Трудовые арбитры

§ 4. Трудовой арбитраж

Трудовой арбитраж является одним из трех возможных звеньев разбирательства коллективного трудового спора. Трудовой арбитраж — это временно действующий орган, создаваемый в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

В случаях когда в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу. При этом если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

В организации и функционировании трудового арбитража, создаваемого для рассмотрения коллективного трудового спора, активную роль играет служба, являющаяся государственным органом, которая на этом этапе наравне со сторонами коллективного трудового спора участвует как в создании трудового арбитража, так и в определении его состава, выработке регламента, определении полномочий. Трудовой арбитраж фактически является неким «тройственным» органом, который может урегулировать коллективный трудовой спор.

На создание трудового арбитража и рассмотрение в нем спора сторонам отводится максимум восемь рабочих дней — три дня со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником для создания арбитража и пять дней для рассмотрения спора. В рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже принимают участие представители сторон спора.

Кодекс в общих чертах определяет полномочия трудового арбитража при рассмотрении коллективного трудового спора. Выработанные арбитражем рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам этого спора в письменной форме.

С целью оказания практической помощи территориальным органам по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России утвердил Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже от 14 августа 2002 г. N 59.

Таким образом, трудовой арбитраж создается в случаях:

1) уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии;

2) недостижения сторонами согласованного решения относительно кандидатуры посредника в течение трех рабочих дней;

3) рассмотрения коллективного трудового спора между работниками и работодателями организаций, в которых законодательством Российской Федерации запрещено или ограничено проведение забастовок;

4) недостижения согласия при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

Следует отметить, что в связи с реформой Правительства РФ, объявленной Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314, полномочия по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства; коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена, закреплены за Федеральной службой по труду и занятости.

Служба в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных трудовых арбитров ежегодно составляет списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров. Они должны содержать следующие сведения: фамилию, имя, отчество, год рождения, образование, место работы, специальность, занимаемую должность, другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров. Списки пересматриваются ежегодно. В них могут быть включены руководители, специалисты (экономисты, юристы и т.п.) организаций, научные работники, представители органов исполнительной власти субъектов РФ, работники службы, специалисты по труду органов местного самоуправления, представители профсоюзных органов.

В состав трудового арбитража не могут входить представители работников и работодателей, участвующих в коллективном трудовом споре, подлежащем рассмотрению.

Возможная компенсация затрат лицам, привлекаемым к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве трудовых арбитров, может осуществляться по соглашению сторон коллективного трудового спора.

Конкретные лица могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году.

Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.

Решение о создании трудового арбитража, его состав, регламент работы оформляются протоколом совместного заседания представителей сторон и службы, примерная форма которого предусмотрена Рекомендациями. Протокол подписывается представителями сторон и службы. Дата его подписания считается днем создания трудового арбитража.

В протоколе отражаются условия участия трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора, согласовав их непосредственно с трудовыми арбитрами, руководителями организаций, где они работают, и службой.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Процедура рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами и службой при создании трудового арбитража. Регламентом могут быть установлены: продолжительность ежедневных заседаний; правила замены одного из трудовых арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств; очередность объяснений лиц, представляющих стороны по существу спора; возможность и порядок отвода трудовых арбитров и т.д.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

— изучение документов и материалов, представленных сторонами;

— заслушивание представителей сторон;

— заслушивание экспертов, если в этом есть необходимость;

— разработка рекомендаций по существу коллективного трудового спора.

Рекомендации трудового арбитража составляются в письменной форме с учетом всех обстоятельств дела в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, подписываются трудовыми арбитрами и передаются сторонам.

Рекомендации трудового арбитража оформляются протоколом заседания трудового арбитража. В протоколе, подписываемом членами трудового арбитража, указываются присутствующие на заседании трудовые арбитры, представители сторон спора, перечень мер, необходимых для разрешения коллективного трудового спора.

Для реализации возложенных на него задач трудовой арбитраж наделяется соответствующими полномочиями.

Трудовые арбитры имеют право:

— запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;

— заслушивать объяснения и обращения сторон коллективного трудового спора;

— приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах рассматриваемого коллективного трудового спора;

— требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения трудового коллектива;

— предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

— информировать в случае необходимости соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора.

Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

Необходимо учитывать, что в ряде субъектов РФ созданы специальные учреждения для рассмотрения коллективных трудовых споров. Так, в Москве создано учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров».

Для разрешения коллективных трудовых споров в учреждении «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» необходимо представить следующие документы:

1) заявление от субъекта спора по существу спора;

2) копию коллективного договора или соглашения о рассмотрении коллективного спора в учреждении «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» и признания решения обязательным для исполнения;

3) документы и материалы по существу спора (коллективный договор, локальные нормативные акты и т.д.);

4) документы о выдвижении требований работниками и доказательства, подтверждающие их отклонение работодателем;

5) решение о создании примирительной комиссии;

6) протокол разногласий примирительной комиссии или акт, составленный в случае уклонения одной из сторон от участия в ее работе;

7) соглашение сторон о приглашении посредника;

8) протокол разногласий сторон коллективного спора с участием посредника;

9) документы, подтверждающие полномочия представителей.

Указанное учреждение приняло Регламент примирительных процедур, в соответствии с которым предусматривается порядок рассмотрения коллективного спора, поступившего на рассмотрение в указанное учреждение.

Комментарий к пункту 2 статьи 8

Положение пункта 2 статьи 8 закрепляет принцип формирования трудового

арбитража — добровольное соглашение сторон спора предпринять попытку разрешения

коллективного трудового спора с помощью независимых специалистов в области

общественных отношений — трудовых арбитров. Формирование временного органа

примирения сторон спора на добровольной основе предполагает, что каждая из

сторон доверяет рассмотрение предмета спора гражданам, которых они признают

в качестве законных, компетентных, беспристрастных «третейских судей» (термин

«арбитраж» означает рассмотрение спора третейскими судьями).

Положением первой части пункта 2 статьи 8 устанавливается количественный

состав трудового арбитража — три человека. При этом Федеральным законом допускается

два варианта формирования трудового арбитража. Первый вариант (по последовательности

изложения в тексте законодательного акта) представляет собой формирование

временного органа примирения субъектов спорных отношений из числа специалистов,

рекомендуемых сторонам спора Службой. Второй вариант — формирование трудового

арбитража из числа специалистов, предложенных сторонами коллективного трудового

спора друг другу или одной стороной другой. Однако в обоих случаях факт создания

органа примирения фиксируется протоколом трех субъектов, включая Службу.

Необходимо обратить внимание на некоторую неточность, допущенную законодателем

при изложении положения пункта 2 статьи 8. Дело в том, что, согласно тексту

правовой нормы, трудовой арбитраж формируется из числа… «трудовых арбитров».

Однако если обратиться к «Общероссийскому классификатору профессий рабочих,

должностей служащих и тарифных разрядов» («Общероссийский классификатор профессий

рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. ОК-016-94. Издание официальное»,

Минтруда России, Госстандарт России, М., 1995), введенному в действие с 1

января 1996 г., то не найдем там специальности «трудовой арбитр». Такой специальности

просто нет. «Трудовой арбитр» — это не специальность, а временный статус,


который приобретается гражданами в результате определенных действий сторон

спора. По своей функциональности статус трудового арбитра равнозначен статусу

третейского судьи.

Граждане из числа специалистов в области права, трудовых отношений, социального партнерства приобретают статус трудового арбитра только на период проведения одноименной процедуры по разрешению коллективного трудового спора и только

после утверждения их кандидатур соответствующим соглашением субъектов спорных

отношений.

Статус трудового арбитра приобретается гражданами посредством реализации сторонами спора положения пункта 3 статьи 8. В соответствии с указанной правовой

нормой состав трудового арбитража утверждается соответствующим соглашением

сторон спора при участии представителя государственного органа — Службы.

Следует обратить внимание на то, что названное участие Службы является

одной из ее функциональных обязанностей, закрепленных в Положении о службе

по урегулированию коллективных трудовых споров (Постановление Правительства

Российской Федерации «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров»

от 15.04.1996 г. N 468) (см. пятую часть п. 4 Положения).

Факт подписания «трехстороннего» протокола о согласовании в результате

своего волеизъявления кандидатур граждан, об утверждении их в качестве полномочных

лиц для разрешения коллективного трудового спора будет относиться к юридическому

факту приобретения лицами, поименованными в названном документе, статуса трудовых

арбитров.

Указанный пункт статьи 8 определяет некоторые правила формирования трудового

арбитража, но комментируемый законодательный акт не раскрывает, какие лица

могут приобрести статус трудового арбитра.

В связи с этим можно сказать, что данный вопрос может быть предметом

соглашения между сторонами спора непосредственно при проведении названной

процедуры примирения или предметом согласительно-договорного процесса при

заключении коллективного договора, соглашения определенного уровня социального

партнерства.

Федеральный закон оставляет на усмотрение сторон спора и Службы способ

разрешения проблемы замены одного или нескольких избранных членов трудового

арбитража по таким, например, причинам: болезнь или другие объективные причины

отсутствия на заседаниях органа примирения, отказ от выполнения обязанностей

арбитра по причине высказывания в его адрес одной из сторон (или двумя сторонами)

спора недоверия и пр. В такой ситуации процедура примирения сторон спора может

превысить сроки, предусмотренные законодательством в пункте 4 статьи 8, и

поэтому представители субъектов спорных отношений для продолжения трудового

арбитража вправе воспользоваться положением второй части пункта 7 статьи 5.

Следует также обратить внимание на то, что как при посредничестве (см.

комментарии к п. 3 ст. 7), так и при формировании трудового арбитража стороны

спора вправе включить в состав трех арбитров представителя Службы. Основанием

для этого служит пункт 5 Положения о службе по урегулированию коллективных

трудовых споров (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.04.1996

г. N 468). От этого замечания перейдем ко второй части пункта 2 статьи 8.

В этой части пункта 2 сформулировано запретительное положение, которое

не дозволяет сторонам спора при формировании трудового арбитража вводить в

его состав своих представителей, которые могут так или иначе повлиять на заключение

данного института примирения и на весь ход разрешения коллективного трудового

спора. По смыслу указанного положения запрещено в качестве арбитров предлагать,

утверждать лицо, являющееся членом организации (предприятия в редакции КЗоТ

РФ), членом профсоюзной организации или объединения, которые являются прямым

субъектом спорных отношений.

В связи с правоприменением пункта 2 статьи 8 возникают вопросы о правомерности

привлечения в качестве трудовых арбитров представителей вышестоящих органов

управления народным хозяйством и органов профсоюзного движения. Например,

при разрешении коллективного трудового спора на уровне организации вправе

ли первичная профсоюзная организация в качестве арбитра пригласить руководящего

работника вышестоящего органа данного профсоюза?

Перед тем как дать ответ на этот вопрос, следует отметить, что целью

примирительных процедур является разрешение коллективного трудового спора.

Только исходя из задач по реализации этой цели, необходимо строить работу

каждого субъекта спорных отношений. Следовательно, если первичная профсоюзная

организация не доверяет партнеру по социальным отношениям, то она будет считать

целесообразным ввести в состав трудового арбитража лицо, отражающее интересы

данного профсоюза. Но такое действие, как правило, приводит только к отсрочке

разрешения спора и урегулирования разногласий. Теперь приведем ответ на вопрос.

Содержание положения второй части пункта 2 статьи 8 распространяется

на лиц, которые являются прямыми представителями субъектов спорных отношений.

В связи с этим первичная профсоюзная организация имеет право предложить другой

стороне в качестве кандидатуры трудового арбитра лицо, занимающее руководящее

положение в вышестоящем органе данного профсоюза. Аналогичным правом обладает

работодатель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *