Сектор экономики

Содержание

Государственный сектор экономики

Смотреть что такое «Государственный сектор экономики» в других словарях:

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ — (public sector) Часть смешанной экономики (mixed economy), охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Словарь бизнес-терминов

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ — (public sector) Часть смешанной экономики, охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальное обслуживание, общественный транспорт,… … Финансовый словарь

  • государственный сектор экономики — Часть смешанной экономики, охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальное обслуживание, общественный транспорт, полиция, местные… … Справочник технического переводчика

  • государственный сектор экономики — Отрасли хозяйства, находящиеся полностью или в значительной степени в руках государства, они включают национализированные предприятия, правительственные и муниципальные службы, общественные объединения (в противоположность частному сектору). Syn … Словарь по географии

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ — совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и нанимаемыми ими лицами. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш … Экономический словарь

  • государственный сектор экономики — часть экономики, находящаяся в собственности государства; материальная основа выполнения государством своих целей (управление, обеспечение обороноспособности, охрана общественного порядка, решение социальных проблем, развитие образования, науки и … Географическая энциклопедия

  • Государственный сектор экономики — (госсектор) совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из средств государственного бюджета (федерального или региональных) … Экономика: глоссарий

  • Сектор экономики — Сектор экономики крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить ее от других частей экономики в теоретических или практических целях. В зависимости … Википедия

  • Государственный сектор — часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Финансовый словарь

  • Государственный сектор — часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Словарь бизнес-терминов

К государственному сектору экономики относятся объекты культурного и социального обеспечения, учреждения сферы образования, унитарные предприятия, эксплуатирующие организации в области газового, водопроводного хозяйства, а также предприятия энергоснабжения.

Функции государственного сектора экономики

  • экономическое развитие страны;
  • обеспечение внешнеэкономического регулирования;
  • влияние на уровень инвестиций;
  • стимулирование, помощь и поддержка частного сектора (малого и среднего бизнеса);
  • проведение государственной политики;
  • выработка приоритетов целей на близлежащую и долгосрочную перспективу.

Следует отметить, что удельный вес госсектора — величина переменная, поскольку все зависит от состояния экономики и проводимой политики. Объективно государственный капитал постепенно расширяется за счет строительства новых объектов — зданий, объектов инфраструктуры, социально значимых объектов, однако увеличение доли госсектора может происходить за счет национализации предприятий или же выкупа объектов у частных владельцев. Госсектор в обязательном порядке регулирует и финансовую сторону, где интересы страны представляет Центральный банк. Его главными функциями являются:

  • определение процентной ставки на рынке ссудного капитала, благодаря чему Центробанк влияет на экономику;
  • проведение операций на фондовом рынке (торговля ценными бумагами);
  • регулировка ликвидных средств;
  • аккумуляция финансовых средств и их направление в конкретную отрасль экономики страны.

Госсектор охватывает даже те сферы и отрасли, которые не совсем выгодны частному капиталу вследствие медленной оборачиваемости средств. Следует отметить, что такие сферы и отрасли они не всегда привлекательны для частного капитала из-за высокой стоимости инвестиционных ресурсов, поэтому чаще всего объекты инфраструктуры строятся за счет средств государственного бюджета. В то же время иногда определенный процент финансирования в строительстве крупных промышленных объектов может составлять и частный инвестиционный капитал. Именно через госсектор государство может выводить из кризиса те или иные отрасли промышленного производства, которые вследствие объективных или субъективных причин находятся в упадке. Главными показателями влияния госсектора на экономику являются:

  • доля ВВП, формируемого в государственном секторе;
  • количество служащих, которые трудятся в госструктурах и муниципальных предприятиях, на государственных заводах и фабриках (их удельный вес по отношению к коммерческим работникам);
  • объем госпредприятий в целом по стране и их соотношение с коммерческими фирмами.

Подводя итог можно сделать вывод, что государственный сектор экономики необходим любой стране. Именно на него возлагаются специфические функции, обусловленные необходимостью поддерживать рост экономики, развивать ее в нужном направлении и обеспечивать устойчивость к конъюнктурным колебаниям.

Если государство не будет вмешиваться в экономические процессы, многие отрасли могут прийти в упадок. Именно потому в противовес частному сектору экономики, где предприятия не подчиняются государству, существует государственный сектор. Государственный и частный сектор экономики уживаются в пропорциях, которые сложились исторически и под действием современных процессов.

Государственный сектор экономики — роли и функции

Существуют отрасли, которые не очень интересны частным предпринимателям. Обычно такие области производства или услуг требуют большие финансовые вложения, а прибыль не покрывает расходов. Либо прибыль можно будет получить нескоро. Такие секторы забирает «под свое крыло» государство, чтобы обеспечивать их бесперебойную работу. Это образование, здравоохранение, природопользование и т.д.

То есть государственный сектор в экономике – это все предприятия, организации и учреждения, которые управляются государственными служащими. Государство представлено не только как регулирующий субъект, но и собственник.

Главные задачи государственного сектора – обеспечение экономического роста, сохранность национальных богатств. Если какая-то отрасль промышленности находится в кризисном состоянии, то туда направляется дополнительное финансирование. Особенно важна роль государства в периоды упадка экономики. Государство поддерживает определенный уровень цен на некоторые продукты и товары, следит за уровнем безработицы, стимулирует развитие частного бизнеса, устанавливает определенный уровень процентных ставок для регуляции финансового рынка.

Госсектор главенствует в тех областях, где недопустимо частное предпринимательство:

  • нефтеперерабатывающая промышленность;
  • газовая промышленность;
  • электроэнергетика;
  • железная дорога;
  • почта и т.д.

В России управление государственным сектором экономики происходит на двух уровнях:

  • федеральном;
  • региональном (собственность субъектов Российской Федерации).

В федеральной собственности находятся ядерная энергетика, транспорт, производство оружия, космические разработки, транспорт. Региональная власть ответственна за муниципальную собственность. Все остальное контролируется совместно.

Модели государственного сектора экономики

Нет плохих и хороших, эффективных и неэффективных моделей государственной экономики. Что в одной стране прижилось и работает, в другой вызывает проблемы экономического развития. Где-то госсектор занимает очень большую часть. Это такие страны, как Греция, Франция. А в некоторых госсектор практически отсутствует. Яркие примеры – Япония и Люксембург. Страны «нащупывают» нужную экономическую модель, опираясь на национальные особенности.

Но в целом все-таки выделяют три модели государственного сектора:

  • западноевропейская;
  • североамериканская;
  • восточноазиатская.

В западноевропейской модели преобладает государственный сектор. Он является генератором эффективности.

В североамериканской модели все действует с точностью до наоборот. Превалирует частный сектор практически во всех областях. Государство сохраняет за собой привилегию наблюдателя. Оно выполняет административную функцию, играет роль социального защитника, а также отвечает за безопасность страны.

Классическим примером североамериканской модели являются Соединенные Штаты Америки и Канада. Западноевропейской – Франция и Португалия. Восточноазиатскую модель представляет Япония и Северная Корея.

Восточноазиатская модель – нечто среднее между двумя описанными моделями. В Японии и Северной Корее два сектора экономики успешно сотрудничают. Настолько, что четкая грань стирается.

Формально в восточноазиатской модели госсектор находится в явном меньшинстве, но составляет с частным сектором симбиоз.

Конечно, во всех правилах есть исключения. Не все страны Европы придерживаются европейской модели. Например, Латвия стремится к приватизации во всех сферах экономики. По латвийским законам может быть приватизировано все, кроме изготовления оружия. Но так как в стране такого производства нет, то абсолютно все может перейти к частному сектору.

Все зависит от того, насколько эффективно в какой-либо стране увеличивать государственный сектор. Если это приносит свои плоды, то вовлеченность государства во многие сферы экономической жизни остается. Если нет – увеличивается частный сектор.

Главный показатель меры вовлеченности государства в экономику – государственные расходы в ВВП.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Команда Bankiros.ru 00 4 492 просмотра Подпишитесь на Bankiros.ru

С 1 января 2019 года действует новый порядок применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н).

Согласно п. 15.3 Порядка № 209н статья 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ детализируется подстатьями:

731 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;

732 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»;

733 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;

734 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;

735 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;

736 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг»;

737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;

738 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;

739 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».

Аналогично детализированы статьи 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности», 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности», 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ (пп. 13.6, 14.6, 16.3 Порядка № 209н).

Выбор соответствующей подстатьи статьи 730 (830) «Увеличение (уменьшение) прочей кредиторской задолженности» КОСГУ, статьи 560 (660) «Увеличение (уменьшение) прочей дебиторской задолженности» КОСГУ зависит от типа контрагента, с которым учреждение осуществляет расчеты.

Прежде всего, для определения кода КОСГУ необходимо руководствоваться непосредственно Порядком № 209н и методическими рекомендациями, доведенными письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153.

Перечень организаций, которые относятся к госсектору для целей применения КОСГУ, приведен в п. 9.5 Порядка № 209н:

  • государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
  • государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.

До внесения изменений в Порядок № 209н к организациям госсектора также следовало относить корпоративные юридические лица, владельцами более 50% акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения. Однако приказом Минфина России от 13.05.2019 № 69н подобные юридические лица исключены из этого перечня. При расчетах с ними необходимо выбрать код КОСГУ, предусмотренный для других организаций, кроме сектора государственного управления и организаций госсектора.

Таким образом, расчеты с МУП необходимо отражать с применением подстатей 733, 833, 563, 663 КОСГУ.

В силу параграфа 2 гл. 4 ГК РФ все перечисленные общества (ПАО, ОАО, ООО) относятся к коммерческим корпоративным организациям. При расчетах с ПАО, ОАО, ООО важна не только организационно-правовая форма контрагента, но и то, какого рода работы, услуги он оказывает.

Рассмотрим некоторые примеры. ПАО «Лукойл», ПАО «МТС», ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот» являются производителями товаров, работ, услуг. Следовательно, при расчетах с подобными организациями в номерах счетов указываются подстатьи 734, 834, 564, 664 КОСГУ.

ПАО СК «Росгосстрах» является страховой компанией, т.е. финансовой организацией в целях применения КОСГУ (п. 10.4 Порядка № 209н). Для расчетов с такими контрагентами применяются подстатьи 735, 835, 565, 665.

ПАО «Сбербанк» является кредитной организацией. Следовательно, расчеты с ПАО Сбербанк отражаются с применением подстатьи 735 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями» КОСГУ (п. 15.3.5 Порядка № 209н).

Подводя итог, расчеты с ГУП, МУП необходимо отражать с применением подстатей 733, 833, 563, 663 КОСГУ. При расчетах с ПАО, ОАО, ООО для выбора кода КОСГУ необходимо ответить на вопрос, является общество производителем товаров, работ, услуг или финансовой организацией. В первом случае выбираются подстатьи 734, 834, 564, 664, во втором — 735, 835, 565, 665 КОСГУ.

  • Как определить тип контрагента для детализации кодов 560, 660, 730, 830 КОСГУ?

Государственный сектор занимает значительную долю в российской экономике, в том числе в корпоративной сфере. Сокращение присутствия бюджетного сектора на рынке считается одним из основных принципов государственной политики по поддержке конкуренции. Насколько велика доля государства? В каких отраслях его роль наибольшая? Об этом — в бюллетене Аналитического центра при Правительстве России «Госсектор в российской экономике». Мы приводим основные выводы документа.

Реальная доля государства в экономике

Эксперты по-разному оценивают долю госсектора в экономике России. Разница в результатах связана с отсутствием единого подхода. Наибольшую цифру называют в Федеральной антимонопольной службе. По подсчетам ведомства, с 2005 по 2014 год доля госсектора в экономике страны выросла в два раза — с 35 до 70% ВВП.

В своем последнем докладе Международный валютный фонд (МВФ) оценил показатель на уровне 33% в 2016 году. Влияние госсектора на рыночную конкуренцию в России в МВФ охарактеризовали как значительное.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подсчитала, что в 2015 году доля одних только расходов бюджета в ВВП составила 34,5%. Для сравнения: средняя по ОЭСР доля госрасходов в ВВП (включает траты не только бюджета, но и госкомпаний) в том же году равнялась 43,6%.

По оценке экспертов РАНХиГС, государственное присутствие в экономике в 2016 году составило 46% против 40% в 2006 году. Доля компаний с государственным участием в ВВП, по самым консервативным оценкам, выросла с 20% в 2006 году до 25% в 2016-м.

Из 100 крупнейших корпораций, представленных в рейтинге «Эксперт РА» в 2017 году (рассчитывается на основе данных за предыдущий год), 28 компаний — с государственным участием. В них работают 5,5% всех занятых в российской экономике.

Доля компаний государственного сектора в совокупной выручке топ-100 крупнейших организаций с 2005 по 2017 год колеблется в районе 50%. При этом наименьшая доля зафиксирована в 2005 году в размере 46%, наибольшая — 51% (в 2014 году).

Стоимость 100 самых дорогих компаний России, по оценкам РИА Рейтинг на конец 2018 года, составила 592 миллиарда долларов. Доля государственных компаний в топ-100 по уровню капитализации равнялась 48%.

В каких отраслях работают госкомпании

Крупнейшие компании с государственным участием работают в девяти отраслях, большая часть из них функционирует в нефтяной и нефтегазовой промышленности, банковской сфере и машиностроении.

Динамика отраслевой структуры крупнейших госкомпаний и ее тенденций показывает, что роль государства остается высокой в большинстве отраслей. Более того, в ряде отраслей за последние несколько лет он выросла.

Так, доля госсектора в выручке крупнейших компаний (входящих в топ-100) машиностроительной отрасли увеличилась с 77 до 79%. 48% выручки отрасли приходится на госкорпорацию «Ростех».

В нефтяной и нефтегазовой промышленности аналогичный показатель за три года увеличился с 61% в 2014 году до 63% в 2017 году, в банковской сфере за тот же период — с 86 до 92% (что связано с переходом к Банку России контроля над корпорацией «Открытие»).

Доля государства снизилась в нефтехимической отрасли и в промышленности драгоценных металлов и алмазов. Так, после продажи «Нижнекамскнефтехима» в 2016 году у государства не осталось нефтехимических компаний, входящих в топ-100 по выручке.

Государство как поставщик государства

Закупки государственных органов власти считаются одним из институтов развития и поддержки малого и среднего бизнеса. Этот потенциал ограничен тем, что среди поставщиков значительную роль играют сами госструктуры.

По итогам 2018 года общая сумма контрактов, заключенных государственными и муниципальными заказчиками в рамках Закона № 44‑ФЗ, составила 6,9 триллиона рублей. Доля поставщиков из числа госкомпаний, по минимальной оценке, составила 25% от этой суммы. Фактическая доля может быть выше.

Наибольший объем закупок по 44‑ФЗ в 2018 году пришелся на сферу строительства и на продукцию обрабатывающих производств. Закупки в этих двух сферах составляют 63% общей суммарной стоимости заключенных контрактов. В этих отраслях наблюдается наименьшая доля госкомпаний среди всех поставщиков. В строительной сфере показатель равняется 13% от общего объема заключенных контрактов (по стоимости), в сфере закупок продукции обрабатывающих производств — 16%.

Наибольший объем контрактов, заключенных с госкомпаниями, по итогам закупок по 44‑ФЗ в 2018 году пришелся на финансовые и страховые услуги (показатель составил 77%), что обусловлено контрактами с группами Сбербанк и ВТБ.

Также большое число контрактов, где поставщиками выступали государственные компании, наблюдается в закупках услуг, связанных с научной и инженерно-технической деятельностью (65% от суммарной стоимости заключенных контрактов в данной сфере в 2018 году), услуг водоснабжения (63%) и услуг в области здравоохранения и социальных услуг (51%).

Как будут продавать госкомпании

В настоящее время в России действует прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2017–2019 годы. Документ утвержден распоряжением Правительства РФ от 8 февраля 2017 года № 227-р.

План предполагает продажу пакетов акций компаний, занимающих лидирующее положение в ряде отраслей экономики. Так, планируется сокращение доли участия в производителе алмазов АЛРОСА (до 29% плюс одна акция), Совкомфлоте (до 25% плюс одна акция), Банке ВТБ (до 25% плюс одна акция). Кроме того, государство планирует полностью продать доли в таких компаниях, как Новороссийский морской торговый порт, Объединенная зерновая компания, Приокский завод цветных металлов и производственное объединение «Кристалл».

По данным Росимущества, доход федерального бюджета от приватизации в 2017 году составил 14,3 миллиарда рублей. Из них 8,5 миллиарда пришлось на продажу компании «Система Шиям Телесервисез Лтд» (совместное российско-индийское предприятие в сфере телекоммуникаций), купленной ПАО АФК «Система». В программе на 2018–2019 годы заложен прогноз доходов в 5,6 миллиарда рублей (результаты за 2018 год еще отсутствуют в открытом доступе).

Акции государственных компаний теряют в цене на фоне номинального роста стоимости частных корпораций. Капитализация самых дорогих госкомпаний выросла с 9,8 триллиона рублей в 2009 году до 19,8 триллиона в 2018-м. За тот же период времени капитализация «Газпрома» снизилась на 7%, РусГидро — на 30%, ФСК ЕЭС — на 42%, МОЭСК — на 34%.

Таблица. Компании с государственным участием в отдельных странах на конец 2015 г.

Количество

Стоимость, млн долл.

Доля от стоимости публичных обществ в стране, %

Китай

51 341

29 201

357,0

Венгрия

52,0

Индия

22,0

Франция

3,7

Великобритания

3,0

Источник: Аналитический центр при Правительстве РФ, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

К. В. ОВЧАРУК

Функции государственного сектора экономики

Государственный сектор в экономике выполняет ряд важных функций.

Прежде всего, государственный сектор в экономики способствует формированию экономического потенциала страны, обеспечивающего хозяйственную жизнь общества.

С его помощью государство регулирует экономическую деятельность, используя соответствующие рычаги. Так, в случае необходимости выравнивается экономический цикл с помощью государственных инвестиций, госзаказа, госзакупок, реконструкции предприятий инфраструктуры. Принимаются меры по улучшению сбалансированности хозяйства и ликвидации диспропорций.

Государство также формирует наиболее рациональную структуру народного хозяйства на основе реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся отраслях и видах производства. Оно поддерживает занятость населения путем сохранения существующих и создания новых рабочих мест. Наконец, государство аккумулирует и перераспределяет денежные средства.

Важными функциями государственного сектора экономики являются организация производства общественных благ, развитие науки, НИОКР, подготовка и переподготовка кадров, интенсификация внешнеэкономической деятельности с помощью государственных предприятий и организаций, обеспечение экономической безопасности.

Место и роль государственного сектора экономики

Место и роль государственного сектора экономики принято характеризовать в рамках смешанной экономики набором конкретных показателей.

Таковы, стоимость или размер (в натуральном измерении) государственного имущества (федерального и субъектов федерации) и его доля (в %) к общей стоимости или величине конкретного вида имущества страны (в натуральном измерении), число предприятий, хозяйств и других предпринимательских структур (в том числе со смешанной собственностью в государственном секторе) и их удельный вес в общем количестве предприятий страны, численность и доля (в %) работников, занятых в госсекторе.

Весьма важны показатели объема продукции, товаров, работ, услуг, производимых предпринимательскими и другими структурами госсектора и их удельный вес (в %) к объему ВВП и объема государственного заказа, выполняемого предприятиями, как государственного, так и частного сектора (объем продукции, работ, услуг) и его доля (в %) к ВВП.

Большое внимание уделяется показателям суммы и доли (в процентах) капиталовложений к ВВП, а также в процентах к общему объему инвестиций в стране, суммы средств, выделяемых из государственного бюджета для финансирования каждой сферы или отрасли (фундаментальная наука, образование, здравоохранение, культура, оборона, охрана природы и т.п.) и доля их в расходах государственного бюджета, а также суммы социальных трансфертов и их доли (в процентах) к доходам населения.

Для оценки места и роли государственного сектора экономики, помимо этого, используются показатели, характеризующие абсолютные суммы затрат и их долю (в процентах) к ВВП (общий размер государственных расходов, в том числе расходы на отрасли, производящие общественные блага, трансферты и субсидии на содержание госаппарата).

Приведенные здесь показатели должны дополняться оценкой качественных конечных результатов функционирования госсектора.

Для этого надо использовать общепринятую систему показателей, отражающих качество и эффективность продукции и работ, их конкурентоспособность, уровень рентабельности, окупаемость капиталовложений и др.

>Государственный сектор экономик

Государственный сектор экономики – это… Определение, особенности и функции

Государственный сектор экономики появился вместе с первыми государствами, когда люди стали объединяться, потому что большей общиной легче было выжить. Сбор налогов, оборона, общественная безопасность – первичные элементы, с которых начиналась любая страна.

Затем появлялись государственные предприятия по производство оружия, связь, транспорт. Государственный сектор экономики – это совокупность субъектов всех видов деятельности, которыми занимается государство.

Первая полноценная модель государственного сектора экономики появилась еще в Древнем Китае.

Понятие

Государственный сектор экономики – это организации, учреждения, предприятия, принадлежащие государству, через которые оно участвует в производстве, распределении и обмене. Эти экономические субъекты могут управляться государством напрямую или через своих представителей.

Первый вариант

Как специфический вид собственности и деятельности, государственный сектор экономики страны появился в 140 году до нашей эры в Древнем Китае при императоре Ханьской династии У-Ди. Модель управления страной включала практически все элементы присущие современной государственной экономике.

Китайскому государству принадлежали предприятия самых различных отраслей, в том числе, шахты, каменоломни, солеварни, наземный и водный транспорт, кредитные учреждения. Император Ди ввел единую денежную систему и акцизы, контроль над конкуренцией и ценами.

В государстве принимали план по межрегиональному сотрудничеству и стимулированию развития сельского хозяйства. В стране вместе с госсектором была разработана и первая система управления государственным сектором экономики. Модифицированная модель до сих пор используется в современном Китае.

Элементы

Государство осуществляет свою деятельность через свои представительные организации в различных сферах производства, распределения и обращения. В сфере производства элементы государственного сектора экономики – это государственные и муниципальные предприятия. В большинстве стран мира такие предприятия создаются в отраслях, где частному сектору не очень выгодно работать.

В сфере распределения основные элементы – государственный и местный бюджеты, налоги, дотации и преференции. Государство вынуждено участвовать в перераспределении общественных благ, в том числе, чтобы снизить неравенство в доходах населения, защитить наименее защищенные слои населения, снизить диспропорции в развитии разных регионов.

В сфере обращения главный элемент государственного сектора экономики – это Центральный банк, который отвечает за денежно-кредитную политику и работу финансовой системы страны.

В обычных ситуациях развитие государственного сектора экономики происходит за счет строительства новых предприятий на средства государственного и местного бюджета. Например, в России за счет государственного бюджета строятся предприятия военно-промышленного комплекса, за счет местных бюджетов – предприятия коммунального хозяйства.

В ряде случаев государство национализирует полностью или частично предприятия частного сектора.

Государство вынужденно забирать крупные убыточные предприятия, такая практика существует во многих европейских странах, в том числе во Франции, Италии, Великобритании, Австрии.

В этих странах были национализированы предприятия различных отраслей, в том числе угольные шахты, автомобильные заводы, авиационные перевозчики.

Функции

Одна из функций государственного сектора экономики – это формирование и поддержание национальной экономики. В капиталистических странах государственные предприятия создаются там, где частный сектор не справляется, и возникают диспропорции в экономике. Зачастую после того как предприятие национализируется и приводится в порядок, оно возвращается в частный сектор.

Например, многие предприятия южнокорейского конгломерата Дэу, были национализированы и после определенного периода санации были проданы частному сектору. Самый классический случай “провала” механизмов рыночной экономики это монополизация, с которым государство борется регулированием и участием в производстве.

Экономическая роль государственного сектора в экономике заключается в создании предприятий в интересах страны в целом, а не в целях максимизации прибыли. Предприятия могут создаваться в целях эффективного размещения производительных сил, регионального развития, создания новых национальных секторов экономики.

Подробнее об экономической функции

Государство способно аккумулировать большие объемы ресурсов и обеспечить финансовую стабильность и спрос, поэтому одна из важных функций государственный сектор экономики – это создание капиталоемких объектов часто с длительными сроками окупаемости и низкой рентабельностью. Самые развитые регионы Азии – Сингапур, Гонконг, Южная Корея, например, начинали развитие промышленности с государственных инвестиций.

Государство берет на себя риски и в ситуациях, когда частный бизнес не справляется с технологической модернизацией отсталых производств, которые критически значимы для страны.

Для развития отдельных регионов страна может не только создавать условия для привлечения частного бизнеса, но и строит свои предприятия. В отдельных случаях предприятия госсектора организуются в отраслях, где есть частные предприятия, которые занимают монопольное положение, чтобы уменьшить их влияние на рынок.

Страны направляют значительные инвестиции в ключевые отрасли, чтобы снизить контроль над ними иностранных глобальных корпораций.

Основные направления

В зависимости от экономических традиций страны, государство имеет собственность в самых различных отраслях. Например, в России это добыча природного газа, в Малайзии, Венесуэле – нефть, на Тайване – производство и продажа алкоголя. Но во всех странах государство отвечает за объекты инфраструктуры, необходимые для функционирования экономики.

За счет государственного бюджета строятся железные и автомобильные дороги, развивается коммунальное хозяйство, объекты энергетики. В основном это предприятия малоприбыльных отраслей и высокой социальной значимости. Государство берет на себя предпринимательские риски, когда необходимо развивать новые технологии или целые отрасли критически важные для страны.

Во всех странах развитие высокотехнологичных отраслей проходит при партнерстве государственного и частного сектора экономики. Иногда государству приходится выступать в качестве спасателя, тогда национализируются убыточные предприятия. Обычно это делается для значимых крупных предприятий с большим количеством сотрудников.

Методы регулирования

Как и любая другая часть хозяйственной деятельности в стране, экономика государственного и муниципального сектора регулируется государством. Используются прямые и косвенные методы воздействия на этот сектор экономики. К прямым методам относятся:

  • создание законодательной базы, которая определяет возможность заниматься тем или иным видом деятельности;
  • прямое участие в производственной деятельности, в том числе и долевое;
  • приватизация государственной собственности, обычно с целью пополнения бюджета и передачи бизнеса в управление более эффективному собственнику;
  • инвестиции, гарантии по кредитам и другие методы финансовой поддержки.

Косвенные методы регулирования государственного сектора экономики это налоговое регулирование, стимулирование спроса и частно-государственное партнерство.

При помощи установления ставок стимулируется переток инвестиций в отрасли с более низкими налогами.

Увеличение доходов населения, например, стимулирует спрос на потребительские товары, а размер ключевой ставки центрального банка определяет, куда выгоднее направлять деньги в производство или в финансовый сектор.

Многообразие функций государства определяет и существование сотен видов деятельности, которыми занимаются государственные и муниципальные предприятия. Все предприятия можно отнести к трем типам:

  • Несамостоятельные публично-правовые предприятия. К ним относятся пенитенциарные учреждения, школы, монетные дворы.
  • Самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права. К ним относятся почта, железные и автомобильные дороги, государственные холдинги и корпорации.
  • Предприятия в форме частного юридического лица. К ним относятся акционерные предприятия, где государственное участие оформлено через акции.

Предприятия первой и второй группы создаются и работают на основе специальных законодательных актов. В некоторых странах эти предприятия могут существовать и в акционерной форме, например, частные тюрьмы работают в США и в некоторых странах Европы, также во многих странах есть частные школы. Государственное предпринимательство осуществляется, обычно через участие в акционерном обществе.

Преимущества и недостатки

В целом позитивным фактором считается снижение роли государственного сектора в экономике, потому что все отмечают отсутствие методов надежного контроля и эффективного управления, по сравнению с частными предприятиями. Государственные предприятия являются источником коррупции и непотизма (синоним – кумовство).

В Китае, несмотря на жестокие меры борьбы, постоянно выявляются факты коррупции в госсекторе, а в Южной Корее в прошлом году за непотизм были уволены все сотрудники казино. Государственные предприятия зачастую слабо связаны с рынком, не могут быстро реагировать на изменение спроса из-за необходимости длительных согласований с представителями государства.

Преимущества государственного сектора экономики – это устойчивость, благодаря государственным инвестициям, стабильность работы, благодаря гарантированному спросу, возможность работать в рамках плана или программы.

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение 2

Глава 1. Понятиеи сущность государственного сектораэкономики 4

1.1 Подходык определению госсектора и его структура 4

1.2 Экономическиефункции государства 6

1.3 Методыгосударственного регулированиягоссектора 15

Глава 2. Состояниегосударственного сектора в РФ 19

2.1 Спецификагосударственного сектора в РФ 19

2.2 Государственно-частноепартнерство 25

Заключение 34

Список используемойлитературы 36

Введение

Государственный сектор возник с первыхдней существования государственности.Уже с момента зарождения государстваобщество осознавало необходимостьгосударственного вмешательства.

Многиевеликие экономисты отстаивали теориюмаксимального невмешательства государствав экономику, но невозможно представитьсебе государство которое не осуществлялобы налогово-бюджетную политику,регулирование социальных и экономическихпроцессов в обществе.

На сегодняшний момент острой проблемойнашего государства является его рольв экономической системе. Эта проблемаопределяет необходимость изученияфункционирования государственногосектора экономики, влияние госсекторана протекания рыночных процессов вРоссии.

Актуальность темы подчеркиваютсовременные тенденции увеличениягосударственного вмешательства во всесферы жизнедеятельности, особенно вэкономическую сферу. В некоторой мереэто связано с мировым финансовым кризисоми неспособностью частного капиталаудовлетворить потребности жителей.

Наблюдаемая сегодня централизациягосударственной власти находит своепроявление в поведении госкорпораций,монополизирующие основные сферыэкономики страны. Многие инструментыэкономической политики российскогогосударства находятся в состояниистановления.

С развитием рыночныхотношений и повышением уровня ихзрелости, с более полным приведением вдействие движущих сил рыночного механизмабудет претерпевать изменения игосударственное регулирование экономики.

Сегодня справедливо подчеркиваетсянеобходимость совершенствования системыгосударственного регулирования рыночнойэкономики. Ныне действующая системасложилась в чрезвычайных обстоятельствахломки отживших экономических и социальныхотношений. Проблемы бюрократизации икоррупции так и не вышли на новую стадиюих решения.

Данные вопросы широко представлены какв отечественной, так и зарубежнойлитературе. Среди отечественных авторовстоит выделить Л.И. Якобсона, А.В.Пикулькина, А.Ю. Лившица, Г. В Атаманчуки др.

Среди зарубежных авторов рассматривающихданную проблему назовем Дж. Стиглица,С. Фишера, Э. Аткинсона и многие другие

Целью данной работы: сформулироватьосновные тенденции развития госсекторав экономике России.

Объектом данного исследования являетсягосударственный сектор, а предметом -изменения структуры и объемагосударственного сектора экономики, атакже основные направления егофункционирования.

В соответствии с поставленной цельюнеобходимо решение следующих задач:

1. рассмотреть подходы к определению иструктуру государственного сектора

2. определить экономические функциигосударства

3. определить специфику государственногосектора в РФ

4. определить основные тенденции развитиягосударственно-частного партнерствав России.

Поставленные цель и задачи предопределилиследующую структуру работы. В первойглаве рассматриваются основныетеоретические положения государственногосектора, а также определяются экономическиефункции государства. Во второй главеопределяется специфика государственногосектора в РФ, а также определяетсяосновные тенденции развитиягосударственно-частного партнерствав России.

1.1 Подходы к определениюгоссектора и его структура

Современная действительность даетнемало поводов для анализа места и ролигосударства в экономике. Рыночнаяэкономика и экономические функциигосударства неразрывно связаны междусобой. Принцип свободной конкуренциинельзя понимать абсолютно, т.е. какполное разгосударствление экономики,полное освобождение последней отгосударственной организации.

Данныйпринцип говорит не о полной деэтатизацииэкономики, а об особой хозяйственнойгосударственности, позволяющейсуществовать конкуренции и рынку иобеспечивающей их инфраструктуры.Действительно, есть мало основанийсчитать, что рынок мог бы функционироватьв ситуации предполагающей негосударственнуюэкономику.

Лишь описание такогообщественного строя, и, вероятно, весьмареалистичное описание, должнорезюмироваться словом хаос .

Поэтому основной функцией государствав современной экономике становитсяобеспечение условий хозяйственнойдеятельности для экономических субъектов.Выполнение данной функции реализуетсяпосредством функционирования государствав следующих основных сферах: управлениемакроэкономическими процессами;управление государственной собственностьюи непосредственная хозяйственнаядеятельность.

При проведении анализа сущности,структуры, динамики, роли в экономикегосударственного сектора наблюдаетсяотсутствие единой терминологии иразногласия в определении базовыхпонятий.

Прежде всего, это относится ктрактовке соотношения понятийгосударственная собственность игосударственный сектор.

К определениюданных понятий существует несколькоподходов, как в отечественной, так изарубежной литературе.

В самом общем виде государственныйсектор можно представить как совокупностьэлементов, которые связаны между собойпринадлежностью к государственнойсобственности, выполняющая свои функциидля достижения установленных государствомцелей. В ряде случаев, чтобы очертитьсферу деятельности государственногосектора экономики, используются критерииобщественной полезности, общественнойактивности. Однако содержание указанныхкритериев может меняться.

Некоторые авторы под понятиемгосударственной собственностиподразумевают предприятия, принадлежащиегосударству полностью или частично(смешанная собственность), а подгосударственным сектором объемвмешательства государства в экономическуюжизнь.

В рамках данного подходарассматривает расширенная трактовкагосударственного сектора, согласнокоторой он представляет собой совокупностьресурсов экономики, находящихся враспоряжении государства.

При этомресурсы, которыми распоряжаетсягосударство – это не только организации,находящиеся в его собственности, но ифинансовые ресурсы государства,необходимые для выполнения предписанныхему функций. В первом случае речь идето запасе ресурсов, во втором – об ихпотоке .

Другие авторы, понимают под государственнойсобственностью все материальное инематериальное имущество, находящеесяв распоряжении государства, а подгосударственным сектором совокупностьгосударственных организаций и учреждений,либо комплекс хозяйственных объектов,целиком или частично принадлежащихцентральным и местным государственныморганам. Однако однозначно утверждатьистинность только одной из данных точекзрения достаточно сложно.

Из проведенного анализа видно, что хотякатегории государственный сектор игосударственная собственность являютсявзаимопересекающимися, однако они неидентичны.

Вместе с тем в научных публикацияхвстречается расширенная трактовкагоссектора, помимо хозяйственных систем,осуществляющих экономическую деятельность,включают все уровни законодательной иисполнительной власти, занимающиесяуправлением и регулированием экономики,а также обеспечивающая их системафинансов. В этом случае функциигосударственного сектора в экономикеотождествляется с государственнымифункциями регулирования экономики.

В современных условиях особо следуетобратить внимание на принадлежность кгосударственному сектору информационныхресурсы, которые выступают в современнойэкономике в качестве объекта собственности.Трудно переоценить роль данного ресурсав повышении эффективности всейэкономической системы страны .

Государственный сектор экономикипредставляет собой, таким образом,системно структурированное множествовзаимосвязанных элементов, выполняющихопределенные функции в интересахдостижения установленных государствомцелей. Их реализация осуществляетсяпосредством государственногорегулирования, которое становитсясоставным элементом системы организациифункционирования современной рыночнойэкономики и управления ею.

Итак, из всего выше перечисленного можносделать вывод о том государственныйсектор является определяющим и необходимымзвеном для всей страны в целом. Понятиегосударственного сектора носит сложныймногоаспектный характер, ввидунеоднозначности определения структурыгосударственного сектора.

Понятиегосударственного сектора включает всебя множество экономических, правовыхотношений.

На сегодняшний день наиболееактуально применение расширеннойтрактовки госсектора, включающей в себяресурсную базу, все уровни законодательнойи исполнительной власти, системуфинансов, госкомпании и госкорпорации,ФГУПы, госучреждения.

1.2Экономические функции государства

Экономические функции государстваинтересовали исследователей, с давнихвремен. Великие экономисты признавалинеобходимость государственноговмешательство, определяли его границыи принципы.

Адам Смит выделял три задачи, которые,по его мнению, призвано решать государство.Во-первых, это защита от внешней угрозы,покушений со стороны зарубежныхгосударств. Во-вторых, это охрана законныхправ индивидов от посягательств состороны других членов общества. В-третьих,А.

Смит указывал, что существуют такиеблага, частные вложения, в производствокоторых не способны окупаться, и поэтомупроизводство таких благ должно братьна себя государство. Д. Рикардо многозанимался проблемами налогообложения.У Дж.С.

Милля можно обнаружить попыткуизучения того, что впоследствии получилоназвание изъянов рынка. Объясняя причины,по которым свободное действие рыночныхсил не всегда приводит к желательнымрезультатам, он указывал и в основномна недостаток информации. А.

Маршаллисследовал некоторые варианты перемещенияналогового бремени.

Однако в наибольшей степени предшественникамисовременной экономики государственногосектора можно считать работавших нарубеже XIX и XX вв. итальянских экономистовПантелеони, Маццолу и де Вити де Марко,а также шведского исследователя КнутаВикселя.

Ими был предложен целостныйвзгляд, с одной стороны, на благосостояниеиндивидов, складывающееся под воздействиемпотребления, как частных, так и общественныхблаг, а с другой стороны, на государствокак хозяйствующий субъект со своимидоходами и расходами.

Этот подход былвпоследствии существенно развит ученикомВикселя Эриком Лиидалем.

В первой половине XX в. наиболее заметноепродвижение имело место в теориигосударственных финансов, на базекоторой впоследствии выросла экономикагосударственного сектора в своемнынешнем виде.

Во-первых, следует указатьна теорию налогов, вехами развитиякоторой явились, в частности, концепцииА. Пигу, увязывавшего налоги с экстерналиями,и Ф. Рамсея, заложившего основы теорииоптимального налогообложения.

Во-вторых,кейнсианская революция дала мощныйимпульс изучению макроэкономическойроли государства .

В результате теория в целом существеннопреобразилась. Становлению экономикигосударственного сектора способствовалотакже интенсивное развитие микроэкономики,что привело, в частности, к созданиюстройной концепции общественных благП. Самуэльсона и многим другим достижениям.

Теория государственного сектора с однойстороны, исследует внутреннюю логикуи фактические образцы экономическогоповедения государства и реагирующихна это поведение звеньев хозяйства, ас другой – обосновываются эффективныерешения, которые целесообразно приниматьво внимание при разработке экономическойполитики государства.

Изучая экономику государственногосектора, её границы, необходимосконцентрировать внимание на экономическихфункциях государства, которые реализуютсяс помощью ресурсов, сосредоточенных вэтом секторе.

Стоит заметить, что все экономическиефункции государства реализуются черезглавную особенность государства -способность к узаконенному принуждению(иными словами, власть, право налагатьобязательства).

Так, государство обязываетучастников сделок выполнять принимаемыена себя обязательства. Гарантии соблюденияусловий сделки – частный случай выполнениягосударством функций по обеспечениюправ собственности.

Если правасобственности четко не определены и незащищены принуждающей силой государства,регулярная экономическая деятельностьневозможна.

Государство представляет собой формуорганизации принуждения. Принуждение- это прежде всего ограничение доступак некоторым экономическим возможностям,способным, в принципе, приносить выгодытем или иным индивидам .

Государственный сектор, переходная экономика

Осуществление процесса разгосударствления и приватизации собственности предопределяет необходимость определения пропорции (соотношение) между формами собственности, особенно между государственной и приватною.

Замечание 1

Полная отмена государственной собственности на средства производства и переход последних к частным владельцам может привести к деформациям в экономике, в частности к созданию другой монополии – приватной.

Видное место в переходной экономике занимает государственный сектор, который охватывает три основные сферы: управление, финансов и предпринимательства, государство как субъект политики использует для регулирования экономики.

Государственный сектор имеет два уровня владельцев: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень власти иногда выделяют в коммунальную форму собственности. Вместе они составляют единое целое, различаясь как по месту в сфере экономики, так и по масштабам дельности.

Государственный (по западной терминологии – публичный) сектор предназначен для того, чтобы воспроизводить публичные (общественные) блага.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Классификация видов госимущества

Классификация используется как метод отражения функционального назначения объектов собственности в составе национального богатства. Выделение составляющих видов собственности осуществляется на основе учёта сходства их функционального назначения.

  1. Земля в составе государственной собственности, или земельная собственность, подразделяется с учётом её целевого назначения в народном хозяйстве страны.
  2. Природные ресурсы включают водные, в том числе подземные, лесные и биологические ресурсы (растительный и животный мир), воздушное пространство, полезные ископаемые, эфир, ресурсы космических систем.
  3. Имущество как объект государственной собственности является достаточно многообразным по наименованию и назначению. Оно выступает в форме акций, долей в уставных капиталах различных акционерных компаний, а также государственных унитарных предприятий и учреждений (далее — организации). В составе группы – активы объектов государственной собственности — основные фонды, запасы материальных оборотных средств, а также недвижимое имущество и объекты, деятельность которых носит некоммерческий характер. Это, имущество государственных учреждений, государственных некоммерческих фондов, органов государственного управления и т. д.
  4. Имущественные и неимущественные права на результаты деятельности учитываются в количественном измерении и поимённо с разбивкой по видам.

Взаимоотношения объектов собственности

Государственный сектор экономики интегрируется из элементов, связанных между собой не только отношениями государственной собственности, но и организационными рамками, между которыми осуществляется взаимодействие, направленное на достижение государственных целей. Уровень экономической интеграции имеет свои экономические возможности — потенциал, организационную структуру и характер взаимосвязей.

Специальное внимание необходимо уделить институциональным принципам формирования государственного сектора экономики.

Взаимоотношения государства как собственника и объектов его собственности с субъектами рынка представляют собой специфическую форму оборота капитала, который может находиться в ситуации перманентных изменений своей первоначальной формы.

Для этого целесообразно создать соответствующую самостоятельную организационную структуру, в качестве которой, по мнению автора, предлагается Государственная казна (далее Казна).

Целесообразность создания такого учреждения обоснована потребностью взаимодействия объектов госсобственности и государственного сектора экономики с иными участниками в условиях конкуренции.

В состав Казны могут быть включены объекты собственности, приведённые ранее в классификации её видов, а также бесхозное имущество, переданное ей в целях установления собственника и на период переоформления прав собственности или временно выведенные из состава акционерных обществ и государственных организаций.

Рисунок 1.

Госсектор в системе имущественных отношений

Поскольку вся система имущественных взаимосвязей основывается на собственности, роль государства в рыночных преобразованиях экономики в решающей мере определяется тем, какое место занимает государственная собственность в общей системе отношений собственности и в её трансформации.

С целью регулирования (с учётом прав собственности) протекающих в экономике процессов государство создаёт собственную хозяйствующую систему —государственный сектор экономики, в рамках которого и функционирует государственная собственность.

Поэтому реформирование отношений собственности в настоящее время должно предполагать соответствующую реструктуризацию государственного сектора с целью ее оптимизации.

Это требует систематизации всего многообразия реальных видов государственной собственности, представленных государственными предприятиями, учреждениями и т.д.

Так как осуществление рыночных преобразований в экономике, затрагивающих в первую очередь государственный сектор, служит не самоцелью, а средством наиболее эффективного решения социально-экономических задач и повышения уровня жизни населения, важно раскрытие содержания государственного сектора экономики и его составляющей — государственной собственности, находящейся в процессе трансформации.

Замечание 2

В ходе рыночной трансформации в России образованы различные формы собственности, устранена монополия государственной собственности и заложены основы многоукладной, смешанной экономики при существенном уменьшении удельного веса государственного сектора.

Такое преобразование — сложный и противоречивый процесс, но в то же время он не является принципиально новым с точки зрения мировой практики. Опыт показал, что при всех особенностях и отличиях в экономических системах рыночных стран преобладание доли частной собственности над государственной является общим принципом.

Доля государственной собственности колеблется в отдельных странах от 20 до 40% и выше. В Швеции, например, она составляет примеры 60%.

В более широком плане это вопрос о роли государства в рыночной экономике, поскольку механизм и система функционирования государства зависят главным образом от сложившихся отношений в обществе по поводу собственности. Институт собственности является фундаментом формирования и современных рыночных отношений в России.

Общественные блага – это то, что в равной степени доступно всем членам общества и не требует непосредственной оплаты.

Такими благами могут быть, например, услуги посредством использования общественных сооружений-дорог, парков, библиотек, маяков. Важнейшими услугами является образование, медицинское обслуживание, национальная оборона и т.д.

Между развитыми и пост / социалистическими странами существуют принципиальные различия по формированию системы предоставления общественных услуг. Они обусловлены тем, что во времена административно-командного управления народным хозяйством толкования понятия «общественное благо» было слишком широким.

Если проанализировать ассортимент товаров и услуг, потреблялись населением, то большинство из них предлагались как общественные и псевдо общественные.

Государство выступало носителем предложения, поскольку через централизованную систему принятия решений предоставляла потребителям те блага и в таком количестве, которые считала нужным.

Развитая система государственных дотаций и субсидий производителям была основным признаком отнесения товаров, которые производились, и услуг в псевдо общественных благ. При таких обстоятельствах общественные услуги теряли своё природное предназначение, что существенно снижало стимулы населения к производительному труду.

36.Публичный сектор и его роль в современной экономике

  • •1.Экономическая система. Соотношение экономики, политики и права
  • •2.Движение продукта труда.Потребности и производство, их соотношение
  • •3. Потребностии ресурсы. Экономический выбор
  • •4.Факторы производства и стадии его развития. Структура современного производства
  • •5. Предмет экономической теории и ее роль в познании мира. Правовые нормы и хозяйственное развитие общества.
  • •6.Функциии экономической науки и методы познания экономической действительности.
  • •7. Главные этапы развития экономической теории и ее основные научные концепции.
  • •8. Собственность как экономическая категория и структура правоотношений. Субъекты, объекты и виды собственности.
  • •10. Развитие отношений собственности и системы присвоения в России в 20 в.
  • •11. Типы организации хозяйства. Основные признаки товарного производства и история его развития.
  • •13. Трудовая теория стоимости
  • •14. Сущность, экономическая роль и функции денег. Современные денежные средства.
  • •15. Закон денежного обращения
  • •16. Сущность и виды инфляции.
  • •17 Рынок, его функции и значение как социального института. Рынок стихийный и регулируемый. Особенности и виды рыночных сделок.
  • •18. Сущность и виды цены. Теория предельной полезности.
  • •19. Законы спроса и предложения, их воздействие на ценообразование. Равновесная цена.
  • •20. Понятие свободной конкуренции и ее экономическое значение. Роль права в обеспечении свободы конкуренции в рыночном хозяйстве.
  • •21. Сущность и виды монополии, монопольное ценообразование. Антимонопольное законодательство и процессы демонополизации в российском хозяйстве.
  • •22. Предпринимательство: экономическое содержание, виды и основные формы организации. Предпринимательский труд и функции предпринимателя. Роль права в обеспечении свободы предпринимательства.
  • •23. Фирма в системе рыночных отношений. Понятие менеджмента.
  • •24. Процесс производства новой стоимости и способы ее увеличения. Теория прибавочной стоимости.
  • •25. Простое и расширенное воспроизводство индивидуального капитала.
  • •26. Кругооборот и оборот капитала. Основной и оборотный капитал. Физический и стоимостной износ основного капитала.
  • •27. Источники, структура и факторы накопления. Особенности первоначального накопления капитала в России.
  • •28. Сущность, виды и показатели эффективности производства. Производственная функция.
  • •29. Социально-экономическая природа заработной платы и факторы, влияющие на ее размер. Формы и системы заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата.
  • •30. Экономическая природа прибыли. Факторы образования, механизм реализации и распределения прибыли.
  • •31. Норма прибыли и ее экономическая роль. Монопольная сверхприбыль.
  • •32. Прибыль в торговом бизнесе. Маркетинг и его экономическая роль. Законодательная защита прав потребителей
  • •33. Кредит, его формы и источники
  • •34. Виды и экономические функции банков. Противоречия развития банковской системы в современной России. Норма банковской прибыли
  • •35. Акционерное общество и рынок ценных бумаг.
  • •36.Публичный сектор и его роль в современной экономике
  • •37. Внешние эффекты и общественные блага
  • •38. Общее равновесие и благосостояние. Государство благосостояния
  • •39.Проблема эффективности и справедливости. Эффективность по Парето.
  • •40.Макроэкономика. Основные черты и система показателей.
  • •41.Особенности макроэкономического роста, его цель и факторы.
  • •42. Тип экономического роста и условия его стабильности
  • •43. Неравновесие в макроэкономике и виды экономических кризисов. Экономический цикл. Кризис 90-х. Годов 20 века в России.
  • •44. Макроэкономические факторы и регуляторы инфляции.
  • •45. Инфляция и безработица («кривая Филипса»). Цена инфляции. Политика занятости.
  • •46. Рыночный механизм макроэкономического регулирования
  • •47. Государственный регулятор макроэкономики
  • •48. Смешанная система управления макроэкономикой
  • •49. Финансовое регулирование экономики
  • •50. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит
  • •51. Мировое хозяйство, его содержание и структура
  • •52. Современные международные торговые и валютные отношения
  • •54. Экономические реформы в современной России: содержание, противоречия, итоги
  • •55. Переходная экономика России: основные черты и тенденции
  • •56. Реформирование отношений собственности в современной России. Приватизация, ее итоги и противоречия
  • •57. Формирование предпринимательского потенциала в современной России. Конкуренция и монополия в переходной экономике
  • •58. Сущность теневых экономических отношений. Понятие, структура и масштабы теневой экономики
  • •59. Причины и последствия криминализации экономики в период рыночных реформ

О публичном интересе в экономике как объекте прокурорской защиты

Общественные блага

Справедливость

Несостоятельность рынка и теория общественного выбора

Эффективность. Общее равновесие.

Публичный сектор и его роль в современной экономике

Литература:

1. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории общественного сектора. М.: Аспект-Пресс, 1995.

2. Бреннан Дж., Бьюкенен Дж. Причина правил. Конституционная политическая экономия / Пер с англ. под ред. А.П. Заостровцева. СПб.: Экономическая школа, 2005.

3. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: Изд-во МГУ, 1995.

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В двух томах. М.: Республика, 1992.

5. Самуэльсон П. Экономика. В двух томах. М.: НПО “АЛГОН” ВНИИСИ, 1992.

6. Словарь современной экономической теории Макмиллана. М.: ИНФРА-М, 1997.

7. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. М.: МГУ, ИНФРА-М, 1997.

8. Хейне Пол. Экономический образ мышления. М.: Изд-во “Новости” при участии Изд-ва “Catallaxy”, 1991.

9. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. Учебник. М.: Наука, 1995.

© Колесников В.В.

Вопрос № 1. «Экономические функции и задачи государства:

традиционное описание»

Потребность участия государства в рыночной среде возникает, когда сам рынок не способен обеспечить оптимального размещения и использования ресурсов. При этом государство использует прежде всего финансовые инструменты реализации своих целей в экономике – налоги, общественные расходы и др.

Публичный (общественный) сектор – совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. Публичный сектор экономики ≈ государственный сектор экономики + сектор муниципального хозяйства.

Государство в рыночной экономике осуществляет:

Ø реализацию единого общенационального интереса в сфере хозяйствования;

Ø решение тех экономических и социальных проблем, которые непосильны и неподвластны конкурентному рынку;

Ø создание условий для эффективной работы рыночного механизма;

Ø обеспечение свободы и естественных прав человека в экономической сфере жизнедеятельности общества.

Государственное регулирование рыночной экономики осуществляется в процессе реализации им своих экономических функций.

Основные функции государства в экономике рыночного типа:

Ø обеспечение социальной стабильности общества;

Ø обеспечение эффективности всего общественного производства; © Колесников В.В.

Ø организация производства и потребления общественных благ (законодательства и правопорядка, безопасности, обороноспособности и т.д.);

Ø охрана окружающей среды;

Ø создание правовой базы функционирования рыночной экономики.

Для реализации своих экономических функций Государство решает ряд задач:

Ø достижение стабильности цен или поддержание устойчивой покупательной способности национальной валюты;

Ø обеспечение высокой степени занятости;

Ø осуществление постоянного и соразмерного экономического роста;

Ø достижение внешнеэкономического равновесия.

Экономической основой реализации государством своих функции, является государственный (публичный) сектор в экономике – совокупность форм и методов непосредственного участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.

Чем большую ношу по вмешательству в экономику оно берет на себя, тем большее число предприятий, организаций, учреждений составляет государственный сектор в хозяйстве страны. Однако при росте государственного сектора есть опасность уничтожения свободы рыночных отношений.

Финансовой основой государства выступает государственный бюджет.

В сфере хозяйственной жизни общества государство осуществляет собственную экономическую политику и регулирование экономики.

Государственная экономическая политика — генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране.

Государственная экономическая политика складывается из:

Ø Структурной политики

Ø Инвестиционной политики

Ø Ценовой политики

Ø Финансово-кредитной политики

Ø Внешнеэкономической политики

Ø Социальной политики

Ø Политики в области труда и занятости.

По убеждению отца немецкой послевоенной реформы Людвига Эрхарда, к определению экономической политики государства нельзя допускать бизнес, корпоративные интересы которого преимущественно не совместимы с единым общенациональным интересом в сфере экономике, который и обязано выражать государство.

Государственное регулирование экономики — воздействие государства посредством государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц. Оно осуществляется для придания экономическим процессам организованного характера, упорядочения действий экономических субъектов, обеспечения соблюдения законов, отстаивания государственных и общественных интересов.

Государственное регулирование имеет место как в централизованно управляемой экономике, так и при рыночной экономике.

Государственное регулирование включает:

Ø прогнозирование,

Ø планирование,

Ø финансирование,

Ø бюджетирование,

Ø налогообложение,

Ø кредитование,

Ø администрирование,

Ø учет и контроль.

Однако понимание функций и задач государства в рыночной экономике будет неполным, если не сказать о другой (внеэкономической) роли государства – она состоит в формировании институциональной среды для нормального функционирования рыночных отношений: речь идет преимущественно о нормах и правилах деятельности экономических агентов.

Вопрос № 2. «Публичный сектор и его роль в современной экономике»

Публичный (общественный) сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. Публичный сектор экономики ≈ государственный сектор экономики + сектор муниципального хозяйства.

Роль и Масштабы Публичного сектора экономики следует определять прежде всего удельным весом государственных доходов и расходов в национальном доходе (НД), валовом национальном (ВНП) или валовом внутреннем продукте (ВВП). А его доля в совокупном капитале или производимой для реализации товарной массе не играет особой роли – это связано с особенностями госсектора: государство пользуется правом принуждения и перераспределяет доходы – в результате доля публичного сектора в НД (ВНП, ВВП) может быть существенно меньше, чем его доля в совокупном капитале.

Государство должно заниматься перераспределением доходов, а не факторов производства, которые должны находиться преимущественно в руках частного сектора.

Но публичный сектор – это не только государственный, но и муниципальный сектор (местное самоуправление).

Три основные функции публичного сектора:

· эффективность

· справедливость

· обеспечение экономического роста

Эти функции, по мнению западных специалистов, выступают в качестве экономической роли государства.

Говоря о роли государства в хозяйственной жизни общества важно понимать, что при неконтролируемом росте государственного сектора есть опасность уничтожения свободы рыночных отношений! © Колесников В.В.

Сторонники социальной рыночной экономики, подчеркивая хрупкость ее конструкции, отмечают, что: «Главная сила, противостоящая рыночной экономике – власть как экономическая, так и политическая, порождающая бесправие в обществе и несправедливость в экономике. Поэтомузащита рыночной экономики от власти – важнейшая цель ее политической составляющей. Именно в этом и ни в чем ином заключается основная цель социальной рыночной экономики! Социальная несправедливость и социальные беды объясняются ограничением рыночной конкуренции вследствие «сращивания бизнеса с властью»».

В этой связи социальная политика должна выполнять активную роль – роль созидателя экономически свободных и независимых субъектов, на которых и держится основание гражданского общества: «Истинная суть социальной политики заключается не в непосредственной помощи им , а в предоставлении индивидууму определенной, ограниченной экономической независимости – тем самым формируется базовое пространство свободы в сфере экономики».

Вопрос № 3. «Эффективность. Общее равновесие»

Эффективность – есть такое состояние, при котором невозможно произвести хотя бы одно экономическое благо – без того, чтобы не произошло сокращение аналогичного количества другого блага.

В современной западной экономической науке Эффективность в основном рассматривают как эффективность аллокационную (по Парето).

Она связана с благосостоянием индивида. Рассчитывается по конечному потреблению.

Она означает, что никто не в состоянии улучшить свое благосостояние без того, чтобы другой индивид его не ухудшил. (Вспомним М. Ломоносова – «Если в одном месте прибудет, то в другом – убудет»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *