Руководитель экономического субъекта

Новый закон «О бухгалтерском учете»: права и обязанности главного бухгалтера

В предлагаемой статье профессор М.Л. Пятов (СПбГУ) продолжает знакомить наших читателей с содержанием предписаний нового Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данный материал посвящен рассмотрению определяемых новым Законом прав и обязанностей главного бухгалтера организации в части устанавливаемых квалификационных требований к его должности, а также порядку решения противоречий и споров между руководителями и главными бухгалтерами организаций.

Рассматривая положения нового Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 2011 года), мы подошли к нормам с наиболее волнующим содержаниям — предписаниям, определяющим права и обязанности главного бухгалтера.

Их важность и степень вносимых в соответствующие положения изменений требуют отдельного рассмотрения данных предписаний Закона 2011 года.

Если в Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 1996 года) нормам о главном бухгалтере была посвящена отдельная статья 7 «Главный бухгалтер», то в Законе 2011 года положения, определяющие права и обязанности главного бухгалтера, квалификационные требования к этой должности, представлены в рамках статьи 7 «Организация ведения бухгалтерского учета».

Квалификационные требования

Закон 2011 года впервые на уровне федерального законодательства определяет обязательные квалификационные требования к главному бухгалтеру. Предписания Закона 1996 года таких требований не не выдвигали. Однако их существование далеко не ново для практики бухгалтерского учета.

Требования относительно необходимой квалификации главного бухгалтера содержит формально не утратившее силу до настоящего времени «Положение о главных бухгалтерах», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1980 № 59, согласно пункту 5 которого «на должность главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее специальное образование». «В необходимых случаях, — устанавливает пункт 5 Положения, — по решению вышестоящего органа на должность главного бухгалтера может быть назначено лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него стажа работы по специальности не менее трех лет».

Уже после выхода в свет Закона 1996 года, в котором, как мы уже сказали, отсутствовали какие-либо требования к квалификации главного бухгалтера организации, Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37 был утвержден «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» (далее — Справочник), раздел 1 которого содержал перечень квалификационных требований к должности главного бухгалтера. В Справочнике относительно «требований к квалификации» главного бухгалтера указывается следующее: «высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет».

Говоря о данных требованиях, следует отметить, что данный Справочник является нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным Постановлением Минтруда России, однако, он лишь «рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики». При этом, согласно пункту 10 раздела «Общие положения» «лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы».

Таким образом, до выхода Закона 2011 года квалификационные требования к должности главного бухгалтера носили не более чем рекомендательный характер.

Возможность установления квалификационных требований к отдельным типам должностей устанавливается действующим трудовым законодательством. В соответствии со статьей 6 ТК РФ «к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих» в частности «особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников».

Следует отметить, что уже сам Трудовой кодекс содержит ряд предписаний относительно специфики трудовых отношений лиц, занимающих должность главного бухгалтера.

Так, согласно статье 70 ТК РФ, определяющей порядок проведения испытаний при приеме на работу, «при заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе». При этом, согласно общему правилу, «срок испытания не может превышать трех месяцев, а для… главных бухгалтеров и их заместителей… — шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом».

Статьей 75 ТК РФ предусмотрено, что «при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с… главным бухгалтером».

Согласно статье 81 ТК РФ, устанавливающей правила расторжения трудового договора по инициативе работодателя, основанием для такового может служить принятие «необоснованного решения… главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации».

Статья 145 ТК РФ специально определяет правила оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров.

Согласно статье 243 ТК РФ, «материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с… главным бухгалтером».

В соответствии со статьей 59 ТК РФ по соглашению сторон трудовой договор, заключаемый с главным бухгалтером, может быть срочным, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности заключающей его организации.

Все приведенные нормы ТК РФ дают основание утверждать, что должность главного бухгалтера с точки зрения трудового законодательства имеет совершенно определенную специфику регулирования связанных с ее исполнением трудовых отношений. Этому общему посылу ТК РФ полностью соответствуют и рассматриваемые нами нормы статьи 7 Закона 2011 года, согласно которой,

Выдержка из документа

«в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики» (п. 4 ст. 7).

Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами» (п. 5 ст. 7).

Специально пунктом 6 статьи 7 Закона 2011 года определяется, что физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать всем вышеуказанным (п. 4 ст. 7 Закона) квалификационным требованиям. Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего таким требованиям (п. 6 ст. 7 Закона).

Отдельно устанавливается, что «главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации» (п.7 ст. 7 Закона 2011 года).

Знакомство с рассматриваемыми положениями Закона 2011 года естественно вызывает вопрос о применимости их к лицам, уже работающим главными бухгалтерами и/или в организациях, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета на момент вступления Закона в силу. Ответ на него дает пункт 2 статьи 30 Закона 2011 года, согласно которому «положения частей 4 и 6 статьи 7 настоящего Федерального закона не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона возложено ведение бухгалтерского учета».

Квалификационные требования и аттестация профессиональных бухгалтеров

При рассмотрении норм Закона 2011 года, определяющих квалификационные требования к должности главного бухгалтера экономического субъекта, обращает на себя внимание, что данный Закон ничего не говорит о профессиональной аттестации бухгалтеров как обязательном условии выполнения ими работы по определенной должности.

Здесь следует вспомнить о том, что уже 14 лет назад утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, определяя основные направления реформы учета в России, определяла, что «по мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета возрастет». Это предполагает «создание ряда авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработка и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организация общественного контроля за профессиональной деятельностью и др». Также в Программе говорилось о том, что в ходе ее реализации «будет предусмотрено широкое участие в реформировании бухгалтерского учета Института профессиональных бухгалтеров и иных профессиональных организаций».

На основании данной Программы в том же 1998 году Институтом профессиональных бухгалтеров России (протокол № 14 от 29.09.1998) было утверждено Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров, которое было одобрено Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (протокол № 8 от 30.09.1998). Данное Положение определило «порядок аттестации профессиональных бухгалтеров — главных бухгалтеров, бухгалтеров — консультантов (экспертов), бухгалтеров, осуществляющих ведение бухгалтерского учета по договорам с юридическими лицами».

При этом, в пункте 1.5 Положения говорилось о том, что «в организациях, подлежащих обязательному аудиту, назначение специалиста на должность главного бухгалтера рекомендуется производить только при наличии квалификационного аттестата профессионального бухгалтера».

Эта рекомендация получила отклик, и вот уже в 2000 году в Указаниях об объеме форм отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 13.01.2000 № 4н в реквизитах бухгалтерского баланса (формы № 1) появляется указание номера «квалификационного аттестата профессионального бухгалтера», что вызывает бурные волнения в профессиональном сообществе, особенно среди наших коллег, не имевших на тот момент такого аттестата.

Разъяснило создавшуюся ситуацию письмо МНС России от 20.04.2001 № АС-6-16/332@ «О наличии в бухгалтерской отчетности организации данных о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера», в котором говорилось:

Выдержка из документа

«в связи с поступившим обращением первого заместителя Министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталова, содержащим информацию о фактах предъявления отдельными налоговыми органами требований об обязательном наличии в бухгалтерской отчетности данных о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее:… до внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» требование налоговых органов об обязательном наличии квалификационного аттестата профессионального бухгалтера при представлении налогоплательщиком отчетности в налоговые органы является неправомерным. В то же время, в соответствии с установленным порядком заполнения форм бухгалтерской отчетности при составлении отчетности по установленным формам, организация должна заполнять все предусмотренные указанными формами реквизиты либо проставлять прочерки при отсутствии соответствующих показателей».

Шло время, многие наши коллеги стали членами Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России), сдача ими квалификационных экзаменов повышала уровень их профподготовки, однако, необходимость профессиональной аттестации так и не получила законодательно определенного статуса. При этом формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н, указания на номер квалификационного аттестата главного бухгалтера, составившего отчетность, уже не содержат.

Порядок урегулирования возможных разногласий между руководителем и главным бухгалтером

Мы подошли к рассмотрению очень важной нормы закона, иногда приобретающей решающее значение в работе главного бухгалтера организации — это предписания Закона относительно порядка урегулирования возможных разногласий между главным бухгалтером и руководителем экономического субъекта относительно осуществления хозяйственных операций компании и/или отражения их в бухгалтерском учете.

У этой нормы долгая история, восходящая к упоминавшемуся выше Положению о главном бухгалтере. Мы не случайно упоминаем об этом, давнем для современной учетной практике, документе. Именно его содержание в соответствующей части повлияло на процедуру принятия и содержание положений Закона 1996 года, и отразилось в новых предписаниях Закона 2011 года.

Пунктом 15 Положения о главных бухгалтерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1980 № 59 устанавливалось следующее:

Выдержка из документа

«главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей.

В случаях получения от руководителя объединения, предприятия, организации, учреждения распоряжения совершить такое действие главный бухгалтер, не приводя его в исполнение, в письменной форме обращает внимание руководителя на незаконность данного им распоряжения. При получении от руководителя повторного письменного распоряжения главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенной операции несет руководитель объединения, предприятия, организации, учреждения, который обязан о принятом им решении немедленно в письменной форме сообщить руководителю вышестоящего органа.

Руководитель вышестоящего органа, получивший указанное сообщение, срочно рассматривает его и принимает соответствующее решение, о чем извещает руководителя объединения, предприятия, организации, учреждения.

Разногласия между главным бухгалтером и руководителем объединения, предприятия, организации, учреждения разрешаются руководителем вышестоящего органа».

Правильное понимание данных предписаний возможно только в контексте общей системы норм советского законодательства и определяемой им роли бухгалтерского учета и бухгалтера по обеспечению «контроля за сохранностью социалистической собственности и выполнением плановых заданий» (Постановление Совета Министров СССР от 24.01.1980 № 59).

Однако, несмотря на это, процитированные нами предписания Положения о главных бухгалтерах нашли отражение в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 26.12.1994 № 170, а затем и в содержании Закона 1996 года.

Напомним, что согласно пункту 4 статьи 7 Закона 1996 года «в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций».

В чем же состоит смысл указанной нормы Закона 1996 года? По содержанию она напоминает пункт 25 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 26.12.1994 № 170, который устанавливал, что «главному бухгалтеру (бухгалтеру) запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер (бухгалтер) письменно сообщает руководителю организации. При получении от руководителя организации письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету, главный бухгалтер (бухгалтер) исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель организации». И действительно, соответствующая статья Проекта Закона РФ «О бухгалтерском учете», принятого Государственной Думой 14.07.1995, одобренного Советом Федерации 03.09.1995, фактически повторяла смысл указанных предписаний Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. В пункте 4 статьи 7 Проекта Закона говорилось: «документы по хозяйственным операциям, противоречащим законодательству, либо нарушающим договорную или финансовую дисциплину, принимаются главным бухгалтером к исполнению только с письменного распоряжения руководителя, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций».

Однако именно включение в текст Проекта Закона указанной нормы явилось одной из главных причин отклонения его Президентом РФ. В письме Президента РФ от 20.10.1995 № Пр-1561, обосновывающем причины отклонения Проекта Закона говорилось следующее: «Согласно п. 3 ст. 7 Федерального Закона, одной из основных задач главного бухгалтера является обеспечение соответствия осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации. А в соответствии с п. 4 этой же статьи, главный бухгалтер сознательно по письменному распоряжению руководителя может нарушать законы, принимая к исполнению документы по хозяйственным операциям, противоречащим законодательству либо нарушающим договорную и финансовую дисциплину…. Данная норма — указывалось в письме — не отвечает здравому смыслу и противоречит ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы».

Таким образом, пункт 4 статьи 7 Закона 1996 года в действующей редакции получил значение нормы, уточняющей содержание пункта 3 статьи 1 Закона 1996 года, одной из основных задач учета определявшей «предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации». С этой точки зрения, пункт 4 статьи 7 Закона 1996 касается разногласий по вопросам экономической целесообразности (эффективности) осуществляемых организациями хозяйственных операций, но никак не соблюдения законодательства.

В подтверждение этому рассматривавшийся нами выше пункт 15 Положения о главных бухгалтерах был признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению решением Верховного Суда РФ от 17.04.2002. Определением Верховного Суда РФ от 11.07.2002 № КАС 02-331 указанное решение было оставлено без изменения.

Новый Закон «О бухгалтерском учете» также не обошел вниманием вопрос разногласий между руководителем организации и ее главным бухгалтером. Пункт 8 статьи 7 Закона 2011 года гласит следующее:

Выдержка из документа

«в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период».

Здесь, учитывая все вышесказанное, хочется обратить самое пристальное внимание читателей на то, что, хотя речь в данной норме закона идет о противоречиях «в отношении ведения бухгалтерского учета», «ответственности за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период», то есть «за созданную в результате этого информацию», никакое распоряжение руководителя никогда не освободит бухгалтера от ответственности за нарушение действующего законодательства, а обращение к руководителю и получение от него письменных распоряжений в соответствующих случаях будет лишь указывать на понимание бухгалтером и его руководителем фактического содержания отражаемых в учете хозяйственных фактов.

Главный бухгалтер предприятия

Итак, главный бухгалтер предприятия — лицо, на которое должно быть возложено ведение бухгалтерского учета компании. То есть это человек, которому должны быть доверены финансы компании, коммерческие тайны, контроль над коллективом.

О том, как правильно организовать бухучет, можно узнать из материалов нашей рубрики «Бухгалтерский учет».

Согласно требованиям закона № 402-ФЗ организация бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия. А он уже для исполнения этой обязанности может:

  1. Вести бухгалтерский учет лично.
  2. Ввести в штат главного бухгалтера.
  3. Передать ведение бухгалтерского учета третьему лицу (на аутсорсинг).

Впрочем, все три способа доступны только в компаниях малого или среднего предпринимательства. При этом в законе не указаны какие-либо четкие требования к лицу, на которое в итоге будет возложена обязанность по ведению учета.

Если компания не относится к таким субъектам, то ведение бухгалтерского учета должно быть возложено на сотрудника организации либо передано по договору. В кредитной организации остается только один вариант — наличие главного бухгалтера в штате.

В законе о бухучете прописаны строгие требования, которые предъявляются к данной должности. В частности, это обязательное наличие высшего образования, стаж работы не менее 3 лет из последних 5, отсутствие непогашенной судимости за экономические преступления. Однако они распространяются не на всех главбухов, а только на лиц, занимающих эту должность в прямо указанных в законе компаниях (см. п. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ). К главбухам в малом и среднем бизнесе эти ограничения не относятся.

Подробнее о главном бухгалтерском законе читайте в рубрике «Закон о бухгалтерском учете».

Права и обязанности главного бухгалтера по закону № 402-ФЗ

Давайте сначала поговорим о правах главного бухгалтера, человека, который занимает достаточно высокий пост в любой компании.

Вообще, основные трудовые права любого работника любой организации контролируются ТК РФ, а права именно работника как специалиста прописываются в его должностной инструкции. Что же можно указать, формируя такую инструкцию для главного бухгалтера? Например, следующее:

  1. Главный бухгалтер имеет право:
  • представлять интересы бухгалтерии организации, выступая в других структурных подразделениях, перед компаниями-контрагентами;
  • запрашивать нужные документы и информацию от других специалистов компании;
  • вносить на рассмотрение директора различные финансовые планы, структуру бухгалтерии, предложения о поощрении работников или материальном взыскании;
  • взаимодействовать с другими структурными подразделениями в части, необходимой для выполнения своих обязанностей.
  1. По доверенности главному бухгалтеру могут быть переданы права на представление интересов компании в налоговых и других проверяющих структурах.

Можно еще добавить, что помимо основных профессиональных трудовых обязанностей главный бухгалтер, как правило, сам выбирает работников своего отдела, может регулировать поиск аудиторской компании для проверки предприятия, в оговоренных рамках самостоятельно принимать решения, влияющие на финансовые показатели компании и т. п.

Конечно, по сравнению с правами, круг обязанностей руководителя бухгалтерии гораздо объемнее. Рассмотрим его подробно, можно даже разделить все обязанности главного бухгалтера на несколько групп.

  1. Финансовая группа
  • Главное, что делает главбух, — ведет бухучет финансовой и хозяйственной деятельности компании, осуществляет контроль над собственностью предприятия.
  • Формирует учетную политику компании в соответствии с действующим законодательством, включая разработку плана счетов, форм первички и т. п.

Пример правильного подхода к учетной политике ищите в нашей статье «Как составить учетную политику в организации».

  • Организует учет имущества, поступающего в компанию, учет хозяйственных операций, совершаемых в компании.
  • Организует и контролирует учет издержек предприятия, реализацию продукции.
  • Формирует полную и достоверную бухгалтерскую отчетность, по запросу предоставляет данные об имущественном положении компании, доходах и расходах предприятия.
  • Контролирует соблюдение налогового законодательства и формирование налоговой отчетности по правилам, соответствующим НК РФ.
  • Контролирует правильное начисление и уплату налогов, социальных взносов, административных платежей в государственные бюджетные и внебюджетные фонды.
  • Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах/расходах средств, об использовании бюджета, другой статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
  1. Управляющие функции
  • Контролирует должностные инструкции своих подчиненных.
  • Оказывает методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.
  • Сообщает директору предприятия обо всех выявленных недостатках в работе бухгалтерии предприятия, структурных подразделений с обязательным объяснением причин их возникновения, а также предложением способов их устранения.
  • Руководит работниками бухгалтерии организации.
  1. Часть работы по контроллингу
  • Принимает меры по предупреждению недостач, бесконтрольного расходования денежных средств, нарушений действующего законодательства.
  • Отвечает за проведение инвентаризации основных средств, ТМЦ и денежных средств.
  1. Аналитическая часть работы
  • Принимает участие в экономическом анализе деятельности компании.
  • Может принимать участие в финансовом планировании деятельности организации.

О том, что это такое — смотрите в нашем материале «Основные виды финансового планирования (описание)».

Ответственность главного бухгалтера

Конечно, говоря о правах и обязанностях главного бухгалтера, нельзя забывать про его основную ответственность — за надлежащее выполнение должностных обязанностей. Все возможные ее виды и санкции приведены ниже в таблице.

Ответственность

Виды нарушений

Формы

Дисциплинарная

Нарушение трудовой дисциплины, а иногда и непрофессионализм (п.9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ)

Замечание, выговор, увольнение

Материальная (ст. 238 ТК РФ)

Причиненный работодателю прямой действенный ущерб (реальное уменьшение имущества работодателя или ухудшение его состояния)

В зависимости от суммы ущерба

Административная (регламентируется ст. 15 КоАП РФ) — некоторые нормы

  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов;
  • нарушение сроков предоставления или непредоставление налоговой отчетности;
  • нарушение кассовой дисциплины;
  • нарушение валютного законодательства
  • 5 000–10000 руб.
  • 300–500 руб.
  • 4 000–5000 руб.
  • В зависимости от суммы нарушения

Уголовная ответственность

Наступает, если в течение 3 лет компания уклоняется от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере

В зависимости от суммы ущерба (от штрафа до лишения свободы)

Что изменится для руководителя организации после принятия нового ФЗ «Об официальном бухгалтерском учете»?

Возникла очевидная для многих необходимость корректировки существующих норм, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета в РФ..

Проект действующего федерального закона «О бухгалтерском учете» был разработан еще в 1992 году. Пройдя длительную процедуру согласования, он вступил в силу в конце 1996 года. Не секрет, что некоторые из его положений перестали соответствовать действительному положению вещей, и возникла очевидная для многих необходимость корректировки существующих норм, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета в РФ.

Хотя ныне действующий закон 1996 г. и был принят вслед за новым Гражданским кодексом, с момента его вступления в силу прошло почти 11 лет. За это время российская экономика поменялась коренным образом. Появились новые формы ведения бухгалтерского учета. Экономика середины 90-х гг. прошлого века не знала, например, такого понятия, как упрощенная система налогообложения (УСН).

Благодаря внесению соответствующих изменений в законодательные акты, появились новые субъекты бухгалтерского учета (адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете), расширился круг органов, уполномоченных осуществлять регулирование бухгалтерского учета. Последнее, в свою очередь, явилось следствием ослабления влияния государства на экономику страны и усиления экономической независимости субъектов предпринимательства.

И, наконец, немаловажную роль в судьбе обнародованного проекта сыграло то обстоятельство, что Россия, желая войти в качестве равноправного участника в мировое экономическое сообщество, осуществляет постепенный переход к ведению бухгалтерской и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами (МСФО, US GAAP ).

Все это нашло свое отражение в проекте закона «Об официальном бухгалтерском учете».

Прежде всего, в проекте впервые подробно очерчен список лиц, на которых распространяется действие будущего закона. Кроме привычных:
— организаций,
— граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,
— адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете и — филиалов и представительств иностранных организаций, находящихся на территории РФ,
поименованы также:
— органы государственной власти и органы местного самоуправления,
— органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов,
— межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории РФ.

Но и это не все. Если выделение отдельной строкой указанных выше органов и организаций сложно назвать новеллой, поскольку они могут быть отнесены к известным ранее субъектам бухгалтерского учета, то введение в сферу действия проекта закона таких понятий, как доверительное управление, простое товарищество и соглашение о разделе продукции является ни чем иным, как признанием субъектов, возникающих в таких случаях отношений, субъектами и бухгалтерского учета, наравне с другими, уже известными, участниками.

Поэтому нормы проекта закона будут применяться и при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета имущества, переданного ему в доверительное управление, и при ведении бухгалтерского учета общего имущества товарищей, в том числе и одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц.

Что же касается отношений, возникающих при ведении бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, то к ним также будут применяться нормы проекта ФЗ, но лишь в части, не противоречащей ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Впервые в законе обозначено понятие «руководитель экономического субъекта». Таковым признается лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа экономического субъекта, либо иное лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта.

То есть, однозначно можно говорить о том, что руководителем экономического субъекта будет всегда физическое лицо, обладающее полномочиями давать обязательные для данного экономического субъекта указания. Наличие в организации коллегиального органа управления повлечет за собой необходимость избрания из числа членов данного коллегиального органа лица, способного выполнять функции руководителя организации, либо назначения на эту должность человека, не входящего в коллегиальный орган. В любом случае, выполнение функций руководителя экономического субъекта возможно только физическим лицом.

К слову сказать, понятие «экономический субъект» также является новым для законодательства, регламентирующего ведение бухгалтерского учета. В ныне действующем ФЗ «О бухгалтерском учете» этому понятию соответствует понятие «организации».

Под «экономическим субъектом» разработчики проекта понимают всех перечисленных выше участников бухгалтерского учета, среди которых выделяются «экономические субъекты бюджетной сферы». В принципе, они включены в состав «экономических субъектов» наравне с коммерческими организациями, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами бухгалтерского учета, но в силу специфики своего финансирования выделены в отдельную категорию, в отношении которой в проекте содержатся специальные нормы.

Важным моментом для организации и ведения бухгалтерского учета является указание в проекте закона событий и явлений, которые могут являться объектами бухгалтерского учета. В действующем ФЗ законодатель не уделил раскрытию такой информации должное внимание. Хотя детальное указание на объекты дает представление о составе самого бухгалтерского учета. Только то, что перечислено в законе, должно найти свое отражение в бухгалтерской отчетности.

Согласно проекту объектами бухгалтерского учета являются:
— факты хозяйственной жизни экономического субъекта (то есть сделки, события, операции, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и движение денежных средств);
— активы экономического субъекта (это могут быть имущество, имущественные и личные неимущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, деловая репутация);
— обязательства экономического субъекта;
— другие источники финансирования экономического субъекта;
— доходы и расходы экономического субъекта.

Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку в проекте предусмотрено применение и других объектов, установленных национальными стандартами.

Каждый из перечисленных объектов бухгалтерского учета подлежит своевременной регистрации в бухгалтерском учете, ведение которого является обязанностью экономического субъекта.

Действующий ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации возлагает на руководителя организации. Проект нового закона отказался от таких жестких формулировок. В соответствии с ним руководитель экономического субъекта организует ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета.

Возможно, это связано с тем, что в отличие от действующего ФЗ проект ограничил правомочия руководителя организации по самостоятельному ведению бухгалтерского учета.

В настоящее время руководитель вправе возложить ведение бухгалтерского учета на себя, к чему многие и прибегают, например, при создании нового юридического лица. Если же проект закона «Об официальном бухгалтерском учете» вступит в силу, то руководитель экономического субъекта обязан будет возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное специальное должностное лицо, либо заключить договор оказания услуг по ведению бухгалтерского учета. Причем в проекте предусматривается последующее утверждение Правительством минимальных квалификационных требований к лицам, с которыми экономический субъект может заключить договор оказания услуг по ведению бухгалтерского учета. Таким образом, можно говорить об усложнении процедуры заключения подобных договоров. Поскольку законодательное закрепление квалификационных требований может привести к выделению организаций, занимающихся оказанием услуг по ведению бухгалтерского учета, в отдельную категорию, наподобие аудиторских компаний и ЧОП.

Очевидным является тот факт, что сейчас многие из холдинговых структур предпочитают работать по схеме, когда полномочия по ведению бухгалтерского учета в дочерних и зависимых обществах передаются в управляющую компанию холдинга. Эта же управляющая компания зачастую осуществляет и ведение кадрового делопроизводства, и юридическое сопровождение деятельности дочерних и зависимых обществ, и ряд других функций, связанных с управлением.

Однако введение квалификационных требований поставит под сомнение возможность использования для всех выше перечисленных целей одной управляющей организации. Не исключено и то, что в дальнейшем деятельность по оказанию услуг по ведению бухгалтерского учета перейдет в разряд лицензируемых.

Установление минимальных квалификационных требований предполагается и для лиц, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета в экономических субъектах, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, в том числе и в кредитных организациях.

Как уже было отмечено выше, проект закона не предполагает ведение бухгалтерского учета экономического субъекта лично его руководителем. Исключение сделано лишь для субъектов малого предпринимательства. Руководитель данного экономического субъекта может взять ведение бухгалтерского учета на себя.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности — 100 человек;
в строительстве — 100 человек;
на транспорте — 100 человек;
в сельском хозяйстве — 60 человек;
в научно-технической сфере — 60 человек;
в оптовой торговле — 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Согласно ст. 3 ФЗ от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» в случае превышения субъектом малого предпринимательства установленной численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

То есть применительно к рассматриваемому проекту закона «Об официальном бухгалтерском учете» в случае превышения установленной численности субъектом малого предпринимательства, в котором ведение бухгалтерского учета возложено на его руководителя, на период, в течение которого допущено превышение, и на последующие три месяца ведение бухгалтерского учета должно быть возложено на специальное должностное лицо либо передано специализированной организации.

Основным документом, определяющим способы ведения бухгалтерского учета, является учетная политика экономического субъекта. При этом экономические субъекты, как и раньше, вправе самостоятельно определять свою учетную политику, которая должна применяться из года в год.

Однако разработчики проекта уточнили случаи, при которых допускается изменение учетной политики. К таковым, как и прежде, относятся изменение требований законодательства, существенное изменение условий деятельности экономического субъекта и разработка экономическим субъектом нового способа ведения бухгалтерского учета. Но, что касается последнего, согласно проекту сама по себе разработка нового способа ведения бухгалтерского учета не является основанием для изменения учетной политики. Экономическому субъекту необходимо доказать, что применение нового способа повлечет за собой повышение надежности и уместности информации об объекте бухгалтерского учета. Таким образом, основным критерием выбора нового способа ведения бухгалтерского учета является не экономическая выгода субъекта, а улучшение качества предоставляемой информации. В действующем сейчас ФЗ такого требования не предусмотрено.

Проект закона возлагает на руководителя экономического субъекта обязанность по утверждению форм первичных учетных документов. Утверждение осуществляется по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

В настоящий момент формы первичных учетных документов содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, которые в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 29.05.1998 г. № 57а и Минфина РФ от 18.06.1998 г. № 27н подлежат введению во всех организациях, осуществляющих деятельность на территории РФ. Поэтому сейчас экономический субъект вправе утверждать лишь формы тех первичных учетных документов, которые отсутствуют в альбомах унифицированных форм.

По всей видимости, принятие нового закона предполагает отказ от применения унифицированных форм. Каждый экономический субъект будет вправе утверждать формы первичных учетных документов, необходимых для ведения бухгалтерского учета в этом конкретном экономическом субъекте. Обязательным условием утверждения и дальнейшего использования таких форм является наличие обязательных реквизитов, перечень которых, в целом, соответствует содержащемуся в п. 2 ст. 9 действующего ФЗ «О бухгалтерском учете».

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, заключается в следующем.

В п. 8 ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» в случае изъятия первичных учетных документов органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел главный бухгалтер вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие, снять с документов копии с указанием даты и основания изъятия.

Таким образом, для снятия копии фактически требуется наличие двух субъективных обстоятельств – желание самого главного бухгалтера и разрешение представителя органа, проводящего изъятие. В случае, если главный бухгалтер не увидел необходимости сделать копии изымаемых документов или представитель органа, проводящего изъятие, не разрешил сделать это, организация оказывается в положении, когда у нее отсутствуют копии документов, на основании которых может быть вынесено решение о признании ее виновной в совершении какого-либо экономического преступления.

Дабы избежать подобной ситуации и защитить экономического субъекта, разработчики проекта внесли в него положение, согласно которому в случае изъятия первичных учетных документов экономический субъект должен в присутствии представителя органа, проводящего изъятие, изготовить копии таких документов. Изготовление копий изымаемых документов становится не правом, а обязанностью экономического субъекта, выполнение которой проконтролирует и представитель органа, проводящего изъятие.

Хотя в проекте и не указано должностное лицо, ответственное за снятие копии изымаемого документа, думается, что таковым будет являться лицо, на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета. Это может быть и главный бухгалтер, и представитель лица, осуществляющего ведение бухгалтерского учета на основании договора, и сам руководитель экономического субъекта.

Согласно проекту, бухгалтерская отчетность, которая составляется на основании первичных учетных документов, считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта. Стоит отметить, что в проекте особо отмечено, что в отношении бухгалтерской отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны. Доступ к ней должно иметь любое заинтересованное лицо.

Это, пожалуй, основные моменты, касающиеся практической стороны вопроса ведения бухгалтерского учета экономического субъекта. Почти половина статей рассматриваемого проекта касается теоретических вопросов регулирования бухгалтерского учета, которые призваны, скорее, оказать содействие в принятии других нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, нежели быть применимыми в повседневной деятельности экономических субъектов.

Руководитель экономического субъекта.

На первый взгляд, роль руководителя по отношению к бухгалтерскому учету не изменилась. Во всяком случае никаких революционных норм в Законе № 402-ФЗ нет, однако в нем впервые дано определение того, кто является руководителем экономического субъекта:

Руководитель — это лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа (ст. 3 Закона № 402-ФЗ). Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» http://www.consultant.ru/popular/buch/

По сравнению со старым Законом № 129-ФЗ, согласно которому руководитель нес ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (п. 1 ст. 6), по новому Закону № 402-ФЗ руководитель организует ведение бухгалтерского учета и хранение финансовых документов (п. 1 ст. 7). При этом руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7).

В Законе № 402-ФЗ впервые четко сформулирован момент, когда отчетность считается составленной. Так, в соответствии с п. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Таким образом, руководитель ставит последнюю точку в работе бухгалтера по составлению всех видов отчетности. Следовательно, все остальные административные вопросы по организации и ведению бухгалтерского учета в учреждениях должны регулироваться иными нормативными документами и локальными актами.

Бухгалтерская отчетность.

Согласно новому закону годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных этим законом, состоит из:

— бухгалтерского баланса;

— отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Тем самым положение о составе бухгалтерской отчетности приведено в соответствие с приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности». Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 04.12.2012) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» ] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141042/ В нем говорится, что приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках являются отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях капитала, а также иные приложения (пояснения), которые составляются в текстовой или табличной форме (т.е. в виде пояснительной записки).

В составе отчетности не поименовано аудиторское заключение, т.к. оно представляется вместе с отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, но не является ее частью.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ Статья 13 <…> О бухгалтерском учете: Федеральный закон РФ от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 2011. — № 50. — Ст. 7344.

В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

По новым правилам бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Пока еще бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

В законе закреплены новые положения об особенностях составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации и реорганизации юридического лица, ведь порядок составления такой отчетности отличается от общего порядка.

Особенности ведения учета учреждениями государственного сектора экономики

Закон № 402-ФЗ содержит отдельные нормы, которые указывают на особенности регулирования бухгалтерской деятельности в организациях государственного сектора экономики. В статье 3 Закона № 402-ФЗ содержится определение таких организаций.

Организации государственного сектора — это государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

На организации государственного сектора экономики, согласно Закону № 402-ФЗ, распространяются положения бюджетного законодательства РФ в следующих случаях:

1. при установлении форм первичных учетных документов (ст. 9);

2. при установлении регистров бухгалтерского учета (ст. 10);

3. при установлении состава бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст.14), а также в случае установления порядка составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации (ст. 16).

Хотя бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса и их деятельность регламентируется иными федеральными законами, на них так же, как и на казённые учреждения, распространяется действие приказа Минфина России от 15.12.2010 № 173н. «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 01.02.2011 N 19658) ] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108357/

Кроме того, на казённые учреждения и на получателей бюджетных средств распространяется Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ (утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 26.10.2012 № 138н). Приказ Минфина РФ от 28.21.2010 N 191н (ред. от 19.21.2014) «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об использовании бюджетов бюджетной системы РФ» (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.02.2011 N 19693) (с изм. и доп., вступ. в силу с отчетности за 2015 год)

] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175451/

В свою очередь бюджетные и автономные учреждения применяют Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (утв. приказом Минфина России от 25.03.2010 № 33н) с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 26.10.2012 № 139н. Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.04.2011 N 20558) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.04.2015)] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175452/

Таким образом, начиная с 2013 года все нормативные акты, регулирующие особенности формирования первичных учетных документов, регистров учета и составления бухгалтерской отчетности, применяемые государственными (муниципальными) учреждениями, не должны противоречить Закону № 402-ФЗ.

Закон «О Бухгалтерском учете» и его значение для развития экономики

Постоянно совершенствуясь, бухгалтерский учет является языком бизнеса и частного предпринимательства, то есть важнейшим звеном формирования рыночной экономики.

На сегодняшний день в России система регулирования учета и отчетности состоит из четырех уровней. Преобразования в экономике страны, новые рыночные условия хозяйствования, распространение международных стандартов финансовой отчетности оказали большое влияние на формирование этой системы. Первый уровень образует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ и другие законодательные акты.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из множества федеральных законов, в том числе из Федерального закона «О бухгалтерском учете», и нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ними.

Министерство финансов Российской Федерации работает при действенном участии бухгалтерской общественности страны и выполняет функции регулирования, а также постановки бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Современная система регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России формируется под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности — МСФО, которые разрабатываются Советом по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standard Committee — IASC).

По международным стандартам финансовой отчетности разработана Программа реформирования бухгалтерского учета согласно требованиям рыночной экономики и МСФО. Основной целью данной Программы является приведение национальной системы бухгалтерского учета; формирование системы национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, которые обеспечивают нужной информацией пользователей; согласование реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями стандартов на международном уровне; оказание методической помощи организациям в понимании и введении реформированной модели бухгалтерского учета в стране.

Сегодня в России происходит системное реформирование правовых основ бухгалтерского учета и отчетности. Программным документом проводимой реформы является План Минфина России на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе международных стандартов финансовой отчетности. План Министерства финансов Российской Федерации на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности. Утвержден Приказом Минфина России от 30 ноября 2011 № 440.

Основным направлением Закона №402-ФЗ является приведение норм Закона № 129-ФЗ, которые регулируют систему бухгалтерского учета в стране, в соответствие с меняющимися экономическими условиями деятельности хозяйственных субъектов для формирования и раскрытия достоверной и полной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении.

Целью переработки основополагающего в учетно-экономической сфере законодательного акта является приведение концепции регулирования бухгалтерского учета в соответствие с меняющимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов.

Новый Закон акцентируется на бухгалтерской (финансовой) отчетности, что является конечным результатом бухгалтерского учета. Цель — бухгалтерская отчетность должна стать в полном смысле слова финансовой, приближенной к Международным стандартам финансовой отчетности и должна давать собственникам бизнеса, а также заинтересованным лицам, представление о реальном имущественном и финансовом положении экономического субъекта.

На основе формируемой в соответствии с данными бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов финансовой отчетности внешними и внутренними пользователями принимаются управленческие решения. Причем указанный аспект имеет большое народнохозяйственное значение, так как получение достоверной финансовой информации о деятельности экономических субъектов — основная цель бухгалтерского учета. В связи с этим понятна и роль бухгалтерского учета, от которого во многом зависит стабильность всего российского общества. Из этого следует, что государство вполне правомерно оставляет контроль в указанной сфере за собой и не может допустить абсолютно либерального порядка, основанного на полном саморегулировании отношений.

Важнейшие аспекты нового облика системы регулирования бухгалтерского учета, содержащиеся в законе №402-ФЗ:

— введено смешанное регулирование бухгалтерского учета — государственное и негосударственное (со стороны профессионального сообщества и пользователей, данных бухгалтерского учета);

— введен общественный контроль за содержанием разрабатываемых документов, регулирующих правила ведения бухгалтерского учета, и практикой их применения, для чего создается Совет по стандартам бухгалтерского учета;

— установлена жесткая иерархия документов, регулирующих бухгалтерский учет, обеспечивающая взаимосвязь и непротиворечивость нормативной базы;

— применение международных стандартов определено как основа разработки федеральных и отраслевых стандартов;

— разграничены полномочия органов, осуществляющих разработку правил (в том числе стандартов) бухгалтерского учета, и контроля за их исполнением. Ложников И.Н. Комментарий к Закону «О бухгалтерском учете»//Вестник бухгалтера Московского региона.-№4-2012. ]: http://www.ipbmr.ru/?page=vestnik_2012_4_lozhnikov

Согласно п. 11 ст. 21 Закона от 06.12.2011 №402-ФЗ стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Пунктом 12 указанной статьи устанавливается, что «необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно» . Эта норма подчеркивает отличие стандартов экономического субъекта в области бухгалтерского учета от его учетной политики, формирование которой является обязательной для организации процедурой.

С целью формирования государственного информационного ресурса ст. 18 Закона №402-ФЗ установлена норма об обязательном представлении экономическими субъектами (за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка РФ, которые также представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность), одного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации. В связи с этим следует отметить, что данная норма не отменяет обязанности экономических субъектов представлять бухгалтерскую отчетность в другие адреса, например, налоговым органам, собственникам организаций, кредитным учреждениям и т.д. Просто в этих случаях представление бухгалтерской отчетности осуществляется на основании иных нормативных актов. В частности, в органы ФНС России на основании Налогового кодекса РФ, собственникам — на основании корпоративного законодательства (например, акционерными обществами на основании Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Огромное значение в Законе №402-ФЗ придается созданию условий по выработке научно обоснованных перспектив развития методологического обеспечения бухгалтерского учета. В связи с этим в ст. 26 Закона №402-ФЗ установлены требования к содержанию, порядку внесения предложений и процедуре утверждения программы разработки федеральных стандартов.

Закон «О бухгалтерском учете» отражает новый для российского законодательства подход к формированию системы документов, регулирующих практику ведения официального бухгалтерского (финансового) учета экономическими субъектами в России. При этом введены многие новации, раскрывающие преемственность норм нового Федерального Закона №402-ФЗ относительно существовавшей системы регулирования учетной практики.

Следовательно, трудно недооценить роль и значение бухгалтерского учета в современное время, так как он выступает реальным и эффективным инструментом рыночных отношений для развития экономики страны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *