Перевозки с НДС

Содержание

Облагается ли НДС услуга по доставке груза из России в Казахстан? (А. Гридин, 20 ноября 2014 г.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

А. Гридин, главный налоговый консультант

ТОО «Налоговое агентство Турегельдин и Партнеры»

ОБЛАГАЕТСЯ ЛИ НДС УСЛУГА ПО ДОСТАВКЕ ГРУЗА ИЗ РОССИИ В КАЗАХСТАН?

Россияне оказали услуги по доставке груза на территории России и из России в Казахстан, выставили счет-фактуру по 0% ставке. Сумма в учете казахстанской компании прошла как дополнительные транспортные расходы и села на себестоимость товара, при сдаче форм 328.00 и 320.00 эта сумма вошла в облагаемый оборот по НДС. Так как это международные услуги по перевозке, компания облагает их КПН с нерезидента 5%, НДС с нерезидента 12%? Нужно ли облагать эту услугу НДС с нерезидента?

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 276-8 Налогового кодекса (в редакции, действующей с 1 января 2013 года), размер облагаемого импорта товаров, в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении, определяется на основе стоимости приобретенных товаров.

Для целей настоящей статьи стоимость приобретенных товаров определяется на основании принципа определения цены в целях налогообложения.

Принцип определения цены в целях налогообложения означает определение стоимости приобретенных товаров на основании цены сделки, подлежащей уплате за товары, согласно условиям договора (контракта).

Если по условиям договора (контракта) цена сделки состоит из стоимости приобретенных товаров, а также других расходов, и при этом стоимость приобретенных товаров и (или) стоимость других расходов указаны отдельно, то размером облагаемого импорта является исключительно стоимость приобретенных товаров.

Если по условиям договора (контракта) цена сделки состоит из стоимости приобретенных товаров, а также других расходов, и при этом стоимость приобретенных товаров и (или) стоимость других расходов не указаны отдельно, то размером облагаемого импорта является цена сделки, указанная в договоре (контракте).

На основании вышеизложенного, стоимость услуг по доставке товаров из РФ в РК, если она не включена в стоимость товара, не входит в размер облагаемого импорта товаров, т. е. не отражается в форме 328.00 и не облагается НДС на импорт.

В соответствии с пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса доходы юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, определенные статьей 192 Налогового кодекса, облагаются КПН у источника выплаты без осуществления вычетов, путем применения ставок, установленных статьей 194 Налогового кодекса (услуги международных перевозок — 5%).

Подпунктом 16 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса определено, что доходами нерезидента из источников в РК признаются, в том числе, доходы от оказания услуг по международной перевозке.

В целях настоящего раздела международными перевозками признаются любые перевозки пассажиров, багажа, товаров, в том числе почты, морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, осуществляемые между пунктами, находящимися в разных государствах, одним из которых является РК.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации при выплате доходов резиденту РФ за услуги международной перевозки у ТОО возникают обязательства по удержанию и уплате в бюджет КПН у источника выплаты в размере 5% от выплаченной суммы, а также обязательства по предоставлению расчета формы 101.04 (статья 196 Налогового кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 241 Налогового кодекса работы, услуги, предоставленные нерезидентом, не являющимся плательщиком НДС в РК и не осуществляющим деятельность через филиал, представительство, являются оборотом налогоплательщика РК, получающего работы, услуги, если местом их реализации является РК, и подлежат обложению НДС в соответствии с Налоговым кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 228 Налогового кодекса плательщиками НДС являются:

1) лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по НДС в РК;

2) лица, импортирующие товары на территорию РК в соответствии с таможенным законодательством ТС и (или) таможенным законодательством РК.

Таким образом, обязательства по уплате НДС за нерезидента могут возникнуть только у налогоплательщика, состоящего на регистрационном учете по НДС и приобретающего у нерезидента работы и/или услуги, при условии признания местом приобретения данных работ и/или услуг РК.

Статьей 232 Налогового кодекса определено, что для целей исчисления НДС место реализации товаров, работ, услуг в ТС определяется в соответствии со статьей 276-5 Налогового кодекса.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 276-5 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена ТС, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства, если иное не предусмотрено подпунктами 1 — 4 пункта 2 данной статьи.

На основании вышеизложенного, в рассматриваемой ситуации учитывая, что услуги международной перевозки не отражены в подпунктах 1 — 4 пункта 2 статьи 276-5 Налогового кодекса, местом их реализации для целей исчисления НДС будет признаваться территория РФ и, соответственно, у ТОО обязательств по уплате НДС за нерезидента по данным услугам не возникает.

Уплата НДС при перевозках в рамках таможенного союза

С 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17) в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 48.

Таможенным кодексом Таможенного союза предусмотрен ряд положений, не имеющих правовой аналогии в таможенном законодательстве государств — членов таможенного союза. А именно:

  • вводится понятие «единая таможенная территория Таможенного союза»;
  • создаются единые условия таможенного транзита на всей территории Таможенного союза;
  • на территории Таможенного союза применяются Единый таможенный тариф и единые методы нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила;
  • отменяются таможенное оформление во взаимной торговле и поэтапно таможенный контроль (на внутренних таможенных границах) товаров, происходящих с территории государств — членов Таможенного союза, и товаров третьих стран, выпущенных в свободное обращение на единой таможенной территории.

При этом осуществление таможенного контроля, взимание таможенных платежей и обеспечение соблюдения таможенного законодательства производятся только на внешней границе Таможенного союза.

Таким образом, грузы (товары), перевозимые между странами — членами Таможенного союза через совместные границы, то есть по территории Таможенного союза, не подлежат таможенному оформлению (то есть помещению под какие-либо таможенные процедуры) и таможенному контролю.

Порядок налогообложения на территории Таможенного союза

С 1 июля 2010 г. вступили в силу Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (введено в действие Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. N 36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза», далее — Соглашение) и принятые в соответствии с ним Протоколы от 11 декабря 2009 г.:

  • «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» (далее — Порядок об экспорте и импорте товаров);
  • «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее — Порядок налогообложения работ и услуг).

С 1 июля 2010 г. эти документы применяются на двусторонней основе (Россия и Казахстан), а с 6 июля — на трехсторонней (Россия, Казахстан и Белоруссия).

В этой связи прежние Соглашения применяются только в той мере, в какой их положения совместимы с положениями Соглашения (Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 21 мая 2010 г. N 36).

Речь идет:

  • о Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15 сентября 2004 г. и Протоколах к нему;
  • Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 9 октября 2000 г.

Принципы взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) заключаются в следующем.

  1. При экспорте товаров применяются нулевая ставка НДС и освобождение от уплаты акцизов. Но только при условии, что экспорт документально подтвержден. Документы, обосновывающие правомерность применения нулевой ставки, необходимо представить в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров (п. 3 ст. 1 Порядка об экспорте и импорте товаров). К ним относятся:
  • договор;
  • выписка банка;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа Белоруссии или Казахстана;
  • транспортные документы.

Отметим, что в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 1 Порядка об экспорте и импорте товаров налоговые органы вправе затребовать иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки, если это предусмотрено законодательством РФ.

  1. При импорте товаров налоги взимаются налоговыми органами государства, на территорию которого ввозятся товары. Это значит, что российский импортер уплачивает НДС при ввозе товаров с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан по ставке 18 или 10%. Налоговая база определяется на дату принятия на учет импортированных товаров в виде суммы их стоимости и подлежащих уплате акцизов. При этом стоимостью товаров признается цена сделки, подлежащая перечислению поставщику, согласно условиям договора (п. 2 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров).

Перечислять НДС в бюджет необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. В эти же сроки налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. N 69н. За нарушение срока подачи декларации предусмотрена ответственность, установленная национальным законодательством (п. 9 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров), то есть налогоплательщик-импортер будет оштрафован согласно ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:

  1. заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде по форме, приведенной в Протоколе от 11 декабря 2009 г. «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов»;
  2. выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза;
  3. транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства — члена Таможенного союза на территорию другого государства — члена Таможенного союза. При перемещении товаров в Таможенном союзе по территориям указанных республик с использованием автомобильного транспорта хозяйствующими субъектами Российской Федерации может использоваться форма N 1-Т «Товарно-транспортная накладная». Об этом говорится в Письме Минтранса России от 24 мая 2010 г. N ОБ-16/5460, доведенном до сведения налогоплательщиков Письмом ФНС России от 8 июня 2010 г. N ШС-37-3/3693@.

Форма N 1-Т утверждена Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28 ноября 1997 г. N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»;

  1. счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза при отгрузке товаров в случае, если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза;
  2. договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства — члена Таможенного союза с территории другого государства — члена Таможенного союза;
  3. другие документы, предусмотренные п. 8 ст. 2 Протокола от 11 декабря 2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе».

Обратите внимание! Переплату НДС, возникшую при реализации товаров на территории РФ, можно зачесть в счет перечисления «импортного» налога.

Если товары были приняты на учет в месяце их ввоза и в том же месяце были возвращены из-за ненадлежащего качества, то такие товары в налоговую декларацию не включаются.

Если же налогоплательщик вернул товары по истечении месяца, в котором они были приняты на учет, то в этом случае необходимо будет представить уточненную декларацию (п. 9 ст. 2 Порядка об экспорте и импорте товаров).

  1. При выполнении работ (оказании услуг) НДС и акцизы перечисляются в том государстве, территория которого признается местом реализации работ (услуг).

Действие Соглашения распространяется на все товары — как происходящие с территорий России, Белоруссии, Казахстана, так и происходящие из других стран и выпущенные в свободное обращение на территории Таможенного союза.

Соглашение применяется и при экспорте товаров из России независимо от того, облагается или нет ввоз данного товара на территорию Белоруссии или Казахстана.

Особенности уплаты НДС при грузоперевозках

Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с Протоколом от 11 декабря 2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (ст. 5 Соглашения).

Новый Порядок налогообложения работ и услуг в целом повторяет положения действующего Протокола между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 23 марта 2007 г. «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг».

В соответствии со ст. 2 Порядка налогообложения стоимости работ и услуг взимание налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве, территория которого признается местом реализации данных работ и услуг.

При перевозке товаров местом реализации работ, услуг признается территория государства — участника Таможенного союза, если работы выполняются налогоплательщиком этого государства.

Документами, которые подтверждают место реализации работ (услуг), являются:

  • договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками (плательщиками) государств — членов Таможенного союза;
  • документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;
  • иные документы, предусмотренные законодательством государств — членов Таможенного союза.

Иными словами, если перевозку товаров осуществляет российский перевозчик, то местом реализации этих работ является территория РФ. Уплата НДС в этом случае осуществляется в России. Налоговая база, ставка НДС, налоговые льготы и порядок взимания налога определяются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Порядок применения ставки НДС при осуществлении грузоперевозок приведен в телеграммах ОАО «Российские железные дороги» от 30 июля 2010 г. N 13484, от 2 августа 2010 г. N ЦФТООР-10.3/1783 и от 12 августа 2010 г. N 14310 (см. таблицу).

Таблица

Вид грузоперевозки Ставка
НДС
Перевозка грузов (товаров) с территории РФ на территорию
Белоруссии или Казахстана
18%
Перевозка грузов (товаров) с территории одного участника
Таможенного союза (ТС) на территорию другого участника ТС через
территорию РФ
18%
Перевозка грузов (товаров) с территории участника ТС в третьи
страны, не являющиеся участниками ТС (в том числе и через
территорию других участников ТС)
0%
Перевозка из третьих стран на территорию ТС, в том числе через
территорию РФ
18%
Перевозка из третьих стран в третьи страны транзитом по территории
РФ
0%

Перевозка грузов (товаров) с территории участника Таможенного союза в третьи страны, не являющиеся участниками Таможенного союза

Перевозка грузов (товаров) с территории участника Таможенного союза в третьи страны, не являющиеся участниками Таможенного союза (в том числе через территории других участников Таможенного союза), облагается НДС по ставке 0%.

При этом в случае, если вывоз грузов (товаров) осуществляется с территории РФ (в том числе через территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан), то таможенное оформление производится в порядке, который действовал до 1 июля 2010 г.

В данном случае для подтверждения права применения ставки НДС 0% в перевозочных документах необходимо наличие штампа таможенного органа РФ «Выпуск разрешен», заверенного личной номерной печатью таможенного инспектора, и «Товар вывезен».

Если вывоз грузов (товаров) осуществляется с территории Республики Беларусь либо Республики Казахстан (через территорию РФ), то таможенное оформление производится участником Таможенного союза, с территории которого осуществляется перевозка грузов (товаров) в режиме экспорта.

В данном случае для подтверждения права применения ставки НДС 0% на перевозочных документах необходимо наличие штампа, заверенного личной номерной печатью таможенного инспектора:

  • таможенного органа Республики Беларусь «Выпуск дазволены»;
  • таможенного органа Республики Казахстан «Шыгаруга руксат» и (или) «Босатуга руксат».

В данном случае доходы от указанных перевозок отражаются в бухгалтерском и налоговом учете как доходы от перевозок грузов (товаров) на экспорт.

Перевозка из третьих стран в третьи страны транзитом по территории РФ

Перевозка грузов (товаров) из третьих стран, не являющихся участниками ТС, в третьи страны, не являющиеся участниками Таможенного союза, транзитом через территории участника (ков) Таможенного союза облагается НДС по ставке 0%.

При осуществлении данной перевозки грузы (товары) помещаются под процедуру таможенного транзита путем проведения таможенного оформления в пункте ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, который сопровождается оформлением транзитной декларации и проставлением направляющего штампа.

В случае если ввоз грузов (товаров) осуществляется через территорию Республики Беларусь, для подтверждения ставки НДС 0% в налоговые органы представляются копии перевозочных документов с направляющим штампом таможенных органов Республики Беларусь «Груз мытны у колькасцi…».

Кроме того, для подтверждения права российского перевозчика на применение ставки НДС 0% по данным перевозкам грузов (товаров) в перевозочных документах в обязательном порядке должен быть проставлен штамп таможенных органов РФ «Товар поступил». В случае отсутствия указанных штампов («Груз мытны у колькасцi…» и «Товар поступил») в перевозочных документах организации необходимо получить копии перевозочных документов с указанным штампом таможенных органов Республики Беларусь.

При использовании технологии электронного декларирования в перевозочных документах должна быть проставлена отметка таможенных органов РФ «Товар вывезен полностью» либо «Товар вывезен в количестве…».

В случае если ввоз грузов (товаров) осуществляется через территорию Республики Казахстан, в перевозочных документах проставляется направляющий штамп таможенных органов РФ, в регионе деятельности которых расположен пункт пропуска через границу между Республикой Казахстан и Российской Федерацией (Письмо ФТС России от 30 июня 2010 г. N 01-11/32342).

В случае если ввоз грузов (товаров) осуществляется через территорию РФ, в перевозочных документах проставляется направляющий штамп таможенных органов РФ с указанием таможни назначения и сроков доставки груза (товара), заверенный номерной печатью таможенного инспектора.

Перевозка грузов (товаров) из третьих стран на территорию Таможенного союза, в том числе через территорию РФ, а также с территории одного участника Таможенного союза на территорию другого участника Таможенного союза через территорию РФ

Начиная с 1 июля 2010 г. не подлежат помещению под процедуру, аналогичную ранее применявшемуся режиму международного таможенного транзита, грузы (товары), которые перевозятся:

  • с территории третьих стран — неучастников Таможенного союза через территорию РФ на территорию другого участника Таможенного союза;
  • территории одного участника Таможенного союза по территории РФ на территорию другого участника Таможенного союза.

Реализация указанных услуг по перевозке грузов (товаров) подлежит налогообложению НДС по ставке 18%.

В то же время при осуществлении таких перевозок после 1 июля 2010 г. таможенные органы РФ проставляют соответствующие таможенные отметки в перевозочных документах. А это дает возможность российским перевозчикам подтвердить право на применение ставки НДС 0%. Это возможно в случае проставления российскими таможенными органами в перевозочных документах по указанным перевозкам грузов (товаров) направляющего штампа с указанием таможни назначения и сроков доставки, заверенного номерной печатью таможенного инспектора. Для подтверждения права перевозчика на применение ставки НДС 0% перевозочные документы с указанными выше отметками таможенных органов представляются в налоговые органы в сроки, установленные законодательством.

Таким образом, перевозки грузов (товаров) с территории третьих стран — неучастников Таможенного союза через территорию РФ на территорию другого участника Таможенного союза, а также с территории одного участника Таможенного союза по территории РФ на территорию другого участника Таможенного союза облагаются НДС по ставке:

  • 0%, если в перевозочных документах проставлены соответствующие отметки таможенных органов;
  • 18%, если в перевозочных документах по таким перевозкам необходимые таможенные отметки отсутствуют.

Какие документы необходимы перевозчикам для подтверждения нулевой ставки НДС

Для подтверждения права на применение ставки НДС 0% в отношении услуг по перевозке грузов (товаров), помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, российские перевозчики представляют в налоговый орган документы, перечисленные в п. 2 ст. 4 Порядка:

  • договор (контракт), заключенный между налогоплательщиками (плательщиками) государств — членов Таможенного союза;
  • документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;
  • документы, подтверждающие вывоз (ввоз) товаров, указанных в п. 1 настоящей статьи;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, с отметкой налогового органа об уплате (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств — членов Таможенного союза);
  • таможенную (грузовую таможенную) декларацию, подтверждающую вывоз продуктов переработки давальческого сырья за пределы территории государств — членов Таможенного союза;
  • иные документы, предусмотренные законодательством государств — членов Таможенного союза.

Документы необходимо представить в налоговые органы в течение 180 календарных дней с даты отметки о ввозе (вывозе) товаров, проставленной пограничными таможенными органами на перевозочных документах (абз. 5 п. 9 ст. 165 НК РФ).

О.А.Курбангалеева

К. э. н.,

генеральный директор

ООО «Консалтинг Успешного Бизнеса»

Услуги, оказанные белорусской компании по перевозке груза из Беларуси в ЕС, облагаются НДС по ставке 18 процентов

Оказываемые российской организацией белорусской компании услуги по перевозке автотранспортом товаров из пункта отправления, расположенного в Республике Беларусь, в пункт назначения, находящийся на территории стран Европейского союза, облагаются НДС по ставке 18 процентов.

Вопрос: О налогообложении НДС услуг по перевозке товаров автомобильным транспортом от пункта отправления, расположенного в Республике Беларусь, до пункта назначения, расположенного на территории стран Европейского союза, оказываемых российской организацией белорусской организации.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 июля 2014 г. N 03-07-РЗ/36944

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке автомобильным транспортом товаров по маршруту, при котором пункты отправления находятся на территории Республики Беларусь, а пункты назначения — на территории стран Европейского союза, оказываемых российской организацией без завоза товаров на территорию Российской Федерации по договору с белорусской организацией, и сообщает.

Применение налога на добавленную стоимость в рамках Таможенного союза регламентируется нормами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 г. и Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г. (далее — Протокол).

На основании положений статей 2 и 3 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при оказании услуг производится в государстве — члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг, в соответствии с налоговым законодательством данного государства. При этом местом реализации услуг по перевозке или транспортировке товаров, оказываемых налогоплательщиком государства — члена Таможенного союза, признается территория этого государства. В связи с этим местом реализации услуг, оказываемых российской организацией, по перевозке товаров автомобильным транспортом признается территория Российской Федерации и налогообложение таких услуг осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс).

Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по международной перевозке товаров, в том числе автомобильным транспортом, между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, в другой — за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, при оказании российской организацией белорусской организации услуг по перевозке товаров автомобильным транспортом от пункта отправления, расположенного на территории Республики Беларусь, до пункта назначения, расположенного на территории стран Европейского союза, нулевая ставка налога на добавленную стоимость не применяется и, соответственно, такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

>По какой ставке облагается НДС перевозка товаров из России в Украину, Белоруссию или Казахстан? (Письмо Минфина России от 22.10.2010 N 03-07-08/299)

По какой ставке облагается НДС перевозка товаров из России в Украину, Белоруссию или Казахстан? (Письмо Минфина России от 22.10.2010 N 03-07-08/299)

С июля этого года в связи с началом функционирования таможенного союза косвенные налоги при перемещении товаров внутри единой таможенной территории уплачиваются по новым правилам. Они установлены Протоколами от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» и «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе». Применение этих документов на практике вызывает многочисленные вопросы.

В комментируемом Письме Минфин России разъяснил, что перевозка товаров из России в Украину, Белоруссию или Казахстан, а также иные транспортно-экспедиторские услуги, оказанные в отношении таких товаров, облагаются НДС по ставке 18 процентов. Обоснована данная точка зрения следующим образом. В соответствии со ст. 2 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе» перевозка российским налогоплательщиком товаров в Украину, Белоруссию или Казахстан облагается НДС по правилам Налогового кодекса РФ. В отношении таких услуг подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрена нулевая ставка НДС. А согласно п. 4 ст. 165 НК РФ для подтверждения нулевой ставки нужны, в частности, транспортные документы с отметками таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы России. Однако теперь при экспорте в Белоруссию и Казахстан таможенное оформление товаров не производится. Следовательно, представить необходимые документы перевозчик не может. При этом специального списка документов, подтверждающих нулевую ставку НДС для указанного случая, ст. 165 НК РФ не содержит. Поэтому перевозка товаров из России в Украину, Белоруссию или Казахстан, по мнению Минфина России, облагается НДС по ставке 18 процентов.

Однако возможна также позиция, в соответствии с которой перевозка товаров российским налогоплательщиком из России в Украину, Белоруссию или Казахстан, а также иные транспортно-экспедиторские услуги облагаются НДС по нулевой ставке. Для подтверждения последней налогоплательщик должен представить документы, перечисленные в п. 4 ст. 165 НК РФ. В их числе договор перевозки, выписка банка о поступлении выручки за оказанные услуги, копии транспортных документов. Отсутствие на товаросопроводительных документах отметок таможенных органов не должно являться причиной отказа в подтверждении нулевой ставки. Поскольку при перемещении товаров в таможенном союзе таможенное оформление не производится, то есть таможенные органы не проставляют отметок на транспортных документах, а ст. 165 НК РФ устанавливает требование об их наличии, в таком случае возникает неустранимая неясность, которая в силу п. 7 ст. 3 НК РФ должна толковаться в пользу налогоплательщика.

Таким образом, нулевую ставку можно подтвердить транспортным документом без отметок таможенных органов, из которого должно быть ясно, что товар перевезен из России в Украину, Белоруссию или Казахстан. Следует отметить, что правомерность таких действий необходимо будет доказывать в суде.

(«КонсультантПлюс: Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 11.11.2010»)

В Письме от 14.02.2011 N 03-07-08/41 Минфин России обращает внимание на то, что нулевая ставка применяется только в случае, если транспортно-экспедиционные услуги оказаны при организации международной перевозки. Если же такие услуги оказаны в отношении товаров, перемещаемых между двумя пунктами на территории РФ, то необходимо использовать ставку НДС 18 процентов (например, при перевозке от морского порта, через который товары ввезены на территорию РФ, до места назначения, расположенного на территории РФ, либо от места отправления, расположенного на территории РФ, до морского порта, через который товары вывозятся за пределы территории РФ).

Документы, которые необходимо представить для подтверждения нулевой ставки, перечислены в новом п. 3.1 ст. 165 НК РФ. Это копии контракта, выписки банка и транспортных документов. В указанном пункте также предусмотрены особенности формирования комплекта документов в зависимости от вида транспорта, которым перевозится товар. В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ подтверждающие документы необходимо представить в течение 180 календарных дней после проставления таможенными органами отметки на транспортных документах.

Следует отметить, что законодатель установил и комплект документов, необходимый для подтверждения нулевой ставки в случае перевозки товаров в страны таможенного союза. Напомним, что перевозка товаров из одной страны таможенного союза в другую облагается НДС по нулевой ставке согласно правилам Налогового кодекса РФ, если данные услуги оказывает российский налогоплательщик (пп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе»). В конце 2010 г. финансовое ведомство выпустило ряд разъяснений о том, что в указанной ситуации перевозчик не вправе воспользоваться нулевой ставкой. Такая позиция была обоснована тем, что ст. 165 НК РФ не был установлен комплект документов, необходимых при перевозке товаров внутри таможенного союза (см. Письма Минфина России от 10.11.2010 N 03-07-08/308, от 22.10.2010 N 03-07-08/299, от 19.10.2010 N 03-07-08/296). Однако данная точка зрения представлялась достаточно спорной (этому был посвящен один из комментариев выпуска обзора «Новые документы для бухгалтера» от 11.11.2010). Теперь же такой комплект документов предусмотрен. Наряду с контрактом и банковской выпиской должны быть представлены копии транспортных документов, в которых указаны места разгрузки или погрузки, находящиеся на территории разных государств таможенного союза (пп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ). Если договор перевозки заключен с организацией, не осуществляющей внешнеэкономическую сделку в отношении перевозимых товаров, то представляется еще один дополнительный документ — копия контракта этой организации с компанией, которая непосредственно осуществляет сделку (пп. 1 п. 3.1 ст. 165 НК РФ). Комплект документов необходимо представить не позднее 180 календарных дней с момента оформления транспортных документов (п. 9 ст. 165 НК РФ).

(«КонсультантПлюс: Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2011 года»)

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

С 2018 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться. Читайте подробнее .

Применение ставки 20% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 20%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 20%.

Еще один случай применения 20% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 20% и перечислить его в бюджет.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Образец заполнения счета-фактуры см. в статье «Счет-фактура на услуги — образец заполнения в 2018-2019 годах».

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Освобождение от начисления НДС

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

Кроме того, гл. 26.3 НК РФ предусматривает использование системы ЕНВД по деятельности, связанной с перевозкой грузов и пассажиров. Переход на данную систему налогообложения по указанному виду деятельности возможен при соблюдении (помимо общих требований перехода на ЕНВД) условия подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ: налогоплательщик должен иметь в собственности не более 20 транспортных средств. Таким образом, на основании п. 4 ст. 346.26 НК РФ данный перевозчик будет освобожден от начисления НДС при реализации транспортных услуг.

Условия для вычета

Сумму НДС, уплаченную при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, организация может принять к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса РФ (п. 26 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). При этом должны быть выполнены следующие условия:

  • товары приобретены для операций, облагаемых НДС;
  • товары приняты к учету (оприходованы на баланс организации);
  • факт уплаты НДС подтвержден первичными документами.

Такие условия вычета установлены пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

Подробнее см. При каких условиях входной НДС можно принять к вычету.

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС, уплаченный по товарам, импортированным из стран – участниц Таможенного союза, если задолженность перед поставщиком полностью не погашена?

Ответ: да, можно.

Налоговый кодекс РФ не ставит возможность вычета НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза в зависимость от момента погашения задолженности перед поставщиком. Все условия, при соблюдении которых уплаченный НДС можно поставить к вычету, приведены в пункте 2 статьи 171 и пункте 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ. Если эти условия выполнены, налог можно принять к вычету.

Подтверждающие документы

Документами, подтверждающими уплату НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, являются заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налоговой инспекции или решение налоговой инспекции о зачете переплаты по федеральным налогам в счет уплаты НДС при импорте.

Кроме того, для подтверждения права на вычет НДС у российской организации-импортера должны быть документы, перечисленные в пункте 20 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Реквизиты заявления (номер и дату) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговой инспекции укажите в графе 3 книги покупок (подп. «е» п. 6 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). А номер и дату платежного поручения, подтверждающего уплату НДС на таможне, – в графе 7 книги покупок (подп. «к» п. 6 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). При этом импортер должен обеспечить хранение заявлений и платежных документов, подтверждающих уплату налога вместе с полученными счетами-фактурами. Об этом сказано в пункте 15 раздела II приложения 3 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

Сроки принятия НДС к вычету

НДС по товарам, импортированным из стран – участниц Таможенного союза, можно принять к вычету не ранее того налогового периода, в котором были выполнены следующие условия:

  • товары приняты к учету;
  • сумма НДС перечислена в бюджет;
  • у организации есть заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налоговой инспекции;
  • сумма НДС отражена в специальной декларации по косвенным налогам.

Такой порядок следует из положений пункта 26 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, абзацев 2, 3 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

Пример применения вычета НДС по товарам, импортированным из стран – участниц Таможенного союза

Строительная организация АО «Альфа» импортирует из Республики Беларусь два автопогрузчика стоимостью 695 000 руб. каждый. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет при ввозе каждого автопогрузчика, составляет 125 100 руб. (695 000 руб. × 18%).

Первый погрузчик был принят к учету (отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы») 14 августа 2015 года.

21 сентября 2015 года «Альфа» перечислила в бюджет сумму НДС со стоимости автопогрузчика и представила в налоговую инспекцию декларацию по косвенным налогам при ввозе товаров за август. Вместе с декларацией «Альфа» подала в налоговую инспекцию заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Заявление с отметкой налоговой инспекции, подтверждающей факт уплаты НДС со стоимости погрузчика, было получено 25 сентября.

21 октября 2015 года «Альфа» представила декларацию по НДС за III квартал, в которой в разделе 3 по строке 190 была отражена сумма 125 100 руб. Таким образом, сумма НДС по товарам, импортированным в августе, была возмещена из бюджета в III квартале.

Второй погрузчик был принят к учету (отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы») 15 сентября 2015 года. НДС со стоимости второго погрузчика «Альфа» перечислила в бюджет 21 сентября.

15 октября 2015 года «Альфа» подала в налоговую инспекцию декларацию по косвенным налогам при ввозе товаров за сентябрь. Вместе с декларацией «Альфа» подала в налоговую инспекцию заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Заявление с отметкой налоговой инспекции, подтверждающей факт уплаты НДС со стоимости погрузчика, было получено 23 октября 2015 года.

20 октября «Альфа» представила в налоговую инспекцию декларацию по НДС за III квартал. Поскольку заявление о ввозе товаров с отметкой налоговой инспекции было получено позже этой даты, право на вычет НДС со стоимости второго автопогрузчика организация сможет заявить только в декларации по НДС за IV квартал (до 20 января 2016 года).

Включение НДС в стоимость товаров

В некоторых случаях НДС, уплаченный по товарам, которые были ввезены из стран – участниц Таможенного союза, к вычету не принимается, а включается в стоимость приобретаемых товаров. Так нужно поступать, если импортируемые товары:

  • используются в операциях, не облагаемых НДС (освобожденных от налогообложения);
  • используются для производства и реализации продукции, местом реализации которой территория России не признается;
  • ввозит организация, освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика по статье 145 Налогового кодекса РФ, или организация, не являющаяся плательщиком НДС (например, применяющая специальный налоговый режим);
  • предполагается использовать в операциях, которые не признаются объектом налогообложения НДС согласно пункту 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Такие правила установлены пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: как учесть НДС, уплаченный при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, если организация применяет специальный налоговый режим?

Ответ на этот вопрос зависит от того, какой спецрежим применяет организация.

Организации, применяющие специальные налоговые режимы, являются плательщиками НДС по операциям, связанным с ввозом товаров на территорию России (п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Однако принять к вычету сумму НДС, уплаченного при ввозе товаров, такие организации не вправе (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). НДС, уплаченный при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза (в т. ч. основных средств и нематериальных активов), они могут учесть либо в их стоимости, либо в составе расходов.

Уменьшить налоговую базу по единому налогу на сумму НДС, уплаченную при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза (в т. ч. основных средств и нематериальных активов), вправе:

— организации на упрощенке, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами (подп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

— организации – плательщики сельхозналога (подп. 11 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

Организации на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, и организации, применяющие ЕНВД, включают сумму НДС, уплаченного при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, в стоимость ввезенных товаров (в т. ч. основных средств и нематериальных активов) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

На практике бывают ситуации, когда импортер вернул ввезенные товары (частично или полностью) по причине ненадлежащего качества или неполной комплектации. Такой возврат, как правило, приводит к уменьшению налоговой базы, а значит, и суммы НДС к уплате в бюджет. О том, как документально подтвердить возврат товаров и отчитаться в инспекцию, см. Как рассчитать и уплатить НДС при импорте из Таможенного союза.

После подписания договора о Таможенном Союзе между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в этих странах изменилась система взимания косвенных налогов (НДС и акцизов). Порядок их применения установлен Соглашением между Правительствами трёх государств от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе», которое вступило в силу с 1 июля 2010 года.

Методология взимания НДС и акцизов подробно описана:

  • Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля над их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009.
  • Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.2009.
  • Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009.

Все нормы имеют приоритет перед Налоговым кодексом Российской Федерации.

Так что же изменилось? При экспорте товаров применяется ставка НДС 0%. При ввозе товаров из стран Таможенного Союза налог не платится на таможне, а перечисляется в бюджет через налоговую инспекцию. Его должны платить все импортёры, включая предприятия применяющие, специальные налоговые режимы («упрощенку» или «вмененку»), а также получившие освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость.

Моментом определения налоговой базы является дата принятия ввезенных товаров на учет. Для товаров, ввезённых из стран Таможенного Союза налоговая база – это их стоимость, фактическая цена сделки, пересчитанная в рубли по курсу ЦБ РФ. Причем, ставка НДС не должна превышать ставку НДС, которая применяется к аналогичным товарам в данной стране. Налог составляет 10 либо 18%.»Ввозной» налог нужно перечислить в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором товары были приняты на учет.

  1. Вместе со специальной декларацией по косвенным налогам в инспекцию подтверждающий импорт пакет документов:
  2. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
  3. Выписку банка, подтверждающую уплату налога в бюджет;
  4. Транспортные и товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров (по формам, установленным в соответствующих государствах);
  5. Счета-фактуры на отгрузку товаров (если их оформление предусмотрено законодательством государств – членов Таможенного союза);
  6. Договор (контракт), на основании которого товар ввозится в страну.

Налог можно принять к вычету при условии, что товары куплены для перепродажи и приняты на учет, что подтверждается документально. К вычету необходимо предоставить платёжное поручение, выписку банка, заявление о ввозе товаров с отметкой налоговой инспекции. Зачесть налог, уплаченный при ввозе товаров из стран Таможенного Союза, можно не ранее налогового периода уплаты НДС. Право на зачет налога на добавленную стоимость имеют только плательщики этого налога.

Документом, подтверждающим уплату НДС при ввозе товаров, является заявление, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года. На этой бумаге должна стоять отметка фискальной службы государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате налогов или, например, об освобождении от этой обязанности. Особого порядка заполнения этого документа не предусмотрено.

Уплата косвенных налогов после выполнения работ или оказания услуг проводится в государстве, которое признается местом их реализации. Это не относится к давальческой продукции. Для подтверждения места реализации потребуются предоставить договор на работы (услуги), акты выполнения работ и иные документы, предусмотренные государством Таможенного Союза. При аренде и лизинге транспортных средств местом реализации услуг признается территория арендодателя или лизингодателя. Для всех прочих работ считается место нахождения исполнителя.

На сегодняшний день активную приграничную торговлю ведут соседние с Казахстаном российские области. С возвратом НДС у них не возникает проблем. По мнению генеральных директоров предприятий, все шероховатости появляются из-за нерасторопности конкретных бухгалтеров. Тем более, товарооборот некоторых компаний, глубоко ориентированных на соседей, превышает объемы их торговли в самой России.

1 339 Теги по теме: Казахстан» НДС» Россия» Таможенный СоюзВерсия для печати

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *