Привлечение осужденных к труду

Труд осужденных к лишению свободы в учреждениях исполнения наказания

В статье 103 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации сформулированы основные принципы привлечения к труду осужденных к лишению свободы: обязательность труда осужденных и подчинение производственной деятельности исправительных учреждений их основной задаче — исправлению осужденных. Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Исправлению осужденных подчинено применение всех мер пенитенциарного воздействия, одной из которых является труд осужденных. Поэтому не случайно в ст. 1 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», уточняется назначение труда осужденных: «Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда». Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений — исправлению осужденных.
Принцип обязательности труда лиц, осужденных к лишению свободы, также не противоречит международным нормам. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными подчеркивается, что «все осужденные заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими способностями». Однако такая обязанность не распространяется на ряд категорий осужденных.
Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Все эти лица могут привлекаться к труду исключительно с их согласия, если нет для этого медицинских противопоказаний. Но поскольку труд осужденных организуется в рамках режима отбывания наказания в местах лишения свободы, в порядке его организации допускается применение принуждения. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность. Вместе с тем, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах, принятому ООН, «термином принудительный или обязательный труд… не охватывается какая бы то ни было работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда».
На период отбывания наказания осужденные к лишению свободы лишаются конституционного права на забастовку как способ разрешения трудовых конфликтов. Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов.
Осужденные привлекаются к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности; специальности. В ряде случаев законодательство прямо запрещает привлекать осужденных к труду по их специальности. Согласно ч. IV ст. 103 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации и Правилам внутреннего распорядка осужденных, запрещается использовать на управленческих должностях, работать с множительной, радиотелефонной, телефаксной техникой; в качестве продавцов, кассиров, заведующими продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием и т.д. Если ранее труд осужденных организовывался только на государственных предприятиях, то ныне действующее законодательство позволяет привлекать осужденных к труду на контрактной основе на предприятиях других форм собственности, в том числе в форме предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 104 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в строгом соответствии с нормами законодательства Российской Федерации о труде. Однако некоторые особенности организаций их трудовой деятельности во время отбывания наказания определяются нормами уголовно-исполнительного законодательства.
Уголовно-исполнительный кодекс закрепил принципиально новое положение о том, что время привлечения осужденного к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года. При систематическом уклонении осужденного от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации исправительного учреждения из его общего трудового стажа.
Труд осужденных к лишению свободы регулируется в основном нормами трудового законодательства. Так, согласно ст. 67 КЗоТ работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней. Осужденные имеют право на трудовые отпуска по истечении 11 месяцев работы в исправительном учреждении.
Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, однако ст. 104 УИК конкретизирует его продолжительность по отношению к различным категориям осужденных: продолжительностью 18 рабочих дней — для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней — для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Указанные отпуска предоставляются с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со статьей 97 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации. Осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены длительные выезды за пределы исправительных учреждений на время ежегодного оплачиваемого отпуска.
Время содержания осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа и одиночной камере в срок, необходимый для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, не засчитывается.
Осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо работающим по своему желанию осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, осужденным мужчинам старше 60 лет и осужденным женщинам старше 55 лет продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным — до 24 рабочих дней.
Оплата труда осужденных к лишению свободы регулируется действующим законодательством Российской Федерации о труде без всяких ограничений и изъятий (ст. 105 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации). Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки.
Осужденные к лишению свободы могут также привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий. Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, осужденные мужчины старше 60 лет, осужденные женщины старше 55 лет, осужденные беременные женщины привлекаются к работе без оплаты труда по их желанию.
Из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации. Так, осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и иных обязательных отчислений. Удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам производятся из оставшейся суммы в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, — не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.
Николай Северин

Привлечение к труду осужденных к лишению свободы как средство предупреждения рецидивной преступности Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 343.26 И.А. Жилко

ББК 67.408.23 Уральская государственная юридическая академия

ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ТРУДУ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Статья посвящена актуальной проблеме пенитенциарной сферы социально-правовой активности, в частности организации и обеспечению трудовой деятельности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в УИС РФ. В статье анализируется современное состояние условий и порядка исполнения наказаний, раскрываются проблемы в указанной сфере пенитенциарной деятельности.

Ключевые слова: трудовая деятельность осужденных, превентивный потенциал труда в системе мер воздействия на осужденных, исправительное воздействие на осужденных, правовое регулирование труда осужденных.

I.A. Zhilko

Ural State Law Academy

LABOR OF THE pERsON sENTENCED TO IMpRIsONMENT

as a means of preventing recidivism

Проблемы предупреждения рецидивной преступности представляются актуальными в современный период развития Российской Федерации. Высокий уровень рецидива, в частности, отмечается исследователями на страницах специальной литературы1. Устойчивые асоциальные установки отдельных категорий осужденных ставят под сомнение возможность достижения целей уголовного наказания. Наиболее актуальными данные вопросы являются для осужденных к лишению свободы, исправление которых становится возможным при условии правильно подобранной модели пенитенциарного правового регулирования.

Вместе с тем происходящие преобразования в различных областях жизнедеятельности российского общества затрудняют процесс исправления осужденных, ставят под сомнение возможность общего и специального предупреждения преступлений. Конкуренция норм действующего законодательства и норм тюремной субкультуры оказывает отрицательное воздействие на сознание и поведение осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях.

Следовательно, злободневной становится задача оказания положительного влияния на осужденных к лишению свободы путем привлечения к социально полезным формам деятельности.

Согласно ст. 9 УИК РФ исправление осужденных связывается с формированием у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам, традициям человеческого общежития и стимулированием пра-вопослушного поведения. Одним из основных средств исправления, как известно, признается общественно полезный труд. Соответственно, важным направлением в вопросе достижения целей наказания является привлечение к труду осужденных к лишению свободы. Указанное средство исправления осужденных должно применяться с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения. Вместе с тем до сих пор нерешенными остаются проблемы организации труда осужденных в течение отбывания наказания.

В соответствии со ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан тру-

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

диться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм. Условием осуществления указанной социально полезной сферы деятельности является обеспечение надлежащей охраны и изоляции осужденных. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах в соответствии с ч. 7 ст. 74 УИК РФ, организуется только на территории тюрьмы. Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений -исправлению осужденных. Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Вместе с тем современная занятость социально полезными видами деятельности в исправительных учреждениях заслуживает критической оценки. Отсутствие оплачиваемой работы у значительной части осужденных к лишению свободы исключает действие норм-стимулов поощрительного характера. Вследствие этого актуализируется проблема организации труда осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Различные формы социально полезной деятельности осужденных являются существенными средствами и значимыми регуляторами в процессе исправления осужденных к лишению свободы. В этой связи следует согласиться с исследователями, отмечавшими превентивный потенциал трудовой деятельности в местах изоляции от общества. По мнению Б.С. Утевско-го, эффективность исправительно-трудового воздействия, прежде всего, предопределяется трудовой деятельностью осужденных2. Учитывая уникальное свойство трудовой активности

Криминологический журнал. 2012. № 4

позитивно преображать личность человека, усиливать ее созидательные и творческие компоненты, российский законодатель совершенно справедливо рассматривает труд как средство достижения превентивных целей уголовного наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ).

Между тем следует иметь в виду, что результатом труда осужденных, как правило, не является появление каких-либо новых овеществленных предметов материального мира, обладающих потребительскими свойствами. Указанная трудовая деятельность по данному критерию отличается от труда на промышленных — добывающих и обрабатывающих — производствах. Однако такой труд не утрачивает социальной полезности и привлекательности в полиаспектном процессе воздействия на личность осужденного с целью коррекции его сознания, мышления и поведения.

Вопрос о характере труда осужденных, который, как известно, в условиях пенитенциарных учреждений ставится в зависимость от режимных требований, полномочий компетентных государственных органов и должностных лиц, вызывает полемику на страницах юридической литературы. В процессе разработки УИК РФ предлагалось рассматривать труд осужденных как их личное право, то есть закрепить возможность привлекать к труду осужденных только по их собственному желанию. Однако указанные предложения не получили последовательного отражения в законе.

Известно, что в Российской Федерации принудительный труд запрещен Конституцией РФ. В этой связи некоторые отечественные правоведы и правозащитники считают неконституционным положение ч. 1 ст. 103 УИК РФ о том, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться. В данной уголовно-исполнительной норме в императивной форме закреплено, что администрация исправительных учреждений не вправе, а обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.

Обязанность пенитенциарных учреждений обеспечивать привлечение осужденных к труду закреплена не только в действующем УИК РФ, но и в законе Российской Федерации от 21.07.1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Это положение отражает приоритеты и принципы пенитенциарной политики российского государства, которые имеют и научно-теоретическую основу. Следует отметить,

Criminology Journal. 2012. № 4

что данная норма отечественного законодательства сформулирована в соответствии с Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Согласно международно-правовым стандартам все осужденные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями.

Необходимо констатировать тот факт, что, несмотря на наличие законодательного оформления, в текущий момент времени данная функция пенитенциарных учреждений не может быть реализована в полном объеме по банальным причинам резкого сокращения рабочих мест, спада производства в местах лишения свободы, разрыва прежних хозяйственно-экономических связей с отраслевыми предприятиями, отсутствием должного финансирования и стимулирования данной деятельности, а равно зрелых программ ее развития.

Положение, связанное с трудовой деятельностью осужденных в местах лишения свободы, резко ухудшилось еще в начале 90-х гг. XX в. и по-прежнему находится в таком состоянии, а потому проблема обеспечения осужденных возможностью трудиться, актуализируя себя как личность и принося пользу, сегодня злободневна. Между тем такой формат привлечения осужденных к труду, как выполнение работ по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов, оказался наиболее устойчивым в условиях преобразований и изменений уголовно-исполнительной практики. В этой связи внимания заслуживает тот факт, что он практически на протяжении всего существования следственных изоляторов не изменялся в содержательном и качественном отношении.

К настоящему времени удельный вес осужденных, которые выполняют работы по хозяйственному обслуживанию СИЗО, заметно возрос. Данные, полученные нами в ходе социологических исследований, проведенных в СИЗО, свидетельствуют о том, что если в 1999 г. данные лица составляли около 19 %, то сейчас на этот вид деятельности приходится около 35 % осужденных. Думается, что такая динамика, прежде всего, опосредована объективными процессами, протекающими в настоящее время в уголовно-исполнительной системе. Доля осужденных, занятых на работах по хозяйственному обслуживанию, растет по мере сокращения основного производства. Нами была вскрыта и другая, объясняющая такую динамику, тенден-

ция. Администрация исправительных учреждений, стремясь каким-либо образом занять отбывающих наказание осужденных и оградить их от безделья, обладающего отмеченными на страницах криминологической литературы явными криминогенными факторами, направляет их на работы по хозяйственному обслуживанию. По общему правилу труд, направленный на хозяйственное обслуживание мест лишения свободы, рассматривается как дополнительный и вспомогательный, однако в условиях следственного изолятора работы по хозяйственному обслуживанию правильнее рассматривать не как вспомогательные, а как основные, так как ими заняты 100 % трудящихся осужденных.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Известно, что практически любая трудовая активность человека основывается, прежде всего, на получении какой-либо хозяйственной выгоды и предполагает экономическую заинтересованность в ней. Для осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, цели труда выражаются в осознании необходимости формирования материальных благ и ценностей, образующих совместно с усилиями других людей социальное достояние, в необходимости обеспечения нормального функционирования того исправительного учреждения, в котором они находятся, в возмещении материальных затрат государства на их содержание и в возмещении причиненного ущерба.

Существенное значение в деле обеспечения и организации труда осужденных следует придавать социальной направленности труда и прилагать все усилия для того, чтобы трудовая деятельность осужденных, их профессиональное обучение и получение производственных навыков могли использоваться ими после освобождения из исправительного учреждения в процессе их ресоциализации и адаптации. Для достижения этой важной цели следует по возможности предлагать осужденным к лишению свободы, содержащимся в СИЗО, такие формы и виды работ, которым ими отдается предпочтение, а также наделять их правом выбора получаемой в СИЗО специальности.

Доминантной в массиве целей и задач привлечения осужденных к хозяйственному обслуживанию в СИЗО также является экономическая (хозяйственная) цель. В следственном изоляторе как исправительном учреждении она выражается прежде всего в возможности обеспечения бесперебойного функционирования данного пенитенциарного заведения и в возмещении финансовых затрат на содержание следственного изолятора. Именно вследствие преследования

данной цели в каждом следственном изоляторе в области целеполагания наблюдается некий симбиоз, слияние правоохранительной, режимной и хозяйственно-экономической функций.

Признавая экономический фактор в трудовой деятельности, которая ведется в исправительных учреждениях, в качестве доминирующего в настоящий момент времени, следует в то же время отметить отсутствие у отечественного законодателя какого-либо стремления превратить его в самоцель данной деятельности либо поставить его в превалирующее над другими целями и задачами положение. Эта авторская сентенция отчасти подтверждается положением ст. 1 закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», согласно которому «интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда». Подобное положение предусматривается и ч. 5 ст. 103 УИК РФ.

Можно с уверенностью заключить, что на современном этапе развития российской уголовно-исполнительной системы закрепление обязанности осужденных трудиться на законодательном уровне предопределено, прежде всего, целью исправления, а уже затем задачей обеспечения полноценного и бесперебойного функционирования исправительных учреждений.

Следственный изолятор представляет собой сложный многофункциональный комплекс, которому присуще выполнение двойственной задачи: с одной стороны, содержания лиц, в отношении которых судом в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, с другой — исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, а также поддержания системы жизнеобеспечения указанных выше категорий лиц, в том числе за счет личного трудового участия. Последнее в первую очередь связывается нами с трудностями, наличествующими в процессе привлечения вольнонаемных работников, так как сегодня по-прежнему довольно сложно найти добровольцев, согласных работать со столь специфическим контингентом людей в условиях дефицита экономических стимулов, льгот и поощрений. Именно поэтому в настоящее время достаточно трудно представить функционирование следственного изолятора без работ, на которых не были бы задействованы осужденные. Следует отметить, что наличие всех приведенных выше причин подтвердили опрошенные нами представители администрации и персонала следственных изоляторов.

В данном ключе, по нашему мнению, имеет смысл рассмотреть вопрос о возможности веде-

Криминологический журнал. 2012. № 4

ния индивидуальной предпринимательской деятельности в следственных изоляторах. В досоветский период российской истории осужденные к лишению свободы обладали возможностью заниматься поденной работой и кустарными промыслами, что даже поощрялось со стороны публичной власти. В настоящее время для осуществления предпринимательской деятельности из числа осужденных могут создаваться общества с ограниченной ответственностью3.

Осужденным, которые изъявили желание стать предпринимателями, администрация СИЗО обязана оказывать содействие в получении ими необходимых исходных данных для проведения расчетов, создавать условия для обособленного размещения ООО, оказывать платные услуги в порядке и размерах, предусмотренных договором между ООО и исправительным учреждением. Однако система менеджмента и маркетинговая работа для полномасштабного ведения предпринимательской деятельности среднего уровня требуют значительных ресурсов, и на предприятиях их выполняют целые отделы и управления, в то время как в СИЗО соответствующих специалистов явно недостаточно4.

На практике складывается ситуация, в рамках которой осужденные-предприниматели стремятся нанять для осуществления вышеназванных функций представителей администрации СИЗО, что вступает в прямое противоречие с общепризнанными и закрепленными в российском законодательстве принципами исполнения наказания в виде лишения свободы. Более того, участники уголовно-исполнительных правоотношений, в отличие от субъектов хозяйственной деятельности, не равны, осужденные находятся в зависимом по отношению к администрации положении.

В силу данных обстоятельств практика организации труда осужденных в российских СИЗО в форме предпринимательской деятельности практически отсутствует, кроме единичных разрозненных случаев (в текущий момент времени доля осужденных к лишению свободы, занимающихся предпринимательской деятельностью, составляет менее 0,1 % от общего числа осужденных).

В то же время ныне действующее уголовно-исполнительное законодательство России предусматривает возможность предоставления осужденным права заниматься не только коллективной, но и частной, индивидуальной предпринимательской деятельностью. Такая форма предпринимательства, на наш взгляд, идейно обоснована и имеет полное право на существова-

Criminology Journal. 2012. № 4

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

ние. Для реализации такого права лица из числа осужденных, желающие заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью, должны официально обратиться к администрации пенитенциарного учреждения, а последняя обязана решить этот вопрос по существу и оказывать содействие в организации такой работы, осуществлять необходимые платные услуги в порядке и размерах, предусмотренных договором между индивидуальным предпринимателем и администрацией исправительного учреждения.

Очевидно, что сегодня предпринимательская деятельность как форма привлечения осужденных к труду развивается в отечественных СИЗО в паллиативном русле, отнюдь не раскрывая своего экономического и организационного потенциала. Помимо уже названной выше причины в качестве иных детерминантов такого состояния мы бы выделили также отсутствие у осужденных необходимых материальных ресурсов, плохую информированность осужденных и администрации о существующих возможностях и несовершенство имеющейся законодательной базы.

Исследовательский интерес представляет сравнение выделенных нами предпосылок с мнением сотрудников СИЗО. Среди причин неразвитости данной формы организации труда они выделяют режимные ограничения, отсутствие условий для ее законного осуществления. Большая часть опрошенных нами сотрудников ФСИН России в качестве основной причины указали на «неадаптированность и неприложимость» предпринимательской деятельности к условиям и реалиям российских следственных изоляторов.

Обозначенные причины ограничивают диапазон возможностей по привлечению осужденных к лишению свободы, находящихся в СИЗО, до хозяйственного обслуживания следственного изолятора. Изучение практики хозяйственного обслуживания в следственных изоляторах выявило важную особенность в оплате труда осужденных. Зарплата трудящихся осужденных в следственном изоляторе значительно ниже зарплаты осужденных, которые заняты на основном производстве в колониях общего режима, хотя интенсивность труда и его энергоемкость являются в первом и во втором случаях сходными и сопоставимыми.

Поэтому мы полагаем, что осужденным, помещенным в СИЗО и выполняющим работы по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов, необходимо обеспечить достойный уровень заработной платы, который соответствовал бы таковому в колониях общего режима, тем боле что Уголовно-исполнительный кодекс РФ указывает на одинаковые условия отбывания наказания в СИЗО и колониях общего режима (ч. 3 ст. 77 УИК РФ). Более того, учитывая особые условия отбывания наказания в виде лишения свободы в СИЗО, для осужденных из отряда хозяйственной обслуги целесообразно установить повышающие зарплату коэффициенты, включая коэффициент, повышающий заработную плату в зависимости от объема выполненных сверхурочных работ. Такой подход, в известном смысле, может обеспечить трудовую занятость осужденных, решение поставленных задач и достижение предусмотренных законом целей в плане предупреждения рецидивной преступности.

1 Авдеев В.А. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. — Иркутск, 2012. — С. 3.

2 Утевский Б.С. Вопросы теории советского исправительно-трудового права и практика его применения. — М., 1957. — С. 48.

3 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами / Сост. А.С. Михлин, В.А. Казакова, Н.Д. Михлина. — М., 1998. — С. 290-292.

4 Орлов В.И. Труден путь к рынку // Преступление и наказание. — 1994. — № 12. — С. 5.

1 Avdeev VA. Conditional release from punishment. — Irkutsk, 2012. — P. 3.

2 Utevsky B.S. Problems in the theory of Soviet corrective labor law and practice. — M., 1957. — P. 48.

4 Orlov VI. Hard is the way to market // Crime and Punishment. — 1994. — № 12. — P. 5.

Сведения об авторе

Жилко Ирина Анатольевна — помощник проректора по научной работе Уральской государственной юридической академии, Екатеринбург; e-mail: irina.zhilko@usla.ru

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *