Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (англ. budget institution) — по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ*). Б.у. является некоммерческой организацией.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы б.у., получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, др. доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за б.у. на праве оперативного управления, и иной деятельности.

При уменьшении уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых б.у., такое учреждение и др. сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, то и др. условия договора. Сторона договора вправе потребовать от б.у. только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.

На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учётом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода б.у. составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Б.у. использует бюджетные средства в соответствии с утверждённой сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство РФ либо др. орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права б.у. по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. При исполнении сметы доходов и расходов б.у. самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Б.у., подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета б.у., которые ведутся Федеральным казначейством РФ.

Статус казенного учреждения по сути совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет.

Автономные учреждения

Автономное учреждение — это новый тип муниципального учреждения, обладающего большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большой степенью ответственности за результаты своей деятельности.

Отличие автономного учреждения от казённого учреждения

  1. Увеличивается объем прав по распоряжению имуществом.
  2. Увеличивается объем прав и упрощается порядок распоряжения бюджетными средствами.
  3. Увеличивается объем прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников.
  4. Повышается ответственность учреждения перед внешними партнерами.
  5. Изменяется система административного управления учреждением и формы взаимодействия с учредителем.

Правовой режим имущества автономного образовательного учреждения: Имущество принадлежит на праве оперативного управления и находится в собственности государства, приватизации не подлежит.

Автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться движимым (за исключением особо ценного) и недвижимым имуществом (за исключением имущества, переданного учредителем).

Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам.

Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Цель перехода в форму АУ — получение большей финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности. Результат:

  1. повышение доходности деятельности;
  2. повышения качества услуг.

Преимущества перехода в АУ:

  • самостоятельное определение и корректировка направлений расходов бюджетных средств;
  • возможность объединения финансовых потоков от внебюджетных источников и бюджетных средства;
  • «уход» от казначейства;
  • «уход» от госзакупок;
  • получение дополнительных доходов за счет размещения средств на депозитных счетах;
  • получение кредитов;
  • самостоятельно распоряжение собственными доходами и имуществом (за исключением переданных учредителем).

Органы управления автономного образовательного учреждения:

  • Наблюдательный совет
  • Директор Учреждения
  • Общее собрание работников
  • Педагогический совет.

Регулируется ФЗ от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «ОБ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ».

Что это, создание, полномочия, функции, виды деятельности

Муниципальное казенное учреждение занимается предоставлением гражданам государственных услуг, и через которые выполняются функции государства. В зависимости от вида деятельности, разные казенные учреждения имеют разные полномочия, права и обязанности не только перед государством, но и перед гражданами.

Когда и как были созданы

Муниципальные казенные учреждения родились вместе с государством. Само слово «казенное» буквально означает, что учреждение существует за счет поступлений из государственной казны.

Изначально их функциями были сбор податей с населения государства и дальнейшее использование их на содержание:

  • военным;
  • чиновникам;
  • строительства дорог и общественных мест, например, церквей и соборов;
  • на содержание тюрем и приютов.

При Петре Великом еще на строительство музеев, учебных заведений, верфей и даже городов. Все эти объекты являются казенными, так как на их строительство и содержание расходовались государственные средства. Их предназначение – решение крупных государственных задач при строительстве общественных сооружений.

Виды учреждений, в зависимости от выполняемой деятельности

Казенные учреждения занимаются следующими видами деятельности:

  • управление воинскими подразделениями и частями. Армия является казенным учреждением и существует полностью за счет бюджетных (казенных) средств. Она выполняет функции защиты государства и граждан этого государства от агрессии со стороны других стран. Армия имеет жесткую структуру, свой суд, все чиновники военных ведомств подчиняются строгой дисциплине;
  • обеспечение нормальной работы тюрем и исправительных учреждений, в том числе для несовершеннолетних;
  • медицинские учреждения больницы, в том числе дома для содержания сумасшедших, реабилитационные центры;
  • отделения полиции.

Все они находятся на содержании государства и не могут, в соответствии с российскими законами, заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, за исключением тех, которые разрешены законом и прописаны в уставных документах.

Круг полномочий, права и обязанности сотрудников в таких ведомствах регулируется специальными законами, указами и инструкциями. Ответственность за работу учреждения несет руководитель. Он должен следить не только за тем как и на что расходуются получаемые из госказны средства, но и отчитываться перед государством.

Чем они могут заниматься

Казенное учреждение – это не какое-нибудь государственное предприятие. Это специально созданное юридическое лицо для решения определенных государственных задач. В соответствии со статьей бюджетные учреждения могут:

  • заниматься деятельностью, которая приносит доход, но при этом она должна быть прописана в учредительных документах. Остальные виды деятельности будут незаконны. Доходы, полученные ими должны перечисляться в местные бюджеты без уплаты налогов и сборов.
  • Проводить операции с деньгами, полученными из госбюджета.
  • Участвовать в судебных разбирательствах, в том числе, связанных непосредственно с деятельностью учреждения и быть инициатором таких разбирательств.

Оно не имеет права заключать какие-либо торговые операции, в том числе получение/выдача кредитов, инвестиции в ценные бумаги и иностранную валюту. Если учреждение решает предъявить иск какому-либо банку или кредитной организации на основе договора, то такой договор считается недействительным, так как сам факт его составления считается незаконным.

Платят ли казенные учреждения налоги?

Они платят налоги, но налогообложение таких заведений имеет свои особенности, такие как:

  • суммы бюджетных обязательств, которые в соответствии с российским законодательством не учитываются в составе доходов, которые создают налогооблагаемую базу, так как бюджет не является источником прибыли;
  • расходы, которые связаны с предоставлением государственных услуг населению или выполнения ими своего основного предназначения. Они не входят в состав расходов, уменьшающих налоговую базу дохода на прибыль. Поэтому для их учета ведется раздельная система учета, в которой доходы от основной и дополнительной деятельности учитываются на разных счетах.

Все доходы от предоставления платных услуг или какой-либо другой коммерческой деятельности не облагаются налогом. Например, от сдачи помещений в аренду или продажи имущества. Также муниципальные учреждения освобождены от уплаты пошлины.

Все получаемые от такой деятельности средства должны переводиться в бюджет. Учреждения обязаны уплачивать налог на имущество и земельный налог, если в местном законодательстве не прописано, что те освобождаются такого вида налогообложения.

Учреждение

У этого термина существуют и другие значения, см. Учреждение (значения). В Викисловаре есть статья «государственное учреждение»

Учрежде́ние — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Единственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на праве оперативного управления.

Учреждение может быть создано как гражданином (физическим лицом), так и юридическим лицом, либо Российской Федерацией, её субъектом или муниципальным образованием.

Государственное (муниципальное) учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным; последние обладают особым отличием: ответственностью по обязательствам всем закреплённым за ними имуществом кроме недвижимости. В данном случае собственник имущества такой организации не несёт ответственность по её обязательствам.

Частное, созданное гражданином (физическим лицом) или юридическим лицом, и казённое учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. При этом субсидиарную с ним ответственность несёт собственник имущества, находящегося в распоряжении данной организации, поскольку сами эти организации полностью или частично финансируются своими собственниками.

Учредительным документом данных юридических лиц является устав, утверждаемый собственником. Наименования учреждения должно включать в себя указания на собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: «Частный музей А. А. Корнеева».

Особенности функционирования

Как правило, большая часть учреждений является государственными или муниципальными, то есть их учредителями выступают различные государственные органы и муниципальные образования.

Создавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие участники гражданского оборота, в том числе и коммерческие организации. Учреждениями являются организации культуры (например музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений согласно ст. 26 закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации») и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие.

Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами. Не устанавливает законодательство и единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие — на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые — в соответствии с положениями, утверждёнными собственником (учредителем).

Учреждения, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не являются собственником своего имущества. Собственником имущества учреждения является его учредитель. Учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имущество — правом оперативного управления. Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества.

Автономное учреждение

В 2007 году вступил в силу федеральный закон «Об автономных учреждениях» в п. 2 ст. 2 которого было дано определение автономному учреждению:

«Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.»

Особенность автономного учреждения:

  • возможность приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права
  • открывать счёт в кредитной организации
  • автономное учреждение отвечает по своим долгам своим имуществом, за исключением недвижимости и особо ценного движимого имущества, находящегося в собственности учредителя
  • собственник учреждения не несёт никакой ответственности за долги автономного учреждения
  • имущество за автономным учреждением находится в оперативном управлении
  • автономное учреждение может вносить свои денежные средства в уставной фонд других организаций
  • земля предоставляется автономному учреждению на праве бессрочного пользования
  • автономное учреждение может иметь только одного учредителя
  • крупная сделка может быть заключена лишь под надзором наблюдательного совета

Создание автономного учреждения

Создается автономное учреждение на основании распоряжения субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента Российской Федерации.

Учредитель автономного учреждения

Учредителями автономного учреждения могут быть, согласно п. 1 ст. 6 Закона:

  1. Российская Федерация в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
  2. субъект Российской Федерации в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
  3. муниципальное образование в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *