Ространснадзор

Содержание

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

(Ространснадзор)


Эмблема Ространснадзора

Общая информация

Страна

  • Россия

Дата создания

9 марта 2004

Предшествующее ведомство

Ространсинспекция

Руководство деятельностью осуществляет

Министерство транспорта Российской Федерации

Вышестоящее ведомство

Министерство транспорта Российской Федерации

Штаб-квартира

125993, Москва, Ленинградский проспект, дом 37, корп 1

Руководитель службы

Басаргин Виктор Федорович

Подведомственный орган

Территориальные управления

Сайт

Аудио, фото, видео на Викискладе

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.

Осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2004 г. N 398

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.03.2006 N 173,

от 03.10.2006 N 600, от 14.12.2006 N 767, от 17.12.2007 N 879,

от 23.06.2008 N 467, от 28.07.2008 N 573, от 07.11.2008 N 814,

от 07.11.2008 N 831, от 27.01.2009 N 43, от 24.03.2009 N 251,

от 22.04.2009 N 354, от 16.07.2009 N 584, от 08.08.2009 N 649,

от 02.09.2009 N 716, от 17.12.2009 N 1033, от 09.06.2010 N 409,

от 15.06.2010 N 438, от 25.02.2011 N 103, от 24.03.2011 N 210,

от 26.05.2011 N 418, от 20.06.2011 N 480, от 12.09.2011 N 769,

от 02.05.2012 N 417, от 21.06.2013 N 522, от 18.07.2013 N 605,

от 18.09.2013 N 820, от 02.11.2013 N 988, от 08.10.2014 N 1025,

от 27.12.2014 N 1581)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта.

2. Установить, что:

а) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта обеспечивает контроль деятельности капитанов портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2008 N 573)

б) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в транспортном комплексе), федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, специально уполномоченный орган в области гражданской авиации (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области гражданской авиации) и государственную речную судоходную инспекцию;

в) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является главным государственным транспортным инспектором Российской Федерации, а работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в зависимости от вида транспорта, в области которого они осуществляют контрольные и надзорные функции, обладают установленными законодательством Российской Федерации правами и полномочиями соответственно государственных ревизоров специальной службы федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (ревизоров по безопасности движения поездов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области железнодорожного транспорта) и должностных лиц государственной речной судоходной инспекции;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.12.2007 N 879, от 09.06.2010 N 409)

г) утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 28.07.2008 N 573.

3. Министерству транспорта Российской Федерации:

а) внести совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации до 1 октября 2004 г. в Правительство Российской Федерации предложения о разграничении контрольных и надзорных функций в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства;

б) внести до 1 октября 2004 г. в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус, права и полномочия работников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные и надзорные функции.

4. Подпункт «б» пункта 2 настоящего Постановления в части, касающейся осуществления Федеральной службой по надзору в сфере транспорта полномочий, возложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственную речную судоходную инспекцию, вступает в силу по истечении месяца со дня принятия решения о ликвидации федерального государственного учреждения «Государственная речная судоходная инспекция Российской Федерации».

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.ФРАДКОВ

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 30 июля 2004 г. N 398

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.03.2006 N 173,

от 03.10.2006 N 600, от 14.12.2006 N 767, от 23.06.2008 N 467,

от 07.11.2008 N 814, от 07.11.2008 N 831, от 27.01.2009 N 43,

от 24.03.2009 N 251, от 22.04.2009 N 354, от 16.07.2009 N 584,

от 08.08.2009 N 649, от 02.09.2009 N 716, от 17.12.2009 N 1033,

от 15.06.2010 N 438, от 25.02.2011 N 103, от 24.03.2011 N 210,

от 26.05.2011 N 418, от 20.06.2011 N 480, от 12.09.2011 N 769,

от 02.05.2012 N 417, от 21.06.2013 N 522, от 18.07.2013 N 605,

от 18.09.2013 N 820, от 02.11.2013 N 988, от 08.10.2014 N 1025,

от 27.12.2014 N 1581)

I. Общие положения

1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.12.2009 N 1033, от 26.05.2011 N 418, от 18.09.2013 N 820)

2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.

3. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации:

5.1.1. о гражданской авиации;

5.1.2. о торговом мореплавании;

5.1.3. о внутреннем водном транспорте Российской Федерации;

5.1.4. о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль) на территории Российской Федерации (за исключением пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 N 480)

5.1.5. о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте;

5.1.6. об организации, обеспечении и выполнении организациями морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.03.2006 N 173)

5.1.7. об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава;

5.1.8. о транспортной безопасности;

(пп. 5.1.8 введен Постановлением Правительства РФ от 22.04.2009 N 354)

5.1.9. о перевозке опасных грузов автомобильным транспортом;

(пп. 5.1.9 введен Постановлением Правительства РФ от 12.09.2011 N 769)

5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;

(пп. 5.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767)

5.2.1 — 5.2.22. утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 767;

5.2.23. исключен. — Постановление Правительства РФ от 30.03.2006 N 173;

5.2.24 — 5.2.28. утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 767;

5.3. — 5.3.4 исключены. — Постановление Правительства РФ от 23.06.2008 N 467;

5.4. выдает:

5.4.1. лицензии, а также приостанавливает, ограничивает действие и аннулирует их;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.06.2008 N 467)

5.4.1(1). специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в случае если маршрут или часть маршрута указанного транспортного средства проходит по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких дорог или по территориям 2 и более субъектов Российской Федерации;

(пп. 5.4.1(1) введен Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 N 103)

5.4.2. исключен. — Постановление Правительства РФ от 23.06.2008 N 467;

5.4.2(1). специальные разрешения на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов;

(пп. 5.4.2(1) введен Постановлением Правительства РФ от 12.09.2011 N 769)

5.4.2(2). в случаях, установленных Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов, при осуществлении перевозок опасных грузов в международном, междугороднем, пригородном и городском сообщении:

(пп. 5.4.2(2) введен Постановлением Правительства РФ от 12.09.2011 N 769)

5.4.2(2).1. разрешения компетентного органа на перевозку опасных грузов, на отнесение опасных веществ и изделий к номерам ООН, применение отгрузочного наименования и классификационного кода опасных веществ и изделий, а также применение тары при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, содержащие условия перевозки опасных грузов;

(пп. 5.4.2(2).1 введен Постановлением Правительства РФ от 12.09.2011 N 769)

5.4.2(2).2. утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 08.10.2014 N 1025;

5.4.2(2).3. документы об утверждении экзаменов по профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;

(пп. 5.4.2(2).3 введен Постановлением Правительства РФ от 12.09.2011 N 769)

5.4.2(2).4. свидетельства о подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;

(пп. 5.4.2(2).4 введен Постановлением Правительства РФ от 12.09.2011 N 769)

5.4.2(2).5. свидетельства о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и документы (удостоверения) об утверждении курсов такой подготовки;

(пп. 5.4.2(2).5 введен Постановлением Правительства РФ от 12.09.2011 N 769)

5.4.3. иные разрешительные документы в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, удостоверяющие право юридических и физических лиц осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия;

5.5. осуществляет в установленном порядке:

5.5.1. принятие решений о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок и выдачу удостоверений допуска к осуществлению таких перевозок, а также карточек допуска транспортного средства к осуществлению таких перевозок;

5.5.1.1. прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

(пп. 5.5.1.1 введен Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584)

5.5.1(2). в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов категорирование автомобильных тоннелей по видам ограничения движения в них автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов;

(пп. 5.5.1(2) введен Постановлением Правительства РФ от 12.09.2011 N 769)

5.5.2. весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, и организацию на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для проведения такого контроля;

5.5.3 — 5.5.4. исключены. — Постановление Правительства РФ от 23.06.2008 N 467;

5.5.5. организацию регистрации морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, включая спортивные (кроме спортивных парусных судов) и прогулочные, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, ведение соответствующих реестров;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.06.2008 N 467, от 24.03.2009 N 251)

5.5.6. исключен. — Постановление Правительства РФ от 23.06.2008 N 467;

5.5.7. присвоение рейсам морских судов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, а также поездам при перевозке высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств определенного Федеральной службой охраны Российской Федерации статуса литерных;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.03.2006 N 173)

5.5.8. участие в работе по определению технического состояния (комиссованию) транспортных средств, объектов и оборудования (за исключением воздушных судов и других транспортных средств, используемых для наземного обслуживания воздушных судов, а также радиотехнических средств и других объектов управления воздушным движением), используемых для перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств;

(пп. 5.5.8 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.06.2008 N 467)

5.5.9. исключен. — Постановление Правительства РФ от 30.03.2006 N 173;

5.5.10. контроль за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

(пп. 5.5.10 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2006 N 600)

5.5.11. утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 18.07.2013 N 605;

5.5.12. утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 02.05.2012 N 417;

5.5.12.1. контроль за соблюдением порядка передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах;

(пп. 5.5.12.1 введен Постановлением Правительства РФ от 22.04.2009 N 354)

5.5.12(2). расследование аварий или инцидентов на море в соответствии с положением, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству и Министерством обороны Российской Федерации;

(пп. 5.5.12(2) введен Постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 N 417)

5.5.12(3). государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку морских судов;

(пп. 5.5.12(3) введен Постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 N 417)

5.5.12(4). расследование транспортных происшествий на внутреннем водном транспорте в соответствии с положением, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации;

(пп. 5.5.12(4) введен Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 522)

5.5.13. выполнение функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.6. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.7. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.8. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;

5.8(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

(пп. 5.8(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.06.2010 N 438)

5.8(2). обеспечивает надзор за деятельностью капитанов бассейнов внутренних водных путей по осуществлению государственного портового контроля;

(пп. 5.8(2) введен Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 522)

5.9. организует дополнительное профессиональное образование работников Службы;

(пп. 5.9 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2013 N 988)

5.10. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.11. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

(пп. 5.12 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1581)

5.13. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность;

6.2. организовывать проведение необходимых расследований (за исключением авиационных и дорожно-транспортных происшествий), испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности, участвовать в установленном порядке в проведении расследований авиационных происшествий;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.4. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.5. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;

6.6. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.7. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

6.8. создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.9. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды для работников Службы, осуществляющих функции по контролю и надзору, знаков различия и отличия, жетонов и удостоверений для них, а также порядок ношения форменной одежды.

7. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом Службы, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по надзору в сфере транспорта возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра транспорта Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Руководитель Службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром транспорта Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. представляет Министру транспорта Российской Федерации:

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Службы и руководителей ее территориальных органов;

9.2.4. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.5. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

9.2.6. предложения о присвоении почетных званий и представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций;

(пп. 9.2.6 введен Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 N 814)

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы и заместителей руководителей ее территориальных органов;

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта;

9.5. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и территориальных органах Службы;

9.6. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Службы в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.8. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является юридическим лицом, имеет свою печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.11.2008 N 831, от 24.03.2011 N 210)

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта вправе иметь геральдический знак — эмблему, флаг, вымпел руководителя Службы и вымпел морских и речных судов, учреждаемые Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации и используемые для осуществления контроля в области морского и внутреннего водного транспорта.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2011 N 210)

12. Место нахождения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта — г. Москва.

Структура и функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Федеральную службу по надзору в сфере транспорта возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра транспорта РФ. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Руководитель Службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром транспорта РФ по представлению руководителя Службы. Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством РФ.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является главным государственным транспортным инспектором РФ, а работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в зависимости от вида транспорта, в области которого они осуществляют контрольные и надзорные функции, обладают установленными законодательством РФ правами и полномочиями соответственно государственных ревизоров специальной службы федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (ревизоров по безопасности движения поездов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области железнодорожного транспорта).

  • 1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ, авиационно-космического поиска и спасания, морского, внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
  • 2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта находится в ведении Министерства транспорта РФ.
  • 3. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства транспорта РФ, а также настоящим Положением.
  • 4. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет следующие функции:

  • — осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров РФ: о гражданской авиации; о торговом мореплавании; о внутреннем водном транспорте РФ; о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль) на территории РФ (за исключением пунктов пропуска через государственную границу РФ); о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте; об организации, обеспечении и выполнении организациями морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц РФ и иностранных государств; об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава; о транспортной безопасности; о перевозке опасных грузов автомобильным транспортом;
  • — осуществляет в соответствии с законодательством РФ лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы; выдает лицензии, а также приостанавливает, ограничивает действие и аннулирует их; специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в случае если маршрут или часть маршрута указанного транспортного средства проходит по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких дорог или по территориям двум и более субъектов РФ; специальные разрешения на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов; свидетельства о допуске автотранспортных средств к перевозке опасных грузов; документы об утверждении экзаменов по профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом; свидетельства о подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом; свидетельства о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и документы (удостоверения) об утверждении курсов такой подготовки; иные разрешительные документы в установленной сфере деятельности, предусмотренные законодательством РФ и международными договорами РФ, удостоверяющие право юридических и физических лиц осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия; и т.д.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет в установленном порядке: принятие решений о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок и выдачу удостоверений допуска к осуществлению таких перевозок, а также карточек допуска транспортного средства к осуществлению таких перевозок; прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством РФ; организацию регистрации морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, включая спортивные (кроме спортивных парусных судов) и прогулочные, а также в случаях, установленных законодательством РФ, ведение соответствующих реестров; осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • 1) проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность;
  • 2) организовывать проведение необходимых расследований (за исключением авиационных и дорожно-транспортных происшествий), испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности, участвовать в установленном порядке в проведении расследований авиационных происшествий;
  • 3) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • 4) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • 5) осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов службы;
  • 6) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • 7) применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
  • 8) создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
  • 9) разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды для работников Службы, осуществляющих функции по контролю и надзору, знаков различия и отличия, жетонов и удостоверений для них, а также порядок ношения форменной одежды.

Что проверяет Транспортная инспекция

1. Соблюдать Правила БДД необходимо всем водителям, но основное бремя ответственности ложится на организации, эксплуатирующие автомобили, что и проверяет Транспортная инспекция. В законодательство постоянно (2017 год не стал исключением) вносятся изменения, поправки, появляются новые требования. Исполнить предписания и нормативные акты задача непростая.
2. В пакет, проверяемых УГАДН документов, входит более 50 наименований подотчетных материалов: приказы, распоряжения, журналы, договора, акты, лицензии, документы первичной отчетности, инструкции и др. Коснемся требований, которые предъявляются инспекцией:
• к оформлению путевых листов;
• к правилам обеспечения предрейсовых медосмотров;
• к техосмотру ТС;
• к необходимости лицензирования медицинской деятельности;
• к ведения журналов предрейсовых осмотров как ТС, так и водителей.
Организовать работу транспорта в соответствии с требованиями законодательства РФ – значит, оградить компанию от штрафов. К приходу проверяющих надо готовиться, знать на что они обращают особое внимание. Анализ судебной практики подскажет, чем стоит заниматься, а на чем можно сэкономить.

Кого проверяет транспортная инспекция?

Любая организация, даже имеющая на балансе только одно ТС, должна

отвечать требованиям законодательства РФ

отвечать требованиям законодательства РФ в соответствии с ФЗ №196 (10.12.1995 г.) «О Безопасности Дорожного Движения». Транспортная инспекция контролирует и проверяет работу:
3. Организаций, оказывающих транспортные услуги.
4. Юридических лиц, эксплуатирующих ТС.
5. Индивидуальных предпринимателей, использующих ТС для осуществления коммерческой деятельности.
Форма собственности (будь то аренда, субаренда или лизинг) не освобождает от исполнения норм закона. Не важно, занимается организация грузовыми или пассажирскими перевозками, оказывает транспортные услуги или использует ТС для доставки служащих к месту работы, либо автомобиль нужен для поездок сотрудников (должностных лиц) по служебным делам. Статья 20 ФЗ №196 касается всех.
Отдельных норм, при ином использовании автомобилей, нет. Можно считать это недостатком законодательства, но исполнять требования БДД необходимо, так как, автомобиль – это источник повышенной опасности. Когда транспорт числится на балансе, с его помощью компания получает прибыль, снижает налоги, списывает средства, то есть, ведется хозяйственная деятельность, которая и является объектом проверки.

Плановая (внеплановая) проверка Ространснадзора

Транспортная инспекция проводит как плановые проверки организаций по вопросам Безопасности Дорожного Движения, так и внеплановые.
Плановые мероприятия УГАДН проводит раз в три года. О дате проверки сообщается на государственных сайтах Ространснадзора, УГАДН и прокуратуры на региональном уровне. Списки обновляются каждый год. Руководитель, к указанной дате, должен подготовить ряд документов, которые требует Транспортная инспекция.
Для предприятий, деятельность которых лицензируется, плановая проверка, в 2 случаях, проводится через год:
• после получения лицензии;
• после переоформления (продления) лицензии.
Внеплановая проверка производится в исключительных случаях:
• по просьбе руководителей организации, после выполнения предписаний;
• при поступлении жалоб в УГАДН или прокуратуру;
• при частых ДТП или после аварии, где пострадали люди.
Вместе с транспортной инспекцией в проверке могут участвовать иные государственные контролирующие органы: представители прокуратуры, автоинспекции, Ростехнадзора, Трудовой инспекции и другие, в зависимости от рода деятельности предприятия.
Если УГАДН усомнится в достоверности исполнения предыдущего предписания, в организацию делается запрос о предоставлении дополнительных документов, список которых прилагается. На подготовку материала дают 10 дней.
Если обнаружат нарушения правил БДД, производится выездная проверка. Организацию оповещают за три дня до ее проведения. Цель контроля и список необходимых документов прилагается к уведомлению. Во всех случаях надзорные органы о своем визите предупреждают заранее.

Какие документы проверяет УГАДН?

Изучение документации осуществляют согласно правилам Федеральной Службы по надзору, в соответствии с Приказом Минтранса РФ №144 от 29 апреля 13 года. Транспортным организациям, юрлицам и ИП необходимо предоставить сведения по обеспечению БДД. УГАДН проверяет:
1. Чтобы водители, закрепленные за ТС, имели: допуск к управлению определенным видом транспорта; обязательные медицинские справки. Это не касается автомобилей, которые организация сдает в аренду без водителя.
1. Документы (приказ о назначении, св-во о прохождении обучения, диплом) на сотрудников, ответственных за БДД и техническое состояние транспорта. Им может быть водитель, если есть распоряжение руководства и документы, подтверждающие соответствующую квалификацию.
2. Пакет нормативно-правовых документов, журналы о проведении инструктажей водителей. Журналы учета нарушений БДД и ДТП.
3. Пакет технической документации и журнал механика, который тот ведет, выпуская транспорт на линию (в рейс).
4. Организацию предрейсовых (послерейсовых) медосмотров водителей в соответствии с требованиями Приказа Минздрава №835н: заключение договора с медучреждением, имеющим лицензию на оказание данного вида услуг; или собственную лицензию на проведение предрейсовых (послерейсовых) осмотров; журнал предрейсовых медосмотров, ведущийся в соответствии с рекомендациями Минздрава.
5. Путевые листы

Путевые листы

за последние три месяца, включающие все необходимые реквизиты: с отметкой контролера (механика) и штампом медика о прохождении предрейсового осмотра. Без этих атрибутов п/л считается не действительным. Журнал учета путевых листов.
Кроме этого может потребоваться ряд документов, которые не указаны, например, касающиеся страхования ТС и гражданской ответственности, соответствия транспорта экологическим нормам, сведения, обусловленные профильной деятельностью предприятия и др.

Кому нужен путевой лист?

Мнения по поводу необходимости всем иметь путевые листы расходятся. На обязанность, оформлять документ в соответствии с нормативными требованиями, смотрят неоднозначно. Судебная практика показывает, если ТС находится на балансе, списываются средства на содержание, автомобиль используют в нуждах предприятия, то п/л нужен обязательно.
ФЗ №152 и №259 обязывает транспортные организации, юрлиц, ИП, перевозящих грузы, пассажиров или багаж, обеспечить водителей путевыми листами, со всеми обязательными реквизитами, в т. ч. отметкой механика и штампом медика.
Расход горючего в организации списывается согласно ФЗ №402 (ст. 9; ч. 1) и НК ст. 252 п. 1, что подтверждается п/л и квитанциями на приобретение ГСМ.
Подделка (оформление задним числом, исправления) определяется инспекторами просто, сделка по таким п/л считается притворной. Документы первичной отчетности сохраняются (если проверки проводились) в течение 5 лет. Если проверок не было, срок может достигать 75 лет.

Предрейсовый тех- и медосмотр с 2017 года обязательны

В соответствии с поправками к Приказу Минтранса №152 от 09.08 г. с декабря 2017 года перед выпуском ТС на линию, его должен осмотреть механик. Водитель обязан пройти медицинское обследование в лицензированном медучреждении или на предприятии, если оно имеет право на проведение предрейсовых осмотров.
В УГАДН проверят документацию, подтверждающую соответствующую квалификацию как механика, так и медперсонала (прохождение обучения). А также договор с медицинской организацией, имеющей право оказывать подобные услуги. Согласно правилам по БДД в путевом листе обязательно:
• ставится отметка (штампик) механика: «Предрейсовый контроль технического состояния ТС пройден. Автомобиль технически исправен». Указывается дата, время, подпись и ФИО механика.
• ставится штамп медработника,

проводящего осмотр водителя

проводящего осмотр водителя, где указываются реквизиты медучреждения, номер лицензии (дата получения), контактные данные (номер телефона), запись: «Прошел предрейсовый медосмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Дата, время, подпись и ФИО врача.
Без этих реквизитов путевой лист считается недействительным. Налоговые органы могут отказать в списании средств на ГСМ. Транспортная инспекция укажет, в первый раз, на нарушение закона ОБДД, второй – последует соответствующее наказание (штраф).

УГАДН проверяет журнал учета техосмотра ТС

С декабря 2017 г. введены обязательные реквизиты путевого листа для отметки механика, утверждена форма ведения журнала учета выпуска транспорта на линию. Предъявляются повышенные требования к сотруднику, ответственному за исправность автомобиля.
Транспортная инспекция проверяет распоряжения о назначении работника на должность контролера, соответствие положений, утвержденных Приказом №141 от апреля 2017 г.:
• ведение документации о техническом состоянии ТС;
• соответствие (квалификация) уровня подготовки контролера, занимаемой должности;
• штамп механика в п/л;
• соблюдение требований к форме ведения журнала;
• наличие в нем подписей водителей.
В обязанности механика входит контроль за исправностью приборов спутниковой навигации и связь с оператором, если такие атрибуты установлены в автомобиле. За выпуск транспорта на линию без отметки осмотра технического состояния ТС, предусмотрено административное наказание в виде штрафа.

Каким должен быть журнал предрейсовых медосмотров

Транспортная инспекция проверяет наличие (копию) и правильное ведение журнала предрейсового медосмотра водителей, который обязательно должен быть в кадровой структуре документооборота компании. В Приложении к приказу Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н (в 4 пункте) указана цель осмотров и обязанность компании, имеющей в штате водителей.
В 15 пункте этого Приложения и в Письме Минздрава №2510/9468-03-32, предписано:
1. Результаты обследования вносить в журнал.
2. Страницы бумажного варианта пронумеровать, прошнуровать, скрепить печатью организации.
3. В электронном виде оформлять с учетом закона о персональных данных, носитель должен иметь возможность распечатки документа, записи закреплять усиленной квалифицированной подписью.
В п. 14 Приложения №835н представлен список сведений, вносимых в журнал на бумажном носителе.
Электронная версия содержит меньше граф, например, отсутствуют подписи водителей.
В п. 19 этого Приложения приводится список сведений, которые указывает врач в справке (в направлении в клинику), если работник отстранен от обязанностей по состоянию здоровья.

Если при обследовании выявлен сотрудник в алкогольном опьянении действуют по алгоритму

Журнал (его копия) после проведенных медобследований должен храниться на предприятии, так как, предъявляется контролирующим органам для проверки.

Кто имеет право проводить предрейсовые осмотры?

Чтобы организовать проведение предрейсовых осмотров в рамках закона, существует три способа. Каждый имеет свои плюсы и минусы.
• Для организаций, с большим (более 100 ед.) парком ТС, подойдет вариант, когда в штате имеется собственный медработник, но кабинет должен быть лицензирован.
• Для организаций, с небольшим количеством транспорта – вариант, когда заключается договор с медучреждением.
• Если организация бюджетная, заключается контракт на предоставление услуг в рамках ФЗ №44 (от 5.04.13г.), который с учетом изменений, вступил в силу с января 2017 года.
Если медработник (с сертификатом), проводит предрейсовые осмотры на территории организации, которая не имеет лицензии, ссылаясь на ФЗ №323 (ст. 24; ч. 4), нарушает законодательство. Согласно с Приказом МЗ пункта 8; №835н проводить предрейсовый осмотр может только лицензируемая организация или медработник, деятельность которого осуществляется на основании лицензии.
Предрейсовые медосмотры относятся к лицензируемому виду деятельности (Постановление №291 от 16.04.12 г.), так как, проводится освидетельствование на предмет опьянения (алкогольного, наркотического, токсического и др.).
Вывод:

Кроме лицензии у медучреждения у медработника должен быть сертификат специалиста и сертификат о повышении квалификации, в объеме 72 часов (Письмо МЗ №2510/9468-03-32 от 21.08.03), на право проводить предрейсовые (послерейсовые) медосмотры. Письмо носит рекомендательный характер, поэтому не отменяет Приказ МЗ №308 от 14.07.03, где объем обучения указан в ускоренном варианте – 36 часов.
Если на предприятии, не имеющем лицензии, проводит предрейсовые осмотры медик с соответствующим сертификатом (без лицензии), транспортная инспекция посчитает это нарушением законодательства. Судьи смотрят на подобные разбирательства неоднозначно: пока встречаются решения оправдывающие подобную деятельность, но это противоречит законодательству. Как правило, судьи поддерживают иск Ространснадзора. Судя по последним делам, необходимо сотрудничать только с теми организациями, которые имеют лицензию.

Договор на проведение предрейсовых медосмотров

Договор на проведение предрейсовых осмотров заключается только с организациями (ИП), имеющими лицензию на оказание такого рода услуг. Согласно условиям соглашения медработник ведет журнал медосмотров водителей, закрепляя записи собственноручной либо электронной подписью.
В реквизитах указывается номер лицензии медицинского учреждения, дата получения (что дает право на данный вид деятельности), прописываются условия и т.д. Найти образцы готовых документов не трудно. В конце договора можно разместить Приложение №1.
Приложения к договору:
• акт приема-передачи услуг;
• счета по оплате услуг;
• а так же может быть отдельный акт о разногласии сторон и об урегулировании таковых.
Документы могут запросить не только в УГАДН, но и работники ГИБДД, при постановке ТС на учет.

Решения суда по предрейсовым осмотрам

Решение суда №1 Крым, г. Бахчисарай. Суд вынес решение по делу № 5-422/2017 о применении к ООО «Крым Автофортуна» административного наказания по ст. 19.20 ч.1 КоАП РФ в виде штрафа (30 тыс. р). В ходе прокурорской проверки было установлено, что занимаясь проведением предрейсовых осмотров, Общество не имело лицензии на данный вид медицинской деятельности. Нарушения ФЗ №99 ст. 12; п.46; 8; ч. 1 по лицензированию медицинской деятельности и по осуществлению медосмотров.
Решение суда№2 По делу №12-46/2017 (Дагестан) В ходе плановой проверки транспортной инспекцией было установлено, что занимаясь перевозкой детей на школьном автобусе, были нарушены требования по проведению предрейсовых (послерейсовых) медосмотров водителей. Их проводила медсестра, числящаяся в штате. Ни она, ни организация не имели лицензии на данный вид деятельности. Штраф предусмотренный по ч.2 ст.12.31.1 КоАП в 30 тыс. р. был отменен только в связи с истечением срока давности.
Решение суда №3 По делу №5-414/2017 (Феодосия) Входе плановой проверки Санатория для военных было установлено, что оснащение медкабинета для предрейсовых медосмотров не соответствовало требованиям МЗ. Назначено административное наказание в виде штрафа 100 тыс. р. по ч. 3; ст.19.20 КоАП.
Решение суда №4 Показательным можно считать дело №21-430/2017 (Забайкальский округ) Гостранснадзор составил протокол об административном нарушении учреждением культуры. ТС, принадлежащее этому заведению выпускалось на линию без контроля автомеханика, без предрейсового медицинского осмотра водителя. Учреждение судилось, надеясь вовсе избежать наказания.
Первоначальная сумма штрафа (100 тыс.) была уменьшена до 30, потом до 25 тыс., но ответчик на этом не остановился, рассчитывая, что дело можно вовсе прекратить. Последнее решение суда оказалось неожиданным. За совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1; 2; 3; 6 ст. 12.31.1 КоАП назначен штраф – 100 тыс. р.
Заключение: Прежде чем сделать какие-либо шаги, проконсультируйтесь,

прочтите судебные решения по предрейсовым осмотрам

как в вашем регионе к таким вопросам подходят судьи. Какова их позиция. Насколько щепетильны надзорные органы. Это поможет принять верное решение и сэкономить средства компании на штрафах. Так же не следует забывать и о проверках

налоговой инспекции

Проверяет Ространснадзор: виды и порядок проведения контрольных мероприятий

Ространснадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене (п. 1 Положения о Ространснадзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398). Иными словами, государственное (муниципальное) учреждение, имеющее автотранспортные средства, может быть подвергнуто проверке Ространснадзором. В статье рассмотрены особенности проведения таких проверок.

В соответствии с Положением N 398 и п. 3 Положения о полномочиях должностных лиц Ространснадзора, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 N 409 (далее — Положение N 409), Ространснадзор, в частности, осуществляет контроль (надзор):

  1. реализации государственными (муниципальными) учреждениями, осуществляющими деятельность в области гражданской авиации, использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, судоходных гидротехнических сооружений, дорожного хозяйства, мер по обеспечению безопасности функционирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Напомним, что учреждения, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны (ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ)):
  • организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
  • соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей;
  • создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
  • анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
  • организовывать и проводить с привлечением медработников предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
  • обеспечивать исполнение установленной обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  1. обеспечения транспортной безопасности;
  2. реализации мер по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду;
  3. соблюдения требований законодательства РФ и международных договоров РФ в сфере транспорта, в том числе:
  • Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом;
  • правил осуществления международных перевозок по территории РФ грузовыми транспортными средствами или автобусами;
  • требований к сохранности автомобильных дорог федерального значения.

Порядок проведения контрольных мероприятий

Порядок проведения Ространснадзором мероприятий по контролю за соблюдением государственными (муниципальными) учреждениями законодательства РФ в сфере автомобильного транспорта установлен Административным регламентом Ространснадзора по исполнению государственной функции по проведению проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства РФ в сфере автомобильного транспорта, утвержденным Приказом Ространснадзора от 01.07.2010 N АК-691фс (далее — Административный регламент). Кроме того, при проведении контрольных мероприятий Ространснадзор обязан руководствоваться Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Проводимые Ространснадзором контрольные мероприятия могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Кроме того, проверки бывают документарными и выездными. Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок Ространснадзора на текущий календарный год, который утверждается руководителем Ространснадзора после завершения органами прокуратуры процедуры рассмотрения законности включения в него объектов государственного контроля (надзора) и внесения предложений о проведении совместных плановых проверок.

Внеплановые проверки могут проводиться по следующим основаниям (п. 39 Административного регламента):

  1. истечение срока исполнения учреждением ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  2. поступление в Ространснадзор обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
  1. издание приказа (распоряжения) руководителя Ространснадзора в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ.

Контрольные мероприятия проводятся на основании соответствующего распоряжения Ространснадзора или его территориального органа, в котором должны быть указаны (п. 25 Административного регламента):

  • наименование органа федерального государственного контроля (надзора);
  • фамилии, имена, отчества, должности лица или лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования законодательства РФ;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • даты начала и окончания проведения проверки.

Копия распоряжения о проведении проверки, заверенная печатью Ространснадзора или территориального органа, предъявляется должностным лицом, проводящим проверку, руководителю или иному уполномоченному представителю учреждения одновременно со служебным удостоверением.

В соответствии с п. 37 Административного регламента учреждение должно быть уведомлено о проведении плановой проверки не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения, о внеплановой — не менее чем за 24 часа.

Согласно п. 4 Положения N 409 должностные лица Ространснадзора при исполнении должностных обязанностей наделены следующими полномочиями:

  • производить осмотр транспортных объектов и транспортных средств, посещать беспрепятственно служебные и производственные помещения;
  • запрашивать необходимые для выполнения задач контроля (надзора) документы и информацию;
  • осуществлять отбор и направление на экспертизу, испытания, анализ и оценку проб горюче-смазочных материалов, образцов комплектующих изделий, материалов конструкций;
  • осуществлять мероприятия по транспортному контролю;
  • применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений требований в установленной сфере деятельности, а также меры, направленные на ликвидацию последствий указанных нарушений;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством РФ, рассматривать их и выносить по ним постановления;
  • выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и проверять их исполнение.

Следует обратить внимание, что должностные лица, проводящие контрольные мероприятия, не вправе (п. 51 Административного регламента):

  • проверять выполнение обязательных требований, если они не относятся к полномочиям Ространснадзора;
  • осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя учреждения;
  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • выдавать предписания или предложения о проведении мероприятий по контролю за счет учреждения.

Результаты контрольного мероприятия должны быть оформлены актом в двух экземплярах. Согласно п. 54 Административного регламента в акте проверки указываются:

  • дата, время и место составления акта;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;
  • фамилия, имя, отчество и наименование должности лица (лиц), проводившего(их) мероприятие по контролю;
  • наименование проверяемого учреждения, фамилия, имя, отчество, должность представителя учреждения, присутствовавшего при проведении мероприятия по контролю;
  • дата, время и место проведения мероприятия по контролю;
  • сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях с указанием пункта нормативного правового акта, требования которого нарушены, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
  • сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом руководителя учреждения, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отметка об отказе от подписи;
  • подпись должностного лица (лиц), осуществившего(их) мероприятие по контролю.

К акту проверки прилагаются протоколы (заключения) проведенных исследований, экспертиз, объяснения работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, ответственных за допущенные нарушения, предписания об устранении выявленных нарушений.

В случае выявления по результатам проверки нарушений требований законодательства РФ в сфере автомобильного транспорта учреждению вместе с актом выдается предписание об устранении выявленных нарушений, в котором указываются (п. 58 Административного регламента):

  • наименование органа, вынесшего предписание;
  • место составления;
  • дата вынесения (составления) предписания;
  • наименование и место нахождения, а также сведения о государственной регистрации субъекта проверки, которому адресовано представление, предписание;
  • ссылка на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении представления, предписания;
  • содержание нарушений и меры по их устранению;
  • ссылки на нормативные правовые акты РФ, требования и условия которых были нарушены;
  • сроки устранения нарушений;
  • способы извещения и подтверждения устранения нарушений;
  • фамилия, имя, отчество, должность должностного лица Ространснадзора, территориального органа, составившего предписание.

Обратите внимание! Невыполнение требований предписания влечет в соответствии с ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб., на юридических лиц — от 20 000 до 50 000 руб.

Нарушения, выявляемые в ходе контрольных мероприятий

В данном разделе статьи мы рассмотрим типичные нарушения, которые могут быть выявлены в ходе проверок государственных (муниципальных) учреждений.

1. В учреждении отсутствует лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности. Требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта установлены Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства».

Согласно п. 5 разд. II Требований государственное (муниципальное) учреждение обязано назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры. Заметим, что до 28.03.2011 в соответствии с Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным Приказом Минтранса России от 09.03.1995 N 27 (далее — Положение N 27), учреждения были обязаны назначать ответственного за обеспечение требований безопасности движения.

Кроме назначения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, учреждению необходимо разработать и принять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, а впоследствии выполнять их требования.

2. Специалисты учреждения, отвечающие за обеспечение безопасности движения, не прошли обучение и аттестацию на соответствие занимаемой должности. В силу п. 2 Приказа Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 N 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» (далее — Положение N 13/11) исполнительные руководители и специалисты учреждения, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, должны иметь удостоверение установленной формы о прохождении аттестации. Аттестация проводится в целях определения пригодности указанных лиц к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств. Основными задачами аттестации являются (п. 1 Положения N 13/11):

  • проверка уровня знаний нормативных правовых актов и других документов, регламентирующих безопасность движения автомобильного транспорта, и умения применять их в работе;
  • формирование высокопрофессионального кадрового состава исполнительных руководителей и специалистов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортных средств.

В соответствии с Перечнем должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (Приложение 1 к Положению N 13/11), ей подлежат:

  • руководители или их заместители, отвечающие за обеспечение безопасности движения;
  • начальники отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта, а также колонн (маршрутов), отрядов;
  • диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.

Согласно п. 3 Положения N 13/11 аттестация должна проводиться один раз в пять лет после повышения квалификации аттестуемого. Кроме того, аттестация может быть проведена досрочно в случаях, когда выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств учреждения, или совершены транспортные происшествия с тяжелыми последствиями.

3. В учреждении не проводятся предрейсовые медицинские осмотры водителей. Как мы уже отмечали ранее, государственные (муниципальные) учреждения обязаны организовать проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей. При этом следует руководствоваться нормами Методических рекомендаций об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (Письмо Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32). Напомним, что предрейсовый медицинский осмотр должен производиться перед началом рабочей смены водителей. Для этого должно быть выделено специальное помещение, оборудованное соответствующим образом. Указанные осмотры проводят медицинские работники организаций, а также учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров.

Результаты предрейсового медицинского осмотра в обязательном порядке заносятся в журнал, который должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью организации или учреждения здравоохранения. В журнале указываются фамилия, имя, отчество, возраст, место работы водителя, дата и время проведения осмотра, заключение, принятые меры, фамилия и инициалы медицинского работника.

При отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний, нарушений функционального состояния организма, признаков употребления спиртных напитков, наркотических и других психоактивных веществ, нарушений режима труда и отдыха водитель допускается к работе. В этом случае медицинский работник ставит штамп в путевом листе. В штампе должны быть указаны дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование.

4. Не осуществляется повышение квалификации водителей, а также не проводятся мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. В соответствии со ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности. Обязанность повышения квалификации водителей установлена ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ.

В силу п. 3.4.2 Положения N 27 повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Однако, как мы уже отмечали ранее, Положение N 27 признано утратившим силу с 20.03.2011. Другим нормативным актом сроки проведения повышения квалификации водителей не установлены.

5. Не соблюдается режим труда и отдыха водителей. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, регламентированы Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

В соответствии с п. 7 Положения N 15 нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать восьми часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — семи часов.

Напомним, что привлечение водителя к работе в его выходной день может производиться в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях — с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

6. Не соблюдаются требования безопасности перевозок автобусами. Государственные (муниципальные) учреждения, имеющие в своем автопарке автобусы, обязаны при осуществлении перевозок указанным транспортом руководствоваться Приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» (далее — Положение N 2).

В соответствии с п. 2.2 Положения N 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:

  • прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы. Учреждения, осуществляющие на собственных автобусах перевозки детей в возрасте до 16 лет, не должны допускать к управлению автобусами водителей, имеющих непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса менее трех последних лет (п. 2.3.1 Положения N 2). Выполнение указанного требования должно обеспечиваться при приеме водителей на работу и направлении на осуществление указанных перевозок. Техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения. В частности, технические требования к автобусам установлены ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 N 101. В частности, сиденья должны быть оборудованы удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления;
  • организация стажировки водителей;
  • организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
  • проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
  • регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
  • соблюдение установленных законодательством РФ режимов труда и отдыха водителей;
  • регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
  • организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

7. Не соблюдаются требования о проведении технического обслуживания транспортных средств. В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона N 196-ФЗ учреждения, имеющие транспортные средства, участвующие в дорожном движении, обязаны поддерживать их в технически исправном состоянии.

При проведении технического обслуживания учреждениям следует руководствоваться требованиями Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984.

Ю.Васильев

Д. э. н.,

генеральный директор

КГ «Аюдар»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *