Стандарты экономического субъекта

Стандарт экономического субъекта — инструмент управления (Диркова Е.)

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Стандарт экономического субъекта — инструмент управления (Диркова Е.)

Дата размещения статьи: 10.09.2014

Мы привыкли к тому, что учетная политика регламентирует и вопросы организации учета. Между тем такой подход устарел. Для этих целей законодатель предусмотрел специальный документ — стандарт бухгалтерского учета экономического субъекта.
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривает два внутренних документа, регламентирующих ведение учета:
— учетную политику;
— стандарт экономического субъекта.
Из них первый является традиционным и его наличие обязательно. Второй введен в правовое поле только с 01.01.2013 и применяется в добровольном порядке. Формально без него можно обойтись. Каково его назначение и в чем целесообразность внедрения?
Сопоставляем понятия
Мы привыкли руководствоваться определением учетной политики, приведенным в п. 2 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Между тем все ПБУ подлежат применению в части, не противоречащей Закону 402-ФЗ (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012). Однако противоречий между ПБУ 1/2008 и Законом 402-ФЗ автору выявить не удалось.
Главная функция внутрифирменных стандартов — упорядочение организации бухгалтерского учета и упорядочение ведения бухгалтерского учета. Содержание организации ведения бухгалтерского учета охарактеризовано в ст. 7 Закона 402-ФЗ. Ведение бухгалтерского учета организует руководитель экономического субъекта. С этой целью он должен определить, кто именно будет вести бухгалтерский учет. Допустимые варианты:
— работник компании (главный бухгалтер или иное должностное лицо);
— стороннее лицо (физическое либо юридическое) на основании договора об оказании услуг;
— непосредственно руководитель.
Кроме того, организационным аспектом считается регулирование разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета с руководителем. Эти вопросы решаются путем внутренней переписки. В каком порядке — неплохо бы установить до их возникновения.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» устанавливает:

Характеристики

Учетную политику

Стандарты экономического субъекта

Базовое определение

Совокупность способов ведения бухгалтерского учета (п. п. 3 и 4 ст. 8):

— из числа способов, допускаемых федеральными стандартами;

— разработанных самостоятельно, если федеральными стандартами способ ведения учета не установлен

Относятся к документам в области регулирования бухгалтерского учета наряду с федеральными и отраслевыми стандартами (пп. 4 п. 1 ст. 21).

Не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам (п. 15 ст. 21), но не связаны с ними по содержанию

Назначение

Оказывает влияние на качество информации об объекте бухгалтерского учета (пп. 2 п. 6 ст. 8)

Предназначены для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета (п. 11 ст. 21).

Не должны создавать препятствия осуществлению деятельности (п. 14 ст. 21)

Обязательность

Подлежит обязательному формированию (п. 2 ст. 8)

Разрабатываются и применяются по решению экономического субъекта (п. 12 ст. 21)

Наконец, к организационным вопросам относится хранение документов бухгалтерского учета, а также средств, обеспечивающих воспроизведение электронных документов и проверку подлинности электронной подписи. Причем при смене руководителя должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета. Порядок такой передачи следует определить организационно-распорядительным документом (ст. 29 Закона 402-ФЗ).
По каждому организационному вопросу можно издавать отдельный документ, но удобнее объединить подобные документы в едином внутрифирменном стандарте. К тому же упорядочение можно понимать достаточно широко.
Что еще требует упорядочения?
Принципиальный вопрос — определение отчетного периода для промежуточной бухгалтерской отчетности (подробнее см. статью «Отчетный период: новый взгляд на привычный термин» в журнале «Практическая бухгалтерия» N 5, 2014). Соответствующие отчетные даты могут устанавливаться договорами компании, ее учредительными документами либо решениями собственника (п. 4 ст. 13 Закона 402-ФЗ). Так что периодичность отчетности не элемент учетной политики, хотя ее во многом определяет.
Продолжим наведение порядка.
К числу важнейших относятся вопросы кассовой дисциплины. Федеральными стандартами они не регламентируются, поэтому учетной политикой не определяются. В то же время такой показатель, как лимит остатка наличных денег в кассе, определяет порядок операций с наличностью. Соответствующие решения (включая расчет, обосновывающий лимит) могут быть выделены в самостоятельный раздел внутрифирменного стандарта.
Наведению порядка в бухгалтерии способствует наличие должностных инструкций специалистов разного уровня. Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ (Письмо Роструда от 31.10.2007 N 4412-6).
А еще напомним: в бухгалтерии сосредоточен значительный объем персональных данных работников (да и не во всех компаниях кадровая служба выделена в самостоятельное подразделение). Работодатель должен иметь документы, устанавливающие порядок обработки, хранения и использования персональных данных, обеспечивающий их защиту (ст. ст. 86 — 88 ТК РФ). Почему бы не включить и эти локальные нормативные акты во внутрифирменный стандарт? Как правило, их объединяют в положение о защите персональных данных. Добавим, что требование о защите персональных данных распространяется не только на работников, но и на всех физических лиц, являющихся контрагентами компании (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»).
Важно знать. Сведения, касающиеся заработной платы работников, относятся к персональным данным, распространение которых возможно лишь с согласия самих работников (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014 N 17АП-13098/2013-ГК). А значит, согласия требует и применение зарплатных ведомостей — платежных и расчетно-платежных.
Настало время вспомнить о коммерческой тайне. Заметим, что многие хозяйственные договоры компаний содержат условие о коммерческой тайне в отношении их содержания (подробнее см. статью «Оборона от утечек информации» в журнале «Практическая бухгалтерия» N 5, 2014). Но зачастую руководство подобные обязательства оставляет без внимания. И в этом оно неправо. Кроме того, коммерческую тайну могут представлять даже списки контрагентов — покупателей и поставщиков, хранящиеся в бухгалтерии. К слову, приобретенные списки клиентов или сведения о лояльности клиентов при определенных условиях классифицируются как нематериальные активы (п. 16 МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»). Так что положение о коммерческой тайне (в части, относящейся к бухгалтерии) — еще один документ, который мы рекомендуем включить во внутрифирменный стандарт.
Наконец, самостоятельный и очень весомый раздел стандарта экономического субъекта — положение о системе внутреннего контроля (ст. 19 Закона 402-ФЗ):
— совершаемых фактов хозяйственной жизни;
— ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (в случае, когда отчетность подлежит обязательному аудиту и если руководитель не принял обязанность ведения бухучета на себя).
Так, в Информации Минфина России N ПЗ-11/2013 (п. 11) разъяснено: положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов экономического субъекта (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета экономического субъекта).
Кстати, автор берется предположить, что действенная система внутреннего контроля — вещь довольно полезная и в налоговых спорах. Она поможет отклонить подозрения в необоснованной налоговой выгоде.
Как действовать на практике
Вышеперечисленные организационно-распорядительные документы имеют самое непосредственное отношение к ведению бухгалтерского учета. Так что объединяющий их стандарт экономического субъекта получится весьма содержательным. А предложенный нами перечень само собой не является исчерпывающим.
Пожалуй, согласимся, что наличие внутрифирменного стандарта подчеркивает культуру управления экономическим субъектом. Как видно, такой стандарт — инструмент управления бухгалтерией и не только ею.
Понятно, что создание стандарта не одноразовое мероприятие. Его можно пополнять по мере подготовки и утверждения соответствующих документов. Но некоторые из них у вас наверняка уже имеются.
О стандартах экономического субъекта пишут мало. Но надеемся, что наша статья поможет преодолеть психологический барьер перед этим, по своей сути составным (сводным), документом. Сделайте первый шаг — заведите себе папку с наклейкой «Стандарты бухгалтерского учета «НАША КОМПАНИЯ». Но учтите: документам, регламентирующим стандарты деятельности экономического субъекта, в ней не место. Например, профессиональные стандарты оставляют основу аудиторской деятельности (ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Стандарты и учетная политика экономического субъекта

Минина Наталия Викторовна, главный бухгалтер

В соответствии с пунктами 3, 4 Федерального Закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», элементами учетной политики являются способы ведения объектов бухгалтерского учета.

Объектами бухгалтерского учета организации являются :

1. факты хозяйственной жизни;

2. активы;

3. обязательства;

4. источники финансирования его деятельности;

5. доходы;

6. расходы;

7. иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Иными объектами (способами) ведения бухгалтерского учета являются рабочий план счетов, документооборот, инвентаризация, регистры бухгалтерского учета, первичные документы, метод контроля за хозяйственными операциями, другие элементы необходимые для организации бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктами 3, 4 Федерального Закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», способы ведения объекта бухгалтерского учета, являющегося элементом учетной политики, должны быть отражены либо в федеральном стандарте, либо в законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учете или в федеральном стандарте или в отраслевом стандарте должны быть установлены требования к способу ведения вышеуказанного объекта.

В соответствии с пунктом 4 Приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 06.10.2008 года № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету», «Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), объектами учетной политики являются другие элементы, необходимые для организации бухгалтерского учета, что подразумевает самостоятельное принятие решения организацией о необходимости отражения в учетной политике любых объектов ведения бухгалтерского учета, в дополнение к поименованным в пунктах 1 – 6 Федерального Закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Следовательно, с учетом положений обоих нормативных правовых актов, элементами учетной политики организации могут являться любые объекты, соответствующие вышеуказанным критериям, на усмотрение организации.

Стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета

В соответствии с пунктом 12 статьи 21 Федерального Закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», н еобходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом так же самостоятельно как и при определении объектов ведения бухгалтерского учета, являющихся элементом учетной политики.

Так как элементами и учетной политики организации и стандартов бухгалтерского учета организации являются способы ведения бухгалтерского учета, а перечень объектов, являющихся элементами вышеуказанных документов организации она определяет самостоятельно, в дополнении к законодательно установленным, то форму отражения этих способов: как части учетной политики или как стандарта, она так же определяет самостоятельно.

Следовательно, способы ведения объектов бухгалтерского учета экономический субъект может отражать как в учетной политике, так и в стандартах, являющихся частью учетной политики.

Список использованных источников

  • Федеральный Закон от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
  • Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 06.10.2008 года № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету», «Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)

Особенности фомирования стандартов экономического субъекта в целях организации бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

УДК: 657.44-027.543

Мерцалова А. А.

студентка 2 курса

факультет магистратуры и подготовки кадров высшей квалификации ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли»

Илюхина Н. А.

к.э.н., доцент

кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли»

ОСОБЕННОСТИ ФОМИРОВАНИЯ СТАНДАРТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА В ЦЕЛЯХ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

В статье рассмотрены основные уровни системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, особенности влияния стандартов на ведение бухгалтерского учёта, взаимосвязь стандартов экономического субъекта с планом счетов. Раскрыты основные бухгалтерские счета и субсчета для формирования информации о доходах в финансовом учете.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, федеральные стандарты, отраслевые стандарты, стандарты экономического субъекта, рабочий план счетов, учетная политика, доходы организации, бухгалтерские счета и субсчета.

Правовое регулирование бухгалтерского учета играет огромную роль в экономике России, так как достоверные и единые методы отображения фактов хозяйственной деятельности экономического субъекта непосредственно влияет на финансово-хозяйственную деятельность самой организации, но и государства в целом. Современная система регулирования бухгалтеркого учета в Российской Федерации заключается во взаимодействии негосударственных организаций, включая саморегулируемые профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов, предпринимателей и пользователей бухгалертеской отчетности, и органов госудасртвенной власти .

В России был утвержден План Министерства финанов на 2012-2015 годы по развитию бухглтеркого учета и отчетности, разработанный на основе Международных стандартов финансовой отчестности, который предусматривал совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской отчетности.Отечетственное законодательство, в области бухгалтерского учета, представляет собой многоуровневую систему, в стадии активного реформирования. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ определяет структуру законодательства РФ о бухгалтерском учете, объединяя регулирующие учетную практику документы, не имеющие статус федеральных законов, понятием «нормативные правовые акты» . В соответствии с Законом № 402, российская система законодательного и нормативного регулирования имеет следующий вид: федеральные стандарты, отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта.

Новый закон «О бухгалтерском учете» вступил в силу 1 января 2013 года. Он включает в себя 4 главы и 32 статьи. Статья 4 Закона 2011 года утверждает, что «законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов». Закон устанавливает структуру и соподчиненность именно документов, которые регламентируют учетную практику и не относятся при этом к федеральным законам. В Законе «О бухгалтерском учете» утвержден стандарт бухгалтерского учета как «документ

устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые методы ведения бухгалтерского учета». Законом № 402 установлена строгая иерархия документов, регламентирующие бухгалтерский учет, и утверждены принципы непротиворечивости этих документов: федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить ФЗ «О бухгалтерском учете», отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам, рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым. В виде схемы система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России представлена на рисунке 1.

В первой главе сформулированы основные понятия бухгалтерского учета, определена сфера действия закона, определен состав законодательства РФ о бухгалтерском учета. Во второй главе изложены основные положения, раскрывающие технологию учетного процесса и порядок организации учета у экономического субъекта, приведен перечень объектов бухгалтерского учета, обязанности ведения и порядок организации бухгалтерского учета, раскрыты основные требования к учетной политике. В третьей главе отражены основы регулирования бухгалтерского учета, представлен перечень документов в области регулирования бухгалтерского учета и их назначение, установлен круг субъектов регулирования бухгалтерского учета и их функции, определен порядок разработки и утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета. Глава 4 устанавливает порядок хранения документов бухгалтерского учета. Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных обществах», Бюджетный кодекс и другие законы относятся к иным федеральным законам и кодексам, которые предписывают нормы ведения финансового учета. Стандарты бухгалтерского учета — это документы, которые устанавливают требования к ведению бухгалтерского учета, а также допустимые средства ведения бухгалтерского учета. Они делятся на федеральные, отраслевые, международные и стандарты организации (экономического субъекта) .

Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) называются Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Стандарты бухгалтерского учета обычно посвящены какому-либо разделу учета. Например, стандарт по основным средствам, стандарт по нематериальным активам, стандарт по доходам и т.д. Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

— формулировки, свойства объектов бухгалтерского учета, признак их классификации, условия использования их к бухгалтерскому учету и ликвидация их в бухгалтерском учете;

— условия, при соблюдении которых финансовая отчетность выдает верное описание финансового положения компании на отчетную дату, финансовом результате ее хозяйственной деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

— санкционированные методы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

— рекламация в учетной политике, непосредственно к нахождению условий ее преобразований, инвентаризации документов бухгалтерского учета и документооборота, активов и обязательств, таких как виды электронных подписей, используемые для визирования документов;

— принцип пересчета стоимости объектов бухгалтерского учете в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;

— упрощенные методы ведения бухгалтерского учета, в том числе упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства;

— план счетов бухгалтерского учета и способы его использования, кроме плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и способа его применения;

— структура, порядок образования и содержание информации, отображаемый в бухгалтерской (финансовой) отчетности, такие как образцы форм бухгалтерской отчетности и структура приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах и отчету о целевом использовании средств;

у

СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

*

Рисунок 1 — Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Первый уровень документов — законодательство и федеральные стандарт

содержит нормы, принципы, на основе которых строится содержание нормативных актов других уровней, а также императивные, строго определенные правила организации и ведения бухгалтерского учета, подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ. Иные федеральные законы. Иные федеральные законы. Разрабатываются и утверждаются в соответствии с программой разработки федеральных стандартов (ст. 26 Закона 402- ФЗ). До введения в действие новых федеральных стандартов действуют нормативные акты, Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Министерством финансов РФ.

Второй уровень документов — отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. Являются обязательными к применению.

До разработки новых отраслевых стандартов организации и учреждения применяют методические указания и другие документы, утвержденные Минфином России, определяющие правила ведения учета в отдельных видах экономической деятельности.

— структура последней и первой бухгалтерской отчетности при изменении экономического субъекта, способ ее заполнения и денежного измерения объектов в ней;

— состав бухгалтерской финансовой отчетности при ликвидации юридического лица, принцип ее составления и денежного измерения объектов в ней .

Федеральные стандарты утверждают особо значимые требования к бухгалтерскому учету (такие, как и учетная политика, и план счетов бухгалтерского учета и принцип его использования) хозяйствующих субъектов, а также требования к финансовому учету различных форм деятельности компании. Отраслевые стандарты определяют специфику использования федеральных стандартов в разных видах деятельности хозяйствующего субъекта. Они обязательны к применению. Отраслевые стандарты подготавливаются органами ведомственного и отраслевого управления или Министерством Финансов РФ. В настоящее время отраслевыми стандартами в сфере регламентирования учета в бюджетных компаниях являются инструкции Минфина РФ. План счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, утвержденный нормативным правовым актом Центрального Банка РФ, относится к числу действующих нормативных документов, который регламентирует учет в отдельных сферах деятельности экономического субъекта.

Рекомендации в области бухгалтерского учета используются для безукоризненного использования федеральных и отраслевых стандартов, сокращения расходов на ведение бухгалтерского учета и увеличение передового опыта организации, результатов анализа и исследований в бухгалтерском учете. Рекомендации в сфере бухгалтерского учета не должны вызывать препятствия в реализации экономической деятельности хозяйствующего субъекта. Рекомендации для бухгалтерского учета могут использоваться добровольно. Они могут применяться касательно:

1) порядка использования федеральных и отраслевых стандартов;

2) видов документации бухгалтерского учета, кроме установленных федеральными и отраслевыми стандартами;

3) координационных форм ведения финансового учета;

4) образования бухгалтерских служб хозяйствующих субъектов;

5) технологии ведения бухгалтерского учета,

6) способа организации и реализации внутренней проверки их экономической деятельности и ведения бухгалтерского учета;

7) порядка разработки стандартов .

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно. Они используются всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. Организации, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами, при этом указанные стандарты не должны препятствовать осуществлению такими обществами своей деятельности. Учетная политика -это обзор методов ведения бухгалтерского учета хозяйствующим субъектом экономической деятельности. Основные правила для составления данного документа:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

— учетная политика подготавливается и создается хозяйствующим субъектом самостоятельно, опираясь на существующее законодательство, федеральные и отраслевые стандарты;

— для разработки учетной политики необходимо использовать методы, закрепленные в федеральных стандартах;

— хозяйствующий субъект в рамках экономической деятельности может разработать самостоятельно способ ведения бухгалтерского учёта, в соответствии с действующими нормами и правилами законодательства, а также федеральными и отраслевыми стандартами.

Руководитель хозяйствующего субъекта обязан согласовать обязательные приложения

к учетной политике для более качественного и корректного финансового учета:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета;

— формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и документации для внутренней бухгалтерской отчетности экономического субъекта;

— правила документооборота и анализа учетной финансовой информации;

— принципы контроля за хозяйственными операциями;

— порядок осуществления инвентаризации активов и обязательств;

— другие документы, необходимые хозяйственному субъекту для организации бухгалтерского учета и более эффективной экономической деятельности.

План счетов — это одобренная структура бухгалтерских счетов, предполагающая их цифровое и количественное выражение, а также группировку на основании вида объекта и цели финансового учета. План счетов применяется в хозяйствующих субъектах всех форм собственности в том числе и в организационно-правовых формах, ведущие учёт методом «двойной записи». Такой метод заключается в отражении каждой хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета дважды: дебет одного счета и в кредит другого связанного с ним. План счетов — это база, которая используется для разработки рабочего плана счетов внутри каждого экономического субъекта. Рабочий план счетов бухгалтерского учета необходим для корректной организации всестороннего финансового учета и бухгалтерской отчетности, и составляется из счетов синтетического и аналитического характера. Составление рабочего плана счетов происходит с учетом следующих моментов:

— вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта;

— отраслевая принадлежность организации;

— организационно — правовая форма организации;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

— масштабы организации и ее структура;

— составление отчетной документации для получения более конкретной информации о хозяйствующем объекте;

— необходимость организации раздельного учета.

Основные требования к разрабатываемому рабочему плану счетов следующие:

1) учет специфики деятельности организации. Достаточность введенных синтетических счетов и аналитических счетов для отражения всех хозяйственных операций. При этом следует оценить, учтены ли особенности организационной структуры, место организации в системе взаимосвязанных компаний, все особенности принятой учетной политики, необходимость раздельного учета операций;

2) возможность внесения дополнений в систему счетов без кардинальной реорганизации всего Плана счетов. Такие дополнения могут потребоваться организации при освоении новых видов деятельности, при достижении максимальной взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета.

3) полнота аналитических счетов для формирования бухгалтерской отчетности. Чем больше возможностей заложено в рабочем плане счетов для формирования отчетности, тем меньше дополнительной работы необходимо будет проводить при заполнении отчетных форм.

Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить Федеральному закону «О бухгалтерском учете». Отраслевые стандарты непосредственно не должны противоречить федеральным стандартам. А в свою очередь, рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам. Федеральные и отраслевые стандарты, а также программа разработки федеральных стандартов утверждаются нормативными правовыми актами в установленном порядке .

С 2012 года Министерство финансов РФ практически перестало разрабатывать новые ПБУ. Дело в том, что в соответствии с статьей 27 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года №402 разработчиком федерального стандарта бухгалтерского учета может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Но в настоящее время субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета не активно разрабатывают стандарты. При этом у Минфина РФ есть право разрабатывать федеральные стандарты: для организаций государственного сектора; в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов.

В финансовом учете отображение доходов ведётся в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждённым приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года №32н. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкций по его применению, утверждённых приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н, для учета доходов, приобретенные организацией, предусмотрены два счета: 90 «Продажи» (90.1 «Выручка») и 91 «Прочие доходы и расходы» (91.1 «Прочие доходы») .

Согласно п.6 ПБУ 9/99, величина выручки в бухгалтерском учете считается суммой поступления денежных средств и иного имущества и дебиторской задолженности. Величина выручки определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем, с учетом дополнительных доходов при предоставлении коммерческого кредита, скидки согласно договору . Для формирования информации в системе бухгалтерского учета с целью ее дальнейшего использования при составлении налоговой декларации по налогу на прибыль необходимо открыть соответствующие субсчета, представленные в таблице 1. Другой частью доходов, относимых для целей налогообложения к доходам от реализации, являются доходы от продажи имущества (основные средства, материалы и пр.). Для получения этих данных к счету 91 «Прочие доходы и расходы» предлагается ввести соответствующие субсчета (таблица 1).

Таблица 1 — Субсчета, открываемые к счетам бухгалтерского учета для выделения информации о доходах в целях налогообложения прибыли_

Номер счета Наименование и назначение счета

1 2

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

90-1 Выручка

90-1-1 Выручка от продажи для целей налогообложения — для учета выручки без процентов по предоставленным товарным кредитам

90-1-1-1 Выручка от продажи (работ, услуг) собственного производства

90-1-1-2 Выручка от продажи покупных товаров

90-1-2 Выручка от продажи, включаемая во внереализационные доходы для целей налогообложения — для выделения в финансовом учете в составе выручки от продаж процентов по предоставленным товарным кредита, включаемым в налоговом учете в состав внереализационных доходов

90-1-3 Выручка от деятельности со специальными налоговыми режимами — для обеспечения раздельного учета доходов от деятельности, по которой применяются специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход)

90-3-1 НДС от выручки от продаж для целей налогообложения

90-3-1-1 НДС от выручки от продаж товаров (работ, услуг) собственного производства

90-3-1-2 НДС от выручки от продажи покупных товаров

Продолжение таблицы 1

90-3-2 НДС от выручки от продаж, включаемой во внереализационные доходы для целей налогообложения — для учета НДС с суммы полученных процентов по предоставленному товарному кредиту

91-1-1 Прочие доходы, включаемые в выручку от продажи для целей налогообложения

91-1-1-1 Выручка от продажи амортизируемого имущества

91-1-1-1 Выручка от продажи прочего имущества

91-1-2 Выручка от продажи, включаемая во внереализационные доходы для целей налогообложения — выделения в финансовом учете в составе выручки от продаж процентов по предоставленным товарным кредитам, включаемым в налоговом учете в состав внереализационных доходов.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

91-1-4 Доходы, учитываемые в целях налогообложения — для учета доходов, относимых в бухгалтерском учете к прочим, но не включаемых в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль

91-3-1 НДС от суммы выручки для целей налогообложения

91-3-1-1 НДС с выручки от продажи амортизируемого имущества

91-3-1-2 НДС с выручки от продажи прочего имущества

Организации, не имеющие в своей деятельности подобных условий и выполняющие только один вид деятельности, при определении величины выручки могут использовать только счета 90.1, 90.3. В случае если операций по продаже имущества нет в отчетном периоде выручка от продажи продукции, отраженная по кредиту счета 90.1, будет равна выручке от реализаций для целей налогообложения за минусом НДС по дебету счета 90.3. Организации, у которых были факты продажи товаров (работ, услуг), имущества по ценам ниже рыночных, для целей налогообложения прибыли обязаны определять ее с помощью перерасчета в соответствии с рыночными ценами. В финансовом учете необходимо отразить сложившуюся постоянную разницу и постоянное налоговое обязательство с учетом ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

Ведение бухгалтерского учета в организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения, обязательно. Такие организации относятся к субъектам малого предпринимательства, и могут осуществлять учет в упрощенной форме. К тому же, они ведут книги доходов и расходов, которые для этой системы налогообложения являются налоговыми регистрами. Под учетным бухгалтерским регистром понимается документ, в котором все экономические операции систематизированы по счетам и представлены в хронологическом порядке. Одним из важнейших направлений в организации бухгалтерского учета является разработка стандартов экономического субъекта.

Роль стандартов экономического субъекта выполняют учетная политика организации и иные приказы и распоряжения руководителя учреждения, уточняющие организацию отдельных элементов бухгалтерского учета в конкретном хозяйствующем лице. В связи с этим, данные стандарты должны применяться в полной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. При грамотной организации стандартов экономического субъекта, в том числе утверждение учетной политики, разработки рабочего плана счетов организации, достигается высокий уровень эффективной деятельности как производственной, так и торговой. Для формирования правильных и юридически обоснованных стандартов в целях ведения бухгалтерского учета необходимо руководствоваться законодательством РФ и иными нормативными актами. Некоторые аспекты ведения учета могут быть разработаны

самостоятельно, главное, чтобы они не противоречили системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и не нарушали его.

Литература

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая). Федеральный закон Российской Федерации от 05.08.2000 г., № 117-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

2. Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме. Приказ ФНС России от 04.07.2014 № ММВ-7-3/352@ (зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2014 № 34673). Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».

3. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) — режим доступа: www.consultant.ru.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» (ПБУ 9/99)». Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г., № 32н; в ред. от 06.04.15 г. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»

5. Илюхина Н.А. Приоритетные направления развития национальной учетной системы в условиях модернизации российской экономики. Международный бухгалтерский учет. 2012. № 17. С. 50-55.

6. Илюхина Н.А., Лытнева Н.А., Боброва Е.А. Методические основы и принципы учета затрат на производство. В сборнике: SCIENCE, TECHNOLOGY AND LIFE — 2014 Proceedings of the international scientific conference. Editors V.A. Iljuhina,V.I. Zhukovskij, N.P. Ketova, A.M. Gazaliev, G.S.Mal’. — 2015. — С. 455-463.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

7. Соколова Е. С. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебно-практическое пособие — М.: Евразийский открытый институт, 2012 / Е. С. Соколова // Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/ 90813

8. Соколова Е. С. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учебно-практическое пособие -М.: Евразийский открытый институт, 2011 / Е.С. Соколова// Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/ 90821

Стандарты экономического субъекта и учетная политика

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения бухгалтерского учета. Для сравнения, учетную политику составляет совокупность способов ведения экономическим субъектом бухучета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности) (п. 2 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно (п. 12 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете). Экономический субъект сам формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 2 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете). Стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам (п. 15 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете).

Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения (п. 13 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете). Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании ею своей учетной политики, применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выведенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения (п. 9 ПБУ 1/2008).

Как видим, стандарты экономического субъекта и учетная политика организации во многом схожи, но есть и различия. Первое из них состоит в том, что для разработки и применения учетной политики есть отдельное ПБУ 1/2008. Для разработки стандартов экономического субъекта никакого конкретного базового документа нет. Во-вторых, учетная политика в обязательном порядке основывается на федеральных и отраслевых стандартах, к собственным «ПБУ» организации такого требования нет, есть лишь указание на то, что они не должны вступать в противоречие с федеральными и отраслевыми стандартами, то есть не должны искажать заложенную в них методологию. А уж каким образом это будет достигаться — решать экономическому субъекту.

И еще: сама по себе учетная политика конкретной организации не относится к документам, регулирующим бухучет, — она же не федеральный стандарт. Таковым является ПБУ 1/2008, которое и устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций. То есть учетная политика — это, по сути, «производная» ПБУ 1/2008, а также других федеральных и отраслевых стандартов. Стандарты же экономического субъекта не являются производными от каких-либо документов, но в силу прямого указания Закона относятся к документам, регулирующим бухгалтерский учет, пусть и самого низкого уровня. Получается, что сравнивать в рамках одной иерархии учетную политику и собственные «ПБУ» организации некорректно и тем более не стоит отдавать приоритет одному из данных документов. Напомним, что стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения ведения бухгалтерского учета. Они дополняют федеральные, отраслевые стандарты и рекомендации в области бухгалтерского учета, на основе которых разрабатывается учетная политика организации. Следовательно, собственные «ПБУ» компании являются одним из кирпичиков в фундаменте законодательства о бухгалтерском учете. Учетная же политика — не часть законодательства, а внутренний руководящий документ, используемый для организации и ведения бухгалтерского учета, а не для упорядочивания этого непростого процесса.

Когда могут понадобиться свои «ПБУ»?

Очевидно, что ответ на этот вопрос зависит от того, чем занимается организация и с какими фактами хозяйственной жизни имеет дело. Наиболее полный список активов, обязательств, доходов, расходов и иных объектов учета хозяйствующего субъекта приведен в Плане счетов бухгалтерского учета. В нем выделены следующие основные разделы (подразделы):

  • внеоборотные активы (ОС, НМА, доходные вложения в материальные ценности, оборудование к установке, вложения во внеоборотные активы, отложенные налоговые активы);
  • производственные запасы (материалы, животные на откорме, НДС, резервы под снижение стоимости материальных ценностей, ТЗР);
  • затраты на производство (основные, вспомогательные, общепроизводственные, общехозяйственные, полуфабрикаты, брак, обслуживающие производства и хозяйства);
  • готовая продукция и товары (выпуск продукции, готовая продукция, торговая наценка, расходы на продажу, выполненные этапы по незавершенным работам);
  • денежные средства (касса, счета в банках, переводы, финансовые вложения);
  • расчеты (с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, по кредитам и займам, по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению, с персоналом по оплате труда, с подотчетными лицами, с учредителями, с разными дебиторами и кредиторами, отложенные налоговые обязательства);
  • капитал (уставный, резервный, добавочный, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), целевое финансирование);
  • финансовые результаты (продажи, прочие доходы и расходы, недостачи и потери, расходы, доходы будущих периодов, прибыли и убытки);
  • забалансовые счета (арендованные ОС, износ ОС, ТМЦ на хранении, материалы в переработке, БСО, оборудование для монтажа, обеспечение платежей).

Действующие ПБУ и отраслевые стандарты, а также рекомендации в области бухгалтерского учета охватывают не все перечисленные разделы и подразделы. При этом План счетов и Инструкция по его применению являются не более чем рекомендательными документами, на основании которых организация разрабатывает собственный, рабочий план счетов бухгалтерского учета. А как отражать хозяйственные операции? На основании не имеющих характера нормативного документа Плана счетов и Инструкции по его применению? Или же прописывать в учетной политике все бухгалтерские проводки, с которыми имеет дело бухгалтер?

Раньше подобных вопросов не возникало — вероятно, потому, что нормативная база регулирования бухгалтерского учета была не настолько урегулированной и проработанной. Да и сейчас о полной ясности говорить рано. Тем не менее у хозяйствующего субъекта есть способ структурировать свой бухучет «от и до» — в этом как раз помогут стандарты экономического субъекта.

Начнем с того, что действующими ПБУ не урегулирован учет расчетов хозяйствующих субъектов. В такой ситуации бухгалтеры обращаются к справочникам корреспонденций счетов бухгалтерского учета. Почему бы нет? На основе подобного справочника (созданного авторитетными авторами, которым бухгалтер доверяет) можно сформировать стандарт экономического субъекта по тем или иным расчетам (с дебиторами и кредиторами, по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению, с персоналом по оплате труда, с подотчетными лицами, с учредителями и т.д.). Отдельно можно разработать свое «ПБУ» по учету расчетов с обособленными подразделениями, выведенными на отдельный баланс. Очевидно, что тем подразделениям, у которых его нет, хватит и раздела положения о документообороте, регламентирующего передачу документов из обособленного подразделения в центральную бухгалтерию для ведения учета.

Следующая категория стандартов экономического субъекта — посвященные учету денежных средств (в кассе, на банковских счетах), переводам, расчетам в валюте. Также не помешает обосновать в отдельном внутреннем стандарте проводки по уставному, резервному и добавочному капиталу, в отдельных случаях исключая бухгалтерские записи, регламентированные «минфиновскими» ПБУ.

А как же такие распространенные операции, как аренда или лизинг ТС? В настоящий момент действуют Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга <2>. Но они введены в действие более 15 лет назад до начала реформирования бухгалтерского учета и на основе утратившего силу Плана счетов. Конечно, это не позволяет считать документ утратившим силу, тем не менее ему уже подготовлена замена. Как догадался читатель, речь идет о проекте нового ПБУ «Учет аренды» <3>. Международные методологи, да и наши тоже, только приветствуют более раннее применение новых нормативных актов и поправок к действующим стандартам. Почему бы эту позицию не взять на вооружение по отношению к проекту и не применять его уже сейчас, прописав базовые нормы в отдельном стандарте экономического субъекта? К сожалению, есть ряд сложностей. Во-первых, на сайте Минфина проект ПБУ выложен пока не в окончательной редакции. Во-вторых, в нем непросто разобраться — есть принципиальные отличия от традиционной методологии учета аренды. В-третьих, встает вопрос с началом применения собственного «ПБУ» организации, переписанного с «минфиновского» проекта. Ведь, по сути, это новый способ ведения бухгалтерского учета, на который должна быть ссылка в учетной политике. А значит, применять новшества нужно с начала года (при этом последствия изменения учетной политики отражаются в отчетности ретроспективно) (п. 15 ПБУ 1/2008). Аналогичную тактику можно применить к проекту ПБУ «Учет вознаграждений работникам», который выложен на сайте финансового ведомства уже более двух лет назад.

<2> Утверждены Приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15.
<3> Проект данного федерального стандарта уже был прокомментирован на страницах журнала, см. статью Л.Г. Лукиновой «Аренда транспортных средств: новый взгляд», 2012, N 5.

Что касается других проектов, связанных с обновлением учета основных средств, запасов, доходов организации, спешить не стоит. Ведь есть действующие аналоги данных проектов, которые как документы области регулирования бухгалтерского учета обязательны к применению. Заложенные в них способы ведения учета взаимосвязаны и применяются не один год, чтобы их сменить, понадобятся комплексные поправки, меняющие методологию учета различных объектов (активов, обязательств, доходов, расходов и т.д.) одновременно. И не исключено, что чиновники введут в действие сразу несколько обновленных стандартов.

Остается добавить, что стандарты экономического субъекта, пусть разработанные исходя из справочников корреспонденции счетов, являются правовыми документами, на основе которых ведется учет, и поэтому не должны противоречить учетной политике организации. Вернее, они должны ее дополнять, чтобы в учете и в отчетности не было пробелов, «ликвидированных» справками бухгалтера. Справка — документ, подтверждающий операцию, но никак не обосновывающий способ ее отражения в бухгалтерском учете. (Это личное мнение автора статьи, читатели вправе не согласиться.)

Пример стандарта экономического субъекта

Допустим, бухгалтер транспортной компании решил обосновать своим «ПБУ» бухгалтерский учет вознаграждений работникам и учет расчетов по оплате труда. В качестве базиса для стандарта экономического субъекта на данную тематику возьмем проект ПБУ «Учет вознаграждений работникам», рекомендации экспертов БМЦ по отражению в учете отпусков и вознаграждений по итогам работы за год, а также какой-нибудь распространенный справочник корреспонденций счетов бухгалтерского учета.

Стандарт экономического субъекта может выглядеть следующим образом.

  1. Документ устанавливает порядок отражения вознаграждений работникам в бухгалтерском учете и отчетности организации, а также расчетов по оплате труда.
  2. Виды вознаграждений и то, что к ним не относится, выделены в таблице.
Вознаграждения работникам Не относятся к вознаграждениям
1. Заработная плата (оплата труда
работника):
— компенсационные выплаты (доплаты и
надбавки компенсационного характера, в
том числе за работу в условиях,
отклоняющихся от нормальных, работу в
особых климатических условиях и на
территориях, подвергшихся
радиоактивному загрязнению, и иные
выплаты компенсационного характера);
— стимулирующие выплаты (доплаты и
надбавки стимулирующего характера,
премии и иные поощрительные выплаты), а
также иные компенсации, непосредственно
связанные с выполнением работником
трудовых функций (оплачиваемые
отпуска — ежегодный, дополнительный,
учебный и т.п.; пособия по временной
нетрудоспособности)
— стоимость ресурсов организации
(сырья, материалов, основных
средств, активов, топлива,
энергии), использованных при
выполнении трудовых функций;
— затраты организации, связанные
с обеспечением нормальных и
безопасных условий труда
работников;
— возмещение расходов работников,
понесенных в связи с исполнением
служебных поручений (оплата
служебных командировок, расчеты
по подотчетным суммам и т.п.), а
также расходов, понесенных при
использовании личного имущества;
— выплаты работникам по договорам
подряда и другим договорам
гражданско-правового характера, а
также непосредственно связанные с
такими выплатами страховые
взносы;
— средства, затрачиваемые на
содержание профсоюзных
организаций;
— выплаты работникам в виде
дивидендов акционерных обществ и
распределения прибыли, остающейся
после налогообложения (чистой
прибыли)
2. Выплаты в пользу работников и членов
их семей:
— расходы на лечение, медицинское
обслуживание, добровольное
медстрахование, добровольное пенсионное
обеспечение и доплаты к пенсиям;
— обучение, питание, компенсация
(оплата) расходов работника на
коммунальные услуги;
— компенсация расходов по процентам по
кредитам и займам;
— средства, отчисляемые профсоюзам на
культурно-массовую и физкультурно-
оздоровительную работу добровольные
отчисления на социальные нужды)
  1. Обязательства перед работниками с определенной величиной и сроком исполнения признаются, если у компании существует обязанность по выплате вознаграждений работникам, исполнения которой организация не может избежать <4>, и сумма затрат может быть надежно и обоснованно определена бухгалтером. В учете обязательства по таким вознаграждениям отражаются проводками Дебет 20, 23, 26 Кредит 70, 69. Выплата вознаграждения работникам отражается записью Дебет 70 Кредит 50, 51, перечисление взносов, начисленных с зарплаты, и иных выплат — Дебет 69 Кредит 51.

<4> Обязанность возникает в результате выполнения работниками трудовых функций или выполнения других условий, предусмотренных законодательством, коллективными договорами, трудовыми соглашениями, локальными нормативными актами организации и (или) сложившейся практикой деятельности.

  1. Обязательства организации по оплачиваемым перерывам в работе (отпускам, периодам временной нетрудоспособности и т.д.) либо распределяются на весь период перерыва (если оплачиваемый перерыв в работе может быть перенесен на будущие отчетные периоды), либо отражаются в том периоде, когда возникла обязанность по оплате дней отсутствия на работе (если перерыв не может быть перенесен на будущее). При распределении может быть задействован счет учета расходов будущих периодов.
  2. Обязательства по вознаграждениям работникам с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения признаются, если у компании существует обязанность по выплате вознаграждений работникам, исполнения которой нельзя избежать, уменьшение экономических выгод для исполнения оценочного обязательства по вознаграждениям работникам вероятно и величина такого обязательства может быть обоснованно оценена. Так, оценочными являются обязательства по оплате отпусков сотрудников и по выплате бонусного вознаграждения по итогам работы предприятия за год.
  3. Обязательство по оплате отпусков оценивается по каждому работнику на каждую отчетную дату исходя из фактического количества дней отпуска и среднего заработка, с учетом страховых взносов. В учете оценочное обязательство по оплате отпусков отражается по дебету счета учета затрат, на котором учитываются расходы по оплате труда и страховые взносы, в корреспонденции со счетом учета резервов предстоящих расходов (Дебет 20, 23, 26 Кредит 96). В течение отчетного года при фактических расчетах по признанным оценочным обязательствам (использование отпусков, выплаты компенсации за отпуск) отражается соответствующая кредиторская задолженность в корреспонденции со счетом учета резерва предстоящих расходов (Дебет 96 Кредит 70, 69). В случае недостаточности суммы признанного оценочного обязательства затраты по погашению текущего обязательства по оплате отпусков отражаются в общем порядке (Дебет 20, 23, 26 Кредит 70, 69). При избыточности оценочного обязательства непогашенный остаток включается в расчет оценочного обязательства следующего отчетного периода (Дебет 20, 23, 26 Кредит 96) (без списания ранее признанных избыточных сумм на прочие доходы организации).
  4. При определении величины оценочного обязательства по вознаграждениям по итогам работы за год принимается во внимание то, что на величину годового бонуса могут влиять достижение определенных экономических показателей (прибыли, рентабельности) и количество работников, которым, как ожидается, будут выплачены премиальные. В течение года оценочное обязательство по годовому бонусу определяется с учетом процента вероятности достижения показателей, от которых зависит выплата вознаграждения. В первом отчетном периоде процент небольшой, поэтому оценочное обязательство не отражается, но по истечении полугода есть основание отразить обязательство по выплате годового бонуса с учетом вероятности 50% достижения необходимых показателей (прибыли, рентабельности). В учете делается запись Дебет 20, 23, 26 Кредит 96, и по итогам последующих периодов таким способом увеличивается оценочное обязательство. Фактическое начисление бонуса по итогам года отражается так — Дебет 96 Кредит 70, 69.

При недостаточности оценочного обязательства остаток вознаграждения по итогам работы за год отражается проводкой Дебет 20, 23, 26 Кредит 70, 69, а при избыточности оценочного обязательства остаток списывается в прочие доходы (Дебет 96 Кредит 91).

Итак, мы привели один из вариантов стандарта экономического субъекта, посвященного учету вознаграждений работникам и расчетов по оплате труда. Читатель вправе разработать иной вариант, главное, чтобы он был удобен, практичен и не противоречил общей методологии бухгалтерского учета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *