Функции наблюдательного совета

Наблюдательный совет

Положение о Наблюдательном совете

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 5 «Росток»

I. Общие положения

1. Наблюдательный совет муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) является коллегиальным органом управления ДОУ.

2. Наблюдательный совет ДОУ осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов власти города Радужный, Уставом ДОУ и иными локальными нормативными актами ДОУ.

II. Структура и численность совета

3. Наблюдательный совет ДОУ создается в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов.

4. В состав наблюдательного совета ДОУ входят представители учредителя Учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в т. ч. лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

В состав наблюдательного совета ДОУ могут также входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников ДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.

Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета ДОУ не должно превышать 1/3 от общего числа членов наблюдательного совета ДОУ.

Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления должны составлять представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Количество представителей работников ДОУ не может превышать 1/3 от общего числа членов наблюдательного совета ДОУ.

5. Срок полномочий наблюдательного совета устанавливается Уставом ДОУ, но не может быть более чем пять лет.

6. Одно и то же лицо может быть членом наблюдательного совета ДОУ неограниченное число раз.

7. Руководитель ДОУ и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета ДОУ. При этом руководитель ДОУ участвует в заседаниях наблюдательного совета ДОУ с правом совещательного голоса.

8. Членами наблюдательного совета ДОУ не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость.

9. ДОУ не вправе выплачивать членам наблюдательного совета ДОУ вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета ДОУ.

10. Члены наблюдательного совета ДОУ могут пользоваться услугами ДОУ только на равных условиях с другими гражданами.

11. Решение о назначении членов наблюдательного совета ДОУ или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем ДОУ.

Решение о назначении представителя работников ДОУ членом наблюдательного совета ДОУ или о досрочном прекращении его полномочий принимается в порядке, предусмотренном Уставом ДОУ.

12. Полномочия члена наблюдательного совета ДОУ могут быть прекращены досрочно:

— по просьбе члена наблюдательного совета ДОУ;

— в случае невозможности исполнения членом наблюдательного совета ДОУ своих обязанностей по состоянию здоровья или по причине отсутствия члена совета в месте нахождения ДОУ в течение четырех месяцев;

— в случае привлечения члена наблюдательного совета ДОУ к уголовной ответственности.

13. Полномочия члена наблюдательного совета ДОУ, являющегося представителем государственного органа или органа местного самоуправления и состоящего с этим органом в трудовых отношениях, прекращаются досрочно в случае прекращения трудовых отношений или по представлению указанного государственного органа или органа местного самоуправления.

14. Вакантные места, образовавшиеся в наблюдательном совете ДОУ в связи со смертью или с досрочным прекращением полномочий его членов, замещаются на оставшийся срок полномочий наблюдательного совета ДОУ.

15. Председатель наблюдательного совета ДОУ избирается на срок полномочий наблюдательного совета ДОУ членами наблюдательного совета ДОУ из их числа простым большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета ДОУ.

16. Представитель работников ДОУ не может быть избран председателем наблюдательного совета ДОУ.

17. Наблюдательный совет вправе в любое время переизбрать своего председателя.

18. Председатель наблюдательного совета ДОУ организует работу совета, созывает его заседания, председательствует на них и организует ведение протокола.

19. В отсутствие председателя наблюдательного совета ДОУ его функции выполняет старший по возрасту член совета, за исключением представителя работников.

III. Компетенция совета

20. Наблюдательный совет ДОУ рассматривает:

20.1. предложения Учредителя или руководителя ДОУ о внесении изменений в Устав ДОУ;

20.2. предложения Учредителя или руководителя ДОУ о создании и ликвидации филиалов ДОУ, об открытии и о закрытии его представительств;

20.3. предложения Учредителя или руководителя ДОУ о реорганизации ДОУ или о его ликвидации;

20.4. предложения Учредителя или руководителя ДОУ об изъятии имущества, закрепленного за ДОУ на праве оперативного управления;

20.5. предложения руководителя ДОУ об участии ДОУ в других юридических лицах, в т. ч. о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;

20.6. проект плана финансово-хозяйственной деятельности ДОУ;

20.7. по представлению руководителя ДОУ проекты отчетов о деятельности ДОУ, об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность ДОУ;

20.8. предложения руководителя ДОУ о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым в соответствии с ч. 2 и 6 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) Учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно;

20.9. предложения ДОУ о совершении крупных сделок;

20.10. предложения руководителя ДОУ о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

20.11. предложения руководителя ДОУ о выборе кредитных организаций, в которых ДОУ может открыть банковские счета;

20.12. вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности ДОУ и утверждения аудиторской организации.

21. Вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета, не могут быть переданы на рассмотрение других органов ДОУ.

22. По требованию наблюдательного совета ДОУ или любого из его членов другие органы ДОУ обязаны предоставить информацию по вопросам, относящимся к компетенции наблюдательного совета ДОУ.

IV. Порядок проведения заседаний совета

23. Заседания наблюдательного совета ДОУ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

24. Заседание наблюдательного совета ДОУ созывается его председателем:

— по собственной инициативе;

— по требованию учредителя ДОУ, члена наблюдательного совета ДОУ или руководителя ДОУ.

25. Порядок и сроки подготовки, созыва и проведения заседаний наблюдательного совета ДОУ определяются уставом ДОУ.

26. В заседании наблюдательного совета ДОУ вправе участвовать приглашенные председателем наблюдательного совета ДОУ лица, если против их присутствия не возражает более чем 1/3 от общего числа членов наблюдательного совета ДОУ.

35. Заседание наблюдательного совета ДОУ является правомочным, если все члены наблюдательного совета ДОУ извещены о времени и месте его проведения и на заседании присутствует более половины членов наблюдательного совета ДОУ.

Передача членом наблюдательного совета ДОУ своего голоса другому лицу не допускается.

27. Уставом ДОУ может предусматриваться возможность учета представленного в письменной форме мнения члена наблюдательного совета ДОУ, отсутствующего на его заседании по уважительной причине, при определении наличия кворума и результатов голосования, а также возможность принятия решений наблюдательного совета ДОУ путем проведения заочного голосования.

Указанный порядок не может применяться при принятии решений по вопросам, предусмотренным пп. 9 и 10 ч. 1 ст. 11 Закона № 174-ФЗ.

28. Каждый член наблюдательного совета ДОУ имеет при голосовании один голос. В случае равенства голосов решающим является голос председателя наблюдательного совета ДОУ.

29. Первое заседание наблюдательного совета ДОУ после его создания, а также первое заседание нового состава наблюдательного совета ДОУ созывается по требованию Учредителя ДОУ. До избрания председателя наблюдательного совета ДОУ на таком заседании председательствует старший по возрасту член совета, за исключением представителя работников ДОУ.

V. Делопроизводство

30. На заседаниях наблюдательного совета ДОУ ведется протокол.

31. Протокол заседаний наблюдательного совета ДОУ содержит:

— место и время проведения заседания;

— перечень присутствующих лиц;

— повестку дня;

— вопросы, поставленные на голосование и итоги по ним;

— принятые решения.

32. Протокол подписывается председательствующим на заседании, который несет ответственность за правильность составления протокола и секретарем наблюдательного совета ДОУ.

Наблюдательный совет: зачем он нужен владельцам компании

По сути своей корпоративное управление – это некое промежуточное управленческое звено между общим собранием участников ООО, владельцев акций АО и менеджментом компании. Зачем создается это промежуточное звено и какую проблему решает? С одной стороны, участники собрания зачастую далеки от бизнеса, владеют лишь верхушкой информационного айсберга и не всегда могут со знанием дела голосовать за те или иные стратегические решения. С другой стороны, менеджмент часто склонен ориентироваться на ближайшие цели, а подчас просто не может оторваться от оперативной текучки.

Корпоративное управление призвано сбалансировать эти два полюса, обеспечивая стратегическое управление компанией. Орган корпоративного управления – совет директоров или наблюдательный совет – работает на регулярной основе, в его состав входят выбранные собранием владельцы долей собственности, а также эксперты – независимые директора. Как правило, ни те, ни другие не занимают должностей внутри компании.

Работая на рынке консалтинговых услуг, построением систем корпоративного управления мы занимаемся много и занимаемся давно, еще с 1990-х годов. Как правило, такую задачу приходится решать в рамках более широких проектов, связанных с необходимостью перестраивать работу клиентской компании сверху донизу. В этом есть своя логика: система управления строится сверху вниз, и пока не решены проблемы с «головой», они неизбежно будут сказываться на работе и «хвоста», и «туловища». Обобщая опыт формирования, запуска и сопровождения работы наблюдательных советов для компаний среднего бизнеса, я бы выделила три основные функции этого органа корпоративного управления.

Нормализация отношений между совладельцами

Знакомясь с компаниями разных отраслей, масштабов и регионов, нередко можно наблюдать одну и ту же картину: за долгие годы совместной работы у партнеров накапливается усталость друг от друга. И бизнес, который когда-то с такими надеждами, с таким энтузиазмом создавался, становится источником всевозрастающего стресса.

Почему это происходит? Одна из причин – в том, что у двух, трех, четырех разных совладельцев неизбежны некоторые расхождения во взглядах на то, как надо вести дело. И чем дальше, тем этих расхождений бывает больше. Далеко не всегда люди решаются поговорить начистоту и прийти к какому-то взаимоприемлемому решению. Просто из боязни обострить отношения. Потому что опыт прежних попыток говорит им: «Лучше не надо. Ничего не решим, только нервы друг другу измотаем». Появляется привычка обходить острые углы. А заметенный под ковер мусор накапливается. И давит, приводя не только к психологической напряженности, но и к бесконечному откладыванию важных решений.

В нашей практике иногда доходило до того, что партнеры не могли всесторонне проговорить любую сколько-нибудь значимую проблему и принять решение: боялись поссориться. Нередко нас приглашали как раз для выхода из этого тупика – для сопровождения переговоров, для ведения совещаний между совладельцами. Как говорится, когда за одним столом с супругами сидит гость, поссориться им очень сложно.

Разбираться с претензиями партнеров друг к другу, не обостряя конфликт, находить позитивный выход – со временем это стало нашим профессиональным навыком. Начиная разматывать этот клубок, мы с неизбежностью приходим к тому, что нужны общие правила совместного ведения дела, общие правила разрешения разногласий. Начинаем вместе с бизнесменами такие правила вырабатывать. Это уже можно назвать первым камнем в фундамент корпоративного управления. И первым технологическим шагом в построении системы.

Владельческий контроль над бизнесом

Вторая распространенная проблема, ключ к решению которой дает корпоративное управление – желание владельца отойти от оперативного управления и связанные с этим сложности. Нередко случается, что владелец устал от управления бизнесом и хотел бы заняться чем-то другим. Или понял, что не справляется с махиной, которую сам же и создал. Хочется передать дело в руки профессиональному наемному управляющему. Но и страшно! Как, отойдя от бизнеса на почтительное расстояние, не утратить контроль над ним?

Модель работы наблюдательного совета для среднего бизнеса мы отрабатывали и совершенствовали лет пятнадцать, не меньше. Каждый раз мы подстраиваем ее под рельеф конкретной ситуации, но общие контуры определились. Здесь и регламент проведения заседаний, и круг компетенций наблюдательного совета, и процедуры принятия решений, и механизмы контроля ключевых параметров бизнеса.

Первое время система работает обычно на холостом ходу, без реального наемного управляющего. Происходит отладка и обкатка всех ее механизмов, вносятся необходимые изменения в работу самого бизнеса. В какой-то момент у владельца или владельцев появляется уверенность: бизнес стал достаточно прозрачным и наблюдательный совет обеспечивает полный контроль над ситуацией. Тогда можно начинать поиски наемного менеджера и затем выйти постепенно из оперативного управления, оставив для работы в наблюдательном совете два-три дня в месяц. И нередко владельцы приглашают нас продолжить сотрудничество уже в роли независимого директора.

ПОЛОЖЕНИЕ О НАБЛЮДАТЕЛЬНОМ СОВЕТЕ

СДА-02-2008

1.1. Положение о Наблюдательном совете (далее — Положение) устанавливает задачи, функции, порядок формирования и организацию работы Наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — ЕС ОС Ростехнадзора).

1.2. Наблюдательный совет обеспечивает контроль деятельности ЕС ОС Ростехнадзора по вопросам оценки соответствия и проведения единой политики в области аккредитации, как заслуживающем доверия механизме установления компетентности органов по оценке соответствия (далее — ООС), гарантирующем своевременность и добросовестность оказания услуг.

1.3. Наблюдательный совет является гарантом того, что принципы, правила и процедуры не являются дискриминационными, в том числе не предусматривают наличие чрезмерных финансовых и иных условий и дают возможность участия всем заинтересованным сторонам.

Настоящий документ разработан с учетом требований:

Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Положения о Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-21-2007) и других нормативных документов Ростехнадзора;

документов ЕС ОС Ростехнадзора;

стандартов ISO серии 17000;

документов Европейского сотрудничества по аккредитации.

5. ФОРМИРОВАНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА

5.1. В состав Наблюдательного совета входят представители:

федеральных органов исполнительной власти и Органа по аккредитации (группа 1);

ООС (группа 2);

организаций, заинтересованных в результатах деятельности ООС (группа 3).

Ответственный секретарь Наблюдательного совета — представитель Органа по аккредитации.

5.2. Состав Наблюдательного совета утверждается руководителем Органа по аккредитации.

5.3. При работе Наблюдательного совета должны соблюдаться принципы беспристрастности.

Состав Наблюдательного совета должен давать возможность эффективного вовлечения в его работу всех заинтересованных сторон. При этом количество представителей различных групп, входящих в его состав (с учетом п. 5.1 настоящего документа), может быть различным.

Сбалансированное принятие решений Наблюдательного совета осуществляется путем голосования, учитывающего количество проголосовавших представителей различных групп, входящих в его состав (с учетом п. 5.1 настоящего документа). Члены Наблюдательного совета могут дополнить решения своими комментариями.

Члены Наблюдательного совета должны действовать объективно и быть свободными от любого коммерческого, финансового и иного давления, которое может скомпрометировать их беспристрастность.

5.4. После формирования Наблюдательного совета все его члены подписывают обязательство о соблюдении требований документации, регламентирующей деятельность по оценке соответствия и аккредитации, конфиденциальность в отношении сведений об участниках ЕС ОС Ростехнадзора, а также беспристрастность при выполнении работ в рамках ЕС ОС Ростехнадзора (форма обязательства приведена в приложении к СДА-01-2008).

5.5. Если член Наблюдательного совета не имеет возможности выполнять свои функции, руководитель Органа по аккредитации принимает решение о выведении его из состава Наблюдательного совета.

5.6. В перерывах между заседаниями Наблюдательного совета представление его интересов осуществляет бюро Наблюдательного совета, образуемое председателем совета из числа членов совета. В состав бюро Наблюдательного совета должны входить представители всех заинтересованных сторон (с учетом п. 5.1 настоящего документа).

5.7. В случаях, подлежащих рассмотрению Наблюдательным советом и требующих безотлагательного решения, бюро имеет право самостоятельно принимать необходимые решения. Механизм принятия решений бюро Наблюдательного совета аналогичен механизму принятия решений Наблюдательным советом. О принятых в перерывах между заседаниями Наблюдательного совета решениях бюро уведомляет Наблюдательный совет.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА

6.1. Наблюдательный совет созывается по решению бюро или по просьбе членов Наблюдательного совета не реже одного раза в год на очередные заседания с письменным уведомлением о повестке дня. Приглашения к участию в заседании и повестка высылаются не позднее одной недели до начала заседания.

6.2. Внеочередные заседания Наблюдательного совета созываются бюро по его решению или в случае, если этого требуют не менее трети членов Наблюдательного совета, с письменным указанием цели заседания. Все вопросы, подлежащие рассмотрению на внеочередном заседании, должны быть в письменной форме поданы секретарю Наблюдательного совета не позднее трех недель до начала заседания.

6.3. Председательствующим на заседаниях является председатель, в случае его отсутствия — сопредседатель или один из заместителей председателя.

6.4. Заседание является правомочным, если в нем участвовало более половины членов совета (с учетом п. 6.7 настоящего документа). При этом в заседании должны участвовать представители всех групп, входящих в его состав (с учетом п. 5.1 настоящего документа).

6.5. Каждый участник заседания регистрируется в списке присутствующих.

6.6. На заседания Наблюдательного совета могут приглашаться председатели комиссий ЕС ОС Ростехнадзора.

6.7. Наблюдательный совет принимает решения с учетом количества представителей групп, входящих в его состав (с учетом п. 5.1 настоящего документа):

К = а/А + б/Б + в/В,

где К — учитываемое количество голосов, отданных за конкретное решение («за», «против» являются отдельными решениями);

а, б, в — количество голосов, отданных за конкретное решение представителями 1, 2 и 3-й групп соответственно;

А, Б, В — количество участвующих в заседании Наблюдательного совета представителей 1,2 и 3-й групп соответственно.

При равенстве голосов вопрос решается в зависимости от голосования председателя заседания.

6.8. Решения Наблюдательного совета могут приниматься заочным голосованием (опросным путем).

6.9. Всю организационную работу, ведение делопроизводства и оформление принятых решений обеспечивает ответственный секретарь Наблюдательного совета.

6.10. По итогам каждого заседания составляется протокол, который подписывается ответственным секретарем и председательствующим. Орган по аккредитации распространяет протокол среди всех членов Наблюдательного совета в течение двух недель после его подписания.

6.11. Документы Наблюдательного совета снабжаются номерами. Номера документов имеют следующую структуру: пп — НС, где пп — текущий номер (для протоколов заседания Наблюдательного совета); пп — БНС, где пп — текущий номер (для решений бюро Наблюдательного совета).

Один экземпляр документов хранится в Органе по аккредитации.

3.1. Функции и компетенция наблюдательного совета

В большинстве акционерных обществ Украины наблюдательный совет играет незначительную роль, что частично можно объяснить чрезмерной лаконичностью и несовершенством действующего законодательства, а также отсутствием надлежащей практики в сфере корпоративного управления.

С другой стороны, укреплению роли наблюдательного совета препятствует низкое правосознание акционеров-физических лиц, ставших собственниками акций в процессе приватизации. Наблюдательный совет, который появился на украинских предприятиях как орган юридического лица еще в начале 90-х годов прошлого столетия, до сих пор иногда путают с советом трудового коллектива, воспринимают как некое подобие профсоюзного органа, а зачастую вообще рассматривают как единый с правлением орган. Кроме того, в состав наблюдательного совета, особенно в акционерных обществах, созданных в процессе приватизации, часто избирают акционеров, являющихся работниками данного общества. В связи с этим возникает и зачастую остается неразрешимой проблема соотношения корпоративных и трудовых отношений (с одной стороны, лицо как член наблюдательного совета должно контролировать и регулировать деятельность правления и его председателя, с другой стороны, как работник предприятия лицо должно подчиняться председателю правления).

Наблюдательный совет является важным звеном в структуре органов управления акционерного общества. Создание совета (наблюдательного совета) акционерного общества предусмотрено статье 46 Закона Украины «О хозяйственных обществах», согласно которой создание наблюдательного совета в акционерном обществе, насчитывающем более 50 акционеров, является обязательным (с учетом перспективы развития законодательства, заметим, что проект закона «Об акционерных обществах» предусматривает обязательное создание наблюдательного совета в акционерных обществах, которые насчитывают более 200 акционеров-собственников простых акций).

По законодательству Украины количество акционеров общества не влияет на количественный состав наблюдательного совета. В отличие от Украины, законодательством Российской Федерации (статья 66 Федерального закона «Об акционерных обществах») предусмотрено, что для общества с числом акционеров – владельцев голосующих акций общества более 1000 количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества не может быть менее 7 членов, а для общества с числом акционеров – владельцев голосующих акций более 10000 – не менее 9 членов (типичный российский совет директоров состоит из 9 человек) . Полагаем, что в законодательство Украины следует внести норму, согласно которой наблюдательный совет должен состоять минимум из 3 лиц, в акционерных обществах с числом акционеров более 1000 – минимум из 5 лиц, в акционерных обществах с числом акционеров более 10000 – минимум из 7 лиц. Согласно рекомендациям Совета институциональных инвесторов США совет директоров (наблюдательный совет) должен быть ни слишком маленьким, чтобы быть в состоянии сохранять независимость и экспертный потенциал, и ни слишком большим, чтобы не утратить эффективности, – в среднем от 5 до 15 членов . В Канаде для обеспечения активной деятельности совета рекомендуется чтобы его состав не превышал 12 членов . Мы считаем нецелесообразным ограничивать максимальный состав наблюдательного совета.

Создание наблюдательного совета также обязательно в акционерных обществах, созданных в Украине в процессе корпоратизации, независимо от количества акционеров.

В отечественной юридической литературе выделяют, в частности, такие функции наблюдательного совета:

— контрольная (над деятельностью правления);

— организационная (организация деятельности исполнительного органа);

— защитная (представительство и защита интересов акционеров в перерыве между общим собранием акционеров) .

Наличие у наблюдательного совета контрольной функции не вызывает сомнений, поскольку согласно части 1 статьи 46 Закона Украины «О хозяйственных обществах» наблюдательный совет в пределах компетенции, определенной уставом, контролирует и регулирует деятельность правления. Так, для осуществления контрольной функции наблюдательный совет дает ревизионной комиссии общества поручения на проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности правления и заслушивает доклад ревизионной комиссии о результатах проверки (части 4, 5 статьи 49 Закона Украины «О хозяйственных обществах»). Следует заметить, что В.С. Щербина проводит деление функций наблюдательного совета на:

1) контрольные в сфере управления – утверждение председателя и членов правления, анализ действий правления по управлению обществом;

2) контрольные в сфере хозяйственной деятельности – рассмотрение и анализ отчетов правления и ревизионной комиссии, анализ действий правления по реализации инвестиционной, технологической и ценовой политики, соблюдение обществом номенклатуры товара и т.д. .

Такое деление не вызывает возражений, однако, следует обратить внимание на то, что согласно действующему законодательству наблюдательный совет не только контролирует, но и регулирует деятельность правления, то есть выполняет, кроме контрольной, еще и регулятивную функцию. Наблюдательный совет имеет возможность регулировать деятельность правления, выполняя отдельные функции, делегированные ей общим собранием акционеров, например, избрание и отзыв членов правления, принятие решения о привлечении к имущественной ответственности членов правления, определение условий оплаты труда членов правления, утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность правления и т.п.

Вряд ли можно согласиться с наличием у наблюдательного совета организационной функции, выполнение которой подразумевает организацию деятельности исполнительного органа. Статьей 46 Закона Украины «О хозяйственных обществах» наблюдательному совету отведена лишь функция контроля над деятельностью правления и регулирование его деятельности. На наш взгляд, организация деятельности коллегиального органа (правления) является обязанностью лица, возглавляющего этот орган, то есть председателя правления. В подтверждение этому можно привести норму части 2 статьи 48 Закона Украины «О хозяйственных обществах», которой четко установлено, что председатель правления общества организует ведение протоколов заседаний правления. Также следует учесть, что согласно части 4 статьи 47 Закона Украины «О хозяйственных обществах» правление организует исполнение решений наблюдательного совета, поэтому было бы нелогично говорить о том, что наблюдательный совет организует деятельность правления, которое, в свою очередь, организует исполнение решений наблюдательного совета.

Также, на наш взгляд, не вполне удачно выделена защитная функция наблюдательного совета, поскольку Закон Украины «О хозяйственных обществах» не возлагает на наблюдательный совет функцию защиты прав и интересов акционеров. Согласно части 1 статьи 46 Закона наблюдательный совет представляет интересы акционеров в перерыве между проведением общего собрания. Учитывая это, полагаем, что правильно было бы признать за наблюдательным советом не защитную, а представительскую функцию, осуществление которой обеспечивается тем, что, во-первых, в состав наблюдательного совета входят акционеры общества, во-вторых, члены наблюдательного совета избираются акционерами общества (на общем собрании акционеров).

Не признавая защитной функции наблюдательного совета, заметим, что защита интересов акционеров является основной целью деятельности наблюдательного совета. Например, согласно Положению о наблюдательном совете (распространяется на акционерные общества, созданные путем корпоратизации государственных предприятий, закрытые акционерные общества, более 75% уставного фонда которых находится в государственной собственности) наблюдательный совет с целью защиты интересов государства и акционеров осуществляет контроль за деятельностью правления общества.

Таким образом, основной целью деятельности наблюдательного совета является защита прав и интересов акционеров общества. Основными функциями наблюдательного совета согласно действующему законодательству Украины являются:

1) контрольная функция – осуществление контроля над деятельностью правления;

2) регулятивная функция – регулирование деятельности правления;

3) представительская функция – представительство интересов акционеров в период между проведением общего собрания.

Поскольку общее собрание акционеров (как очередное, так и внеочередное) созывается нечасто, наблюдательный совет – орган по своим функциям промежуточный между общим собранием и исполнительным органом – имеет возможность более оперативно решать наиболее важные организационные, имущественные и другие вопросы деятельности акционерного общества . С учетом этого общее собрание может принять решение о делегировании наблюдательному совету части своих полномочий, которые не отнесены законом к исключительной компетенции общего собрания. При необходимости решения вопроса, отнесенного к компетенции общего собрания акционеров, наблюдательный совет может требовать созыва внеочередного общего собрания.

Законодательством Украины компетенция наблюдательного совета четко не определена, этот вопрос отнесен к уставному регулированию (в проекте Закона «Об акционерных обществах» содержится перечень исключительной компетенции совета). Следует отметить, что во многих странах наблюдательные советы на уровне закона наделены широкими полномочиями по осуществлению контроля над текущим управлением делами общества. В некоторых акционерных законах определяется минимальный перечень обязанностей совета, что позволяет ему осуществлять также дополнительные функции, другие законы позволяют наблюдательному совету изымать вопросы из компетенции органов управления, если совет сочтет это необходимым.

К примеру, в Российской Федерации к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) отнесено решение вопросов общего руководства обществом, за исключением вопросов, отнесенных Федеральным законом «Об акционерных обществах» к исключительной компетенции общего собрания. Статья 65 упомянутого закона четко определяет компетенцию совета директоров (наблюдательного совета), которая представляет собой довольно широкий спектр вопросов по трем основным направлениям: самостоятельное ведение дел акционерного общества, принятие решений с обязательным учетом мнения других органов общества, осуществление контрольно-надзорных полномочий . Анализируя акционерное законодательство Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что совет директоров (наблюдательный совет) играет значительную роль в системе органов управления общества, в частности благодаря тому, что:

во-первых, вопросы, отнесенные законом к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, не могут быть переданы на разрешение исполнительному органу общества (пункт 2 статьи 65 Федерального закона);

во-вторых, кроме вопросов, указанных в статье 65 Закона, к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) отнесены также другие вопросы, предусмотренные законом или уставом общества (подпункт 18 пункта 2 статьи 65 Федерального закона);

в-третьих, совету директоров могут быть переданы вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания общества (пункты 2, 5 статьи 12, пункт 2 статьи 28, пункт 2 статьи 33, статьи 48, 69, 72 Федерального закона);

в четвертых, по определенным вопросам общее собрание может принимать решение только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) (пункт 3 статьи 49 Федерального закона).

В отличие от Российской Федерации, например, в Германии акционерное законодательство не содержит четкого перечня полномочий наблюдательного совета. Согласно §111 Акционерного закона наблюдательный совет должен контролировать ведение дел акционерного общества, созывать общее собрание в случае, когда этого требует благосостояние общества. Кроме того, уставом общества или решением наблюдательного совета может быть предусмотрено, что отдельные виды сделок заключаются только с согласия наблюдательного совета.

К особой компетенции наблюдательного совета в соответствии с Акционерным законом относится: назначение и отзыв правления (§ 84), представительство общества в суде и вне суда в спорах с членами правления (§ 112), проверка бухгалтерской документации общества (часть 2 §111), проверка и утверждение годового баланса (§ 170, 172).

Как указано выше, Закон Украины «О хозяйственных обществах» не содержит перечня полномочий наблюдательного совета. Примерный устав открытого акционерного общества, рекомендованный ФГИ Украины, предусматривает следующую компетенцию наблюдательного совета:

1) заключение контракта с председателем правления общества по решению общего собрания акционеров;

2) одобрение проведения операций по распоряжению недвижимым имуществом общества, стоимость которого превышает определенную сумму;

3) рассмотрение и утверждение отчетов, которые подает правление, ревизионная комиссия за квартал и год. (Заметим, что утверждение наблюдательным советом отчетов ревизионной комиссии за год является нарушением Закона Украины «О хозяйственных обществах», согласно пункту «д» статьи 41 которого данное полномочие отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Таким образом, рекомендация ФГИ может быть использована лишь частично – к компетенции наблюдательного совета можно отнести утверждение только квартальных отчетов ревизионной комиссии);

4) анализ действий правления по управлению обществом, реализации инвестиционной, технической и ценовой политики, соблюдение номенклатуры товаров и услуг;

5) инициирование в случае необходимости проведения внеочередных ревизий и аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности общества;

6) предоставление общему собранию предложений по вопросам деятельности общества;

7) осуществление других действий по контролю над деятельностью правления общества .

Положением о наблюдательном совете открытого акционерного общества, рекомендованным ФГИ Украины, к компетенции наблюдательного совета также отнесено полномочие по рассмотрению вопросов о привлечении к ответственности должностных лиц акционерного общества .

Согласно Положению о наблюдательном совете (распространяется на акционерные общества, созданные путем корпоратизации государственных предприятий, закрытые акционерные общества, более 75 процентов уставного фонда которых находится в государственной собственности) наблюдательный совет осуществляет такие полномочия:

1) утверждает председателя правления (кроме случая, когда обязанности председателя возлагаются на руководителя корпоратизируемого предприятия);

2) утверждает по представлению председателя правления персональный состав правления общества;

3) одобряет проведение операций распоряжения недвижимым имуществом на сумму, определенную уставом общества;

4) рассматривает и утверждает отчеты, которые подает правление, ревизионная комиссия за квартал, год;

5) анализирует действия правления по управлению обществом, реализации инвестиционной, технической и ценовой политики, соблюдение номенклатуры товаров и услуг;

6) выступает в случае необходимости инициаторов внеочередных ревизий и аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности общества;

7) вносит учредителям (общему собранию) предложения по вопросам деятельности общества;

8) осуществляет другие действия по контролю над деятельностью правления общества;

9) подает органам приватизации предложения по особенностям продажи акций общества;

10) разрабатывает и подает учредителю проект плана размещения акций общества, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Учитывая возможность делегирования наблюдательному совету определенных вопросов, относящихся к компетенции общего собрания акционерного общества, отдельные авторы предлагают рассматривать компетенцию наблюдательного совета с делением на три группы:

1) полномочия по контролю над работой правления:

— избрание и отзыв членов правления;

— утверждение условий договоров (контрактов), которые заключаются с председателем (членами) правления;

— заключение от имени общества контракта с председателем правления;

— принятие решения о привлечении к имущественной ответственности членов правления;

— принятие решения о привлечении эксперта для проверки деятельности правления;

— заслушивание текущих отчетов деятельности правления.

2) полномочия по работе с акционерами, направленные на защиту их интересов:

— требование созыва внеочередного общего собрания;

— установление порядка рассмотрения заявлений и жалоб акционеров;

— определение формы и способа предоставления информации акционерам;

— организация и контроль над выполнением решений общего собрания;

— согласование повестки дня общего собрания и предварительное рассмотрение вопросов, включенных в повестку дня собрания.

3) полномочия по решению финансовых вопросов деятельности общества:

— определение основных направлений деятельности общества и утверждение его планов и отчетов об их выполнении;

— определение и подготовка предложения для утверждения общим собранием направлений и размеров ежегодных отчислений нераспределенной прибыли общества;

— предварительное согласование проектов сделок, которые заключаются на сумму от 25% до 50% балансовой стоимости активов общества;

— утверждение стоимости ценных бумаг, имущества и имущественных прав, которые вносятся в уставный фонд;

— предоставление рекомендаций общему собранию по цене размещения акций и цене приобретения обществом собственных акций;

— выбор аудитора и утверждение условий договора, который заключается с ним .

Особенности правового статуса совета в банках урегулированы Законом Украины «О банках и банковской деятельности», которым предусмотрено, что органами управления государственного банка являются надзорный совет и правление банка, органом контроля государственного банка – ревизионная комиссия. Надзорный совет является высшим органом управления государственным банком, который осуществляет контроль над деятельностью правления банка с целью сохранности привлеченных во вклады денежных средств, обеспечения их возврата вкладчикам и защиты интересов государства как акционера и другие функции, определенные законом (часть 9 статьи 7 закона). Поскольку в государственном банке отсутствует такой орган управления как общее собрание акционеров, то надзорный совет государственного банка решает вопросы, которые обычно относятся к компетенции общего собрания, в частности, определение основных направлений деятельности банка и утверждение отчетов об из выполнении; утверждение годовых результатов деятельности банка, включая его дочерние предприятия, утверждение отчетов и заключений ревизионной комиссии и внешнего аудитора, распределение прибыли (часть 21 статьи 7 закона). Надзорный совет государственного банка также осуществляет функции наблюдательного совета банка, предусмотренные пунктами 1-7 статьи 39 Закона Украины «О банках и банковской деятельности».

Согласно статье 37 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» органами управления банка являются общее собрание участников, наблюдательный совет, правление (совет директоров) банка. Этим законом предусмотрено создание наблюдательного совета не только в банках, созданных в форме акционерного общества, но и в банках, созданных в форме общества с ограниченной ответственностью, и в кооперативных банках. Следует отметить, что согласно Закону Украины «О хозяйственных обществах» в обществе с ограниченной ответственностью создаются и действуют такие органы, как собрание участников – высший орган, дирекция или директор – исполнительный орган, ревизионная комиссия – контрольный орган, а возможность создания наблюдательного совета законом не предусмотрена. Коллизия в законодательстве урегулирована Законом Украины «О банках и банковской деятельности» в части 2 статьи 6, которой предусмотрено, что законодательство Украины о хозяйственных обществах распространяется на банки в части, не противоречащей этому Закону.

Наблюдательный совет банка согласно статье 39 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» избирается общим собранием участников из числа участников банка или их представителей. В соответствии со статьей 39 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» наблюдательный совет банка осуществляет такие функции:

1) назначает и увольняет председателя и членов правления (совета директоров) банка;

2) контролирует деятельность правления (совета директоров) банка;

3) определяет внешнего аудитора;

4) устанавливает порядок проведения ревизий и контроля над финансово-хозяйственной деятельностью банка;

5) принимает решение о покрытии убытков;

6) принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации дочерних предприятий, филиалов и представительств банка, утверждении их уставов и положений;

7) утверждает условия оплаты труда и материального стимулирования членов правления банка;

8) готовит предложения по вопросам, которые выносятся на общее собрание участников;

9) осуществляет другие полномочия, делегированные общим собранием участников банка.

Следует заметить, что в данной статье законодателем ошибочно употреблен термин «функции», поскольку приведенный перечень полномочий представляет собой не функции, а компетенцию наблюдательного совета (под компетенцией понимают совокупность полномочий, которыми наделяется орган управления или должностное лицо для выполнения поставленных перед ним целей ).

В пункте 9 части 2 статьи 39 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» установлено, что наблюдательный совет осуществляет другие (имеется в виду «другие, кроме предусмотренных законом») полномочия, делегированные общим собранием участников банка (выделено нами – А.Б.). В то же время, в части 3 статьи 39 указано, что полномочия наблюдательного совета определяются уставом или положением о совете банка. Анализ этих норм дает основания говорить об их несогласованности в части делегирования наблюдательному совету полномочий общего собрания. На основании пункта 9 статьи 39 делегирование полномочий может осуществляться только посредством принятия общим собранием участников соответствующего решения, но согласно части 3 статьи 39 полномочия наблюдательного совета должны быть закреплены в уставе или внутреннем документе банка. Во избежание коллизии предлагаем внести изменения в статью 39 Закона «О банках и банковской деятельности», а именно заменить в части 2 слово «функции» словом «полномочия» и исключить из пункта 9 части 2 слова «делегированные общим собранием участников банка».

Кроме вышеупомянутых полномочий, наблюдательный совет банка в соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности» имеет право давать ревизионной комиссии поручения на проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности банка (часть 5 статьи 41), заслушивать доклады ревизионной комиссии о результатах ревизий и проверок (часть 7 статьи 41), а также созывать внеочередные заседания ревизионной комиссии (часть 10 статьи 41).

В качестве одной из особенностей деятельности наблюдательного совета банка следует отметить наличие у Национального банка Украины права принимать участие в работе наблюдательного совета банка с правом совещательного голоса. Такое право предусмотрено статьей 61 Закона Украины «О Национальном банке Украины» , которая посвящена осуществлению надзорных и регулятивных функций Национального банка. В случаях нарушения банковского законодательства, нормативно-правовых актов Национального банка Украины или осуществления рисковых операций, угрожающих интересам вкладчиков или других кредиторов банка, Национальный банк Украины согласно статье 73 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» имеет право созывать наблюдательный совет банка (равно как общее собрание участников и правление) для принятия программы финансового оздоровления банка или плана реорганизации банка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *