Содержание
Договор перевозки пассажира и багажа
В соответствии со статьёй 786 Гражданского кодекса договор перевозки пассажира включает следующие положения:
- По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
- Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
- Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:
- перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
- провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
- сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Договор перевозки пассажиров общественным транспортом носит публичный характер.
Договор воздушной перевозки
Договор воздушной перевозки пассажира — в соответствии с воздушным законодательством РФ, договор, в котором перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а при перевозке пассажиром багажа — доставить его багаж в пункт назначения и выдать пассажиру или уполномоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа устанавливается перевозчиком. Согласно Воздушному кодексу РФ пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа. Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом и багажной квитанцией. Внешний вид (форма) билета и багажной квитанции устанавливаются специально уполномоченным государственным органом в области гражданской авиации.
> Примечания
- Гражданский кодекс Российской Федерации
Договор перевозки: понятие, предмет, стороны, форма, источники регулирования. Виды договора перевозки
Договор перевозки груза — соглашение, в силу которого одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст.739 ГК).
По своей правовой природе договор перевозки двусторонний, возмездный, реальный (чартер — консенсуальный), публичный, договор в пользу третьего лица.
Стороны договора — * перевозчик и отправитель. Перевозчики — коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки по закону или на основании лицензии, отправители — юридические и физические лица, от имени которых сдается для перевозки груз и оформляется перевозочный документ. Управомоченное на получение груза лицо является грузополучателем (физическое или юридическое лицо). Он не является стороной по договору (кроме случаев, когда он одновременно является грузоотправителем), однако имеет определенные права и обязанности по отношению к перевозчику (это договор в пользу третьего лица). В литературе высказывается мнение, что грузополучатель также является стороной договора.
Предмет договора — транспортная деятельность перевозчика по доставке груза в место назначения, т.е. оказание услуги фактического характера.
Договор оформляется документами установленной формы, сведения, содержащиеся в нем, определяются применительно к каждому виду транспорта нормативно, — документ составляется на имя грузополучателя грузоотправителем и подписывается им. Договоры железнодорожной, внутренне-водной, воздушной и в некоторых случаях морской перевозки оформляются накладной (транспортной накладной), которая удостоверяет заключение договора перевозки груза, отражает основные права и обязанности отправителя и перевозчика, а при несохранности груза является необходимым условием для предъявления претензии и иска к перевозчику. В ней отражены сведения о самом грузе, о размере взысканной провозной платы и др.
Обязанности перевозчика:
доставить груз в пункт назначения в установленный срок;
обеспечить сохранность груза в пути следования;
выдать груз уполномоченному на его получение лицу;
выгрузить груз (если такая обязанность не лежит на грузополучателе);
при выгрузке проверить массу груза, количество мест и состояние груза;
при неявке грузополучателя за грузом передать груз на хранение.
Права перевозчика:
получить провозную плату;
удерживать переданные для перевозки грузы в обеспечение причитающейся провозной платы и других платежей по перевозке.
Обязанности грузоотправителя:
внести провозные платежи;
в случае нарушения условий договора перевозки до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, предъявить ему претензию в порядке, предусмотренном законодательством.
Права грузоотправителя:
требовать доставки груза в пункт назначения.
Несмотря на то, что грузополучатель не является стороной договора перевозки, законодатель наделяет его правами и обязанностями.
Обязанности грузополучателя:
произвести окончательные расчеты с перевозчиком, если это необходимо по условиям договора;
принять груз от перевозчика и вывезти его в установленный срок;
если это предусмотрено условиями договора, очистить перевозочные средства от остатков груза, мусора, а в необходимых случаях промыть перевозочные средства и продезинфицировать их (при железнодорожной перевозке).
Права грузополучателя:
отказаться от принятия груза, если качество груза в результате его повреждения или порчи изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением (при воздушных и водных перевозках).
Существенные условия договора перевозки
Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются: 1. условия о предмете договора 2. условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида 3. условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. 1. Из определения договора перевозки вытекает, что существенными условиями для данного договора являются: наименование и характеристики груза, место назначения размер платы за перевозку. 2. Законодательством другие существенные условия договора перевозки не установлены. 3. Что касается условий, которые сами стороны определяют как существенные, то если договор перевозки заключается на основании договора об организации перевозки, зачастую в основном договоре стороны предусматривают перечень условий, которые должны быть указаны заказчиком перевозки в заявке на перевозку. Например, 1) маршрут и условия перевозки (в т.ч. особые); 2) требуемый тип подвижного состава (тип полуприцепа, объем); 3) подробный адрес места погрузки/ разгрузки/ таможни назначения; 4) дата и время подачи автомобилей под погрузку; 5) вид тары и упаковки; необходимые приспособления для крепления груза.
Такие условия также будут являться существенными условиями каждого конкретного договора перевозки. Практическое значение этой нормы в том, что в случае, если заказчик направит перевозчику заявку, в которой не указаны все требуемые условия, перевозчик вправе не приступать к выполнению перевозки.
1. Что касается договоров организации перевозки, то из предмета договора следует, что существенными будут условия: об объемах и сроках предъявления и приема к перевозке грузов. А поскольку такие договоры являются разновидностью договора перевозки, существенными для них будут также условия, существенные для договора перевозки, т.е. наименование и характеристики груза, место назначения и размер платы за перевозку. 2. Кроме того, ГК напрямую предусматривает, что такие договоры должны содержать условия: об объемах, сроках предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов. Что касается условий об объемах и сроках предъявления и приема грузов к перевозке, требуемых ГК, то не всегда возможно указать эти условия для долгосрочного договора. Однако, поскольку гражданское законодательство исходит из принципа стабильности гражданско-правовых отношений, представляется, что установление сторонами в таком случае механизма определения содержания таких условий, будет достаточным для признания условия согласованным сторонами, а договора заключенным. Чаще всего это условие согласовывается таким образом, что перевозчик обязуется выполнять перевозку грузов в сроки и в объемах по заявкам заказчика.
Согласно ст.62 Закона об автомобильном транспорте, в договоре об организации автомобильных перевозок грузов определяются объемы, сроки, маршруты, графики выполнения автомобильных перевозок, тип используемых автомобильных транспортных средств, перечень сопутствующих автомобильной перевозке услуг, условия предоставления грузовых автомобильных транспортных средств и предъявления грузов для автомобильной перевозки, порядок расчетов, ответственность сторон, а также иные условия организации автомобильных перевозок грузов. Такая формулировка нормы не позволяет однозначно установить, намеревался ли законодатель таким образом определить существенные условия договора организации перевозки. Ответ на этот вопрос представляется важным, поскольку при несогласовании сторонами всех существенных условий договор будет считаться незаключенным. Проанализировав нормы законодательства можно сделать следующие выводы. Законодательство РБ предусматривает право перевозчика выбирать маршрут перевозки груза, самостоятельно определять типы и количество грузовых автотранспортных средств, необходимых для выполнения договора, порядок предоставления транспорта и предъявления груза к перевозке. Таким образом, законодательно установлен порядок определения большей части названных условий в процессе исполнения договора. В связи с изложенным, представляется, что названные в Законе условия не являются существенными условиями договора организации грузоперевозки.
Итак, подведем итог. Существенными условиями договора перевозки являются: наименование и характеристики груза, место назначения, размер платы за перевозку. Существенными условиями договора об организации перевозок являются: наименование и характеристики груза, место назначения, размер платы за перевозку, объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов.
Кроме того, договоры с нерезидентами дополнительно должны содержать все существенные условия, установленные для внешнеэкономических договоров Указом Президента РБ №7 от 04.01.2000г. «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ». Для договоров перевозки такими условиями будут дата и место заключения договора, предмет договора, стоимость услуг, условия расчета, валюта платежа, ответственность сторон, порядок разрешения споров, а также названия, юридические адреса и банковских реквизитов договаривающихся сторон.
Форма договора перевозки Договор перевозки должен заключаться в простой письменной форме. Договор в письменной форме может быть заключен: 1. путем составления одного документа, подписанного сторонами, 2. путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Сложности связаны с тем, что при использовании данного способа заключения договора зачастую довольно сложно доказать, что документ получен именно от контрагента. Как правило, при обмене документами по факсу данные о контрагенте содержаться в факсовой строчке, которая автоматически выбивается на каждой полученной странице. Однако проблема состоит в том, что не всегда такая строчка проставляется. Кроме того, при желании ее можно подделать. Поэтому достоверность получения документа от контрагента остается под вопросом и может быть оспорена второй стороной. Однако в настоящее время в суде может быть проведена экспертиза подлинности факсовых копий документов как относительно того, был ли сделан монтаж, так и устанавливается с какого аппарата был отправлен документ. В тех же случаях, когда подлинность факсовых копий документов не опровергается второй стороной, договор, заключенный по факсу, считается заключенным в надлежащей форме. Таким образом, всегда довольно важно получить оригиналы договора и связанных с договором документов. Возможный вариант – это получение факсовых копий через факсовое бюро, профессиональной организации, которая занимается приемом и регистрацией факсов. 3. совершением стороной, получившей оферту (подписанный с одной стороны договор или заявку, содержащие все условия, необходимые для исполнения договора) действий, направленных на исполнение договора или заявки. Договор, заключенный любым из указанных выше способов, будет признан заключенным в простой письменной форме.
Пример (факсовая копия) Перевозчик обратился в суд с требованием о взыскании с заказчика основного долга по оплате выполненной перевозки и суммы штрафных санкций за просрочку оплаты, установленных договором. Ответчик основной долг признал, однако против взыскания с него штрафных санкций возражал, утверждая, что данные санкции рассчитаны на основании факсовой копии договора, который ответчиком не подписывался и является недействительным. Заявление ответчика о недействительности договора опровергается материалами дела. Суду была предоставлена копия договора, снабженная подписью и печатью ответчика. Вопрос о подлинности содержащихся на данном договоре подписи и печать ответчиком поставлен не был. Кроме того, в деле имеются подписанные сторонами акты выполненных работ, которые содержат прямое указание на то, что данные перевозки выполнялись на основании договора. Представительство в хозяйственном суде Таким образом, суд посчитал, что отношения сторон по перевозке регламентировались договором. С ответчика были взысканы сумма основного долга и штрафных санкций в полном объеме. (Решение МАС при БелТПП от 25.02.2004, дело №411/52-03)
Чаще всего в форме одного документа заключаются долгосрочные договоры на организацию перевозок грузов, которые также называют бланкетными договорами или генеральными соглашениями. Разовый договор перевозки также может быть заключен в форме отдельно составленного договора. Однако в силу специфики транспортной деятельности на практике это не выполняется. Чаще всего договор заключается путем направления по факсу или электронной почте заявки на перевозку, которая подтверждается или исполняется перевозчиком. Причем подтверждение может выражаться как в проставлении на заявке штампа организации перевозчика и направление заявки по факсу обратно заказчику, так и просто указанием номера транспортного средства, ответом по электронной почте или по телефону. В связи с этим возникают определенные сложности с доказыванием наличия заключенного между сторонами договора и его условий, особенно когда одна из сторон оспаривает заключенный договор. Практика нашла свое отражение и в законодательстве, в связи с чем транспортное законодательство предусматривает, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной установленного образца. При этом сама накладная не является договором. Она лишь является достаточным доказательством наличия между сторонами договорных отношений и условий договора перевозки. Отсутствие, утеря накладной или неправильно составленная накладная не влияют на действительность заключенного договора. В этом случае стороны могут доказывать наличие договора перевозки другими доступными им доказательствами. При этом следует отметить, что накладная составляется не в произвольной форме. Для внутриреспубликанских договоров перевозки утвержден бланк товарно-транспортной накладной и правила ее заполнения (Постановление Министерства финансов РБ от 14 мая 2001 г. N53 «Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению). При осуществлении международных перевозок, к которым применяется Конвенция КДПГ, используется накладная CMR. Форма накладной, рекомендуемой перевозчикам, была разработана Международным Союзом Автомобильного Транспорта. Впоследствии каждый участник Конвенции вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать форму накладной. Однако такая накладная должна содержать обязательные и дополнительные реквизиты, указанные в ст.6 Конвенции. В Республике Беларусь форма CMR утверждена Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 24.06.2004 N23.
Пример Грузоотправитель обратился в суд с иском к перевозчику о возмещении ущерба, причиненного утратой груза в процессе перевозки. Ответчик иск не признал, заявив, что не состоял с истцом в договорных отношениях и, следовательно, не является лицом, обязанным возместить ущерб. Истцом предоставлена ТТН, сопровождавшая спорную перевозку. Накладная по своим реквизитам не соответствует требованиям Инструкции по заполнению ТТН. Так, в накладной отсутствуют сведения о путевом листе, подпись водителя о приеме груза к перевозке, сведения о пломбах, их оттиске и номере. Кроме того, ответчик заявил, что транспортный заказ истца он не получал, а истцом не представлены доказательства его направления. Суд первой инстанции с доводами ответчика согласился, признал договор перевозки незаключенным и отказал в удовлетворении исковых требований. Кассационной инстанцией решение отменено по следующим основаниям. Заключение договора перевозки подтверждается составлением накладной. Отсутствие, неправильность или потеря накладной не влияют на действительность или существование договора перевозки. Действительно в представленной накладной отсутствуют все необходимые реквизиты. Однако о факте выполнения ответчиком спорной перевозки имелись и другие доказательства. Согласно свидетельским показаниям водителя им перевозился груз по маршруту РБ-РФ по распоряжению работодателя. Факт принятия груза к перевозке подтверждается свидетельскими показаниями, которые являются последовательными и не противоречат друг другу. Действия перевозчика по передаче водителю ТТН и принятию груза к перевозке свидетельствуют о заключении договора. Доводы о самовольном выполнении перевозки водителем суд не принял во внимание, поскольку перевозка выполнена на машине, принадлежащей перевозчику, и по факту хищения данной машины перевозчик в правоохранительные органы не обращался. Суд принял решение о взыскании с ответчика причиненного ущерба в полном объеме. (ХС г. Минска, дело №143-2/02/234-14/02/379-13/03/512-7/05)
Итог: 1. договор перевозки должен быть заключен в простой письменной форме одним из указанных выше способов; 2. наличие только факсовых копий договора не гарантирует признание договора заключенным; 3. но!! наличие договорных отношений может подтверждаться любыми доступными сторонам доказательствами.
Условия договора перевозки
Под существенными условиями понимают условия, необходимые и достаточные для того, чтобы договор считался заключенным. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п.1 ст.432 ГК РФ).
Существенными условиями договора перевозки груза являются:
- Предмет договора;
- Наименование и количество груза;
- Срок перевозки;
- Пункты отправления и назначения;
- Размер провозной платы;
- Наименование грузоотправителя и грузополучателя;
- Иные условия, признанные таковыми в соответствии с вышеперечисленными транспортными уставами и кодексами.
Существенными условиями договора перевозки пассажира и его багажа являются:
- Предмет договора;
- Дата и время отправления, дата и время прибытия;
- Пункты отправления и назначения;
- Размер провозной платы;
- Иные условия, признанные таковыми в соответствии с вышеперечисленными транспортными уставами и кодексами.
Существенными условиями договора фрахтования (чартера) являются:
- Предмет договора;
- Размер провозной платы;
- Количество рейсов;
- Иные условия, признанные таковыми в соответствии с вышеперечисленными транспортными уставами и кодексами. Ими могут быть наименование места погрузки груза, наименование места назначения или направления транспортного средства, род и вид груза, название и тип транспортного средства, класс судна, флаг судна, технические и эксплуатационные данные транспортного средства, район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, срок действия чартера, маршрут транспортного средства и т.д.
В соответствии с п.2 ст.18 Устава автомобильного транспорта договор фрахтования при автомобильной перевозке должен включать в себя:
- Сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
- Наименование груза;
- Тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств);
- Маршрут и место подачи транспортного средства;
- Сроки выполнения перевозки;
- Размер платы за пользование транспортным средством.
Дополнительные условия договоров перевозки груза, пассажира и его багажа, фрахтования определяются транспортными уставами и кодексами. Отдельно хотелось бы остановиться на сроке перевозки. Срок в договоре перевозки — это промежуток времени, в течение которого груз или пассажир должен быть доставлен из пункта отправления в пункт назначения. Сроки доставки определяются транспортными уставами и кодексами, договором перевозки, либо основываются на разумных или обычно принятых сроках (ст.792 ГК РФ).
Скачайте Договоры перевозки в приложении FreshDoc:
- Договор морского фрахтования;
- Договор морской перевозки пассажира;
- Договор перевозки груза автотранспортом;
- Договор перевозки пассажира автотранспортом;
- Договор транспортной экспедиции;
- Договор воздушной перевозки пассажира;