Правовые основы банковского кредитования

Глава 22. Правовые основы банковского кредитования и его государственного регулирования § 1. Понятие, виды и принципы банковского кредитования

Банковский кредит — это предоставление банками (кредитными организациями) денежных средств заемщикам на определенный срок на условиях платности, возвратности, срочности и, как правило, материальной обеспеченности.

В отличие от предмета займа, которым выступают как деньги, так и вещи, определенные родовыми признаками, предметом банковского кредита всегда выступают денежные средства (в наличной или безналичной формах). В экономическом аспекте банковский кредит представляет собой движение ссудного капитала, который предоставляется банком (кредитной организацией) взаймы с целью получения дохода в виде ссудного процента или банков-ского процента, ставка которого определяется по соглашению сторон с учетом ее средней нормы в данном месте и в данное время и при данных условиях кредитования.

Отношения по банковскому кредитованию регламентируются нормами права и приобретают правовую форму. В правовом аспекте банковский кредит — это договорное обязательство, в соответствии с которым банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных догово- а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Объективная необходимость банковского кредита обусловлена закономерностями денежного кругооборота, включающего оборот денежных средств государства, юридических, физических лиц, в процессе которого у одних участников оборота постоянно высвобождаются средства, а у других возникает временная потребность в дополнительных средствах, составляющих основную часть ссудного капитала. Общественные отношения, возникающие при банковском кредитовании, в зависимости от их специфики регламентируются нормами различных отраслей российского права, главным образом, финансового, административного и гражданского. Комплексный характер правоотношений в области банковского кредитования предопределяет использование различных методов правового регулирования указанных отношений: в случае финансово- и административно-правового регулирования — императивного метода («власти—подчинения»), а в случае гражданско-правового — метода диспозитивности («равенства сторон»). Объектом регулирования финансово-правовых норм являются,* например, отношения между Банком России и кредитными организациями по поводу установления нормативов резервов кредитных организаций и порядка их депонирования в Банке России, отношения по поводу перечисления Банком России установленной части полученной им по итогам года прибыли в федеральный бюджет (ст. 26, 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Объектом же регулирования гражданско-правовых норм является порядок заключения кредитного договора, регламентация его формы и порядка отказа от предоставления или получения кредита (ст. 819—821 ГК РФ). Административным правом регулируется ряд связанных с ответственнос-тью за нарушения банковского законодательства.

Роль финансового права заключается в государственном регулировании банковского кредитования, е установлении надзорных полномочий Центрального банка РФ за деятельностью кредитных организаций в этой сфере в целях защиты интересов участников рынка банковских капиталов.

Статья Конституции РФ закрепила основы банковской деятельности и государственного регулирования банковского кредитования, отнеся к исключительной компетенции Российской Федерации финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики. От состояния и развития всех перечисленных сфер рыночных отношений зависит динамика экономической жизни в стране, а гарантирование единого рынка обусловливает необходимый уровень влияния государства на регулирование кредитных отношений.

Основными источниками правового регулирования отношений по банковскому кредиту, помимо Конституции РФ, являются федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Особое место в системе источников правового регулирования отношений в сфере банковского кредитования занимают нормативные акты Банка России (инструкции, положения), а также банковские обычаи и обычаи делового оборота (ст. 5 ГК РФ), частности, Положение о порядке предоставления (размещения) организациями денежных средств и их воз-врата (погашения), утвержденное Центральным банком РФ 31 августа 1998 г.1

Банковское кредитование осуществляется в соответствии с принципами возвратности, срочности, платности, обеспеченнос-ти, целенаправленности. Первые три из них являются основными, а два последних — факультативными. Принцип возвратности означает, что денежные средства предоставляются во временное пользование и подлежат возврату. Принцип срочности предполагает, что предоставленные в кредит деньги подлежат возврату в указанные в сроки. Принцип платности

выражается в том, что за пользование кредитом взимается определенная плата (как правило, в виде процентов), т. е. он является возмездным (ст. 819 ГК РФ). Принцип обеспеченности проявляется в том, что денежные суммы предоставляются заемщику в кредит, как правило, при наличии обеспечения, которое может иметь различные формы (залога, поручительства, гарантии), или не иметь обеспечения. Принцип целенаправленности имеет место при банковском кредите, если он выдается на строго определенные цели, т. е. имеет целевой характер.

Банковский кредит можно классифицировать по различным основаниям: по сроку погашения — на онкольные ссуды (погашаемые по первому требованию краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (от 1 года до 3 лет) и долгосрочные (свыше 3 лет); по наличию обеспечения — на доверительные ссуды; обеспеченные ссуды; ссуды под гарантии третьих лиц; ломбардный кредит (выдаваемый под залог имущества, передаваемого банку как залогодержателю); ипотечный (под залог недвижимости); по целевому назначению — на ссуды общего характера; целевые ссуды; по категориям заемщиков и целям использования — на ипотечные ссуды владельцам недвижимости; коммерческие ссуды; аграрные ссуды; межбанковские ссуды и т. д.; по способу взимания платы (ссудного процента) — на плату в момент выдачи ссуды; плату в течение действия кредитного договора равными частями; плату в момент погашения ссуды; способу погашения — на погашаемые равными частями в течение всего действия кредитного договора; погашаемые единовременным взносом.

Основными источниками кредитныхресурсов банков (ст. 5 Фе-дерального закона «О банках и банковской деятельности») выступают привлеченные во вклады (до востребования и на определенный срок) денежные средства физических и юридических лиц. Указанные привлеченные средства размещаются банковскими кредитными организациями от своего имени и за свой счет.

Отличительная особенность банковского кредита (как разновидности банковских операций) от предоставления займов организациями, не являющимися кредитными, заключается в том, что последние вправе предоставлять заем за счет своей прибыли и иных собственных средств. Однако эта деятельность не по своей правовой природе являться банковской дея

тельностью, и соответственно выдача денежных средств за счет собственных финансовых ресурсов организации не будет яв- банковским кредитованием. Кредитный договор вправе заключать лишь банки и иные кредитные организации, имеющие «соответствующую лицензию Центрального банка РФ (п. 1 ст. 819 ГК РФ).

Другими источниками кредитных ресурсов банков могут выступать в некоторых случаях собственные средства банков (например, в целях ипотечного кредитования, что из

смысла ч. 3 ст. Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и т. п.), а также бюджетные ресурсы и ресурсы фондов (в случаях, если это не противоречит действующему законодательству).

>Тема 8. БАНКОВСКОЕ ПРАВО

В.Т. Батычко
Финансовое право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Предыдущая

8.1. Правовые основы банковского кредитования

Банковский кредит является одной из форм движения ссудного капитала. При банковском кредитовании возникают экономические (денежные) отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, аккумулированные кредитными организациями, предоставляются хозяйствующим субъектам (а также гражданам) на условиях возвратности.

Банковское кредитование создает условия, при которых имеется возможность восполнить за счет средств других субъектов недостаток собственных денежных средств для различных потребностей, требующих дополнительных капитальных вложений.

Возникающие при банковском кредитовании общественные отношения регламентируются нормами различных отраслей российского права, главным образом нормами административного, финансового и гражданского права.

Конституционные основы банковской деятельности закреплены в ст. 71 Конституции РФ, согласно которой финансовое, кредитное регулирование и федеральные банки находятся в ведении Российской Федерации.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России. Значительное положение принадлежит также деловым обыкновениям и банковским обычаям.

Важнейшими принципами банковского кредитования являются: возвратность, срочность, платность, обеспеченность, целенаправленность.

Содержание принципа возвратности банковского кредита состоит в том, что денежные средства, полученные в виде ссуды, служат для заемщика лишь временным источником финансовых ресурсов и должны быть возвращены банку или иной кредитной организации.

Из принципа возвратности банковского кредита вытекает принцип его срочности. Ссуды подлежат возврату в установленные сроки, нарушение которых влечет за собой применение установленных санкций.

Осуществление принципа платности банковского кредитования основывается на возмездном характере услуг, оказываемых банками при предоставлении кредита. За предоставление банковской ссуды взимается плата в виде процента.

Законодательство предусматривает возможность предоставления кредита без соответствующего обеспечения (бланковый кредит). Бланковые кредиты, как правило, получают клиенты, имеющие тесные связи с банком, проводящие все свои банковские операции через данный банк.

Банковский кредит выдается строго на определенные цели. Использование ссуды не по целевому назначению нарушает принцип целенаправленности банковского кредита и влечет за собой применение соответствующих санкций.

В зависимости от срока, на который выдан кредит, и объекта кредитования банковский кредит подразделяется на:

— краткосрочный;

— долгосрочный.

Краткосрочный кредит выдается на срок менее года при возникновении у хозяйствующего субъекта временной потребности в денежных средствах. Объектами кредитования являются потребности текущей деятельности хозяйствующего субъекта, определяемые по укрупненным показателям. Банковский кредит выдается на совокупность материальных запасов и производственных затрат.

Долгосрочный кредит выдается на один год и более длительное время. Объектами долгосрочного кредитования являются затраты на строительство новых предприятий, техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, выпуск новой продукции и т. д.

Предыдущая

44. Правовые основы банковского кредитования: понятие, принципы, виды банковского кредита

  • •1. Финансовая деятельность государства: понятие финансовой деятельности государства; определение финансовой системы и ее характеристика
  • •2. Методы осуществления финансовой деятельности: классифи-кация и характеристика методов образования, распределения и использования фондов денежных средств
  • •2. При распределении используются два основных метода:
  • •3. Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность: общей и специальной компетенции, характеристика их функций
  • •Органы государственной власти общей компетенции
  • •Органы государственной власти специальной компетенции
  • •4. Понятие, предмет, методы и система финансового права
  • •5. Принципы финансового права: характеристика принципов законности, гласности, федерализма, плановости
  • •6. Источники финансового права: понятие источников; акты федеральных органов, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; международные акты; финансовое законодательство
  • •1. Акты федеральных органов, субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления, которые в той или иной мере (частично) регулируют финансовые отношения, в том числе:
  • •7. Финансово-правовые нормы: понятие, структура, виды
  • •8. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, субъекты, основания возникновения — изменения- — прекращения, классификация
  • •9. Финансовый контроль: понятие, виды, формы и методы
  • •Виды финансового контроля
  • •10. Государственный контроль: система, субъекты и объекты
  • •11. Контрольные функции органов государственного финансового контроля
  • •12. Внутрихозяйственный контроль : субъекты и объекты;
  • •13. Аудиторский (независимый) финансовый контроль: цель, виды, права и обязанности аудитора
  • •14. Понятие и роль бюджета как экономической и юридической категории
  • •15. Виды бюджетов: консолидированный, федеральный, региональный, местный; чрезвычайный и минимальный
  • •16.Бюджетное право: понятие, предмет, субъекты, правоотношения, нормы, бюджетное законодательство.
  • •17. Бюджетное устройство рф: характеристика и принципы бюджетного устройства, бюджетная система
  • •18.Состав доходной части бюджетной системы: классификация доходов, методы бюджетного регулирования
  • •19.Состав расходной части бюджета: классификация расходов, формы и принципы распределения расходов
  • •20. Дефицит бюджета: понятие, размеры, источники финансирования, защищенные статьи, оборотная кассовая наличность
  • •21.Основные бюджетные права Российской Федерации, субъектов рф, муниципальных образований
  • •22.Бюджетный процесс: понятие процесса, периода, стадий, принципов
  • •23. Стадии бюджетного процесса: составление и рассмотрение проекта бюджета, утверждения и исполнения бюджета, отчет о исполнении
  • •24. Бюджетные ассигнования, распорядители и получатели бюджетных средств, их права, обязанности и ответственность
  • •25. Правовой режим государственных и муниципальных внебюджетных фондов и их характеристика
  • •26. Правовое регулирование государственных доходов: понятие, классификация и характеристика
  • •27.Налоги и сборы: понятие, функции, виды; принципы налогообложения
  • •28.Налоговое право: понятие, система и источники налогового права; налоговая система; налоговые правоотношения
  • •29.Элементы закона о налоге: субъект и объект, единица налогообложения, ставка льготы, порядок уплаты
  • •30. Права и обязанности налогоплательщиков
  • •31.Виды ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства
  • •32. Права, обязанности и ответственность налоговых органов
  • •33.Обязанности кредитных и иных организаций как субъектов налоговых правоотношений, ответственность их руководителей за нарушение налогового законодательства
  • •34. Государственный (муниципальный) кредит и государственный (муниципальный) долг: понятие, формы, классификация, управление
  • •35.Страхование как институт финансовой системы: понятие, формы и виды, взаимодействия страховщиков
  • •36. Страховое право: понятие, источники, регулирование; страховые правоотношения
  • •37.Обязательное государственное страхование
  • •38. Правовое регулирование государственных (муниципальных) расходов: понятие; формы и способы осуществления государственных расходов
  • •39. Финансирование, особенности сметно-бюджетного финансирования
  • •40. Расходы на содержание аппарата государственного управления: состав и лимитирование расходов, смета
  • •41. Расходы на оборону и социально-культурную сферу
  • •2. Национальная оборона:
  • •7. Образование.
  • •8. Культура, кинематография, средства массовой информации;
  • •9. Здравоохранение, физическая культура и спорт.
  • •10. Социальная политика.
  • •42.Финансирование государственных капитальных вложений: открытие и оформление оплаты строительной продукции, порядок выдачи авансов, формы финансирования
  • •43.Внебюджетные средства: понятие, классификация, характеристика видов
  • •44. Правовые основы банковского кредитования: понятие, принципы, виды банковского кредита
  • •45. Банковская система: структура и характеристика звеньев
  • •46. Кредитные организаций: регистрация и лицензирование, регулирование и надзор за их деятельностью
  • •47.Правовые основы денежной системы: понятие, задачи, способы регулирования денежного обращения, характеристика денежной системы, функции Центрального банка рф
  • •48.Кассовые операции: правила ведения, ответственность кассира, руководителя и главного бухгалтера
  • •49. Расчетные правоотношения: понятие, условия, правовые основы, компетенция Центрального Банка рф
  • •50.Банковские счета: виды, открытие, переоформление, закрытие
  • •51. Правила и порядок осуществления безналичных расчетов; бесспорное списание
  • •52.Характеристика векселя: понятие, типы и виды, операции с векселями
  • •53. Валютное регулирование: понятие и значение, элементы, типы валютных режимов; ответственность за нарушение валютного законодательства
  • •54. Субъекты и объекты валютных правоотношений: резиденты и нерезиденты, виды объектов
  • •55. Валютные операции и их лицензирование: виды валютных операций и лицензий
  • •56. Валютный контроль: цель, функции, субъекты и их полномочия

Лекция 12, 13. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ И ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ.

1. Понятие и виды банковских кредитов.

2. Принципы банковского кредитования.

3. Банковская система РФ.

4. Учреждение кредитной организации.

5. Ответственность кредитных организаций.

6. Денежная система России.

1. Банковский кредит одна из наиболее распространенных форм кредитных отношений в экономике, объектом которых выступает процесс передачи в ссуду денежных средств. Банковский кредит представляется, исключительно, кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию на осуществление подобных операций от Центрального Банка. В роли заемщика выступают юридические лица, инструментом кредитных отношений является кредитный договор. Доход по этой форме кредита банк получает в виде ссудного процента или банковского процента.

Банковский кредит, как экономическая категория, является од­ной из форм движения ссудного капитала. При банковском кредито­вании возникают экономические (денежные) отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства юри­дических и физических лиц, аккумулированные кредитными органи­зациями, предоставляются хозяйствующим субъектам (а также граж­данам) на условиях возвратности. Отношения по банковскому креди­тованию регламентируются нормами права и поэтому приобретают правовую форму.

Правовое регулирование банковской деятельности, в том числе и кредитования, осуществляется Федеральным законом «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Феде­ральным законом «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Банковский кредит классифицируется по ряду признаков:

1. По срокам погашения:

Краткосрочные ссуды предоставляются на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств заемщика. Срок до года. Ставка процента по этим ссудам, обратно пропорциональна сроку возврата кредита. Краткосрочный кредит обслуживает сферу обращения.

Среднесрочные ссуды, предоставляются на срок от одного года до трех лет на цели производства и коммерческого характера.

Долгосрочные ссуды используются в инвестиционных целях. Они обслуживают движение основных средств, отличаясь большими объемами передаваемых кредитных ресурсов. Применяются при кредитовании реконструкции, технического перевооружения, новом строительстве на предприятиях всех сфер деятельности. Особое развитие долгосрочные ссуды получили в капитальном строительстве, топливно-энергетическом комплексе. Средний срок погашения от 3 до 5 лет.

Онкольные ссуды, подлежащие возврату в фиксированный срок после получения официального уведомления от кредитора (срок погашения изначально не указан).

2. По способам погашения.

Ссуды, погашаемые единовременным взносом со стороны заемщика. Это традиционная форма возврата краткосрочных ссуд, является оптимальной, т. к. не требует использования механизма дифференцированного процента.

Ссуды, погашаемые в рассрочку в течение всего срока действия кредитного договора. Конкретные условия возврата определяются договором. Всегда используются при долгосрочных ссудах.

3. По способам взимания ссудного процента.

Ссуды, процент по которым выплачивается в момент ее общего погашения.

Ссуды, процент по которым выплачивается равномерными взносами заемщика в течение всего срока действия кредитного договора.

Ссуды, процент по которым удерживается банком в момент непосредственной выдачи заемщику ссуды.

4. По способам предоставления кредита.

Компенсационные кредиты, направляемые на расчетный счет заемщика для компенсации последнему его собственных затрат, в т. ч. авансового характера.

Платные кредиты. В этом случае кредиты поступают непосредственно на оплату расчетно-денежных документов, предъявленных заемщику для погашения.

5. По методам кредитования.

Разовые кредиты, предоставляемые в срок и на сумму, предусмотренные в договоре, заключенном сторонами.

· Кредитная линия — это юридически оформленное обязательство банка перед заемщиком предоставить ему в течение определенного периода времени кредиты в пределах согласованного лимита.

Кредитные линии бывают:

· возобновляемые — это твердое обязательство банка выдать ссуду клиенту, который испытывает временную нехватку оборотных средств. Заемщик, погасив часть кредита, может рассчитывать на получение новой ссуды в пределах установленного лимита и срока действия договора.

· сезонная кредитная линия предоставляется банком, если у фирмы периодически возникают потребности в оборотных средствах, связанных с сезонной цикличностью или необходимостью образования запасов на складе.

Овердрафт — это краткосрочный кредит, который предоставляется путем списания средств по счету клиента, сверх остатка средств на счете. В результате этого, на счете клиента образуется дебетовое сальдо. Овердрафт — это отрицательный баланс на текущем счете клиента. Овердрафт может быть разрешенным, т. е. предварительно согласованным с банком и неразрешенным, когда клиент выписывает чек или платежный документ, не имея на это разрешение банка. Процент по овердрафту начисляется ежедневно на непогашенный остаток, и клиент платит только за фактически использованные им суммы

6. По видам процентных ставок.

Кредиты с фиксированной процентной ставкой, которая устанавливается на весь период кредитования и не подлежит пересмотру. В этом случае заемщик принимает на себя обязательство оплатить проценты по неизменной согласованной ставке за пользование кредитом вне зависимости от изменения коньюктуры на рынке процентных ставок. Фиксированные процентные ставки применяются при краткосрочном кредитовании.

Плавающие процентные ставки. Это ставки, которые постоянно изменяются в зависимости от ситуации, складывающейся на кредитном и финансовом рынке.

Ступенчатые. Эти процентные ставки периодически пересматриваются. Используются в период сильной инфляции.

7. По числу кредитов.

Кредиты, предоставленные одним банком.

Синдицированные кредиты, предоставленные двумя или более кредиторами, объединившимися в синдикат, одному заемщику.

Параллельные кредиты, в этом случае каждый банк проводит переговоры с клиентом отдельно, а затем, после согласования с заемщиком условий сделки, заключается общий договор.

8. Наличие обеспечения.

Доверительные ссуды, единственной формой обеспечения возврата которых является кредитный договор. Этот вид кредита не имеет конкретного обеспечения и поэтому предоставляется, как правило, первоклассным по кредитоспособности клиентам, с которыми банк имеет давние связи и не имеет претензий по оформлявшимся ранее кредитам.

Контокоррентный кредит. Контокоррентный кредит выдается при использовании контокоррентного счета, который открывается клиентам, с которыми банк имеет длительные доверительные отношения, предприятиям с исключительно высокой кредитной репутацией.

Договор залога. Залог имущества (движимого и недвижимого) означает, что кредитор залогодержатель вправе реализовать это имущество, если обеспеченное залогом обязательство не будет выполнено. Залог должен обеспечить не только возврат ссуды, но и уплату соответствующих процентов и неустоек по договору, предусмотренных в случае его невыполнения.

Договор поручительства. По этому договору поручитель обязывается перед кредитором другого лица (заемщика, должника) отвечать за исполнение последним своего обязательства. Заемщик и поручитель отвечают перед кредитором как солидарные должники.

Гарантия. Это особый вид договора поручительства для обеспечения обязательства между юридическими лицами. Гарантом может быть любое юридическое лицо, устойчивое в финансовом плане.

Страхование кредитных рисков. Предприятие — заемщик заключает со страховой компанией договор страхования, в котором предусматривается, что в случае непогашения кредита в установленный срок страховщик выплачивает банку, выдавшему кредит, возмещение в размере от 50 до 90 % не погашенной заемщиком суммы кредита, включая проценты за пользование кредитом.

9. Целевое назначение кредита.

Ссуды общего характера, используемые заемщиком по своему усмотрению для удовлетворения любых потребностей в финансовых ресурсах. В современных условиях имеют ограниченное применение в сфере краткосрочного кредитования, при средне — и долгосрочном кредитовании практически не используется.

Целевые ссуды, предполагающие необходимость для заемщика использовать выделенные банком ресурсы исключительно для решения задач, определенных условиями кредитного договора (например, расчета за приобретаемые товары, выплаты заработной платы персоналу, капитального развития и т. п.) Нарушение указанных обязательств, как уже отмечалось в настоящей главе, влечет за собою применение к заемщику установленных договором санкций в форме досрочного отзыва кредита или увеличения процентной ставки.

10. Категории потенциальных заемщиков.

Аграрные ссуды — одна из наиболее распространенных разновидностей кредитных операций, определивших появление специализированных кредитных организаций — агробанков. Характерной их особенностью является четко выраженный сезонных характер, обусловленный спецификой сельскохозяйственного производства. В настоящее время в России эти кредитные операция осуществляются в основном по линии государственного кредиты из-за крайне тяжелого финансового состояния большинства заемщиков — традиционных для плановой экономики аграрных структур, практически не адаптируемых к требованиям рыночной экономики.

Коммерческие ссуды, предоставляемые субъектам хозяйствования, функционирующим в сфере торговли и услуг. В основном они имеют срочный характер, удовлетворяя потребности в заемных ресурсах в части, не покрываемой коммерческим кредитом. Составляют основной объем кредитных операций российских банков.

Ссуды посредникам на фондовой бирже, предоставляемые банками брокерским, маклерским и дилерским фирмам, осуществляющим операции по купле-продаже ценных бумаг. Характерная особенность этих ссуд в зарубежной и российской практике — изначальная ориентированность на обслуживание не инвестиционных, а игровых (спекулятивных) операций на фондовом рынке.

Ипотечные ссуды владельцам недвижимости, предоставляемые как обычными, так и специализированными ипотечными банками. В современной зарубежной практике получили столь широкое распространение, что в некоторых источниках выделяются в качестве самостоятельной формы кредита. В отечественных условиях начали получать ограниченное распространение лишь с 1994 г., что связано с незавершенностью процесса приватизации и отсутствием законодательных актов, четко определяющих права собственности на основные виды недвижимости (прежде всего — на землю).

Межбанковские ссуды — одна из наиболее распространенных форм хозяйственного взаимодействия кредитных организаций. Текущая ставка по межбанковским кредитам является важнейшим фактором, определяющим учетную политику конкретного коммерческого банка по остальным видам выдаваемых им ссуд. Конкретная величина этой ставки прямо зависит от центрального банка, являющегося активным участником и прямым координатором рынка межбанковских кредитов. Отсутствие эффективного планирования таких операций в августе 1995 г. вызвало кризис межбанковских платежей, охвативший всю кредитную систему России.

2. Банковское кредитование предприятий и других ор­ганизационно-правовых структур на производствен­ные и социальные нужды осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования, которые установлены действующим банковским законодательством. Они представляют собой основу, главный элемент системы кредитования, поскольку отражают сущность и содер­жание кредита, а также требования объективных эко­номических законов, в том числе и в области кредит­ных отношений.

К принципам кредитования относятся: качества заемщика, целевое назначение, срочность возврата, дифференцированность, обеспеченность и платность.

При определении качества заемщика коммерческие банки оперируют в основном заемным капиталом, значительная часть которого может быть востребована владельцами в краткие сроки и без предварительного уведомления. Рассматривая заявку на получение ссуды, банк всегда должен учитывать перспективу погашения обязательств перед вкладчиками, поэтому перед тем как выдать кредит, необходимо оценить связанный с ним риск и, в первую очередь, вероятность непогашения ссуды в срок. Сохранность основной суммы долга — таков один из главных принципов, который всегда должен соблюдаться при проведении банком кредитных операций. При получении заявки на кредит, банк должен изучить не только разные аспекты кредитной сделки, но и дать оценку персональных качеств заемщика, будь то частное лицо или руководитель фирмы

Для более правильного выбора клиента коммерческие банки в настоящее время создают единую сеть учета клиентов и их кредитной истории.

Цель кредита зависит от категории заемщика. Если это частное (физическое) лицо, то оно берет потребительскую ссуду на покупку недвижимости, товаров длительного пользования или же персональный кредит для погашения долгов, выплата взносов за учебу. Если речь идет о предпринимателях, то цели кредита будут существенно изменяться: им требуется капитал для финансирования капитальных затрат, покупки оборудования, сырья и материалов, выплаты заработанной платы персоналу, погашение срочных обязательств.

Возвратность является той особенностью, которая отличает кредит как экономическую категорию от дру­гих экономических категорий товарно-денежных отно­шений. Без возвратности кредит не может существо­вать. Возвратность является неотъемлемой чертой кре­дита, его атрибутом.

Срочность кредитования представляет собой необ­ходимую форму достижения возвратности кредита. Принцип срочности означает, что кредит должен быть не просто возвращен, а возвращен в строго определен­ный срок, т. е. в нем находит конкретное выражение фактор времени. И, следовательно, срочность есть вре­менная определенность возвратности кредита. Срок кредитования является предельным временем нахож­дения ссуженных средств в хозяйстве заемщика и выступает той мерой, за пределами которой количествен­ные изменения во времени переходят в качественные: если нарушается срок пользования ссудой, то искажа­ется сущность кредита, он теряет свое подлинное на­значение, что отрицательно сказывается на состоянии денежного обращения в стране.

С переходом на рыночные условия хозяйствования этому принципу кредитования придается, как никогда, особое значение. Во-первых, от его соблюдения зави­сит нормальное обеспечение общественного воспроиз­водства денежными средствами, а соответственно его объемы, темпы роста. Во-вторых, соблюдение этого принципа необходимо для обеспечения ликвидности самих коммерческих банков. Принципы организации их работы не позволяют вкладывать им привлеченные кредитные ресурсы в безвозвратные вложения. В-тре­тьих, для каждого отдельного заемщика соблюдение принципа срочности возврата кредита открывает воз­можность получения в банке новых кредитов, а также позволяет соблюсти свои хозрасчетные интересы, не уплачивая повышенных процентов за просроченные ссуды.1

С принципом срочности возврата кредита очень тесно связаны два других принципа кредитования, та­кие, как дифференцированность и обеспеченность.

Дифференцированность кредитования означает, что коммерческие банки не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита своим клиентам, претен­дующим на его получение. Кредит должен предостав­ляться только тем хозорганам, которые в состоянии его своевременно вернуть. Поэтому дифференциация кредитования должна осуществляться на основе пока­зателей кредитоспособности, под которой понимается финансовое состояние предприятия, дающее уверен­ность в способности и готовности заемщика возвра­тить кредит в обусловленный договором срок. Эти качества потенциальных заемщиков оцениваются по­средством анализа их баланса на ликвидность, обес­печенность хозяйства собственными источниками, уро­вень его рентабельности на текущий момент и в перс­пективе.

До недавнего времени принцип обеспеченности кре­дита трактовался нашими юристами и экономистами очень узко: признавалась лишь материальная обеспеченность кре­дита. Это означало, что ссуды должны были выда­ваться под конкретные материальные ценности, на­ходящиеся на различных стадиях воспроизводствен­ного процесса, наличие которых на протяжении всего срока пользования ссудой свидетельствовало об обес­печенности кредита и, следовательно, о реальности его возврата. Между тем в мировой банковской пра­ктике видами кредитного обеспечения кроме мате­риальных ценностей, оформленных залоговым обя­зательством, выступают гарантии и поручительства платежеспособных соответственно юридических и фи­зических лиц, а также страховые полисы оформлен­ного заемщиками в страховой компании риска не­погашения банковского кредита. Причем не только одна, но и все перечисленные формы юридических обязательств одновременно могут служить обеспече­нием выдаваемого хозоргану банком кредита. Лишь с принятием Закона «О банках и банковской деяте­льности» коммерческие банки Российской Федерации получили возможность выдавать своим клиентам кре­диты под различные формы обеспечения кредита. Та­ким образом, в современных условиях, говоря об обеспеченности ссуд, следует иметь в виду наличие у заемщиков юридически оформленных обязательств, гарантирующих своевременный возврат кредита: за­логового обязательства, договора-гарантии, договора-поручительства, договора страхования ответственно­сти непогашения кредита.

Обеспечение обязательств по банковским ссудам в одной или одновременно нескольких формах предус­матривается обеими сторонами кредитной сделки в за­ключаемом между собой кредитном договоре.

Принцип платности кредита означает, что каждое предприятие-заемщик должно внести банку определен­ную плату за временное заимствование у него для своих нужд денежных средств. Реализация этого при­нципа на практике осуществляется через механизм бан­ковского процента. Ставка банковского процента — это своего рода «цена» кредита. Платность кредита призвана оказывать стимулирующее воздействие на хозяйственный (коммерческий) расчет предприятий, побуждая их на увеличение собственных ресурсов и экономное расходование привлеченных средств. Бан­ку платность кредита обеспечивает покрытие его за­трат, связанных с уплатой процентов за привлеченные в депозиты чужие средства, затрат по содержанию своего аппарата, а также обеспечивает получение при­были для увеличения ресурсных фондов кредитования (резервного, уставного) и использования на собствен­ные и другие нужды.

3. В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Кредитная организация — это юридическое лицо, которое для «влечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции.

Кредитные организации подразделяются на две группы: банки и небанковские кредитные организации. Банки — это такие кредитные организации, которые имеют исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование);

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковские кредитные организации — это такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банков­ские операции предусмотренные в законодательстве. Сочетание ука­занных операций устанавливает Банк России.

Иностранным является банк, признанный таковым по законо­дательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральны­ми законами. Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой. страховой деятельностью.

Классифицируя кредитные организации, следует назвать такие виды, как универсальные (совершающие широкий круг банковских операций); ограниченные (совершающие какой-то один вид банковских ус­луг); региональные и общероссийские; акционерные и паевые банки.

Банк России является главным банком Российской Федерации, Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с банками и другими кредитными организациями определяются тем, что, с од­ной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочи­ями по управлению денежно-кредитной системой Российской Феде­рации, а с другой стороны, Банк России — юридическое лицо, всту­пающее в определенные гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.

Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:

— золото и другие драгоценные металлы в различной форме;

— иностранная валюта;

— векселя в российской и иностранной валюте со сроками по­гашения до шести месяцев;

— государственные ценные бумаги.

Банк России вправе предъявлять в арбитражный суд иск о лик­видации юридического лица, осуществляющего без лицензии банков­ские операции.

Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности

4. Учредителями кредитной организации могут быть юридические и физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено законом.

Для государственной регистрации и получения лицензии кредитная организация должна представить целый ряд документов, к числу которых относятся:

-ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;

— учредительный договор (в случае создания кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью);

— устав кредитной организации;

— протокол общего собрания учредителей;

— нотариально-удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей — юридических лиц;

— аудиторские заключения о достоверности их финансовой четности с приложением балансов и отчетов о прибыли и убытках за три последние года деятельности;

— подтверждения органами Федеральной налоговой службыI РФ выполнения учредителями — юридическими лицами обязательствей за последние три года;

— декларации о доходах учредителей — физических лиц, заверен­ная органами налоговой службы РФ;

— анкеты кандидатов на должности руководителей исполни­тельных органов и главного бухгалтера кредитной организации, со­держащие сведения о наличии у этих лиц высшего юридического, финансового или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации не менее одного года, а при отсутствии специального образования – опыта руководства таким подразделением не менее двух лет,

— сведения о наличии (отсутствии) судимости;

— список учредителей кредитной организации.

Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации. Данные o гoсyдарственной регистрации кредитной организации публикуется в «Ве­стнике Банка России».

5. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства.

Для осуществления своих функций в области банковского регулирования и надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в деятельности нарушений и принимает предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям (Закон РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений Банк России вправе применить санкции, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков).

Банк России вправе:

— взыскать с кредитной организации штраф до 8% от размера обозначенного уставного капитала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала;

— потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации,

— замены руководителей кредитной организации, реорганизации кредитной организации;

— изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

— ввести запрет на осуществление кредитной организацией сдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

— назначить временную администрацию по управлению кредитной й организацией на срок до 18 месяцев;

— отозвать лицензию на осуществление банковских операций порядке, предусмотренном федеральными законами.

6. Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы «О Центральном банке РФ (Банке России)» и Закон «О банках и банковской деятельности».

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. Главная задача правового регулирования денежного обращения заключается в поддержании правильного соотношения между доходами населения |(в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагае­мых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обраще­нии находится достаточное, необходимое количество денег, в чем и. заинтересовано государство. Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная ре­форма и деноминация.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации i укрепления денежного обращения.

Деноминация — в отличие от денежной реформы является экономической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

В зависимости от изменения курса валюты различают процессы ревальвации и девальвации.

Ревальвация — повышение курса валюты по отношению к валютам других стран, международным счет­ам единицам.

Девальвация — обеспечение, национальной валюты, выражающееся в снижении ее курса по отношению к иностранным валютам или международным счетным денежным единицам.

В целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции:

— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

— установление признаков платежеспособности денежных зна­ков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их унич­тожения;

— определение порядка, ведения кассовых операций для кредит­ных организаций.

Денежное обращение может выступать в форме наличного и безналичного денежного обращения. В первом случае средством платежа являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъек­том другому за товары, работы и услуги.

Безналичное денежное об­ращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство пла­тежа отсутствуют.

В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществлять эмиссию наличных денег, т. е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.

Правовые основы банковского кредитования

Кредит, предоставляемый банками и не банковскими кредитными организациями, именуется банковским кредитованием. Банковское кредитование — важнейшее направление банковской деятельности, деятельности кредитных организаций. Как экономическая категория, банковский кредит является одной из форм движения ссудного капитала, при которой временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, аккумулированные кредитными организациями, предоставляются хозяйствующим субъектам (а также гражданам) на условиях возвратности. Банковское кредитование создает необходимые условия, при которых имеется возможность восполнить за счет средств других субъектов недостаток собственных денежных средств для различных потребностей, требующих дополнительных денежных средств.

Переход к рыночным отношениям в России кардинально изменил отношения в области банковского кредитования. Была ликвидирована государственная монополия и в данной сфере общественной жизни. Банковское кредитование, т.е. размещение привлеченных денежных средств физических и юридических лиц, стали осуществлять различные кредитные организации независимо от форм собственности. Отмена государственной монополии при осуществлении банковского кредитования и других банковских операций не исключала, а предполагала сохранение государственного регулирования банковской деятельности, но иными методами и в иных формах, чем это было в условиях плановой экономики. Финансовый кризис, постигший Россию в августе 1998 г., расшатавший, подорвавший банковскую систему и доверие граждан к ней и к государству в целом, подтвердил бесспорность положения о необходимости усиления государственного регулирования экономикой страны, в том числе и банковской деятельности.

Конституционные основы банковской деятельности закреплены в п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, согласно которой кредитное регулирование и федеральные банки находятся в ведении Российской Федерации.

Правовое регулирование банковской деятельности, в том числе и кредитования, осуществляется Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Банковское кредитование осуществляется в соответствии с определенными принципами — основными руководящими положениями, закрепленными в нормах права. Основными принципами банковского кредитования являются:

  • · срочность,
  • · возвратность,
  • · платность,
  • · обеспеченность,
  • · целенаправленность.

Банковский кредит выделяется строго на определенные цели, использование ссуды не по целевому назначению нарушает принцип целенаправленности банковского кредита и влечет за собой применение соответствующих санкций. В зависимости от срока, на который выдан кредит, и объекта кредитования банковский кредит подразделяется на два вида: краткосрочный и долгосрочный. При краткосрочном кредите объектами кредитования являются потребности текущей деятельности хозяйствующего субъекта, определяемые по укрупненным показателям. Долгосрочный кредит выдается на один год и более длительное время. Объектами долгосрочного кредитования обычно являются затраты на строительство новых предприятий, техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, выпуск новой продукции; затраты по жилищному строительству и строительству объектов социально-культурного назначения.

Важнейший субъект, реализующий финансово-правовое регулирование в рамках банковской системы, — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Потенциал банковского регулирования воплощается в первую очередь в его функциях.

Центральный банк России — главный банк страны. Его статус регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (в ред. от 23.07.2013 № 251-ФЗ ), Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (ред. от 28.07.2004 № 84-ФЗ, с изм. от 29.12.2006 г.) и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Банке России», Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Целями деятельности Банка России являются:

  • · защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • · развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • · обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
  • · развитие финансового рынка Российской Федерации;
  • · обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.ст.3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. От 23.07.2013) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Местонахождение центральных органов Банка России — г. Москва.Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Банке России», Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются тем, что, с одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой стороны — Банк России — юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с банками и не банковскими кредитными организациями.

Банк России, непосредственно не контролируя деятельность хозяйствующих субъектов и кредитных организаций, принимает меры по защите интересов вкладчиков и кредиторов; для обеспечения стабильности банковской системы Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций.

Банк России имеет право предоставлять российским и иностранным кредитным организациям, Правительству РФ кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено законом о федеральном бюджете. В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка России и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.

Согласно законодательству Банк России является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

Как орган управления кредитной системы РФ, Банк России, осуществляя функции регулирования, вправе издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции в области банковского кредитования.

В соответствии с законодательством Банк России осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и не банковских кредитных организаций. Указанный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче, приостановлении и отзыве лицензий на право совершения банковских операций, как в рублях, так и в иностранной валюте. Банк России в соответствии с федеральным законодательством в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций и гарантии прав кредиторов (вкладчиков) может устанавливать кредитным организациям определенные обязательные нормативы. С помощью обязательных нормативов Банк России воздействует на деятельность кредитных организаций, способствует созданию условий для устойчивого их функционирования, поддерживает стабильность кредитной системы России.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства. Надзорные и регулирующие функции осуществляются Банком России через действующий на постоянной основе орган — комитет банковского надзора.

Для осуществления своих функций в области банковского регулирования и надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и принимает предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) Банк России вправе применить санкции, установленные законом. Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня получения органами Банка России, ответственными за отзыв указанной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для отзыва этой лицензии у кредитной организации. Решение Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со Дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в официальном издании Банка России «Вестнике Банка России». Обжалование указанного решения Банка России, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают действия указанного решения Банка России.

Сообщение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в «Вестнике Банка России» в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована.

Кредитные организации при недостатке средств для осуществления кредитования собственных клиентов и выполнения принятых на себя обязательств, могут обращаться за получением кредитов в Банк России на условиях, определяемых Банком России.

В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует кредитные организации путем предоставления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка России и определяет форму обеспечения данного кредита.

Предоставляя кредитным организациям кредит, Банк России вступает с ними в гражданско-правовые отношения, строящиеся на началах юридического равенства сторон.

Заемщики — юридические лица, в том числе банки и не банковские кредитные организации, не выполняющие свои обязанности по своевременному возврату полученных ссуд, могут быть признаны в установленном порядке несостоятельными (банкротами) с опубликованием соответствующего решения в печати.

Основания признания судом конкретного юридического лица, в том числе и кредитной организации, банкротом или объявление им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливается федеральными законами. Общий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 23.07.2013).

Особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидация в порядке конкурсного производства установлены специальным Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изм. и доп., вступающими в силу с 31.07.2013).

В соответствии с названным Федеральным законом правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают различные субъекты: кредитная организация — должник, кредитор кредитной организации, Банк России, прокурор в случаях, предусмотренных законом, налоговый или иной уполномоченный орган. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Арбитражный суд рассматривает требование о ликвидации кредитной организации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора из числа кандидатур, представленных ему Банком России, если не будет доказано наличие признаков банкротства на момент отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации. Ликвидатор обязан в десятидневный срок со дня вынесения арбитражным судом определения о завершении ликвидации кредитной организации представить в Банк России указанное определение и другие документы, предусмотренные нормативными актами Банка России, для внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ликвидации кредитной организации.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента внесения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций записи о ликвидации данной кредитной организации.

Банковская система России — один из важнейших элементов ее финансовой системы. Как и вся экономика России, банковская система претерпевает в настоящее время кардинальные изменения, затрагивающие как структурную ее часть, так и функциональную. Изменения фиксируются банковским законодательством, разработка которого осуществляется на основе зарубежного опыта, опыта первых лет экономических реформ в России, современных представлений о сущности и назначении банковских учреждений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *