Аккредитация медицинских учреждений

Квалификационные тесты по организации здравоохранения и общественному здоровью (стр. 13 )

145. Страховой взнос (платеж) представляет собой

а) установленную законом или договором денежную сумму, которая выплачивается страхователем

б) установленную законом или договором денежную сумму, которая выплачивается застрахованному лицу

в) величину денежной суммы за конкретные медицинские услуги

146. Основой для формирования территориальной программы обязательного медицинского страхования являются все, кроме

а) базовой программы ОМС

б) численности и состава населения территории

в) перечня медицинских учреждений, участвующих в ОМС

г) показателя объема медицинской помощи населению

д) объема финансовых средств

е) объема платных медицинских услуг

147. Гражданин, имеющий страховой полис ОМС может получить медицинскую помощь

а) в территориальной поликлинике

б) в любой поликлинике населенного пункта

в) в любой поликлинике РФ

г) в любой поликлинике субъекта Федерации

148. В качестве страхователя при ОМС выступают

а) юридические или физические лица, уплачивающие страховые взносы

б) лица, получающие страховое возмещение при наступлении страхового случая

в) страховые организации, выплачивающие страховое возмещение

г) медицинские учреждения, работающие в условиях ОМС

149. Кто является страхователем неработающего населения в системе ОМС?

а) местная администрация

б) орган социальной защиты

в) страховая медицинская организация

г) лечебное учреждение

150. Страховщиками при ОМС не могут быть

а) территориальные фонды ОМС

б) страховые медицинские организации

в) филиалы территориальных фондов ОМС

г) администрация предприятий, учреждений

151. Какой документ определяет взаимодействие медицинского учреждения и страховой медицинской организацией?

а) Закон о медицинском страховании граждан

б) решение местной администрации

в) приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации

г) договор медицинского учреждения и страховой медицинской организации

152. Когда считается заключенным договор между страхователем и страховщиком?

а) с момента подписания договора

б) с момента получения списка застрахованных страховщиком

в) с момента уплаты первого страхового взноса

г) с момента начала работы лечебного учреждения в системе ОМС

153. Когда считается заключенным договор СМО с медицинским учреждением?

а) с момента перечисления СМО аванса ЛПУ

б) с момента получения списка застрахованных ЛПУ

в) с момента заключения договора

г) с момента получения СМО и ЛПУ лицензии

154. Лицензирование медицинского учреждения – это

а) определение соответствия качества медицинской помощи установленным стандартом

б) выдача государственного разрешения на осуществление определенных видов деятельности

в) процедура предоставления медицинскому учреждению статуса юридического лица

155. Какие медицинские учреждения подлежат лицензированию

а) частные амбулаторные – поликлинические учреждения

б) научно – исследовательские институты

в) государственные больницы

г) все медицинские учреждения независимые от форм собственности

156. Целью аккредитации является

а) изменение организационно – правовой формы медицинского учреждения

б) защита интересов потребителей на основе установления деятельности медицинского учреждения существующим профессиональным стандартом

в) оценка эффективности деятельности медицинского учреждения

г) определение объемов медицинской помощи

157. Какой документ выдается медицинскому учреждению после успешного прохождения аккредитации?

а) диплом

б) свидетельство

в) лицензия

г) сертификат

158. Источниками финансирования учреждений здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования являются

а) средства обязательного медицинского страхования

б) государственный бюджет, местные бюджеты

в) доходы от платных услуг населения

г) средства от добровольного страхования, коммерческая деятельность

д) все выше перечисленное

159. Расчетной единицей для оплаты страховыми компаниями медицинской помощи, оказываемой в лечебно – профилактических учреждениях, может быть

а) пролеченный больной

б) посещение

в) прикрепленный житель

г) медицинская услуга

д) все выше перечисленное

160. Какой вид доходов медицинского учреждения не облагается налогом

а) доходы от выполнения программы добровольного медицинского страхования

б) доходы от платных услуг на хоздоговорной основе

в) доходы от выполнения программ обязательного медицинского страхования

г) доходы от сдачи в аренду помещений и медицинского оборудования

161. Укажите размер начислений на фонд оплаты труда в бюджетных учреждениях

а) в пенсионный фонд – 1%; в фонд занятости – 1,5%; на медицинское страхование – 3,6%; социальное страхование – 5,4%; налог на прибыль – 35%

б) в пенсионный фонд – 28%; подоходный налог – 13%; на медицинское страхование – 3,6%; местные налоги

в) на медицинское страхование – 5,1%; пенсионный фонд – 26%; на социальное страхование – 2,9%;

162. Цель медицинского страхования гарантировать гражданам

а) жизнь

б) сохранение и поддержание здоровья

в) профилактику заболеваний

г) получение медицинской помощи за счет накопленных средств

163. Кто подлежит обязательному медицинскому страхованию

а) дети

б) инвалиды

в) неработающее население

г) все население

д) работающее население

164. По какой программе обеспечивается бесплатная медицинская помощь?

а) по программе платных услуг

б) по программе добровольного медицинского страхования

в) по программе бесплатных медицинских услуг

г) по программе обязательного медицинского образования

д) по программе государственных гарантий обеспечения граждан медицинской помощью

165. Что (кто) является объектом медицинского страхования?

а) больной человек

б) все здоровое население

в) человек, получивший травму или заболевание

г) страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая

д) страховой случай

166. Кому подчиняется страховая медицинская организация?

а) министру здравоохранения РФ

б) министру финансов РФ

в) министру социальной защиты населения

г) не подчиняется никому

167. В собственности кого находится финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования?

а) страховых медицинских организаций

б) предприятий, организаций

в) фонда социального страхования населения РФ

г) в государственной собственности

168. Для чего предназначены фонды обязательного медицинского страхования?

а) для профессиональной подготовки кадров

б) для финансирования медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях

в) для финансирования системы добровольного медицинского страхования

г) для обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и финансирования ЛПУ, оказывающих медицинскую помощь застрахованным

169. Какой размер штрафных санкций применяет ТФОМС к работодателю, который уклоняется от регистрации в качестве плательщика?

а) 1% от сумм страховых взносов

б) 20% от сумм страховых взносов

в) 15% от сумм страховых взносов

г) 10% от сумм страховых взносов

170. За какие виды медицинской помощи платит сам пациент?

а) за медицинскую помощь, оказываемую в порядке скорой и неотложной помощи

б) за виды медицинской помощи, предусмотренные программой обязательного медицинского страхования

в) за дополнительные и сервисные медицинские услуги, предусмотренные программой добровольного медицинского страхования

г) за стационарное лечение, при травмах, отравлениях, венерических заболеваниях

171. Какое участие (кем могут быть) принимают медицинские учреждения при организации страховых медицинских компаний?

а) могут быть учредителями СМК

б) могут быть структурными подразделениями СМК

в) могут быть держателями части акций СМК

г) не принимают никакого участия в организации СМК

172. Каковы действия ЛПУ в случае невозможности соблюдения договорных условий с СМО по оказанию оговоренных видов, объема и качества медицинских услуг?

а) отказывать в оказании медицинской помощи застрахованному контингенту и поставить в известность об этом СМО

б) расторгнуть договор с СМО

в) продолжать оказывать те виды и объем медицинских услуг, которые оно может реально оказывать

г) организовать оказание оговоренных в договоре медицинских услуг в другом ЛПУ или пригласить специалистов из других ЛПУ и немедленно поставить об этом в известность СМО

173. Кто имеет право изменить численность застрахованного контингента, оговоренную в договоре СМО и ЛПУ?

а) страхователь

б) медицинское учреждение

в) орган управления здравоохранением

г) страховая медицинская организация

174. Укажите наиболее точное определение.

Качество медицинской помощи – это

а) характеристика, отражающая степень соответствия проводимых мероприятий профессиональным стандартам или технологиям, выбранным для достижения поставленным целям

б) полнота и своевременность выполнения мероприятий в соответствии с медико-экономическим стандартом

в) степень удовлетворения потребителя медицинской помощью

175. Субъектами внутриведомственного контроля качества являются все, кроме

а) заведующей отделением

б) заместитель главного врача по клинико-экспертной работе

в) главный специалист района

г) эксперт страховой медицинской организации

176. Оценка материально-технической базы ЛПУ осуществляется в рамках следующих подходов к оценке качества

а) процессуального

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38

> АККРЕДИТАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аккредитация и лицензирование в сфере медицинской деятельности

Аккредитация (от лат. accredo — доверяю) медицинских организаций и лиц — это определение соответствия их деятельности установленным стандартам по оказанию медицинской помощи и услуг.

В порядок допуска к осуществлению медицинской деятельности, установленный Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», были внесены изменения Федеральным законом от 29.12.2015 № 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Письмом от 14.12.2015 № 16-5/10/2-7567 Минздрав России сообщил о том, что с 1 января 2016 г. медицинских работников ждет постепенный переход к системе аккредитации вместо выдачи сертификата, допускающего к работе с пациентом. Федеральным законом от 29.12.2015 № 389-ФЗ установлено, что переход к процедуре аккредитации специалистов будет осуществляться поэтапно с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2025 г. включительно (см. ч. 1.1 ст. 100 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Выпускники стоматологических и фармацевтических факультетов пройдут аккредитацию в 2016 г., остальные специалисты — в 2017 г. Что касается врачей-практиков, то их аккредитация продлится до 1 января 2026 г., а не до 1 января 2016 г., как было определено ранее. Сертификаты специалиста, выданные медицинским работникам до 1 января 2021 г., действуют до истечения указанного в них срока.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 389-ФЗ введено понятие «аккредитация специалиста». Это процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. С целью «отсева» из профессии выпускников вузов, не обладающих необходимыми знаниями и навыками, в 2016—2017 гг. начнется процедура трехуровневой аккредитации, причем к следующему уровню будут допускаться только те, кто успешно сдал предыдущий. В аккредитационную комиссию будут входить практические, педагогические работники и работодатели. Первый уровень — это более 3 тыс. тестовых заданий, второй — показатель освоения практических навыков в симулированных условиях (объективный структурированный клинический экзамен), что не заменит работы у постели больного, поэтому важен третий этап — оценка сформированного клинического мышления. Для практикующих врачей эта процедура будет сориентирована на анализ их профессиональной и специальной деятельности.

Есть опасение, что повысить качество подготовки специалистов таким образом не получится, ибо, как и в настоящее время, к первым двум уровням будут найдены обходные пути и скажутся технические сложности. Что касается клинических кейсов, то в ближайшие годы они невозможны из-за отсутствия клинических баз для использования в таких целях. Достаточно отметить, что из 46 медицинских вузов России только 24 имеют собственные клиники, как правило, и без того занятые обучением студентов клинических кафедр, а количество набора студентов в медицинские вузы не уменьшается.

Новым является и то, что аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лег. Аккредитационная комиссия формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минздравом России) с участием профессиональных некоммерческих организаций. Кроме того, данные организации также вправе участвовать в проведении аккредитации специалистов. Медицинские профессиональные некоммерческие организации, принимающие участие в формировании аккредитационной комиссии и проведении аккредитации специалистов, должны быть основаны на личном членстве врачей и объединять не менее 25% от общей численности врачей на территории субъекта РФ (ч. 3 ст. 76 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

На Минздрав России возложено полномочие по принятию положения об аккредитации специалистов, порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему.

В связи с вышеизложенным право на осуществление медицинской деятельности, начиная с 1 января 2016 г. может быть подтверждено соискателем лицензии либо сертификатом специалиста, либо свидетельством об аккредитации специалиста, что будет учитываться при проведении лицензионного контроля и оценке соответствия соискателей лицензии лицензионным требованиям.

Для осуществления методического сопровождения аккредитации специалистов Минздравом России на базе Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова сформирован Методический центр аккредитации, задачами которого в том числе являются организация разработки оценочных средств, используемых при аккредитации специалистов, формирование фонда таких средств и подготовка экспертов аккредитационных комиссий. Для осуществления методического сопровождения процедуры аккредитации специалистов Методический центр аккредитации использует специально созданный интернет-ресурс, материалы которого находятся в свободном доступе. Это позволяет каждому специалисту оценить уровень своей подготовки путем прохождения репетиционного экзамена.

Порядок аккредитации медицинских организаций на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения регулируется правилами, установленными постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 683. Свидетельство об аккредитации выдается на пять лет и может быть продлено еще на такой же срок по заявлению медицинской организации, представленному в орган по аккредитации не позднее 30 рабочих дней до истечения срока действия свидетельства об аккредитации.

Орган по аккредитации ведет реестр медицинских организаций, аккредитованных на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения и размещает его на своем официальном сайте в сети Интернет.

Лицензирование является одним из условий законного функционирования как медицинской организации, независимо от формы собственности и системы здравоохранения, в рамках которой она осуществляет деятельность, гак и предпринимателя. Это эффективный инструмент государственного регулирования здравоохранения.

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лицензированию подлежит не только медицинская деятельность, осуществляемая юридическими лицами в качестве основного вида деятельности, но и медицинская деятельность юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы, осуществляемая наряду с основной (уставной) деятельностью.

Лицензирование медицинской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Этот закон устанавливает основные принципы осуществления лицензирования, лицензионные требования, порядок выдачи, переоформления, приостановления, возобновления и аннулирования лицензии.

Основными принципами лицензирования являются:

  • — защита прав, свобод, законных интересов, нравственности и здоровья населения, обеспечение безопасности государства;
  • — обеспечение единства государственного пространства;
  • — утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории РФ;
  • — установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  • — гласность и открытость, соблюдение законности при лицензировании и др.

В развитие названного федерального закона принято Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291. Медицинская деятельность на территории инновационного центра «Сколково» осуществляется медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, без получения ими лицензий на соответствующие виды деятельности, на основании разрешений, выданных управляющей компанией (ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре “Сколково”»).

Юридическое лицо или предприниматель, имеющие лицензии на осуществление конкретного вида деятельности, называются лицензиатами.

Лицензирование медицинской деятельности осуществляют:

  • а) Росздравпадзор — в отношении медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, а также медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность но оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
  • б) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ

в отношении индивидуальных предпринимателей, а также медицинских и иных организаций, за исключением тех, лицензирование которых осуществляет Росздравнадзор.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях других субъектов Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, т.е. в случае переоформления лицензии. Указанный порядок определен постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».

Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, указан в приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности. Выполнение таких работ при отсутствии лицензии влечет административную ответственность (ст. 14.1 КоАП РФ), руководители такого учреждения могут привлекаться к уголовной ответственности (ст. 171 «Незаконное предпринимательство» УК РФ).

Лицензия действует бессрочно. За предоставление лицензирующим органом лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.

  • Указанные материалы могут быть открыты по ссылкам, размещенным на сайтах Минздрава России (http://www.rosminzdrav.ru/akkreditatsiya-spetsialista) и Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова.

Порядок аккредитации, сертификации и аттестации медицинских учреждений и отдельных лиц

Медицинские учреждения и отдельные лица должны быть аккредитованы и иметь сертификат для занятия соответствующей деятельностью.

Аккредитация (от лат. accredo — доверяю) учреждений и лиц — это определение соответствия их деятельности установленным стандартам по оказанию медицинской помощи и услуг в соответствии с приказом Минздрава России от 02.03.99 № 70 «О лицензировании и аккредитации медицинских учреждений».

Аккредитацию проводят аккредитационные комиссии, создаваемые из представителей органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских ассоциаций и страховых медицинских организаций на республиканских (для республик в составе Российской Федерации), территориальных (краевой, областной или автономных образований) и городских (Москва и Санкт-Петербург) уровнях.

Финансирование аккредитационных комиссий осуществляется за счет оплаты процедур аккредитации, рассмотрения споров или из иных источников, не запрещенных законами РФ.

Контроль за деятельностью аккредитационной комиссии возлагается на органы государственного управления. Аккредитационные комиссии состоят из администрации, членов комиссии и работающих по контракту экспертов. Общее руководство комиссией осуществляет председатель, который избирается на заседании комиссии сроком на 3 года (не более двух сроков подряд) из членов комиссии тайным голосованием простым большинством голосов и утверждается органом государственного управления. Экспертами являются высококвалифицированные специалисты по различным видам медицинской деятельности.

Аккредитацию учреждений и лиц проводят аккредитационные комиссии, которым в установленном порядке представляется перечень документов. Сроки проведения аккредитации и тарифы устанавливаются региональными органами государственного управления. Срок действия сертификата не должен превышать 5 лет, но по инициативе медицинского учреждения или ассоциации либо по решению суда аккредитация может быть проведена и ранее.

Учреждения и лица, прошедшие аккредитацию, получают сертификат, который подтверждает степень соответствия заявленных видов медицинской помощи или услуг в полном объеме. Эксперты, привлекаемые комиссией, руководствуются законодательством РФ и в первую очередь Постановлением Правительства РФ от 21.05.01 № 402 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (с изм. от 10.08.98). Результатом их экспертизы является заключение.

В названном выше Положении изложены права и обязанности аккредитуемых учреждений и лиц.

Аккредитуемые учреждения и лица имеют право: —

получать информацию о порядке и сроках проведения аккредитации; —

изменять сроки аккредитации; —

приглашать независимых экспертов; —

проходить аккредитацию повторно; —

при несогласии с решением комиссии опротестовать его через суд.

Учреждения и лица обязаны: —

в установленные сроки подавать заявку на аккредитацию; —

нести ответственность за представляемую информацию в документах; —

оплачивать аккредитацию и представлять квитанцию об оплате; —

обеспечить условия проведения экспертизы; —

обеспечить представительство на заседании аккредитационной комиссии.

Для аккредитации медицинским учреждением представляются следующие документы: —

заявление; —

зарегистрированный устав медицинского предприятия (учреждения); —

учредительный договор (копия) или договор о совместной деятельности с органом государственного управления (для учреждений с государственной формой собственности); —

копия ордера или договора на аренду помещения; —

заявляемые на аккредитацию виды медицинской деятельности; —

копии ранее выданных учреждению сертификатов и лицензий; —

копии сертификатов сотрудников, обеспечивающих выполнение заявляемых видов деятельности; —

справка о помещении, оборудовании (раздельно по видам деятельности и по всему предприятию в целом); —

количество работающих, их квалификационная характеристика; —

показатели объема выполняемой деятельности на момент подачи заявления; —

финансовый отчет за последний год (баланс); —

наличие административных и дисциплинарных взысканий на какие-либо виды деятельности за последний год; —

документы об участии в выполнении территориальных медицинских программ; —

материалы об анализе качества медицинской помощи в соответствии с территориальной системой контроля качества; —

документы о научной деятельности предприятия (учреждения); —

документы, подтверждающие педагогическую деятельность.

Врачом или другим медработником представляются для аккредитации следующие документы: —

заявление; —

копия диплома об окончании медицинского учебного заведения; —

копия диплома о категории; —

копия удостоверения о прохождении повышения квалификации и специализации (в том числе на рабочих местах); —

копия диплома кандидата, доктора медицинских наук, доцента, профессора; —

отчет о деятельности врача с указанием перечня, объемов и видов выполняемых медицинских работ (не заверяется); —

заявляемые на аккредитацию виды медицинской деятельности; —

копия ранее выданных сертификатов; —

наличие дисциплинарных и административных взысканий на какие-либо виды медицинской деятельности за последний год; —

участие в выполнении территориальных медицинских программ; —

научная деятельность (список трудов, выступления на научных конференциях, участие в работе научных обществ и т. д.); —

педагогическая деятельность (в том числе работа по совместительству и обучению на рабочих местах); —

выписка из трудовой книжки.

Лицензирование медицинских учреждений необходимо, так как является одним из условий законного функционирования медицинского учреждения, организации или предприятия независимо от системы здравоохранения.

В соответствии со ст. 15 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и Постановлением Правительства РФ от 21.05.01 № 402 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» лицензирование медицинской деятельности осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, находящимся на территории этого субъекта. При необходимости деятельности в других регионах регистрация такой лицензии обязательна органом исполнительной власти субъекта РФ. Это касается ЛПУ, клиник вузов и НИИ. В состав лицензионной комиссии органа государственного управления субъекта РФ входят его представители или местной администрации, органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских фармацевтических ассоциаций.

Комиссия определяет срок действия лицензии, но не более чем на 5 лет для государственных учреждений и не более чем на 3 года для учреждений с негосударственными формами собственности. Лицензирование предусматривает изучение представленных учреждением документов, проведение экспертизы на местах и выдачу лицензии на право оказания медицинской помощи в заявленном объеме, с ограничениями либо обоснованный отказ в выдаче лицензии.

Органы управления здравоохранением, медико-фармацевтические учреждения, организации, профессиональные ассоциации могут ходатайствовать перед лицензионной комиссией о внеочередном лицензировании, а также о лишении или приостановлении лицензии, если выявлено несоблюдение требований стандарта качества медицинской помощи. Что касается лицензий на деятельность медицинских образовательных учреждений, высших и средних учебных заведений, а также послевузовского образования, то они выдаются Министерством образования РФ.

Медицинские учреждения представляют лицензионной комиссии следующие документы: —

заявление; —

копию устава или положения лицензируемого учреждения, утвержденного в установленном порядке; —

копию ордера или договора об аренде помещения, документы, подтверждающие наличие или возможность законного пользования помещениями, инструментарием, оборудованием, соответствующими запрашиваемым видам деятельности; —

заявляемые на лицензирование виды медицинской деятельности, услуг, страховых программ; —

копии ранее выданных учреждению сертификатов; —

заключение государственного санитарного надзора; —

заключение государственного пожарного надзора; —

отчет о состоянии техники безопасности; —

заключение об эксплуатации здания; —

финансовый отчет учреждения за последний год; —

годовой отчет учреждения за 3 последних года.

Лицензируемое учреждение имеет право: —

получать все необходимые сведения и документы о порядке лицензирования; —

проводить лицензирование повторно; —

увеличивать сроки лицензирования; —

оспаривать решение территориальных лицензионных комиссий в республиканской комиссии; —

принимать на лицензирование независимых экспертов с правами совещательного голоса.

Лицензируемое учреждение обязано: —

в срок подавать заявку и документы на лицензирование; —

отвечать за правдивость сведений, изложенных в представляемых документах; —

подтвердить оплату и обеспечить условия для проведения лицензирования; —

обеспечить явку на заседание лицензионной комиссии представителей учреждений.

Сертификат подтверждает сертификацию специалиста.

Он выдается на основании послевузовского профессионального образования (интернатуры, клинической ординатуры, аспирантуры), а также врачей со стажем — дополнительного образования на курсах и факультетах повышения квалификации с последующим проверочным испытанием.

Как известно, сертификат выдается на заявленные виды деятельности (и в этом он аналогичен лицензии) на определенные виды медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. Это отмечается в письме Минздрава России «О разъяснении приказа Минздравмедпрома России от 07.08.95 № 15-00 «Об утверждении Положения о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности».

Порядок допуска к осуществлению медицинской деятельности изложен в ряде документов. К ним относятся Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в РФ, утв. постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию от 25.05.94 № 3, приказ Минздрава России от 31.03.97 № 3 «О поэтапном введении с 1997 г. итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений», а также письмо Минздрава России от 15.06.00 № 2510-6646 «Об итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений».

Упомянутое письмо приводит этапы аттестации, перечень и форму экзаменов и, что важно, квалификационные характеристики, перечень знаний и умений для врачей- выпускников по специальностям: «лечебное дело» (040100), «педиатрия» (040200), «медико-профилактическое дело» (040300), составленными на основе государственного стандарта.

После прохождения обязательной первичной годичной послевузовской подготовки (интернатуры) врач должен доказать соответствие своего профессионального образования государственному стандарту, официальным свидетельством которого является сертификат специалиста. По высшему медицинскому образованию госстандарты утверждены Госкомвузом России на основании Постановления Правительства РФ от 12.08.94 № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» в соответствии с типовыми планами и программами, пересматриваемыми каждые 5 лет.

Для получения сертификата врач по окончании инернатуры, ординатуры или аспирантуры сдает квалификационный экзамен, для чего Минздравом России специально разработаны тестовые программы по специальностям, и получает удостоверение или сертификат. Сертификат специалиста подтверждается каждые 5 лет. Документы об окончании интернатуры, ординатуры и аспирантуры, выданные до 5 лет, имеют равную юридическую силу с сертификатом.

Согласно ст. 60 «Клятва врача» Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан лица, окончившие высшие медицинские учебные заведения России, перед получением диплома врача дают клятву. В Федеральном законе от 20.12.99 № 214-ФЗ » О внесении изменений в ст. 60 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» впервые после принятия новой Конституции РФ обнародован текст, который приведен выше.

Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Аттестация врачей, провизоров, других специалистов с высшим образованием проводится в соответствии с приказом Минздравмедпрома России от 16.02.95 № 33 «Об утверждении Положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения РФ» (с изм. от 28.09.99) и приказом регионального управления здравоохранением, которые формируют состав аттестационной комиссии. Комиссию возглавляет председатель, он определяет регламент ее работы (приложение 1 к упомянутому приказу). В состав комиссии входят секретарь и члены из числа высококвалифицированных специалистов, ученых и практиков медицины. Формой работы комиссии являются заседания, проводимые по графику, утвержденному руководителем органа управления здравоохранением. Члены комиссии знакомятся с представляемыми материалами за 10 дней до заседания. Решение принимается открытым голосованием абсолютным большинством голосов и действительно на всей территории России. В заседании комиссии принимает участие председатель профильной подкомиссии.

Предварительно проверка теоретических знаний и практических навыков проводится путем компьютерного тестирования, с учетом усвоения практических навыков, решения ситуационных задач и результатов собеседования в подкомиссии. Руководитель органа управления здравоохранением утверждает численность и состав подкомиссии, ее председателя и секретаря, который ведет делопроизводство. Подкомиссия собирается по мере накопления дел. Решение рекомендательного характера принимается открытым голосованием абсолютным большинством голосов присутствующих на основании результатов компьютерного тестирования и собеседования, опреде- ляющего уровень теоретических знаний и объем практических навыков, качество и достоверность представленного отчета.

Специалист, изъявивший желание пройти аттестацию, представляет личное заявление; при подтверждении ранее присвоенной категории — не позднее трех месяцев до истечения его срока; аттестационный лист и отчет о работе за 3 последних года. Отчет должен освещать характер деятельности врача, показатели работы отделения или ЛПУ, его характеристику, динамику показателей за 3 года и оценку имеющихся тенденций по сравнению с соответствующими показателями города или района. К отчету прилагаются опубликованные статьи, удостоверения на рацпредложения, изобретения, программы конференций, съездов, циклов усовершенствования, в которых аттестуемый принимал участие. Отчет подписывается претендентом и заверяется руководителем учреждения.

Вторая категория присваивается врачам, имеющим стаж работы по этой специальности не менее 5 лет, первая — не менее 7, высшая — не менее 10 лет. В стаж работы засчитывается обучение в интернатуре, клинической ординатуре и аспирантуре по той же специальности. В отдельных случаях при высокой практической и теоретической подготовке более высокая категория может быть присвоена без установленных требований к стажу. Специалистам, имеющим ученую степень доктора медицинских наук, высшая категория присваивается заочно. В случае отказа специалиста от очередной переаттестации ранее присвоенная категория утрачивается. Аттестация проводится платно за счет средств аттестуемого, профсоюза, научного общества или ассоциации по официально установленным тарифам.

Аккредитация медицинских учреждений: порядок и документы. Комментарий юристов

Для осуществления деятельности по предоставлению медицинских услуг иметь соответствующую лицензию недостаточно. Доказанный при получении лицензии уровень соответствия необходимо периодически подтверждать путем прохождения государственной аккредитации. Такая аккредитация является официальным признанием статуса учреждений здравоохранения (далее — медучреждения), подтверждением наличия в нем условий, необходимых для предоставления определенного уровня медико-санитарной помощи, и его соответствия критериям, установленным Министерством здравоохранения (Минздрав).
Согласно постановлению КМУ от 15.07.1997 года № 765 аккредитации подлежат все медучреждения (юридические лица или их обособленные подразделения, имеющие лицензию на осуществление медицинской практики) независимо от формы собственности, в том числе, фармацевтические (аптечные) заведения. Первая аккредитация проводится не позже чем через два года после начала деятельности медицинского учреждения, а в дальнейшем – каждые три года. По инициативе медучреждения с целью повышения категории может быть проведена внеочередная аккредитация, которая проводится не раньше чем через год после проведения предыдущей аккредитации.
Аккредитацию государственных и частных медицинских учреждений проводят Главная аккредитационная комиссия, а аккредитацию учреждений коммунальной собственности – аккредитационные комиссии, которые создаются при областных управлениях здравоохранения.
Для прохождения аккредитации необходимо собрать и предоставить следующие документы:

  • нотариально заверенную копию положения (устава) медучреждения;
  • копии документов, подтверждающих право на использование помещения, в котором находится медучреждение, и право на использование оборудования, необходимого для предоставления лечебно-профилактической помощи. Это могут быть копии договоров аренды, копии документов, подтверждающих право собственности на указанные помещения и оборудование и прочее. Эти копии, как правило, заверяются печатью и подписью руководителя учреждения;
  • сведения о численности работающих в медучреждении специалистов и их квалификационной характеристике (также заверяются подписью и печатью медучреждения);
  • утвержденное описание структуры медучреждения;
  • заключение государственного санитарно-эпидемиологического надзора об эпидемическом состоянии учреждения;
  • заключение государственного противопожарного надзора о состоянии пожарной безопасности в учреждении;
  • заключение Государственной инспекции промышленной безопасности и охраны труда о состоянии техники безопасности и эксплуатации сооружений в заведении;
  • отчет медучреждения об участии в исполнении территориальных медицинских программ;
  • отчет медучреждения о лечебной работе, проведенной за последние три года, а при первой аккредитации – за первые два года;
  • утвержденный медучреждением анализ своей деятельности относительно качества предоставляемой медицинской помощи и критериев ее оценки;
  • отчет медучреждения о научной и педагогической деятельности (при наличии);
  • копии ранее выданных аккредитационных сертификатов (при наличии).

Указанные документы подаются в соответствующую аккредитационную комиссию, которая в течение трех месяцев должна провести аккредитацию. Для этого аккредитационная комиссия поручает эксперту провести экспертизу соответствия медицинского учреждения стандартам госаккредитации. Тот, в свою очередь, формирует персональный состав экспертной группы и утверждает его в Минздраве. Сроки проведения такой экспертизы определяются соответствующей аккредитационной комиссией.
Экспертиза состоит в проверке медучреждения на соответствие стандартам государственной аккредитации. Для лечебно-профилактических заведений такие стандарты утверждены приказом Минздрава от 14.03.2011 года № 142. Эти стандарты разделены на 25 разделов, каждый из которых содержит несколько пунктов/подпунктов, которые оцениваются определенным количеством баллов. Впрочем, оценке подлежат только те стандарты, которые соответствуют профилю заведения и виду лечебно-профилактической помощи, которая им оказывается.
На практике, во избежание проблем с аккредитацией, перед ее прохождением медучреждения самостоятельно или с помощью внешних советников (в частности, юридических компаний) оценивают, какие стандарты уже выполняются, а какие стоит «подтянуть». Заодно, формируется стратегия поведения при осуществлении проверки со стороны экспертной группы и возможные аргументы на случай необходимости обжалования отказа в аккредитации. Экспертиза обязательно должна проходить в присутствии руководителя медучреждения, проходящего аккредитацию или уполномоченного им лица.
Результаты оценки вносятся в экспертное заключение о соответствии учреждения стандартам государственной аттестации. В нем указываются все оценки соответствия стандартам, которые касались медучреждения, общая сумма набранных баллов, максимально возможное количество баллов с учетом специализации медучреждения и процентный показатель достигнутого результата. Для получения аккредитации медучреждение должно набрать не менее 69 % максимально возможного количества баллов. Исходя из этого показателя, экспертная комиссия должна дать рекомендации о присвоении медучреждению аккредитации определенной второй (от 70 до 79 %), первой (от 80 до 89 %) или высшей категории (от 90 до 100 %). Экспертное заключение подписывается членами экспертной группы и направляется экспертом аккредитационной комиссии в течение 14 дней после завершения экспертизы.
На основании документов, поданных медучреждением, и заключения экспертов аккредитационная комиссия принимает решение о проведении аккредитации и об отнесении заведения к соответствующей категории, или об отказе в этом. Решение утверждается председателем аккредитационной комиссии, о чем медучреждение уведомляется в течение 10 дней. В случае принятия решения об аккредитации, медучреждению выдается аккредитационный сертификат, срок действия которого определяется аккредитационной комиссией, но не должен превышать трех лет.
Данный комментарий подготовлен в рамках практики «Медицинское и фармацевтическое право» и тесно связан с услугой «Аккредитация медицинского учреждения».
Аккредиатционный сертификат:

Статья 21. Лицензирование и аккредитация медицинских учреждений

  • •1.Общественное здоровье и здравоохранение как наука
  • •2.Понятие социальной медицины.
  • •3.Здоровье населения и его социальные и биологические аспекты
  • •4.Основные методы исследований при изучении социально-гигиенических аспектов общественного здоровья и деятельности учреждений здравоохранения
  • •5. Основные этапы и особенности развития отечественного здравоохранения новейшего времени.
  • •7.История мировоззрений о здоровье и здоровом образе жизни.
  • •8.Роль поведенческих факторов в формировании здорового образа жизни
  • •9.Характеристика среды обитания и здоровье
  • •10.Урбанизация и общественное здоровье.
  • •11.Труд и отдых как составные части здорового образа жизни.
  • •12.Жилище и его медико-социальное значение
  • •13.Подходы к здоровью человека и общества в XXI веке.
  • •14.Загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье населения
  • •15.Подготовка, воспитание и организация труда медицинских кадров на современном
  • •20. Организация внутриведомственной экспертизы качества медицинской помощи.
  • •21.Организация вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи.
  • •22.Проблема стандартов и стандартизации в медицине и здравоохранении.
  • •23.Классификация и объекты стандартизации в сфере медицины и здравоохранения.
  • •24.Виды стандартов в медицине.
  • •25.Несчастный случай, врачебная ошибка, профессиональное преступление в деятельности медицинских работников.
  • •26.Ответственность за причинение вреда здоровью граждан.
  • •27. Теоретические аспекты врачебной этики и медицинской деонтологии.
  • •28.Этические и деонтологические традиции отечественной медицины, их значение в деятельности врача.
  • •29.Врачебная тайна, ее юридические и моральные аспекты. Условия, допускающие представление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина.
  • •30. Статистика как общественная наука. Ее роль в медицине и здравоохранении.
  • •31. Методика статистического исследования и ее этапы.
  • •32.Составление плана и программы статистического исследования.
  • •33.Статистическое наблюдение. Обработка материала статистического исследования.
  • •34.Относительные величины и их значение для оценки изучаемых явлений.
  • •35.Статистический анализ как завершающий этап статистического исследования.
  • •36.Динамические ряды и их анализ.
  • •37. Понятие о генеральной и выборочных статистических совокупностях. Значение
  • •38.Вариационный ряд и методы вычисления средних величин.
  • •39.Среднее квадратическое отклонение, средняя ошибка средней арифметической и их значение в оценке отдельных признаков.
  • •40.Коэффициент достоверности и его применение.
  • •41.Статистические таблицы. Графическое изображение результатов статистических исследований
  • •42.Методика расчета стандартизованных показателей и их применение в практике здравоохранения
  • •43.Измерение связи между явлениями и признаками. Корреляция.
  • •44. Здоровье населения, его показатели, факторы, влияющие на здоровье населения.
  • •45.Актуальные проблемы здоровья населения России: демографические и медицинские аспекты.
  • •46.Методы демографической политики (экономические, административно-правовые, морально-психологические), место и роль медицинских работников в демографической политике государства.
  • •47.Демография: ее медико-социальные аспекты. Социальные проблемы «постарения населения».
  • •48.Демографическая статика. Переписи населения.
  • •49.Демографическая динамика
  • •50.Медико-социальные проблемы регулирования рождаемости.
  • •51.Современные особенности процессов рождаемости и смертности в различных
  • •52.Младенческая смертность: ее социально-гигиеническое значение, мероприятия по ее снижению. Методика вычисления показателей младенческой смертности
  • •53.Физическое развитие населения, его показатели и методы изучения
  • •54.Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем.
  • •56.Выборочный и сплошной методы изучения заболеваемости. Экспертная оценка при изучении заболеваемости
  • •57.Изучение заболеваемости по данным обращаемости населения в медицинские учреждения.
  • •58.Специальный учет отдельных видов заболеваемости (инфекционные заболевания, спид, важнейшие неэпидемические заболевания, госпитализированная заболеваемость).
  • •59.Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Методика изучения.
  • •60.Основные показатели и экономическое значение заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
  • •61.Изучение заболеваемости по данным профилактических осмотров. Изучение заболеваемости по причинам смерти.
  • •62.Болезни системы кровообращения как социально-гигиеническая проблема.
  • •63.Злокачественные новообразования как социально-гигиеническая проблема
  • •64.Травматизм как социально-гигиеническая проблема.
  • •65.Туберкулез как социально-гигиеническая проблема
  • •66.Нервно-психические заболевания как социально-гигиеническая проблема.
  • •67.Инфекционная заболеваемость, социально-гигиеническая значимость, меры профилактики и борьбы.
  • •68.Эпидемиологический надзор за вич-инфекцией и спиДом.
  • •69.Профилактика и борьба со спиДом в современных условиях. Цели тестирования и скрининга на вич.
  • •70.Алкоголизм и наркомания как социально-гигиеническая проблема.
  • •71. Аборт как социально-гигиеническая проблема.
  • •72.Организация амбулаторно-поликлинической помощи. История развития. Поликлиника: задачи, основные структурные подразделения, организация труда медицинского персонала; показатели деятельности
  • •73.Участковый принцип организации медицинской помощи населению.Возможности его сохранения в условиях бюджетно-страховой медицины. Задачи и перспективы развития семейной медицины.
  • •74.Организация стационарной помощи, история развития (основные периоды, современное состояние). Объединенная городская больница: ее структура, основные показатели деятельности.
  • •75. Организация и прием больных в стационаре: лечение, уход. Распорядок дня, функциональные обязанности медицинского персонала.
  • •76. Диспансеризация и диспансерный метод в работе лечебных учреждений
  • •77. Профилактические медицинские осмотры, их виды и организация.
  • •78. Диспансеры, виды диспансеров: их структура и организация работы.
  • •79.Скорая и неотложная медицинская помощь: задачи и организация работы. Больницы скорой медицинской помощи
  • •80. Учет, отчетность и показатели работы лечебных учреждений. Годовой отчет
  • •82. Областная больница: структура, функции, основные задачи и организация работы.
  • •83. Акушерско-гинекологическая помощь: основные организационные принципы и
  • •84. Родильный дом: задачи, организация, основные показатели деятельности. Дополнительное финансирование медицинской помощи женщинам в период беременности и родов. «Родовой сертификат».
  • •85. Лечебно-профилактическая помощь детям, основные принципы и учреждения. Детская больница и поликлиника: организация работы, основные показатели деятельности.
  • •86. Организация санитарно-противоэпидемической службы. Основные этапы развития, организация работы, принципы, предупредительный и текущий санитарный надзор.
  • •87. Противоэпидемические мероприятия в деятельности санитарных и лечебно профилактических учреждений; задачи и формы работы.
  • •88. Санитарное просвещение: его место и роль в охране здоровья населения. Формы, методы и средства санитарно-просветительной работы. Центры медицинской профилактики.
  • •89. Организация экспертизы трудоспособности в лечебно-профилактических
  • •90. Основные положения о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную
  • •91. Порядок выдачи листка нетрудоспособности (справки) при заболеваниях и
  • •92. Порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу. Группы
  • •Определение 1 группы инвалидности
  • •Определение 3 группы инвалидности
  • •93. Порядок выдачи листка нетрудоспособности на период санаторно- курортного лечения и медицинской реабилитации.
  • •IV. Порядок выдачи листка нетрудоспособности на период санаторно-курортного лечения
  • •94. Порядок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи и
  • •V. Порядок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи
  • •95. Порядок выдачи листка нетрудоспособности при карантине и при протезировании.
  • •VI. Порядок выдачи листка нетрудоспособности при карантине
  • •VII. Порядок выдачи листка нетрудоспособности при протезировании
  • •96. Порядок выдачи листка нетрудоспособности по беременности и родам.
  • •Система медицинского страхования
  • •97. Федеральный закон № 326-фз от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском
  • •98. Источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья.
  • •99. Схема взаимодействия субъектов медицинского страхования.
  • •100.Права и обязанности страхователя при медицинском страховании. Права граждан
  • •101. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Базовая программа
  • •102. Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования. Статья 20. Права и обязанности медицинских учреждений
  • •Статья 21. Лицензирование и аккредитация медицинских учреждений
  • •103. Структура, права и обязанности страховых медицинских организаций.
  • •104. Организационная структура и деятельность территориального фонда
  • •105. Развитие обязательного медицинского страхования в России. Современное
  • •106. Федеральный закон № 323-фз от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  • •107. Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации.Э
  • •108. Права и обязанности граждан и отдельных групп населения в сфере охраны здоровья
  • •109. Права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.
  • •110. Военно-врачебная, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы.
  • •111. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
  • •Здравоохранение в зарубежных странах
  • •112. Всемирная организация здравоохранения (воз), ее структура, основные
  • •113. Зарубежный опыт организации медицинского обслуживания (Германия,
  • •Достоинства системы здравоохранения Великобрита­нии:
  • •114. Система страховой медицины сша и бюджетно-страховой системы Канады.
  • •115. Система здравоохранения Бельгии и Швеции.
  • •116. Организация здравоохранения Японии и Китая.
  • •117. Медицинские информационные системы: классификация, функции, использование в работе лечебно-профилактических учреждений.
  • •118. Автоматизированные системы управления в здравоохранении (клинический,
  • •119. Автоматизированные рабочие места (арм) врачей различных специальностей.
  • •120. Составные части асу (технические средства, информация, персонал);
  • •121. Использование компьютерных технологий в медицине и здравоохранении, их
  • •123. Маркетинг в здравоохранении: основные понятия. Классификация медицинских
  • •124. Экономический анализ в медицинском учреждении: цель, задачи, функции,
  • •125. Оплата труда медицинских работников. Формы оплаты труда.
  • •126. Ценообразование в здравоохранении. Основные группы цен на медицинские
  • •127. Виды медицинских услуг (простые, сложные, комплексные).
  • •128. Структурные подразделения медицинского учреждения, выделяемые при расчете
  • •129. Понятие о фактических расходах медицинского учреждения. Прямые расходы на
  • •130. Косвенные (накладные) расходы на медицинские услуги. Методика расчета.
  • •Методика формирования тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые краевыми учреждениями здравоохранения населению Краснодарского края
  • •131. Предпринимательская деятельность в здравоохранении. Оказание платных
  • •132. Основные положения Приоритетного национального проекта в сфере
  • •133. Развитие первичной медицинской помощи — основной приоритет национального
  • •134. Реализация профилактического направления медицинской помощи на основе
  • •135. Основная цель и этапы работы по осуществлению дополнительной
  • •136. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *