Правовое положение учреждения

Автономное учреждение. Что такое автономное учреждение? Автономное учреждение – это федеральное, государственное или муниципальное учреждение (организация), — презентация

1 Автономное учреждение

2 Что такое автономное учреждение? Автономное учреждение – это федеральное, государственное или муниципальное учреждение (организация), созданное органом власти (органом местного самоуправления) в целях исполнения соответствующих полномочий.

3 Федеральный закон 174-ФЗ в статье 2 «Автономное учреждение» дает следующее определение: «Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах».

4 1. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (с изменениями от 24 июля, 18 октября 2007 г.), 2. Постановление Правительства РФ от 10 октября 2007 г. N662 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения» 3. Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. N 325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или государственного (муниципального) учреждения» 4. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 924 «Об утверждении Правил подготовки предложений о создании федеральных автономных учреждениях путем изменений типа существующих федеральных государственных учреждений. 5. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2007 г. N 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» 6. Постановление Правительства РФ от 18 марта 2008 г. N182 «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания» (с изменениями от 15 июня 2009 г.) Федеральные нормативные акты, определяющие порядок создания и функционирования автономных учреждений

5 7. Постановление Правительства РФ от 18 октября 2007 г. N 684 «Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества» 8. Приказ Министерства экономического развития РФ от 3 декабря 2008 г. N 423 «Об утверждении типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам» 9. Приказ Министерства экономического развития РФ от 17 апреля 2009 г. N134 «Об утверждении методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением, или приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки»

6 10. Приказ Министерства экономического развития РФ от 3 декабря 2008 г. N 424 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию задания учредителя в отношении федерального автономного учреждения» 11.Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007 г. N 261 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или государственного (муниципального) учреждения» (с изменениями от 22 октября 2007 г.) Основным законом, как для учредителя, так и непосредственно для учреждения, определяющим правовое положение автономных учреждений, является федеральный закон 174-ФЗ. Именно в соответствии с ним и принят ряд вышеуказанных Постановлений Правительства РФ и Приказов Министерства экономического развития и торговли РФ. Однако часть из них является документами, распространяющими свое действие на правоотношения учреждений и органов власти всех уровней, другая часть регулирует правоотношения только на федеральном уровне.

7 Чем автономное учреждение отличается от бюджетного? ПоказателиБюджетные учрежденияАвтономное учреждение Право открывать расчетные счета в кредитных организациях не имеетимеет Принцип финансированияНа основе сметного принципа финансирования На основе государственного (муниципального) задания, путем перечисления субсидий на расчетный счет, в целях обеспечения исполнения задания Способ осуществления финансовых расчетов Через систему лицевых счетов, открытых в финансовом органе, осуществляющем обслуживание соответствующего уровня бюджета, или в органе федерального казначейства Через расчетный счет, открытый в кредитной организации Способ ведения бухгалтерского учета Применяется система бюджетного учета Система учета как у хозяйствующих субъектов

8 ПоказателиБюджетные учрежденияАвтономное учреждение Право брать кредиты в кредитных организациях не имеетимеет Имущественные праваОсуществляет в отношении всего имущества с согласия собственника – государства или муниципалитета Осуществляет в отношении всего имущества самостоятельно, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Действие федерального закона от 21 июля 2005г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» распространяетсяне распространяется

9 Основные преимущества автономного учреждения Финансово-хозяйственная самостоятельность учреждения Прозрачные механизмы финансирования МОАУ в условиях нормативно — подушевого финансирования. Возможность быстрого реагирования на меняющиеся запросы потребителей образовательных услуг. Естественное вовлечение общественности к управлению МОАУ через наблюдательный совет. Мобильность в расходовании внебюджетных средств, полученных от оказания платных дополнительных услуг, добровольных пожертвований.

10 Создание автономного учреждения путём изменения существующего бюджетного учреждения Шаг 1. Необходимо создать нормативную правовую базу. Шаг 2. Получить согласие коллектива учреждения на изменение типа. Шаг 3. Обратиться в администрацию города, в ведении которой находится соответствующее муниципальное учреждение, для подготовки предложения о переводе. Шаг 4. Подготовка администрацией города, в ведении которой находится соответствующее муниципальное учреждение, предложения о создании автономного учреждения. Шаг 5. Оформление заявления в налоговую инспекцию о внесении изменений в учредительные документы. Шаг 6. Уведомление поставщиков и подрядчиков об изменении типа учреждения. Шаг 7. Выдача муниципального задания и заключение соглашения между администрацией города и автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание услуг.

11 — учредитель; — руководитель; — наблюдательный совет; — иные органы, предусмотренные федеральным законом и уставом автономного учреждения (например, общее собрание (конференция) работников автономного учреждения.

12 Учредитель МОАУ – муниципальное образование «Город Бузулук» В лице главы города в части назначения на должность и освобождение от должности руководителя Учреждения, утверждение его устава, а также иных полномочий, отнесенных настоящим Уставом и действующими нормативными правовыми актами; В лице Комитета по управлению имуществом – в части наделения Учреждения муниципальным имуществом и осуществление полномочий собственника имущества, переданного Учреждению в оперативное управление; В лице Управления образования – в части установления для учреждения задания в соответствии с основной деятельностью.

13 Соглашение между главным распорядителем бюджетных средств, ответственным за предоставление услуг по общедоступному и бесплатному школьному образованию и автономным учреждением по обеспечению выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления г.Бузулука в сфере образования. 1.Предмет соглашения. 2.Обязанности и условия предоставления услуг. 3.Порядок осуществления «Управлением» контроля за исполнением «Учреждением» обязательств. 4.Финансирование. 5.Ответственность. 6.Порядок разрешения споров. 7.Порядок вступления Соглашения в силу, Срок действия Соглашения. 8.Порядок изменения, расторжения, прекращения действия соглашения. 9.Форс-Мажор.

14 Наблюдательный совет Это коллегиальный орган объединяющий не менее 5, но не более 11 членов Представитель учредителя-2 Представитель КУИ – 1 Представитель общественности – 1 Представитель городского совета депутатов – 1 Представитель МОАУ -2

15 Наблюдательный совет утверждает: Проект отчётов по деятельности МОАУ Проект исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчётности

16 Наблюдательный совет принимает решения: О совершении крупных сделок О совершении сделок, в которых имеется заинтересованность По вопросу проведения аудита годовой бухгалтерской отчётности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации

17 Наблюдательный совет дает рекомендации по вопросам: Внесение изменений и дополнений в устав МОАУ Создание филиала АУ Реорганизация и ликвидация АУ Внесение денежных средств и иного имущества в уставной (складочный капитал других юридических лиц) Совершение сделок по распоряжению недвижимым и особо ценным движимым имуществом, которым АУ не вправе распоряжаться самостоятельно.

18 Во-первых, предусмотрен такой орган контроля, как наблюдательный совет. Во-вторых, на автономное учреждение возложена обязанность ежегодно публиковать в средствах массовой информации отчет о своей деятельности и об использовании имущества, закрепленного за ним учредителем. В-третьих, АУ обеспечивает доступность и открытость основных документов о своей деятельности. В-четвертых, в отличие от бюджетных учреждений, АУ обязаны проходить аудиторскую проверку. В-пятых, автономное учреждение не вправе без согласия учредителя распоряжаться имуществом, закрепленным за ним учредителем. В–шестых, в целях организации контроля должны разработаны нормативно-правовые акты, в которых установлены определенные требования к муниципальным учреждениям, выполняющим муниципальное задание и определены индикаторы и показатели качества предоставления услуг. Кроме того, в этих нормативных актах четко представлен алгоритм контроля.

19 1.Анализ финансово-хозяйственной деятельности АУ. 2.Проверка кассы и банковских операций. 3.Учет целевого финансирования. 4.Соблюдение требований, установленных ФЗ от 03 ноября 2006 г. 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в части учета и распоряжения недвижимым имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления и особо ценным движимым имуществом. 5.Установление размеров и условий оплаты труда работникам АУ согласно нормативам, определенным нормативно-правовыми актами органа местного самоуправления. 6.Проверка осуществления полномочий в области управления учреждением учредителем, органами учреждения. 7.Проверка составов наблюдательных советов. 8.Проверка достоверности отчетных данных автономного учреждения. 9.Проверка соблюдений требований, установленных федеральным законом 174-ФЗ по статьям 14,15,16, Проверка составления локально-сметной документации, а также фактическое выполнение ремонтных и строительных работ.

20 — прогнозирования, то есть определение потребностей учреждения на перспективу; — планирования, а именно определение текущих потребностей учреждения; — распределения ответственности между исполнителями конкретных заданий; — контроля деятельности организации, то есть сопоставления фактических результатов работы с запланированными, оценки и корректировки их в соответствии с поставленной целью.

Гражданско-правовая ответственность учреждений по своим обязательствам

Ответственность бюджетного учреждения по Гражданскому кодексу РФ ограничена находящимися в его распоряжении денежными средствами, в случае недостаточности таких средств наступает субсидиарная ответственность собственника.

У автономного учреждения ответственность по своим обязательствам наступает за счет всего закрепленного за ним имущества, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. При этом собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по его обязательствам и наоборот.

Имущество автономного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам автономного учреждения, передается ликвидационной комиссией учредителю автономного учреждения, то есть возвращается собственнику.

Таким образом, большая свобода в распоряжении и использовании переданного автономным учреждениям имущества влечет большую ответственность этих субъектов.

«Лицо, совершившее правонарушение в гражданском праве, естественно и несет только гражданскую ответственность. Эта ответственность выражается в вознаграждении причиненного вреда имущественного или, в соответствующих случаях, вреда нравственного» Синайский В.И. «Русское гражданское право». Классика российской цивилистики.М. 1998. — С. 401. .

В качестве общего правила действует принцип полной имущественной ответственности юридического лица, закрепленный в п.1 ст.56 ГК РФ. По долгам юридического лица взыскание может быть обращено на все принадлежащее ему имущество. Юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника его имущества, а учредитель (участник) юридического лица или собственник не отвечают по обязательствам юридического лица.

В случаях, когда на стороне должника, не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего обязательство, выступают два и более юридических лица, применяется одна из трех возможных видов ответственности: долевой, солидарной или субсидиарной.

Из трех указанных видов ответственности — долевой, солидарной и субсидиарной — первая презюмируется. Это означает, что ответственность содолжников является долевой, если в законе или в обязательстве (договоре) не установлено иное, т.е. солидарная или субсидиарная ответственность.

Если мы имеем дело с бюджетным учреждением, то возникают некоторые существенные особенности ответственности, вследствие того, что

  • 1) бюджетное учреждение — организация некоммерческая;
  • 2) эта организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием;
  • 3) оно полностью или частично финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов. Этот — финансовый критерий является ключевым для исследуемых организаций. Финансируется именно основная деятельность, которая определена Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием при создании учреждения Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. — / Под ред.А.Н. Козырина. — М.: «Экар», 2002. — С. 113. . Соответственно при недостаточности денежных средств учреждения у государственного (муниципального) образования как субсидиарного должника возникает обязательство перед кредитором. Вместе с тем, рассматриваемая правовая норма является своеобразным инструментом для борьбы с недофинансированием учреждений, что влечет необходимость рассмотрения возникшего отношения через призму бюджетного права.

Часто с исками о применении субсидиарной ответственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обязательствам созданных ими учреждений обращаются субъекты предпринимательской деятельности в связи с невозможностью получить оплату за переданные товары, оказанные услуги, выполненные работы с основного должника, в том числе в порядке исполнительного производства Валеева Л.Х. указ. работа. — С. 42. .

Имуществом, предназначенным для удовлетворения претензий кредиторов публично-правовых образований, является нераспределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами имущество, составляющее казну соответствующего публично-правового образования (п.1 ст.126, п.4 ст.214, п.3 ст.215 ГК РФ).

Поскольку казна состоит, прежде всего, из средств соответствующего бюджета, установление органа, имеющего право распоряжаться соответствующим бюджетом и выступать в суде ответчиком от имени государства или иного публично-правового образования, является юридически значимым обстоятельством по делам о субсидиарной ответственности собственника. Под имуществом казны понимаются все виды имущества, в том числе и финансовые ресурсы, не закрепленные Российской Федерацией или соответствующим субъектом РФ за государственными предприятиями и учреждениями. Это — финансовые ресурсы, находящиеся в ведении федерального казначейства, входящего в качестве структурного подразделения в состав Минфина России (см. Указ Президента РФ от 08.12.92 № 1556 «О федеральном казначействе» С3 РФ. — 1995. — №9. — Ст. 713. и Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» С3 РФ. — 2004. — № 49. Ст. 4908. ), казначейств субъектов РФ; материальные ресурсы, находящиеся в ведении Минимущества России и его территориальных органов исполнительной власти субъектов РФ, а также других указанных в законе органов государства, управомоченных выступать от имени Российской Федерации и соответствующих субъектов РФ.

Согласно п.10 ст.158 Бюджетного Кодекса Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. — // С3 РФ. 1998. — № 31. — Ст. 3823. установлен правомочный орган, выступающий в суде от имени государства по делам о субсидиарной ответственности государственных учреждений, финансируемых за счет средств федерального бюджета — главный распорядитель средств федерального бюджета, выступающий в суде от имени казны Российской Федерации:

  • 1) по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов по ведомственной принадлежности;
  • 2) по искам к подведомственным предприятиям и учреждениям, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности. Правовой статус распорядителя бюджетных средств определен ст.159 Бюджетного кодекса РФ. Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Их перечень утверждается органами исполнительной власти соответствующего вида бюджета на финансовый год. Основными его функциями являются:

во-первых, составление бюджетной росписи Бюджетная роспись — документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ). , распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направление их в орган, исполняющий бюджет;

во-вторых, определение заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

в-третьих, утверждение сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

в-четвертых, осуществление контроля за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

При гражданско-правовой ответственности анализируемого вида учреждений следует учитывать иммунитет бюджетов, представляющий собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, предусматривающего:

возмещение в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;

возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту (ст.239 Бюджетного Кодекса РФ).

Иммунитет бюджета позволяет вести речь о комплексном характере правоотношения, возникающего между кредитором бюджетного учреждения и субсидиарным должником: гражданско-правовая природа присуща этому правоотношению лишь в той мере, что его первоначалом был договор между учреждением и кредитором. Во всем остальном это правоотношение регулируется бюджетным правом. Общие правила гражданско-правовой ответственности (возмещение убытков, взыскание неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами) здесь не применимы. Недостаточность гражданско-правовых средств ярко проявляется на явной неприменимости здесь правила регресса субсидиарного должника к основному — с погашением требования кредитора к субсидиарному должнику погашается требование основного должника к субсидиарному о финансировании спорных расходов по смете.

В соответствии с п.9 Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. № 143 С3 РФ. — 2001. — № 10. — Ст. 959. при отсутствии или недостаточности остатка лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов, необходимых для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном листе, должник направляет главному распорядителю (распорядителю), в ведении которого он находится, запрос требование о необходимости выделения должнику дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе. Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в 2-месячный срок со дня поступления исполнительного листа в орган федерального казначейства по месту открытия должнику лицевого счета получателя средств федерального бюджета обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросами-требованиями.

Таким образом, привлечение к ответственности субсидиарного должника по обязательствам учреждения, финансируемого из федерального бюджета, может происходить на стадии исполнения судебного решения о взыскании денежных средств. Если учреждение имеет прибыль и имущество, полученное от предпринимательской деятельности, то оно должно отвечать по обязательствам всем этим имуществом. Такой вывод прямо следует из правового режима имущества учреждения, занимающегося собственной приносящей доходы деятельностью (п.2 ст.298 ГК РФ), которое учитывается на отдельном балансе и на него не распространяется режим оперативного управления. Итак, гражданско-правовая ответственность учреждений по своим обязательствам основывается на праве оперативного управления имуществом. Такое вещное право существенно сужает ответственность учреждений в имущественном обороте, ограничиваясь находящимися на его расчетном счете денежными средствами. На иное имущество, находящееся в оперативном управлении учреждения, наложить взыскание закон не допускает (п.2 ст.120 ГК РФ). Однако как нам представляется, в случае если собственник учреждения является частным, т.е. является физическим или юридическим лицом, то возможна ситуация, когда для погашения задолженности перед кредиторами недостаточно имущества у самого собственника. Либо возможна другая ситуация, когда у учредителя учреждения есть собственные кредиторы, предъявляющие к нему иные требования, не связанные с субсидиарной ответственностью созданного им учреждения Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (журнальный вариант). — // Законодательство и экономика. — 2003. — № 3. . Получается, что если лицо передает свое имущество в оперативное управление учреждению, то это является законной гарантией от взыскания на него. Как нам представляется, это не вполне логично и справедливо, поэтому следует законодательно урегулировать этот вопрос и установить возможность наложения взыскания на такое имущество п.2. ст.1 ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» С3 РФ. — 2002. — № 43. — Ст. 4190. , в таком случае, возможно изложить в следующей редакции: «Действие настоящего Федерального закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, политических партий, религиозных организаций, а также государственных и муниципальных учреждений».

Учреждение — это некоммерческая организация, являющаяся самостоятельным субъектом гражданского права, созданная собственником и финансируемая им полностью или частично для осуществления управленческих, социально-культурных, образовательных или иных функций некоммерческого характера, для реализации которых за ней закрепляется имущество на вещном праве оперативного управления.

Государственная регистрация учреждений происходит в общем порядке, предусмотренном законом. К его учредительным документам, по общему правилу, относятся решение собственника о его создании и устав. В соответствии с общими положениями гражданского законодательства правоспособность учреждений возникает в момент его создания, т.е. в момент его государственной регистрации в качестве юридического лица (п.2 ст.51 ГК РФ), и прекращается в момент завершения его ликвидации после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п.8 ст.63 ГК РФ).

Правовой статус определяется специальной правоспособностью учреждений, как некоммерческих юридических лиц, которая состоит из: во — первых, общих и специальных норм гражданского законодательства; во — вторых, нормативных актов органов исполнительной власти, регламентирующих родовые особенности некоторых видов учреждений, либо индивидуально регулирующих; в-третьих, учредительных документов конкретного учреждения (устав, решение собственника о его создании). Для их деятельности в особых сферах необходимо пройти процедуру получения лицензии в специальном уполномоченном на то органом.

Учреждение имеет право владения и право пользования на имущество, которым оно наделено собственником, а право распоряжения движимым имуществом распространяется только на денежные средства, выделяемые по смете. Никаким другим имуществом, находящимся в оперативном управлении, учреждение распоряжаться не может.

Собственник может наделить учреждение правом заниматься деятельностью, приносящей доходы, только предусмотрев это в уставе (положении).

Под предпринимательской деятельностью учреждения следует понимать приносящее прибыль производство товаров и оказание услуг, иных видов деятельности, отвечающих общественно-полезным целям его создания, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика, участники которого не вправе распределять такую прибыль между собой. Право учреждения на доходы, полученные от разрешенной в соответствии с учредительными документами деятельности, а также на имущество, приобретенное на эти доходы, учитывается на отдельном балансе учреждения и не может быть изъято у него решением комитетов по управлению имуществом или других государственных или муниципальных органов (а также любым другим собственником), в том числе, когда оно используется не по назначению.

Управление учреждением осуществляется на принципе единоначалия, руководит учреждением должностное лицо, назначаемое собственником в порядке, предусмотренном законодательством либо учредительным документом этого юридического лица. Как исключение из общего правила, в образовательной деятельности, в ряде государственных и общественных учреждениях принцип единоначалия дополняется коллегиальностью в управлении организацией.

Гражданско-правовая ответственность учреждений по своим обязательствам основывается на праве оперативного управления имуществом. Такое вещное право существенно сужает ответственность учреждений в имущественном обороте, ограничиваясь находящимися на его расчетном счете денежными средствами. Данное положение подкреплено позицией Высшего Арбитражного Суда, который разъяснил, что в соответствии со ст.120 ГК РФ в случае недостаточности денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.

Возможность обращения взыскания на иное имущество и доходы учреждения законом не предусмотрена. Однако практика показывает, что суды выносят решения об обращении взыскания на имущество, полученное от приносящей доход деятельности, что, по нашему мнению, представляется обоснованным, поскольку на него не распространяется режим права оперативного управления. Соответственно требование может быть предъявлено к субсидиарному должнику только в случае недостаточности у должника денежных средств и другого имущества, приобретенных от деятельности, приносящей доходы.

Автономное учреждение

Смотреть что такое «Автономное учреждение» в других словарях:

  • Автономное учреждение — 1. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных… … Официальная терминология

  • Автономное учреждение Московской области — некоммерческая организация, созданная на базе имущества, находящегося в собственности Московской области для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов… … Официальная терминология

  • Учреждение (организация) — Учреждение некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера. Единственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на… … Википедия

  • Учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество… … Бухгалтерская энциклопедия

  • Учреждение — У этого термина существуют и другие значения, см. Учреждение (значения). Учреждение некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и… … Википедия

  • Бюджетное учреждение — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

  • Муниципальное учреждение физической культуры и спорта — бюджетное или автономное учреждение, созданное в установленном порядке администрацией муниципального образования для реализации политики в сфере физической культуры и спорта на территории муниципального образования… Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ… … Официальная терминология

  • Северное Тушино (парк) — У этого термина существуют и другие значения, см. Северное Тушино. Государственное автономное учреждение культуры г. Москвы «Парк культуры и отдыха „Северное Тушино“» … Википедия

  • Гуманитарный лицей (Ижевск) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гуманитарный лицей. Гуманитарный лицей Основана 1990 Директор Михаил Петрович Черемных Тип Лицей Учеников более 300 (2012) Адрес Россия … Википедия

  • Некоммерческая организация — (НКО) организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных … Википедия

52. Муниципальные автономные учреждения

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных Федеральными законами (статья 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Правовое положение автономных учреждений определяет Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон об автономных учреждениях). Действие Закона о некоммерческих организациях на автономные учреждения не распространяется. Определение автономного учреждения, которое дает Закон об автономных учреждениях, практически полностью совпадает с приведенным выше понятием бюджетного учреждения.

Как и бюджетное учреждение, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение основной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено Законом об автономных учреждениях. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

Автономные учреждения, созданные (в том числе путем изменения типа) до 01.01.2011 года для выполнения работ, оказания услуг в сферах, не предусмотренных частью 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, подлежат реорганизации или ликвидации до 12 мая 2011 года (ч. 14 ст. 31 Закона № 83-ФЗ).

53. Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг.

Муниципальное задание — это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг (выполнения работ).

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам должно содержать:

  • определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

  • порядок оказания соответствующих услуг;

  • предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем муниципальных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями, устанавливается местными администрациями муниципальных образований с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Порядок формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ устанавливается Правительством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

По решению органа местного самоуправления, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания используются нормативные затраты на выполнение работ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *