Инспекционная деятельность банка России

7. Понятие и формы банковского надзора. Инспекционные проверки кредитных организаций банком России.

Сокращай:)

Осуществляя надзорно-контрольные полномочия, Банк России вправе:

— запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности в соответствии с перечнем, утверждаемым Советом директоров Банка России (ч. 2 ст. 56 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”);

— требовать разъяснений по полученной информации;

— запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20% долей (акций) кредитной организации от любых компетентных органов;

— получать необходимую информацию от Правительства РФ и других федеральных и региональных государственных органов.

Однако в основе банковского надзора лежат данные, полученные в процессе банковского учета, который ведется в кредитных организациях, и отчетности, представляемой ими в Банк России.

Реализуя свои надзорные функции, Банк России обрабатывает (изучает, анализирует и обобщает) поступающую банковскую информацию, непрерывно наблюдает за состоянием банковской системы и за деятельностью кредитных организаций. Наблюдение применяется при реализации различных видов надзорно-контрольной деятельности (надзор за соблюдением обязательных нормативов; валютный контроль; антимонопольный контроль и т.п.).

Суть наблюдения состоит в осуществлении специальных мер, направленных на постоянный сбор, пополнение и обновление информации, касающейся банковской деятельности кредитных организаций, на оценку, анализ и прогноз состояния и динамики явлений и процессов, происходящих в денежно-кредитной сфере России.

Наблюдение (как правовая форма банковского надзора) именуется также документарным, или дистанционным, надзором. Однако и в теории, и на практике признается, что «одно из главных ограничений, связанных с документарным надзором, состоит в том, что он основывается на статистических данных и сведениях, передаваемых самими банками. Это означает, что с возрастанием серьезности проблем, с которыми сталкивается тот или иной банк, снижается вероятность получения от него адекватной и полной информации о действительной ситуации».

Анализу недостатков, присущих наблюдению как форме банковского надзора, посвящено Письмо Банка России от 4 февраля 1999 г. № 52-Т «Об усилении контроля за достоверностью отчетности кредитных организаций».

В процессе банковского надзора помимо наблюдения применяется и такая форма, как проверка, которая может быть проведена как выездом на место, так и без выезда. Проверка является наиболее эффективной формой банковского надзора. В особенности это касается непосредственных проверок кредитных организаций.

Главная цель надзорных проверок – определение непосредственно на месте реального финансового состояния кредитных организаций, их филиалов, выявление ситуаций, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков, проверка соблюдения ими действующего банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России.

Помимо обстоятельств, включенных в предмет банковского надзора (ст. 55 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”), при проведении непосредственных проверок Банк России и его учреждения должны особое внимание уделять исполнению кредитными организациями решений судов.

Как показывает анализ, проведенный Высшим Арбитражным Судом РФ, во многих случаях решения судов не исполняются кредитными организациями. В связи с этим Высший Арбитражный Суд РФ подготовил и направил в Банк России перечень вопросов, подлежащих изучению при проведении Банком России проверок кредитных организаций в части исполнения ими решений арбитражных судов. Так, Банку России предлагается при проведении проверок в кредитных организациях обращать внимание на следующие обстоятельства:

— регистрируются ли банком поступившие инкассовые поручения с исполнительными листами арбитражных судов, с указанием счета плательщика-должника, номера и суммы каждого поручения;

— соблюдается ли банком очередность перечисления денежных средств со счета должника;

— имеются ли случаи неисполнения банком решений арбитражных судов о взыскании денежных средств при их наличии на счете должников в нарушение действующего законодательства;

— проводятся ли банком операции с денежными средствами должника при наложении арбитражным судом ареста на эти средства в соответствии со ст. 76 АПК РФ;

— во всех ли случаях даются ответы банком на запросы истцов-взыскателей о причинах неисполнения решений арбитражных судов;

— имеют ли место случаи необоснованных отказов выдачи исполнительного листа арбитражного суда с отметкой банка о неисполнении решения суда по мотивам отсутствия денежных средств на счете должника;

— соблюдается ли действующее законодательство при реагировании кредитной организации на письма, запросы арбитражных судов по поводу неисполнения банком решений арбитражных судов.

Круг субъектов, которые могут быть подвергнуты проверке, определен действующим законодательством – это кредитные организации. В процессе банковского надзора помимо российских кредитных организаций (и их филиалов) подлежат проверке филиалы иностранных банков в РФ. Поскольку представительства не вправе заниматься банковской деятельностью надзор за ними ограничивается проверкой соблюдения ими правовых норм, регулирующих особенности их функционирования в России.

Надзорные проверки осуществляются Банком России в соответствии со ст. 74 Федерального закона “О Центральном банке РФ (Банке России)”, с Инструкцией Банка России от 19 февраля 1996 г. № 34 “О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)” и другими нормативными правовыми актами.

Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров представителями Банка России и по его поручению – аудиторскими фирмами (ч. 2 ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»).

Круг уполномоченных представителей Банка России установлен Советом директоров Банка России (п. 1 Инструкции № 34). Среди них:

— Председатель Банка России и его заместители;

— руководители и сотрудники Департамента банковского надзора Банка России, главного управления инспектирования коммерческих банков Банка России, главного управления валютного регулирования и валютного контроля Банка России;

— начальники главных управлений (председатели национальных банков) Банка России и их заместители;

— руководители и сотрудники подразделений банковского надзора, инспектирования коммерческих банков, а также валютного регулирования и валютного контроля главных управлений (национальных банков) Банка России.

Действующий порядок предусматривает возможность проведения проверок нескольких видов: плановых проверок и внеплановых.

Про инспекционную проверку есть ниже!!

В зависимости от объема вопросов, проверяемых в связи с деятельностью кредитных организаций, могут проводиться: комплексные проверки и проверки по отдельным направлениям (вопросам).

Проверки Банка России могут осуществляться в координации с налоговыми, правоохранительными или финансовыми органами (Письмо Госналогслужбы РФ и Банка России от 3 сентября 1998 г. № ВГ-6-05/583, 198-Т «О проведении совместных проверок кредитных организаций»), либо Банк России проводит их самостоятельно.

Плановые проверки проводятся в соответствии с составляемыми на каждый квартал планами проверок, которые утверждаются руководителями подразделений и учреждений Банка России, являющимися уполномоченными Совета директоров Банка России.

В первую очередь в планы проверок включаются кредитные организации, в отношении которых имеются данные об их неустойчивом положении или допущенных ими грубых нарушениях правил, регулирующих их деятельность (при этом источники таких данных в инструкции не определены), а также кредитные организации и их филиалы, которые не проверялись Банком России или его территориальными учреждениями более двух лет.

Внеплановые проверки осуществляются по указанию Председателя Банка России или его заместителей, курирующих соответствующие подразделения Банка России, либо по указанию начальника территориального учреждения Банка России.

Комплексная проверка предполагает, как правило, не реже чем один раз в два года проверку достоверности отчетов, представленных Банку России; соответствия выполняемых операций банковскому законодательству и нормативным актам Банка России; соблюдения кредитной организацией обязательных экономических нормативов, установленных Банком России.

Комплексные проверки кредитной организации, имеющей филиальную сеть, осуществляются на консолидированной основе, т.е. проводятся одновременно в кредитной организации и ее филиалах (во всех, если их число не превышает пяти, или в некоторых из них, имеющих наихудшие показатели). Кроме того, при рассмотрении вопроса о выдаче банку генеральной лицензии в нем также проводится комплексная инспекционная проверка.

Если инспекционная проверка кредитной организации завершилась не ранее чем за три месяца до представления ходатайства о выдаче генеральной лицензии, то ее результаты также могут быть приняты во внимание. Банком России определены и иные случаи обязательного проведения комплексных проверок (например, при создании филиалов кредитных организаций на территориях иностранных государств).

Проверка по отдельным направлениям (тематическая проверка) ограничена лишь строго определенными сферами деятельности кредитных организаций. К примеру, главным управлениям (национальным банкам) предоставлено право проводить проверки кредитных организаций по вопросам правильности и достоверности представляемых ими сведений для расчетов обязательных экономических нормативов.

В соответствии с Письмом Банка России от 28 марта 1997 г. № 419 «О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организвций» территориальным учреждениям Банка России предписывается обеспечить контроль за соблюдением кредитными организациями и их филиалами правил ведения бухгалтерского учета, осуществления расчетов, достоверностью, представляемой ими отчетности и т.п., в том числе путем проведения целевых проверок (п. 1 Письма).

Проверки кредитных организаций назначаются строго определенными лицами (Председателем Банка России и его заместителями, курирующими подразделения, осуществляющие проверки, руководителем территориального учреждения) с обязательным информированием руководителей территориальных учреждений Банка России, на территории которых находятся проверяемые филиалы кредитной организации. Решение о назначении проверки оформляется письменным распоряжением.

Проверки проводятся в определенные Банком России сроки: комплексные проверки – в срок до 60 дней, проверки по отдельным вопросам – до 30 дней. Продлить срок проверки может назначившее ее должностное лицо, но не более чем на 10 суток.

Юридическим документом, подтверждающим законность полномочий рабочей группы на проведение проверки кредитной организации или филиала, является поручение на проверку. Оно выдается рабочей группе руководителем, назначившим проверку, в установленной Банком России форме с подписью, заверенной печатью Банка России или его территориального учреждения. Поручение должно быть зарегистрировано в установленном порядке. Перед началом проверки поручение предъявляется руководителю кредитной организации.

Проверки кредитных организаций проводятся путем изучения их документов, информации, содержащейся в базах данных, собеседования с сотрудниками, проведения контрольных расчетов, а также тестирования аппаратно-программных средств, используемых кредитной организацией для выполнения банковских операций, их учета и составления документов (п. 7 Инструкции Банка России № 34). Более конкретно формы и методы проведения проверок, о которых идет речь в п. 7 Инструкции № 34 Банка России, не раскрываются. Между тем было бы полезно активнее разрабатывать и внедрять в практику банковского надзора не только экономические, но и юридические методические рекомендации, облегчающие проверяющим лицам выполнение поставленных перед ними надзорных задач.

Уполномоченные Советом директоров Банка России представители Банка России имеют право в процессе проверок получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций, при необходимости снимать с соответствующих документов копии (ч. 3 ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»). При этом, согласно ч. 4 ст. 56 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)», поступившие от кредитной организации данные по конкретным операциям не подлежат разглашению без согласия соответствующей кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банком России установлен подробный перечень прав рабочей группы при осуществлении проверок кредитных организаций и их филиалов. Предусмотрено, в частности, право рабочей группы:

— входить в помещения проверяемой кредитной организации (филиала) и выходить из них, включая помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), компьютерной обработки данных (компьютерный зал) и хранения данных на машинных носителях, с привлечением для сопровождения сотрудников проверяемой кредитной организации;

— пользоваться необходимыми для проведения проверки собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, дискетами к ним, множительными аппаратами, калькуляторами, радиотелефоном, вносить и выносить эти технические средства из здания проверяемой кредитной организации (ее филиалов);

— получать от руководителей и уполномоченных сотрудников проверяемой кредитной организации и ее филиалов необходимые для проверки документы (учредительные документы; протоколы заседаний органов управления; приказы и другие распорядительные документы; решения кредитных комитетов; акты внутреннего контроля; акты аудиторских проверок надзорных и контролирующих органов; первичные и иные бухгалтерские, учетно-отчетные и денежно-расчетные документы; сведения об операциях, счетах и вкладах), документы компьютерного обеспечения деятельности проверяемой кредитной организации и ее филиалов (описание структур данных на машинных носителях, алгоритмы программ и технические инструкции по решаемым задачам, списки выходных форм с распечатанными образцами, журнал сбойных ситуаций в решении задач на любую запрошенную дату и т.п.);

— получать от руководителей и сотрудников проверяемой кредитной организации, ее филиалов и подразделений справки и разъяснения, а также письменные объяснения в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ими требований банковского законодательства или нормативных актов Банка России; требовать демонстрации и знакомиться с работой аппаратно-программных средств, используемых данной кредитной организацией и ее филиалами;

— при необходимости самостоятельно или с помощью проверяемой кредитной организации и ее филиалов снимать копии с полученных документов, в том числе копии файлов; требовать и получать копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также расшифровки этих записей;

— предъявлять к руководителям и сотрудникам проверяемой кредитной организации также и другие требования, основанные на их обязанностях, предусмотренных инструкцией.

По результатам проверки каждой кредитной организации (филиала) составляется акт проверки, в котором отражаются все основные выявленные в ходе проверки нарушения и недостатки. Порядок составления и требования, предъявляемые к форме и содержанию акта, устанавливаются Банком России.

По результатам комплексной (консолидированной) проверки, проведенной в кредитной организации (филиале), составляется общий акт проверки, в который включаются материалы, содержащиеся в акте проверки головной кредитной организации и актах проверки ее филиалов. С актом проверки вправе ознакомиться руководитель кредитной организации (филиала), который также может высказать свои письменные замечания и приложить их к акту проверки.

Акт проверки кредитной организации (филиала) является собственностью Банка России, и его содержание не может быть разглашено без согласия Банка России, если иное не установлено федеральным законом, т.е. является служебной информацией Банка России, о чем руководитель проверки обязан предупредить руководителя кредитной организации перед ознакомлением с актом проверки.

Акт проверки рассматривается, и по нему принимается решение руководителем Банка России или главного управления (национального банка) Банка России, назначившим проверку, не позднее чем в двухнедельный срок, а при проведении комплексной проверки — в месячный срок после подписания акта.

Нормативное регулирование банковской деятельности

Российская банковская система, является важнейшим институтом, обеспечивающим денежно-кредитные отношения субъектов рыночной экономики. Основными нормативными документами, регулирующими банковскую деятельность, является Закон РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», а также Федеральный закон «0 Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ.

Структура банковской системы Российской Федерации и правовые формы кредитных организаций представлены на рисунках 1.1, 1.2.

Рисунок 1.1 — Банковская система Российской Федерации

Закон о банках и банковской деятельности содержит перечень видов банковских операций, осуществляемых кредитными организациями, состав которых представлен на рисунках 1.3, 1.4.

Рисунок 1.2 — Правовые формы кредитных организаций

Рисунок 1.4 — Другие сделки кредитных организаций

В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учёт, хранение и иные операции:

р с ценными бумагами, выполняющими функции платёжного документа;

р с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета;

р с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами;

р а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако кредитная организация не вправе осуществлять производственную, торговую и страховую деятельность.

Для формирования экономической информации о деятельности (в том числе и для отдельных налогов) кредитные организации руководствуются Положением Банка России «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 26.03.2007 г. № 302-П.

В соответствии с этими правилами кредитные организации ведут учёт хозяйственной деятельности на основе специального Плана счетов, который применяется только в банковской системе, все операции учитываются только по кассовому методу (до особого распоряжения Банка России). Шифры счетов имеют 20-значное цифровое обозначение, хотя основное назначение и содержание счёта определяется первыми пятью цифрами.

Например, счёт 60401 — «Основные средства», счёт 60601 — «Амортизация», остальные цифры в шифре счета отведены под код валюты, структурное подразделение кредитной организации и индивидуальный номер объекта.

Кредитные организации — юридические лица, уплачивают налоги в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.

Специальные налоговые режимы кредитными организациями не могут применяться ни на обязательной, ни на добровольной основе.

Кредитные организации в силу сложившейся налоговой политики государства являются плательщиками незначительного перечня налогов. При этом их налоговая нагрузка — одна из самых низких в сравнении с другими секторами экономики, даже сферы малого бизнеса.

Налоги, уплачиваемые кредитными организациями

— как налогоплательщиком:

1) налог на прибыль организаций;

2) налог на имущество организаций;

3) транспортный налог (при наличии транспортных средств);

4) земельный налог (при наличии в собственности земельных участков);

5) государственная пошлина (при осуществлении юридически значимых действий);

— как налоговым агентом:

1) налог на доходы физических лиц;

2) налог на добавленную стоимость.

Основным налогом, который уплачивают кредитные организации, является налог на прибыль организаций. В налоговом законодательстве особенности исчисления налога на прибыль кредитными организациями предусмотрены отдельными статьями 25 главы НК РФ. Следует также отметить, что по операциям, не связанным с банковской деятельностью (консультационные, информационные услуги и др.), кредитные организации могут уплачивать налог на добавленную стоимость.

Инспекционная деятельность Банка России.

Инспекционная деятельность Банка России — составная часть банковского регулирования и банковского надзора, которая включает в себя непосредственное (с выходом на место) проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) и их организационное, информационное, методическое и иное обеспечение .

Проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся Банком России для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора.

Основной целью проведения Банком России проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе: оценка соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала), определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации (ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации, оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала), финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации, а также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.

Проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся с периодичностью, устанавливаемой законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России и определяемой с учетом:

— финансового состояния кредитных организаций (их филиалов);

— подверженности кредитных организаций (их филиалов) рискам;

— оценки систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитных организаций (их филиалов);

— достоверности учета (отчетности) кредитных организаций (их филиалов);

— результатов предыдущих проверок кредитных организаций (их филиалов).

Проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся не реже одного раза в год.

Проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся на основании поручения на проведение проверки, подтверждающего полномочия уполномоченных представителей Банка России на проведение проверки кредитной организации (ее филиала).

В поручении на проведение проверки определяется персональный состав уполномоченных представителей Банка России, образующих рабочую группу, с указанием руководителя рабочей группы и членов рабочей группы.

Проверка кредитной организации (ее филиала) начинается с момента предъявления руководителем рабочей группы поручения на проведение проверки кредитной организации (ее филиалу) и завершается после передачи акта проверки кредитной организации (ее филиала) для ознакомления органам управления кредитной организации на основании протокола приема-передачи акта проверки или заказным почтовым отправлением.

Проверка кредитной организации (ее филиала) осуществляется за период деятельности кредитной организации (ее филиала), который не может превышать пяти календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующих году проведения проверки.

Проверка кредитной организации (ее филиала), осуществляемая по ходатайству кредитной организации, проводится по вопросам, за период и в сроки, которые согласовываются с кредитной организацией.

Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, если такая проверка проводится:

— в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;

— по мотивированному решению Совета директоров Банка России.

Должностное лицо Банка России, подписавшее поручение на проведение проверки, на основании сообщения руководителя рабочей группы может принять решение о приостановлении проверки кредитной организации (ее филиала) при наличии обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности продолжения проведения проверки, в том числе в случаях:

— угрозы жизни и здоровью руководителя и членов рабочей группы;

— противодействия кредитной организации (ее филиала) проведению проверки;

— иных оснований, препятствующих проведению проверки.

К результатам проверки кредитной организации (ее филиала) относится информация, необходимая для осуществления Банком России функций банковского регулирования и банковского надзора, полученная в ходе проверки в дополнение к данным отчетности кредитной организации, в том числе:

— недостоверная информация о финансовом состоянии и имущественном положении кредитной организации вследствие нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и искажения бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности (далее — недостоверность учета (отчетности));

— факты (события) несоблюдения кредитной организацией (ее филиалом) законодательства РФ;

— обстоятельства деятельности кредитной организации (ее филиала), действия (бездействие) работников и (или) органов управления кредитной организации (ее филиала), не являющиеся нарушениями законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, но отрицательно влияющие либо способные оказать отрицательное влияние на финансовое состояние кредитной организации.

Непосредственное проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) осуществляется уполномоченными представителями Банка России.

В проведении проверок банков могут участвовать служащие государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»

Организация инспекционной деятельности Банка России осуществляется Главной инспекцией и инспекционными подразделениями территориальных учреждений Банка России.

Виды проверок. Проверки можно классифицировать по различным основаниям.

По объему проверяемой деятельности проверки подразделяются на:

— комплексные;

— тематические.

Комплексная проверка — проверка, проводимая по всем основным направлениям деятельности кредитной организации, за определенный период ее деятельности. Комплексная проверка кредитной организации проводится в срок до 60 рабочих дней.

Тематическая проверка — проверка, проводимая по отдельным направлениям деятельности или видам банковских операций и других сделок, которые осуществляются кредитной организацией (ее филиалом), за определенный период ее деятельности. Тематическая проверка кредитной организации (ее филиала) проводится в срок до 35 рабочих дней.

При необходимости срок проведения комплексной или тематической проверки может быть продлен должностным лицом Банка России, подписавшим поручение на проведение проверки, не более чем на 25 рабочих дней.

В зависимости от поднадзорности кредитной организации, проверки подразделяются на два типа:

региональные и

межрегиональные.

Региональная проверка — проверка структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляется одним и тем же территориальным учреждением Банка России.

Межрегиональная проверка — проверка структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляют разные территориальные учреждения Банка России.

Уполномоченные представители Центрального банка в зависимости от времени проведенияповодят два вида проверок:

плановые;

внеплановые.

Плановые проверки. Проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся в соответствии со Сводным годовым планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов), составляемым на очередной календарный год (далее — Сводный план).

Сводный план устанавливает обязательный для исполнения структурными подразделениями Банка России перечень проверок кредитных организаций.

Главная инспекция осуществляет контроль за выполнением Сводного плана.

При необходимости вносятся изменения в Сводный план или проводятся внеплановые проверки кредитных организаций (их филиалов).

Внеплановые проверки. Основаниями для проведения внеплановых проверок кредитных организаций (их филиалов) являются:

наличие данных о нарушениях кредитными организациями (их филиалами) законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

существенное изменение финансового состояния кредитных организаций;

выявление фактов, свидетельствующих о возможной недостоверности учета (отчетности) кредитных организаций (их филиалов), а также задержка представления в Банк России отчетности более чем на 15 дней;

необходимость проверки выполнения кредитными организациями принятых на себя обязательств;

обращения кредитных организаций в Банк России с ходатайством о предоставлении кредитов Банка;

обращения федеральных органов, органов банковского надзора иностранных государств и иных случаях.

Попервичности проводимой проверки,выделяют:

— первичные;

— повторные проверки.

Повторные проверки кредитных организаций (их филиалов) — повторная проверка кредитных организаций (их филиалов) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период их деятельности.

Процесс проведения проверки состоит из ряда стадий:

1. подготовка к проведению проверки;

2. непосредственное проведение проверочных мероприятий и;

3. оформление результатов проведенной проверки.

Рассмотрим эти стадии более подробно.

Инспекционная деятельность ЦБ РФ: понятие, общая характеристика.

Поиск Лекций

⇐ Предыдущая123

Инспекционная деятельность Банка России – составная часть банковского регулирования и банковского надзора, которая включает в себя непосредственное (с выходом на место) проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) и их организационное, информационное, методическое и иное обеспечение.

Инструкция Банка России от 25.02.2014 N 149-И (ред. от 02.05.2017) «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)»

Инспекционная деятельность Банка России — составная часть банковского регулирования и банковского надзора, которая включает в себя непосредственное (с выходом на место) проведение проверок кредитных организаций, в том числе структурных подразделений кредитных организаций (головных офисов кредитных организаций, обособленных подразделений кредитных организаций (представительств и филиалов кредитных организаций) и внутренних структурных подразделений кредитных организаций (их филиалов) (далее при совместном упоминании — кредитные организации (их филиалы), и их организационное, информационное, методическое и иное обеспечение…»

Непосредственное проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) осуществляется уполномоченными представителями Банка России, а именно:

  • работниками инспекционных подразделений Банка России (Главной инспекции кредитных организаций Банка России, инспекционных подразделений территориальных учреждений Банка России);
  • работниками иных структурных подразделений Банка России, осуществляющих функции контроля: за выполнением кредитными организациями нормативов обязательных резервов; за соблюдением кредитными организациями (их филиалами) валютного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма; за соблюдением кредитными организациями (их филиалами) нормативных актов Банка России по организации наличного денежного обращения и ведения кассовых операций, в том числе осуществления контроля за соблюдением организациями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;
  • иными служащими Банка России (по решению должностного лица Банка России, обладающего правом поручать проведение проверки).

Основной целью проведения Банком России проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений её деятельности, в том числе: оценка соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, оценка достоверности учёта (отчётности) кредитной организации (её филиала), определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации (её филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации, оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (её филиала), финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации, а также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.

К результатам проверки кредитной организации (её филиала) относится надзорная информация, полученная в ходе проверки в дополнение к данным отчётности кредитной организации, представленной в Банк России, являющаяся основой для оценок и выводов Банка России об общем состоянии кредитной организации либо об отдельных направлениях её деятельности, а также иная надзорная информация о выявленных фактах (событиях) и (или) обстоятельствах деятельности кредитной организации, способных оказать влияние на финансовое состояние кредитной организации, величину и достаточность собственных средств (капитала) и выполнение пруденциальных норм деятельности или обусловить возникновение иных оснований для применения к кредитным организациям мер, предусмотренных статьями 38, 72 – 75 Закона о Банке России, статьями 19, 20 Закона о банках и иными федеральными законами, в том числе:

  • недостоверность учёта (отчётности);
  • нарушения в деятельности кредитной организации (её филиала);
  • недостатки в деятельности кредитной организации (её филиала).

Проверки кредитных организаций (их филиалов), проводимые Банком России, не выполняют задач аудиторских проверок и документальных ревизий, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сбора доказательств по уголовным и другим делам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *