Возврат неиспользованной субсидии

Содержание

Возврат неиспользованной целевой субсидии в доход бюджета

В части расчетов с учреждением по целевым субсидиям в учете учредителя оформите проводки:

В 2016 году

Дебет КРБ.1.206.41.560 Кредит КРБ.1.304.05.241 – перечислена целевая субсидия подведомственному учреждению (на основании выписки с лицевого счета).

После того как подведомственное учреждение представило отчет об использовании целевой субсидии:

Дебет КРБ.1.401.20.241 Кредит КРБ.1.302.41.730 – отражены расходы по субсидии на иные цели на основании отчета об использовании целевой субсидии;

Дебет КРБ.1.302.41.830 Кредит КРБ.1.206.41.660 – отражен зачет предоставленной целевой субсидии на основании отчета о ее использовании.

В 2017 году

Возврат учреждением неиспользованных остатков, в учете учредителя сделайте проводки:

Дебет КДБ.1.205.81.560 Кредит КРБ.1.206.41.660 – трансформация неиспользованного остатка целевой субсидии прошлых лет (на основании годового отчета об ее использовании и решения учредителя о возврате остатка);

Дебет КДБ.1.210.02.180 Кредит КДБ.1.205.81.660 – отражен возврат целевой субсидии в доход бюджета.

Далее администратор дохода возвращает межбюджетный трансферт в бюджет:

Если в учете администратора доходов бюджета остаток неиспользованного межбюджетного трансферта учитывается на счете 1.205.51.000, то в учете сделайте проводки:

1. Начисление обязательств по возврату неиспользованного остатка целевых средств прошлых лет: Дебет КДБ.1.205.51.560 КДБ.1.205.51.660.

2. Перечисление остатка трансферта в бюджет, который ранее его предоставил (на основании выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета): Дебет КДБ.1.205.51.560 Кредит КДБ.1.210.02.151.

Отчет ф. 0503121 заполняется по КОСГУ. В ф. 0503121 возврат остатка целевой субсидии от учреждения и возврат межбюджетного трансферта отразиться по КОСГУ 560, 660 в строках 481 и 482.

Если остаток межбюджетного трансферта 01.01.2017 года в учете администратора доходов не числился, то восстановите остаток в учете:

1. Принятие к учету сумм восстановленного остатка целевых средств прошлых отчетных периодов, ранее отнесенных на доходы: Дебет КДБ.1.401.10.151 Кредит КДБ.1.205.51.660.

2. Начисление обязательств по возврату неиспользованного остатка целевых средств прошлых лет: Дебет КДБ.1.205.51.560 КДБ.1.205.51.660.

3. Перечисление остатка трансферта в бюджет, который ранее его предоставил (на основании выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета): Дебет КДБ.1.205.51.560 Кредит КДБ.1.210.02.151.

В этом случае Вы делаете проводку Дебет 1.401.10.151, поэтому в ф. 0503121 отразите уменьшение со знаком минус по коду 151 по строке 061.

Как отразить возврат остатков межбюджетных трансфертов

Возврат остатка неиспользованного целевого трансферта является доходом того бюджета, который ранее выдал этот трансферт. Источники доходов соответствующего бюджета по возврату остатков указанных целевых средств закрепляются за главными администраторами.

Коды доходов бюджетов от возврата остатков трансфертов из других бюджетов приведены в приложении № 1 к указаниям, утвержденным приказом Минфина от 01.07.2013 № 65н.

Не использованные на 1 января целевые трансферты из федерального бюджета администратор доходов возвращает, даже если есть потребность потратить их в текущем году на те же цели. Вернуть деньги нужно в течение первых 15 рабочих дней текущего года. Крайний срок возврата выпадает обычно на последние дни января (из-за новогодних каникул). Об этом сказано в пункте 5 статьи 242 Бюджетного кодекса.

Сумму неиспользованного остатка целевого трансферта администратор дохода указывает в уведомлении по расчетам между бюджетами (ф. 0504817). Документ формируют в двух экземплярах. Один экземпляр администратор не позднее следующего дня направляет тому, кто выделил трансферт. Заверенную копию уведомления в этот же день направляют в соответствующий финансовый орган.

По результатам исполнения бюджета за отчетный год уведомление (ф. 0504817) сформируйте в течение первых 15 рабочих дней текущего года.

Это следует из пункта 78 Инструкции № 162н, Методических указаний к уведомлению (ф. 0504817), утвержденных приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н.

В учете администратора доходов бюджета, который возвращает неиспользованный остаток трансферта прошлого года, делайте проводки:

Дебет счета Кредит счета
1. Расчеты по возврату остатка межбюджетного трансферта, полученного в прошлом году
(на основании уведомления (ф. 0504817), бухгалтерской справки (ф. 0504833))
КДБ.1.205.51.560 КДБ.1.205.51.660
2. Перечислен остаток трансферта в бюджет, который ранее его предоставил
(на основании выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета)
КДБ.1.205.51.560 КДБ.1.210.02.151

Об этом сказано в пунктах 78, 120 Инструкции № 162н, пункте 92 приложения № 1 к Инструкции № 162н.

Как составить Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)

Порядок формирования

Отчет заполняйте без учета проведенных 31 декабря операций по заключению счетов. Если показатель имеет отрицательное значение, укажите его со знаком минус.

В отчете (ф. 0503121) отражайте данные о финансовых результатах деятельности в разрезе кодов КОСГУ и видов деятельности:

  • бюджетная деятельность (графа 4);
  • средства во временном распоряжении (графа 5).

В графе 6 отразите итоговый показатель (сумму граф 4 и 5).

Такие правила установлены пунктами 8, 93–94 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н.

Форма отчета содержит следующие группы показателей:

  • доходы (код строки 010) и расходы (код строки 150);
  • чистый операционный результат (код строки 290);
  • операции с нефинансовыми активами (код строки 310);
  • операции с финансовыми активами и обязательствами (код строки 380).

Подробнее о порядке формирования показателей Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) см. таблицу.

Внимание: после формирования отчета (ф. 0503121) проверьте правильность его заполнения. Так, в графах 4, 5 и 6 должно быть соблюдено следующее равенство: (строка 291 – строка 292 + строка 303) = (строка 310 + строка 380). Это равенство называется чистым операционным результатом, который отражается по строке 290.

Как в учете учредителя отразить предоставление целевых субсидий подведомственным учреждениям

В бюджетном учете операции по предоставлению бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели отразите на счетах санкционирования и в расчетах с учреждением.

По счетам санкционирования сформируйте проводки:

Дебет КРБ.1.501.02.241 Кредит КРБ.1.501.03.241
– доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на иные цели до главного распорядителя бюджетных средств как получателя бюджетных средств;

Дебет КРБ.1.501.03.241 Кредит КРБ.1.502.01.241
– приняты бюджетные обязательства по предоставлению целевой субсидии подведомственным учреждениям в сумме заключенного соглашения (в сумме лимитов бюджетных обязательств – если заключение соглашения не предусмотрено);

Дебет КРБ.1.502.01.241 Кредит КРБ.1.502.02.241
– приняты денежные обязательства по предоставлению целевой субсидии в сумме платежей, предусмотренных соглашением (на основании иных документов, предусмотренных соответствующим нормативно-правовым актом, например заявки от учреждения).

В 22 разряде номера счета укажите код аналитического учета соответствующего финансового года.

Если в бюджетной смете расходы детализированы по КОСГУ, то и счета санкционирования (500.00) детализируйте.

Учет принятых бюджетных и денежных обязательств ведите на основании документов, подтверждающих их принятие:

  • соглашения (договора) о предоставлении субсидии (если иное основание не предусмотрено нормативно-правовыми актами) – в сумме заключенных соглашений (договоров);
  • нормативно-правовых актов (если в соответствии с такими актами соглашение (договор) не является основанием для предоставления субсидии) – в объеме лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на предоставление субсидии.

Принятие бюджетных обязательств по предоставлению субсидий отразите на дату заключения соглашения (договора) о предоставлении субсидий (на дату в соответствии с правовым актом). А принятие денежных обязательств – на дату, когда перечислили субсидию по графику, указанному в соглашении – в сумме перечислений.

Такой порядок следует из пунктов 134, 140, 141 Инструкции № 162н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н (п. 309, 318, счета 501.00, 502.00) и разъяснен в письме Минфина от 05.04.2013 № 02-06-07/11164, подпункте «к» пункта 1 письма Минфина от 21.01.2013 № 02-06-07/155.

В части расчетов с учреждением по целевым субсидиям оформите проводки:

Дебет КРБ.1.206.41.560 Кредит КРБ.1.304.05.241
– перечислена целевая субсидия подведомственному учреждению (на основании выписки с лицевого счета).

После того как подведомственное учреждение представило отчет об использовании целевой субсидии:

Дебет КРБ.1.401.20.241 Кредит КРБ.1.302.41.730
– отражены расходы по субсидии на иные цели на основании отчета об использовании целевой субсидии;

Дебет КРБ.1.302.41.830 Кредит КРБ.1.206.41.660
– отражен зачет предоставленной целевой субсидии на основании отчета о ее использовании.

Такой порядок установлен пунктами 80, 111, 102 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 205.00, 206.00, 302.00, 304.05, 401.20).

Учет возврата неиспользованных остатков целевых субсидий зависит от того, в каком году учреждение их возвращает – текущем или следующем.

Если неиспользованные остатки поступили в текущем году, в учете сделайте проводку:

Дебет КРБ.1.304.05.241 Кредит КРБ.1.206.41.660
– отражен возврат целевых субсидий, предоставленных в текущем году (как восстановление кассовых расходов).

Если неиспользованные остатки поступили в следующем году, в учете сделайте проводки:

Дебет КДБ.1.205.81.560 Кредит КРБ.1.206.41.660
– трансформация неиспользованного остатка целевой субсидии прошлых лет (на основании годового отчета об ее использовании и решения учредителя о возврате остатка);

Дебет КДБ.1.210.02.180 Кредит КДБ.1.205.81.660
– отражен возврат целевой субсидии в доход бюджета.

Если учреждение использовало субсидию не по целевому назначению, ее возврат отразите проводками:

Дебет КДБ.1.205.81.560 Кредит КДБ.1.401.10.180
– начислена задолженность учреждения по возврату субсидии, использованной не по целевому назначению;

Дебет КДБ.1.210.02.180 Кредит КДБ.1.205.81.660
– отражен возврат нецелевки в доход бюджета.

Код классификации доходов, по которому поступит возврат субсидии – 000 2 18 00000 00 0000 180 «Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата организациями остатков субсидий прошлых лет». Детализация кода такая:

Уровень бюджета от бюджетного учреждения от автономного учреждения
Федеральный бюджет 000 2 18 01010 01 0000 180 000 2 18 01020 01 0000 180
Бюджет субъекта РФ 000 2 18 02010 02 0000 180 000 2 18 02020 02 0000 180
Бюджет внутригородского муниципального образования города федерального значения 000 2 18 03010 03 0000 180 000 2 18 03020 03 0000 180
Бюджет городского округа 000 2 18 04010 04 0000 180 000 2 18 04020 04 0000 180
Бюджет муниципального района 000 2 18 05010 05 0000 180 000 2 18 05020 05 0000 180
Бюджет сельского поселения 000 2 18 05010 10 0000 180 000 2 18 05020 10 0000 180
Бюджет городского округа с внутригородским делением 000 2 18 05010 11 0000 180 000 2 18 05020 11 0000 180
Бюджет внутригородского района 000 2 18 05010 12 0000 180 000 2 18 05020 12 0000 180
Бюджет городского поселения 000 2 18 05010 13 0000 180 000 2 18 05020 13 0000 180

Такой порядок установлен пунктами 80, 91 Инструкции № 162н, приложением 1 к указаниям, утвержденным приказом Минфина от 01.07.2013 № 65н, и разъяснен в письмах Минфина от 15.12.2017 № 02-07-10/84803, от 07.02.2017 № 02-06-10/6527, от 05.04.2013 № 02-06-07/11164.

Внимание: остаток неиспользованных учреждением целевых субсидий, который отражен учредителем на счете 1.206.41.000 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям», должен соответствовать показателю, отраженному подведомственным бюджетным (автономным) учреждением на счете 5.205.81.000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов» (5.205.80.000 «Расчеты по прочим доходам»).

Кроме того, остаток неиспользованных целевых субсидий должен соответствовать данным, отраженным:

  • в отчете учреждения о расходовании субсидий;
  • бюджетной отчетности учредителя;
  • бухгалтерской отчетности подведомственного учреждения.

Такие разъяснения приведены в письме Минфина от 05.04.2013 № 02-06-07/11164.

Предоставление средств целевой субсидии

Согласно нормам ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным учреждениям и на иные цели. Их называют целевыми субсидиями.

Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ разрабатывается и утверждается порядок предоставления субсидий на иные цели для подведомственных бюджетных учреждений. Данным порядком в отношении целевых субсидий обычно устанавливаются:

  • перечень целевых субсидий (перечень и цели предоставления субсидий);
  • типовая форма соглашения, которое подлежит заключению между учредителем и учреждением, на предоставление последнему целевых субсидий;
  • правила выделения субсидий, изменения их объема, направления расходования;
  • лицевой счет, на который перечисляются целевые субсидии (операции с целевыми субсидиями, поступающими учреждению, учитываются на отдельном лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами, предоставленными учреждению из бюджета в виде целевых субсидий, открываемом учреждению в органе Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством).

Также в указанном порядке:

  • прописывается обязанность представлять учредителю отчет о расходовании средств целевых субсидий и проставляются сроки его представления;
  • отражаются направления расходования остатков целевых субсидий;
  • отмечается, на кого возлагаются обязанности по выполнению контрольной функции;
  • устанавливается обязанность по заключению между учреждением и учредителем соглашения о предоставлении субсидий;
  • отражается ответственность за нецелевое расходование субсидии (например, может быть указано, что в случае установления факта нецелевого использования учреждением субсидии в течение 10 дней с момента получения требования от учредителя учреждение обязано вернуть в бюджет средства субсидии, израсходованные не по целевому назначению).

При получении целевой субсидии учреждение в учете отражает сумму, зачисленную на лицевой счет: дебет счета 5 201 11 000 и кредит счета 5 205 81 000. Доходы от получения сумм целевых субсидий в учете отражаются только тогда, когда учреждение составит и представит учредителю отчет об израсходованных суммах, а учредитель этот отчет утвердит. Только после этого в бухгалтерском учете делается запись: дебет счета 5 205 81 000 и кредит счета 5 401 10 180 (Письмо Минфина России от 05.04.2013 N 02-06-07/11164, п. 93 Инструкции N 174н <1>).

<1> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания данных операций кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидий в Порядке, установленном Приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пункта 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Отнесение расходов бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия и которые связаны с принятием и исполнением обязательств по оплате по договорам, на соответствующие статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления осуществляется в порядке, установленном разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Общие правила возврата сумм целевых субсидий

Согласно положениям п. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (в этом абзаце говорится о средствах целевых субсидий), подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

С учетом изложенного перечислению в бюджет подлежат только те остатки целевых субсидий, в отношении которых органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (далее — учредитель), не принято решение о наличии потребности в указанных остатках.

Возврат целевой субсидии в доход бюджета осуществляется при нецелевом ее расходовании. Обычно в положении о предоставлении из бюджета целевой субсидии устанавливаются правила ее возврата. Например, может быть указано, что в течение срока действия соглашения о предоставлении субсидий, заключаемого между учредителем и учреждением, как получатель субсидии учредитель вправе принимать участие в проверках выполнения условий предоставления субсидий и осуществлять контроль за целевым использованием субсидий. В случае выявления нарушений условий предоставления субсидий, в том числе нецелевого использования субсидий получателем субсидий, учредитель составляет акт о нарушении условий предоставления субсидий и (или) нецелевом использовании субсидий, в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения. На основании обозначенного акта учредителем принимается решение о возврате в бюджет сумм субсидий, составляется требование о возврате целевой субсидии и устанавливается срок возврата <2>.

<2> При возникновении такой ситуации учреждение, в отношении которого проводилась проверка и был установлен факт нецелевого использования средств целевой субсидии, может обратиться в суд и в судебном порядке доказать правомерность своих действий, опровергнув факт нецелевого расходования сумм субсидий.

Проведение учредителем проверки правильности расходования средств целевых субсидий является его полномочиями, обусловленными нормами ст. 160.2-1 БК РФ. Из положений названной статьи следует, что главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный:

  • на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

В рамках мероприятий внутреннего финансового контроля учредитель и проводит проверку правильности использования средств субсидий.

Бухгалтерский учет возврата средств целевых субсидий

В бухгалтерском учете возврат сумм целевой субсидии требуется отражать в соответствии с нормами Инструкции N 174н, при этом возможны следующие ситуации:

  1. На лицевом счете отсутствуют денежные средства для возврата сумм целевой субсидии. Такая ситуация возможна, например, в том случае, который мы описывали в самом начале статьи. Учреждение производит оплату подрядчику согласно условиям контракта и счетов (счетов-фактур), выставленных на оплату. Затем приходит проверка, в ходе которой выявляются нарушения, учреждение обязывают вернуть в бюджет излишне перечисленные подрядчику денежные средства. Допустим, подрядчик не против вернуть такие суммы. Тогда подрядчик возвращает учреждению денежные средства, а затем они перечисляются в доход бюджета. Но подрядчик может отказаться вернуть суммы, ссылаясь на то, что сделка была правомерной и в ходе ее исполнения не было нарушено ни норм законодательства РФ, ни условий контракта (договора). В этом случае учреждение исполняет требование учредителя по возврату средств целевой субсидии на счет средств, полученных от оказания приносящей доход деятельности, подает в суд на подрядчика и пытается в судебном порядке доказать его неправоту. В случае если суд встанет на сторону учреждения и обяжет подрядчика перечислить необходимые суммы истцу-учреждению, поступившие от ответчика на лицевой счет суммы по решению суда будут являться доходом учреждения.
  2. Денежные средства на лицевом счете, открытом для движения целевых средств, есть, но они выделены на другие цели. В такой ситуации возникает вопрос: можно ли, пока подрядчик перечисляет денежные средства, подлежащие возврату в бюджет, исполнить требование учредителя за счет других целевых средств, а затем восстановить их?

Предлагаем, руководствуясь нормами Инструкции N 174н, рассмотреть на примерах, как в бухгалтерском учете учреждения отражается возврат средств целевых субсидий в разных ситуациях.

Пример 1. Учреждение в 2014 г. заключило контракт на выполнение работ по проведению капитального ремонта здания. Стоимость работ по контракту — 1 000 000 руб. Условия контракта предусматривали уплату аванса в размере 20% от стоимости по договору (200 000 руб.). Для упрощения примера предположим, что сумма субсидии была перечислена на счет учреждения единовременным платежом, а оплата по контракту производится после его исполнения. Контракт в 2014 г. был исполнен. При проведении проверки в 2015 г. работниками контрольного отдела учредителя был обнаружен факт завышения оплаты выполненных работ на сумму 150 000 руб. Эту сумму по итогам проведения проверки учреждение обязали вернуть в бюджет. Подрядчик согласился вернуть денежные средства в размере 150 000 руб. на лицевой счет учреждения.

В бухгалтерском учете операции по возврату сумм целевых субсидий будут отражаться так:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступила субсидия на лицевой счет учреждения

5 201 11 510

5 205 81 660

1 000 000

Перечислен аванс по контракту, предмет которого — капитальный ремонт зданий

5 206 25 560

5 201 11 610

200 000

Начислены расходы по контракту после его исполнения

5 401 20 225

5 302 25 830

1 000 000

Произведен зачет аванса

5 302 25 730

5 206 25 660

200 000

Произведена окончательная оплата контракта

5 302 25 730

5 201 11 610

800 000

Начислен доход, полученный учреждением в форме целевой субсидии после утверждения учредителем отчета об израсходованных суммах субсидий

5 205 81 560

5 401 10 180

1 000 000

По результатам проверки составлена справка (ф. 0504833), которой:

скорректирована стоимость договора методом «красное сторно» на сумму, подлежащую возврату в бюджет

5 401 20 225

5 302 25 830

(150 000)

скорректирована методом «красное сторно» сумма начисленных учреждением доходов

5 205 81 560

5 401 10 180

(150 000)

Отражен возврат поставщиком денежных средств

5 201 11 510

5 302 25 830

150 000

Перечислены в бюджет суммы субсидий прошлых лет

5 205 81 560

5 201 11 610

150 000

Пример 2. Воспользуемся условиями предыдущего примера. Подрядчик настаивает на том, что контракт был заключен в соответствии с нормами законодательства РФ и при его исполнении не были нарушены ни условия контракта, ни нормы законодательства РФ. Учреждение производит возврат остатка целевой субсидии в доход бюджета за счет средств, полученных учреждением от оказания платных услуг, направляет иск в суд, где ответчиком является подрядчик, с тем чтобы он вернул сумму, на которую была увеличена смета.

При совершении в бухгалтерском учете записей по возврату суммы целевой субсидии предлагаем воспользоваться Письмом Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374, поскольку в нем рассматривается ситуация, когда в доход бюджета с кода вида деятельности «2» перечислялись суммы, возникшие в рамках исполнения договора, заключенного по коду вида деятельности «5». Несмотря на то что в Письме перечислялась сумма неустойки, начисленной по договору, а не возврат целевой субсидии, по нашему мнению, информацией, содержащейся в названном Письме, можно пользоваться в ситуации, описанной нами в условии примера. Кроме того, при написании корреспонденции счетов мы руководствовались положениями Инструкции N 174н и проектом приказа, которым планируется внести изменения в эту Инструкцию.

На счетах бухгалтерского учета операции, описанные в примере, будут отражены так:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступила субсидия на лицевой счет учреждения

5 201 11 510

5 205 81 660

1 000 000

Перечислен аванс по контракту, предмет которого — капитальный ремонт зданий

5 206 25 560

5 201 11 610

200 000

Начислены расходы по контракту после его исполнения

5 401 20 225

5 302 25 830

1 000 000

Произведен зачет аванса

5 302 25 730

5 206 25 660

200 000

Произведена окончательная оплата по контракту

5 302 25 730

5 201 11 610

800 000

Начислен доход, полученный учреждением в форме целевой субсидии после утверждения учредителем отчета об израсходованных суммах субсидий

5 205 81 560

5 401 10 180

1 000 000

По результатам проверки, составлена справка (ф. 0504833), которой:

скорректирована стоимость договора методом «красное сторно» на сумму, подлежащую возврату в бюджет

5 401 20 225

5 302 25 730

(150 000)

скорректирована сумма перечисленной поставщику оплаты

5 302 25 830

5 201 11 610

(150 000)

скорректирована методом «красное сторно» сумма начисленных учреждением доходов

5 205 81 560

5 401 10 180

(150 000)

Отнесена сумма, уплаченная поставщику по завышенной смете по коду вида деятельности «5», на расчеты по приносящей доход деятельности

5 304 06 830 <*>

5 201 11 610

150 000

2 401 20 225

2 302 25 730

150 000

2 201 11 510

2 304 06 730 <*>

150 000

2 302 25 830

2 201 11 610

150 000

Начислены обязанности учреждения по перечислению субсидии в доход бюджета

2 401 20 290

2 303 05 730

150 000

Исполнены обязательства по перечислению денежных средств

2 303 05 830

2 201 11 610

150 000

<*> В конце года показатель по этому счету будет отнесен на финансовый результат (счет 0 401 30 000).

Пример 3. Продолжим условия примера 2. Суд постановил, что подрядчик должен вернуть учреждению сумму, заявленную в иске, — 200 000 руб. и судебные издержки в размере 5000 руб.

В бухгалтерском учете операции по получению от поставщика компенсации понесенных учреждением расходов будут отражены следующим образом:

Украинцам придется вернуть неиспользованные субсидии

26.05.2018 18:58

В Украине начали возвращать в бюджет неиспользованные субсидии. После нововведений сэкономленные коммунальные скидки списывают со счетов украинцев по окончанию сезона. Кроме того, в правительственном постановлении указаны случаи, при которых вернуть придется даже потраченную субсидию. Так, семьям, которые скрыли свои реальные доходы, придется компенсировать незаконно полученную помощь.

OBOZREVATEL разобрался, кто и когда вернет коммунальные скидки в бюджет.

Украинцы с субсидией платят за коммуналку фиксированную сумму – процент от своего дохода. Если экономить, то во время отопительного сезона неиспользованную субсидию могут перенести на следующий месяц, а по итогам сезона – списать. Такая система не стимулирует украинцев со «скидками» экономить, а скорее наоборот. Для примера, по данным «Нафтогаза», в Кировоградской области в домах с субсидиями сожгли газа в два раза больше, чем в таких же домах без субсидий.

Причем за субсидии платят все – это деньги налогоплательщиков. И тратят на «коммунальные скидки» огромные суммы. Ежегодно бюджет разрастается, в этом году стоимость субсидий перешагнула отметку в 70 млрд грн. В действующей программе субсидий есть две связанные между собой проблемы – скидки не стимулируют экономить, а нормативы, на которые они назначаются, остаются завышенными.

Как рассказали в Министерстве социальной политики, в прошлом отопительном сезоне среди субсидиантов ходил «миф», якобы если не тратить всю скидку, то ее могут вовсе забрать. Так, в прошедшем отопительном сезоне на отопление квартиры площадью 40 квадратов и трех человек на центральное отопление выделяли скидку на 1,7 Гкал тепла (или 500 кубов газа), 9,9 кубов газа — на плиту, 7,2 куба холодной воды, 4,8 кубометра – горячей.

Даже учитывая, что субсидианты тратят в несколько раз больше украинцев без льгот, такой объем коммунальных услуг большинство не использует. По этой причине в мае Кабинет министров принял решение сократить норматив на газ – с 5 до 4,5 кубометра за квадрат.

Источник в правительстве рассказал: проблему с субсидиями понимают и в Кабмине, и в МВФ.

Чтобы сократить расходы, чиновники планируют постепенно сокращать нормативы, а параллельно монетизировать льготы. Согласно одной из моделей, сэкономленные на субсидиях деньги могут отдавать украинцам «на руки». Такое нововведение – хороший стимул для экономии. «Предположим, что бабушка живет в селе. Она может на зиму переехать к детям и не отапливать свой дом. За зиму она может только на отоплении сэкономить 15 тыс. грн, и если эти деньги потом отдадут на «руки» такой семье, конечно, появится стимул экономить», — рассказывают в правительстве. Сейчас же по итогам отопительного сезона неиспользованные скидки просто возвращают в бюджет. Поэтому субсидианты не заинтересованы тратить меньше.

В 2017 году со счетов украинцев списали более 8,2 млрд грн неиспользованных субсидий. Точной цифры по итогам этого года пока еще нет, однако сумма может составить до 10 млрд грн. Если бы в Украине работала монетизация, эти деньги могли бы раздать. Согласно действующему постановлению, они вернуться в государственный бюджет.

«После окончания отопительного (неотопительного) сезона неиспользованная сумма жилищной субсидии возвращается управляющим, объединением, исполнителем коммунальных услуг в государственный бюджет в полном объеме на основании акта расчета», — говорится в постановлении Кабинета министров.

Уже сейчас киевляне получают уведомления о списании части субсидий. Перерасчет будет происходить автоматически, поэтому отдавать свои деньги не придется.

Правда, субсидианты с газовым или электрическим отоплением имеют право претендовать на монетизацию 100 кубов газа (около 700 грн) или 150 кВт*час электроэнергии (174 грн). Эти деньги можно получить в отделении почты, предварительно написав заявление в местном органе соцзащиты. Тем, кто использует центральное отопление, такая монетизация не положена.

Из своего кошелька коммунальные скидки должны будут вернуть те, кто обманул органы соцзащиты. Согласно действующему постановлению, возвращать деньги придется, если ошибся в декларации о доходах как минимум на 170 грн, если социальный инспектор во время обследования материально-бытовых условий жизни нашел нарушения.

Программу субсидий в Украине постепенно будут ужесточать. В этом году правительство впервые приняло решение учитывать при назначении скидки имущественное положение. Без помощи останутся те, кто ездит на новом автомобиле или живет в большом доме/квартире. Следующий шаг – значительное сокращение нормативов.

Процедура возмещения субсидий в бюджет

Субсидии, выделенные для реализации плана по госзаданию, могут быть израсходованы по результатам года частично. Остаток средств направляется обратно в бюджет или переносится на новый финансовый год. Для продления срока пользования деньгами необходимо соблюсти главное условие – выполнить задание.

СПРАВОЧНО! П. 17 ст. 30 закона №83-ФЗ от 8 мая 2010 г. разрешает считать госзадание выполненным, если отклонения в достижении показателей не имеют существенного значения.

При несоответствии значений достигнутых показателей уровню заявленных остаток сумм субсидий подлежит возврату в бюджет.

Целевые субсидии взыскиваются в бюджет при наличии одной из двух ситуаций:

  • ресурсы не были израсходованы;
  • деньги были потрачены, но с нарушением их целевого предназначения.

Во втором случае надо будет вернуть ту сумму средств, которую использовали вразрез поставленным изначально целям. Правовые нормы систематизированы в Письме, изданном Минфином 1 апреля 2016 г., № 02-06-07/19436.

Неиспользованные остатки выделенных средств в рамках программы субсидирования могут быть возвращены в бюджет или продолжать расходоваться в следующем году. Для получения разрешения дальнейшего пользования ресурсами надо получить положительное решение от соответствующего государственного органа. Важным условием сохранения выделенных денег выступает необходимость в их освоении в полной сумме и актуальность запланированных мероприятий в грядущем финансовом году. Цели расходования не должны быть изменены – они остаются прежними.

ВАЖНО! Взыскание субсидированных средств производится через органы казначейства, которые зачисляют возвращаемые остатки в бюджет соответствующего уровня.

Условия возврата

Даты возврата средств и порядок реализации этой операции утверждаются региональными и местными нормативными актами. Схема определения объема денег, подлежащих взысканию, представлена несколькими этапами:

  1. До 1 июля в следующем финансовом годовом периоде за учреждением закреплена обязанность представлять в отделение казначейства, в котором открыт для целевого финансирования лицевой счет, форму 0501016. Этот документ отражает информацию об операциях, производимых в рамках освоения средств целевого субсидирования. Отчет утверждается органом, обладающим функциями и набором прав учредителя. Суммы, допущенные к освоению в следующем финансовом периоде на прежние цели, указываются в графе 6. Приводимые числовые значения должны быть предварительно согласованы с учредителем.
  2. При отсутствии в казначействе по состоянию на вечер 30 июня отчета формы 0501016 от конкретного учреждения с его лицевого счета остатки субсидий переводятся в бюджет. Дата совершения операции будет соответствовать первому рабочему дню в июле.

Проверка целевого использования средств субсидирования нужна государственным структурам для своевременного выявления нарушителей бюджетного процесса и остановки их незаконной деятельности на начальном этапе. Для решения этой задачи и предотвращения финансовых махинаций применяется система контрольных проверок. Одним из ее элементов является акт проверки на соответствие направлений расходования средств заявленным целям.

В проверочных актах указывается комплекс данных:

  • обоснование необходимости инициации проверочных мероприятий;
  • тематика проверки;
  • круг вопросов, ответы на которые должны найти проверяющие лица;
  • сведения, идентифицирующие инспекторов, проводящих контрольные действия;
  • общая информация об организации, получившей целевое финансирование в форме субсидии, деятельность которой нуждается в проверке;
  • перечисляются документы, послужившие основанием для выделения бюджетных ресурсов конкретному предприятию;
  • нормативная база;
  • направления трат, которые были согласованы с органом, выплачивающим деньги по субсидии в пользу учреждения-получателя;
  • список фактических расходов по субсидии;
  • сопоставление целей, заявленных на этапе согласования необходимости выделения финансирования, с направлениями произведенных по факту расходов;
  • оценка эффективности осуществленных мероприятий;
  • признание использования денег целевым или нецелевым.

При обнаружении нарушений в форме нецелевого расходования бюджетного ресурса на должностных и юридических лиц будет наложено административное наказание по ст. 15.14 КоАП РФ. Выделенную ранее субсидию учреждение должно будет вернуть в бюджет, предоставивший деньги. Возврату подлежит не только сумма остатка, но и те средства, которые были потрачены с нарушением условий соглашения.

Как отразить в учете

При образовании остатков от целевых субсидий, которые были предоставлены учреждению в предыдущем периоде, невостребованные суммы должны быть возвращены на счета бюджета. Порядок отражения таких операций описан в Письме Минфина от 1 апреля 2016 г. №02-06-07/19436. Алгоритм действий направлен на реализацию таких этапов:

  1. Определение фактического объема остатка средств, которые остались неиспользованными по целевым программам в закончившемся финансовом периоде.
  2. Отражение субсидированных ресурсов в сумме их остатка, подлежащего возврату или взысканию в бюджет, в составе задолженности.
  3. Перечисление средств на казначейский счет бюджета.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Предприятие, не использовавшее в полном объеме целевую субсидию, должно вернуть остаток в текущем периоде. Если этого не будет сделано, сумма будет взыскана принудительно в следующем году.

При самостоятельном возврате неизрасходованных ресурсов до даты окончания текущего финансового срока бюджетное учреждение отражает операцию корреспонденцией между Д5.205.81.560 и К5.201.11.610. Кредитуется и 17 счет забалансового типа (по КОСГУ 180). Автономные организации в учете формируют такие записи:

  • Д5.205.80.000 – К5.201.11.000;
  • в забалансовом учете К17 (по КОСГУ 180).

В ситуациях с переходом остатков на новый финансовый год эти суммы должны быть показаны не только проводками, но и в отчетной документации. Точный объем остатков денег по этому виду финансирования надо отразить в балансовой форме 0503730 и занести в финансовые результаты бланка 0503721.

В отчете для обобщения информации об исполнении плана по ФХД унифицированной формы 0503737 данные приводятся в соответствии с нормами Приказа Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н. Остатки средств из числа целевого субсидирования, осуществленного в прошлых периодах, заносятся в третий раздел в ячейку по строке 592. Характерная особенность – значение суммы вписывается со знаком «минус». Данные дублируются в графе по строку 910, которая находится в 4 разделе отчета.

В учетной документации бюджетные организации формируют записи:

  • между Д5.205.81.560 и К5.303.05.730 – проводка составляется в момент начисления задолженности перед бюджетом по нереализованному возврату средств из полученного в прошлом году объема субсидий;
  • при перечислении остатков через казначейство средства будут зачислены в доход определенного уровня бюджета, отправитель остатков оформляет операцию через дебетование 5.303.05.830 и кредитование 5.201.11.610, по кредиту будет проходить сумма и в забалансовом 18 счете (по КОСГУ 610).

Для автономных учреждений обязательство по перечислению субсидий целевого типа в сумме их остатка с прошлых лет отражается корреспонденцией с участием Д5.205.80.000 и К5.303.05.000. После перевода средств этот факт фиксирует дебетовый оборот по 5.303.05.000 и кредитовое движение по 5.201.11.000, кредитование на сумму операции 18 счета забалансового типа (по КОСГУ 610).

В данных бухгалтерского учета распределение целевых субсидий на счетах производится с учетом их предназначения:

  • по КФО 5 показываются суммы субсидий для других целей;
  • по КФО 6 отражаются операции по субсидиям, выделенным на капитальные вложения.

Примеры проводок с субсидиями по капитальным вложениям

Организация зафиксировала остаток субсидии за прошлый период в сумме 85 000 руб. Получатель денег заявил о необходимости выделения средств на эти же цели и в новом году. С учредителем был согласован объем финансирования в 44 000 руб. Эти средства остаются у предприятия, а разница между остатком и обновленным размером субсидии в рамках нового финансирования должна быть возвращена на счета бюджета.

В учете комплекс операций будет отражен через такие корреспонденции:

  • Д 6.205.81.560 – К 6.303.05.730 с указанием суммы 85 000 руб. при отражении остатков за прошлые годы;
  • Д 6.303.05.830 – К 6.205.81.660 в размере 44 000 руб. – этой проводкой задолженность перед бюджетным органом была скорректирована в сторону уменьшения для уточнения остатка, подлежащего возврату;
  • Д 6.303.05.830 – К 6.201.11.610 – при перечислении сумм взыскания.

Какая категория субсидий подлежит возврату в бюджет

Привет всем!

В конце года помимо приятных дел (выбора подарков родным и близким, елки и места встречи Нового года) некоторые люди должны также решить и менее приятные (сдача отчетов, «закрытие» контрактов и т.д.) Ко второй категории дел также относится и проблема неизрасходованной в конце года бюджетной субсидии. Нужно ли ее возвращать или нет? Каков порядок возврата? Попробуем разобраться в данных вопросах.

В соответствии с первым абзацем пункта 1 статьи 78. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Согласно второму абзацу вышеуказанной статьи, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

На основании пункта 17 статьи 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 № 83-ФЗ, не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (то есть субсидии для государственного или муниципального задания), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

В силу пункта 18 вышеназванной статьи, не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (целевые субсидии), подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 № 82н утверждены Общие требования к порядку взыскания в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, лицевые счета которых открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектах Российской Федерации, муниципальных образований (далее – «Общие правила») и Порядок взыскания неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, лицевые счета которых открыты в территориальных органах Федерального казначейства (далее – «Порядок»).

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Общих требований взысканию подлежат неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году (далее — остатки целевых субсидий, подлежащие взысканию).

Согласно пункту 4 Общих требований, Остатки субсидий на капитальные вложения, подлежащих взысканию, остатки целевых субсидий, подлежащих взысканию, перечисляются в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) соответственно территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (далее — финансовый орган) на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете N 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (далее — счет N 40101) для последующего перечисления остатков указанных субсидий, подлежащих взысканию, в соответствующий бюджет.

На основании пункта 3 Порядка взыскание в федеральный бюджет остатков субсидий на капитальные вложения, подлежащих взысканию, остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию, осуществляется в соответствии с Общими требованиями к порядку взыскания в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (приложение N 1 к настоящему Приказу), с учетом следующих положений:

а) учреждение до 1 июля финансового года, следующего за отчетным, представляет в территориальный орган Федерального казначейства, в котором ему открыт отдельный лицевой счет для учета операций с целевыми субсидиями (далее — лицевой счет по иным субсидиям), утвержденные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на 20__ г. (код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации 0501016) (далее — Сведения об операциях с целевыми субсидиями).

В графе 6 «Разрешенный к использованию остаток субсидии прошлых лет на начало 20__ г.» Сведений об операциях с целевыми субсидиями указываются суммы остатков субсидий на капитальные вложения, остатков целевых субсидий, в отношении которых наличие потребности в направлении их в текущем финансовом году на те же цели подтверждено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

б) в случае если до 1 июля финансового года, следующего за отчетным, учреждением в территориальный орган Федерального казначейства не представлены Сведения об операциях с целевыми субсидиями, территориальный орган Федерального казначейства не позднее первого рабочего дня после 30 июня финансового года, следующего за отчетным, осуществляет взыскание остатков субсидий на капитальные вложения, подлежащих взысканию, остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию, путем их перечисления на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете N 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (далее — счет N 40101) для последующего перечисления остатков субсидий на капитальные вложения, подлежащих взысканию, остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию в доход федерального бюджета.

Возврат средств субсидии в доход бюджета осуществляется в 2017 году. Возврат осуществляется как в отношении остатков субсидии прошлого года (2016 года), так и средств субсидии текущего года (2017 года). Муниципальное задание выполнено.
Как отразить в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений и в бюджетном учете учредителя операции по возврату остатка субсидии на выполнение муниципального задания текущего года и экономии субсидии, образовавшихся в результате смены типа учреждения на казенное? Как данная ситуация отразится в Отчете о движении денежных средств (форма 0503123)?

28 февраля 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вариант отражения в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений, бюджетном учете учредителя, а также в Отчете о движении денежных средств (ф. 0503123) возврата неиспользованных субсидий на выполнение муниципального задания по причине смены типа учреждения на казенное зависит от периода, в котором такой возврат осуществляется.

Обоснование вывода:
Недостижение объемных показателей государственного (муниципального) задания является единственным основанием для возврата остатка субсидии на выполнение задания прошлых лет, предусмотренным положениями ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, ч. 3.17 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
Вместе с тем в случае изменения типа учреждения с бюджетного (автономного) на казенное в течение финансового года можно вести речь о досрочном прекращении выполнения задания. В частности, на федеральном уровне предусмотрено, что при досрочном прекращении выполнения государственного задания по установленным в нем основаниям неиспользованные остатки субсидии в размере, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанных государственных услуг (невыполненных работ), подлежат перечислению в федеральный бюджет и учитываются в порядке, установленном для учета сумм возврата дебиторской задолженности. Кроме того, неиспользованные остатки субсидии подлежат возврату и при досрочном прекращении выполнения государственного задания в связи с реорганизацией учреждения (п. 41 Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»).
Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по возврату в бюджет остатков неиспользованных субсидий, предоставленных бюджетным (автономным) учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий, образовавшихся в связи с недостижением установленных показателей, определен Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н), и Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н (далее — Инструкция N 183н).
При этом корреспонденции по учету возврата средств экономии субсидии, образовавшейся по итогам выполнения государственного (муниципального) задания, в том числе и при смене типа учреждения на казенное, указанными инструкциями не определены. В связи с чем при возникновении у учреждения такого основания порядок отражения соответствующих операций необходимо согласовать в соответствии с п. 4 Инструкции N 174н, п. 5 Инструкции N 183н и закрепить в рамках учетной политики. Отметим, что данные корреспонденции не должны противоречить положениям действующих инструкций по бухгалтерскому (бюджетному) учету и обеспечивать корректное формирование отчетности.
Ключевым моментом при определении варианта отражения рассматриваемой ситуации в учете будет классификация возвращаемых средств в качестве остатка субсидии (если речь идет о средствах прошлого года) либо в качестве восстановления кассового расхода (если говорим о возврате субсидии, предоставленной в текущем году).
Бухгалтерские записи для отражения возврата в доход бюджета остатков неиспользованных субсидий, предоставленных учреждениям на финансовое обеспечение выполнения заданий, в том числе при возврате средств данной субсидии в связи с недостижением установленных заданием показателей, характеризующих объем услуг (работ), на основании отчетов о выполнении задания, представляемых учредителям, приведены в абзаце 9 п. 152 Инструкции N 174н, абзаце 9 п. 180 Инструкции N 183н.
Полагаем, что такая корреспонденция может быть применена для отражения возврата субсидии на выполнение муниципального задания при смене типа учреждения на казенное, когда речь идет об остатке субсидии, сложившемся на начало года (экономии).
В учете учредителя начисление возврата в доход бюджета средств субсидии на выполнение муниципального задания и их поступление отражаются согласно абзацам 9, 18 п. 78 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Если же речь идет о возврате средств субсидии на выполнение муниципального задания, предоставленных учреждению в текущем году, то он может рассматриваться в бюджетном учете учредителя в качестве восстановления кассовой выплаты. А уменьшение обязанности учредителя по перечислению субсидии на выполнение муниципального задания может быть отражено в бюджетном учете способом «Красное сторно».
Учитывая то обстоятельство, что бухгалтерский учет в бюджетных и автономных учреждениях ведется методом начисления (п. 16 Федерального стандарта «Концептуальные основы…», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н, п. 3 Инструкции N 157н), согласно своей учетной политике учреждение может отражать начисление доходов по виду финобеспечения «4» на основании Соглашения о предоставлении субсидии. При этом в составе доходов сразу признается вся сумма субсидии, которая согласно Соглашению подлежит перечислению на лицевой счет (счет) учреждения в течение финансового года.
Следовательно, уменьшение дохода бюджетного (автономного) учреждения по причине возврата в доход бюджета субсидии на выполнение муниципального задания при смене типа учреждения на казенное может быть отражено в бухгалтерском учете аналогичной начислению записью, выполненной способом «Красное сторно».
На основании изложенного рассматриваемая ситуация может быть отражена следующим образом:
При возврате остатка субсидии, образовавшегося на конец года:
В бюджетном учете учредителя:
1. Дебет КДБ 1 205 31 560 Кредит КДБ 1 401 10 130 — отражено начисление дохода в виде возврата остатков неиспользованных субсидий на выполнение муниципального задания;
2. Дебет КДБ 1 210 02 130 Кредит КДБ 1 205 31 660 — отражено поступление остатков неиспользованных субсидий на выполнение муниципального задания.
В бухгалтерском учете бюджетных (автономных)*(1) учреждений:
1. Дебет 4 401 10 130 (4 401 10 130) Кредит 4 303 05 730 (4 303 05 000) — отражено отнесение на уменьшение финансового результата суммы кредиторской задолженности по возврату в доход бюджета остатка неиспользованной субсидии на выполнение муниципального задания;
2. Дебет 4 303 05 830 (4 303 05 000) Кредит 4 201 11 610 (4 201 11 000),
с одновременным увеличением забалансового счета 18 (130 АнКВД, 610 КОСГУ) — отражено перечисление неиспользованного остатка средств субсидии в доход бюджета.
При возврате субсидии, предоставленной в текущем году:
В бюджетном учете учредителя:
1. Дебет КРБ 1 401 20 241 Кредит КРБ 1 302 41 730 — способом «Красное сторно» отражено уменьшение обязанности учредителя по перечислению субсидии на выполнение муниципального задания бюджетному (автономному) учреждению;
2. Дебет КРБ 1 304 05 241 Кредит КРБ 1 302 41 730 — на лицевой счет учредителя восстановлена перечисленная ранее субсидия на выполнение муниципального задания.
В бухгалтерском учете бюджетных (автономных)*(1) учреждений:
1. Дебет 4 205 31 560 (4 205 30 000) Кредит 4 401 10 130 (4 401 10 130) — способом «Красное сторно» отражена корректировка начисления доходов в виде субсидии на выполнение муниципального задания в текущем 2017 финансовом году;
2. Дебет 4 205 31 560 (4 205 30 000) Кредит 4 201 11 610 (4 201 11 000),
с одновременным уменьшением забалансового счета 17 (130 АнКВД, 130 КОСГУ) — отражен возврат средств субсидии на выполнение муниципального задания текущего 2017 года.
Форма Отчета о движении денежных средств (ф. 0503123) и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее — Отчет (ф. 0503123), Инструкция N 191н).
Положениями Инструкции N 191н прямо предусмотрено отражение суммы возвратов остатков субсидий прошлых лет на выполнение государственного (муниципального) задания, образовавшихся в связи с недостижением показателей его объема:
— в графе 4 по строке 421 раздела 3 «Изменение остатков средств» (показатель отражается со знаком «минус»);
— в графе 5 по строке 980 «Возврат дебиторской задолженности прошлых лет» раздела 4 «Аналитическая информация по выбытиям» (показатель отражается в положительном значении).
При этом указанные поступления в разделе 1 «Поступления» Отчета (ф. 0503123) не отражаются (п. 149 Инструкции N 191н, п. 1.2.1 письма Минфина России и Федерального казначейства от 07.04.2017 NN 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308).
В то же время, когда осуществляется возврат средств субсидии в течение года по причине смены типа учреждения на казенное, Отчет (ф. 0503123) формируется следующим образом. Поступление в части возврата бюджетными (автономными) учреждениями средств субсидии отразится в разделе 2 «Выбытия» по строкам 261, 501 гр. 4 со знаком «минус» (п.п. 149, 150 Инструкции N 191н). А также по графе 5 строки 900 Отчета (ф. 0503123) со знаком «минус» (п. 150.2 Инструкции N 191н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Возврат целевых субсидий

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы РФ автономным и бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. Федеральным бюджетным (автономным) учреждениям, подведомственным Минспорту, целевые субсидии предоставляются в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минспорта РФ от 01.02.2017 № 59 (далее – Порядок № 59). Рассмотрим, в каких случаях целевые субсидии подлежат возврату в бюджет и как отразить в бухгалтерском учете операции по возврату.

Согласно Порядку № 59 к целевым субсидиям относятся субсидии, предоставляемые в целях:

  • выплаты стипендий;

  • выплаты вознаграждения (премий) российским спортсменам по итогам выступлений на международных соревнованиях;

  • осуществления мероприятий по ремонту (капитальному ремонту) объектов движимого (недвижимого) имущества;

  • благоустройства земельных участков, находящихся в пользовании учреждений спорта;

  • приобретения особо ценного движимого имущества

  • содержания имущества; и др.

Целевая субсидия предоставляется на основании соглашения, заключаемого между Минспортом и учреждением в соответствии с типовой формой (типовая форма соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н).

Операции с целевыми субсидиями, поступающими учреждению, учитываются на отдельном лицевом счете, открываемом учреждению в органе Федерального казначейства (п. 5 Порядка № 59).

Возврат целевой субсидии при отсутствии потребности в ней

Согласно п. 9 Порядка № 59 не использованные в текущем финансовом году остатки целевой субсидии подлежат перечислению (возврату) в федеральный бюджет в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 82н (далее – Порядок № 82н). Вместе с тем такие остатки могут быть использованы учреждением в очередном финансовом году на те же цели при принятии Минспортом решения о наличии потребности в остатках целевой субсидии, согласованного с Минфином.

Если учреждение планирует использовать в текущем году остатки целевой субсидии, образовавшиеся на начало года, оно должно представить не позднее 20 мая (или первого рабочего дня, следующего за указанной датой) в территориальный ОФК сведения об операциях с целевыми субсидиями на 20__ год (ф. 0501016) с указанием разрешенного к использованию остатка целевых средств (п. 3 Порядка № 82н).

Обратите внимание: срок представления сведений (ф. 0501016) сокращен. В прошлом году такие сведения представлялись до 1 июля.

При непредставлении сведений (ф. 0501016) в обозначенный срок территориальный ОФК не позднее десятого рабочего дня после 1 июня текущего финансового года (или первого рабочего дня, следующего за названной датой) осуществляет взыскание остатков целевых субсидий путем их перечисления на счет, открытый на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», для последующего перечисления остатков целевых субсидий в доход федерального бюджета (п. 3 Порядка № 82н).

При этом, не дожидаясь взыскания указанных средств, учреждения при отсутствии утвержденных сведений (ф. 0501016) обязаны самостоятельно перечислить соответствующие неподтвержденные остатки целевых средств в доход федерального бюджета не позднее 1 июня текущего финансового года (п. 34 Постановления Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета»).

Бухгалтерский учет. Согласно Указаниям № 65н, письмам Минфина РФ от 29.04.2016 № 02-05-11/25399, от 14.01.2016 № 02-01-09/787 суммы возврата в бюджет средств в объеме остатков целевых субсидий, в отношении которых наличие потребности в направлении их на те же цели не подтверждено, подлежат отражению в 2017 году по статье 180 «Прочие доходы», а в 2018 году – по подстатье 183 «Доходы от субсидии на иные цели» КОСГУ.

В силу п. 21 Инструкции № 157н учет операций, производимых за счет целевых субсидий, ведется с применением в 18-м разряде номеров бухгалтерских счетов кода вида финансового обеспечения 5 «Субсидии на иные цели».

Операции по возврату в бюджет остатков целевых субсидий при неподтверждении потребности в таких остатках в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений спорта будут отражены следующими проводками (п. 93, 94, 133 Инструкции № 174н, п. 96, 97, 161 Инструкции № 183н):

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Увеличение задолженности по возврату неиспользованных остатков целевых субсидий

11000000000000180
5 205 81 560*

11000000000000180
5 303 05 730

11000000000000180
5 205 81 000*

11000000000000180
5 303 05 000

Перечисление (возврат) остатков субсидий в доход бюджета

11000000000000180
5 303 05 830

11000000000000000
5 201 11 610

11000000000000180
5 303 05 000

11000000000000000
5 201 11 000

Уменьшение задолженности перед бюджетом при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах (если остаток не перечислялся в бюджет)

11000000000000180
5 303 05 830

11000000000000180
5 205 81 660*

11000000000000180
5 303 05 000

11000000000000180
5 205 81 000*

Поступление средств из бюджета (в сумме остатка неиспользованной субсидии) при принятии решения о наличии потребности в ее использовании на соответствующие цели

11000000000000000
5 201 11 510

11000000000000180
5 205 81 660*

11000000000000000
5 201 11 000

11000000000000180
5 205 81 000*

* Обратите внимание: в связи с введением дополнительной детализации по кодам КОСГУ (введением кода 183 для отражения целевых субсидий) будут пересматриваться и аналитические счета для отражения расчетов по целевым субсидиям. В частности, планируется ввести счет 0 205 83 000 «Расчеты по субсидиям на иные цели». Соответствующие новшества содержатся в проектах приказов Минфина о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н. С принятием таких изменений для отражения операций по возврату целевых субсидий вместо счета 5 205 81 000 будет необходимо применять счет 5 205 83 000.

Пример 1.

На основании соглашения, заключенного с учредителем, бюджетному учреждению в 2017 году была перечислена на отдельный лицевой счет целевая субсидия на капитальный ремонт спортивной площадки. Сумма субсидии составила 500 000 руб. В целях проведения ремонтных работ на всю сумму субсидии был заключен контракт с подрядчиком. Аванс по контракту – 150 000 руб. Контрактом предусмотрена поэтапная сдача работ. В текущем финансовом году были сданы работы стоимостью 450 000 руб., что отражено в отчете о расходах, произведенных за счет целевой субсидии. Последний этап работ планировалось завершить в начале 2018 года. В связи с этим на конец финансового года образовался неиспользованный остаток целевой субсидии – 50 000 руб. Учредителем подтверждена потребность в названных средствах и принято решение об использовании остатка субсидии в 2018 году в целях оплаты завершающих ремонтных работ. До принятия указанного решения средства не перечислялись в доход бюджета.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

2017 год

Поступила целевая субсидия на отдельный лицевой счет

11000000000000000
5 201 11 510

11000000000000180
5 205 81 660

500 000

Забалансовый счет 17 (КОСГУ 180)

Перечислен аванс подрядчику

11000000000000243
5 206 25 560

11000000000000000
5 201 11 610

150 000

Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 225)

Начислены расходы на капитальный ремонт на основании подписанных актов выполненных работ

11000000000000243
5 401 20 225

11000000000000243
5 302 25 730

450 000

Зачтен ранее перечисленный аванс

11000000000000243
5 302 25 830

11000000000000243
5 206 25 560

150 000

Произведен расчет с подрядчиком за выполненные этапы работ
(450 000 — 150 000) руб.

11000000000000243
5 302 25 830

11000000000000000
5 201 11 610

300 000

Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 225)

Начислена задолженность по возврату в бюджет остатка неиспользованной на конец года целевой субсидии

11000000000000180
5 205 81 560

11000000000000180
5 303 05 730

50 000

2018 год

Уменьшена задолженность перед бюджетом по возврату неиспользованного остатка субсидии при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах

11000000000000180
5 303 05 830

11000000000000180
5 205 81 660*

50 000

* С принятием изменений в инструкциях № 174н, 183н вместо счета 5 205 81 000 нужно будет применять счет 5 205 83 000.

  • Предоставление и учет целевых субсидий
  • Операции с целевыми субсидиями: документальное оформление
  • Субсидии лучшим сельским учреждениям культуры и их работникам
  • Примеры отражения в учете операций по возврату остатков субсидий
  • Возврат в бюджет остатков сумм субсидий

Пример 2.

Академии физической культуры и спорта (автономное учреждение) на основании соглашения, заключенного с учредителем, в 2017 году из бюджета предоставлена целевая субсидия на выплату стипендий в сумме 270 000 руб. Согласно отчету сумма подтвержденных расходов за счет целевой субсидии составила 262 000 руб. Неиспользованный остаток субсидии в размере 8 000 руб. учреждение самостоятельно возвратило в бюджет в конце 2017 года.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступила целевая субсидия на отдельный лицевой счет

11000000000000000
5 201 11 000

11000000000000180
5 205 81 000

270 000

Увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 180)

Начислены расходы на выплату стипендий

11000000000000340
5 401 20 296

11000000000000340
5 302 91 000

262 000

Перечислены стипендии на банковские карты получателей (студентов)

11000000000000340
5 302 91 000

11000000000000000
5 201 11 000

262 000

Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 296)

Начислен доход по предоставленной целевой субсидии в сумме расходов, подтвержденных отчетом

11000000000000180
5 205 81 000

11000000000000180
5 401 10 180

262 000

Отражена задолженность по возврату в бюджет неиспользованного остатка субсидии

11000000000000180
5 205 81 000

11000000000000180
5 303 05 000

8 000

Перечислены остатки субсидий в доход бюджета

11000000000000180
5 303 05 000

11000000000000000
5 201 11 000

8 000

Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 610)

Пример 3.

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что в 2018 году учредителем подтверждена потребность в остатках неиспользованной субсидии. Данные остатки будут направлены на выплату стипендий в 2018 году.

Поскольку в описанном случае изначально остатки неиспользованной субсидии были перечислены в конце в 2017 года в бюджет, поступление таких средств на счет учреждения в 2018 году отразится следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступили средства из бюджета (в сумме остатка неиспользованной субсидии) при принятии решения о наличии потребности в ее использовании на соответствующие цели

11000000000000000
5 201 11 000

11000000000000180
5 205 81 000*

8 000

Увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 183)

* С принятием изменений в инструкциях № 174н, 183н вместо счета 5 205 81 000 необходимо будет применять счет 5 205 83 000.

Возврат целевой субсидии при выявлении нарушений в ее использовании

Еще одно основание для возврата целевой субсидии в бюджет – выявление по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений в порядке ее использования, в частности, нецелевое использование субсидии.

Целевые субсидии должны быть израсходованы в строгом соответствии с целями их предоставления, обозначенными в соответствующих соглашениях. Контроль за использованием целевых субсидий могут осуществлять учредители, а также органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся:

  • Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований – органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;

  • Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций – органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно п. 4 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» средства, израсходованные не по целевому назначению, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления названных нарушений.

Кроме того, за нецелевое использование средств субсидии (то есть направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением) бюджетное (автономное) учреждение может быть привлечено к административной ответственности предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ (Письмо Федерального казначейства от 10.08.2017 № 07-04-05/09-665).

Бухгалтерский учет. Операции по возврату в бюджет средств субсидий в случае выявления по результатам государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования данных субсидий отражаются в бухгалтерском учете учреждений спорта следующими проводками (п. 152, 133 Инструкции № 174н, п. 180, 161 Инструкции № 183н, Письмо Минфина РФ от 07.02.2017 № 02-06-10/6527):

Бюджетные учреждения

Автономные учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных целевых субсидий в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий

11000000000000180
5 401 10 183*

11000000000000180
5 303 05 730

11000000000000180
5 401 10 183*

11000000000000180
5 303 05 000

Перечисление (возврат) остатков субсидий в доход бюджета

11000000000000180
5 303 05 830

11000000000000000
5 201 11 610

11000000000000180
5 303 05 000

11000000000000000
5 201 11 000

* Код 183 КОСГУ применяется с 2018 года.

Пример 4.

В 2018 году в бюджетное учреждение (спортивная школа) поступила целевая субсидия в сумме 100 000 руб. По результатам проверки порядка ее использования было выявлено нарушение – нецелевое использование средств в сумме 7 000 руб. Средства, использованные не по назначению, были возвращены в бюджет. До момента проверки субсидия была израсходована частично.

В бухгалтерском учете учреждения операции по возврату средств будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступила целевая субсидия на отдельный лицевой счет

11000000000000000
5 201 11 000

11000000000000180
5 205 81 660*

100 000

Увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 183)

Начислена задолженность в сумме выявленных к возврату в бюджет денежных средств по результатам финансового контроля

11000000000000180
5 401 10 183

11000000000000180
5 303 05 730

7 000

Возращены средства субсидии в бюджет

11000000000000180
5 303 05 830

11000000000000000
5 201 11 610

7 000

Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 610)

* С принятием изменений в инструкциях № 174н, 183н вместо счета 5 205 81 000 необходимо будет применять счет 5 205 83 000.

Как правило, нецелевое использование субсидий выявляется проверяющими по итогам полного расходования такой субсидии. Возникает вопрос: за счет каких средств возвращать в бюджет средства субсидии, использованные не по целевому назначению, в данной ситуации?

Отсутствие средств субсидии не отменяет обязанность учреждения по возврату в бюджет части субсидии, использованной не по целевому назначению. По мнению Минфина, изложенному в Письме от 15.12.2017 № 02-07-10/84803, для возврата учреждения могут привлечь средства, полученные от приносящей доход деятельности. В том же письме приведены проводки по отражению возврата средств субсидии в случае выявления их нецелевого использования. Рассмотрим эти проводки на примере.

Пример 5.

Воспользуемся условиями примера 4 и предположим, что целевая субсидия на момент проверки была израсходована полностью. В связи с этим для возврата нецелевых средств были привлечены собственные доходы учреждения.

С учетом разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ № 02-07-10/84803, операции по возврату отражаются следующими проводками:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *