Организационно правовая форма ассоциация

В какой форме создаются НКО: таблица и характеристика

Организационно-правовая форма НКО определяется на стадии регистрации и фиксируется в ее учредительных документах.

Характеристики, которыми обладают существующие формы НКО, перечислены в главе II закона № 7-ФЗ и приведены в представленной ниже таблице.

Таблица видов некоммерческих организаций и их характеристика

№ п/п

Форма НКО

Характеристика

Общественные и религиозные организации (ст. 6)

Цель — удовлетворение духовных потребностей людей.

Члены объединения лишаются прав на переданное ему имущество, но при этом и не отвечают по его обязательствам

Общины коренных малочисленных народов (ст. 6.1)

Цель — сохранение культурного наследия, традиций, промыслов и прочих особенностей ведения быта лиц, относящихся к коренным малочисленным народам.

Члены общества сохраняют право на принадлежащую им часть имущества и могут получить его (или компенсацию в размере, эквивалентном его стоимости) при выходе из общины или ее ликвидации

Казачьи общества (ст. 6.2)

Цель — возрождение традиций и культурных особенностей российского казачества.

Казачье общество может быть:

хуторским;

станичным;

городским;

районным (юртовым);

окружным (отдельским);

войсковым.

Общество должно быть зарегистрировано и внесено в государственный реестр российских казачьих обществ. Имущество и обязательства общества не принадлежат его членам

Фонды (ст. 7)

Цель — осуществление культурной, благотворительной, образовательной, социальной или иной общественно полезной деятельности.

Формируется и функционирует за счет добровольных взносов граждан и юридических лиц. Имущество фонда признается его собственностью. Надзор за деятельностью организации осуществляет ее попечительский совет

Государственная корпорация (ст. 7.1)

Цель — решение социальных, управленческих или иных задач, имеющих значимость для общества.

Источником имущества, передаваемого госкорпорации, является Россия. Госкорпорация и РФ не отвечают по обязательствам друг друга. Деятельность госкорпораций подвергается строгому контролю:

годовая бухгалтерская отчетность проверяется сторонними аудиторами;

годовой отчет размещается на сайте госкорпорации в сети интернет;

Счетная палата РФ и иные госорганы вправе применять в отношении госкорпорации меры дополнительного контроля

Государственная компания (ст. 7.2)

Цель — оказание государственных услуг и выполнение прочих функций с привлечением имущества, принадлежащего государству.

Имущество, переданное РФ в качестве взносов, признается собственностью компании, равно как и имущество, приобретенное ею самостоятельно. Госкомпания и РФ не отвечают по обязательствам друг друга. Контроль деятельности госкомпании осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному для госкорпораций

Некоммерческие партнерства (ст. 8)

Цель — решение социальных, культурных, благотворительных, образовательных, научных и иных общественно важных задач. Имущество, переданное членами партнерства, становится его собственностью

Частные учреждения (ст. 9)

Цель — выполнение социально-культурных, управленческих и иных функций, не классифицируемых в качестве коммерческих. Распоряжение имуществом такого учреждения осуществляется на праве оперативного управления

ГУПы, МУПы (ст. 9.1)

Создаются РФ, ее регионами или муниципальными образованиями. В свою очередь делятся:

на бюджетные, созданные с целью выполнения работ и оказания услуг, направленных на реализацию полномочий госорганов в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры и пр.;

автономные, созданные с целью предоставления населению услуг в сфере спорта, образования, культуры и пр.;

казенные

Ассоциации (союзы) (ст. 11)

Цель — представление и защита интересов (в том числе профессиональных) всех ее членов. Объединение не несет ответственности по обязательствам своих участников; при этом участники несут субсидиарную ответственность по возникшим у него долгам

***

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Итак, существует несколько различных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, каждая из которых имеет свои отличительные черты и создается для достижения определенных целей. Некоммерческие организации создаются в форме госкорпораций и госкомпаний, некоммерческих партнерств, фондов и пр. В зависимости от того, являются членами НКО ее учредители или нет, различается объем приобретаемых ими полномочий.

Ассоциации и союзы

Ассоциации (Союзы)
Ассоциации (Союзы) регулируют следующие нормативно-правовые акты
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) ст. (123.8 — 123.11)
Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателях»
Статья 123.8. Основные положения об ассоциации (союзе)
1. Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.
2. Ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов).
3. Ассоциация (союз) является собственником своего имущества. Ассоциация (союз) отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, если иное не предусмотрено законом в отношении ассоциаций (союзов) отдельных видов.
Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом.
Члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом или уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.
4. Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.
5. Особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут быть установлены законами.
Статья 123.9. Учредители ассоциации (союза) и устав ассоциации (союза)
1. Число учредителей ассоциации (союза) не может быть менее двух. Законами, устанавливающими особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов, могут быть установлены иные требования к минимальному числу учредителей таких ассоциаций (союзов).

2. Устав ассоциации (союза) должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, сведения о составе и компетенции органов ассоциации (союза) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации (союза).
Статья 123.10. Особенности управления в ассоциации (союзе)
1. К исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в ее имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена законом или уставом.
2. В ассоциации (союзе) образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).
По решению высшего органа ассоциации (союза) полномочия органа ассоциации (союза) могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.
Статья 123.11. Права и обязанности члена ассоциации (союза)
1. Член ассоциации (союза) осуществляет корпоративные права, предусмотренные пунктом 1 статьи 65.2 настоящего Кодекса, в порядке, установленном в соответствии с законом уставом ассоциации (союза). Он также вправе на равных началах с другими членами ассоциации (союза) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ею услугами.
Член ассоциации (союза) вправе выйти из нее по своему усмотрению в любое время.
2. Члены ассоциации (союза) наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации пунктом 4 статьи 65.2 настоящего Кодекса, также обязаны уплачивать предусмотренные уставом членские взносы и по решению высшего органа ассоциации (союза) вносить дополнительные имущественные взносы в имущество ассоциации (союза).
Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее в случаях и в порядке, которые установлены в соответствии с законом уставом ассоциации (союза).
3. Членство в ассоциации (союзе) неотчуждаемо. Последствия прекращения членства в ассоциации (союзе) устанавливаются законом и (или) ее уставом.
Некоммерческие партнерства
Правовое положение данного вида некоммерческой организации закреплено в Федеральном законе от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О некоммерческих организациях» Глава 2, ст.8
1. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не установлено федеральным законом.
2. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
3. Члены некоммерческого партнерства вправе:
участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;
по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;
если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;
получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.
4. Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества в соответствии с абзацем пятым пункта 3 настоящей статьи, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
5. Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству. Очень часто, определенные коммерческие компании, государственные предприятия и физические лица сталкиваются, в процессе своей деятельности, с необходимостью эффективного взаимодействия в определенном, некоммерческом направлении. Такая необходимость может возникнуть в целях достижения результатов в социально значимых проектах, защиты своих имущественных интересов и т. д. Для обеспечения наиболее плодотворного сотрудничества в данной ситуации, были созданы ассоциации или союзы, которые на законных основаниях позволяют действовать таким объединениям.

Узнаем что такое Ассоциация (союз).

Определения и правовые положения.

Ассоциацией (союзом) называется объединение на некоммерческой основе определенных юридических и (или) физических лиц (в том числе ИП), а также государственных предприятий с целью координации их действий, наиболее эффективного использования потенциала каждого из них, для достижения определенных, некоммерческих целей.

Чаще всего ассоциации создаются для достижения следующих целей:

  • Для взаимной координации ведущейся ими коммерческой деятельности.
  • Объединение профессионалов определенных направлений для обмена информацией и опытом, например, объединения оценщиков, адвокатов, нотариусов и пр.
  • Для представления, а также защиты общих материальных и иных интересов.

Определение организационно-правовой формы «ассоциация» или «союз», дано в ст. 123 Гражданского Кодекса РФ. Согласно этой статье, ассоциацией (союзом) можно называть некоммерческую корпоративную организацию, которая:

— основана на добровольных правах членства юридических или физических лиц;

— создана с целью распределения и координации предпринимательской деятельности своих членов;

— не ставит своей целью получение денежной прибыли в результате своей деятельности;

— не преследует достижение цели по защите трудовых прав и коммерческих интересов своих членов.

Если собрание участников ассоциации принимает решение о начале ведения данным объединением коммерческой деятельности, то ассоциация (союз) обязательно должна быть преобразована в хозяйственное товарищество или общество. Либо, данная ассоциация может создать хозяйственное товарищество для ведения предпринимательской деятельности.

Виды ассоциаций (союзов).

Следует отметить, что в Российском законодательстве нет четкого разделения между ассоциацией и союзом. Между тем, на основании мнения компетентных специалистов, можно считать, что ассоциация, это объединение и соглашение однотипных организаций, а союз, это объединение лиц, в основе которого лежит территориальная общность, либо общие рынки сбыта своей продукции или услуг.

За последние годы, в нашей стране было создано несколько десятков крупных объединений юридических, а в некоторых случаях и физических, лиц. Основными формами объединения являются:

  • Ассоциации коммерческих организаций.
  • Ассоциации некоммерческих организаций.
  • Ассоциации коммерческих организаций с некоммерческими.

Как правило, объединения коммерческих организаций создаются с целью увеличения общей эффективности их деятельности, координации действий и защиты общих материальных интересов. Один из ярких примеров такого вида ассоциации является «Ассоциация Российских Банков» (АРБ).

Объединение некоммерческих организаций может преследовать, например, цель продвижения какого – либо общественно значимого проекта в том или ином регионе.

Общий порядок создания и реорганизации объединений.

Ассоциация (союз) может быть создана двумя или более лицами. В официальном наименовании объединения в обязательном порядке должно содержаться слово «ассоциация» или «союз», а также обозначена основная сфера деятельности.

Каждый из членов такого объединения сохраняет свою независимость, но за исключением тех полномочий, которые им были переданы в ведение ассоциации.

Ассоциация (союз) не несет никакой ответственности по любым обязательствам своих членов. В то же время учредители и участники объединения солидарно отвечают по определенным обязательствам ассоциации (союза) в порядке и в размере указанном в учредительных документах.

При необходимости, по решению общего собрания, любая ассоциация (союз) может быть преобразована в хозяйственное товарищество, обособленную некоммерческую организацию или в фонд.

Реорганизация, равно как и ликвидация объединения может произойти в порядке, определенном решением общего собрания или, в некоторых случаях, по решению судебных органов. Причины таких решений могут быть следующими:

  • Деятельность ассоциации (союза) не соответствует деятельности, определенной при ее учреждении.
  • Цели деятельности объединения, по разным причинам, не могут быть достигнуты.
  • Деятельность ассоциации (союза) нарушает законодательство РФ.

Также реорганизация объединения может быть проведена в связи с открытием подчиняющихся подразделений.

Также следует знать, что любой член объединения вправе безвозмездно пользоваться определенными его услугами. Каждый член ассоциации (союза) может, в соответствии со своим решением, выйти из состава объединения в конце финансового года.

Исключение любого члена ассоциации (союза) из ее состава может быть проведено в соответствии с решением остальных членов объединения на общем собрании. Порядок исключения члена объединения должен быть указан в соответствующих пунктах учредительных документов.

Организационно-правовые формы саморегулируемых организаций

Современный этап развития государства характеризуется усложнением всех видов общественных отношений, социально-экономических процессов и общественных связей, появлением новых экономических и общественных институтов. При этом общей тенденцией является снижение административного контроля и усиление роли гражданского общества в регулировании тех сфер экономики, где чрезмерное государственное воздействие представляется излишним.

Поиск баланса между частными и публичными элементами в гражданском праве продолжался постоянно на протяжении длительного времени. И одним из его результатов можно назвать появление саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности.

Современное законодательное регулирование указанных отношений осуществляется на двух уровнях. Общим законом является Федеральный закон N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» <1>. Особенности законодательного регулирования саморегулируемых организаций в отдельных сферах предпринимательской деятельности закреплены в специальных законах: в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» <2>, в котором получили первое законодательное закрепление в России саморегулируемые организации арбитражных управляющих, в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» <3>, в Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ <4> и др.

<1> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 49. Ст. 6076.
<2> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 43. Ст. 4190.
<3> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. N 12. Ст. 1232.
<4> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.

О важности должного законодательного закрепления саморегулирования свидетельствуют изменения, предлагаемые проектом федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <5>. Так, абз. 3 п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ <6> предлагается дополнить, установив, что в случаях, установленных законом, отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) или членства в саморегулируемой организации. Проектом устанавливается, что с момента вступления в СРО у юридического лица возникает право осуществлять данную деятельность.

<5> О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации: проект федерального закона N 47538-6. Документ опубликован не был.
<6> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.

Саморегулируемые организации являются фундаментом и формой саморегулирования. Они имеют сложную двойственную природу. С одной стороны, СРО являются частноправовыми объединениями предпринимателей, консолидирующими профессиональные интересы. С другой — «осуществляют публичные функции регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью своих членов» <7>. Саморегулируемые организации обладают отдельными властными полномочиями, что несколько сближает их с субъектами административного права. Это дает основания говорить об особом публично-правовом статусе, который присваивается некоммерческой организации при условии соответствия ее установленным законом требованиям путем внесения сведений о ней в специальный реестр <8>.

<7> Басова А.В. Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права: дис. …к. ю. н. М., 2008. С. 96.
<8> Андреева Л.В., Андронова Т.А., Апресова Н.Г. Российское предпринимательское право: Учебник / Под. ред. И.В. Ершовой, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2012. С. 111.

Одной из целей создания саморегулируемых организаций является предоставление качественных товаров и услуг контрагентам участников СРО в определенных законом сферах, что в некотором роде сближает данные организации с организациями, осуществляющими защиту прав потребителей. Важнейшие функции, которые обязаны взять на себя СРО: разработка стандартов и правил осуществления деятельности, контроль за соблюдением членами СРО этих правил, обеспечение механизма имущественной ответственности саморегулируемых организаций, разработка и внедрение механизмов работы с жалобами и спорами. Наделение СРО столь необычными для субъектов гражданского права функциями создает некоторые сложности в организации их деятельности, в частности множество вопросов возникает с определением их организационно-правовой формы.

В Законе «О саморегулируемых организациях» дается следующее определение: «СРО — это некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве и объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида».

Таким образом, саморегулируемая организация — это некоммерческая организация, созданная в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <9>. В соответствии с указанным нормативно-правовым актом некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Перечень некоммерческих организаций является открытым. Закон о СРО также содержит открытый перечень некоммерческих организаций, в форме которых должны осуществлять свою деятельность саморегулируемые организации. Специальные законы, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций в отдельных сферах экономики, могут устанавливать конкретные организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых будут действовать СРО (например, Федеральный закон о рекламе).

<9> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 3. Ст. 145.

Однако, исходя из данного выше определения СРО, можно отметить некоторые требования, предъявляемые к организационно-правовой форме. Так, организация должна быть основана на членстве. Помимо этого, согласно ст. 14 Федерального закона о СРО саморегулируемые организации не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, хотя общие положения о некоммерческих организациях предусматривают такое право постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (за исключением ассоциаций и союзов).

Таким образом, на первый взгляд ассоциации и союзы могут показаться идеальной формой организации деятельности СРО. Ассоциация (союз) представляет собой объединение коммерческих организаций, создаваемых в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Однако членство в ассоциации (союзе) ограничено только юридическими лицами. Рассматриваемая организационно-правовая форма не может быть использована, например, для СРО арбитражных управляющих.

Одной из самых распространенных организационно-правовых форм для СРО является некоммерческое партнерство. Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение определенных Законом об НКО целей.

Здесь существует ряд принципиальных моментов, на которые следует обратить внимание.

Некоммерческое партнерство в общем виде не подходит под требования, предъявляемые Законом о СРО. Так, по общему правилу члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Законодатель предусматривает многочисленные изъятия и исключения из общего правила специально для того, чтобы саморегулируемые организации могли создаваться в данной организационно-правовой форме. Однако при таком количестве исключений из общего правила, несомненно, теряется вся суть некоммерческого партнерства.

Некоммерческая организация, претендующая на статус саморегулируемой организации, должна отвечать установленным Законом о СРО требованиям о субъектном составе, наличии стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности, обеспечивать защиту прав лиц — потребителей предоставляемых участниками СРО товаров, работ и услуг, а также предусматривать имущественную ответственность участников СРО. Сведения о саморегулируемой организации включаются в государственный реестр саморегулируемых организаций.

Под стандартами и правилами предпринимательской или профессиональной деятельности понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.

Таким образом, прослеживается двойственность предъявляемых требований. С одной стороны, саморегулируемая организация должна быть создана в одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций. И, с другой стороны, некоммерческая организация, чтобы приобрести статус СРО, также должна отвечать определенным требованиям.

Существующая неопределенность с организационно-правовой формой саморегулируемых организаций требует своего решения.

Принадлежность СРО к той или иной организационно-правовой форме в литературе вызывает оживленные споры. В последнее время все чаще можно услышать мнение о необходимости выделения саморегулируемых организаций в отдельную организационно-правовую форму <10>.

<10> См.: Басова А.В. Указ. соч. С. 99; Меняев А.В. Правовое положение и система некоммерческих организаций в Российском гражданском праве: автореф. …к. ю. н. Волгоград, 2011. С. 12; Журина И.Г. Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций в Российской Федерации: дис. …к. ю. н. М. 2009. С. 89.

Другие исследователи считают безосновательным выделение СРО в отдельную ОПФ, но предлагают ее легализовать в соответствии с возможностью, предоставляемой п. 3 ст. 50 ГК РФ и п. 3 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях.

Возможность расширения организационно-правовых форм НКО (без достаточных на то оснований) за счет множества специальных нормативных актов справедливо представляется некоторым исследователям весьма опасным явлением <11>.

<11> Басова А.В. Указ. соч. С. 99.

Положенный в основу ГК РФ принцип открытости перечня организационно-правовых форм НКО привел к их избыточности, отсутствию системного подхода к регулированию деятельности данного вида юридических лиц <12>.

<12> Меняев А.В. Указ. соч. С. 4.

Позиция законодателя по данному вопросу четко выражена в Концепции развития гражданского законодательства <13>. Согласно положениям Концепции количество организационно-правовых форм некоммерческих организаций в действующем законодательстве явно избыточно (по различным оценкам более 20). Согласно положениям Концепции некоммерческие организации могут быть созданы только в форме корпораций (потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации и союзы) либо в форме юридических лиц некорпоративного типа (фонды и учреждения).

<13> Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.

Впоследствии данная идея была развита в проекте федерального закона о внесении изменений в ГК РФ. Поскольку для саморегулируемых организаций речь может идти только о создании в форме НКО корпоративного типа, мы видим, что разработчики проекта предлагают решить существующую проблему следующим образом. Саморегулируемые организации могут создаваться в форме ассоциаций (союзов) граждан и (или) юридических лиц, являющихся некоммерческими корпорациями.

Таким образом, некоммерческие партнерства, так же как СРО, становятся видом ассоциаций (союзов) граждан и (или) юридических лиц, а ассоциации лишаются своего главного недостатка — невозможности участия физических лиц.

Установление исчерпывающего перечня НКО и установление единственной приемлемой формы для СРО лишит участников СРО возможности выбора удобной для них ОПФ. Но такая унификация разрешит множество проблем и неточностей в данном вопросе, приведет все к одному знаменателю.

Особое внимание важно уделить вопросу адаптации ко всем предполагаемым изменениям. Если все нововведения будут приняты, огромную роль будет играть грамотно построенная последовательность приведения всех нормативных актов в соответствие с измененными. Очень важно не оттолкнуть от зарождающегося института саморегулирования предполагаемых его участников. Особенно это касается СРО с добровольным членством, только начинающих получать распространение и развитие в нашей стране.

Законопроект о внесении изменений в Гражданский кодекс (ГК) РФ должен предполагать мягкий характер перерегистрации юридических лиц тех организационно-правовых форм, которые будут изъяты из гражданского оборота. По словам Д.В. Новака, «основная направленность переходных положений законопроекта — не возлагать на участников оборота дополнительных трудностей» <14>.

<14> Феклюнин С. Перерегистрация юридических лиц пройдет в мягком режиме . URL: http://rapsinews.ru/legislation_news/20120403/262671573.html.

Для успешного функционирования саморегулируемых организаций огромную роль играет адекватное законодательное регулирование, а также динамичная реакция законодателя на происходящие в обществе процессы. Все вносимые в эту сферу изменения и вероятные последствия от них должны быть тщательно спланированы и обдуманы, чтобы не навредить столь активно развивающейся сфере, имеющей очень положительные цели и тенденции.

Л.А.Сунгатуллина

Аспирант

кафедры гражданского

и предпринимательского права

Казанского (Приволжского)

федерального университета

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *