Решение аттестационной комиссии

ВОПРОС 62. Аттестация работников: понятие и значение ее проведения.Правовые последствия аттестации. Гарантии для работни­ков при аттестации

Аттестация – это периодическая проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работы.

Основная задача проведения аттестации заключается в проверке профессиональных навыков, деловых качеств или специальных теоретических знаний работника, а также его умения применять их при выполнении трудовой функции, определенной трудовым договором.

Кроме того, такие мероприятия в период внедрения новых способов управления человеческими ресурсами внутри компании или иных технологических изменений позволяют определить потребность организации в необходимости повышения квалификации как отдельных работников, так и целых подразделений.

Трудовой кодекс РФ содержит нормы относительно аттестации работников в части закрепления права работодателя расторгнуть трудовой договор с работником, если последний не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Главным условием прекращения трудовых отношений по данному основанию является подтверждение факта несоответствия результатами аттестации.

Работодатели, работники которых не подлежат обязательной аттестации, могут предусмотреть в локальном нормативном акте нормы, позволяющие проводить проверку соответствия квалификации работников при выполнении трудовых функций.

Решение о введении системы аттестации, позволяющей определять степень соответствия квалификации работника занимаемой им должности или выполняемой работе, принимает работодатель. В первую очередь необходимо сформулировать задачи, которые можно решить в конкретной организации с помощью аттестации, а также цели ее проведения. Например, работодатель принял решение об организационных изменениях, по итогам которых должны измениться условия трудовых договоров с работниками данной организации. Одним из методов выявления работников, которые могли бы претендовать на иные, более высокие должности (например, ведущий специалист на должность руководителя подразделения), и может стать аттестация.

Помимо этого при возможном сокращении штата или численности аттестация также поможет определить уровень квалификации того или иного работника, что позволит соблюсти нормы ст. 179 ТК РФ в части, касающейся преимущественного права.

В целях повышения мотивации аттестация поможет выявить наиболее ответственных, инициативных и знающих свое дело работников, которые по ее итогам могут быть награждены подарками, иными призами или каким-либо образом поощрены.

Правовые последствия аттестации служащих.

Завершающим этапом проведения аттестации является реализация решений, принятых аттестационными комиссиями. Аттестация носит комплексный характер и предусматривает строго определенный порядок использования ее результатов. Последние являются законодательным основанием для поощрения работника, повышения (понижения) в должности, увольнения работника. В результате проведения аттестации руководитель может принять решение:

1) о сохранении содержания трудового правоотношения в прежнем виде;

2) об изменении содержания трудового правоотношения вследствие предстоящей корректировки трудовой функции работника;

3) о прекращении прежнего трудового правоотношения. Сохранение прежнего содержания трудового правоотношения имеет место, по общему правилу, в тех случаях, когда аттестационная комиссия констатирует факт соответствия аттестуемого лица требованиям выполняемой им работы или занимаемой должности.

Прекращение прежнего трудового правоотношения может иметь место в силу следующего юридического факта, подтверждаемого аттестационной комиссией, — несоответствие работника требованиям выполняемой работы или занимаемой должности.

Признание работника по результатам аттестации соответствующим занимаемой должности или выполняемой работе влечет для работника следующие последствия: а) оставление в прежней должности; б) перевод на другую, вышестоящую должность.

Признание работника по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности или выполняемой работе может повлечь за собой три варианта решения вопроса.

Работодатель вправе: а) оставить работника в прежней должности; б) перевести на другую (нижеоплачиваемую) работу; в) уволить.

Все решения по результатам проведенной аттестации должны быть реализованы в срок не более двух месяцев со дня ее проведения. По истечении указанного срока перевод работников, увольнение по результатам аттестации, понижение квалификационного разряда, уменьшение или отмена надбавок к должностному окладу и т.п. не допускаются.

Предметами обжалования в ходе подготовки, проведения и принятия решений по результатам аттестации могут являться:

1) действия (бездействие), решения, акты работодателя в рамках подготовки и проведения аттестации;

2) действия (бездействие) аттестационной комиссии, ее членов;

3) решения аттестационной комиссии;

4) нарушения процедуры утверждения решения аттестационной комиссии и результатов аттестации;

5) решения и акты, принятые работодателем по результатам аттестации.

Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в общем порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

>
Правовые проблемы аттестации работников в условиях рынка труда тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.05, кандидат юридических наук Чочуа, Георгий Гигантьевич

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Чочуа, Георгий Гигантьевич, 2010 год

1. Рекомендация МОТ №166 «О прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя» // Конвенции и рекомендации МОТ. 1957 -1990. Т.2 Женева. 1991.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3.

3. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (в ред. от 27 сентября 2009 г. №219-ФЗ) «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 39. Ст. 4533; 2009. № 39. Ст. 4533.

4. Закон РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 (в ред. 30 декабря 2008 г. №313-Ф3) «О космической деятельности» Росс, газета. 1993. 6 октября; СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 21.

5. Федеральный закон от 29 декабря 1994 N 78-ФЗ ( в ред. от 30 июня 2009 г. № 119-ФЗ) «О библиотечном деле» СЗ РФ. 1995. № 1. Ст.2; 2009. № 23. Ст. 2774.

6. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (в ред. от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137; 2009. № 31. Ст. 3923.

7. Федеральный закон от 29 декабря 2000г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. 2001. № 1. Ст. 20.

8. Федеральный закон от 14 ноября 2002 N 161-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2007 г. № 318-Ф3) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746; 2007. № 49. Ст. 6079.

9. Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (в ред. от 30 декабря 200*8 г. № 313-ф3) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 169; 2009. № 1. Ст. 21.

10. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 18 июля 2009 г. № 187-ФЗ) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215; 2009. № 29. Ст. 3624.

11. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (в ред. от 25 июля 2002 г. № 112- ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224; 2002. № 30. Ст. 3029.

12. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ (в ред. от 5 июня2007 г. № 87-ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 45. Ст. 4472; 2007. № 24. Ст. 2830.

13. Федеральный закон от 9января 1996 N З-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ) «О радиационной безопасности населения» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141; 2008. № 30. Ст. 3616.

14. Федеральный закон от 2 мая 1997 N 76-ФЗ (в ред. от 18 декабря 2006 г. № 232-Ф3) «Об уничтожении химического оружия» // СЗ РФ. 1997. № 18. Ст. 2105; 2006. № 52. Ст. 5498.

15. Федеральный закон от 21 июля 1997 N 116-ФЗ ( в ред. от 30 декабря2008 г. № 31 З-ФЗ) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588; 2009. №1.Ст. 21.

16. Федеральный Закон от 21 июля 1997 г. № 118 (в ред. от 19 июля 2009 г. «О судебных приставах» // СЗ РФ, 1997. № 30. Ст. 3590; 2009. №’29. Ст. 3631.

17. Федеральный закон от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (в ред. от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3006; 2009. № 1. Ст. 17.

18. Федеральный закон от 30 марта 1999 N 52-ФЗ (в ред. от 22 декабря 2008 г. № 268-ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» //СЗ РФ. 1999. № 14. Ст.1650; 2008. № 52. Ст. 6223.

19. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЭ) «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст.3422; 2009. № 1. Ст. 15.

20. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. от 17 июля 2009 г. № 148-ФЗ»Об образовании» // Ведомости СНД и ВС. 1992. № ЗО.Ст. 1797; 2009. №29. Ст. 3585.

21. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 316-ф3 «О патентных поверенных» // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 24.

22. Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 51. Ст. 1798.

23. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 1Ю // СЗ РФ. 2005. № 6. Ст. 437.

24. Положение о Министерстве образования Российской Федерации, утв.постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 258 // СЗ РФ. 2000. № 14. Ст. 1496.

25. Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утв. постановлением

26. Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 234 ( в ред. 11 марта 2008 г. № 162) // СЗ РФ. 2000. № 13. Ст. 1373; 2008. № 11. Ст. 1030.

27. Основные направления подготовки кадров для рыночной экономики, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства от 4 ноября 1993 г. № 1137 // САППРФ. 1993. № 46. Ст. 4456.

28. Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 Г. N 841 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 50. Ст. 4742.

29. Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 августа 2009 г. № 284 // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

30. Положение о порядке аттестации научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук, утвержденным приказом Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, РАН от 23 мая 2007 г. N 144/352/33 // БНА РФ. 2007. № 29.

31. Единый тарифно-квалифицированный справочник работ и профессий рабочих, утв. постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от’ 31 января 1985 г.//Бюллетень Госкомтруда СССР. 1985. № 6.

32. Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, введенный в действие постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367 // Отдельное издание. М., 1995.

33. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 38 // Бюллетень Минтруда РФ. 1998. № 12.

34. Положение о квалификационной аттестации судей, утв. постановлением Верховного Совета РФ от 13 мая 1993 г. № 4960-1 ( в ред. от 14 марта 2002 г. ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 24. Ст. 856; СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 1022.

35. Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утв. приказом Министерства образования РФ от 6 августа 2009 г. № 284 // БНА РФ. 2009. № 40.

36. Положение о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 августа 1999 г. № 1237 (в ред. от 5 июля 2009 г. № 743) // СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4534; 2009. № 28. Ст. 3519.

37. Положение о квалификационной аттестации судей, утв. постановлением Верховного совета РФ от 13 мая 1993 г. № 4960-1 (вред. ФЗ от 14 марта 2002 г. № ЗО-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 24. Ст. 856; СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 1022.

38. Положение о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации, утв. приказом Федеральной таможенной службы России от 24 декабря 2008 г. № 1658 //БНА РФ. 2009. № 11.

39. Положение об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ утверждено Приказом Генерального прокурора РФ N 74 от 30 октября 1998 г.

40. Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров, утв. Институтом профессиональных бухгалтеров 29 сентября 1998 г. // Финансовая газета. 1998. № 43.

41. Положение об аттестационных центрах, утв. Госгортехнадзором РФ от 12 января 1999 г. //Сборник нормативных документов системы аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства. М., 1999.

42. Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров, утв. Институтом профессиональных бухгалтеров 29 сентября 1998 г. // Финансовая газета. 1998. № 43.

43. Основные положения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утв. постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1479 // СЗ РФ. 1997. №48. Ст. 5561.

44. Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, утв. Постановлением

45. Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 234 // Росс, газета. 2000. 29 марта.

46. Приказ Министерства обороны РФ от 6 апреля 2002 г. № 100″0 порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации» // БНА РФ. 2002. №21.

47. Положение об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей на территории Мурманской области, утв. постановлением Правительства Мурманской области от 27 февраля 2004 г. № 54-ПП // Мурманский вестник. 2004. №41.

48. Основные положения о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденные постановлением Министерства труда РФ и Министерства юстиции РФ от 23 октября 1992 г. N 27.

49. Положение о порядке проведения аттестации в организациях культуры и искусства, утвержденное приказом Минкультуры России от 13 ноября 1992 г. N 344 // Опубликовано не было. СПС «Гарант».

50. Положение о порядке подготовки и аттестации работников Госгортехнадзора России, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 11 января 1999 г. № 2 // Бюллетень нормативных актов РФ. 1999. № 8 (утратило силу).

51. Положение о порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти, утвержденное постановлением Министерства труда Российской Федерации от 12 октября 1992 г. N 23 // Бюллетень Минтруда РФ. 1993. № 1-2.

52. Основные подходы к оценке деловых качеств и квалификации работника при установлении разряда оплаты, предусмотренного ETC, утвержденные постановлением Минтруда РФ и Минюста РФ от 23 октября 1992 г. № 27 // БНА РФ. 1993. № 1 (утратили силу).

53. Положение об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей на территории Мурманской области, утв. постановлением Правительства Мурманской области от 27 февраля 2004 г. № 54-ПП // Мурманский вестник. 2004. № 41.

54. Типовое положение об аттестации руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, утвержденное постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 31 октября 1996 г. № 84 // Бюллетень нормативно-правовой информации. 1997. № 1.

55. Письмо Роструда от 30 апреля 2008 г. № 1028-с «Об увольнении работника вследствие недостаточной квалификации» // Нормативные акты для бухгалтера. 2008. № 12.

56. Абова Т.Е., Кабалкин А.Ю. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая // СПС «КонсультантПлюс».

57. Абрамова О.А., Серегина JI.B. Порядок применения Трудового кодекса Российской Федерации: некоторые спорные вопросы // Журнал российского права. 2007. № 8.

58. Авдеев. А. Проверено должности соответствует // Практическая бухгалтерия. 2008. №11// СПС «КонсультантПлюс».

59. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М, 1948.

60. Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права. М., 1961.

61. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.

62. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2-х томах. -Свердловск. 1972.

63. Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в 2-х томах. Т. 1. М., 1981.

64. Алексеев С.С.Общая теория права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008.

65. Анисимов JI.H. Расторжение трудового договора. М., 2003. П.Антонова Л.И Локальное правовое регулирование (теоретическоеисследование). Л, 1985.

66. Артемова М.В. Проблемы правового регулирования подбора, использования и профессионального обучения кадров организации: автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 2005.

67. Басаргин И. Личность превыше всего // Юрист. 2003. Июнь. N 23. С. 37.

68. Батяев А.А., Каркавина Д.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // СПС «КонсультантПлюс».

69. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2000.

70. Беляев А. Проведение аттестации в учреждениях силовых ведомств // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. № 9.

71. Бержанин А. Рассмотрение в судах споров, связанных с аттестацией работников// Социалистическая законность. 1978. №11.

72. Бугров Л. Трудовой договор и «фирменные» правила управления персоналом // Российская юстиция. 2002. N 5.

73. Болыной юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М, 1998.

74. Борзунова О.А., Краснов Ю.К. Комментарий к федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс».

75. Бугров Л.Ю. Пашиев В.А. Аттестация как комплексное явление в трудовом праве // Государство, право, общество: пути гармонизации отношений: сб. научных трудов: в 2 ч. Пермь, 2006.

76. Бухарина А.Р. Комментарий к федеральному закону от 22 августа 1995 г. № 151 ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» // СПС «КонсультантПлюс».23 .Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие’по кадровой работе. М., 1998.

77. Воронцов С. Аттестация научных кадров: запланированные изменения // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. № 8.

78. Гейхман B.JL, Дмитриева И.К. Трудовое право: Учебник для вузов. -М., 2002.

79. Глозман В.А. Право и проверка деловых качеств работников. Минск. 1981.

80. Глозман В.А. Должностная переаттестация кадров на предприятии // Совесткое государство и право. 1974. № 7

81. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права. Екатеринбург. 1997.

82. Головина С.Ю. Современные тенденции в трудовом праве России //Современные тенденции в развитии трудового права и права социального обеспечения: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2007.

83. Государственное и муниципальное управление: Справочник. М., 1997.

84. Губенко М.И. Мораль. Нравственность. Трудовое право. Ростов-на-Дону. 2009.

85. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М., 2003.

86. Данилкина О. Важность регулярной оценки профессионализма и ^ компетентности государственных служащих // Человек и труд. 2008.

87. Дедюева М.В. Круг работников, подлежащих аттестации и увольнению по ее отрицательному результату // СПС «КонсультантПлюс».

88. Дедюева М.В. Несоответствие работников выполняемой работе: автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Екатеринбург. 2007.

89. Дмитриева И.К. Принципы российского трудового права. М., 2004.

90. Дубровина И.Л. Актуальные вопросы правового регулирования испытания при приеме на работу: автореф. дисс. .канд. юрид. наук. -М., 2001.

91. Ершова Е.А. Сущность, источники и формы трудового права в Российской Федерации: монография. М., 2009.

92. Ершов В.В., Ершова В.А. Трудовой договор. М., 2001.

93. Жиров А.П. Правовые аспекты аттестации руководящих работников и специалистов в промышленности: автореф. дисс. .канд. юрид. наук. -М, 1979.

94. Жернаков В.В. Испытание рабочих и служащих по советскому трудовому праву: автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Харьков. 1987.

95. Журавлева Л.Л. Комментарий к федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СПС «КонсультантПлюс».

96. Захаров Д., Борисов А. Диалог между администрацией и работником // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. № 10.

97. Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества: текст лекций. Ярославль. 1996.

98. Иванчина Ю.В. Правовые аспекты оценки работников: автореф. дисс. . .канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006.

99. Иоффе О.С. Структурные подразделения системы права (на материалах гражданского права) // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 14. М., 1968.

100. Казьмин И.Ф. понятие и система сельскохозяйственного законодательства // Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды ВНИИСЗ. Вып. 3. М., 1975.

101. Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. М, 1995.

102. Каширин И.Н. О природе и значении локальных норм трудового права // Правоведение. 1970. № 3.

103. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972.

104. Киселев И.Я. Зарубежное трудовое право: Учебник для вузов. М., 1999;

105. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. М., 1999;

106. Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право: Учебник. М., 2005.

107. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. 3-е изд., изм.- М., 2007.

108. Козлов Ю.М., Фролов Е.С. Научная организация управления и право. -М., 1986.

109. Колесников А.В., Макаров А.О., Осипова И.Н. Комментарий к федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

110. Комментарий к ТК законов о труде Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Составитель Д. Диянов. М., 1997.;

111. Комментарий к ТК (постатейный) / Под ред О.В.Смирнова. 3-е изд., перераб. и доп. М, 2005.

112. Комментарий к ТК Российской Федерации. 5-е изд., испр., доп. и перераб./ Отв. ред. Ю.П. Орловский. М., 2009.

113. Комментарий к ТК Российской Федерации. / Отв. ред. A.M. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. 2-е изд., доп. М., 2007.

114. Кондратьев Р.И. Локальные нормы трудового права и материальное стимулирование. Львов. 1973.

115. Кондратьев Р.И. Сочетание централизованного и локального правового регулирования общественных отношений. Львов , 1977.

116. Крапивин О.М., Власов В.И. Трудовой договор: заключение, изменение, прекращение, защита персональных данных работников. -М., 2009.

117. Курилов В.И. Аттестация специалистов народного хозяйства. М., 1981.

118. Курилов В.И. Аттестация и личность работника в советском трудовом праве. Владивосток. 1983.

119. Кутьин Н. «Чиновник берет до 70 процентов от стоимости посреднических услуг.» // CRANES & ACCESS | Все о подъемной технике. 2009. № 4.

120. Лазор Л.И. Правовые вопросы аттестации работников // Проблемы социалистической законности: республиканский межведомственный сборник. Харьков. 1983.

121. Лазор Л.И. Правовые проблемы конкурсного подбора, аттестация кадров и рабочих мест на современном этапе: автореф. . дисс. д.ю. н.-М., 1991.

122. Левченко В.М. Акты Совета Министров СССР и акты • их развивающие // Советское государство и право. 1975. № 3.

123. Лившиц Р.З., Никитинский В.И. Принципы советского трудового права // Советское государство и право. 1974. № 8.

124. Литвинцева Н. А. Психологические тесты для деловых людей. М., 1996.

125. Лушникова М.В., Лушников A.M. Очерки теории трудового права. -СПб. 2006.

126. Маврин С.П., Филиппова М.В., Хохлов Е.Б. Трудовое право России: Учебник. СПб. 2005.

127. Мазуров А.А. Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе как основание расторжения трудового договора: автореф. . дисс. канд. юрид. наук. М., 2005.

128. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. 1998.

129. Маталин А.С. Аттестация служащих в трудовом праве. Дисс. . канд. юрид.наук. М., 2004.

130. Меги Л.П. Правовое регулирование аттестации руководящих инженерно-технических работников и специалистов в народном хозяйстве. Рига. 1986.

131. Мелешко Х.Т. Правовые проблемы аттестации руководящих работников и специалистов в промышленности. М., 1979.

132. Мелешко Х.Т. Правовые проблемы аттестации рабочих и служащих. -Минск. 1990.

133. Методические материалы семинара «Организация и проведение аттестации персонала на предприятии». / Подготовила К.А. Мантаева. М., 2000.

134. Миронов В.И. Трудовое право России: Учебник. М., 2005.

135. Мицкевич А.В. Соотношение системы советского права с системой советского законодательства // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып.11. -М., 1967.

136. Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. М., 2003.

137. Мякушкин Д. Как оценить голову? // Газета «Работа для всех». 2000. 1 июля.

138. Нигматуллин Б.И. Вина замедленного действия // Московский комсомолец. 2009. 14 октября.

139. Никитинский В.И., Панюгин В.Е. Дела об увольнении рабочих и служащих. М., 1973.

140. Нуртдинова А.Ф. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений: теоретические проблемы: Дисс. д-ра юрид. наук. М., 1998.

141. Нуртдинова А. Аттестация работников в современных условиях // Хозяйство и право. 2005. № 9, 10.

142. Нуртдинова А. Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации // Трудовое право. 2004. № 3.

143. Нуртдинова А.Ф., Ноздрачев А.Ф., Чиканова JI.A. Кадровику госслужбы // СПС «КонсультантПлюс».

144. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. проф. JI. И. Скворцова 24-е изд. М, 2007.

145. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова JI.A. Настольная книга кадровика: юридические аспекты. М, 2005.

146. Пашков А.С., Иванкина Т.В., Магницкая Е.В. Кадровая политика и право. -М., 1989.

147. Пашиев В.А. Аттестация в трудовом праве России: автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Пермь. 2004.

148. Подвысоцкий П. Т. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, их содержание // Трудовое право. 2004. № 3.

149. Полетаев Ю.Н. Аттестация работников: правовое регулирование, организационные вопросы. М., 2001.

150. Половинко В. С. Субъекты и объекты оценки персонала // Вестник Омского государственного университета, 1998. Вып. 4.

151. Радикульцева Е.Н. Правовое регулирование нормирования труда: автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Екатеринбург. 2009.

152. Розенбаум М., Греченкова Л., Греченков С. Комплексная оцедка профессионализма научных работников // Человек и труд. 2009. № 6.

153. Свирина И. Аттестация как механизм оценки уровня квалификации персонала// Служба кадров и персонал. 2006. № 10.

154. Скачкова Г.С. Комментарий к ТК Российской Федерации (постатейный). М., 2007.

155. Скобелкин В.Н., Передерин С.В., Чуча С.Ю., Семенюта Н.Н. Трудовое процедурно-процессуальное право: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Скобелкина. Воронеж. 2002.

156. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. СПб. 2000.

157. Скрипник К.Д Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала. М., 2000.

158. Словарь по трудовому праву / Отв. ред. Ю.П. Орловский. М., 1998.

159. Современный толковый словарь русского языка / Под ред. Т. Ф. Ефремовой. В 3 т. Т.1 М., 2006.

160. Соляник В. Принципы периодической аттестации специалистов // Хозяйство и право. 1979. № 8.

161. Ставцева А.И. Разрешение трудовых споров (Судебная защита от необоснованных переводов и увольнений). М., 1998.

162. Старилов Ю.Н. К вопросу об институте аттестации советских кадров. Воронеж. 1988.

163. Сурманидзе И.Н. К вопросу об аттестации государственных и муниципальных служащих: понятия, сравнительная характеристика, законодательные нововведения // Юридический мир. 2006. № 8. С.23.

164. Таль JI.C. Очерки промышленного права. М., 1918.

165. Тарасова В.А. Предмет и понятие локальных норм права // Правоведение. 1968. № 4.

166. Татаринов А.А. Управление персоналом: соотношение трудового права и кадрового менеджмента: автореф. . дисс. канд. юрид. наук. -Пермь, 2004.

167. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2002.

168. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1997.

169. Терехова Ю.К. Комментарий к федеральному закону от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЭ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» // СПС «КонсультантПлюс».

170. Тихомирова JI.B., Тихомиров М.Ю. Трудовой договор: постатейный комментарий к разделу 3 ТК / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2002.

171. Толковый словарь русского языка в 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. T.I. М., 2000.

172. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. М., 2002.

173. Труд и заработная плата в СССР: словарь справочник. Второе издание, доп. и перераб. — М., 1989.

174. Трудовое право России: Учебник/ Под ред. Ю.П. Орловского и А.Ф. Нуртдиновой. М., 2003.

175. Трудовое право: Учебник / Под общей ред. В.И. Семенкова. Минск. 2006.

176. Трудовое право: Учебник / под ред. О.В. Смирнова и И.О. Снигиревой. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2009.

177. Трудовое право: Энциклопедический справочник. Гл. ред. Иванов С.А. -М., 1979.

178. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под научной ред. Р. Марра и Г. Шмидта. М., 1997.

179. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М., 1997.

180. Уржинская Н.С. Правовые вопросы аттестации кадров в свете Конституции СССР. Калинин. 1980.

181. Хныкин Г.В. Локальные нормативные акты трудового права: Научное издание. Иваново. 2004.

182. Хныкин Г.В. Проблемы поставлены решения найдены // Промышленная политика в Российской Федерации. 2002. № 1.

183. Хныкин Г. Аттестация работников: нормативные акты и практика их применения // Трудовое право. 1999. N 4.

184. Хныкин Г.В. Организация и проведение аттестации работников // Трудовое право. 2000. № 4; 2001. № 1.

185. Хныкин Г.В. Локальные нормативные акты об аттестации работников // Законодательство. 2006. № 3.

186. Хропанкж В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных завдений / Под ред. В.Г. Стрекозова. 2-е изд., доп., исправл. М., 2000.

187. Циндяйкина Е.П., Цыпкина И.С. Трудовой договор: порядок заключения, изменения и расторжения / Под ред. К.Н. Гусова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008.

188. Чиканова JI.A. Права работников и работодателей при поступлении (приеме) на работу // Хозяйство и право. 2004. № 10.

189. Щадов М.И., Семикобыла Г.С., Симонов В.М. Опыт аттестации инженерно-технических работников в угольной промышленности. -М., 1974.

190. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации: Учебно практическое пособие. — М., 2000.

191. Шишко Г.Б. Аттестация кадров (правовые аспекты). Минск . 1994.

192. Шишко Г.Б. Правовые проблемы аттестации кадров // Современные тенденции в развитии трудового права и права социального обеспечения: материалы Международной науЧйо-практической конференции / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2007.

193. Шишко Г.Б. Повышение и определение квалификации работников // Библиотечка журнала «Юрист». Право и бизнес (Минск). 2009. № 2.

194. Шишко Г.Б., Мелешко Х.Т. Правовое регулирование аттестации и формирование резерва кадров: Монография. Минск. 2001.

195. Щур Труханович JT.B. Положение об аттестации персонала: юридические тонкости. 2006 // СПС «КонсультантПлюс».

196. Шур Труханович J1.B. Прекращение трудового договора: Комментарий к главе 13 ТК Российской Федерации. 2008 // СПС «КонсультантПлюс».

197. Щур Труханович JI.B. Разработка инструкций для персонала на примере предприятия общественного питания. 2008 // СПС «КонсультантПлюс».

198. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984.

199. Юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред. М.Н. Марченко. М., 2008.

200. Яковлев Р.А., Соловьев А.К. Заработная плата в условиях рынка: экономические завоевания и социальные потери. М., 1994.

Методики аттестации работников

Методов аттестации существует много, но на практике применяются только несколько, так как по большей части они являются производными друг от друга.

Метод классификации.

Отбор сотрудников ведется по критериям, которые утверждены заранее. Учитываются заслуги и достижения каждого при выполнении работы.

Метод ранжирования.

Заключается в расстановке сотрудников по их заслугам либо по способностям к выполнению определенной работы. Хотя ранжирование можно проводить и по другим критериям.

Оценочная шкала.

Эту методику наиболее часто используют при проведении аттестации. За основу берется список, в котором перечислены характеристики личности, а напротив каждой размещают пятибалльную шкалу. Затем руководитель, используя эту шкалу, отмечает, насколько каждая характеристика присуща сотрудникам.

Открытая аттестация.

Методика сравнительно новая. Ее ввели потому, что система оценочной шкалы оказалась недостаточно эффективной. Вместо проставления баллов, достаточно использовать письменную или устную характеристику работника.

Стадии аттестации

Прежде чем проводить аттестацию, нужно четко понять, что именно вы хотите установить и проверить. К тому же, если коллектив немаленький, стоит разработать план, в котором разграничено, кто, в какое время будет занят прохождением.

Мы кратко охарактеризуем основные стадии этой процедуры, чтобы иметь наиболее полное представление о ней.

Стадия № 1.

Сначала вы решаете, какие именно показатели хотите оценить. Затем решаете, какие методики будете использовать при проверке. Как только методика будет выбрана, можно в качестве эксперимента проверить один из отделов компании либо целое структурное подразделение.

Критерии, по которым будет проводиться оценка, оговаривают заранее.

Стадия № 2.

На этом этапе издают нормативную документацию и готовят материалы к процедуре. Если раньше в компании аттестация не проводилась, стоит издать приказ о ее проведении, собрать необходимые материалы, анкетные листы, результаты тестирования сотрудников и прочее.

Вся документация предоставляется секретарю аттестационной комиссии, который составляет таблицы оценивания.

Стадия № 3.

На этом этапе сотрудники заполняют отчеты о работе, которую проделали, а руководитель заполняет таблицу, в которой указаны различные критерии. Напротив каждого критерия проставляется оценка.

Стадия № 4.

Комиссия ведет обсуждение каждой выставленной оценки. Затем оценки суммируются и сравниваются с теми требованиями, которые предъявляются к конкретной должности. Чем выше получается балл в итоге, тем более высокую должность может занять аттестуемый работник.

Стадия № 5.

Эта стадия является ключевой.

Если работник, которого проверяют на данный момент, отсутствует на рабочем месте, нельзя заочно определить, насколько он профпригоден.

Если работник знал об аттестации и его подпись стоит на уведомлении, но он проигнорировал ее проведение, составляют акт, в котором указывают, что сотрудник не прошел аттестацию.

Подводя итоги своей работы, комиссия составляет отчет, в котором оценивает профессиональный уровень коллектива. Вся документация, которую комиссия подготовила, заверяется всеми членами комиссии.

Стадия № 6.

Комиссия проводит систематизацию полученных результатов. Составляются таблицы, даются рекомендации руководству по осуществлению кадровых перестановок.

После получения рекомендаций, кого-то отправят повышать квалификацию, кого-то повысят в должности, а кого-то и вовсе сократят.

Стадия № 7.

С результатами аттестации обязательно знакомят весь коллектив. С теми сотрудниками, положение которых в организации изменится, руководитель лично проводит беседу.

Все результаты хранят в кадровой службе, они могут быть использованы при решении различных вопросов с кадрами.

В нашем разговоре мы часто упоминали термин » аттестационная комиссия». Поэтому уточним, кто входит в ее состав.

Формы проведения аттестации

Чтобы получить эффективный результат, специалистами рекомендуется применять следующие формы:

Коллегиальное собеседование.

Комиссия рассматривает все материалы и беседует с каждым сотрудником. При этом обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, чтобы человек не нервничал и мог вести диалог с членами комиссии.

Бывает, что работнику трудно дать ответ на какой-то вопрос, в этом случае не стоит давить и требовать обязательного ответа. Задача комиссии – выявить проблему, а не заставить работника трястись от ужаса.

Собеседование в индивидуальном порядке.

Его чаще всего проводит непосредственный руководитель. Он объясняет работнику, как проходит аттестация, предупреждает о последствиях неявки, а затем уже готовит отзыв о его работе.

Письменное тестирование.

Фактически считается самой объективной формой. Вопросы для аттестации работника здесь разрабатываются в соответствии с квалификацией и должностью, которую он занимает.

Изначально устанавливается количество верных ответов, которое будет свидетельствовать о том, что аттестация пройдена.

Тестовые вопросы с течением времени должны обновляться.

Самые распространенные ошибки

Главной ошибкой является неправильная постановка целей и задач аттестации сотрудников. Если эту процедуру проводить только для того, чтобы уволить неугодных сотрудников, все положительные стороны аттестации просто перечеркиваются.

Другая ошибка – низкий уровень информированности работников. Если аттестация проводится в первый раз, о ней лучше предупреждать не за один месяц. Также рекомендуется разъяснять людям, для чего это делается, как происходит процедура. В противном случае вы рискуете получить нервную обстановку в коллективе, которая точно не добавляет работе эффективности.

Какие еще ошибки допускаются?

Сотрудников сравнивают друг с другом.

Ничем хорошим это однозначно не закончится. Сравнивать нужно деятельность сотрудника со стандартами компании, а не людей.

Разный подход к людям, которые выполняют работу идентично.

Часто требования к работникам с одинаковыми обязанностями – разные. Это объясняется как личными симпатиями руководства, так и благими намерениями: разные люди могут выполнять одну и ту же работу по-разному. Главное, никогда не терять объективности. Поэтому в комиссию лучше включать людей с непредвзятой точкой зрения, тех кто не заинтересован в том или ином результате аттестации.

Использование ограниченного диапазона оценок.

Если оперировать только критериями «плохо-хорошо», вынести объективную оценку деятельности работника нереально. Не получится разделить сотрудников на одинаково профессиональных и на одинаково непрофессиональных. Это тупиковый подход.

Оценивать нужно по более широкому спектру критериев. В некоторых европейских странах шкала оценки деятельности сотрудников состоит из 100 баллов. Это позволяет вынести наиболее обоснованное решение.

Предвзятое отношение.

Согласитесь, что нередко в коллективе существуют определенные стереотипы по отношению к какому-либо человеку. Но гораздо хуже, когда кто-то из членов комиссии продемонстрирует свою предвзятость.

Подход должен быть адекватным, а решения должны приниматься исходя их профессиональных стандартов, а не личных оценок.

Во время процедуры внезапно меняются требования.

Хотя людей предупреждают о проверке заранее, слухов все равно избежать не получится. При каждом упоминании аттестации люди нервничают, теряют работоспособность, помимо этого, начинают конфликтовать между собой.

Не нагнетайте ситуацию. Объясняйте сотрудникам все подробно, объективно. Не дергайте их, не меняйте требования внезапно. В противном случае люди будут считать, что все делается целенаправленно, чтобы они показали худшие результаты.

Вряд ли после такого стресса к начальству будут относиться с уважением.

Как же провести аттестацию не просто правильно, но и эффективно, обсудим далее.

Когда действия комиссии неправомерны

Некоторые руководители проводят аттестацию, чтобы избавиться от конкретного работника, ставшего вдруг неугодным. При этом его реальные результаты труда учитывать никто не будет, цель – увольнение.

Каждый работодатель должен помнить, что решение проблемы с субъективным отношением к человеку подобным образом – противозаконно.

Другим вариантом неправомерного поведения является такой: незадолго до процедуры работнику дают задание, которое он не сможет выполнить, потому что оно невыполнимо изначально, так как не соответствует квалификации сотрудника.

Чтобы не допустить таких нарушений, члены комиссии должны убедиться в том, что работники реально могу выполнить порученное задание.

Есть и другие виды нарушений, выявив которые, итоги аттестации можно оспорить:

  • Нарушение сроков проведения;
  • Нарушаются сроки уведомления сотрудников о проведении аттестации;
  • Работник не был ознакомлен с результатами;
  • Проверяли работника, принадлежащего к категории не подлежащих аттестации лиц;
  • Был нарушен порядок проведения самой процедуры;
  • В комиссии не было специалистов из той отрасли, в которой компания ведет свою деятельность.

Опираясь на практику судов, можно говорить о том, что «фиктивная» аттестация не позволит недобросовестному руководителю избавиться от надоевшего работника. Требования закона нужно соблюдать.

Советы руководителям

Включайте в состав комиссии специалистов по разным сферам, чтобы процедура прошла качественнее.

Пример. В компании Р. проводилась аттестация персонала. По ее итогам юрисконсульта А. было решено перевести на должность, которая оплачивается ниже. Не согласившись с таким решением, А. написал заявление на имя руководителя компании, в котором указал, что в составе комиссии по аттестации не было ни одного юриста. Следовательно, решение о переводе принималось некомпетентными людьми.

Руководитель компании, ознакомившись со всеми материалами, доводы А. посчитал обоснованными и сотрудник продолжил работу на прежней должности.

Несмотря на то что в законе оговариваются случаи, когда процедуру можно провести без присутствия работника, лучше этого не делать. Таким образом, снизится риск возникновения конфликтной ситуации, а также удастся избежать оспаривания результатов и судебного разбирательства.

Если вы заинтересованы в действительно качественных результатах, доверьте проведение процедуры профессионалам. Куда обратиться, расскажем кратко.

№ п/п Компания Характеристика
1 Гермес Компания действует более 5 лет. Компания занимается юридическим сопровождением процесса аттестации и не только. Сотрудничает фирма с любым регионом РФ
2 Кадры есть! Компания с 11-летним стажем работы. Ее офисы есть в нескольких городах. При аттестации специалисты компании используют не только самые известные методы, но и авторские
3 HR-Практика Это компания – старожил, ей более 20 лет. Основной офис в Петербурге, но сотрудничество возможно с любым регионом, а также с другими странами. Услуги оказываются и в удаленном формате

Итак, теперь мы рассказали о самых важных моментах, касающихся аттестации персонала. Если процедура была проведена в полном соответствии с требованиями закона, она позволит осуществить принятие необходимых кадровых решений, заручиться поддержкой закона при переводе, увольнении либо понижении работника в должности.

Еще хотелось бы пожелать, чтобы в любой компании работали только талантливые, высококвалифицированные сотрудники и не требовалось никого увольнять, либо переводить на низкооплачиваемые рабочие места.

Оценка деловых качеств работника производится на основании изучения его профессиональной деятельности, выполнения им своих трудовых обязанностей, поручений, планов, нормированных заданий и т. п. Учитываются сложность работы, ее результативность, степень участия в решении общих производственных задач, выполняемых соответствующим структурным подразделением организации. Принимается во внимание повышение работником своей квалификации, получение дополнительного образования, приобретение необходимых для работы навыков и т. д. Проводя аттестацию, важно помнить, что несоответствие занимаемой должности (выполняемой работе) не связано с виновным поведением работника.

Рекомендации аттестационной комиссии примеры

Что понимается под традиционной системой аттестации работника? Под традиционной системой понимается комплекс мероприятий по подготовке и проведению оценки квалификационного уровня работника в соответствии с положением об аттестации. При этом оценку проводит специально созданная комиссия.

Порядок этого мероприятия можно разделить на несколько этапов:

  1. Разработка положения об аттестации.
  2. Подготовка, включающая в себя разработку графика, утверждение членов комиссии, подготовка документов и информирование сотрудников.
  3. Проведение экзамена.
  4. Протоколирование хода оценивания и подведение итогов.

Рассмотрим некоторые этапы более детально. Положение об аттестации работников: образец Рассматриваемый документ относится к категории локальных нормативных актов.

Конкретный срок зависит от особенностей организации и использования труда в определенной сфере деятельности (отрасли экономики), характера и содержания трудовой деятельности отдельных категорий работников. Практически все нормативные правовые акты, касающиеся проведения аттестации отдельных категорий работников, принятые как на федеральном, так и на региональном уровне, указывают на необходимость проведения аттестации либо раз в три года, либо раз в пять лет.Важен и вопрос о форме проведения аттестации.

Выбор формы проведения аттестации постольку, поскольку он не затрагивает прав и интересов работников, может осуществляться работодателем и закрепляться в локальном положении о проведении аттестации. Традиционно аттестация проводилась в форме собеседования.

Аттестационная комиссия рассматривала представленные материалы и заслушивала сообщение аттестуемого.
Участие в заседании лица, не упомянутого в приказе с перечислением членов комиссии, — удобный повод настоять на его удалении или потребовать перенести аттестацию. Аттестация работников не является обязательным мероприятием , работодатель вправе использовать для оценки квалификацтт работников другие инструменты, но в таком случае работника нельзя будет уволить из-за недостатка умений и знаний.
Кроме того, работодатель должен помнить о различных последствиях отказа от использования аттестации работников. Когда недостаточную квалификацию работника выявит аттестация, то у работодателя появится законное основание уволить его по п.
3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Другие мероприятия по оценке профессионализма такого права не дают.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *