Субсидии на возмещение затрат

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБСИДИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗАТРАТ В СВЯЗИ С ПРОИЗВОДСТВОМ ТОВАРОВ

Средства в виде субсидий, выделяемые организациям согласно ст. 78 БК РФ на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов.

Об этом Об этом Письмо Минфина РФ от 27.07.2009 N 03-03-06/4/63.

При определении объекта налогообложения налогом на прибыль организациями учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

В соответствии с п. 2 указанной статьи НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления из бюджета. Указанная норма распространяется на организационно-правовые формы юридических лиц, имеющие право напрямую получать средства из бюджета.

Перечень таких юридических лиц поименован в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ). Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в НК РФ и БК РФ.

В соответствии со ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

По своему назначению указанные субсидии направлены на компенсацию части произведенных затрат или недополученных доходов, возникших в связи с деятельностью организации.

Следовательно, у организаций, получивших субсидии в соответствии со ст. 78 БК РФ, возникает экономическая выгода.

По аналогичным основаниям у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, денежные средства в виде субсидий, выделяемые им согласно ст. 78 БК РФ на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, признаются доходом в целях применения упрощенной системы налогообложения и подлежат налогообложению в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата организациями единого налога на вмененный доход предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Денежные средства в виде субсидий, выделяемые согласно ст. 78 БК РФ на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, относятся к внереализационным доходам и, соответственно, не подпадают под вид деятельности, переведенный на уплату единого налога на вмененный доход, в связи с чем подлежат налогообложению у организаций, переведенных по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности на уплату единого налога на вмененный доход, налогом на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ, а у индивидуальных предпринимателей — в соответствии с гл. 23 НК РФ.

В целях гл. 23 НК РФ доходы индивидуальных предпринимателей в виде субсидий, выделяемых на возмещение ранее понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, подлежат налогообложению в порядке, установленном данной главой , с применением налоговой ставки в размере 13 процентов.

Вместе с тем суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам), на основании пп. 35 ст. 217 НК РФ, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ »О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, отвечающие определенным условиям.

Физические лица — производители товаров, работ (услуг) к субъектам малого и среднего предпринимательства не относятся.

В целях развития малого предпринимательства во многих регионах страны действуют различные целевые программы. В частности, недавно созданным компаниям могут предоставить субсидии на возмещение части затрат на приобретение основных средств и нематериальных активов. Логично предположить, что такая поддержка не должна облагаться налогами. Однако финансовое ведомство придерживается иного мнения. Причем есть различия и в правилах налогового и бухгалтерского учета таких сумм. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 20.08.10 № 03-11-06/2/134).

БЮДЖЕТНЫЕ СУБСИДИИ – ОБЫЧНЫЙ ДОХОД

Получить помощь от государства – нелегкая задача. Когда же решение о выделении субсидии принято, у предприятия возникает проблема правильного учета этих сумм в налоговом и бухгалтерском учете.

Из запроса к комментируемому письму следует, что организация, относящаяся к субъектам малого предпринимательства и применяющая «упрощенку», в 2009 году получила субсидию на возмещение части затрат на приобретение основных фондов и нематериальных активов.

Как известно, компании, применяющие УСН, учитывают в налоговой базе два вида доходов: от реализации и внереализационные, которые определяются согласно статьям 249 и 250 НК РФ соответственно. Не учитывать они могут лишь некоторые доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ. В этот перечень включены два вида средств целевого финансирования.

К первому относится имущество, поступившее в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Получив такие средства, необходимо вести раздельный учет доходов и расходов в рамках целевого финансирования. Если этого нет, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

При этом перечень видов такого имущества является закрытым. Что касается поступлений из бюджета, то в нем указаны ассигнования бюджетным учреждениям, а также субсидии автономным учреждениям. Субсидии, выделяемые коммерческим организациям, в данный перечень не входят. На это не раз указывали Минфин России и арбитражные суды*1.

*1 См. письма Минфина России от 09.03.10 № 03-03-06/1/122, от 12.02.10 № 03-03-06/ 1/68, постановления ФАС Волго-Вятского от 13.01.09 № А17-1843/2008, Дальневосточного от 03.07.08 № Ф03-А73/08-2/2326 округов.

Другая норма (п. 2 ст. 251 НК РФ), которая позволяет не включать в налоговую базу целевые поступления, с 2010 года распространяется только на средства, адресованные некоммерческим организациям*2. Однако в 2009 году можно было не учитывать любые целевые поступления из бюджета. При этом получатели таких средств обязаны были вести раздельный учет доходов и расходов.

*2 Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 25.11.09 № 281-ФЗ.
Несмотря на это, Минфин России и в прошлом году оспаривал право организаций не учитывать в доходах субсидии. Ведомство считало, что для признания поступлений из бюджета целевыми для применения норм пункта 2 статьи 251 НК РФ необходимо одновременное выполнение следующих условий:

– средства получены напрямую из бюджета и носят целевой характер;

– получатели ведут раздельный учет доходов и расходов в рамках данных сумм.

Только вот коммерческие организации не поименованы в перечне лиц, имеющих право напрямую получать средств из бюджета, который приведен в статье 6 Бюджетного кодекса РФ. Значит, заключают специалисты ведомства, они не могут быть получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в Бюджетном и Налоговом кодексах.
ОРГАНИЗАЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ БЮДЖЕТОПОЛУЧАТЕЛЕМ

Высказанная чиновниками трактовка, по нашему мнению, спорна. В соответствии со статьей 69 БК РФ субсидии организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) – производителям товаров, работ, услуг относятся к бюджетным ассигнованиям.

Субсидии предоставляются из федерального, регионального или местного бюджета безвозмездно и безвозвратно для возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 БК РФ). Решения властей о выделении предприятиям тех или иных субсидий оформляются нормативными актами, в которых в обязательном порядке должна содержаться информация о категории или критерии отбора компаний, имеющих право на их получение, целях, условиях и порядке предоставления (ст. 78 БК РФ). Как видно из этих норм, все субсидии выделяются организациям из бюджета и на определенные цели.

Судебная практика по данному вопросу различна. Часть судов поддерживает позицию Минфина России. Некоторые при решении вопроса применяют ряд критериев, позволяющих рассматривать субсидии в качестве средств целевого финансирования. А именно: средства подлежат отдельному учету, предназначены для расходования на строго определенные цели, не могут использоваться получателем по своему усмотрению и предприятие обязано за них отчитываться*3. Другие суды признают любые бюджетные субсидии, выплачиваемые организациям, целевыми*4.

*3 См., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.03.10 № А33-9550/2008.

*4 См. постановления ФАС Московского от 28.04.10 № КА-А40/3852-10, Волго-Вятского от 03.02.09 № А39-2492/2008, Дальневосточного от 21.05.08 № Ф03-А24/08-2/1611 округов.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ СУБСИДИИ

В рассматриваемом случае компания не стала спорить с Минфином России, полученную из бюджета сумму отнесла к внереализационным доходам и учла ее при исчислении налога, уплачиваемого при УСН.

В бухучете субсидия в качестве прочего дохода по окончании года была отнесена к нераспределенной прибыли. Основной вопрос, который интересовал организацию, заключался в возможности использовать данную сумму (в составе общей прибыли) для выплаты дивидендов.

По общему правилу источником выплаты дивидендов является прибыль, остающаяся после уплаты налогов, определяемая в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

В данном случае применяют правила, установленные ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Организация принимает бюджетные средства к учету, если у нее имеется уверенность, что условия предоставления средств будут выполнены и эти средства будут получены (п. 5 ПБУ 13/2000). В последнем случае подтверждением могут служить утвержденная бюджетная роспись, уведомление о выделении ассигнований и другие документы.

Минфин России считает, что в рассматриваемой ситуации списание бюджетных средств должно производиться со счета 86 «Целевое финансирование». В отношении амортизируемых основных средств такое списание происходит на протяжении срока их полезного использования. Субсидии по активам, не подлежащим амортизации, списываются в течение периода признания соответствующих расходов (п. 9 ПБУ 13/2000).

Субсидии учитываются на счете 98 «Доходы будущих периодов» при вводе объектов в эксплуатацию, а затем по мере начисления амортизации списываются на финансовые результаты организации как прочие доходы в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

По нашему мнению, данное утверждение верно, если активы изначально приобретаются на бюджетные средства. Если же субсидия получена после приобретения активов и фактически является компенсацией расходов на их покупку, то применяют пункт 10 ПБУ 13/2000. Он предписывает отражать субсидии как возникновение задолженности по таким средствам и увеличивать финансовый результат как прочие доходы.

В комментируемом случае субсидия была предоставлена именно для компенсации части расходов организации на приобретение основных средств и нематериальных активов. Скорее всего на момент предоставления суммы предприятие частично признает в составе расходов предыдущих отчетных периодов затраты на их покупку. То есть на момент получения средств у организации будет сформирована остаточная стоимость объекта, еще не погашенная путем начисления амортизации.

Значит, единовременно отнести к прочим доходам можно только ту часть субсидии, которая равна сумме уже начисленной амортизации. А вот оставшуюся сумму лучше учитывать как доходы будущих периодов в соответствии с пунктом 9 ПБУ 13/2000.
Таким образом, на дату получения уведомления о выделении бюджетных средств часть затрат, которую можно считать расходами прошлых отчетных периодов, отражают по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При поступлении суммы делают запись по дебету счета 51 в корреспонденции с кредитом счета 76. Признавая эти доходы, выполняют запись по дебету счета 76 и кредиту счета 91.

В отношении остальной части субсидии на дату ее выделения делается запись по дебету счета 76 и кредиту счета 86. После чего эти суммы учитывают в доходах будущих периодов (с дебета счета 86 в кредит счета 98).

После получения субсидии эта ее часть признается прочим доходом по мере начисления амортизации в будущих отчетных периодах до конца срока полезного использования объектов. Это отражают записью по дебету счета 98 в корреспонденции с кредитом счета 91.

Как видим, единовременно зачислить сумму субсидии в состав прочих доходов нельзя. Следовательно, она не должна была целиком попасть и в состав нераспределенной прибыли за 2009 год. Поэтому и направить ее на выплату дивидендов за прошлый год организация не могла.

Начисление и вычет НДС при получении субсидий

Теперь поговорим о порядке начисления налога на добавленную стоимость и вычетов по нему при получении бюджетных средств.

Начисление НДС. Налогом на добавленную стоимость облагается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ (п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). При этом в налоговую базу включаются суммы, полученные в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров, работ, услуг (подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ).

Денежные средства в виде субсидий, получаемые на возмещение расходов, в налоговую базу не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых товаров, работ, услуг. Об этом же – в письмах Минфина России от 3 февраля 2012 г. № 03-03-05/7, от 27 мая 2011 г. № 03-03-06/1/313, от 18 марта 2011 г. № 03-07-11/61. Такую же позицию занимают и арбитры (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 марта 2012 г. № 27-5539/2011).

Вычет НДС. Если речь идет о компенсации расходов, то «входной» налог на добавленную стоимость, оплаченный за счет средств федерального бюджета, нужно восстановить. При этом данные суммы не включаются в стоимость приобретенных за счет субсидий товаров (работ, услуг). Они учитываются в составе прочих расходов – статья 264 Налогового кодекса РФ. Налог следует восстановить в том налоговом периоде, в котором получены субсидии.

В книге продаж регистрируется тот счет-фактура, на основании которого налог ранее был принят к вычету. Он регистрируется на сумму восстановленного налога на добавленную стоимость (п. 14 Правил ведения книги продаж , утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Вносить изменения в книгу покупок при этом не нужно.

Если субсидия выделена из областного бюджета, восстанавливать налог на добавленную стоимость не следует (письмо Минфина России от 30 октября 2012 г. № 03-07-11/462). Аналогичная ситуация складывается, если федеральная субсидия получена без учета налога на добавленную стоимость (письма Минфина России от 3 февраля 2012 г. № 03-03-05/7, от 6 декабря 2011 г. № 03-07-11/337).

Бывает, что сельхозпредприятие получает частичную компенсацию затрат из федерального бюджета. В данном случае налог восстанавливается в части полученных субсидий. Об этом чиновники напомнили в письме Минфина России от 19 января 2012 г. № 03-07-11/15.

Однако следует отметить, что некоторые арбитры указывают: обязанность частично восстанавливать налог на добавленную стоимость для данного случая статьей 170 Налогового кодекса РФ не предусмотрена (постановление ФАС Поволжского округа от 28 февраля 2011 г. № А65-18315/2010).

И. Милакова,
директор департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл»

Получение субсидий, т.е. целевой государственной помощи, является сегодня популярной формой поддержки бизнеса при реализации госпрограмм или возмещении недополученных доходов компаниям. Узнаем, как отразить субсидии в бухгалтерском учете.

Отражение субсидий в бухгалтерском учете

Определение субсидии как целевой помощи (ПБУ 13/2000) является главным условием применения счета 86 «Целевое финансирование». Именно на нем аккумулируются суммы, объединяемые единым термином «субсидии» — учитываются поступления, контролируется использование средств по назначению и осуществляется возврат неосвоенных сумм.

Поступление субсидии фирма может отражать в учете двумя способами:

  1. Зафиксировав на момент подписания договора о предоставлении дотации задолженность бюджета по дебету сч. 76, а при получении субсидии – кредитуя его:

Д/т 76 К/т 86 – на сумму предполагаемой субсидии;

Д/т 51 (08, 10) К/т 76 – на поступление средств, инвестиций, ТМЦ, имущества и др. в рамках договора о целевом субсидировании;

  1. По факту поступления средств:

Д/т 08, 10, 51 К/т 86 – на сумму субсидии.

Если дотационными средствами осуществляется финансирование затрат, возникших в прошлых отчетных периодах, то учет субсидий в бухгалтерском учете производится в структуре прочих доходов:

Д/т 76 К/т 91/1- на сумму бюджетной задолженности;

Д/т 51 К/т 76 – на сумму поступившей субсидии.

Порядок учета бюджетной помощи на капвложения (п. 9 ПБУ 13/2000) предусматривает отражение дотационных сумм в составе доходов будущих периодов. Проводкой Д/т 86 К/т 98 суммы субсидии списывают со сч. 86 в момент ввода ОС или НМА в эксплуатацию. На протяжении срока полезного использования (СПИ) амортизируемых активов или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления субсидии на приобретение неамортизируемого имущества, средства со сч. 98 равномерно (или в размере начисленного за месяц износа) списываются на финансовые результаты фирмы как внереализационные доходы.

Возврат субсидий

Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления. Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть. Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.

Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.

Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так:

Операции

Д/т

К/т

По капвложениям

Отражена задолженность по возврату субсидии

Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа

Восстановлена сумма субсидии

По текущим затратам

Задолженность по возврату ранее предоставленной субсидии

Размер субсидии восстановлен в сумме реально понесенных расходов

Субсидия в бухгалтерском учете: проводки в примерах

Пример 1

За счет субсидии, выделенной ООО «Стройка», компанией в январе 2017 года приобретен участок земли под застройку стоимостью 3 500 000 руб. Согласно заключенному договору, возведение дома будет продолжаться с 1 февраля 2017 по 30 июля 2018 – 18 месяцев. Учет субсидии в бухучете фирмы отразится проводками:

Операции

Д/т

К/т

Сумма

Зачислены средства из бюджета

3 500 000

Стоимость участка отражена в структуре капвложения фирмы

3 500 000

Участок принят к учету

3 500 000

Отражение субсидии в бухгалтерском учете доходов будущих периодов

3 500 000

Ежемесячное списание доли суммы субсидии во внереализационные доходы (3 500 000 / 18 мес.) по неамортизируемому имуществу, каким является земельный участок

194 444

Пример 2

В мае 2017 года ООО «Радон» приобрело комплекс оборудования в рамках программы господдержки на сумму 560 000 руб. Размер ежемесячной амортизации комплекса составил 4666,67 руб. (560 000 / 10 / 12 мес.), начислялась она с июня 2017 по май 2018 – 12 мес.

Спустя год (в мае 2018) проверкой установлено нарушение целевого использования выделенной дотации, и субсидия была возвращена в бюджет на основании составленного акта. Бухгалтер оформил операции проводками:

Операции

Д/т

К/т

Сумма

Задолженность по возврату субсидии

560 000

Учтена сумма износа в составе доходов будущих периодов (4666,67 х 12)

56 000

Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа (4666,67 х 12)

56 000

Восстановлена сумма субсидии (560 000 – 56 000)

504 000

Дотация перечислена в бюджет

560 000

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *