План ФХД автономного учреждения

55. План финансово-хозяйственной деятельности учреждений

План финансово-хозяйственной деятельности является важнейшим документом для бюджетных и автономных учреждений. В отличие от бюджетной сметы в нем отражаются операции не только с субсидиями, планируемыми к получению из бюджета, но и со средствами от иной приносящей доходы деятельности. Это позволяет учредителю детально контролировать и регулировать финансовую деятельность подведомственных ему учреждений.

Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности:

Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н. Действие данного нормативного документа распространяется:

  • на бюджетные учреждения, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных органов местного самоуправления в переходный период принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета;

  • на автономные учреждения.

В соответствии Требованиями план финансово-хозяйственной деятельности составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период; должен определяться орган государственной власти (орган местного самоуправления), осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) учреждения

Государственное (муниципальное) учреждение должно обеспечивать открытость и доступность ряда документов, в т. ч. плана финансово-хозяйственной деятельности. Данная информация, согласно п. 3.5 Закона № 7-ФЗ, должна размещаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, на официальном сайте в сети Интернет на основании сведений, предоставляемых государственным (муниципальным) учреждением.

Структура плана финансово-хозяйственной деятельности

Согласно Требованиям план финансово-хозяйственной деятельности составляется учреждением в рублях с точностью до двух знаков после запятой по форме, утвержденной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и содержит три части: заголовочную, содержательную и оформляющую.

В заголовочной части плана указываются:

  • общие сведения о документе (наименование документа, дата его составления и гриф утверждения);

  • наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

  • финансовый год (финансовый год и плановый период), на который представлены содержащиеся в документе сведения;

  • наименование единиц измерения показателей и их коды по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ).

Содержательная часть плана, в свою очередь, состоит из текстовой (описательной) и табличной частей.

В текстовой содержательной части плана указываются:

  • цели деятельности учреждения в соответствии с федеральными законами, иными нормативными (муниципальными) правовыми актами и уставом учреждения;

  • виды деятельности учреждения, относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом;

  • перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждения, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату;

  • общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана (в разрезе стоимости имущества: закрепленного собственником имущества за учреждением на праве оперативного управления; приобретенного учреждением за счет выделенных собственником имущества учреждения средств; приобретенного учреждением за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности);

  • общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана, в т. ч. балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;

  • иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

В табличной содержательной части плана указываются:

  • показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана);

  • плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения;

  • иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Согласно п. 10 Требований плановые показатели по поступлениям формируются учреждением в разрезе:

  • субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания;

  • целевых субсидий;

  • бюджетных инвестиций;

  • поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности;

  • поступлений от реализации ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами).

В соответствии с п. 11 Требований плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат на:

  • оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда; услуги связи; транспортные услуги; коммунальные услуги; арендную плату за пользование имуществом; услуги по содержанию имущества; прочие услуги; пособия по социальной помощи населению; приобретение основных средств; приобретение нематериальных активов; приобретение материальных запасов.

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе предусматривать детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей классификации операций сектора государственного управления бюджетной классификации РФ, а по группе “Поступление нефинансовых активов” – с указанием кода группы классификации операций сектора государственного управления.

Оформляющая часть плана должна содержать подписи должностных лиц, ответственных за включенные в план данные, – руководителя учреждения (уполномоченного им лица), руководителя финансово-экономической службы, иного уполномоченного лица, исполнителя документа.

Планирование финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения

Планирование финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения — один из инструментов, используемых для достижения целей, ради которых оно создано. Документом, содержащим плановую информацию о движении финансовых потоков на очередной плановый период, является план финансово-хозяйственной деятельности (далее — план ФХД). С 2012 г. будут действовать общие требования к составлению плана ФХД автономными и бюджетными учреждениями. Кто устанавливает порядок формирования плана ФХД? Каким образом осуществляется контроль за его исполнением? Каковы новые требования к плану ФХД? Есть ли взаимосвязь плановых показателей, показателей государственного (муниципального) задания, данных бухгалтерского учета и отчетности? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой статье.

Автономные учреждения осуществляют свою финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с планом ФХД, утвержденным учредителем на определенный плановый период (например, на очередной финансовый год). В связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждении определены общие требования к плану ФХД автономных и бюджетных учреждений, получающих субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, начиная с 2012 г.

Напомним, раньше бюджетные учреждения составляли бюджетную смету и смету по приносящей доход деятельности. Бюджетная смета содержала в себе показатели по расходам, так как бюджетные средства выделялись в виде лимитов бюджетных обязательств и не являлись доходами учреждения. Смета по приносящей доход деятельности содержала плановые показатели по доходам и расходам. Теперь в плане ФХД автономных и бюджетных учреждений содержатся плановые показатели по поступлениям денежных средств в разрезе всех видов деятельности, осуществляемых учреждением (в том числе и по деятельности, финансируемой за счет субсидий), и плановые показатели по расходованию полученных денежных средств с учетом имеющихся финансовых ресурсов. Заметим, показатели, отражаемые в плане ФХД по поступлениям и расходованию средств, имеют сходства с показателями по доходам и расходам, которые ранее отражались в сметах бюджетных учреждений по приносящей доход деятельности.

При составлении плана на очередной финансовый год (плановый период) учреждению прежде всего следует опираться на порядок его составления, утвержденный учредителем для своих подведомственных учреждений с учетом общих Требований к плану, установленных Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее — Требования к плану).

Таким образом, для каждого автономного учреждения действует свой ведомственный порядок:

  • Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 01.11.2010 N 1095;
  • Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности подведомственных бюджетных учреждений, утвержденный Приказом Минкультуры России от 18.11.2010 N 712;
  • Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Федеральному агентству лесного хозяйства, утвержденный Приказом Рослесхоза от 10.12.2010 N 477;
  • Порядок составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденный Приказом Минкомсвязи России от 15.12.2010 N 183.

Анализ указанных документов и иных аналогичных нормативных актов субъектов РФ, утвержденных на сегодняшний день, показал, что план финансово-хозяйственной деятельности должен содержать следующие разделы:

  • сведения о деятельности государственного (муниципального) учреждения (в том числе цели и виды деятельности, перечень услуг (работ), осуществляемых на платной основе);
  • показатели финансового состояния государственного (муниципального) учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана);
  • показатели по поступлениям и выплатам государственного (муниципального) учреждения (плановые);
  • мероприятия стратегического развития государственного (муниципального) учреждения (планируемые).

К сведению. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, при установлении порядка составления плана ФХД для своих подведомственных учреждений вправе предусмотреть особенности формирования плана для отдельных учреждений и дополнительную детализацию показателей плана, в том числе по временному интервалу (поквартально, помесячно) (п. п. 2, 3 Требований к плану).

Формирование плановых показателей по поступлениям и выплатам

В автономном учреждении процесс составления плана ФХД осуществляется поэтапно. Сначала на этапе формирования проекта соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) в учреждении составляется предварительный план ФХД исходя из представленной учредителем информации о планируемых объемах расходных обязательств (п. п. 5, 9 Требований к плану):

  • субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ);
  • субсидий, предоставляемых согласно проекту закона (решения) о бюджете на осуществление соответствующих целей (далее — целевая субсидия);
  • бюджетных инвестиций;
  • публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления планируется передать в установленном порядке учреждению. Заметим, что суммы публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, указываются в плане справочно (п. 6 Требований к плану).

Показатели по поступлениям от оказания платных услуг (выполнения платных работ), которые в соответствии с уставом учреждения относятся к основным видам его деятельности, а также по поступлениям от иной приносящей доход деятельности рассчитываются исходя из планируемого объема оказания услуг (выполнения работ) и планируемой стоимости их реализации (п. п. 6, 7 Требований к плану).

Плановые показатели по поступлениям формируются учреждением в разрезе видов деятельности (видов финансового обеспечения) (п. 10 Требований к плану).

В соответствии с п. 11 Требований к плану детализация плановых показателей по выплатам в плане может предусматриваться до уровня групп и статей Классификации операций сектора государственного управления <1> (КОСГУ), а по группе «Поступление нефинансовых активов» — с указанием кода группы данной Классификации.

<1> Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. Эта Классификация применяется казенными и бюджетными учреждениями. Порядок применения кодов КОСГУ в целях бухгалтерского (бюджетного) учета утвержден Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н. Несмотря на это, автономные учреждения при составлении плана ФХД и отражении результатов выполнения утвержденных плановых показателей при ведении бухгалтерского учета в целях методического руководства также могут использовать разд. V «КОСГУ», содержащий краткое описание статей, подстатей, аналогичных аналитическим кодам поступлений, выбытий.

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе следующих выплат:

  • оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда (соответствуют статье 220 КОСГУ);
  • услуги связи (соответствуют подстатье 221 КОСГУ);
  • транспортные услуги (соответствуют подстатье 222 КОСГУ);
  • коммунальные услуги (соответствуют подстатье 223 КОСГУ);
  • арендная плата за пользование имуществом (соответствует подстатье 224 КОСГУ);
  • услуги по содержанию имущества (соответствуют подстатье 225 КОСГУ);
  • прочие услуги (соответствуют подстатье 226 КОСГУ);
  • пособия по социальной помощи населению (соответствуют подстатье 262 КОСГУ);
  • приобретение основных средств (соответствует статье 310 КОСГУ);
  • приобретение нематериальных активов (соответствует статье 320 КОСГУ);
  • приобретение материальных запасов (соответствует статье 340 КОСГУ);
  • прочие расходы (соответствуют статье 290 КОСГУ);
  • иные выплаты, не запрещенные законодательством РФ (по соответствующим статьям, подстатьям КОСГУ).

При этом планируемые объемы выплат, связанных с выполнением учреждением государственного (муниципального) задания, формируются с учетом нормативных затрат, определенных в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (п. 12 Требований к плану).

Для справки. В соответствии с п. 2 Постановления N 671 <2> Минфином и Минэкономразвития с целью оказания методической помощи федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, разработаны Методические рекомендации по расчету нормативных затрат <3>. На основании указанных нормативных актов учредители разрабатывают свои порядки определения нормативных затрат для подведомственных им учреждений.

<2> Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».
<3> Приказ Минфина России N 137н, Минэкономразвития России N 527 от 29.10.2010 «О Методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений».

Таким образом, исходные данные, полученные учредителем при расчете нормативных затрат на оказание государственных услуг и содержание закрепленного за учреждением имущества при формировании государственного задания, учитываются также при определении плановых объемов выплат, связанных с выполнением учреждением государственного (муниципального) задания.

Получается, что на этапе планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период одновременно начинаются:

  1. предварительное составление планов ФХД в учреждениях на основании информации, полученной от их учредителей, об объемах расходных обязательств (субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, целевых субсидий, бюджетных инвестиций, публичных обязательств);
  2. формирование учредителями государственных (муниципальных) заданий на основании информации, содержащейся в проекте закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (плановый период) и нормативных затрат на выполнение государственного (муниципального) задания.

После утверждения в установленном порядке закона (решения) о бюджете показатели предварительного плана ФХД при необходимости уточняются учреждением, и на основании заключения наблюдательного совета составленный план направляется на утверждение учредителю в установленные им сроки. Уточнение показателей плана, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания, осуществляется с учетом показателей утвержденного государственного (муниципального) задания и размера субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (п. 17 Требований к плану).

При этом, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, план также составляется на один финансовый год. Если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период, план составляется на очередной финансовый год и плановый период.

Рекомендации. Процесс планирования включает в себя не только сбор и обработку необходимой информации, но и умение прогнозировать (выявлять) ситуации, которые непосредственно могут повлиять на изменение финансовых показателей в будущем (рост цен на товары (услуги, работы), увеличение (уменьшение) налоговых платежей, арендной платы и иные ситуации, которые можно предусмотреть еще на стадии планирования, в том числе исходя из опыта прошлых лет). Для того чтобы основательно провести такой анализ и предусмотреть все нюансы, потребуется время, которого зачастую не хватает при составлении плана ФХД в отведенные учредителем сроки. Поэтому процесс планирования (по крайней мере по приносящей доход деятельности) рекомендуем начинать заранее (до составления проекта закона (решения) о бюджете).

В п. 15 Требований к плану сказано, что учредитель вправе установить для учреждения порядок формирования плановых поступлений и соответствующих им плановых выплат, в том числе в разрезе видов услуг (работ).

По мнению автора, дополнительная детализация плановых показателей по поступлениям необходима по приносящей доход деятельности, так как к доходам по данному виду деятельности относятся поступления от оказания платных услуг (работ), аренды, выбытия нефинансовых активов, акций, безвозмездные и иные поступления. Плановые показатели по выплатам по видам расходов (в разрезе КОСГУ) должны формироваться в плане по каждому виду деятельности отдельно, так как они должны быть сопоставимы (взаимосвязаны) с данными бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности по исполнению плана.

Взаимосвязь данных бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и плановых показателей

Организация и ведение бухгалтерского учета в АУ осуществляется раздельно по видам деятельности (видам финансового обеспечения). Коды видов деятельности указываются в разряде 18 счета Единого плана счетов. При формировании рабочего плана счетов применяются девять цифр (разряды 18 — 26) счета Единого плана счетов. То есть код вида деятельности указывается впереди счета. Далее в соответствии с п. 21 Инструкции N 157н <4> перечислим только те коды и виды финансового обеспечения, по которым в плане утверждаются плановые показатели по поступлениям и выплатам:

  • 2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • 4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5 — субсидии на иные цели;
  • 6 — бюджетные инвестиции.

<4> Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

Согласно нормам Инструкций N N 157н, 183н <5> отражение операций на счетах, отражающих затраты, начисленные доходы и расходы, а также операций на счетах разд. 5 «Санкционирование расходов» плана счетов автономного учреждения осуществляется по соответствующим аналитическим счетам, содержащим соответствующие аналитические коды, указанные в разрядах 24 — 26 счета рабочего плана счетов в зависимости от объекта учета и содержания хозяйственной операции. Эти аналитические коды, применяемые в бухгалтерском учете, аналогичны кодам КОСГУ, утвержденным в плане.

<5> Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».

Таким образом, отражение операций по поступлению и расходованию средств осуществляется автономным учреждением в разрезе источников финансирования и видов доходов и расходов в соответствии с утвержденным планом. При этом порядок раздельного учета, коды детализации и иные особенности должны быть прописаны в учетной политике учреждения.

После того как план составлен и утвержден, его показатели по поступлениям и выплатам отражаются на счете 0 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения» (по счетам аналитического учета в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции). В таблице приведены отдельные счета из данной группы:

—————————————————————————
В разрезе видов доходов (поступлений)
—————————————————————————
050400120 «Сметные (плановые) назначения по доходам от собственности»
—————————————————————————
050400130 «Сметные (плановые) назначения по доходам от оказания платных
услуг»
—————————————————————————
050400140 «Сметные (плановые) назначения по доходам от сумм
принудительного изъятия»
—————————————————————————
050400150 «Сметные (плановые) назначения по доходам от безвозмездных
поступлений от бюджетов»
—————————————————————————
050400170 «Сметные (плановые) назначения по доходам от операций
с активами»
—————————————————————————
050400180 «Сметные (плановые) назначения по прочим доходам»
—————————————————————————

В разрезе видов расходов (выплат)
—————————————————————————
050400200 «Сметные (плановые) назначения по расходам»
—————————————————————————
050400211 «Сметные (плановые) назначения по заработной плате»
—————————————————————————
050400212 «Сметные (плановые) назначения по прочим выплатам»
—————————————————————————
050400213 «Сметные (плановые) назначения по начислениям на выплаты
по оплате труда»
—————————————————————————
050400221 «Сметные (плановые) назначения по услугам связи»
—————————————————————————
050400222 «Сметные (плановые) назначения по транспортным услугам»
—————————————————————————
050400223 «Сметные (плановые) назначения по коммунальным услугам»
—————————————————————————
050400224 «Сметные (плановые) назначения по арендной плате за пользование
имуществом»
—————————————————————————
050400225 «Сметные (плановые) назначения по работам, услугам по
содержанию имущества»
—————————————————————————
050400226 «Сметные (плановые) назначения по прочим работам, услугам»
—————————————————————————
050400230 «Сметные (плановые) назначения по обслуживанию долговых
обязательств»
—————————————————————————
050400241 «Сметные (плановые) назначения по безвозмездным перечислениям
государственным и муниципальным организациям»
—————————————————————————
050400242 «Сметные (плановые) назначения по безвозмездным перечислениям
организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»
—————————————————————————
050400250 «Сметные (плановые) назначения по безвозмездным перечислениям»
—————————————————————————
050400252 «Сметные (плановые) назначения по перечислениям
наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»
—————————————————————————
050400253 «Сметные (плановые) назначения по перечислениям международным
организациям»
—————————————————————————
050400260 «Сметные (плановые) назначения по социальному обеспечению»
—————————————————————————
050400262 «Сметные (плановые) назначения по пособиям по социальной помощи
населению»
—————————————————————————
050400263 «Сметные (плановые) назначения по пенсиям, пособиям,
выплачиваемым организациями сектора государственного управления»

—————————————————————————
050400290 «Сметные (плановые) назначения по прочим расходам»
—————————————————————————
050400300 «Сметные (плановые) назначения по приобретению нефинансовых
активов»
—————————————————————————
050400310 «Сметные (плановые) назначения по приобретению основных
средств»
—————————————————————————
050400320 «Сметные (плановые) назначения по приобретению нематериальных
активов»
—————————————————————————
050400330 «Сметные (плановые) назначения по приобретению непроизведенных
активов»
—————————————————————————
050400340 «Сметные (плановые) назначения по приобретению материальных
запасов»
—————————————————————————
050400500 «Сметные (плановые) назначения по приобретению финансовых
активов»
—————————————————————————

Кроме того, учет плановых назначений ведется в разрезе финансовых периодов. Если план утвержден на один финансовый год, его показатели учитываются по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 504 10 000 «Сметные (плановые) назначения текущего финансового года». Если план составляется на финансовый год и плановый период, показатели учитываются соответственно на счетах:

  • 0 504 10 000 «Сметные (плановые) назначения текущего финансового года»;
  • 0 504 20 000 «Сметные (плановые) назначения очередного финансового года».

В соответствии с п. 187 Инструкции N 183н для отражения информации о ходе исполнения учреждением утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности сметных (плановых) назначений, в том числе по принятию и (или) исполнению учреждением обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год, кроме перечисленных выше счетов также используются счета (по соответствующим счетам аналитического учета):

  • 0 502 01 000 «Принятые обязательства»;
  • 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства»;
  • 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств»;
  • 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения»;
  • 0 508 00 000 «Получено финансового обеспечения».

Для справки. Обязательства учреждения — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности автономного учреждения предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения.

Денежные обязательства — обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому или юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или согласно положениям законодательства РФ, иного правового акта, условиям договора или соглашения (п. 308 Инструкции N 157н).

Заметим, что операции, отраженные на счетах разд. 5 «Санкционирование расходов» Плана счетов автономного учреждения не влияют на финансовый результат деятельности учреждения. Однако на основании этих данных осуществляется внутренний контроль за исполнением плана финансово-хозяйственной деятельности и создаются отдельные формы отчетов, входящие в состав бухгалтерской отчетности в соответствии с Инструкцией N 33н <6>. К ним относятся:

  • Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • Отчет об обязательствах, принятых учреждением (ф. 0503738).

Данные отчеты составляются учреждением отдельно по каждому виду финансового обеспечения (виду деятельности), в частности: собственные доходы учреждения (код вида — 2), субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (код вида — 4), субсидии на иные цели (код вида — 5), бюджетные инвестиции (код вида — 6) (п. 34 Инструкции N 33н).

<6> Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

В указанных отчетных формах плановые показатели по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) отражаются также в разрезе видов доходов и расходов с указанием аналитических кодов (кодов КОСГУ).

* * *

Подведем итог сказанному. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с планом ФХД. Информация о ходе выполнения плана отражается (учитывается) на счетах бухгалтерского учета (разд. 5 «Санкционирование расходов» Плана счетов автономного учреждения). На основании этих данных осуществляется внутренний контроль и формируется отчетность по исполнению плана. Посредством такого контроля своевременно выявляются случаи недостаточности средств по тем или иным статьям расходов или доходов. Во избежание отклонений от выполнения плана ФХД при необходимости в утвержденный план ФХД вносятся изменения в установленном учредителем порядке.

Для отражения плановых показателей по поступлению средств и их расходованию в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями Инструкций N N 157н, 183н, 33н необходимо, чтобы план содержал детализацию этих показателей в разрезе как видов деятельности (видов финансового обеспечения), так и видов доходов и расходов. Если самой формой плана ФХД, утвержденной учредителем, такая детализация не предусмотрена, можно разработать дополнительные таблицы в виде расшифровки (приложения) к плану.

О.Сизонова

Редактор журнала

«Автономные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *