Содержание
- Коллективные трудовые споры и порядок их рассмотрения и разрешения
- Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения
- Коллективные трудовые споры: понятие, порядок рассмотрения в примирительной комиссии
- Порядок разрешения коллективных трудовых споров
- Виды органов, рассматривающих коллективные трудовые споры, и их правовой статус
Коллективные трудовые споры и порядок их рассмотрения и разрешения
Коллективный трудовой спор (ч.1 ст.398) — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая з/п), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Стороны коллективного трудового спора: работники и работодатели (их представители), если между ними возникли неурегулированные разногласия по вопросам, указанным в данной статье, которые имеют коллективное значение.
Впервые в ТК предусмотрена возможность инициирования коллективного трудового спора по такому поводу, как отказ работодателя учесть мнение выборного профсоюзного органа работников при принятии локальных нормативных актов согласно ст. 372 ТК.
Как работники, так и работодатели и их представители, действуя на основании принципов социального партнерства (закрепленных в ст. 24 ТК), стремятся достичь соглашения и уйти от конфликта. Если возникающие разногласия в силу их неурегулированности перерастают в коллективный трудовой спор, то работники (их представители) и работодатель (его представители) разрешают этот спор путем примирительных процедур и поиска выхода на соглашение. Лишь в крайнем случае используется забастовка как способ разрешения спора в его критической фазе, но с помощью продолжения примирительных процедур и достижения соглашений.
Примирительные процедуры- рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в 1рудовом арбитраже.
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов рассмотрения этого спора: примирительной комиссии, которая является обязательным этапом разрешения спора, а по выбору сторон спор может рассматриваться с участием посредника и (или) с помощью трудового арбитража.
Правом выдвижения требований к работодателюпри возникших разногласиях обладают работники и (или) представители, определённые в ст. 29-31 и ч.5 ст. 40 ТК.
Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю.
За работодателем закреплена обязанность создать условия работникам или представителям работников для проведения собрания (конференции), предоставить необходимое помещение и не препятствовать их проведению. Собрание считается правомочным, если на нем присутствовало более 1/2 работающих, а конференция является правомочной в присутствии не менее 2/3 избранных делегатов. Принятые требования в письменной форме направляются работодателю.
Копия требований может быть направлена в соответствующий гос. орган по урегулированию коллективных трудовых споров, который обязан проверить получение требований другой стороной. Требования профсоюзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства (ч. 6 ст. 399 ТК).
Работодатель обязан принять указанные требования и в письменной форме в течение 3 рабочих дней сообщить представительному органу работников о принятом решении. Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять требования профсоюзов (их объединений) и сообщить им о принятом решении в течение 1 месяца со дня получения этих требований.
Если указанные требования удовлетворяются, то спор не возникает, поскольку разногласия урегулированы. В том случае, когда требования полностью или частично отклоняются или не сообщается в установленный срок о принятом решении, может возникать коллективный трудовой спор.
Моментом начала коллективного трудового спора является день начала коллективного трудового спора — день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 ТК своего решения.
При возникновении коллективного трудового спора ни одна из сторон не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах. Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, гос. орган по урегулированию коллект. труд. споров обязаны использовать все предусмотренные зак-вом возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.
Не позднее 3 рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора создается примирительная комиссия, которая формируется из представителей сторон на равной (паритетной) основе, о чем издается соответствующий приказ работодателя и принимается решение представителем работников. В срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) спор должен быть рассмотрен, но по взаимному согласию сторон указанный срок может быть продлен, что оформляется соответствующим протоколом.
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, имеет для них обязательную силу. Оно оформляется протоколом и исполняется в том порядке и в те сроки, которые будут установлены в решении. При недостижении соглашения стороны составляют протокол разногласий и продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. В течение 3 рабочих дней после составления протокола разногласий стороны спора могут сами пригласить посредника либо по рекомендации гос. органа по урегулированию колл. труд. споров. Если стороны в этот срок не достигли соглашения по кандидатуре посредника, они приступают к созданию трудового арбитража.
Рассмотрение спора с участием посредника осуществляется в срок до 7 рабочих дней с момента его приглашения и завершается принятием согласованного решения или составлением протокола разногласий. Таким образом, посредник не дает обязательных решений или даже рекомендаций, он предлагает варианты примирения для выхода на соглашение, а стороны выбирают и принимают согласованное решение. В противном случае стороны составляют протокол разногласий и приступают к созданию трудового арбитража.
Трудовой арбитраж — временно действующий орган по рассмотрению колл. труд. спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательности выполнения его решений.Трудовой арбитраж создается сторонами спора и гос. органом по урегулированию колл. труд. споров не позднее 3 рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирит. комиссией или посредником, а спор рассматривается с момента его создания с участием сторон спора в срок до 5 рабочих дней. Решение трудового арбитража по урег-нию колл. труд. спора передаются сторонам этого спора в письменной форме.
Когда в соответствии с ч. 1 и 2 ст.413 ТК в целях разрешения колл. труд. спора не может быть проведена забастовка, создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу. При этом если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий гос.орган по урегулированию колл. труд.споров.
В случае уклонения одной из сторон спора от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж (ст. 406 ТК). В случаях уклонения работодателей (их представителей) от создания труд. арбитража или отказа от выполнения его решений работники могут приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда забастовка не может быть проведена.
В ТК предусмотрены гарантии для членов примирительной комиссии, трудовых арбитров, представителей работников. Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 месяцев в течение одного года.
Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочивающего их на представительство органа (ст. 405).
Действия сторон колл. труд. спора, соглашения и решения, принимаемые в связи с разрешением этого спора, оформляются протоколами представителями сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, органом, возглавляющим забастовку.
Соглашения, достигнутые сторонами спора в ходе его разрешения, имеют обязательную силу для сторон. Эти соглашения оформляются в письменной форме и контролируются сторонами коллективного трудового спора.
При всей значимости примирительных процедур в разрешении споров они не всегда приводят к положительному результату. Возможна ситуация, когда спор не разрешен, и последним средством, к которому могут прибегнуть работники,- это забастовка.
30.Право на забастовку и его ограничения. Проведение забастовки, признание её незаконной
При всей значимости примирительных процедур в разрешении споров они не всегда приводят к положительному результату. Возможна ситуация, когда спор не разрешен, и последним средством, к которому могут прибегнуть работники,- это забастовка.
Согласно КРФ (ч. 4 ст. 37) признается право на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.
Возможность проведения забастовки у работников возникает в следующих случаях:
1. если примирительные процедуры не привели к разрешению спора;
2. когда работодатель (его представители) или представители работодателей уклоняются от примирительных процедур;
3. при невыполнении работодателем соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора.
4. при неисполнении решения трудового арбитража
Во всех этих случаях работники вправе приступить к забастовке.
Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.
Забастовка— временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ч. 4 ст. 398 ТК РФ).
Участие в забастовке является добровольным. Запрещено принуждение к участию в забастовке или отказу от участия в ней и недопустимы угрозы по отношению к тем, кто прекратил работу в связи с забастовкой. Лица, принуждающие к участию в забастовке или отказу от участия в ней, могут привлекаться к дисциплинарной, адм. ответственности, уг. ответ-ти.
Право на забастовку может быть ограничено в исключительных случаях, установленных федеральным законом. Задача сбалансирования интересов бастующих работников и интересов общества решается в соответствии со статьей 55 КРФ.
Являются незаконными и не допускаются забастовки:
а) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с зак-вом о чрезв. положении; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, орг-циях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности гос-ва, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезв. ситуаций; в правоохранительных органах; в орг-циях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
(см. текст в предыдущей редакции)
б) в орг-циях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеят-ти населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
(см. текст в предыдущей редакции)
Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом, например, оно ограничено для государственных служащих Федеральной государственной службы (?).
Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.
Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.
Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее ½ от общего числа работников. Конференция работников считается правомочной, если на ней присутствует не менее 2/3 делегатов конференции.
Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.
Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее 1/2 работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания/созыва конференции представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более 1/2 работников в поддержку проведения забастовки.
После 5 календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня. При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с ТК.
О начале предстоящей забастовки работодатель предупреждается в письменной форме не позднее чем за 10 календарных дней.
В решении об объявлении забастовки указываются:
— перечень разногласий сторон коллективного трудового спора;
— дата и время начала забастовки, предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников. Забастовка не может быть начата позднее 2 месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки;
— наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников в примирительных процедурах;
— предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.
Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий гос. орган по урегулированию колл. труд. споров.
Если забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном статьей 401 ТК (примирит. процедуры).
Забастовку возглавляет представительный орган работников. Он имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам; имеет право приостановить забастовку. Для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже. Работодатель и соответствующий гос. орган по урегулированию колл. труд.х споров должны быть предупреждены о возобновлении забастовки не позднее чем за 3 рабочих дня.
В период забастовки стороны спора обязаны продолжить его разрешение путем примирительных процедур.
Работодатель, ОИВ, органы МСУ и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя (организации) и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых создаст непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
Должен быть разработан Перечень минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками орг-ций, индивид. предпринимателей, деят-ть которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общ-ва. При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.
Участие работника в забастовке не рассматривается в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, за исключением случаев неисполнения им обязанности прекратить забастовку, признанную незаконной по решению суда, вступившего в законную силу и подлежащего немедленному исполнению.
В этом случае работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку, который должен немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда, которым забастовка признана незаконной.
Ч. 2 ст. 414 ТК: к работникам, участвующим в забастовке, которая не признана незаконной, запрещается применять меры дисциплинарной ответственности.
На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность, но не выплачивается заработная плата, за исключением тех, кто занят выполнением обязательного минимума работ (услуг). Для участников забастовки могут быть предусмотрены компенсационные выплаты, если об этом достигнуты соглашения в ходе разрешения коллективного трудового спора либо это установлено в коллективном договоре, соглашении.
При заявлении (в письменной форме) работником, кот-й не может трудиться в связи с забастовкой и не участвует в ней, о начале простоя в связи с забастовкой производится оплата простоя в порядке и размерах, предусмотренных ТК (ст. 157). Работодатель вправе переводить указанных работников на другую работу в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК. Более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, может быть предусмотрен колл. догром, соглашением либо соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения колл. трудового спора.
В соответствии с ТК (ч. 3 ст. 413) забастовкапри наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК.
Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами S-тов по заявлению работодателя или прокурора. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку.
В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся забастовку приостановить также на срок до 30 дней. В особых случаях приостановить забастовку вправе Правительство РФ до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.
В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут — увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.
Санкции к нарушителям сроков, процедуры и требований, установленные ТК в отношении проведения забастовок:
Представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставляющие помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований, объявлению забастовки или препятствующих ее проведению, привлекаются к дисципл. ответ-ти в соответствии с ТК или к адм. ответ-ти в порядке, установленном зак-вом РФ об адм. правонарушениях.
Представители работодателя и работников, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, привлекаются к адм. ответ-ти в порядке, установленном зак-вом РФ об адм. правонарушениях (ч. 2 ст. 416 ТК).
Если работники приступили к проведению забастовки или не прекратили ее на следующий день после того, как стало известно решение суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или приостановке забастовки, то во всех этих случаях указанные работники могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины. Представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить работодателю убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определяемом судом (ст. 417 ТК).
Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения
Коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ).
Специфическими признаками коллективного трудового спора являются особый субъектный состав (его коллективный характер) и особый предмет разногласий.
Коллективный характер проявляется в том, что одной из сторон спора выступают работники, связанные определённым организационным единством (члены профсоюза, работники организации, её обособленного структурного подразделения) и объединённые общими профессиональными (социально-трудовыми) интересами. Другим субъектом спора является или работодатель или объединение работодателей, т.е. данная сторона спора также может быть представлена своеобразным коллективом — работодателями данной отрасли, территории и т. п.
Предметом коллективного трудового спора являются законные интересы и права объединённых в трудовые коллективы работников.
Такой спор может возникнуть по поводу:
— установления и изменения условий труда;
— заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений;
— отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организации.
Таким образом, для того, чтобы неурегулированные разногласия между работниками и работодателями были квалифицированы как коллективный трудовой спор, необходимо наличие обоих указанных признаков. Если спор характеризуется лишь одним из них, его нельзя признать коллективным.
Коллективные трудовые споры традиционно рассматриваются в качестве споров об интересах, к которым можно отнести, в частности, споры, возникшие на стадии коллективных переговоров. Но наиболее распространёнными в настоящее время являются споры о праве — о выполнении условий заключённого коллективного договора или соглашения.
Таким образом, коллективные трудовые споры по их характеру можно разделить на два вида:
— по поводу установления или изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения или изменения коллективных договоров и других социально-партнёрских соглашений;
— по поводу выполнения коллективных договоров и соглашений, отдельных норм трудового законодательства.
В коллективном трудовом споре от имени спорящих сторон выступают их представители. Представителями работников являются органы профсоюзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, иные представительные органы, образованные на собраниях (конференциях) работников и уполномоченные ими. Представители работодателей — это руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, индивидуальные предприниматели (лично), полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
В разрешении коллективных трудовых споров принимают участие государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров. В качестве таких органов выступают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров (в настоящее время — Федеральная служба по труду и занятости), и органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров. Их задачи и полномочия определены ст. 407 ТК РФ.
Днём начала коллективного трудового спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей), либо несообщение работодателем (его представителем) в установленный срок своего решения. С этого момента стороны могут начать примирительные процедуры рассмотрения коллективного трудового спора.
Все действия сторон коллективного трудового спора, соглашения и решения, принимаемые в связи с разрешением этого спора, должны оформляться протоколами представителями сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, а также органом, возглавляющим забастовку, если она будет иметь место (ст. 418 ТК РФ).
Порядок урегулирования разногласий самими спорящими сторонами начинается с формулирования и утверждения общим собранием (конференцией) работников требований, которые излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определённые в соответствии со ст. 29-31 и ч. 5 ст. 40 ТК РФ.
Эти требования утверждаются большинством голосов присутствующих на собрании (конференции) (ст. 399 ТК РФ). При этом собрание работников считается правомочным, если на нём присутствует более половины работающих, а конференция — если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (её) проведению.
Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.
Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и в течение трёх рабочих дней со дня их получения сообщить в письменной форме о своем решении представительному органу работников организации, (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя. Представителям работодателей (объединений работодателей) на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном, отраслевом уровнях на ответ профсоюзам (их объединениям) отведен один месяц (ст. 400 ТК РФ).
Если все требования удовлетворяются, то разногласия сторон погашаются и спора не возникает. Если работодатель полностью или частично отклоняет эти требования или не даёт на них ответа, возникает коллективный трудовой спор.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 ТК РФ порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией; рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. При этом рассмотрение спора примирительной комиссией является обязательным этапом, а в случае недостижения согласия в примирительной комиссии стороны спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража. Спор также передается на рассмотрение в трудовой арбитраж в случае уклонения одной из сторон от участия в создании или работе примирительной комиссии (ч. 1 ст. 406 ТКРФ).
Таким образом, существуют три возможные схемы использования примирительных процедур:
— примирительная комиссия — посредничество;
— примирительная комиссия — трудовой арбитраж;
— примирительная комиссия — посредничество — трудовой арбитраж.
Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Кроме того, каждая из сторон спора в любой момент после его начала вправе обратиться в соответствующий государственный орган для уведомительной регистрации спора.
Каждая примирительная процедура проводится в предусмотренные ТК РФ сроки, которые в случае необходимости могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.
В период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора на всех этапах примирительных процедур работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в поддержку своих требований в порядке, установленном Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Примирительная комиссия — это паритетный орган спорящих сторон. Она создается в срок до трёх рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании комиссии на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. При этом стороны не вправе уклоняться от создания комиссии и участия в её работе, а работодатель обязан создать необходимые условия для работы комиссии.
Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о её создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом. Решение комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены данным решением.
Рекомендуемый порядок организации работы примирительной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора определен постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 57.
После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупреждён в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.
Вторым этапом примирительных процедур является рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника. Согласно ч. 1 ст. 403 ТК РФ стороны могут пригласить его в течение трёх рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Если в течение трёх рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража.
Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника утверждены постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 58.
Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.
Если соглашение сторон по спору не достигнуто и составлен протокол разногласий, то с этого момента стороны обращаются к третьему этапу примирительных процедур — трудовому арбитражу. Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создаётся в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений (ст. 404 ТК РФ).
Трудовой арбитраж создаётся сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трёх рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником.
В случаях уклонения работодателей (их представителей) от создания трудового арбитража или отказа от выполнения его решений работники могут приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с Трудовым кодексом (ч. 1 и 2 ст. 413) в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена. В этих случаях создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу.
Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. При этом стороны могут принимать во внимание Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утверждённые постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 591. Если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, когда создание арбитража является обязательным, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
Коллективный трудовой спор рассматривается в арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам этого спора в письменной форме.
Соглашение, достигнутое сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его выполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора (ст. 408 ТК РФ).
Коллективные трудовые споры: понятие, порядок рассмотрения в примирительной комиссии
Коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работником (их представителем) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая зарплату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение профсоюза при принятии локальных актов.
Стороны коллективного трудового спора: представители работников — профсоюзы, их территориальные организации, их объединения. Представители работодателя — руководитель организации или уполномоченные им лица, объединения работодателей.
Правом выдвижения требований обладают работники и их представители (ст. 399 Трудового кодекса). Требования работников организации (представительства, учреждения), представителей утверждаются на собрании (конференции) работников большинством голосов. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Требования оформляются в письменной форме и направляются работодателю, который обязан их принять к рассмотрению в течение трех рабочих дней, сообщить представителю работников о своем решении в письменном виде; по требованиям профсоюзов — в течение одного месяца.
Если работодатель удовлетворил все требования работников, то спора не возникает. Если он отклоняет их частично или полностью, то представители работников могут начать примирительные процедуры по разрешению возникшего коллективного трудового спора. Порядок разрешения коллективных трудовых споров состоит из следующих этапов:
- рассмотрение спора примирительной комиссией;
- рассмотрение спора с участием посредника;
- рассмотрение спора трудовым арбитражем.
Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.
Ни одна из сторон не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах.
Примирительная комиссия — это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до трех дней с момента начала спора. Комиссия должна рассмотреть спор в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Заседания комиссии должны проводиться в полном составе выделенных представителей. Из состава комиссии выбираются председатель и секретарь.
Решения комиссии принимаются по соглашению сторон на основе переговоров. Принятое соглашение оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу. При недостижении согласия стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
>Коллективный трудовой спор
Порядок разрешения коллективных трудовых споров
Согласно ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:
- рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией;
- рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;
- рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Эти стадии называются примирительными процедурами. Организацией примирительных процедур и участием в них занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба — система государственных органов, формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных споров.
Первый этап — рассмотрение спора примирительной комиссией, является обязательным. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах, за уклонение установлена административная ответственность (ст. 5.32 КоАП РФ).
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Моментом начала спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем в течение трех рабочих дней своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров. Решение о создании комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников.
Закон предусмотрел срок для проведения примирительных процедур. Спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о создании примирительной комиссии. Срок может быть продлен по согласованию сторон, что оформляется протоколом.
Решение примирительной комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.
Посредник приглашается в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Кандидатура посредника может быть выбрана по соглашению сторон независимо или по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Второй этап примирительных процедур завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника. В связи с тем что в законодательстве определено, что после посредника спор может быть передан на рассмотрение трудового арбитража, этот этап может быть пропущен.
Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее грех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Если в течение трех рабочих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, они приступают к созданию трудового арбитража. Трудовой арбитраж — это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. В соответствии со ст. 406 ТК РФ создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.
Формированием списка трудовых арбитров, подготовкой трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора, которые передаются сторонам в письменной форме. Для того чтобы рекомендации посредника или трудового арбитража приобрели для сторон обязательную силу, Служба по урегулированию коллективных споров со сторонами заключает соглашение о принятии обязательства по выполнению рекомендаций. Возможно, было бы более правильно сделать это обязательным элементом разрешения коллективного спора, что помогло бы избежать забастовок, а особенно это необходимо в тех организациях, где запрещено проведение забастовок, чтобы разрешение спора не зашло в тупик.
В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций (если была достигнута договоренность об их обязательном выполнении) работники могут приступить к проведению забастовки.
Виды органов, рассматривающих коллективные трудовые споры, и их правовой статус
Организацией примирительных процедур и участием в них занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба — система государственных органов, формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных споров.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.
Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров.
Трудовой арбитраж — это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. В соответствии со ст. 406 ТК РФ создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.
19. Этапы примирительных процедур при рассмотрении коллективного трудового спора.
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:
— рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией;
— рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;
— рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Первый этап является обязательным.
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.
Посредник приглашается в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Кандидатура посредника может быть выбрана по соглашению сторон независимо или по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров.
Второй этап примирительных процедур завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника. В связи с тем что в законодательстве определено, что после посредника спор может быть передан на рассмотрение трудового арбитража, этот этап может быть пропущен.
Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее грех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Если в течение трех рабочих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, они приступают к созданию трудового арбитража.
Формированием списка трудовых арбитров, подготовкой трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора, которые передаются сторонам в письменной форме. Для того чтобы рекомендации посредника или трудового арбитража приобрели для сторон обязательную силу, Служба по урегулированию коллективных споров со сторонами заключает соглашение о принятии обязательства по выполнению рекомендаций. Возможно, было бы более правильно сделать это обязательным элементом разрешения коллективного спора, что помогло бы избежать забастовок, а особенно это необходимо в тех организациях, где запрещено проведение забастовок, чтобы разрешение спора не зашло в тупик.
В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций (если была достигнута договоренность об их обязательном выполнении) работники могут приступить к проведению забастовки.
20. Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров.
Система государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров состоит из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органов исполнительной власти субъектов РФ, участвующих в урегулировании коллективных трудовых споров.
В соответствии с действующим законодательством государственные услуги в сфере урегулирования коллективных трудовых споров оказывает Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы на основе Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ).
Для реализации возложенных задач Роструд имеет право:
— давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Роструда;
— запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Роструда;
— привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
— применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров может рекомендовать посредника для участия в примирительных процедурах (ст. 403 ТК). В создании трудового арбитража он принимает непосредственное участие (ст. 404 ТК).
Дальнейшее разрешение коллективного трудового спора, связанное с организацией и проведением забастовки, также проходит под наблюдением указанного государственного органа.
21. Понятие и виды процессуальных правоотношений по рассмотрению трудовых споров.
Трудовые процессуальные правоотношения – это урегулированные нормами трудового права отношения по рассмотрению трудовых споров в КТС, примирительной комиссией, посредником, трудовым арбитражем, т.е. это юридическая связь юрисдикционного органа, урегулированная нормами трудового права, со сторонами и другими участниками спора.
Два вида правоотношений по рассмотрению трудовых споров:
— трудовые процессуальные правоотношения (правоотношения по рассмотрению и разрешению трудовых споров КТС, примирительной комиссией, с участием посредника, трудовым арбитражем);
— гражданские процессуальные правоотношения (правоотношения по рассмотрению и разрешению трудовых споров районным или городским судом).
Также процессуальные правоотношения по рассмотрению трудовых споров следует подразделять на правоотношения, возникающие при рассмотрении индивидуальных трудовых споров, и правоотношения, возникающие при рассмотрении коллективных трудовых споров.
22. Субъекты процессуальных правоотношений по рассмотрению трудовых споров.
Субъекты правоотношений – это физические и юридические лица, выступающие в качестве носителей субъективных прав и юридических обязанностей.
Субъекты процессуальных правоотношений по рассмотрению трудовых споров иные, чем в трудовом правоотношении. Обязательным участником процессуальных правоотношений является юрисдикционный орган, представляющий стороны трудового правоотношения (например, КТС, формируемая из равного числа представителей работников и работодателей), или государство (например, суд). Другими участниками процессуальных правоотношений могут выступать представители работников (профессиональные союзы в лице их органов и иные представители работников) и работодателей (руководители организаций и др.), что не характерно для трудового правоотношения, предполагающего личное выполнение работником трудовой функции.
Трудовая процессуальная правоспособность является составной частью трудовой правосубъектности и представляет собой признаваемую нормами трудового законодательства способность и возможность обращаться за защитой нарушенного трудового права или законного интереса в юрисдикционный орган.
23. Основания возникновения, изменения и прекращения процессуальных правоотношений по рассмотрению трудовых споров.
Процессуальные правоотношения по рассмотрению трудовых споров возникают и прекращаются на основании определенных юридических фактов.
Основанием возникновения процессуальных правоотношений по рассмотрению трудовых споров является поступившее в соответствующий юрисдикционный орган заявление о рассмотрении и разрешении того или иного трудового спора.
Основанием возникновения процессуального правоотношения по рассмотрению индивидуального трудового спора выступает обращение заинтересованного работника (потенциального, настоящего, бывшего) с иском (заявлением) в КТС или суд для защиты нарушенного, по его мнению, права или законного интереса, если работник и работодатель не урегулировали возникшие между ними разногласия путем непосредственных переговоров.
Основанием возникновения процессуального правоотношения по рассмотрению индивидуального трудового спора может быть также обращение заинтересованного работодателя в суд с исковым заявлением о возмещении материального ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей.
Основанием возникновения процессуального правоотношения по рассмотрению коллективного трудового спора служит надлежаще оформленное обращение уполномоченного представителя коллектива работников в примирительную комиссию как обязательную первичную инстанцию по рассмотрению коллективного трудового спора.
Юридическим фактом, с которым связывается прекращение правоотношения по рассмотрению трудовых споров, является, как правило, вступление в законную силу решения органа, рассмотревшего и разрешившего трудовой спор, либо достижение соглашения между сторонами коллективного трудового спора, рассмотренного примирительной комиссией или трудовым арбитражем.