Регламент проверки Роспотребнадзора

Энциклопедия решений. Распоряжение о проведении проверки Роспотребнадзором

Распоряжение о проведении проверки Роспотребнадзором

Основанием для проведения проверки соблюдения обязательных требований является распоряжение (приказ) о проведении проверки (далее — распоряжение о проведении проверки). Распоряжение о проведении проверки оформляется в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 N 141 (далее — типовая форма). Распоряжения о проведении проверки (также о продлении срока ее проведения) вправе подписывать (ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, ч. 2 п.31 Регламента N 764):

1) главный государственный санитарный врач по субъекту РФ и его заместители (пп. 2 ч. 2 п. 31 Регламента N 764);

2) главный государственный санитарный врач РФ и его заместители (пп. 1 ч. 2 п. 31 Регламента N 764).

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п. 31 Регламента N 764 и содержанием типовой формы при оформлении распоряжения Роспотребнадзора о проведении проверки указываются следующие данные:

— наименование органа Роспотребнадзора, а также дата и номер распоряжения. Кроме того, обязательно указывается вид (виды) надзора, в рамках которых проводится проверка — например, санитарно-эпидемиологический или надзор за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров (п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ);

— вид проводимой проверки;

— наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя (п. 3 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ);

— наименование и адрес места нахождения объектов (организаций и их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений, для ИП — место фактического осуществления деятельности), которые будут проверены (п. 3 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ);

— ФИО и должность лица, уполномоченного на проведение проверки (п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ), а также привлекаемых экспертов, представителей экспертных организаций;

— основания, цели и задачи проверки (п. 4 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ). Если проверка плановая — указывается ссылка на утвержденный ежегодный план проверок, если внеплановая — реквизиты документа, послужившего основанием для проверки (реквизиты ранее выданного проверяемому лицу предписания; реквизиты обращений и заявлений, поступивших в Роспотребнадзор; реквизиты приказа руководителя, изданного в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ; реквизиты требования прокурора о проведении внеплановой и прилагаемых материалов). В случае проведения внеплановой выездной проверки, которая должна быть проведена незамедлительно, — реквизиты прилагаемой копии документа (служебной записки и т.п.), представленного должностным лицом, обнаружившим нарушение;

— предмет проводимой проверки (п. 4 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ);

— правовые основания её проведения (п.п. 5, 6 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ);

— обязательные требования, которые подлежат проверке и будут проверяться (п. 5.1 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ). Закон не уточняет, должны ли в распоряжении присутствовать ссылки на конкретные нормативные правовые акты (а также конкретные статьи и части статей). Если при проведении плановой проверки будет использоваться чек-лист, то указываются его реквизиты;

— срок проведения проверки, а также дата её начала и окончания (п.п. 4, 9 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ). Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней;

— перечень соответствующих административных регламентов (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ);

— документы, которые необходимо представить проверяющим (п. 8 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).

При проведении выездной проверки заверенная печатью копия распоряжения должна быть вручена должностным лицом, проводящим проверку, под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю (ч. 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ. Одновременно с распоряжением на проведение проверки предъявляется служебное удостоверение (ч. 4 ст. 12, ч. 3 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п. 49, пп. 2 п. 39 Регламента N 764).

При поведении документарной проверки заверенная печатью копия распоряжения направляется проверяемому лицу вместе с запросом о предоставлении необходимых документов (ч.ч. 3 и 4 ст. 11 Закона N 294-ФЗ, п. 44, пп. 1 п. 39 Регламента N 764).

Внимание

Проведение проверки без распоряжения о её проведении относится к категории грубых нарушений, а ее результаты могут быть отменены вышестоящим органом или судом по заявлению проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя (п. 4 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Виновные должностные лица по заявлению организации (предпринимателя) могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Сведения, указанные в распоряжении о проверке, вносятся в Единый реестр проверок (п. 2 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, пп. «а» п. 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).

______________________________

*(1) Здесь и далее под государственным санитарным врачом понимается руководитель Роспотребнадзора (главный государственный санитарный врач РФ), руководитель управления Роспотребнадзора по субъекту РФ (главный государственный врач по субъекту РФ), руководители территориальных отделов управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ в городах, районах и на транспорте (главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте), поскольку указанные лица являются государственными санитарными врачами по должности (п. 3 ст. 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, абз. 2 п. 8, п. 9.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, пп. «а» п. 5 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476). Под заместителями государственных санитарных врачей понимаются заместители указанных лиц (абз. 5 п. 8 Положения N 322, пп. «а», «в», «г» п. 8 Положения N 476).

О порядке проведения проверок органами Роспотребнадзора

В последнее время наши специалисты все чаща стали получать вопросы относительно полномочий органов Роспотребнадзора при проведении внеплановых проверок в офисах турфирм, каким нормативом регулируются права должностных лиц Роспотребнадзора. Юристы ЮА «Персона Грата» подготовили разъяснения о порядке проведения проверок органами Роспотребнадзора, которые мы предлагаем вашему вниманию.

Порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей территориальными органами Роспотребнадзора установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 июля 2012 г. N 764.

Регламент определяет порядок осуществления государственного контроля деятельности или действий (бездействие) проверяемых юридических лиц, проверяемых индивидуальных предпринимателей, проверяемых граждан (далее — лица, подлежащие проверке) требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей на потребительском рынке (далее — обязательные требования).

При проведении проверки должностные лица Роспотребнадзора, в том числе вправе:

1) беспрепятственно проверять выполнение лицами, подлежащими проверке, обязательных требований, если такие требования относятся к полномочиям Роспотребнадзора;

2) требовать от лиц, подлежащих проверке, представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они являются объектами проверки или относятся к предмету проверки;

3) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений, проводить измерения факторов среды обитания при соблюдении условий, предусмотренных законодательством РФ;

4) привлекать к проведению выездной проверки экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с лицами, подлежащими проверке, и не являющиеся их аффилированными лицами;

При проведении проверки должностные лица Роспотребнадзора обязаны:

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

2) соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы лиц, подлежащих проверке;

3) проводить проверку на основании распоряжения о ее проведении в соответствии с ее назначением;

4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения о проведении проверки, а также копии документа о согласовании проведения проверки в случае, если проверка подлежит обязательному согласованию с органом прокуратуры;

5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, проверяемому индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, проверяемому гражданину, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, проверяемому индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, проверяемому гражданину, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

7) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, проверяемого гражданина, его уполномоченного представителя с результатами проверки;

8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов лиц, подлежащих проверке;

9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством РФ;

10) соблюдать сроки проведения проверки;

11) не требовать от лиц, подлежащих проверке, документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;

12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, проверяемого гражданина, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями Административного регламента;

13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (при его наличии).

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель проверяемого юридического лица, проверяемый индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель, проверяемый гражданин, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от должностных лиц Роспотребнадзора информацию, относящуюся к предмету проверки;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями должностных лиц Роспотребнадзора;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Роспотребнадзора, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального предпринимателя, проверяемого гражданина при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;

5) на возмещение вреда, причиненного проверяемому юридическому лицу, проверяемому индивидуальному предпринимателю, проверяемому гражданину при осуществлении государственного контроля (надзора).

Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя на основании ежегодного плана проведения проверок.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки.

Срок проведения документарной и выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

Основанием для проведения плановой проверки является ежегодный план.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения лицом, подлежащим проверке, ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в Роспотребнадзор или его территориальный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ;

4) требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В распоряжении о проведении проверки указываются:

1) наименование органа Роспотребнадзора (его территориального органа, осуществляющего проверку);

2) фамилии, имена, отчества (при наличии), должности должностного лица (должностных лиц) Роспотребнадзора, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии отчества) проверяемого индивидуального предпринимателя, проверяемого гражданина;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора);

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

Распоряжения (приказы) о проведении проверки или о продлении срока проведения проверки вправе подписывать:

1) руководитель Роспотребнадзора (его заместитель);

2) руководитель территориального органа Роспотребнадзора (его заместитель);

3) начальник территориального отдела территориального органа Роспотребнадзора.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте 2 пункта 26 Регламента, проверяемые юридические лица и проверяемые индивидуальные предприниматели уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах лиц, подлежащих проверке, устанавливающие организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении ими их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений должностных лиц Роспотребнадзора.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении должностных лиц Роспотребнадзора, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение лицами, подлежащими проверке, обязательных требований, должностными лицами Роспотребнадзора, уполномоченными проводить проверку, направляется в адрес лиц, подлежащих проверке, мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения (приказа) о проведении проверки.

При проведении документарной проверки должностные лица Роспотребнадзора, уполномоченные проводить проверку, не вправе требовать у лиц, подлежащих проверке, сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных лицами, подлежащими проверке, документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в распоряжении Роспотребнадзора (его территориального органа) документах и (или) полученным в ходе осуществления государственной функции, информация об этом направляется указанным лицам с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Лица, подлежащие проверке и представляющие пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Должностные лица Роспотребнадзора, уполномоченные проводить проверку, рассматривают представленные пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений будут установлены признаки нарушения обязательных требований, должностные лица Роспотребнадзора, уполномоченные проводить проверку, вправе провести выездную проверку.

При проведении проверки должностные лица Роспотребнадзора не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Роспотребнадзора;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, проверяемого гражданина, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки, основанием для проведения которой является причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, не выступающих объектами проверки или не относящихся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

6) превышать установленные сроки проведения проверки.

Оформление результатов проверки включает следующие административные действия:

1) составление акта проверки;

2) вручение или направление акта проверки лицам, подлежащим проверке;

3) направление в орган прокуратуры копии акта проверки в случае, если для проведения выездной проверки требовалось согласование ее проведения органом прокуратуры.

Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, проверяемому индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, проверяемому гражданину, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, проверяемого гражданина, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа лица, подлежащего проверке, дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к акту проверки.

Должностное лицо Роспотребнадзора, уполномоченное провести проверку, вносит в журнал учета проверок запись о проведенной проверке, содержащую сведения о наименовании органа Роспотребнадзора, проводившего проверку, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданном предписании, а также фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностного лица (должностных лиц) Роспотребнадзора, проводивших проверку, их подписи.

При отсутствии журнала учета проверок запись об этом вносится в акт проверки.

По результатам проверки должностное лицо Роспотребнадзора, уполномоченное провести проверку, осуществляет следующие действия:

1) выдает предписание лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений;

2) принимает меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) принимает меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Предписание об устранении выявленных нарушений является приложением к акту проверки и направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, вместе с актом проверки.

Принятие мер по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к административной ответственности осуществляется в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие органы Роспотребнадзора в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом к таким возражениям могут быть приложены документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган Роспотребнадзора.

Обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляется в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в порядке, установленном главой 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В связи с проведением органами прокуратуры Российской Федерации и Роспотребнадзора выборочных проверок деятельности турфирм, юридическое агентство «Персона Грата» предлагает услуги по предварительной проверке документации, связанной с туристской деятельностью организации на соответствие российскому законодательству.

Своевременный анализ и корректировка документов позволит избежать наложения на туристическую компанию штрафов и несения дополнительной административной и уголовной ответственности.

Комплекс услуг включает:

  • проверка договоров с туристами
  • проверка комплекта документов Уголка потребителя
  • проверка распорядительных документов по защите персональных данных.

Стоимость услуг по предварительной проверке документов на соответствие законодательству РФ – 10 000 руб.

Заказать услуги по предварительной проверке документации турфирмы можно в юридическом отделе нашей компании по адресу urist@travelexpert.ru или по телефону +7 (495) 921-3047.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *