Надзор за пожарной безопасностью

Государственная противопожарная служба Российской Федерации

Эмблема Государственной противопожарной службы

Государственная противопожарная служба Российской Федерации — один из видов пожарной охраны в России. В неё входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов РФ. Федеральная противопожарная служба входит в состав МЧС России с 2002.

Государственная инспекция пожарного надзора Министерства внутренних дел РСФСР

Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ Министерства внутренних дел Российской Федерации

В 1991 году Государственная инспекция пожарного надзора службы общественной безопасности Министерства внутренних дел РСФСР была преобразована в самостоятельную службу противопожарных и аварийно-спасательных работ этого министерства.

Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации

В 1993 году Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации.

21 декабря 1994 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О пожарной безопасности», согласно которому пожарные получили право издавать Нормы пожарной безопасности, дублирующие требования государственных стандартов и требовать сертификации любой продукции (такой как холодильники и бытовая электроника).

Ведомость взносов членов ГСК за апрель 1997 года с отчислениями государственному пожарному надзору

Закон «О пожарной безопасности» установил обязательные отчисления в пользу территориальных подразделений противопожарной службы в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет местных бюджетов. Конституционный суд признал это положение не соответствующим Конституции и оно утратило силу с 1 января 2003 года. На 2002 год эти отчисления были одним из основных источников финансирования органов пожарной безопасности. При этом с 1996 по 2005 годы страховые организации были обязаны производить отчисления в фонды пожарной безопасности от поступивших сумм страховых платежей по противопожарному страхованию в размере не ниже пяти процентов от этих сумм.

30 апреля 1999 года Указом Президента Российской Федерации установлен профессиональный праздник — «День пожарной охраны России».

Государственная противопожарная служба МЧС России

В ноябре 2001 года вышел указ президента «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности». В результате этого 278 тысяч сотрудников ГПС вошли в состав МЧС России, численность которого была до этого 70 тысяч человек.

В результате административной реформы 2005 года противопожарную службу разделили на федеральную и региональную.

Федеральная противопожарная служба

Территориальное подразделение — пожарная часть МЧС России

Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы — составная часть Государственной противопожарной службы, входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Из Государственной противопожарной службы в состав федеральной в 2005 году выделилось более 80 тысяч человек и около 70 тысяч пожарных содержались за счёт охраняемых ими объектов на договорной основе. На 2010 численность подразделений федеральной противопожарной службы составляла 150 тысяч человек, в объектовых формированиях — более 16 тысяч.

В состав федеральной противопожарной службы входят:

  • структурные подразделения центрального аппарата МЧС России;
  • Главные управления МЧС России по субъектам РФ;
  • органы государственного пожарного надзора;
  • пожарно-технические научно-исследовательские учреждения;
  • подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы;
  • объектовые подразделения;
  • специальные и воинские подразделения;
  • территориальные подразделения;
  • договорные подразделения федеральной противопожарной службы.:38

Техническое регулирование и надзор

По мнению координатора рабочей группы при президенте РФ по реформе техрегулирования в 2001—2007 годах Александра Рубцова противопожарные требования в России запутаны и противоречивы:

Чтобы сократить нарушения, надо как минимум иметь в собранном, обозримом и исполнимом виде саму систему требований. Сейчас они разбросаны по десяткам и сотням тысяч нормативных документов, в изобилии содержащих нормы избыточные, взаимоисключающие, абсурдные и заведомо невыполнимые. Собрать исчерпывающий перечень требований для условной «Зимней вишни», хотя бы только по эксплуатации объекта, сейчас не в состоянии даже доктор технических наук. Надзор тем более в этом не помощник; наоборот, в его интересах держать массив норм в запутанном и непрозрачном состоянии.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации

Эмблема противопожарной службы Архангельской области

Противопожарная служба субъекта Российской Федерации Государственной противопожарной службы — составная часть Государственной противопожарной службы, создаваемая органами государственной власти субъектов в соответствии со своим законодательством.:38

Административная реформа возложила функции по организации тушения пожаров в населённых пунктах на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодательство предоставило право создавать противопожарную службу субъектов Российской Федерации самим субъектам. Службы субъектов создавалась на основе использования фондов существующих подразделений государственной противопожарной службы. Разделение Государственной противопожарной службы повлекло за собой необходимость разделения функций и полномочий между ними.:90 C 1 января 2005 года Государственная противопожарная служба имеет две составляющих: федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.:34

Из Государственной противопожарной службы в состав служб субъектов в 2005 году выделилось 137 тысяч человек. На 2010 численность подразделений противопожарной службы субъектов насчитывала около 52 тысяч человек.

Государственная противопожарная служба Российской Федерации на Викискладе

Примечания

  1. Государственная противопожарная служба//Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах. Т. I (А — И) — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015
  2. Постановление Совета Министров РСФСР от 16 августа 1991 г. N 433 «Вопросы организации службы противопожарных и аварийно- спасательных работ Министерства внутренних дел РСФСР»
  3. СОВЕТ МИНИСТРОВ — ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 августа 1993 г. N 849 г. Москва Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации
  4. Ъ-Деньги — Советская власть плюс сертификация всей страны. www.kommersant.ru. Дата обращения 12 января 2019.
  5. Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 82-О
  6. Постановление Правительства РФ от 12.07.1996 N 789 О фондах пожарной безопасности и противопожарном страховании
  7. Горим синим пламенем//Совершенно секретно № 12/223 2007 год. www.webcitation.org. Дата обращения 12 января 2019.
  8. Федеральная противопожарная служба//Пожарная безопасность. Энциклопедия. —М.:ФГУ ВНИИПО, 2007
  9. 1 2 Моя хата с краю//Версия. versia.ru. Дата обращения 12 января 2019.
  10. 1 2 МЧС: Во всех субъектах России созданы гарнизоны пожарной охраны : Новости.0-1.ru. www.0-1.ru. Дата обращения 12 января 2019.
  11. 1 2 3 4 От спасения России к новым горизонтам развития. С. К. Шойгу: 21 год во главе Чрезвычайной службы России. В 4-х т. Т. III: Национальная система пожарной безопасности —М.:ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012
  12. Поборы и смерть: как система создала условия для пожара в Кемерово. www.rbc.ru. Дата обращения 12 января 2019., РБК (27 марта 2018 года)
  13. Противопожарная служба субъектов Российской Федерации//Пожарная безопасность. Энциклопедия. —М.:ФГУ ВНИИПО, 2007

>Безопасность. Орловская область

Виды проверок пожаробезопасности

Но вернемся к вопросу о проверке пожарной безопасности. Наряду с плановыми проверками есть еще ряд других, к которым вы можете подготовиться. Рассмотрим эти виды проверок по порядку.

Плановые

Органы государственного и муниципального контроля разрабатывают план, согласно которому они раз в три года будут к вам наведываться и осматривать ваш объект на предмет соответствия его пожарной безопасности рассчитанной категории.

Документарная

Эта проверка похожа на плановую, о ней вас предупредят за три дня. В ходе такой ревизии, как следует из ее названия, основное внимание уделяется грамотному документальному оформлению пунктов противопожарной безопасности.

Выездная

О такой проверке вас также предупредят заранее и она не может длиться дольше 20 дней, разве что процесс не будет затянут различными расследованиями, экспертизами испытаниями и так далее. Но и в этом случае продление проверки возможно не более чем на 20 дней.

Внеплановая

Конечно, о ней вас уведомят, но не ранее, чем за сутки. Эта проверка как раз и выявляет, насколько ваш объект соответствует нормам пожарной безопасности вообще. Вам должны предъявить соответствующие документы – распоряжение о проверке. Без него таковая не является законной. Есть несколько видов внеплановой проверки:

  • контрольная;
  • оперативная;
  • по жалобе.

Повторная

Если в ходе нее выявится, что вы не выполнили предписания плановой проверки, то приготовьтесь платить серьезные штрафы.

Долю переживаний каждая из этих проверок, безусловно, несет. Но если вами регулярно уделяется внимание вопросу пожарной безопасности, то ни одна из этих проверок не нарушит вашего привычного ритма рабочей деятельности.

Государственный надзор и контроль в области пожарной безопасности

Важным направлением деятельности органов управления РСЧС всех уровней в области предупреждения и ликвидации ЧС является проведение в пределах своих полномочий государственного надзора и контроля в области обеспечения пожарной безопасности.

Органы ГПН осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

Органами ГПН являются:

– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального ГПН – департамент надзорной деятельности МЧС России;

– структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления федерального ГПН на территориях федеральных округов – управления надзорной деятельности региональных центров МЧС России;

– структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, созданные для организации и осуществления федерального ГПН на территориях субъектов Российской Федерации – управления надзорной деятельности Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальные отделы (отделения, инспекции) надзорной деятельности;

–структурные подразделения специальных и воинских подразделений – отделы (отделения, инспекции, группы) надзорной деятельности специальных и воинских подразделений ФПС МЧС России, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.

Организационная структура, полномочия и функции органов ГПН, а также порядок осуществления федерального ГПН установлены:

– Положением о федеральном государственном пожарном надзоре ;

– Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (приказ МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375) .

Система управления органами ГПН приведена в приложении 1.

Положением о федеральном государственном пожарном надзоре установлены права и обязанности государственных инспекторов по пожарному надзору, а именно:

– проводить проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты в части соблюдения требований пожарной безопасности;

– выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара;

– производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

– составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений, в том числе применять до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в случае возникновения пожара.

Предметом государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами является соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности.

Выполнение административных процедур исполнения государственной функции заканчивается составлением и вручением органом ГПН акта проверки или акта проверки органа власти, акта проверки физического лица-правообладателя, а также процедурой или совокупностью следующих процедур:

выдачей предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара и о проведении мероприятий в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;

возбуждением дела об административном правонарушении;

вынесением постановления или решения по делу об административном правонарушении;

внесением представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *