989.
  4. Емельянов С.В., Бурков В.Н., Ивановский А.Г. и др. Метод деловой игры. Обзор.М., 1976.
  5. Кларин М.Б.Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике// Педагогика.-1994.-№5.
  6. Комаров В. Ф. Управленческие имита­ционные игры. — Новосибирск, 1989.
  7. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. — М., 1989.
  8. ЛевитесД. Современные образовательные технологии. М.2000.
  9. Новик М. Современные технологии в образовании./Новые знания.-1999.-№3,4.
  10. НъюстромДж.У., Сканнел Э.Е. Дело­вые игры и современный бизнес. — М., 1997.
  11. Панфилова А. П. Деловая коммуника­ция в профессиональной деятельности./Учебное пособие. — СПб., 1999.
  12. Панфилова А.П. Технология деловой игры./Новые знания.-2001.-№3.С.35.
  13. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г.Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы.М.: Педагогическое общество России, 1999.
  14. Платов В.Я. Деловые игры: разработ­ка, организация и проведение. Учебник. — М., 1991.
  15. Пушкарев Н.Ф., Троицкая Е.В., Пушкарев Н.Н. Практикум по кадровому менеджменту. Деловые игры. — М., 1999.
  16. Райер Г., Лопанова Е., Рабочих Т. Современные технологии профессионального обучения. – Омск: Омскбланкиздат, 2001. – 89 с.
  17. Технологии обучения студентов в ВУЗе: Учебное пособие для студентов магистратуры. Под ред. Г.П.Синицыной.- Омск, 2002
  18. Хачатурян А. П. Игровое имитацион­ное моделирование./Методическое посо­бие. — М., 1989.
  19. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр. — М., 1991.
  20. Чернилевский Д.В.Дидактические технологии в высшей школе. М.: 2002
  21. Энциклопедия профессионального образования: В 3х т./ Под ред. С.Я. Батышева. Т 2. М.: АПО, 1999. – 488. – С. 34-35.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *