Бесплатная юридическая помощь закон

Обзор ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ»

С 15 января 2012 года вступил в силу Федеральный Закон N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» (далее – «Закон»). Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Закон 21 ноября 2011 года, им установлены главные гарантии реализации гражданами прав на бесплатную квалифицированную юридическую помощь. Документ в частности регулирует организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения. Закон определяет цели и содержание государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, основные принципы, виды оказания бесплатной юридической помощи, а также квалификационные требования к лицам, ее оказывающим.

В пакете с Законом был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ».
Определяется, что бесплатная юридическая помощь будет оказываться в рамках двух систем — государственной и негосударственной, поскольку эта сфера находится в совместном ведении РФ и регионов.

Закон расширяет круг лиц, которым будет предоставляться право на получение бесплатной юридической помощи за счет бюджетных средств. В рамках государственной системы бесплатной юридической помощи право на такую помощь Закон предоставляет малоимущим гражданам, инвалидам I и II группы, ветеранам Великой Отечественной войны, Героям Российской Федерации и Советского Союза, Героям Социалистического Труда, детям-инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей, несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также другим категориям граждан. Так же устанавливается норма, которая позволяет гражданам, не имеющим права на получение бесплатной юридической помощи, но которые оказались в трудной жизненной ситуации, получить таковую в исключительном порядке. В данной ситуации степень тяжести жизненной ситуации должна быть определена специальной комиссией, создаваемой при территориальном органе юстиции исходя из общепризнанных моральных норм и представлений о справедливости.

Системы оказания бесплатной юридической помощи

Как было указано ранее, бесплатная юридическая помощь будет оказываться в рамках двух систем — государственной и негосударственной. Закон так же декларирует свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также объективность, беспристрастность такой помощи и ее своевременность.

Устанавливается, что основу негосударственной системы бесплатной юридической помощи будут составлять юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи, которые будут формироваться на добровольных началах и осуществлять деятельность за счет собственных средств. Подразумевается, что юридические клиники будут создаваться в вузах, Минобразования будет определять порядок их создания. В свою очередь негосударственные центры бесплатной юридической помощи смогут создавать различные некоммерческие организации, нотариальные палаты, адвокатские образования, сами нотариусы и адвокаты.

Основу государственной системы предоставления бесплатной юридической помощи составят подведомственные Министерству Юстиции государственные юридические бюро, создаваемые высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за бюджетные деньги и в форме бюджетных учреждений. Предполагается, что государственные юридические бюро будут оказывать такие услуги самостоятельно или с привлечением адвокатов. Труд адвокатов, которых эти бюро смогут привлекать для оказания профессиональной юридической помощи, будет оплачиваться из федерального бюджета.

Расходы

Как было указано выше, расходы на предоставление бесплатной юридической помощи возлагаются на бюджеты субъектов Российской Федерации. В случае принятия органами власти регионов решения о создании государственных юридических бюро консолидированный объем ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации может составить 630,3 миллиона рублей, как говорится в финансово-экономическом обосновании к документу. При этом уточняется, что, по данным Федеральной палаты адвокатов, в 2009 году сумма бюджетных средств регионов, выплаченных адвокатам за оказание бесплатной юридической помощи, а также на компенсацию их расходов, составила 205,8 миллиона рублей.

Виды бесплатной юридической помощи

Закон устанавливает три вида бесплатной юридической помощи:

1. правовое консультирование в устной и письменной форме;
2. составление исковых заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; и
3. представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах и организациях.

Так же бесплатная юридическая помощь гражданам будет оказываться на всех стадиях судебного разбирательства, а не только в судах первой инстанции, как предлагалось изначально в проекте Закона. Помимо этого помощь будет оказываться по вопросам заключения сделок с недвижимостью, по договорам социального найма жилья, по вопросам права собственности на земельный участок, по вопросам защиты прав потребителей (в частности по предоставлению коммунальных услуг). Отдельная правовая помощь будут оказывать при трудовых спорах — отказе работодателя заключить трудовой договор, восстановления на работе, взыскания зарплаты, компенсации морального вреда.

Более широкий список вопросов, которые будут являться предметом изучения и помощи со стороны бесплатных юристов включает в себя вопросы:

• связанные с признанием гражданина безработным, возмещением вреда, причиненного смертью кормильца, предоставлением мер социальной поддержки малоимущим;
• связанные со спорами о назначении пенсий, пособий по беременности и уходу за ребенком, социального пособия на погребение;
• оспаривания отцовства и материнства, взыскания алиментов;
• реабилитации пострадавших от политических репрессий;
• ограничения дееспособности;
• медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
• обжалования во внесудебном порядке актов органов государственной власти.

Стоит обратить внимание на то, что бесплатная юридическая помощь будет оказываться не по всем вопросам, а лишь по тем, которые перечислены в Законе. Таким образом, граждане не смогут получить юридическую помощь по вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью, а также по спорам, которые рассматривались в суде и вступили в законную силу.

Закон устанавливает контроль за тем, насколько качественно предоставляется бесплатная юридическая помощь, соблюдаются ли нормы профессиональной этики.

Отдельно оговаривается, что бесплатная юридическая помощь должна оказываться квалифицированными специалистами.
Несмотря на то, что хоть Закон в теории и представляется позитивным явлением в Российском законодательстве, почти наверняка при его практическом применении могут возникнуть сложности в реализации принятых норм. Тем не менее, даже с учетом этого можно сделать вывод, что Россия продолжает движение по направлению к становлению правового государства.

Регулярно получаю звонки, сначала на мобильный, а когда реально обратилась — теперь меня третируют и на домашнем телефоне. Звонок: (или живой консультант, или робот-диктофон) «Здравствуйте, согласно федеральному закону №… вам положена бесплатная юридическая консультация…» Долго это игнорировалось, пока реально не возник вопрос. Мы не юристы, вопрос касался миграционного законодательства, я поехала вопрос выяснять у офицера УФМС в местный МФЦ, тот выслушал и уверенно сказал — никаких действий нам совершать не нужно, документы привозить и декларировать не нужно. А мы законопослушные, начали читать нормативные документы и усомнились, хотя написано неоднозначно. Собственно, почему бы, если мне постоянно твердят, что положена бесплатная помощь по федеральному закону, — и не обратиться? Срок для совершения необходимых (или нет? неясно) действий без штрафов-пеней поджимал.

Зашла на сайт ФМС РФ, нашла раздел «вопросы» — и написала обращение по указанному e-mail. Заметьте, я не обращалась по телефонам, с которых мне звонили на счет «бесплатной консультации», а нашла ссылку с сайта ФМС!

На следующее утро звонок: дама, просит прояснить суть вопроса, она не поняла. Проясняю. Она говорит, что надо приехать, нужен специалист по миграционному законодательству. Записывает меня на определенное время (сегодня! Ибо надо срочно, очередь). Я сегодня не могу, — записываюсь на завтра. «Обязательно возьмите паспорт! И строго ко времени!» Адрес в центре Москвы, где-то у церкви, контакты… На следующий день звонок дамы: вы приедете? (Какие классные и внимательные специалисты!). Я в дороге, за полчаса до приезда — звонок дамы: вы где? — Я сейчас буду!

Приезжаю по адресу, красиво, офис, секретарша, на ресепшн чуть ли не под руки выводят пожилую женщину, которая что-то оформляет, пока я жду очереди, и с нее просят 5 тысяч рублей. Я думаю: «Вроде, бесплатно же…» Ладно, называю фамилию, да-да, на диванчике подождите пять минут! — А паспорт? — Нет, не нужно! (Меня дама трижды по телефону просила взять паспорт обязательно). Через пять минут приглашают в кабинетик к дядьке в костюме, которому я излагаю свой вопрос.

Я приехала не с пустыми руками, а с распечатками из законов, с подчеркнутыми спорными формулировками. Кладу перед ним распечатки, он скользит глазами по ним и говорит: «Я юрист общей практики, вам помочь не могу, вам нужен юрист по миграционному законодательству.» — Я уверенно киваю и прошу пригласить. Мне в ответ примерно следующее: «Ну, ему нужно вникнуть в вашу проблему, почитать, приготовиться, составить бумаги для вашего отделения ФМС…» Я: — не нужно бумаг, нужен совет — и все! (Вот же ш дура-то!). Дядя: «Ну, он составит экспертное заключение, вы его предъявите в ФМС, и если вас оштрафуют, — то вы его предъявите! И выиграете в суде!»

И что, интересуюсь? — И это вам будет стОить (а, вы вдвоем с мужем с одинаковым вопросом? — так мы вам скидку на двоих сделаем!) — 23500 рублей! И будет на бумаге заключение квалифицированного юриста, как вам надо было поступать, а у вас в ФМС бумаги не приняли. Я ему — распечатки законов, — а он опять про «юриста общей практики» и «я некомпетентен в данном вопросе» и «а юрист компетентный занят сейчас».

Что в итоге, кроме потраченного времени на поездку? Я сказала, что еду в свой МФЦ и выжму из офицера ФМС всю возможную информацию. Если он и в этот раз откажет в приеме документов, то я к вам вернусь с деньгами в клювике. Дяденька очень переживал, чтоб я успела до 7 вечера.

Приехала к «своему» офицеру в МФЦ, допросила его с пристрастием, распечатки закона подсунула, — так и есть, паразит, заленился в прошлый раз вникать в проблему, дезинформировал! Надо срочно подавать документы и уведомлять.

То, что я неумная и наивная, поняла, когда задавала вопрос другим людям: «Так зачем меня настойчиво просили взять паспорт с собой, если на ресепшене даже не открыли?» — Да чтоб, если у тебя денег нет с собой — оформить кредит.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *