Государственного регулирования экономики

Содержание

1.3. Инструменты государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов, средств. Так, метод прямого воздействия реализуется средствами административного и экономического влияния. Конкретное выражение этих приёмов или средств регулирования представляет собой их формы.

Особенностью административных средств регулирования экономики является, то что они:

— не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;

— базируются на силе и авторитете государственной власти;

— включают меры запрета, разрешения и принуждения;

— предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование таких форм как :

— государственного экономического прогнозирования;

— государственного экономического программирования;

— бюджетно – налоговой система;

— денежно – кредитной политика.

Рассмотрим кратко основные инструменты и их роль в регулирования экономически государством . Инструментарий государственного регулирования экономики представлен в таблице:

Таблица 3

Инструменты государственного регулирования экономики и методы.

Прямые (административные) методы

Косвенные (экономические) методы

-Принятие законодательных актов, нормативных документов, положений. -Управление государственной собственностью, в том числе: управление предприятиями государственного сектора; организация производства и труда; госзаказ; государственные инвестиции; государственные кредиты; субсидии. -Лицензирование и квотирование. -Применение санкций. -Охрана окружающей среды.

Регулирование денежной массы; _ антиинфляционные меры; _ регулирование процентной ставки по операциям ЦБ; _ рефинансирование коммерческих банков; _ регулирование нормативов обязательныхрезервов коммерческих банков; _ операции на рынке ценных бумаг.

-Формирование и использование бюджета. -Формирование налоговой политики. -Формирование амортизационной политики. -Определение нормы банковского резерва. -Установление минимальной зарплаты. -Регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг. -Антимонопольная политика,защита Конкуренции.

— Валютные рычаги: _стабилизация национальной валюты; _операции на открытом валютном рынке; _девальвация, ревальвация национальной валюты; _ привлечение иностранного капитала; _ создание совместных предприятий. — Социальная политика: _ обеспечение занятости населения _ социальная защита населения _ регулирование доходов _ контроль за динамикой цен и зарплаты; _ налоги; _ трансфертные платежи; _ деятельность в сфере образования, здравоохранения, культуры.

2. Государственное регулирование экономики: цели и методы

В странах с централизовано управляемой экономикой вмешательство государства, его участие в управлении экономикой проявляется в виде директивных планов, распорядительства материальными, финансовыми, природными, трудовыми ресурсами и денежными средствами.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность субъектов предпринимательской деятельности носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, установления обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, осуществления государственных социальных и экономических программ и др.

Ограничение государственного вмешательства в экономику обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности на средства производства – частной, коллективной, а также правом собственности на землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.

Государственное регулирование экономики – это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.

Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования.

Неоклассическая теория (теория «невмешательства», нерегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора – основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская теория. Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Дж. Кейнс показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, затраты общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм. По мнению Дж. Кейнса, важнейшим направлением воздействия государства на экономику является формирование эффективного совокупного спроса (особенно инвестиционного), стимулирующего расширение производства и предложения товаров. Основными инструментами, с помощью которых государство может влиять на совокупный спрос, является ссудный процент и государственные расходы.

Кейнсианские воззрения на экономическую роль государства легли в основу многочисленных практических разработок и концепций по регулированию экономики. В течение нескольких десятилетий государственное регулирование осуществлялось именно на основе кейнсианских построений. Однако с конца 70-х годов ХХ века под влиянием изменившейся экономической ситуации кейнсианские методы государственного регулирования экономики были подвергнуты ревизии, и сторонниками монетаризма и теории предложения были выдвинуты иные практические рекомендации.

Согласно теории монетаризма активное вмешательство государства в экономику оказывает на нее отрицательное воздействие и поэтому должно быть минимальным. Основная задача государства – создать финансовые условия для нормального функционирования рынка. Объектом регулирования со стороны государства должно быть лишь денежное предложение, изменяя величину которого государство может влиять на динамику основных макроэкономических показателей (объём производства, темп роста цен, уровень безработицы).

Исходя из ориентации на те или иные теоретические положения, правительства разных стран и выбирают объекты, методы, инструменты регулирования экономики.

Объекты государственного регулирования – это сферы, отрасли, регионы, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли трудности, проблемы, которые не могут быть разрешены рынком автоматически.

Объектами государственного регулирования являются:

1) экономический цикл;

2) отраслевая и региональная структура экономики;

3) условия накопления капитала;

4) занятость и цены;

5) денежное обращение;

6) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

7) условия конкуренции;

8) состояние окружающей среды;

9) внешнеэкономические связи и т.д.

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.

Высшая цель государственного регулирования – поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства.

Все остальные цели производны от нее и периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости.

Процветание страны, рост благосостояния ее жителей достигается, если в стране все, кто может и хочет работать, имеют такую возможность, цены устойчивы, объем производства постоянно увеличивается, а внешняя торговля сбалансирована.

Отсюда и основные цели макроэкономического регулирования2:

1. Устойчивый экономический рост.

2. Оптимальная занятость.

3. Экономическая эффективность.

4. Стабильный уровень цен.

5. Экономическая свобода.

6. Справедливое распределение доходов.

7. Экономическая обеспеченность граждан.

8. Уравновешенный внешнеторговый баланс.

Устойчивый экономический рост рассматривается как положительная динамика главных макроэкономических показателей. Оптимальным считается такой рост, который обеспечивает одновременно его положительную динамику, повышение благосостояния, эффективное использование ограниченных ресурсов, а также равновесие с природной средой и социальной сферой.

Оптимальная занятость означает, что все, кто желает и способен работать, получают подходящее занятие. Другими словами, в идеале работу должны иметь все, кто ищет и хочет работать.

Экономическая эффективность – способность макроэкономики функционировать с максимальной отдачей при минимальных издержках используемых ограниченных ресурсов.

Стабильный уровень цен – их одинаковая эффективность для экономических субъектов, т. е. никто не выигрывает и не проигрывает как от инфляции, так и от дефляции.

Экономическая свобода – как цель означает, что все субъекты экономики в рамках закона гражданского общества сами, без ограничений, принимают решения о путях реализации своих интересов.

Справедливое распределение доходов рассматривается как такое развитие макроэкономики, при котором происходит образование и преобладание в социальной сфере т. н. среднего класса.

Экономическая обеспеченность граждан – означает, что в идеале все граждане независимо от их трудоспособности должны быть обеспечены благами не ниже прожиточного минимума. Этот прожиточный минимум должен позволять гражданину реализовывать его основные права и обязанности на уровне социальных норм, принятых для больных, нетрудоспособных, престарелых и т. п. групп населения.

Уравновешенный внешнеторговый баланс – цель, означающая, что каждое государство, вступая в международные экономические отношения, должно «жить по средствам», не наносить ущерба другим странам.

Совершенно очевидно, все отмеченные цели тесно взаимосвязаны, но весьма противоречивы. Например, наращивание объемов производства может привести к росту цен, снижение цен влечет за собой рост безработицы, увеличение импорта в целях достижения баланса внешней торговли снижает занятость, увеличение экспорта в тех же целях вызывает рост цен и т.д. Степень достижения основных макроэкономических целей во многом зависит от государства и проводимой им экономической политики.

Поэтому в зависимости от их насущности на каждом конкретном этапе экономического развития они ранжируются, определяются наиболее важные, или приоритетные. Приоритетные цели и формируют стратегию макроэкономической политики государства.

Методы государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные методы регулирования опираются на силу государственной власти и ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта.

В отличие от административных, экономические методы государственного воздействия (снижение налогов на бизнес или учетной ставки) не ограничивают свободу предпринимательского выбора.

Разграничение методов государственного регулирования на административные и экономические до некоторой степени условно, поскольку, чтобы задействовать экономический регулятор, необходимо административное решение, в то же время любое административное решение оказывает влияние на политику, проводимую хозяйствующими субъектами. Тем не менее, очевидно, что если в плановой экономике преобладали административные методы, то рыночной экономике характерны экономические методы государственного регулирования. Именно они адекватны природе рынка, так как непосредственно воздействуют на экономический интерес, конъюнктуру рынка и через нее на производство и потребление товаров и услуг.

Административные методы регулирования рыночной экономики базируются на соответствующем законодательстве, которое определяет отношения между хозяйствующими субъектами и включает меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения.

К административному регулированию относятся многообразные формы безвозвратного целевого финансирования территорий, отраслей, предприятий – это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты.

К административно-правовым средствам также относятся различного рода стандарты и нормы, которые находятся на стыке экономики, техники и экологии (например, максимально допустимые нормы содержания тех или иных вредных веществ в пищевых продуктах или выбросов вредных веществ в атмосферу и окружающую среду в целом).

Использование административных мер заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения, основанные на предписаниях государственной власти.

Наиболее часто административные методы используются в борьбе с монополиями, отрицательными внешними эффектами, в процессе регулирования деятельности государственных предприятий, при установлении минимального уровня оплаты труда, регулировании рынка труда, обеспечении экономической безопасности производства, защите национальных интересов в сфере международных экономических отношений и т.п.

Экономические методы государственного регулирования предполагают воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствует проводимой государством политике. Экономические методы, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные (рис. 5).

Методы государственного регулирования

Административные

Экономические

Прямые

Косвенные

Государственное законодательство

Целевое финансирование территорий, отраслей, предприятий

Государственное предпринимательство

Социально-экономическая политика

Внешне-экономическая политика

Денежно-кредитная политика

Налогово-бюджетная политика

Инструменты

лицензирование

субвенции, прямые субсидии,

дотации.

планы

минимальная заработная плата

таможенные пошлины

учетная ставка

бюджет

регистрация

пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных

фондов

комплексные программы

размер пенсий, пособий по безработице

нетарифные методы регулирования

обязательные резервы банков

гос. расходы

регламентация

льготные кредиты

государственные инвестиции

курс нац. валюты

операции открытого рынка

гос. заказы

антимонопольные запреты

субсидии и налоговые льготы отечественным экспортерам

валютные интервенции

займы, субсидии, субвенции. дотации

квотирование

кредитные льготы

компенсации

запреты. разрешения

золотовалютные резервы

налоги (ставки, льготы)

Рисунок 5. Методы государственного регулирования

Прямые методы регулирования связаны с государственной собственностью и предпринимательской деятельностью государства. Государственное предпринимательство (деятельность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству) оказывает большое влияние на частный сектор и экономику в целом.

Сегодня государство большинства стран, выполняя функции частных предпринимателей (производство, продажа товаров, закупка ресурсов, инвестиции и т.п.), непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Часть экономики страны, в которой хозяйственная деятельность осуществляется государством, образует государственный сектор.

Удельный вес государственного сектора в экономике разных стран различен. Он невелик в США и Японии. В Европе же на государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) ВВП. Следует отметить, что границы распространения государственной собственности в рыночной экономике весьма подвижны. Доля ее меняется в зависимости от того, какое сочетание государственной и частной собственности, по мнению государства, наилучшим образом служит решению задач стабилизации экономики, роста ее социально-экономической эффективности, недопущения отставания от других стран.

В 50-е годы ХХ в. в Западной Европе в довольно широких масштабах осуществлялась национализация – государственный сектор расширялся; а в 80-е годы происходила приватизация и сокращение государственного сектора.

Функции государства определяют цели деятельности государственных предприятий, которые, в отличие от частных, не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчиняют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям.

На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач. Второстепенное значение коммерческого успеха для государственных предприятий, искусственное ограждение их от конкуренции, финансовая поддержка со стороны государства и т.п. делают государственные предприятия менее эффективными по сравнению с частными. Именно это объясняет массовую приватизацию, проводившуюся в 80-е годы ХХ века.

Косвенные методы предполагают использование в качестве инструментов регулирования экономики государственный бюджет и массу денег в обращении.

Проводя соответствующую бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику, государство воздействует на экономику. (Подробнее эти методы воздействия на экономику будут рассмотрены в последующих темах).

Наряду с краткосрочным – государство осуществляет долгосрочное регулирование – программирование.

Экономическое программирование – разработка и принятие государством программ, формулирующих долгосрочные цели и определяющих порядок достижения этих целей; органы, ответственные за исполнение программ; необходимые средства и порядок их финансирования.

Программирование – высшая форма государственного регулирования – предполагает комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.

Объекты программирования те же, что и в случае краткосрочного регулирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно-технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д.

Государственные программы могут быть:

1) целевые (программы развития какой-либо отрасли или региона, определенного направления НТП или занятости, например, программы общественных работ);

2) общенациональные (стабилизации или развития экономики в целом, например, удвоения ВНП за 10 лет);

3) чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).

Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ и их осуществление.

Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.

Государственному воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки.

Положение, при котором государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско (провалами) государства.

Причинами фиаско (провалов) государства может быть:

1) ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для выработки того или иного курса;

2) несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;

3) наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;

4) неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;

5) наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка может добавляться фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике – не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны одной «медали» – смешанной экономики.

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

  • •ОГЛАВЛЕНИЕ
  • •1.1. Государство как рыночный субъект
  • •1.2. Принципы и цели государственного регулирования
  • •1.3. Правовое регулирование экономики
  • •1.4. Финансовое регулирование
  • •2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
  • •2.1. Объекты и цели ГРЭ
  • •Объекты ГРЭ
  • •2.2. Средства (инструменты) государственного регулирования экономики
  • •Административные средства
  • •Экономические средства: денежно-кредитные и бюджетные
  • •Ускоренная амортизация
  • •Эффект ускоренной амортизации
  • •Государственный сектор
  • •Внешнеэкономическое регулирование
  • •2.3. Государственное экономическое программирование
  • •Виды программ
  • •Границы эффективности
  • •2.4. Этапы развития государственного регулирования экономики. Границы его эффективности
  • •Этапы ГРЭ
  • •Границы регулирования при помощи самофинансирования
  • •Выводы
  • •3. РЫНОК ТРУДА
  • •Неоклассический подход
  • •Кейнсианский подход
  • •Монетаристская модель
  • •Институционалисты на рынке труда
  • •Марксизм об особенностях рынка труда
  • •Рынок, но особого рода
  • •Особенности российского рынка труда
  • •3.2. Сегментация рынка труда. Структура рабочей силы
  • •Основные сегменты рынка труда
  • •Ослабление внутреннего рынка труда и усиление мобильности рабочей силы
  • •Понятия рабочей силы и занятых
  • •Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
  • •3.3. Безработица
  • •Сущность безработицы
  • •Понятие естественной безработицы
  • •Основные направления государственного регулирования
  • •Концептуальные основы регулирования
  • •Косвенное регулирование рынка рабочей силы
  • •Биржи труда и частные посреднические фирмы
  • •3.5. Кадровая работа в компаниях
  • •Наем рабочей силы
  • •Оплата труда и современная практика мотивации труда
  • •Выводы
  • •4. ДОХОДЫ И ПОЛИТИКА ДОХОДОВ
  • •4.1. Доходы и их виды
  • •Понятие дохода в теории факторов
  • •Номинальные и реальные доходы
  • •Рента
  • •Процент
  • •Предпринимательский доход (прибыль)
  • •4.2. Доходы от неформальной (теневой) экономики
  • •Формы теневой экономики
  • •Доходы от теневой экономики
  • •Оценка масштабов теневой экономики
  • •4.3. Государственная политика доходов
  • •Регулирование доходов
  • •Социальное партнерство
  • •4.4. Политика доходов в условиях инфляции
  • •Индексы розничных цен
  • •Индексация доходов
  • •Поддержка беднейших слоев населения
  • •4.5. Проблема дифференциации доходов
  • •Дифференциация заработной платы
  • •Завышена или занижена заработная плата в России?
  • •4.6. Современные формы оплаты труда
  • •Изменения в конкретных формах оплаты труда
  • •Воздействие политики доходов на функционирование фирмы
  • •Выводы
  • •5. ИНВЕСТИЦИИ
  • •5.1. Основной и оборотный капитал
  • •Анализ основного и оборотного капитала
  • •5.2. Сущность и анализ инвестиций
  • •Понятие инвестиций (капиталовложений)
  • •5.3. Проектный анализ как концепция
  • •Сущность проектного анализа. Проектный цикл
  • •Направления проектного анализа
  • •Теневые цены в экономическом анализе
  • •5.4. Совокупный спрос
  • •Кривая совокупного спроса
  • •5.5 Инвестиции
  • •Ожидаемая норма чистой прибыли
  • •Реальная ставка процента
  • •Сдвиги в спросе на инвестиции
  • •Инвестиции и доход
  • •Нестабильность инвестиций
  • •Выводы
  • •6. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • •6.1. Понятие и система налогов
  • •Сущность налога и налоговой системы
  • •Виды и группы налогов
  • •Основные налоги
  • •Местные и центральные налоги
  • •Налоговое бремя
  • •Структура налогообложения
  • •6.2. Принципы и механизм налогообложения
  • •Принципы налогообложения
  • •Налоговая база. Налоговые льготы
  • •Налоговая ставка и ее виды
  • •Проблемы сбора налогов
  • •6.3. Функции налогов
  • •Социальная функция налогов
  • •Налоги как средство государственного регулирования
  • •Международные аспекты налогообложения
  • •Двойное налогообложение
  • •Гармонизация налоговых систем
  • •Выводы
  • •7. ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
  • •7.1. Механизм государственного регулирования цен
  • •7.1.1. Пример реализации политики цен
  • •Когда государство начало воздействовать на цены?
  • •Наблюдение и косвенное воздействие на цены
  • •Государственное вмешательство в процесс ценообразования
  • •Установление фиксированных цен на товары и услуги
  • •7.1.2. Контроль государства над ценами
  • •7.1.3. Регулирование цен на продукцию естественной монополии
  • •7.1.4. Критика правительственного регулирования ценообразования естественных монополий
  • •7.1.5. Комиссии по регулированию
  • •Дерегулирование: рынки внутренних воздушных сообщений
  • •7.2. Регулирование инфляции
  • •Антиинфляционная политика
  • •Управление инфляцией в условиях реформируемой экономики
  • •Выводы
  • •8.1. Цели кредитно-денежной политики
  • •8.2. Объединенный балансовый отчет федеральных резервных банков
  • •Активы
  • •Обязательства
  • •8.3. Инструменты кредитно-денежной политики
  • •Операции на открытом рынке
  • •Резервная норма
  • •Учетная ставка
  • •Предварительный взгляд: дешевые и дорогие деньги
  • •Сравнительная значимость
  • •Второстепенное селективное регулирование
  • •8.4. Кредитно-денежная политика, равновесный ЧНП и уровень цен
  • •Причинно-следственная связь: кейнсианский взгляд
  • •Политика дешевых денег
  • •Политика дорогих денег
  • •Уточнения и обратная связь
  • •Кредитно-денежная политика: модель AD—AS
  • •8.5. Эффективность кредитно-денежной политики
  • •Сильные стороны кредитно-денежной политики
  • •Недостатки и проблемы
  • •Дилемма целей
  • •Кредитно-денежная политика и международная экономика
  • •8.6. Кейнсианская теория занятости и политика
  • •Фискальная и кредитно-денежная политика
  • •Выводы
  • •Вопросы и учебные задания
  • •ЛИТЕРАТУРА

>Государственное регулирование экономики в России

Инструменты и формы государственного регулирования экономики в России

В России используются широкий ряд инструментов государственного регулирования национальной экономики.

Инструменты государственного регулирования экономики

Инструменты прямого государственного регулирования экономики

Инструменты косвенного государственного регулирования экономики

Техническое регулирование экономики

Прямое вмешательство государства в экономические процессы в РФ выражается в нормативно-правовой деятельности, принятии законов и иных актов, направленных на упрочение, упорядочивание и развитие хозяйственных отношений между экономическими агентами.

Вместе с тем, государство, являясь владельцем части общественного капитала, через создание государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также через владение частью акционерного капитала системообразующих предприятий в стратегических отраслях, воплощает в национальной экономике долгосрочные программы развития.

В первую очередь, это касается тех отраслей, где фундаментальное значение имеет совокупность оборудования и основных фондов: энергетический комплекс, добывающая промышленность, атомная отрасль, космонавтика, авиация и воздушный транспорт, железнодорожный и морской транспорт.

Косвенное вмешательство государства в развитие национальной экономики России выражается, в первую очередь, в управлении балансом между сбережениями и инвестициями, обеспечении полной занятости, развитии международного экономического взаимодействия, стабилизации цен, регулировании цен на специфические товары и услуги, поддержании устойчивых темпов экономического роста и в других направлениях традиционной экономической политики.

Государство контролирует деятельность естественных монополий и разрабатывает стандарты для соблюдения их хозяйствующими субъектами.

Техническое регулирование экономики имеет централизованно-распределенный характер. Выражается в использовании следующих трех взаимосвязанных механизмов:

1. Регистрация, лицензирование, делегирование и аккредитация хозяйствующих субъектов в зависимости от типа осуществляемой экономической деятельности.

2. Нормирование, сертификация и надзор осуществляемой экономической деятельности.

3. Применение санкций, штрафных механизмов, взысканий на хозяйствующих субъектов в случае выявления нарушений в процессе осуществления экономической деятельности, а также реализация аппеляционных процедур.

Для комплексного регулирования национальной экономики России государство использует фискальную и кредитно-денежную политику.

Фискальная политика

Кредитно-денежная политика

В рамках фискальной политики государство манипулирует своими доходами, прежде всего, налогами, и расходами; в частности налоги распределяются между потребителями и потребителями товаров, при этом бремя налогов будет больше для потребителей, если спрос превышает предложение, либо для производителей, если предложение превышает спрос.

В рамках кредитно-денежной политики правительство РФ регулирует объем денежной массы в обращении и управляет развитием кредитной сферы.

Три основные формы государственного регулирования экономики в России:

  1. Реализация государственных, федеральных и региональных целевых программ;
  2. Прогнозирование развития экономики;
  3. Моделирование макроэкономических ситуаций.

Формы государственного регулирования экономики

Функции государственного регулирования экономики

  1. Макроэкономическое прогнозирование и составление индикативных планов в целях информирования о предполагаемом состоянии экономики.
  2. Формирование решений в области структурных изменений национальной экономики, включая распределение государственных инвестиций, размещение госзаказов, урегулирование социальных проблем, развития инфраструктуры.
  3. Формирование системы регуляторов для управления процессами за пределами прямого государственного контроля, в том числе, применение инструментария денежно-кредитной политики, управление внешними платежами, дотациями, ценообразованием, предоставление преференций и льгот приоритетным отраслям, таможенная политика и другие направления.

Проблемные области государственного регулирования экономики в России

Проблемы государственного регулирования экономики в России сопряжены с несколькими аспектами, которые не позволяют государству эффективно воздействовать на развитие национальной экономической системы.

Во-первых, в России отсутствуют развитые институты, позволяющие регулировать эффективное развитие для абсолютного большинства экономических агентов. В первую очередь, это касается институтов такого правового уровня, которые позволяют реализовывать экономические меры на уровне отдельных органов экономического управления. Они также обеспечивают и эффективное правоприменение законов и осуществляют принуждение участников рынка к исполнению своих обязательств. В России пока отсутствуют такие структуры, близкие к государству и правительству, которым переданы определенные задачи управления, изъятые из сферы деятельности государственных управленческих структур. Возможно, на более высоком, отработанном этапе рыночного регулирования отечественная система придет к данному варианту структуры.

Во-вторых, макроэкономическое регулирование осуществляется на общегосударственном уровне и не учитывает, что в нашей стране уже сформировались функциональные и инфраструктурные институты, пусть они еще и не находятся в достаточно развитом состоянии, чтобы оказывать существенное влияние на развитие отдельных элементов экономической системы. Игнорирование существования таких элементов рыночной системы при макроэкономическом регулировании ведет к существенно более низким результатам государственного регулирования экономической системы.

В-третьих, за счет отсутствия существенного влияния крупных структурных единиц экономической системы, которое они могут оказывать на реализацию государством экономической политики в области государственного регулирования, значение данных элементов преуменьшается существующими государственными органами в отношении механизмов государственного регулирования экономической системы. Например, в России уже имеются независимо действующие профессиональные союзы. Но их роль в экономической политике пока скромна. Организованных по отраслевому принципу союзов предпринимателей мало.

В-четвертых, обеспечение экономической безопасности страны сосредоточено в таких государственных институтах, как Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития Российской Федерации и ЦБ РФ. Но в условиях, когда все большую роль начинают играть общественные интересы, а не государственные экономические институты, реализация данной задачи затруднено, так как разные политические партии выступают, как правило, не с позиции согласования компромисса, а наоборот – с позиции противостояния. Конечно, экономические установки различных партий также дифференцированы. Следовательно, необходимы процедуры согласования интересов общества, выражаемых представителями политических партий в парламенте, и правительства.

В-пятых, существующая практика воздействия на экономические решения государства в области макроэкономического регулирования экономики со стороны крупного предпринимательства и банковского сектора негативно влияет на экономические интересы большей части экономических субъектов. Отметим, что воздействие предпринимателей на экономические решения государства в области государственного регулирования через поддержку партийных групп и выдвижение депутатов в парламент является общепринятой практикой и при надлежащем законном исполнении целесообразных экономических предложений со стороны крупных предприятий приносит положительные результаты в среднесрочной перспективе. Однако в России активно развернута система лоббизма, которая позволяет представителям отраслей, отдельных экономических структур оказывать нажим на представителей исполнительной власти, что ведет к удовлетворению интересов меньшинства экономических субъектов в ущерб интересам национальной экономической системы в целом. Кроме того, практика использования нелегитимных методов, подкупов, коррупции для воздействия на экономические решения государства наносит непоправимый ущерб экономике.

Одной из целей государства является экономический рост. Экономический рост предполагает рост экономического потенциала национальной экономики, рост национального продукта на душу населения, а следовательно, достижение высокого уровня жизни для всех.

В современных условиях развития РФ представляется возможным повышение эффективности за счет формирования такой экономической системы, которая способствовала бы интенсивному экономическому росту и усиливала конкурентоспособность товаров российский производителей на внутреннем и на мировом рынке. Это возможно при использовании прогрессивных методов государственного регулирования экономики.

Перспективы государственного регулирования российской экономики

Поскольку невозможно повысить эффективность государственного регулирования за счет одного волевого решения, необходимо планомерно реализовать меры, которые призваны решить отдельные проблемы в структуре государственного регулирования экономики.

Поскольку в российских условиях в данный момент объективно невозможно выделение экономических институтов, которые были бы способны претворять в жизнь государственные решения в области макроэкономического регулирования, необходимо проработать концепцию их создания.

Необходима проработка следующих направлений государственного регулирования экономики:

  • Система формирования конкурентной среды и защиты от недобросовестной конкуренции.
  • Система регулирования денежной массы в обращении с использованием таких инструментов регулирования, как политика обязательных резервов, уровень процентной ставки Центрального банка, регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, а также иных перспективных инструментов, применяемых ЦБ РФ. Вместе с тем, необходим системный подход к использованию данных инструментов регулирования.
  • Поддержание сбалансированности государственного бюджета.

Наиболее актуальным для России на данном этапе будет стимулирование развития указанных направлений, благодаря чему государство сможет повысить эффективность регулирования экономики в целом.

Развитие принципов социального партнерства согласно модели трипартизма, которая характерна для России, позволит повысить роль профессиональных союзов, населения и союзов предпринимателей в реализации общегосударственной политики в области регулирования национальной экономики на макроуровне. Это позволит создать наиболее действенные по своей природе отраслевые союзы предпринимателей. Также постепенный количественный рост предпринимателей создаст предпосылку для вызревания групповых деловых интересов и воздействия на макроэкономическую стратегию.

В плане обеспечения экономической безопасности страны, для России актуально дальнейшее проведение политики защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

В контексте политики импортозамещения, приоритетом государственного регулирования должно быть развитие реального сектора экономики, его техническое перевооружение на основе протекционистской политики по отношению к российским производителям.

Такая политика начинает действовать при наплыве дешевых импортных товаров, которые захватывают значительную долю на определенном товарном рынке и тем самым нарушают сложившееся равновесие. Правительство через различные элементы вводит повышение ввозных пошлин и импортных квот, что ограничивает импорт определенных товаров и восстанавливает оптимальные условия конкуренции на внутреннем рынке.

Даже при отмене санкций в отношении товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, государство может продолжить стимулировать политику импортозамещения, используя элементы протекционистской политики, через таможенные пошлины и импортные квоты.

Использование такой политики российскому правительству более активно влиять на экономику страны, поддерживая отечественных производителей, защищая их от недобросовестной конкуренции со стороны стран импортеров и демпинговых цен, применяемых международными корпорациями на ряде товарных рынков. В реализации этой политики участвуют различные институциональные организации: органы законодательной и исполнительной власти, ассоциации товаропроизводителей, аналитические и информационные центры, частные коммерческие структуры и др.

В этой же области следует обеспечить достижение компромисса между различными политическими партиями, которые представлены в парламенте. Конечно, данный вопрос относится по большей части к организационно-правовым основам функционирования нашего государства, однако он имеет существенное значение как важный внеэкономический фактор.

В плане решения проблем чрезмерного лоббирования и коррупции следует учитывать, что в России активно ведется борьба с коррупцией на всех уровнях государственной власти. Неприкасаемых нет. Губернаторы, министры, представители силовых ведомств, сотрудники отделов по борьбе с коррупцией – перед судом будут отвечать все.

В этой связи для снижения возможностей лоббирования в интересах отдельных крупных экономических структур следует продолжать развитие и стимулирование деятельности Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле, различных ассоциаций товаропроизводителей и др. Все эти структуры снижают вероятность возникновения крупных экономических структур, которые могут оказывать влияние на макроэкономические решения государства. Также сюда следует отнести разработанные Центральным банком России различные инструменты кредитно-денежной политики. Уже сейчас можно говорить о формировании отдельных функциональных направлений государственного регулирования экономики в области сдерживания монопольных тенденций и лоббистских процессов.

Наконец, для обеспечения эффективного государственного регулирования российской национальной экономической системы следует обеспечить методологическое и объективно-функциональное формирование элементов планирования государственных решений в области отдельных аспектов экономики. К таким областям относится в первую очередь антициклическая политика, позволяющая сгладить острые фазы кризиса и смягчить последствия кризисных явлений в экономике. Кризис 2008 года и падение валового внутреннего продукта в 2015-2016 годах доказали необходимость использования инструментов смягчения в государственной политике. В этой связи государству при реализации мер регулирования экономики следует обратиться к опыту теории циклов Кондратьева и принять на вооружение методы, разработанные уже на основе данной теории в контексте применения в современных условиях развития. Учитывая последовательность и характер этапов циклического развития экономики, государство может планировать отдельные меры по их смягчению, подготавливая соответствующие макроэкономические решения заранее. В этой связи актуально также воспользоваться опытом планирования, который накоплен в Российской экономической науке за период планового хозяйства, с учетом его адаптации под современные рыночные реалии.

Отдельно стоит сказать о том, что идеи создания системы планирования экономического развития сегодня вновь приобретают актуальность среди отдельных представителей экономической мысли России, но уже в условиях сочетания макроэкономических плановых индикаторов и рыночных факторов. Например, Н.И. Ведута на базе опыта ведения планового хозяйства в СССР предложил создание системы стратегического государственного планирования развития экономики для целей государственного регулирования экономической системы. В рамках создания такой системы необходимость тотального планового хозяйства отвергается, а предлагается переход к перспективному стратегическому планированию, на основе чего разрабатывается и реализуется макроэкономическая политика для управления развитием экономики, а также принимаются государственные решения и проводятся экономические реформы. Таким образом, в стране возможно создание централизованно-смешанной экономики по образцу классического механизма свободной конкуренции с включением в нее учета воздействия рыночных факторов при установлении макроэкономических пропорций в стратегическом плане развития. Основополагающие принципы сочетания стратегического планирования и рыночных механизмов Н.И. Ведута впервые изложил в 1971 году в книге «Экономическая кибернетика». Впоследствии данные идеи развивались, и основным направлением их воплощения сегодня является использование вычислительной мощности современной техники, которая позволит создавать уникальный и точный стратегический план макроэкономического развития, лишенный изъянов, которыми страдает рыночная экономика. При этом вопросами создания такой электронной системы, осуществляющей макроэкономические прогнозы с высокой степенью точности, занимаются и другие страны мира, в том числе Китай, США.

Вывод

Рассмотренные аспекты государственного регулирования экономики России связаны с объективными особенностями общественно-экономического развития страны на данном этапе. В то же время предложенные методы решения проблемных вопросов государственного регулирования позволят существенно повысить эффективность участия государства в национальной экономической системе и государственного регулирования экономики на основе учета макроэкономических показателей, институциональных аспектов и интересов экономических групп.

Актуальные для России методы государственного регулирования экономики связаны, прежде всего, со сбалансированной государственной экономической политикой и прогрессивными моделями государственного регулирования. Также необходима защита государственных чиновников, принимающих решения о проведении мер макроэкономического регулирования, от лоббирования интересов и коррупционных схем со стороны крупных экономических структур, заинтересованных исключительно в увеличении собственной выгоды.

Государственное регулирование экономики в современных условиях.

Стр 1 из 2

ГРЭ

Государственное регулирование экономики в современных условиях.

Государство — это форма существования и организации общества, представляющая собой систему общественных институтов и органов управления.

Государственное регулирование экономики — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

ГРЭ – это формы участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающих эффективное формирование рыночных отношений.

«Провалы» рынка (ситуации, когда рыночный механизм не может эффективно распределять ресурсы) — основные сферы гос. вмешательства:

1. Производство общественных благ (несоперничество и неисключаемость из потребления, т.е. это те блага, которыми следует обеспечивать все об-во: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка, освещение на улицах и др. Кроме того есть блага, которые рынок просто не может производить (страхование вкладчиков в случае банкротства банков).

2. Минимизация отрицательных и поощрение положительных внешних эффектов

Для устранения отрицательных государство вводит сдерживающий налог, который приводит к возрастанию постоянных издержек и объем продукции тем самым сокращается и это изменяет внешние эффекты. При положительных государство использует стимулирующие субсидии, которые приводят к увеличению производительности.

3. Пресечение асимметричности информации (контроль за качеством товаров, пресечение вводящей в заблуждение рекламы, законодательтво в сфере защиты прав потребителей)

4.Защита конкуренции (антимонопольное законодательство)

5. Сглаживание макроэкономических колебаний (антициклическое регулирование)

6. Политика сдерживания доходов (перераспределение национального дохода, социальная политика)

7. Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма (защита прав производителей и потребителей, право частной собственности, интеллектуальной собственности, деятельности банков и др. областей).

В современных условиях роль государства еще более возрастает, так как рыночный механизм не в состоянии справляться со всеми задачами рационального распределения ресурсов и доходов. Государство должно дополнять работу рыночного механизма, сохраняя при этом все положительные стороны его воздействия на общество.

Понятие государственного регулирования экономики.

ГРЭ – это деятельность органов власти по воздействию на процесс общественного воспроизводства в целях достижения общественно полезных результатов: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.

Объективная необходимость включения гос-ва в экономический процесс обусловлен: 1. необходимостью обеспечения общественного воспроизводства в расширенном масштабе; 2. обеспечение долговременности интересов населения; 3.поддержание баланса социально–экономических интересов различных групп населения в стране; 4.обеспечение единства и территориальной целостности страны.

Задачи ГРЭ – это набор целевых установок, стоящих перед органами власти при регулировании экономических отношений: экономический рост и экономическое развитие; полная и эффективная занятость; ориентация на достижение экономической эффективности; стабильный уровень цен; экономическая свобода; справедливое распределение доходов; сбалансированность внешнеторгового баланса; обеспечение определенного минимального уровня доходов населения; создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов и многодетных семей; равновесие во внешнеэкономической деятельности.

Объекты ГРЭ — это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, необходимые для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике (сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов).

§ обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;

§ зашита конкуренции (антимонопольная деятельность);

§ перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т. п.);

§ финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;

§ изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;

§ контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;

§ финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.

Методы государственного регулирования и их роль в развитии рыночных отношений. Экономический метод. Административно-правовой метод. Информационный метод

ГРЭ – это формы участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающих эффективное формирование рыночных отношений

Методы ГРЭ – способы влияния государства на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания условий их эффективного функционирования в соответствии с направлениями гос. экон. политики.

Классификация: по формам влияния (прямого и косвенного воздействия) и по способам влияния (правовые, административные, экономические и пропагандистские).

Методы прямого влияния (инструменты административно-правового характера): НПА, макроэкономические планы и целевые комплексные программы, госзаказы, центрально установленные цены, лицензии, квоты, гос. бюджетные расходы, лимиты и т.д.

Методы косвенного регулирования (создание определенной экономической среды): инструменты фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, амортизационной, инновационной и др. направлений экон. политики.

Экономические методы — меры гос. воздействия, связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба: средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики; средства денежно-кредитной политики; прогнозирование, планирование и программирование экономики.

Финансовая политика— совокупность мер прямого воздействия по реализации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической политики. Проводит министерство финансов. Деятельность гос-ва по распоряжению бюджет средствами (сбор средств через систему налогообложения, расходование этих средств).

Денежно-кредитная политика(по сравнению с финансовыми мерами) относится к мерам косвенного воздействия. Реализуется ЦБ (относительная независимость от ветвей власти). Регулируя денежную массу, гос-во может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста.

Административно — правовой метод — способы воздействия гос-ва, связанные с формированием правовой инфраструктуры. Их функция — обеспечение стабильности юр. обстановки экономической жизни, защита конкурентной среды, соблюдение прав собственника. Базируются на силе гос. власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения (централизованное распределение материально-технических, финансовых, кредитных и других ресурсов, жесткая регламентация деятельности).

Основные средства административного воздействия на экономику — законотворчество, прямое гос. финансирование, гос. предпринимательство, реализация гос. целевых программ, лицензирование и квотирование.

Информационный метод ГРЭ – сбор и обработка информации, сведения о платежеспособности налогоплательщика. Он не работает в России, но он необходим для развития рыночной экономики.

ГРЭ

Государственное регулирование экономики в современных условиях.

Государство — это форма существования и организации общества, представляющая собой систему общественных институтов и органов управления.

Государственное регулирование экономики — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

ГРЭ – это формы участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и рычагов воздействия на социально-экономические процессы, обеспечивающих эффективное формирование рыночных отношений.

«Провалы» рынка (ситуации, когда рыночный механизм не может эффективно распределять ресурсы) — основные сферы гос. вмешательства:

1. Производство общественных благ (несоперничество и неисключаемость из потребления, т.е. это те блага, которыми следует обеспечивать все об-во: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка, освещение на улицах и др. Кроме того есть блага, которые рынок просто не может производить (страхование вкладчиков в случае банкротства банков).

2. Минимизация отрицательных и поощрение положительных внешних эффектов

Для устранения отрицательных государство вводит сдерживающий налог, который приводит к возрастанию постоянных издержек и объем продукции тем самым сокращается и это изменяет внешние эффекты. При положительных государство использует стимулирующие субсидии, которые приводят к увеличению производительности.

3. Пресечение асимметричности информации (контроль за качеством товаров, пресечение вводящей в заблуждение рекламы, законодательтво в сфере защиты прав потребителей)

4.Защита конкуренции (антимонопольное законодательство)

5. Сглаживание макроэкономических колебаний (антициклическое регулирование)

6. Политика сдерживания доходов (перераспределение национального дохода, социальная политика)

7. Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма (защита прав производителей и потребителей, право частной собственности, интеллектуальной собственности, деятельности банков и др. областей).

В современных условиях роль государства еще более возрастает, так как рыночный механизм не в состоянии справляться со всеми задачами рационального распределения ресурсов и доходов. Государство должно дополнять работу рыночного механизма, сохраняя при этом все положительные стороны его воздействия на общество.

Государственное регулирование экономики

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Принципами ГРЭ являются:

  1. Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
  2. Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
  3. Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
  4. Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
  5. Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.

Методы ГРЭ:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter. Команда Bankiros.ru 00 4 285 просмотров Подпишитесь на Bankiros.ru

Основные средства и методы государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).

Средства государственного регулирования экономики:

1.Административные. Не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения.

2.Экономические средства ГРЭ, подразделяют на:

1) Средства денежно-кредитной политики:

— регулирование учетной ставки;

— установление и изменение размеров минимальных резервов;

— операции государственных учреждений на рынке ЦБ, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

2) Средства бюджетной политики: это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов является налоги. Изменение налоговых систем, налоговые скидки, ускоренное амортизационное списание основного капитала, льготы при реализации скрытых резервов.

Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование. От составления чрезвычайных и целевых программ осуществляется переход к государственному среднесрочному общеэкономическому программированию.

Методы регулирования разделяются на:

• Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)

• Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика

Формы и методы государственного регулирования экономики, прежде всего, определяются теми целями, которые стоят перед управляющими органами. Также на их выбор влияют инструменты и средства, которыми распоряжается государство при осуществлении экономической политики.

Различные методы и инструменты государственного регулирования экономики направлены на информирование основных субъектов рынка об актуальном состоянии хозяйственной жизни страны и перспективах ее развития, на проведение мероприятий по развитию госсектора экономики, на обоснование наиболее существенных положений экономической политики, проводимой на данном этапе развития.


Существуют прямые методы госрегулирования экономики и косвенные. Первые связаны с применением административных средств воздействия на хозяйственные отношения в стране. Они характеризуются властным воздействием госорганов на поведение соответствующих субъектов и регулируемые ими отношения. Это выражается в принятии субъектами управления решений в виде правовых актов, юридически обязательных для адресатов и содержащих прямые предписания на совершение требуемых действий. Используются не только меры убеждения, но и принуждения. К таким методам относят лицензирование предпринимательской деятельности, госрегистрацию ее субъектов и многие другие.

Прямые методы (административного регулирования) очень разнообразны. К ним относят — разрешение на совершение определенных действий (лицензирование); — обязательные предписания на совершение действий или их запрещение, а также их регистрация; — установление ограничений и квот; — выдача государственных заказов; — применение мер принуждения и материальных санкций; — контроль и надзор и многие другие. Особенно важным средством госрегулирования предпринимательской сферы и в целом экономики является система налогообложения и обязательного лицензирования.

Методы государственного регулирования экономики косвенного характера основаны на объективных экономических средствах воздействия. Он осуществляются опосредованно, без открытого властного воздействия со стороны управляющих органов. Это, прежде всего, проводится через создание условий, способных оказывать влияние на мотивацию определенного экономического поведения (с помощью стимулов, материального поощрения и других). К таким средствам относят, в первую очередь, бюджетную и денежно-кредитную политику, инструменты ценообразования, косвенное планирование и т.д. Абсолютно все методы государственного регулирования экономики характеризуются едиными (общими) целями и задачами. Они всегда облекаются в необходимую и соответствующую правовую, законодательную форму. К правовым средствам регулирования относят такие инструменты, как юридическое лицо, договор, имущественная ответственность и т.д.


43(2) Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями о общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи:

— стимулирование экономического роста;

— регулирование занятости;

— поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональных структурах;

— поддержка экспорта и т.д.

Важна роль ГРЭ в бывших соц. странах, при переходе от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Объекты ГРЭ — это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия соц. экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдельном будущем.

Основные объекты ГРЭ:

— экономический цикл;

— секторная, отраслевая и региональная структуры хозяйства;

— условия накопления капитала;

— занятость;

— денежное обращение;

— платежный баланс;

— цены;

— НИОКР;

— условия конкуренции;

— социальные отношения, включая отношения между работодателем и работниками по найму, а также социальное обеспечение;

— подготовка и переподготовка кадров;

— окружающая среда;

— внешнеэкономические связи.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост з/платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ — притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы сократить перепроизводство товаров и перенакопление капитала и таким образом уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Цели ГРЭ:

Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

Средства государственного регулирования экономики:

1.Административные. Не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения.

2.Экономические средства ГРЭ, подразделяют на:

1) Средства денежно-кредитной политики:

— регулирование учетной ставки;

— установление и изменение размеров минимальных резервов;

— операции государственных учреждений на рынке ЦБ, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

2) Средства бюджетной политики: это доходы и расходы центрального правительства и местных властей.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов является налоги. Изменение налоговых систем, налоговые скидки, ускоренное амортизационное списание основного капитала, льготы при реализации скрытых резервов.

Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование. От составления чрезвычайных и целевых программ осуществляется переход к государственному среднесрочному общеэкономическому программированию.

44.Макроэкономическое равновесие и причины его нарушения. Модели макроэкономического равновесия.

Макроэкономическое равновесие на практике — скорее исключение, подтверждающее правило: рыночная экономика нестабильна. Экономическое развитие стран не является равномерным — на протяжении двух веков на макроэкономическом уровне наблюдается постоянная смена состояний спадов (периоды падения объемов производства и безработицы) и подъемов (периоды успешного промышленного развития и всеобщего экономического процветания экономики). Это происходит через определенные промежутки времени с упорным постоянством. Состояния спадов и подъемов не повторяют друг друга. Они имеют своим началом разные уровни развития и характеризуются разной глубиной, продолжительностью и формами реализации.

Экономический (деловой) цикл (цикл деловой активности) — это периодические колебания уровня деловой активности, представленного реальным ВВП. Следует уточнить, что цикл — это повторяющиеся через определенные промежутки времени состояние экономики, характеризуемое одними и теми же макроэкономическими параметрами.

Определяется четыре фазы цикла: кризис, депрессия, оживление и подъем.

Кризис. Рынок, впитывающий беспрепятственно все производимые товары, в какое-то время оказывается переполненным, но товары продолжают поступать. Спрос же начинает постепенно уменьшаться, но отстает от предложения и, наконец, почти прекращается. А множество предприятий продолжают работать в полную силу инерции и выбрасывают на рынок все новые и новые партии товаров. Стремительно падают цены. Начинаются ликвидации и крахи, причем, прежде всего, гибнут финансовые и кредитные учреждения, банки. В условиях нехватки ликвидности для расплаты по долгам банки повышают ссудный процент, кредит становится недоступным основной массе предпринимателей. Начинают разоряться уже крупные предприятия, останавливаются фабрики и заводы.

Депрессия. Объемы производства продолжают снижаться, безработица увеличивается. Инвестиционные процессы практически затухают, хотя процентные ставки низки, поскольку в условиях пессимистических ожиданий инвесторы не имеют стимулов осуществлять капиталовложения даже при низких значениях ставки процента.

Оживление. Постепенно объемы производства начинают увеличиваться, безработица сокращается, оживляются инвестиционные процессы, начинается циклическое повышение цен и ставки процентов.

Подъем. Экономическая система приближается к своему потенциальному уровню. Высокими темпами растут объемы промышленного производства и ВВП, практически исчезает безработица, производственные мощности работают с высокой загрузкой, продолжается рост цен и процентных ставок. Растут курсы ценных бумаг и высока активность игроков на финансовых рынках. Инвестиции растут. Подъем завершается «бумом», когда рынок оказывается переполненным, и с неизбежностью скатывается в новый кризис.

Следует отметить и позитивное влияние кризисов. Это форма реакции экономики на отклонения, способ уравновесить структуру и темпы роста экономики в целом и ее отдельных частей. Сохраняя уровень развития производительных сил, технологий и организации производства, кризисы нормализуют экономические параметры, балансируют структуру хозяйства и дают возможность в процессе дальнейшего развития превзойти уровень, достигнутый на протяжении предыдущего цикла.

Типы экономических циклов многообразны — от нескольких лет до десятилетий.

Типы циклов. Экономическая наука на основе анализа хозяйственной практики за всю историю ее развития выделяет различные типы экономических циклов. Назовем некоторые из них:

• Отраслевые циклы – продолжительностью от недели (СМИ), до года (сельское хозяйство, туризм) и даже нескольких лет (образование, здравоохранение, судостроение). Причина отраслевых циклов – специфика создания продукта в различных отраслях экономики.

• Малые циклы продолжительностью 24 года, выделенные английским экономистом Дж . Китчиным. Причина – неравномерное воспроизводство оборотного капитала.

• Большие циклы продолжительностью 813 лет, описанные К.Марксом. Причина возникновения больших циклов – неравномерность воспроизводства основного капитала.

• Строительные циклы продолжительностью 1625 лет, выделенные С.Кузнецом. Возникновение этих циклов связано с неравномерностью спроса в жилищном строительстве, обусловленной сменой поколений.

• Длинноволновые циклы Н.Д. Кондратьева – продолжительностью 4560 лет. Причиной волнообразного движения экономики являются радикальные изменения в технологической базе общественного производства, его структурная перестройка.

Экономические циклы можно также классифицировать и в соответствии с их продолжительностью.

Следует выделить краткосрочные (24 года), среднесрочные (1012лет) и долгосрочные циклы (5060 лет). Циклы действуют одновременно, накладываясь один на другой. При этом в рамках краткосрочных циклов равновесие достигается в сфере обращения, на потребительских рынках. В рамках среднесрочных циклов осуществляется структурная перестройка производства и потребления на основе широкого обновления производственной базы, технических нововведений. Долгосрочные циклы связаны с изменением технического характера производительных сил, их новым распределением, с преобразованием социальных систем – собственности и хозяйственного механизма.

Курсы Форекс — это хорошая перспектива для тебя подготовиться к удачной работе на международном валютном рынке Forex!

В экономической науке выделяют следующие виды кризисов:

Циклический кризис перепроизводства охватывает все сферы и отрасли экономики: вытесняет морально устаревшее оборудование, снижает издержки производства, обновляет структуру производства и приводит к созданию нового равновесия при более эффективном производстве. Циклические кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса.

Промежуточный кризис отличается от циклического тем, что не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время течение фазы подъема или оживления. Промежуточный кризис является временной реакцией на возникающие диспропорции в экономике. Он менее глубок, продолжителен по сравнению с циклическим кризисом и носит локальный характер. В результате этого кризиса противоречия несколько смягчаются, и циклический кризис оказывается менее разрушительным.

п»ї

Частичный кризис отличается от промежуточного кризиса тем, что охватывает только одну сферу экономики. Может произойти как на фазе подъема, так и на фазе оживления и депрессии.

Отраслевой кризис затрагивает какую-либо отрасль национальной экономики. Спровоцировать отраслевой кризис могут самые разнообразные причины, в частности: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство, рост цен на сырье, приток рабочих эмигрантов, дешевый импорт и др.

Структурный кризис порождается глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства. Он носит длительный характер. Охватывает несколько циклов. Предполагает преобразование структуры производства на новой технологической основе.

>Прямое и косвенное экономическое регулирование

Прямое экономическое регулирование

Любое государство осуществляет регулирование экономики – различается лишь степень и методы вмешательства. Методы делятся на:

  • прямые (жесткие, дирижистские),
  • косвенные.

Определение 1

Сущность прямого регулирования заключается в воздействии на происходящие в экономике процессы непосредственно, путем использования административных рычагов, в частности, установления запретов и ограничений, бюджетного инвестирования.

Основу прямого регулирования составляет сила государственной власти, санкции за неподчинение, а не мотивация и стимулирование.

Методы прямого воздействия заставляют хозяйствующих субъектов ориентироваться на государственные указания, а не на самостоятельный выбор. Наиболее ярко прямые методы воздействия проявляются в административно-командной экономике, когда государство четко определяет планы для каждого региона, отрасли, предприятия. Но и в рыночной экономике прямые методы находят применение. Так, государство может устанавливать:

  • квоты,
  • дотации,
  • субсидии,
  • субвенции,
  • штрафы.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Помио того государство может:

  • лицензировать определенные виды деятельности,
  • осуществлять поддержку конкретных предприятий, целевое финансирование,
  • формировать государственные заказы на продукцию или услуги.

К мерам прямого регулирования относится и контроль над монополиями (антимонопольная, антитрастовая политика).

Замечание 1

Прямые методы позволяют государству быстро получить результат. Основным недостатком прямых методов является то, что они могут нарушать рыночное равновесие, складывающееся между взаимосвязанными субъектами рынка.

Прямое вмешательство оказывает влияние не только непосредственно на предприятия, на которые оно нацелено, но и на его контрагентов, сотрудников и т.д. Оценить такое вторичное воздействие до введения мер достаточно сложно, и его негативный эффект может быть более значителен, чем положительный результат самого регулирования.

Косвенное экономическое регулирование

Определение 2

Косвенное регулирование отличается тем, что государство не вмешивается напрямую в принятие решения хозяйствующим субъектом, а лишь создает предпосылки для принятия им желаемого (соответствующего направлениям экономической политики) решения.

Достоинством косвенного регулирования является более мягкое воздействие, позволяющее не нарушать баланса рыночных отношений. Недостаток косвенного регулирования – значительный временной лаг (время, проходящее от принятия мер до возникновения желаемого эффекта).

Целями косвенного регулирования может быть перераспределение доходов, стимулирование инвестиционной активности, стимулирование экспорта, влияние на уровень цен.

Замечание 2

Важным отличием косвенного воздействия является тот факт, что оно не является столь «адресным», как прямое.

К методам косвенного регулирования относится применение таких инструментов денежно-кредитной политики, как осуществляемое Центральным банком манипулирование ключевой ставкой, нормативами резервов, а также эмиссия и погашение государственных ценных бумаг. Косвенное регулирование может проявляться и через инструменты фискальной политики, в частности, в виде систем налогообложения и налоговых льгот.

Было бы некорректно утверждать, что косвенные методы лучше прямых (или наоборот) – в разных ситуациях для достижения разных целей государство должно применять как одни, так и другие инструменты. Следует отметить, что для повышения эффективности косвенных методов требуется прозрачность экономической системы, доступность информации о принимаемых решениях для экономических субъектов.

Методы государственного регулирования экономики

Вмешательство властных структур в рыночные механизмы осуществляется через использование определенного набора методов государственного регулирования экономики.

методами государственного регулирования экономики следует понимать способы влияния государства на субъектов рыночной экономики с целью обеспечения благоприятных условий их эффективного функционирования в соответствии с принятой экономической политики государства.

8 всего арсенала методов основное внимание уделяют классификации последних по формам воздействия на субъектов рынка (прямые, опосредованные) и способом реализации (правовые, административные, экономические). В совокупности способов государственного регулирования возможно сочетание различных методов, способных оказать то или иное влияние на национальную экономику. При этом доминирование административных методов может свидетельствовать как о характере самой системы (иеринкова экономика), так и о характеристиках системы уже в рамках рыночной экономики (трансформационные преобразования в условиях переходной экономики, формирования рыночных институтов, создания многоукладной экономики и тому подобное).

Методы прямого регулирования используют с целью непосредственного вмешательства государства в экономические процессы и экономическую деятельность субъектов. Такое воздействие предусматривает осуществление мероприятий с применением инструментов административного регулирования и использования бюджета в части государственных ассигнований. К ним, в частности, относятся: определение стратегических целей развития экономики; государственное целевое финансирование; предоставление целевых дотаций; установление и ограничение цен; установление квот на производство, ввоз и вывоз продукции; лицензирование деятельности и операций по экспорту и импорту; проведение государственной экспертизы и установления государственных стандартов; установление нормативных требований к качеству и сертификации технологий и продукции и т. др. Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула и базируются на силе государственной власти.

Методы косвенного регулирования используют с целью формирования благоприятной экономической среды, которая заставляет субъектов рыночной экономики действовать в нужном для государства направлении. Косвенное регулирование — это воздействие государства на экономические интересы инструментами финансово-бюджетной, денежно-кредитной, ценовой, инвестиционной и другой политики. Среди основных средств можно выделить: установление системы налогов, уровней налогообложения, льгот в налогообложении, дифференцирование налогов; предоставление льгот в кредитовании; манипулирование учетной ставкой, ставкой рефинансирования; регулирование валютного курса национальной денежной единицы; таможенное регулирование экспорта и импорта, установление валютных курсов и условий обмена валют и тому подобное.

Правовые методы используют с целью создания правового поля функционирования субъектов рынка через принятие законодательных и нормативных актов, предусматривая механизмы их реализации и контроля за выполнением. Итак, правовое регулирование — это деятельность государства по установлению обязательных норм (правил) поведения субъектов рынка. В Украине правовое регулирование осуществляется с помощью системы следующих законодательно-нормативных актов: Конституция Украины; законы Украины; указы и распоряжения Президента Украины; постановления и другие нормативные акты Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины (программы, концепции, прогнозы); нормативные акты центральных органов исполнительной власти (приказы, распоряжения, инструкции, методические рекомендации); нормативные акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

В рыночной экономике законы выполняют функцию долгосрочного правового регулирования, другие правовые акты имеют краткосрочный характер и принимаются с целью урегулирования тех экономических процессов, которые не отражены в законодательных актах.

Административные методы основываются на силе государственной власти и подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения. В странах с развитой рыночной экономикой сфера использования административных методов ограничивается главным образом охраной окружающей среды (экологические нормы, лимиты, штрафы, санкции), поддержанием минимальных параметров уровня жизни населения (минимальная зарплата, прожиточный минимум, социальные нормативы, социальные стандарты), ликвидацией негативных последствий рыночной конкуренции (монополизма — путем установления квот на производство, ограничение цен, рентабельности, стандартизации) и борьбой с теневым бизнесом.

В свою очередь, в странах с развивающейся экономикой, административные методы достаточно распространены и имеют целью, кроме указанного, удовлетворить потребности потребителей и защитить их права (государственные заказы, стандарты, сертификация, социально-экономические нормы и нормативы, лицензирование деятельности); защитить национальные интересы во внешнеэкономической деятельности (квоты на ввоз, лимиты, таможенные ограничения, государственная экспертиза, регистрация); обеспечить реализацию целевых комплексных программ. Применение административных методов целесообразно лишь тогда, когда рыночные механизмы и экономические средства государственного регулирования являются недостаточными или действуют слишком медленно. В странах с развитыми рыночными механизмами использования административных методов ограничено и играет второстепенную роль.

Административные методы реализуются системой инструментов административного регулирования и предусматривают такие механизмы, как квотирование, лимитирование, лицензирование, нормирование, стандартизацию, государственные заказы и тому подобное.

Квотирование — установление государством для субъектов рынка доли в производстве, потреблении, экспорте или импорте товаров и услуг. Предусматривает создание конкурентной среды, защиты внутреннего рынка, стабилизацию цен и тому подобное. Лицензирование ~ предоставление специальных разрешений на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Направлено на защиту экономических интересов страны, интересов потребителей товаров и услуг, обеспечение безопасности. Система санкций и штрафов — это мероприятия государства, направленные против нарушения (или несоблюдения) субъектами условий или правил деятельности. Как экономические санкции, могут использоваться уплата неустойки, штрафы, пеня или изъятия в пользу государства выручки от незаконной деятельности. Стандартизация — это установление единых норм по типам, маркам, параметрам, размерам, методам контроля, организацией содержания работ, а также за величинами измерения, правилами маркировки и хранения продукции. Соблюдение стандартов обязательно для всех субъектов экономической деятельности. Государственные заказы являются средством удовлетворения государственных потребностей в товарах и услугах, инструментом как административного, так и экономического регулирования. Административный характер государственные заказы имеют в отношении предприятий, находящихся в государственной собственности, а также предприятий-монополистов.

Отправную роль в реализации основных функций и задач правительства, а также обеспечении макроэкономической стабилизации и корректировке рыночных механизмов играют экономические методы государственного регулирования экономики.

Экономические методы используют с целью создания экономической среды, которое побуждает субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении и решать задачи социально-экономического развития страны.

Система экономических методов включает методы финансово-бюджетного, денежно-кредитного, ценового и валютного регулирования.

Финансово-бюджетное регулирование (ФБР) предполагает использование системы налогообложения и управления расходами с целью установления равновесия на рынке. Так, если необходимо активизировать деловую активность и стимулировать спрос, ставки налогообложения снижают, увеличивают расходы из бюджета, что обусловливает рост доходов и оживляет предпринимательскую деятельность, и наоборот. ФБР реализуется такой системой инструментов: государственный бюджет и бюджеты всех уровней; система налогов, ставки налогообложения, регрессивные и прогрессивные ставки налогообложения, налоговые преференции; государственные расходы, дотации, субсидии, субвенции, пособия; государственные кредиты и государственные инвестиции; государственные закупки.

Денежно-кредитное регулирование (ГКМ) является основным методом воздействия государства на механизмы рыночной экономики в зарубежных странах и лежит в основе монетарной политики. Сущность ГКР заключается в осуществлении совокупности мер, направленных на изменение объемов денежной массы в обращении, кредитных ресурсов и эмиссии (то есть воздействия на денежное предложение). ГКР реализуется такой системой основных инструментов, как учетная ставка, нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке ценных бумаг, денежная и кредитная эмиссия, валютный курс.

Ценовое регулирование (государственное регулирование цен) — является системой мер воздействия государства на цены и ценообразование с целью содействия стабильному развитию национальной экономики, а также предупреждения развертывания инфляционных процессов. Предусматривает использование системы цен и тарифов, формирование правил и условий ценообразования.

Валютное регулирование экономики является системой мероприятий, направленных на регламентацию валютных операций, международных расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями. С помощью валютных методов государство стремится: поставить под контроль валютные операции, предоставление иностранным лицам кредитов и займов, ввоз и вывоз валюты за границу; поддерживать равновесие платежного баланса и устойчивость собственной валюты. Основными инструментами валютного регулирования являются: учетные ставки центрального банка (дисконтная политика); валютная интервенция, валютные ограничения; валютный курс денежной единицы (девальвация или ревальвация); валютные резервы; платежный баланс; межгосударственные соглашения о структурные изменения в валютной системе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *