Государственный земельный надзор

Государственный земельный надзор

«Государственный земельный надзор – деятельность уполномоченных должностных лиц Росреестра направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства.

Должностные лица Росреестра в рамках государственного земельного надзора осуществляют контроль за соблюдением:

— требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками;

— требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;

— требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению;

— требований земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях (за исключением выполнения требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности);

— требований земельного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

— обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

— требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

— предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме:

— проведения плановых и внеплановых проверок;

— систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства. Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством;

— принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, имеют бланки документов с изображением Государственного герба Российской Федерации и служебное удостоверение, форма которого установлена приказом Росреестра от 28.11.2013 № П/487 «Об организации оформления и использования служебных удостоверений с жетоном должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, уполномоченных осуществлять государственный земельный надзор».

Оформление результатов проверок

По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также в отношении лиц, совершивших нарушения составляются по результатам проверок протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства

Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством.

Обжалование решений и действий (бездействий) должностных лиц

Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного земельного надзора, осуществляющих плановые и внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информирование об исполнении государственной функции

Информацию по вопросам исполнения государственной функции заинтересованные лица могут получить путем направления в Росреестр и его территориальные органы письменных обращений, по телефону, по электронной почте, в ходе личного приема, на официальном сайте Росреестра в сети Интернет (www.rosreestr.ru) и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru).

Почтовый адрес для направления обращений: 101000, г. Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19.

Телефоны для справок: 8 800 100 34 34, (495) 917-57-98, (495) 917-48-52.

Адрес электронной почты Росреестра: 00_uddfrs1@rosreеstr.ru.

Почтовые адреса, телефоны для справок и адреса электронной почты территориальных органов Росреестра размещены на официальном сайте Росреестра во вкладке «Структура» раздела «О Росреестре».

  • Нормативно-правовые акты, регламентирующие осуществление государственного земельного надзора
  • Административный регламент
  • Перечень требований, соблюдение (исполнение) которых является предметом проводимых проверок соблюдения земельного законодательства
  • План проведения проверок
  • Сведения об итогах проведения проверок
  • Статистика
  • Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного земельного надзора
  • Результаты административных обследований объектов земельных отношений
  • Список вопросов для проведения правообладателями земельных участков самостоятельной оценки наличия нарушений земельного законодательства

Государственный земельный контроль: цель, задачи и основные функции уполномоченных органов

Предыдущая2345678910

В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Управление земельно-ресурсным потенциалом страны охватывает весь спектр общественных отношений. Земля – главный национальный ресурс, вопросы функционирования и использования земли находятся в сфере приоритетных государственных интересов.

Государственный земельный контроль является важным звеном в системе государственного управления в сфере землепользования. Он, с одной стороны, является средством выявления нарушений регулирующих предписаний, которые издают государственные органы, а с другой стороны, позволяет обеспечить обратную связь в процессе управления, выявить те направления в деятельности государственных органов, где требуется совершенствование форм и методов регулирования.

Цель государственного земельного контроля – сохранение земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан. Государственный земельный контроль осуществляется специально уполномоченными государственными органами за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Понятие земельного контроля регламентировано Земельным кодексом Российской Федерации, содержание которого составляет контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель.

Государственный земельный контроль осуществляется:

— за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями, их руководителями, должностными лицами, гражданами,

— в соответствии с законодательством Российской Федерации,

— в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Предметом государственного земельного контроля являются проверка деятельности организаций, их руководителей, должностных лиц и граждан, участвующих в отношениях по охране и использованию земель, с целью определения соответствия этой деятельности требованиям правовых норм, регулирующих земельные отношения.

В соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 689 (а также с учетом Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года №1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»), государственный земельный контроль осуществляют:


— Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – за землей как объектом недвижимого имущества,

— Федеральная служба по надзору в сфере природопользования – за землей как природным объектом и природным ресурсом,

— Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору – за землей как природным объектом и природным ресурсом.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:

а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

б) порядка переуступки права пользования землей;

в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

д) порядка предоставления сведений о состоянии земель;

е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный земельный контроль на всех категориях земельных участков.

Специально уполномоченные органы при осуществлении государственного земельного контроля взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.

Должностные лица, осуществляющие государственный земельный контроль являются государственными инспекторами по использованию и охране земель.

Время чтения: 6 минут

В соответствии с отечественным законодательством, земля и ее ресурсы являются основным достоянием народа. Также она имеет особую социальную ценность как недвижимость. Чтобы контролировать справедливое распределение и целевое использование земель, ведется государственный земельный надзор. Рассмотрим, что он собой представляет и каким образом реализуется.

Понятие надзора

Под государственным земельным надзором понимают деятельность уполномоченных государством органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства РФ. При этом не имеет значения, кто совершает такие правонарушения: государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица.

Земельный контроль – это важная управленческая функция. Он применяется в отношении правовых положений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность. К основным его задачам можно отнести:

  • организацию и проведение проверок;
  • принятие предусмотренных законодательством мер по наблюдению за исполнением земельных норм;
  • анализ текущей ситуации;
  • прогнозирование их исполнения в дальнейшем.

Земельный надзор и контроль за использованием земель направлены также на принятие мер по пресечению и устранению негативных последствий, которые возникли в результате правонарушения. Эта традиционное правовое средство уже многие годы существует в Российской Федерации.

Управление Росреестра как органа государственного надзора

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – это орган исполнительной власти широкой компетенции. В рамках рассматриваемого вопроса полномочия Росреестра в сфере земельного надзора включают в себя:

  • контроль за исполнением запрета самовольного занятия земельных участков, использованием наделов без правоустанавливающих документов и разрешений, позволяющих вести хозяйственную деятельность;
  • надзор за соблюдением порядка переуступки права пользования угодьями;
  • контроль за целевым использованием земли в зависимости от ее принадлежности к той или иной категории;
  • контроль за соблюдением требований о наличии и сохранности межевых знаков границ участков;
  • установление порядка предоставления данных о состоянии земель;
  • исполнение предписаний по вопросам земельного законодательства;
  • устранение правонарушений в данной сфере.

Обязанности Росреестра по земельному контролю достаточно широки. Орган действует на основании ряда подзаконных актов, таких как:

  • (о Росреестре);
  • (о Росреестре);
  • (об утверждении регламента органа).

Отдел государственного земельного надзора управления Росреестра есть в каждом регионе.

Чтобы более детально ознакомиться с его функциями, узнайте, что собой представляет единый государственный реестр недвижимости.

Особенности муниципального контроля

Как отмечалось выше, существует несколько видов земельного надзора. Для начала выясним, что такое муниципальный земельный контроль. Он представляет собой деятельность органов местного самоуправления по отслеживанию соблюдения требований законодательства в сфере земельных правоотношений. Придерживаться этих норм обязаны все:

  • органы государственной власти и местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • граждане;
  • индивидуальные предприниматели.

Предмет муниципального земельного контроля – это соблюдение перечисленными категориями лиц и организаций установленных требований законодательства на конкретно взятой территории и выполнение предписаний органов государственного надзора. Объектами проверки являются не только земельные участки, но и их части, расположенные в пределах компетенции муниципального контролирующего органа.

Муниципальный контроль за использованием земель осуществляется согласно нормам федерального законодательства и положениям местных нормативно-правовых актов. Он вверен органам местного самоуправления территориальных единиц:

  • округа, если объекты расположены в его границах;
  • поселений, в случае, когда объекты находятся в пределах городских поселений;
  • муниципального района, если объект расположен на межселенной территории или в пределах сельских поселений, которые входят в состав данного района.

Права и обязанности органов муниципального надзора

Земельный контроль органами местного самоуправления проводится с целью сбора наиболее полных и актуальных данных, которыми в дальнейшем смогут воспользоваться другие государственные органы для пресечения земельных правонарушений. Благодаря этим действиям обеспечивается рациональное использование природных ресурсов, а процедура учета и контроля становится максимально прозрачной и открытой.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют земельный надзор путем реализации своих полномочий, в круг которых входит:

  • соблюдение норм использования земель, их целевого назначения;
  • исключение самовольного захвата земель и их использования без необходимой документации;
  • сбор достоверной информации о состоянии участков;
  • предотвращение порчи земель сельскохозяйственного назначения;
  • совершение действий, направленных на улучшение угодий;
  • расстановка и обеспечение сохранности знаков размежевания;
  • контроль за исполнением предписаний по устранению правонарушений;
  • приведение участков в состояние, позволяющее использовать их согласно целевому назначению.

Процедура осуществления контроля

Порядок проведения муниципального надзора предполагает осуществление инспекторских проверок согласно установленному плану работ. Основанием для этого служит распоряжение руководства уполномоченного органа.

Внеплановые мероприятия могут проводиться в случае:

  • обнаружения данных, которые подтверждают факт нарушения земельного законодательства;
  • необходимости проверки выполнения предписаний;
  • получения от государственных органов или местной администрации, физических или юридических лиц сведений о нарушении норм земельного законодательства.

Согласно регламенту, муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц проводится не чаще, чем раз в два года. Проверки юридических лиц осуществляются по истечении срока, отведенного на устранение нарушений, или при поступлении сведений о совершаемом правонарушении.

Как отмечалось выше, проверки проходят в соответствии с установленным планом, который утверждается на определенный год. План проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю, а также юридических лиц, составляют местные органы власти.

По результатам проверки составляется акт. В нем содержится информация о виновности или невиновности проверяемых лиц, а также о привлечении их к административной ответственности.

В качестве дополнений к акту могут прилагаться фотографические таблицы, замеры площади и другие доказательства, подтверждающие факт правонарушения.

Для эффективного выполнения своих обязанностей уполномоченные органы составляют проверочные листы по муниципальному земельному контролю. В этот документ входит список вопросов, ответы на которые следует получить в рамках одной проверки.

Особенности общественного надзора

В земельном законодательстве содержится понятие общественного и производственного надзора. Второй тип контроля представляет собой действия собственника земельного участка, землепользователя, владельца или арендатора в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности. Эти лица самостоятельно осуществляют производственный контроль в области использования и охраны земель.

На последней разновидности надзора предлагаем остановиться подробнее.

Суть и функции общественного контроля

Общественный контроль – это деятельность граждан и негосударственных некоммерческих объединений, целью которой является наблюдение за работой органов власти и местного самоуправления в сфере земельных правоотношений, затрагивающей интересы физических и юридических лиц.

Такой надзор выполняет следующие функции:

  • информационную. Предполагает сбор данных о недвижимости, которая находится под контролем у ведомств;
  • предупредительную. Предотвращает правонарушения;
  • карательную. Способствует выявлению правонарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

Субъекты общественного надзора

Согласно положениям законодательства, общественный земельный контроль осуществляется гражданами, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями.

Главное условие проведения общественного надзора – отсутствие государственного финансирования.

Особенности процедуры

Как показывает практика, чаще всего общественный контроль начинается уже на этапе составления планов по распределению участка, его зонированию, определению объектов, которые будут расположены на нем, и выбору получателя надела.

Этот вид контроля осуществляется в самых разных формах, даже тех, которые четко не установлены законодательством.

В некоторых случаях общественники могут воспользоваться более широкими полномочиями, например, инициировать проведение независимой экологической экспертизы. Для этого необходимо подать соответствующее ходатайство в муниципалитет.

Результаты надзора

В случае выявления правонарушений граждане и общественные объединения обращаются в муниципальный орган, который на основании полученных данных обязан провести проверку.

Если факт нарушения положений закона подтвердится, компетентный орган оформляет предписание и административный протокол. Виновные лица привлекаются к ответственности.

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА

Преобразование государственного земельного контроля в надзор было осуществлено в 2011 г. Тогда же было дано новое определение этого вида деятельности и осуществлено его отграничение от земельного контроля.

Так, до 2011 г. ЗК РФ предусматривал следующие виды земельного контроля: 1) государственный — за соблюдением земельного законодательства и требований охраны и использования земель; 2) муниципальный — на федеральном уровне не регламентировался (его задачи и содержание определялись законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами муниципальных образований); 3) общественный — за соблюдением: порядка подготовки и принятия органами государственной власти и местного самоуправления, решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель; 4) производственный, который осуществлялся правообладателем участка в ходе его хозяйственной деятельности;

После 2011 г. (и изменений 2014 г.) осуществляются:

  • • земельный надзор {государственный), т.е. деятельность, по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства, а также по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения этих требований;
  • • земельный контроль: 1) муниципальный, т.е. деятельность по контролю за соблюдением в отношении объектов земельных отношений требований законодательства; 2) общественный (его содержание и задачи не изменились); 3) производственный, осуществление которого с 2015 г. прекращено.

Кроме того, в 2014 г. законодателем внесен ряд важных изменений в порядок осуществления надзорно-контрольных функций в земельной сфере:

  • • права лиц, осуществляющих государственный земельный надзор, теперь определены непосредственно ЗК РФ, а не подзаконным актом как это было ранее;
  • • упорядочены вопросы организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства ;
  • • введена качественно новая форма наблюдения за исполнением требований земельного законодательства — административное обследование’*;
  • • решены вопросы взаимодействия при осуществлении государственного земельного надзора (Росреестр и др. федеральные органы) и муниципального земельного контроля.

Рассмотрим подробнее действующий с 2015 г. порядок осуществления государственного земельного надзора. Сферы его ведения следующим образом разграничены между органами Госземнадзора (региональные органы в таком надзоре не участвуют — соответствующие федеральные органы имеют территориальные подразделения во всех субъектах РФ, иногда, они создаются сразу для нескольких регионов).

Росреестр и его территориальные органы осуществляют надзор за соблюдением:

  • • требований земельного законодательства о недопущении: 1) самовольного занятия земельных участков; 2) их использования без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; 3) самовольной уступки права пользования землей; 4) самовольной мены земельными участками;
  • • требований о переоформлении юридическими лицами ранее возникшего у них права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (на право аренды или собственности);
  • • требований земельного законодательства: 1) об использовании земельных участков по целевому назначению; 2) связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях; 3) при предоставлении земельных участков органами местного самоуправления;
  • • обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению;
  • • требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков.

Россельхознадзор и его территориальные органы осуществляют надзор в отношении земель, на которые распространяется действие норм закона об обороте сельхозземель. Такой надзор связан с соблюдением следующих требований:

  • • о недопустимости самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы;
  • • о недопустимости порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
  • • об улучшении земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, а также за выполнением обязательных мероприятий в этой части;
  • • об обязательности использования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной деятельности, связанной с ним;
  • • в области мелиорации земель.

Росприроднадзор и его территориальные органы осуществляют надзор в отношении земель всех категорий за соблюдением:

  • • обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, а также после завершения строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры и сноса существовавших объектов такой инфраструктуры;
  • • требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
  • • режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
  • • требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Также все три службы осуществляют надзор за выполнением предписаний, выданных их должностными лицами по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Осуществление государственного земельного надзора включает в себя:

  • 1) организацию и проведение проверок соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства РФ, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность;
  • 2) систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
  • 3) принятие мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений.

Традиционной формой земельного надзора (ранее — контроля) является проведение проверок, которые могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства.

Планы проведения проверок составляются отдельно в отношении указанных органов и лиц (Росприроднадзором — в рамках ежегодных планов проведения проверок при осуществлении федерального государственного экологического надзора). Росреестр, Россельхознад- зор и Росприроднадзор разрабатывают ежегодные планы проведения проверок независимо друг от друга. Если сферой деятельности одного территориального органа указанных служб является несколько субъектов РФ (например, территориальное управление Россельхознадзо- ра по г. Москве, Московской и Тульской областям), то по каждому из них разрабатывается отдельный ежегодный план проведения плановых проверок. В такие планы включаются органы и лица — правообладатели объектов земельных отношений, расположенных в границах соответствующего субъекта РФ, при этом указываются сведения об этих объектах, позволяющие их идентифицировать (кадастровый номер, адрес, описание местоположения). Проводятся плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства не чаще чем раз в 3 года. Ежегодный план подлежит согласованию с органами прокуратуры.

Внеплановые проверки проводятся при наличии следующих оснований:

  • • истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
  • • поступление информации о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены), причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов, безопасности государства, чрезвычайные ситуации (как природного, так и техногенного характера), а также о возникновении соответствующей угрозы;
  • • поручение Президента или Правительства РФ, а также требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по материалам и обращениям, поступившим в органы прокуратуры;
  • • выявление признаков нарушений законодательства по итогам административного обследования либо поступление в орган госзем- надзора обращений и заявлений о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, юридических лиц или граждан (в обоих случаях, если проверяются юридические лица и индивидуальные предприниматели, то требуется согласование органа прокуратуры).

По результатам проверок составляются акты. В случае если в ходе проведения проверок выявляются нарушения требований законодательства, помимо составления актов выдаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности.

Информация о результатах проведенных проверок размещается на официальных сайтах органов Госземнадзора. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов Госземнадзора, осуществляющих плановые и внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.

В ряде случаев выявленные при проведении проверок нарушения требований земельного законодательства влекут за собой принудительное изъятие земельного участка.

Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством.

Административное обследование осуществляется должностными лицами органов Госземнадзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок. Это новая форма надзора, суть которой в том, что должностные лица самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований исследуют состояние и способы использования земельного участка или иного объекта земельных отношений на основании информации во всех доступных легальных источников. При этом не происходит контакта должностных лиц органов Госземнадзора с правообладателями земельных участков или их доступа на обследуемые объекты земельных отношений. Например, государственный земельный инспектор, изучая открытые источники информации, обнаружил факт нецелевого использования земельного участка, который предназначен для ИЖС, а фактически там построен магазин, т.е. ведется коммерческая деятельность. В этом случае инспектор устанавливает юридические обстоятельства с помощью данных ГКН, ЕГРП (ЕГРН), публичной кадастровой карты, ПЗЗ, архивных фондов, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, данных дистанционного зондирования и другой информации, полученной по результатам визуального осмотра и иными методами. Для целей административного обследования запрашиваются необходимые сведения у органов государственной власти и местного самоуправления, организаций-операторов государственных и муниципальных информационных систем, владельцев архивных фондов, правообладателей информации, полученной дистанционными и другими методами. В течение 15 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия в орган Госземнадзора представляются следующие сведения:

  • • от Минкультуры России — сведения из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также информация о земельных участках в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения и охранных зонах этих объектов;
  • • Минсельхоза России — результаты почвенных, агрохимических, фитосанитарных, эколого-токсикологических обследований;
  • • Минприроды России — сведения о границах ООПТ федерального значения и их охранных зон;
  • • Росреестра и подведомственных ему организаций — сведения, содержащиеся в ЕГРП, ГКН (ЕГРН), ГФДЗ;
  • • Росимущества — сведения из реестра федерального имущества в отношении земельных участков;
  • • Роскосмоса — данные дистанционного зондирования Земли;
  • • Рослесхоза — обобщенная документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре;
  • • органов исполнительной власти субъектов РФ — сведения из реестра имущества соответствующего региона (о земельных участках), из государственного лесного реестра (о лесах), из схемы территориального планирования, а также сведения о земельных участках в границах территорий объектов культурного наследия регионального значения и охранных зонах этих объектов, сведения о границах ООПТ регионального значения и их охранных зон;
  • • органов местного самоуправления — сведения из реестра муниципального имущества (о земельных участках), из документов территориального планирования и градостроительного зонирования, из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, из архивов муниципального образования, а также сведения о земельных участках в границах территорий объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и охранных зонах этих объектов, сведения о границах ООПТ местного значения и их охранных зон.

В приоритетном порядке административное обследование осуществляется в отношении: 1) земельных участков, кадастровая стоимость которых выше удельного показателя такой стоимости в соответствующем муниципальном образовании; 2) земель, которые востребованы в гражданском обороте (исходя из статистики сделок купли-продажи); 3) земельных участков, которые в случае их изъятия в связи с ненадлежащим использованием могут быть предоставлены гражданам и организациям (исходя из статистики обращений с заявлениями о предоставлении земельных участков в органы местного самоуправления).

Для земель сельскохозяйственного назначения приоритетом при указанном обследовании являются: 1) сельскохозяйственные угодья; 2) земли, используемые для ведения сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Результаты административного обследования оформляются актом установленной формы (при выявлении признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность), или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства. При отсутствии по итогам проведения обследования признаков нарушений земельного законодательства, следующее обследование такого объекта может быть проведено не ранее чем через два года.

Результаты обследования учитываются при составлении ежегодных планов проведения проверок соблюдения земельного законодательства. При этом объект, в отношении которого было проведено административное обследование, не выявившее признаков нарушений земельного законодательства РФ, в течение трех лет со дня его проведения не может быть включен в такой план (за исключением плановых проверок соблюдения земельного законодательства РФ, осуществляемых в рамках федерального государственного экологического надзора).

Что касается соответствия требованиям земельного законодательства актов по вопросам использования и охраны земель, принятых органами государственной власти и местного самоуправления, то при выявлении такого несоответствия органы госземнадзора направляют в принявшие их органы предложения о корректировке таких актов. Такие предложения направляются в 15-дневный срок со дня выявления несоответствия; при этом устанавливается срок информирования о принятых мерах по устранению допущенных нарушений. Орган государственной власти или местного самоуправления, получивший указанное предложение органа госземнадзора должен в 30-дневный срок рассмотреть его и принять меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, способствующих их совершению. Если в месячный срок допущенные нарушения не будут устранены либо в установленный срок в орган госземнадзора не будет предоставления информации о принятых мерах, то указанный орган информирует о выявленном несоответствии таких актов органы прокуратуры.

По итогам проведения плановых и внеплановых проверок, административного обследования, анализа актов, принятых органами государственной власти и местного самоуправления с учетом данных государственного мониторинга земель органы госземнадзора осуществляют анализ и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства. Результаты такого анализа и соответствующий прогноз включаются в ежегодно подготавливаемый Рос- реестром государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

  • Статья 42 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Российская газета. 2011, 25 июля.
  • Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2014,23 июля.
  • Новая ред. ст. 71 ЗК РФ.
  • Новая ст. 71.1 ЗК РФ.
  • Новая ст. 71.2 ЗК РФ.
  • Новая ред. ст. 72 ЗК РФ.
  • ь Постановление Правительства РФ от 2 января 2015 г. № 1 «Об утвержденииположения о государственном земельном надзоре» // СЗ РФ. 2015. № 2. Ст. 514.
  • Компетенция Росреестра не охватывает земельные участки, оборот которых регулируется законом об обороте сельхозземель.
  • За исключением таких, оборот которых регулируется законом об обороте сельхозземель.
  • См. параграф 6.3 настоящего учебника.
  • Утв. постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 г. № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельныхотношений» // СЗ РФ. 2015. № 13. Ст. 1937.

Земельный надзор и контроль

Земельный контроль – важнейшая функция управления и традиционная правовая мера, предусмотренная земельным законодательством. Выделение в ходе административной реформы надзорной функции государственного управления и возложение ее исполнения на соответствующие федеральные органы исполнительной власти привело к разделению понятий надзора и контроля в различных сферах, включая область использования и охраны земель.

Согласно ст. 71 ЗК РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с ЗК РФ, законодательством РФ в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в порядке, установленном Правительством РФ.

Государственный земельный надзор осуществляют следующие специально уполномоченные государственные органы и их территориальные подразделения:

  • 1) Росреестр осуществляет надзор за соблюдением:
    • – выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
    • – порядка переуступки права пользования землей;
    • – выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
    • – выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
    • – порядка предоставления сведений о состоянии земель;
    • – исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;
  • 2) Росприроднадзор осуществляет надзор за соблюдением:
    • – выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
    • – выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
    • – выполнения требований законодательства РФ о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;
    • – режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
  • 3) Россельхознадзор осуществляет на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений надзор за соблюдением:
    • – выполнения в соответствии с Законом об обеспечении плодородия земель мероприятий но сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;
    • – выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Названные специально уполномоченные органы осуществляют надзор выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

При проведении проверок должностные лица специально уполномоченных органов, являющиеся государственными инспекторами по надзору в области использования и охраны земель, имеют право:

  • • запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимые для осуществления государственного земельного надзора сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
  • • посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления государственного земельного надзора;
  • • давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий;
  • • составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;
  • • обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства.

Наряду с указанными правами главные государственные инспекторы по надзору в области использования и охраны земель имеют также право: в пределах своей компетенции рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные штрафы; выносить предупреждения о допущенном земельном правонарушении в соответствии с ЗК РФ; направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности; вносить в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, издавшие акты, касающиеся вопросов земельных отношений, предложения о приведении указанных актов в соответствие с земельным законодательством.

В ЗК РФ установлены следующие виды земельного контроля: муниципальный, общественный, производственный.

Статьей 72 ЗК РФ предусмотрено проведение муниципального и общественного земельного контроля.

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Такой контроль проводится указанными органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Например, постановлением Городской Думы г. Калуги от 25.11.2003 № 279 утверждено Положение «О муниципальном земельном контроле в г. Калуге», в котором предусмотрены органы и должностные лица, уполномоченные на осуществление муниципального земельного контроля; права, обязанности и ответственность должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль; порядок проведения мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля.

В соответствии со ст. 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Φ3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный земельный контроль организуется на территории городских и сельских поселений, городских округов.

Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Общественный земельный контроль является одним из способов реализации принципа земельного законодательства, закрепленного в ст. 1 ЗК РФ: участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому они имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Одна из форм такого участия предусмотрена ст. 31 ЗК РФ, в соответствии с которой при предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей.

В целях привлечения широкой общественности к осуществлению земельного контроля приказом Роскомзема от 22.09.1994 № 66 «О порядке назначения внештатных общественных инспекторов по использованию и охране земель» был определен порядок назначения внештатных общественных инспекторов по использованию и охране земель. Их права и обязанности получили закрепление в Памятке, утвержденной письмом Роскомзема от 26.01.1995 № 3-14/166 «Об утверждении “Памятки по осуществлению внештатными общественными инспекторами контроля за использованием и охраной земель”».

Согласно ст. 73 ЗК РФ производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке. Порядок его проведения определяется этими лицами самостоятельно. Проведение производственного земельного контроля является их обязанностью. Кроме того, они обязаны предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля. Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 07.04.2005 № П/0060 определен порядок получения сведений по проведению производственного земельного контроля. Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле» предусмотрено, что сведения об организации производственного земельного контроля предоставляются лицами, использующими земельные участки, по письменному запросу Росреестра и его территориальных органов не чаще одного раза в год.

Непредставление или несвоевременное представление собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков указанной информации влечет за собой привлечение этих лиц к административной ответственности в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *