Бухгалтерия автономного учреждения

Суть автономных учреждений и направления их работы

Под автономными учреждениями (АУ) подразумеваются некоммерческие организации, создаваемые в таких областях деятельности, как:

  • наука и образование;
  • поиск работы населению и его занятость;
  • охрана здоровья и соцзащита;
  • культура, физкультура и занятия спортом.

Формирование АУ проводится субъектами РФ, как лиц юридических, получающих возможность действовать от своего имени, распоряжаясь имуществом и осуществляя права неимущественного характера. Читайте также статью: → “Учет в казенных учреждениях”

Автономные организации:

  1. Создаются вердиктом вышестоящего органа управления.
  2. Преобразовываются из учреждений, которые ранее были государственными или муниципальными.

Возможно формирование и через перестройку предприятия унитарного. Ведущим источником финансирования АУ выступают бюджетные субсидии. Организации могут открывать счета в казначействе и в банках.

Важно! Если АУ намереваются осуществлять деятельность, которая приносит доход, пункт об этом должен присутствовать в учредительных документах.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Особенности в автономных учреждениях учетной политики

Законодательно установлено, что предписания положений по бухучету на АУ не действуют. Они работают на основании специальных нормативных документов, установивших единые методологические правила.

В АУ необходимо учитывать обособленно:

  1. Средства, которые представляют собой субвенции и субсидии. Произведенные за их счет расходы также учитываются отдельно.
  2. Доходы и издержки, образование которых происходит в процессе хозяйственной деятельности.
  3. Недвижимое и особо дорогое имущество, которое фундируется АУ учредителем и закрепляется за ним, пока организация функционирует. Также ОС, закупленные за счет вложенных им (учредителем) денежных средств.

Учетная политика АУ складывается, основываясь на особенности их структуры, принадлежности к определенной отрасли, выполняемых полномочий. Ее построение должно обеспечить бухучет рациональный и эффективный, соизмеримый с масштабами и возможностями АУ. Приказом касательно учетной политики, происходит принятие:

  1. Рабочего плана счетов, в котором указываются все необходимые счета.
  2. Методов, на основании которых производится оценивание имущества и обязательств.
  3. Порядка их инвентаризации.
  4. Правил обработки информации по учету и особенностей документооборота.
  5. Форм и бланков первичного учета. В них должны отмечаться реквизиты, предусмотренные инструктивными материалами.
  6. Построение внутреннего аудита и финансового контроля.

Важно! Во внутренний план счетов АУ позволено вносить добавочные коды (аналитические), которые должны обеспечить формирование объективной информации по бухучету, доступной те только пользователям внутри АУ, но и внешним.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Учет в автономных учреждениях: бухучет основных средств и наличного имущества

Все операции, касающиеся ОС учреждения, находят отражение в учете в полном соответствии с предписаниями, содержащимися в инструктивных материалах, и на основе первичной документации.

Поступление ОС сопровождается заметками:

Дебет Кредит
0 101 00 000

0 101 12 …

0 101 13 …

0 106 11 000 Новостройки и вновь построенные сооружения к учету приняты
0.101 00 000;

От 0 101 22 …

До 0 101 25 …;

От 0 101 32 …

До 1 101 37 …

0 106 00 000

0 106 21 …

0 106 31 …

Взятие ОС (кроме недвижимого имущества) на учет
0 101 00 000

0 101 150 …;

От 0 101 22 …

до 0 101 28 …

От 0 101 32 …

До

0 101 37 …

0 106 11 …

0 106 31 …

Рост стоимости ОС (балансовой) после проведенной реконструкции, дооборудования, достройки
0 101 00 000

От 0 101 11 …

До 0 101 13 …;

101 16 000;

От 0 101 22 …

До 0 101 27 …;

От 0 101 32 …

До 0 101 37 …

0 401 10 180 Признание и оприходование ОС, выявленных как ранее неучтенных. Обнаружены при проведении инвентаризации

Первичными документами, подтверждающими проведение операций, выступают соответствующие формы Актов о приеме-передаче, инвентаризационные ведомости. Читайте также статью: → “Как установить систему оплаты труда в организации, бюджетном учреждении, автономном учреждении, порядок, документы”

Особенности переоценки ОС. Учет выбытия

АУ периодически осуществляют переоценку ОС. Пример. Медицинское учреждение должно провести переоценку ОС, приобретенных за субсидию. Стоимость первоначальная – 830 000 руб. Амортизация на дату переоценки – 170 тыс. руб. Используется индекс, установленный Росстатом, – 1,25.

Увеличивается:

  • стоимость ОС:

830,0 · 1,25 – 830,0 = 207,5 тыс. руб.

  • сумма амортизации:

170,0 · 1,25 – 170,0 = 42,5 тыс. руб.

Записи, отражающие операцию дооценки:

ДТ 5 101 28 310 КТ 5 401 30 … Сумма: 207 500,0 увеличена стоимость ОС на сумму дооценки
ДТ 5 401 30 … КТ 5.104.28.410 Сумма: 42 500,0 Рост амортизации по ОС дооцененному

В балансе отражается (тыс. руб.):

  • Новая стоимость ОС:

830,0 + 207,5 = 1037,5

  • Амортизационная сумма:

170,0 + 42,5 = 212,5

  • Остаточная стоимость ОС:

1037,5 – 212,5 = 825,0

Подобным образом проводится уценка – уменьшение стоимости ОС. Выбытие ОС оформляется актами касательно списания, передачи и такими заметками в регистрах:

Дебет Кредит
0 104 00 000

0 401 10 172

0 101 00 000

От 0 (101) 11 …

До 0 (101) 15 …

От 0 (101) 32 …

До 0 (101) 37 …

Выведение за пределы бухучета. Причина – полная физическая непригодность или моральное старение
0 304 04 310 0 101 00 000

От 0 (101) 11 …

До 0 (101) 17 …

От 0. (101). 22 …

До 0. (101). 28 …;

От 0. (101). 32 …

До 0.101.38 …;

От 0.101.41…

До 0.101.48 …

Движение ОС между филиалами и главным офисом в пределах расчетов внутриведомственных

Важно! Необходимость пересчета стоимости ОС – отличительная особенность учета в автономных учреждениях.

Особенности учета расчетов с персоналом по зарплате

Расчеты по оплате труда специфичны тем, что заработок выплачивается из различных источников. Поэтому в учете используются не одинаковые счета. Это помогает сразу определиться с тем, откуда именно пришли деньги на выплаты сотрудникам за проделанную работу.

В зависимости от источников поступления денежной массы в учете заработка используются счета:

  1. 11 – оплата за счет выплат из казны страны;
  2. 01 – в пределах деятельности, которая приносит доходы;
  3. 01 – используются средства поступлений безвозмездных и целевые.

Начисление заработка работникам АУ проводится такими бухгалтерскими заметками:

Дебет Кредит Описание
0 401 20 211 1.302.11… Персоналу, находящемуся в штате АУ, начислен заработок
От 0.106.3….

До 0.106.34…

Начисление оплаты за труд работникам, которые занимаются работами по строительству, реконструируют и модернизируют наявные ОС

Во время нахождения сотрудников на военных сборах, их заработок учитывается иначе:

Дебет Кредит
0.303.05… 0.302.11… Начисление среднего заработка работнику, который проходит военные сборы
0.302.11… 0.303.01… Удержание подоходного налога из среднего заработка
0.302.11… 0.201.34… Работнику выплачена средняя зарплата

Военкомат перечисляет АУ деньги, которые отражаются:

  • Дт (0.201.11… (0.201.21…)
  • Кт (0.303.05…)

Эта операция демонстрирует наличие того, что военный комиссариат перечисляет АУ компенсацию, и отражает восстановление расхода, проведенного через кассу.

Налоговые аспекты работы автономных учреждений

По положениям НК (ст. 251), субсидии, которые приходят в АУ от учредителя:

  • выступают средствами финансирования на четко определенные цели;
  • в определение базы обложения налогом на прибыль не могут включаться.

АУ в обязательном порядке должны учитывать доходы и издержки отдельно по деятельности, которая финансируется из казны, и внебюджетной, когда деньги зарабатываются через коммерцию. Непозволительно снижать величину доходов, которые являются результатом внебюджетного функционирования, на размер издержек, профинансированных субсидиями.

Налогообложение предпринимательской деятельности АУ по налогу на прибыль, НДС происходит таким же образом, как в коммерческих организациях. Вся сумма доходов от реализации, полученная через коммерцию, входит в налогооблагаемую базу.

Отличительной особенностью является то, что АУ могут использовать свое право на внесение квартальных авансовых платежей. Но тут действует обязательное условие: выручка от реализации за четыре квартала не может превысить 15 млн. руб. (среднеквартальная).

АУ доступна УСНО, но лишь тогда, когда выручка за 9 месяцев до перехода на «упрощенку», не превышает 112,5 млн. RUB (2017 г.). Если же размер годовой выручки перейдет отметку в 150 млн. у АУ, уже работающих на УСНО, им придется перейти на ОСНО.

«Упрощенка» освобождает от уплаты и налога на прибыль, на имущество и НДС. Но не все АУ могут ею воспользоваться. УСНО недоступно автономным учреждениям, у которых:

  • имеются филиалы и представительства;
  • средняя штатная численность персонала за отчетный год выше ста человек;
  • стоимость ОС, подлежащих амортизации (амортизируемого имущества) больше 150 млн. руб.

Важно! Налоговая база не включает суммы субсидий и целевого финансирования, выделяемые собственником.

Автономные учреждения: отчетность и сроки ее представления

Отчетность АУ формируется на данных Главной книги и сопутствующих регистров. Заполняются данные о хозяйственных операциях нарастающей суммой, отражающей не только рубли, но и копейки.

АУ в обязательном порядке занимаются составлением бухгалтерской отчетности:

  • промежуточной (квартальной);
  • годовой.

Сроки сдачи последней установлены в феврале-марте. Она представляется в бумажном виде и электронном. Для каждой такой разновидности сроки сдачи документов отличаются. Читайте также статью: → “Порядок, правила и сроки регистрации некоммерческих организаций”

АУ подают отчетность в:

  • Государственные статистические органы;
  • Налоговые органы;
  • Иные органы или лицам, как это предусмотрено в уставе АУ, разработанного за законами РФ.

Несвоевременная сдача документации или наличие ошибок грозит автономному учреждению штрафом, размер которого определяют соответствующие контролирующие органы.

Важно! Представление отчетности проводится только после того, как ее рассмотрит наблюдательный совет АУ. Результаты такого рассмотрения отражаются в сопроводительном письме, которое направляется вместе с отчетами и пояснительной запиской к балансу.

Топ 5 популярных вопросов

Вопрос 1. Учебное заведение обладает объемной библиотекой, которая насчитывает около 120 тысяч экземпляров. Необходимо прописывать каждой книге инвентарный номер?

Ответ. Тут нужно рассмотреть два основных момента:

  1. Ведение учета объектов фонда библиотеки предполагает наличие Инвентарной карточки группового учета ОС. В ней учет ведется общей суммой.
  2. Инвентарные списки активов нефинансовых на указанные объекты не составляются. В учете фонд библиотеки присутствует как один объект с общей стоимостью.

Поэтому учебникам и другим книгам библиотеки инвентарный номер не присваивается.

Вопрос 2. Автономное учреждение формирует расчетные листы по заработной плате. Сколько раз в месяц они выдаются сотрудникам?

Ответ. Выдаются один раз при окончательном расчете.

Вопрос 3. Автономное учреждение создано в августе. За какой период следует сдавать годовую отчетность?

Ответ. В данном случае отчетным годом выступает период со дня регистрации (очевидно, конкретно число августа) и по 31 декабря.

Вопрос 4. Какую отчетность для АУ следует считать промежуточной?

Ответ. Промежуточной отчетностью является квартальная, формирование которой должно производиться по состоянию на первое число апреля, июля и октября.

Вопрос 5. Какой основной документ регламентирует работу автономных учреждений.

Ответ. Таковым выступает закон РФ № 174-ФЗ.

Организация учетной работы в автономных учреждениях содержит много особенностей. Результаты их деятельности, проводимой в значительной степени за счет субсидий, должны быть доступными и открытыми.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Бесплатная юридическая консультация
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик
Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Особенности организации бухгалтерского учета в автономном учреждении

Особенности организации бухгалтерского учета
в автономном учреждении

А.А. СЕМЕНЮК,
В.В. ПИМЕНОВ,
эксперты службы
правового консалтинга ГАРАНТ

Рассмотрим наиболее характерные требования законодательства к правовому положению автономного учреждения, на которые в первую очередь следует обратить внимание при организации бухгалтерского учета.

Особенности правового положения автономных учреждений. Автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств – на подобные организации не распространяются положения бюджетного законодательства. Их правовое положение определяется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).

Вместе с тем наряду с казенными и бюджетными учреждениями автономные учреждения относятся к государственным (муниципальным) учреждениям и являются некоммерческими организациями (ст. 120 ГК РФ, ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Подобный статус существенно ограничивает возможности автономного учреждения по осуществлению приносящей доход деятельности в сравнении с любой коммерческой организацией. В то же время такие учреждения обладают намного более значительной свободой действий, чем получатели бюджетных средств (казенное учреждение, орган власти местного самоуправления).
Остановимся на видах деятельности, которые может осуществлять автономное учреждение:
1. Действующее законодательство устанавливает строго определенные сферы, в которых могут создаваться автономные учреждения, – при изменении таких требований автономные учреждения, не удовлетворяющие новым критериям, подлежат, в частности, реорганизации (ликвидации) (ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, письмо Минфина России от 25.04.2011 № 02-03-09/1539).

2. Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано – такие виды деятельности определяются уставом. Именно основные виды деятельности учитываются при формировании государственного (муниципального) задания, от которого автономное учреждение не вправе отказаться (ч. 1, 2, 2.1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

3. При осуществлении какой-либо деятельности вне рамок государственного (муниципального) задания автономные учреждения руководствуются общим для всех некоммерческих организаций правилом: предпринимательская деятельность может осуществляться такими организациями лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Кроме того, действующим законодательством предусмотрены следующие ограничения:
– если выполняются работы (оказываются услуги), относящиеся к основной деятельности автономного учреждения, то они должны выполняться (оказываться) на одинаковых при оказании (выполнении) однородных услуг (работ) условиях в порядке, установленном федеральными законами (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ);

– иные виды деятельности могут осуществляться при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах (уставе) автономного учреждения (ч. 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).
Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется за счет следующих основных источников:

1. Субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ)). При расчете размера таких субсидий учитываются:
– нормативные затраты на оказание услуг (выполнение работ);
– нормативные затраты на содержание имущества (обратите внимание, что при расчете размера субсидии учитываются затраты на содержание только отдельных видов имущества согласно ч. 3 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).
Направления расходования средств в данном случае определяются самим автономным учреждением в установленном порядке – главными критериями целевого использования субсидии является выполнение государственного (муниципального) задания в срок, в оговоренных объемах и с должным качеством.
2. Целевые субсидии и бюджетные инвестиции (предоставляются в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1, 79 БК РФ). Действующие нормативные правовые акты выдвигают дополнительные требования, связанные с организацией расходованием таких средств.
3. Средства, поступающие от приносящей доход деятельности, – по общему правилу доходы поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано (ч. 8 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).
В 2011 г., как и ранее, автономные учреждения осуществляют любые операции, прежде всего, на основании Плана финансово-хозяйственной деятельности (ч. 13 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).
Требования к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н (приказ вступает в силу с 01.01.2012).

Согласно ч. 3 ст. 2 Закона № 174-ФЗ автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований).

Обратите внимание, что независимо от того, где будут открыты счета (лицевые счета) автономного учреждения, процедура осуществления кассовых выплат существенно не изменится – по общему правилу выплаты должны осуществляться в пределах остатка средств, поступивших автономным учреждениям (ч. 3.4 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Имущество может принадлежать автономному учреждению только на праве оперативного управления (п. 1 ст. 120, 296 ГК РФ). Собственник имущества автономного учреждения (публично-правовое образование) не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения (п. 2 ст. 296 ГК РФ, ч. 5 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

При этом имущество автономного учреждения подразделяется на следующие категории.
1. Имущество, закрепленное за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенное за счет выделенных таким собственником средств, в том числе:
– недвижимое имущество;
– особо ценное движимое имущество.
2. Иное движимое имущество, закрепленное за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенное за счет выделенных таким собственником средств.
3. Остальное движимое и недвижимое имущество.
Согласно ч. 4 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ и пп. 1, 2 ст. 120 ГК РФ имуществом, перечисленным в п. 2 ст. 296 ГК РФ, учреждение распоряжается самостоятельно и отвечает по своим обязательствам. А вот имуществом, речь о котором идет в п. 1 ст. 296 ГК РФ, автономное учреждение распоряжаться без согласия учредителя не вправе и не отвечает по своим обязательствам.

Руководитель автономного учреждения не может заключать крупные сделки без предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения, а отнесение сделок к крупным осуществляется исходя из балансовой стоимости активов автономного учреждения (ст. 14, 15 Закона № 174-ФЗ).

Отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества ежегодно публикуются автономными учреждениями в определенных учредителем средствах массовой информации (ч. 10 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Организация бухгалтерского учета в автономном учреждении. Особенности правового положения автономных учреждений предопределяют особый порядок, которым следует руководствоваться при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности в таких учреждениях.
Основными документами, регламентирующими данные вопросы, являются:

1. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 157н) (заменяет не только соответствующие план счетов и инструкцию, применяемые коммерческими организациями, но и положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)).
3. Приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (на основе данного плана счетов автономные учреждения разрабатывают рабочие планы счетов; на основании инструкции в учете формируются определенные бухгалтерские записи и применяются определенные первичные документы).
4. Приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (приказом утверждены применяемые государственными (муниципальными) учреждениями (в том числе автономными) формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и методические указания по их применению).
5. Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (могут применяться в установленном порядке для организации аналитического учета в автономном учреждении – прежде всего для формирования кода номера счета бухгалтерского учета в 1–17, 24–26 разрядах).
6. Приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
7. Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (порядок составления и представления бухгалтерской отчетности).
Обратите внимание, что таблица соответствия счетов Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений счетам коммерческого плана счетов, доведена письмом Минфина России от 29.12.2010 № 02-06-07/5398.
Организация аналитического учета осуществляется в автономном учреждении путем:
– обособленного учета операций, осуществляемых в рамках различных видов деятельности (деятельность за счет субсидий на выполнение задания – 4, приносящая доход деятельность – 2 и т.д.);
– учета на аналитических счетах, формируемых с использованием кодов группы и вида синтетического счета объекта учета, предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (таким образом, организован обособленный учет различных категорий имущества автономных учреждений);
– учета на аналитических счетах, формируемых с использованием дополнительных аналитических кодов синтетических счетов, самостоятельно вводимых учреждением согласно п. 1 Инструкции № 157н (например, на счете 020531000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» может быть предусмотрен обособленный учет полученных авансов и предварительной оплаты: 020531000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг», 020532000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг – авансы полученные»);
– учета на аналитических счетах, формируемых путем введения дополнительных (нецифровых) аналитических показателей к аналитическим счетам первого (второго) порядка (например, к счету 021001000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» могут быть предусмотрены следующие аналитические показатели: «НДС с предоплат», «НДС по операциям, подлежащим налогообложению», «НДС по операциям, не подлежащим налогообложению», «НДС распределяемый», «НДС по неотфактурованным поставкам»);
– применения аналитических кодов видов поступлений, выбытий объектов учета, а также аналитических кодов по бюджетной классификации РФ (в частности применение кодов КОСГУ в 24–26 разрядах кода счетов: 211 «Заработная плата», 221 «Услуги связи», 310 «Увеличение стоимости основных средств» и т.д.).

Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
3. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.
3. Приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49.
4. Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 190н.
5. Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *