Закон 151 ФЗ

Содержание

Федеральный закон от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях

Принят Государственной Думой 18 июня 2010 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2010 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок государственного регулирования деятельности микрофинансовых организаций, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности уполномоченного органа в сфере микрофинансовой деятельности.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) микрофинансовая деятельность — деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование);

2) микрофинансовая организация — юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

3) микрозаем — заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей;

4) договор микрозайма — договор займа, сумма которого не превышает сумму, установленную пунктом 3 настоящей части;

5) уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности, контролю и надзору в сфере кредитной кооперации, выработке государственной политики, контролю и надзору в сфере микрофинансовой деятельности, определяемый Правительством Российской Федерации.

2. Используемые в настоящем Федеральном законе понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации.

Статья 3. Правовые основы микрофинансовой деятельности

1. Правовые основы микрофинансовой деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

2. Микрофинансовые организации осуществляют микрофинансовую деятельность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

3. Кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность таких юридических лиц.

Глава 2. Условия осуществления деятельности микрофинансовыми организациями

Статья 4. Ведение государственного реестра микрофинансовых организаций

1. Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, отказ во внесении сведений о юридическом лице в указанный реестр и исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляются уполномоченным органом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Уполномоченный орган устанавливает порядок ведения государственного реестра микрофинансовых организаций.

3. Государственный реестр микрофинансовых организаций ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.

4. Ведение государственного реестра микрофинансовых организаций на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этого реестра с иными федеральными информационными системами и сетями.

5. Сведения, содержащиеся в государственном реестре микрофинансовых организаций, являются открытыми и общедоступными.

6. За внесение сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 5. Приобретение статуса микрофинансовой организации

1. Юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

2. Юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для микрофинансовых организаций, со дня приобретения им статуса микрофинансовой организации.

3. Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций осуществляется после его государственной регистрации в качестве юридического лица.

4. Сведения о юридическом лице, соответствующем требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, вносятся в государственный реестр микрофинансовых организаций в течение четырнадцати рабочих дней со дня представления юридическим лицом в уполномоченный орган следующих документов и сведений:

1) заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, подписанного руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом (далее — заявитель), с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов заявителя;

2) копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

3) копии учредительных документов юридического лица;

4) копии решения о создании юридического лица и об утверждении его учредительных документов;

5) копии решения об избрании (о назначении) органов управления юридического лица с указанием их состава на день представления документов в уполномоченный орган;

6) сведений об учредителях юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным органом;

7) сведений об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

8) выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающих правовой статус учредителя — иностранного юридического лица (для юридических лиц с иностранными учредителями).

5. Учредительные документы некоммерческих организаций, представляемые в уполномоченный орган в соответствии с настоящей статьей, должны содержать положение о том, что микрофинансовая деятельность является одним из видов деятельности, осуществляемым некоммерческой организацией, а также сведения о том, что доходы, полученные от микрофинансовой деятельности, должны направляться некоммерческой организацией на осуществление микрофинансовой деятельности и ее обеспечение, в том числе на погашение полученных микрофинансовой организацией кредитов и (или) займов и процентов по ним, на иные социальные цели либо благотворительные, культурные, образовательные или научные цели.

6. Представляемые в соответствии с настоящей статьей документы иностранных юридических лиц должны быть представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и удостоверены в установленном порядке.

7. Уполномоченный орган при отсутствии установленных настоящим Федеральным законом оснований для отказа во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения документов, указанных в части 4 настоящей статьи, вносит сведения о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций и выдает заявителю свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.

8. Форма свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций устанавливается уполномоченным органом.

9. Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридических лиц, включенных в государственный реестр микрофинансовых организаций, не может использовать в своем наименовании словосочетание «микрофинансовая организация».

10. Юридическое лицо, включенное в государственный реестр микрофинансовых организаций, обязано информировать уполномоченный орган об изменениях, внесенных в его учредительные документы, в течение тридцати дней со дня государственной регистрации этих изменений в установленном порядке.

Статья 6. Отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций

1. Во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций может быть отказано по следующим основаниям:

1) несоответствие документов, представленных в уполномоченный орган для внесения в государственный реестр микрофинансовых организаций, требованиям настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

2) представление неполного комплекта предусмотренных настоящим Федеральным законом документов, необходимых для внесения в государственный реестр микрофинансовых организаций, либо документов, содержащих недостоверную информацию;

3) исключение сведений о данном юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в течение года, предшествующего дате подачи заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.

2. Решение об отказе во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций должно содержать мотивированное обоснование этого отказа с указанием всех причин, послуживших основанием для данного отказа. Решение об отказе во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций сообщается заявителю в письменной форме не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения уполномоченным органом документов, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.

3. Отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, а также непринятие уполномоченным органом в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

4. Отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций не является препятствием для повторной подачи заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций. Повторная подача такого заявления и принятие по нему решения осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций

1. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляется уполномоченным органом по следующим основаниям:

1) подача соответствующего заявления микрофинансовой организации с приложением свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций;

2) вынесение решения уполномоченного органа в случае неоднократного в течение календарного года нарушения микрофинансовой организацией настоящего Федерального закона и (или) утвержденных микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов;

3) ликвидация микрофинансовой организации как юридического лица.

2. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций по иным основаниям, за исключением оснований, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускается.

3. Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций может быть обжаловано в судебном порядке.

4. Юридическое лицо считается исключенным из государственного реестра микрофинансовых организаций со дня представления в уполномоченный орган заявления об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций, либо со дня принятия уполномоченным органом решения об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций, либо со дня ликвидации микрофинансовой организации как юридического лица.

5. В случае исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, все ранее заключенные таким юридическим лицом договоры микрозайма сохраняют силу.

Глава 3. Порядок осуществления деятельности микрофинансовых организаций

Статья 8. Основные условия предоставления микрозаймов микрофинансовыми организациями

1. Микрозаймы предоставляются микрофинансовыми организациями в валюте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договора микрозайма.

2. Порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются микрофинансовой организацией в правилах предоставления микрозаймов, утверждаемых органом управления микрофинансовой организации.

3. Правила предоставления микрозаймов должны быть доступны всем лицам для ознакомления и содержать основные условия предоставления микрозаймов, в том числе в обязательном порядке должны содержать следующие сведения:

1) порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и порядок ее рассмотрения;

2) порядок заключения договора микрозайма и порядок предоставления заемщику графика платежей;

3) иные условия, установленные внутренними документами микрофинансовой организации и не являющиеся условиями договора микрозайма.

4. Договором микрозайма может быть предусмотрена возможность предоставления микрофинансовой организацией целевого микрозайма с одновременным предоставлением микрофинансовой организации права осуществления контроля за целевым использованием микрозайма и возложением на заемщика обязанности обеспечить возможность осуществления такого контроля.

5. Правилами предоставления микрозаймов не могут устанавливаться условия, определяющие права и обязанности сторон по договору микрозайма. В случае установления в правилах предоставления микрозаймов условий, противоречащих условиям договора микрозайма, заключенного с заемщиком, применяются положения договора микрозайма.

Статья 9. Права и обязанности микрофинансовой организации

1. Микрофинансовая организация вправе:

1) запрашивать у лица, подавшего заявку на предоставление микрозайма, документы и сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении микрозайма и исполнения обязательств по договору микрозайма, в порядке и на условиях, которые установлены правилами предоставления микрозаймов;

2) мотивированно отказаться от заключения договора микрозайма;

3) осуществлять наряду с микрофинансовой деятельностью иную деятельность с учетом ограничений, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и учредительными документами, в том числе выдавать иные займы и оказывать иные услуги в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами;

4) привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах с учетом ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 настоящего Федерального закона;

5) иметь иные права в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами и условиями заключенных договоров микрозаймов.

2. Микрофинансовая организация обязана:

1) предоставить лицу, подавшему заявку на предоставление микрозайма, полную и достоверную информацию о порядке и об условиях предоставления микрозайма, о его правах и обязанностях, связанных с получением микрозайма;

2) разместить копию правил предоставления микрозаймов в месте, доступном для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица, и в сети Интернет;

3) проинформировать лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма, до получения им микрозайма об условиях договора микрозайма, о возможности и порядке изменения его условий по инициативе микрофинансовой организации и заемщика, о перечне и размере всех платежей, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма, а также с нарушением условий договора микрозайма;

4) гарантировать соблюдение тайны об операциях своих заемщиков. Все работники микрофинансовой организации обязаны соблюдать тайну об операциях заемщиков микрофинансовой организации, а также об иных сведениях, устанавливаемых микрофинансовой организацией, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

5) раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления микрофинансовой организации, в порядке, установленном учредительными документами;

6) нести иные обязанности в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами и условиями заключенных договоров микрозайма.

Статья 10. Права и обязанности лица, подавшего заявку на предоставление микрозайма в микрофинансовую организацию

1. Лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма в микрофинансовую организацию, вправе:

1) знакомиться с правилами предоставления микрозаймов, утвержденными микрофинансовой организацией;

2) получать полную и достоверную информацию о порядке и об условиях предоставления микрозайма, включая информацию о всех платежах, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма.

2. Лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма в микрофинансовую организацию, обязано представлять документы и сведения, запрашиваемые микрофинансовой организацией в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иными федеральными законами и правилами предоставления микрозаймов, в том числе необходимые для исполнения микрофинансовой организацией требований, установленных федеральными законами.

3. Лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма в микрофинансовую организацию, имеет иные права и может нести иные обязанности в соответствии с федеральными законами.

Статья 11. Права и обязанности заемщика

1. Заемщик вправе распоряжаться денежными средствами, полученными по договору микрозайма, в порядке и на условиях, которые установлены договором микрозайма.

2. Заемщик обязан представлять документы и сведения, запрашиваемые микрофинансовой организацией в соответствии с частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

3. Заемщик имеет иные права и может нести иные обязанности в соответствии с федеральными законами и условиями заключенного договора микрозайма.

Статья 12. Ограничения деятельности микрофинансовой организации

Микрофинансовая организация не вправе:

1) привлекать денежные средства физических лиц. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц:

а) являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации;

б) предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме одного миллиона пятисот тысяч рублей или более по одному договору займа с одним займодавцем;

2) выступать поручителем по обязательствам своих учредителей (членов, участников, акционеров), а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами;

3) без предварительного решения высшего органа управления микрофинансовой организации об одобрении соответствующих сделок совершать сделки, связанные с отчуждением или возможностью отчуждения находящегося в собственности микрофинансовой организации имущества либо иным образом влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества микрофинансовой организации на десять и более процентов балансовой стоимости активов микрофинансовой организации, определенной по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности микрофинансовой организации за последний отчетный период. Сделка микрофинансовой организации, совершенная с нарушением данного требования, может быть признана недействительной по иску микрофинансовой организации или по иску не менее трети состава ее учредителей (членов, участников, акционеров);

4) выдавать займы в иностранной валюте;

5) в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров;

6) применять к заемщику, являющемуся физическим лицом, в том числе к индивидуальному предпринимателю, досрочно полностью или частично возвратившему микрофинансовой организации сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком намерении микрофинансовую организацию не менее чем за десять календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма;

7) осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

8) выдавать заемщику микрозаем (микрозаймы), если сумма обязательств заемщика перед микрофинансовой организацией по договорам микрозаймов в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит один миллион рублей.

Статья 13. Страхование рисков микрофинансовой организации и формирование целевых фондов

1. Микрофинансовая организация вправе страховать возникающие в ее деятельности риски, в том числе риск ответственности за нарушение договора, в обществах взаимного страхования и страховых организациях, за исключением страховых организаций, в которых микрофинансовая организация является учредителем (участником, акционером). Выбор общества взаимного страхования и (или) страховой организации осуществляется решением органа управления микрофинансовой организации.

2. Микрофинансовая организация может формировать целевые фонды, порядок формирования и использования которых определяется внутренними нормативными документами микрофинансовой организации.

Глава 4. Регулирование и контроль деятельности микрофинансовых организаций

Статья 14. Регулирование и контроль деятельности микрофинансовых организаций

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность микрофинансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

2. Государственное регулирование деятельности микрофинансовых организаций осуществляется уполномоченным органом.

3. Уполномоченный орган осуществляет следующие функции:

1) ведет государственный реестр микрофинансовых организаций и саморегулируемых организаций микрофинансовых организаций в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

2) получает от микрофинансовых организаций необходимую информацию об их деятельности, а также финансовую отчетность в порядке и с периодичностью, которые установлены федеральными законами, осуществляет контроль выполнения микрофинансовыми организациями требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) взаимодействует с саморегулируемыми организациями микрофинансовых организаций.

4. В отношении микрофинансовой организации уполномоченный орган:

1) запрашивает и получает информацию о финансово-хозяйственной деятельности микрофинансовых организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, у иных органов государственного контроля и надзора;

2) запрашивает и получает информацию о микрофинансовой организации из единого государственного реестра юридических лиц;

3) обеспечивает соответствие сведений о микрофинансовой организации в государственном реестре микрофинансовых организаций сведениям об указанной организации в едином государственном реестре юридических лиц, в том числе сведениям о ликвидации организации;

4) проводит в установленном законодательством Российской Федерации порядке проверку соответствия деятельности микрофинансовых организаций требованиям настоящего Федерального закона и иных федеральных законов;

5) устанавливает и контролирует соблюдение микрофинансовыми организациями, привлекающими денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов, экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности;

6) требует от органов управления микрофинансовой организации устранения выявленных нарушений;

7) дает микрофинансовой организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

8) исключает сведения о микрофинансовой организации из государственного реестра микрофинансовых организаций в случае неоднократного в течение календарного года нарушения микрофинансовой организацией требований настоящего Федерального закона и (или) утвержденных микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов;

9) осуществляет иные права в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Микрофинансовая организация вправе обжаловать действия (бездействие) уполномоченного органа в арбитражный суд по месту нахождения микрофинансовой организации.

Статья 15. Отчетность микрофинансовых организаций

Микрофинансовые организации обязаны ежеквартально представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным органом.

Статья 16. Отношения между микрофинансовыми организациями и бюро кредитных историй

Микрофинансовые организации вправе в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ «О кредитных историях», предоставлять имеющуюся у них информацию, необходимую для формирования кредитных историй, в отношении своих заемщиков в бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации Д. Медведев

Новый закон о займах, принятый в 2018 и вступающий в силу в 2019 году – ряд жестких ограничений

Декабрь 2018 года можно считать роковым для отечественного микрофинансового рынка. В последние рабочие дни был принят новый закон (№ 554-ФЗ), значительно ограничивающий сферу бизнеса – микрозаймы до зарплаты. Он предусматривает трехэтапное изменение правил финансирования граждан. Первые нововведения вступают в силу с 28 января 2019 года. Их можно считать относительно лояльными. Следующие более жесткие ограничения начнут действовать с 1 июля 2019 года. Завершительный этап выпадет на 1 января 2020 года. Мы решили более детально рассмотреть новый закон о микрозаймах, внедряемый в 2019 году, а также узнать мнение о нем от самих представителей российского микрофинансового рынка.

Новый закон о займах 2019 года – нововведения

На текущий момент микрозаймы располагают ограничениями. Не только по максимальному уровню полной стоимости (ПСЗ), но и итоговой переплате. Второй параметр определен Федеральным законом № 151-ФЗ от 02.07.2010 года. После вступления в силу поправок, он удаляется оттуда и переносится в Федеральный закон № 353-ФЗ от 21.12.2013 года, который является профильным для потребительских кредитов и займов.

Параллельно с изменением местонахождения ограничений, они становятся более жесткими. Причем будут касаться не только итоговой переплаты в денежном эквиваленте, но и других нюансов. В частности, речь идет о максимальном проценте за пользование заемными средствами и уступке права требования. Все изменения внедряются в три этапа. Поэтому их стоит рассматривать отдельно по датам вступления в силу.

Изменения в законе о микрозаймах, вступающие в силу с 28 января 2019 года

Все новшества будут устанавливаться в этот день. Далее производится только ужесточение некоторых из них. Внедряется пять нововведений:

  1. Выделяется отдельный тип микрозайма – сроком до 15 суток, суммой до 10 000 рублей и невозможностью пролонгации.
  2. Он обладает собственными ограничениями по переплате. То есть все указанные далее, касающиеся процентов, на него не распространяются. Фактически здесь используется единственное предельное значение – 30%. Оно распространяется на общую переплату по всем комиссиям, начисляемым кредитором. Соответственно, учитывая параметры долгового обязательства, суточная ставка в денежном эквиваленте в виде процентов за пользование не сможет превысить 200 рублей, а итоговый объем задолженности – 3000 рублей.

    В то же время у компании остается право начислять неустойку за несвоевременный возврат долга. Размер пени и штрафа составляет 0,1% в день от непогашенной задолженности. Таким образом данные займы не имеют своего четкого ограничения по общей итоговой сумме требования. Естественно, если их выплата производится несвоевременно. Важно, что изначально по этим договорам невозможно применять пролонгацию и увеличение суммы займа.

  3. Максимальная ежедневная ставка по микрозайму.
  4. Он не может превышать 1,5% в сутки. Причем параллельно остается действующей норма статьи 6 Федерального закона № 353-ФЗ. То есть ограничение данной процентной ставки должно вписываться в предельные параметры ПСЗ для соответствующего квартала, в котором заключатся соглашение.

  5. Для долговых обязательств сроком до года устанавливается максимальная переплата.
  6. Она составляет не более 2,5 объемов изначально взятой в долг суммы. Причем в это ограничение входят не только комиссии за пользование заемными средствами, с применением вышеуказанного предельного параметра, и т.п., но и штрафы за несвоевременный возврат микрозайма. Например, независимо от срока действия договора, процентной ставки и т.д., выдав в долг 8000 рублей с возможностью пролонгации, компания даже спустя два года просрочки не сможет требовать более 28 000 рублей с клиента.

  7. Ограничен круг лиц, имеющих право вести микрофинансовую деятельность.
  8. Для заключения договора микрозайма теперь необходимо официально выделять свою профессиональную деятельность – предоставление потребительских займов. Проще говоря, в зависимости от статуса, потребуется получить лицензию ЦБ РФ или быть включенным в профильный государственный реестр. Отсутствие данного факта на момент заключения договора лишает кредитора права требования. Даже через суд. То есть принудительно вернуть деньги смогут только легальные компании по выдаче займов.

  9. Уступка права требования возможна только легальным кредиторам или взыскателям.
  10. Покупатель займа, на момент проведения данной сделки, должен быть включен в реестр кредиторов или располагать соответствующей лицензией ЦБ РФ, либо находится в реестре коллекторских агентств. Исключение – возможна покупка долга физическим лицом. Правда, право на это должно быть предоставлено самим заемщиком в письменном виде и с обязательным указанием самого покупателя. То есть так называемые «черные коллекторы» теперь не смогут массово скупать долги граждан.

Изменения в законе о микрозаймах, вступающие в силу с 1 июля 2019 года

Как таковые, новшества отсутствуют. Применяется ужесточение внедренных в январе ограничений. В частности, это касается двух пунктов:

  1. Максимальной ставки по микрозайму, которая с 1,5% в день уменьшается до 1% в сутки.
  2. Общей наибольшей суммы требований, сокращающейся с 2,5-кратного объема изначально взятой в долг суммы до 2-кратного.

Таким образом, например, если у клиента возникнет просрочка по займу в 13 000 рублей, независимо от ее продолжительности и процентов, требовать более 39 000 рублей с заемщика не смогут.

Изменения в законе о микрозаймах, вступающие в силу с 1 января 2020 года

В этот день произойдет уже только одно ужесточение – уменьшение общей итоговой суммы переплаты по займам. Объем истребуемых средств в виде комиссий, процентов, пеней и штрафов не сможет превышать 1,5-кратную сумму изначально взятых в долг денег. Например, оформив микрозайм на 20 000 рублей, независимо от наличия и продолжительности просрочки, взыскать более 50 000 рублей компания не сможет.

Нюанс

Все вышеуказанные изменения в Федеральном законе № 353-ФЗ, как и новшества, внедряемые ранее в Федеральный закон № 151-ФЗ, не имеют обратной силы. Соответственно, стоит выделить два важных момента. Во-первых, договора, заключенные с микрофинансовыми организациями в предыдущие сроки не подчиняются вышеуказанным правилам. Они регламентируются теми нормами, которые действовали в момент их подписания.

Во-вторых, соглашения должны соответствовать ограничениям, действующим в момент их заключения. То есть, например, по микрозайму, полученному 10 сентября 2019 года, максимальная переплата будет составлять 2 объема от взятой в долг суммы. Даже если взыскание будет производиться после ужесточения ограничения от 1 января 2020 года. 1,5-кратный предел переплаты применяется только для вновь заключенных договоров (после 01.01.2020 года).

Комментарии участников микрофинансового рынка

Естественно, отечественный рынок претерпит значительные изменения в своей структуре в связи с новшествами 2019 года в правилах выдачи займов. Так, Роман Макаров, генеральный директор сервиса онлайн-кредитования «Робот Займер» отметил: «У нас нет сомнений, что на рынке останутся лишь наиболее крупные и опытные игроки, ориентированные на онлайн-сегмент (стабильно увеличивающий значимость на фоне выдач всех микрозаймов в стране). В перспективе двух-трех лет, усредненно, речь стоит вести не более чем о паре десятков крупных компаний, которые поделят между собой практически весь PDL-рынок».

«Законодательные нововведения безусловно окажут большое влияние на микрофинансовый рынок, однако в большей степени это коснется компаний, работающих в сегменте PDL, — отметил Вениамин Липский, финансовый директор Kviku (МФК «ЭйрЛоанс»), — Но в течение 2018 года большинство МФО, в связи с ужесточением регулятора, внесли коррективы в свои продуктовые линейки, сделав акцент в сторону продуктов, которые по своей сути уже близки к банковским. Речь идет о так называемом instalment, или «длинных» займах. Это займы на большие сроки и суммы».

Можно отметить, что даже такие крупные игроки микрофинансового рынка, как «Робот Займер», принимая во внимание значимые изменения, трансформируют свою бизнес модель. В частности, Роман Макаров сообщил: «Ожидая в 2018 году скорых законодательных ограничений, «Займер» (входящий, в свою очередь, в состав международной финансовой группы Robocash Group), запустил инстоллмент-проект «РобоКредит». Традиционные преимущества нашего PDL-сервиса — быстроту работы, автоматизацию, удобство для клиента — мы масштабировали на выдачу более крупных (до 100 тыс. рублей) и «длинных» (до года) займов».

«Но при этом с PDL-рынка мы уходить тоже не собираемся. Будем продолжать проводить политику стратегических взаимовыгодных отношений с нашими клиентами. Около 80% их числа — постоянный, проверенный, платежеспособный контингент. И этот уровень продолжает расти, — добавил Роман Марков, — Скорее всего, игроков рынка ждет освоение смежных областей и дополнительных услуг, которые позволят компенсировать выпадающие доходы, чтобы продолжить работу с различными категориями граждан. Большинство микрофинансовых организаций ждет серьезная трансформация или уход с рынка».

Вениамин Липский сообщил о будущих трансформациях в продуктовой линейке и своей компании. Правда, они не связаны с новшествами, а больше относятся к плановому развитию бизнеса: «Что касается Kviku, то мы изначально выбрали менее рискованную нишу – pos-кредитование и installment, поэтому существенных изменений в нашей продуктовой линейке ждать не стоит. Однако, мы планируем расширение продуктов, которые можно отнести скорее к дополнительным услугам: это и страховки, услуги по обработке платежей и денежные переводы».

В целом же новшества Вениамином Липским одобряются: «Наша компания в целом положительно оценивает действия регулятора. До сих пор все его действия были оправданы и последовательны. Но как себя поведет регулятор в будущем прогнозировать сложно». Причем вызовы для рассматриваемого сегмента, по его мнению, не критичны: «Говорить об угрозах всему отечественному рынку микрофинансирования преждевременно. Отрасль себя оправдала. Сейчас она управляемая и контролируемая, можно говорить о том, что регулятору удалось навести порядок в этой сфере, убрать недобросовестных игроков и т.д. Услуга востребована обществом».

Отдельно можно отметить, что профильным компаниям приходится смириться со всеми изменениями и принимать решение – трансформироваться под новые реалии или попросту закрыться. Так, Роман Марков подытожил: «Прежде всего, нововведения оцениваем как свершившийся факт, «рвать волосы» по поводу которого бессмысленно. Да, это очень серьезное испытание для нашего бизнеса, который в России работает с 2010 года, и для любого другого из нашей сферы — тоже. Но это и новый вызов, который, в свою очередь, очерчивает и новые рубежи».

Вывод

Можно выделить как минимум один положительный момент от внедрения определенных нововведений. В частности, речь идет о лишении каких-либо прав представителей теневого бизнеса. То есть компании, которые и не думали соблюдать законодательные нормы по микрофинансированию, например, относительно итоговой переплаты, не смогут вовсе взыскивать задолженность. Те же коллекторы, не располагающие профильной лицензией, зачастую применяющие в своей практике не только угрозы, но и нанесение вреда имуществу, а порой и здоровью должников, не смогут становится кредиторами. Причем положительно все это и для граждан, и для легальных игроков рынков взыскания и микрофинансирования.

Естественно, не обойдется без глобального изменения структуры микрофинансового рынка России. Можно с уверенностью говорить, что буквально в ближайшие 12 месяцев численность профильных компаний будет насчитывать не около 2000 организаций, как это было на конец 2018 года, а значительно меньшее количество. Причем большая часть тех, кто останется игроками рынка поменяют и свою бизнес-модель. Появятся продукты по долгосрочным долговым обязательствам, внедрится продажа сопутствующих услуг и т.д. То есть МФО точно не будут прежними и похожими на себя. Даже при сравнении с их структурой недавнего – 2-3 летнего образца.

Закон о микрофинансовых организациях 2019 — последние изменения

В 2019 году принят новый закон о микрозаймах, существенно влияющий на обслуживание клиентов. Теперь получить микрокредит будет несколько сложнее, зато по-новому ФЗ о МФО, переплата со стороны клиента будет существенно меньше. Подробнее обо всех изменениях в МФО с 2019 года и последние новости – читайте в этой статье.

Общая информация об изменениях в работе микрофинансовых организаций в 2019 году

В 2019 году ограничения и требования к МФО были перенесены в ФЗ (Федеральный закон) №353 от 21.12.2013 года. Одновременно они были существенно ужесточены. Так как новый закон о микрозаймах о начислении процентов включает в себя множество различных изменений, поправки принимались постепенно. В частности – в три этапа, один – в январе текущего года, второй – летом, в июле и в окончательной редакции все заработает только с 2020 года.

Изменения, вступающие в силу с 28.01.2019 года

Практически все новые правила для микрозаймов, которые вводятся в 2019 году, начали действовать еще с 28.01.2019. В дальнейшем они лишь постепенно ужесточаются. Перечень изменений:

Отдельный тип микрозайма

Теперь все кредиты, которые имеют срок до 15 суток и предполагают выдачу суммы в размере 10 тысяч рублей, выделяются в отдельную категорию. Такие займы невозможно пролонгировать, но это далеко не единственное ограничение. Так, вводится отдельный, допустимый законодательством о микрофинансовых организациях, предел переплаты. Он не может быть более 30% от изначально оформленной в долг суммы. Например, ранее, если взять 10 тысяч рублей на 15 дней, ставка могла быть на уровне 3-5% в сутки. За весь срок действия кредита это составляло переплату в размере 45-75% (4500-7500 рублей). Сейчас, вне зависимости от выбранных клиентом условий, он может быть уверен, что за 15 дней такого кредита он не переплатит больше 3 тысяч рублей (30%). Однако верно это только относительно основного платежа. МФО (Микрофинансовые организации) все еще могут начислять штраф за несвоевременное погашение, но в размере не более 0,1% от суммы долга в сутки. Учитывая тот факт, что большинство подобных организаций предпочитает выбирать погашение одним платежом, в конце срока, то 0,1% будет начисляться на все 10 тысяч рублей. За неделю просрочки, помимо 30% переплаты по основному платежу, человек будет обязан заплатить всего лишь 70 рублей.

Максимальная процентная ставка по микрозайму по закону

Вводится дополнительное ограничение по максимальной ставке. Это уже касается всех остальных типов микрокредитов, а не только тех, которые выдаются в сумме до 10 тысяч рублей на 15 дней. Лимит по ставке составляет 1,5% в сутки. У МФО больше нет возможности устанавливать огромный процент. Раньше ставка могла достигать 750% годовых, что составляло более 2% в сутки. Например, если клиент оформил в феврале заем на 50 тысяч рублей на 3 месяца, то заплатит он не больше 135% от суммы. Это все равно существенная переплата, но это все же существенно меньше, чем было раньше. Таким образом, микрокредиты стали более выгодными для населения. Это может привлечь больше потенциальных заемщиков. И хоть выдавать им кредиты станет не так выгодно, это будет сполна компенсироваться повышенными оборотами.

Максимальная переплата за год

Несмотря на ограничение по процентной ставке, вводится дополнительный лимит на общую сумму переплаты по любым кредитам, оформляемым на срок менее 1 года. Вне зависимости от условий, выставленных компанией, размера штрафа и других особенностей, переплата не может составлять более 250% от тела кредита. Примечательно, что это уже вместе со всеми возможными штрафами. Так, например, если человек взял кредит в сумме 50 тысяч рублей, то уже за 3 месяца он должен переплатить, как показано выше, 135% от суммы. Проще говоря, вернуть придется около 117 тысяч рублей. За следующие 3 месяца (всего пройдет полгода) размер переплаты должен вырасти до 270%, но фактически он будет заморожен на стадии 250%. При этом, даже если остаток года заемщик не будет выполнять свои обязательства и не будет погашать задолженность, никакие штрафы уже начисляться не будут. Проще говоря, если взять 50 тысяч рублей в долг менее чем на 12 месяцев, то в конечном итоге переплата не будет выше 175 тысяч рублей.

Выдавать займы смогут только зарегистрированные МФО

Начиная с января 2019 года, заниматься кредитованием населения могут только те компании, которые позиционируют свою деятельность как «выдача потребительских займов» и, как следствие, имеют все соответствующие лицензии. Любые другие МФО, которые так или иначе обходили закон, больше не смогут официально заниматься кредитованием населения в любой форме. Такая мера существенно снизит число действующих на рынке компаний и, автоматически, сделает получение займа более сложной задачей. С другой стороны, останутся только те фирмы, которые стараются честно вести дела и не ориентированы на прямой обман своих клиентов. Для заемщиков это плюс, пусть и достаточно условный. Примечательно что, если компания проигнорирует данное требование, ее никто не будет закрывать. Зато она автоматически лишается права требовать возврат долга любым способом, начиная от коллекторов и заканчивая судебным разбирательством.

Ограничение по уступке права требования

Взыскать задолженность с клиентов теперь будет существенно сложнее. Не секрет, что большинство МФО не имеют собственной службы взыскания. Они предпочитают продавать права требования по выданному кредиту коллекторам, которые самостоятельно «выбивают» деньги с должника. Теперь продажа будет возможна только в том случае, если покупатель имеет соответствующую лицензию и официально занимается своей деятельностью (что существенно ограничивает возможности по давлению на заемщика). Также останется возможность продажи права требования физическим лицам, но только и исключительно с разрешения должника. МФО больше не смогут продавать такие права по собственному усмотрению. Специалисты считают, что данные ограничения могут негативно сказаться на условиях предоставления займов и сделают их получение более сложной задачей. Кроме того, есть мнение, что клиентов будут в обязательном порядке заставлять подписывать разрешение на продажу права требования еще на момент оформления займа.

Изменения, вступающие в силу с 01.07.2019 года

Рассматриваемый федеральный закон об МФО, как уже было сказано выше, вступает в силу постепенно. Так, например, начиная с 01.07.2019 года, максимальная ставка по кредиту, ранее, еще в январе установленная на уровне 1,5%, снижается до максимума в 1% за день. Также уменьшается максимальная сумма переплаты с 250% до 200%. Если человек оформил кредит в июле 2019 года на полгода он заплатит не более 200%. Например, если взять 50 тысяч рублей, то всего за год переплата не может быть больше 150 тысяч рублей. Если взять ту же сумму всего на 1 неделю, то заплатить придется всего на 7% больше (на 3500 рублей).

Изменения, вступающие в силу с 01.01.2020 года

Уже в 2020 году максимальный размер переплаты за год, вне зависимости от ставки по кредиту, не сможет быть больше 150%. Сама ставка не меняется. Например, если в 2020 году взять в долг 50 тысяч рублей, то, даже если не платить до конца года, переплата составит всего лишь 125 000 рублей.

Такие условия и требования значительно снижают прибыль всех действующих МФО. Специалисты считают, что в конечном итоге, уже в 2020 году, перечень работающих компаний будет существенно уменьшен (примерно в 2 раза). С другой стороны, строгое регулирование и понятные правила помогут привлечь огромное количество клиентов. Вместе с сокращением числа кредиторов, это позволит оставшимся компаниям значительно увеличить базу клиентов и, в конечном итоге, сохранить или даже повысить реальный доход.

Деятельность микрофинансовых компаний регламентирована ГК РФ, федеральными законами, приказами Министерства финансов и другими правовыми документами. Основной из них — ФЗ 151 об МФО, определяющий сумму, порядок и условия выдачи кредитных средств.

Согласно законодательству, микрофинансовая организация существует в статусе юридического лица. Деятельность считается легальной при регистрации МФО в государственном реестре. Решение о внесении в госреестр или исключении из него принимает Центробанк РФ. Все сведения об МФО доступны на официальном сайте регулятора.

Какие законы регулируют МФО

Функцию контроля над МФО выполняет Центробанк РФ. Регулятор не вмешивается в работу компаний, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Кредиторы обязаны отправлять в ЦБ сведения об изменении деятельности, финансовые отчеты и т.д.

Работа МФО подчиняется правовым документам:

  • Федеральный закон № 151 от 23.06.2010 г. «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
  • ФЗ № 230 — регламентирует права клиентов и ограничения при взыскании долгов.
  • Приказ № 37 — утверждает формы и сроки отчетности о микрофинансовой деятельности.
  • Приказ Минфина РФ № 26 — определяет правила ведения госреестра.

Права и обязанности МФО

Закон об МФО 2019 года допускает целевой или нецелевой характер займов. Если кредитные средства выданы на определенную цель, займодавец вправе проверить направление расходования денег. Нецелевое использование — основание потребовать досрочного возврата долга.

Займы выдаются только в отечественной валюте.

Основные права МФО согласно закону:

  • Выдавать займы физическим лицам от 18 лет на сумму до 1 млн. рублей, юридическим лицам — до 3 млн. рублей.
  • Запрашивать от клиента данные для оценки кредитоспособности.
  • Отклонять заявки при несоответствии требованиям кредитора.
  • Создавать фонды для покрытия убытков.

Микрофинансовым организациям запрещается осуществлять производственную или торговую деятельность, профессиональные операции на рынке ценных бумаг.

Исключение — консультационные услуги в области финансовых операций.

Закон определяет и обязанности микрофинансовых компаний:

  • Обеспечить свободный доступ к информации об условиях кредитования, полной стоимости займа, штрафах, дополнительных комиссиях и т.д.
  • Сохранять конфиденциальность персональных данных.
  • Не повышать проценты без согласия клиента (банки вправе включить такой пункт в договор).
  • Не взимать комиссию за досрочный возврат долга, если клиент уведомил об этом заранее (не позднее 10 дней до платежа).
  • Не начислять проценты выше предельной ставки, установленной ЦБ РФ.

Права и обязанности заемщиков

Согласно российскому законодательству, клиент наделяется следующими правами:

  • Получать о займодавце сведения, установленные законом.
  • Изучать условия сделки до подписания договора.
  • Оспаривать условия сделки в судебном порядке в случае неправомерных действий кредитора.

Обязанности:

  • Предоставлять МФО информацию, предусмотренную правилами выдачи займа.
  • Нести ответственность за достоверность сведений.
  • Исполнять обязательства, предусмотренные договором.

Какие МФО закрываются

Закон об МФО дает четкие характеристики микрофинансовых и микрокредитных компаний, определяет развернутый список требований к этим юридическим лицам. При несоответствии хотя бы одному пункту компания не вправе осуществлять деятельность.

Ужесточение требований законодательства приводит к сокращению числа микрофинансовых фирм. За нарушения предусмотрены возрастающие штрафы, недобросовестные кредиторы не справляются с убытками и уходят с рынка.

Фирмы, нарушавшие правила, лишаются права на защиту своих интересов в суде.

Займодавцы обязаны вступать в СРО (саморегулируемые организации), вести отчетность и отправлять ее в Центробанк.

Проценты при просрочке

В Федеральном законе № 230 указано, сколько МФО могут максимум начислять процентов. С 1 января 2017 года займодавцы начисляют комиссию, пока общая сумма процентов не достигнет 3-кратного размера микрозайма. Например, клиент взял займ 5000 рублей, проценты по этой сумме не превысят 15000 рублей, а общая сумма долга — 20000 рублей.

В лимит не включаются дополнительные услуги с отдельной комиссией и штрафные санкции при просрочке платежей.

При просрочке микрофинансовая компания вправе продолжать начисление ежедневной ставки на непогашенный остаток основной задолженности. Начисление прекращается, как только проценты достигают предельного размера. После внесения должником части задолженности, кредитор возобновляет начисление комиссии.

Штрафы за нарушение сроков законодательно ограничены. Размер штрафных санкций зависит от того, начисляется ли в период просрочки основная процентная ставка, или нет.

Условия Предельный размер пени
При просрочке продолжают начислять проценты 0,05% в сутки (20% годовых)
При просрочке нет процентов, только штраф 0,1% в сутки

Сведения об ограничениях компания обязана представить на первой странице договора, перед таблицей с тарифами.

Закон о взыскании долгов

Закон № 230 доработан в части коллекторских действий. С 1 января 2018 года введены ограничения:

  • Запрещено звонить заемщикам со скрытых номеров и писать больше двух SMS в день.
  • Исключены любые угрозы неплательщику и его контактным лицам.
  • Ограничения по звонкам: в будни коллектор вправе звонить с 8:00 до 22:00, в выходные — с 9:00 до 20:00.
  • Приходить к должнику допускается не чаще одного раза в сутки, до 2 раз в неделю и до 8 раз в месяц.

Согласно нововведениям, коллектору разрешено звонить неплательщику в течение 120 дней с начала просрочки. По истечении срока должник вправе не общаться с взыскателем — требуется отправить письмо в МФО, выдавшую микрозайм, с указанием контактов адвоката или другого представителя, который с этого момента будет вести переговоры.

Базовый стандарт микрофинансовой деятельности

1 июля 2018 года введен в действие Базовый стандарт, разработанный Центробанком РФ на основании ФЗ об МФО № 151 и № 230. Среди основных пунктов документа выделим:

  • Обязательное уведомление заявителя о принятом решении — организация сообщает клиенту как положительное, так и отрицательное решение по заявке.
  • Начисление процентов начинается на следующий день после выдачи микрозайма.
  • Частным предпринимателям и юридическим лицам запрещено выдавать нецелевые займы — клиенты этой группы документально подтверждают, куда потрачен кредит.
  • Если долг передается третьим лицам (коллекторам), компания обязана уведомить неплательщика в течение 15 дней.
  • Запрещена выдача займа без проверки кредитной истории, анализа сведений о заемщике и представленных документов.
  • Положительное решение по заявке сохраняет силу не менее 5 дней.
  • Кредитор обязан выложить на своем сайте финансовую отчетность за 5 лет.

Изменения касаются сделок, заключенных после 1 июля 2018 года.

Резюме

Федеральный закон об МФО определяет базовые принципы регулирования микрофинансовых компаний. В нем отражены нормы деятельности займодавцев, ограничения, права и обязанности всех участников рынка.

Получателям финансовых услуг важно быть в курсе нововведений в законодательстве, чтобы защитить свои интересы и не столкнуться с недобросовестным кредитором.

Благодаря нашему сайту не нужно тратить время на поиски надежной компании. Мы работаем только с проверенными организациями, контролируемыми Центробанком РФ, оказывающими услуги на честных и прозрачных условиях. Заходите в каталог, выбирайте продукт, подавайте заявку на сайте и получайте деньги в любое время суток в течение нескольких минут.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *