НДС с продаж

Налог с продаж вместо НДС

Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев поручил Министер­ству Финансов изучить вопрос замены налога на добавленную стоимость налогом с продаж. Целью введения и усовершенствования налога с продаж является снижение коррупциогенности и сокращение теневой экономики в стране. Как повлияет введение нового налога на сельхозпроизводителей и чего ждать от нововведений – читайте ниже.

Налог на добавленную стоимость вы­зывает много критики и среди налого­плательщиков нашей республики, и среди чиновников. За все годы действия этого налога развилось много теневых и коррупционных схем. Расплодились фирмы, оказывающие услуги «по воз­мещению НДС», возникли схемы с «лжеэкспортом». Когда товары якобы экспортировались за рубеж республи­ки, и сумму НДС государство возмеща­ло экспортеру, а на самом деле никаких отгрузок не производилось.

Хотя и совершенствование налоговой системы в этом направлении не стоит на месте. Перекрестные, камеральные проверки, электронные формы налого­вой отчетности и прочие – рычаги проти­водействия лжепредпринимательству расширяются.

НДС и фермеры сегодня

Для казахстанских сельхозпроизво­дителей налог на добавленную стои­мость вполне выгоден. У плательщиков НДС товар собственного производства приобретают несколько дороже, чем у неплательщиков. Все потому что НДС выгоден перекупщикам, пройдя по це­почке движения зерна от производите­ля до экспортера, налог возвращается к последнему звену – экспортеру. Бюджет возмещает ему сумму НДС. Поэтому внутренним звеньям этот НДС, пока движется товар, просто необходим. Вот и завышают цену на зерно с НДС.

Производство сельскохозяйственной продукции – бизнес с большим сроком оборачиваемости средств. За произ­водственный год фермеры, приобретая основные и оборотные средства, товар­но-материальные ценности и услуги, берут в зачет довольно крупные суммы НДС. В конце года, продавая произве­денный товар, суммы начисления НДС возникают также существенные. Но к уплате в бюджет идет разница между начисленным и зачтенным налогом.

Кроме того, юридические лица, при­меняющие специальный налоговый ре­жим для производителей сельскохозяй­ственной продукции, уплачивают лишь 30% от исчисленной к уплате суммы НДС. Крестьянские хозяйства и юриди­ческие лица, не применяющие специ­альный налоговый режим, уплачивают 100% суммы исчисленного НДС.

Есть одно «но» – плательщики НДС должны вести бухгалтерский учет с со­блюдением строгого документооборо­та. Все первичные документы с НДС – счета-фактуры, накладные, акты вы­полненных работ, чеки и прочие долж­ны быть заполнены в соответствии с законодательством РК. Иначе можно потерять зачетный НДС при налоговой проверке.

Посулы нового налога

Как видим, схема действия НДС в на­стоящее время для сельхозпроизводи­телей вполне приемлема. Что же будет, если ее отменят и введут новый налог с продаж? Этот налог в нашей стра­не с начала ее независимости пока не действовал.

Это не налог с оборота как НДС, это налог на конечную реализацию. В клас­сической схеме налог с продаж уплачи­вает конечный потребитель, а отчиты­вается об этом в налоговый орган ко­нечный продавец. В развитых странах налог с продаж действует по-разному, ставки налога устанавливают различ­ные, есть много товаров и услуг, кото­рые законодательно освобождаются от налога.

В соседней России налог с продаж по­следний раз действовал с 1998 по 2004 годы. Облагался он по ставке 5% одно­временно с налогом на добавленную стоимость и имел много критических замечаний от экспертов.

Налог с продаж в отличие от НДС име­ет каскадный эффект. На стоимость то­вара, движущегося по классической схеме – производитель – оптовый прода­вец – розничный продавец, будет начис­ляться налог с продаж. Причем каждое звено цепочки будет начислять налог на уже начисленный налог. Суммы посту­плений в бюджет будут увеличиваться. А к конечному потребителю придет уже очень дорогой товар. Систем зачетов и возмещений, как при НДС, у налога с продаж нет. Ставка его должна быть очень низкой, поскольку звеньев в тор­говой цепочке может быть очень много.

Принцип начисления налога может быть и таким, когда уплачивать его бу­дет лишь конечный потребитель това­ра. А перекупщики, приобретающие товар для дальнейшей реализации, будут освобождены от уплаты. Тогда стоимость товара не «вздуется», но суммы бюджетных поступлений будут незначительными.

Таким образом, сельхозпроизводите­ли, как начальное звено торговой це­почки, при каскадном принципе обло­жения налогом с продаж станут прода­вать зерно по наименьшей стоимости. В противном случае к конечному потреби­телю оно может прийти очень дорогим. А стоимость таких социально значимых товаров, как хлеб и мука, контролиру­ется государством. Власти не позволят удорожания хлеба.

Кроме того, при отмене НДС трейде­ры-экспортеры лишатся возмещения сумм налога при отгрузке зерна на экс­порт или довольно хорошей дополни­тельной маржи. А это, в свою очередь, повлияет на установление закупочной стоимости зерна и на рыночные тренды.

Каковы будут принципы исчисления налога с продаж, и в какие сроки про­фильное министерство намерено вво­дить новый налог – пока не известно. Еще больше вопросов возникает по по­воду того, как Казахстан осуществит отказ от НДС, находясь в Таможенном союзе со странами, где применяется именно этот вид налога.

Анна Боложи

Ссылки по теме:

Может ли индивидуальный предприниматель, занимающийся двумя видами деятельности… торговать с применением специального налогового режима, а вести крестьянское хозяйство с применением общеустановленного режима?

Транспортный налог для сельхозпроизводителей

Что такое налоговое обследование?

Опубликовано 04.12.2015

Поделиться материалом

  • Кто в Казахстане будет платить налог с продаж вместо НДС

    Фото: forbas.ru

    Президент РК Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительства 5 мая поручил Минфину изучить вопрос замены НДС на налог с продаж. Эта инициатива приведет к существенному изменению механизма сбора налога и его администрированию на всех участках. Естественно, это означает, что будет принят новый Налоговый кодекс.

    Поскольку официальной информации о том, каким будет налог с продаж в Казахстане, еще нет, предпринимателям и экспертам на первый взгляд показалось, что налог с продаж будут платить все компании – производители сырья, промежуточных изделий, готовой продукции, оптовые и розничные дистрибьюторы. Учитывая, что мировой практике налог с продаж не предполагает зачета (когда налог, уплаченный предыдущей компанией, отнимается от суммы налога, начисленного следующей компании), большинство экспертов, в том числе и я, восприняли эту инициативу как инструмент, предполагающий существенный рост налоговой нагрузки. Однако это не так.

    Платит последний продавец

    Чтобы детально изучить эту тему, я воспользовался неофициальным каналами и выяснил некоторые подробности. Предполагается, что налог с продаж будут платить только компании, которые продают готовую продукцию конечному потребителю. Допустим, сельхозкомпания вырастила зерно и поставила его на элеватор. Оттуда зерно перепродали мельнице, которая переработала его в муку. Далее муку купил хлебокомбинат, который произвол хлебобулочные изделия и продал оптовым структурам, а те развезли продукцию по розничным точкам. В этой схеме налог с продаж платят только розничные точки. Это означает, что все предыдущие цепочки платят только КПН, а НДС для них теперь больше не будет – иначе говоря, для них существенно снижается налоговая нагрузка, что является безусловным плюсом.

    Но если с потребительскими товарами все ясно, то как быть промышленными товарами? Здесь, скорее всего, будет внедрен механизм, отражающий назначение товара – конечное потребление или поставка его на склад для производства или перепродажи. Если товар продается конечному потребителю, налог с продаж заплатит продавец, если нет, налог с продаж переходит на следующее звено.

    Труднее будет с услугами, так как их невозможно «поставить на склад», но они могут участвовать в производственном цикле. Например, консалтинговая компания закупает юридические услуги. Если придется платить налог с продаж (формально его заплатит юридическая компания, но она выставит счет, включив налог с продаж в общую сумму), можно ли будет поставить его в зачет, когда будут проданы консалтинговые услуги? Скорее всего, придется оставить механизм зачета. На эту мысль наталкивает то, как будет облагаться налогами импорт.

    Налог на импорт

    Отмена налога на добавленную стоимость в принципе предполагает, что НДС «уйдет» и при импорте. Однако просто не облагать налогами импорт не получится, поэтому, скорее всего, произойдет простое переименование НДС в налог на импорт. В дальнейшем компания, купившая импортный товар и заплатившая налог, сможет поставить его в зачет, когда импортный товар будет продан конечному потребителю. И если будет разрешен зачет по импорту, придется разрешить зачет и по внутренним операциям.

    Существенным отличием новой системы налогообложения станет то, что исчезнет право экспортеров на возврат НДС. С другой стороны, весь объем НДС, который они платили и выставляли к возврату, теперь просто не будет уплачиваться, так как поставщики теперь тоже не будут платить НДС и налог с продаж.

    В любом случае, можно предположить, что будет определенный нетто-эффект, но его объем можно будет высчитать, когда появится официальная подробная информация.

    Как обойти этот налог?

    Сейчас для сокращения НДС предприниматели используют «обнальные конторы». После введения налога с продаж «обнальщики» будут не нужны (либо будут нужны исключительно для уменьшения КПН). Но, с другой стороны, если механизм зачета останется, «обнальные» схемы будут использоваться и дальше.

    В целом механизм зачета мотивирует предпринимателя перебрасывать налоговую нагрузку на предыдущие цепочки, то есть на поставщиков, тогда как его отсутствие будет мотивировать перебрасывать на последующие цепочки – на покупателя. Возможно, случится так, что предприниматели начнут создавать структуры, которые будут выступать «покупателями», а потом через «нужных» людей производить ликвидацию. Здесь можно противопоставить электронные счета-фактуры, которые надо будет заполнять день в день, но есть и другие схемы. Например, «покупателю» достаточно брать товар «на склад», а потом, накопив приличный объем, изобразить «пожар», «порчу», «кражу» и т.д.

    Когда будут введены изменения?

    Учитывая масштаб предполагаемых изменений, на обсуждение всех деталей уйдет много времени. Это значит, что изменения могут быть внедрены не ранее 1 января 2017. Все, описанное мной, основывается на неофициальной информации, поэтому параметры могут еще поменяться.

    В целом, с точки зрения администрирования налог с продаж проще, чем НДС. Правда, тут все зависит от параметров – если сохранится механизм зачета, разница будет небольшой. Остается лишь подождать, когда все детали будут озвучены официально.

    Налог с продаж введен не будет, налоговые новации подготовят через 2 недели

    Налогу с продаж сказали: «Нет»

    Антону Силуанову, министру финансов, ставшему недавно первым вице-премьером, пришлось два последних дня отвечать на вопросы про налоги. В пятницу, 25 мая, он сначала «отдувался» на деловом завтраке Сбербанка, а затем на панельной сессии по налоговой и бюджетной политике.

    В ходе завтрака у Грефа, он подтвердил, что речь не идет о неизменности текущей конфигурации налоговой системы. Изменения будут, а потом уже новый вариант зафиксируют на следующие шесть лет.

    Модератор налоговой сессии, глава комитета по бюджету Госдумы Андрей Макаров, устроил первому вице-премьеру небольшой допрос с пристрастием. В какой-то момент министр даже попросил Макарова перестать задавать ему вопросы.

    Будет ли повышаться подоходный налог или вводиться прогрессивная шкала, спросил Макаров. Мы против, но решать будет правительство, ответил Сиуанов.

    «Мы считаем, что у нас низкий уровень налогообложения граждан и отсутствие возможностей для уклонения, махинаций. И 13%, которые последнее время платили мы все, мне кажется, очень хороший принцип налогообложения. Мы предлагаем не менять ситуацию с подоходным налогом. Окончательное решение еще будет принимать правительство», — добавил он.

    Какова судьба маневра 22/22, предполагающего повышение НДС с 18% до 22% и понижение совокупной ставки страховых взносов с 30% до 22%? Ничего не могу сказать, ответил министр. Будет ли реализована инициатива по перераспределению налога на прибыль между федеральным центром и регионами? Это было бы справедливо, но окончательное решение не принято.

    «Есть субъекты России, например Москва, которые за счет прибыли получают большие объемы ресурсов. Если мы централизуем часть налога на прибыль, мы сможем собрать этот доход у регионов, которые пользуются, например, столичными функциями», — сказал Силуанов.

    Против этой инициативы позже высказался мэр Москвы Сергей Собянин, поскольку столица сильно пострадает от таких изъятий.

    А как быть с налогом на движимое имущество, против возврата которого протестует бизнес, продолжал спрашивать Макаров. Мы слышим предложения бизнеса, ответил министр.

    Единственный однозначный ответ был получен на вопрос о возможности введения налога с продаж. Силуанов сказал: «Нет».

    Порадовал он и некоторых плательщиков НДС с льготной ставкой. По его словам, позиция Минфина заключается в том, что «мы, как Министерство финансов, как экономический блок, против дополнительного обложения детского питания».

    Принято также решение о снижении акцизов на моторное топливо, чтобы приостановить рост цен на заправках. Потери бюджета оцениваются примерно в 140 млрд руб., и предстоит еще понять, как их компенсировать.

    Антон Силуанов подтвердил еще раз, что все новации в налоговой сфере должны быть в ближайшее время согласованы. Провести их через парламент планируется до конца текущей, весенней сессии.

    Чиновники не должны отрываться от реальности

    Статус первого вице-премьера помимо административного роста привел к тому, что ему приходится теперь отвечать за широкий круг вопросов. Так Силуанову в пятницу еще раз «прилетело» от бывших коллег.

    Герман Греф считает, что проектное управление, модель которого прошлое правительство Дмитрия Медведева пыталось внедрить еще недавно «не полетит», если не будет создана эффективная система управления.

    На вопрос «как реализовать стратегические задачи» глава Сбербанка отвечал на одноименной сессии. В этой дискуссии руководитель Сбербанка объединился с главой Счетной палаты Алексеем Кудриным.

    Модель уже сформированного кабинета министров защищал первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. По его мнению, трансформация управления от неэффективных ФЦП через госпрограммы в приоритетные проекты уже состоялось и дальше произойдет трансформация в национальные проекты. Поэтому на этот раз «должно выстрелить» считает первый вице-премьер. По логике Силуанова, этому способствует политика бюджетной консолидации.

    Раньше поставленные цели не исполнялись «в результате оптимизаций» признался Антон Силуанов. На этот раз будет комплексный охват госпрограмм и ресурсов, новый подход в управлении и мониторинг за их исполнением.

    Но бюджетный порядок не устраивает Германа Грефа, по мнению которого «госуправление завязано на процесс», а «такое количество проверяющих органов приводит к тому, что люди боятся принимать решения».

    Он считает, что нужны «новые лидеры среди госчиновников», нужно разрушать «вертикальные колодцы», как административные, так и цифровые и создавать единую цифровую систему управления. А правительство, по его мнению, сейчас занимается уже устаревшими методами проектного управления вместо того, что бы повышать скорость исправления ошибок, демонстрации готовности отойти от изначального плана, если что-то пошло не так.

    Правительству, по мнению Грефа, не нужна отдельная стратегия в цифровом мире, если «весь мир превращается в цифровой». Ключевым направлением Греф назвал цифровое управление социальным сектором.

    «Искуственный интеллект дает индивидуальный трек каждому ребенку. Безопасность. Новые возможности предоставления услуг. Система управления кадрами, система управления эффективности перед каждым госслужащим», — это те направления, где без цифровизации уже не обойтись.

    Алексей Кудрин, так же считает, что правительству сильно не хватает реформы госаппарата. Он напомнил, что цифровизация и реформирование госаппарата может привести к сокращению 30% чиновников. А нынешняя система управления создала «нестыкуемые» модели бумажных и цифровых баз данных. Нужны шаги по консолидации функций.

    С ним был согласен и Герман Греф в том, что структура из 22 министерств и 10 вице-премьеров не способствует повышению эффективности правительства.

    Черту под этим спором подвел министр торговли из сингапурского правительства Ко По Кун. В Сингапуре проектные методы опробовали еще в начале 90-х.

    И по его словам, все, о чем спорят российские политики конечно важно, но «обычным людям неинтересно слушать большие политические вещи».

    «Чиновники должны быть более масштабны, но начинать с небольших шагов. Не отрываться от реальности», — посоветовал сингапурский министр.

    Налог с продаж отменен

    С 1 января цены на большинство потребительских товаров могут упасть как минимум на 5%. По крайней мере, это крупные розничные торговцы обещали еще прошлой весной. Правда, глобальное снижение цен с нового года может оказаться «уткой»: как считают эксперты, большинство ритейлеров могут оставить цены на прежнем уровне. А покупатели, в свою очередь, могут просто не заметить снижения налогов. Весь 2003 год россиянам обещали, что с 1 января 2004 года цены упадут как минимум на 5%. Это может произойти из-за отмены налога с продаж и снижения налога на добавленную стоимость. Сегодня эти налоги суммируются с ценой товаров — незаметно для покупателей, но весьма ощутимо для кошелька. Налог с продаж и НДС добавляют к стоимости товара 25%. С 1 января эта «прибавка» составит 18%: НДС будет снижен с 20% до 18%, а налог с продаж и вовсе отменен. Снижение ставки НДС на 2% будет выгодно практически всем российским компаниям. А вот отмена налога с продаж на руку в основном розничным торговцам. Этот налог, в отличие от НДС, взимается при конечной реализации товара или услуги непосредственно с покупателя. Правда, как именно торговцы будут снижать цены и будут ли это делать вообще, никто пока предсказывать не берется. Скорее всего ритейлеры поступят хитро. И вряд ли упустят шанс получить дополнительный доход после того, как налоговая нагрузка уменьшится. То есть цены окажутся ниже не на 7%, а, к примеру, на 2-3%. Этого хватит, чтобы несведущий покупатель поверил в падение цен. А сэкономленных 4-5% от объемов продаж ритейлерам хватит, к примеру, на строительство нового магазина. «Поскольку законодательно снижение цен не является обязательным, то отмена налога не приведет автоматически к падению цен, — говорит руководитель аналитического отдела Альфа-банка Андрей Богданов. — Снижения цен стоит ожидать в сферах с высокой конкуренцией. Например, если один продавец электроники снизит цены, другому тоже придется это сделать. В менее конкурентной среде, вполне возможно, продавцы получат дополнительную прибыль за счет того, что оставят цены на прежнем уровне». Да и сами потребители вряд ли заметят разницу в ценах до и после Нового года. «Большинство людей вообще имеют весьма смутное представление об отмене налога с продаж, — говорит эксперт консалтинговой компании BKG Владимир Скопцов. — И, судя по последним заявлениям, цены реально снизятся только на товары, в отношении которых существует стабильный и высокий спрос». По мнению эксперта, цены на товары класса «люкс» — например, дорогие алкогольные напитки, в отношении которых скидка в 5% была бы хорошо ощутима, останутся на нынешнем уровне. Ждать всплеска потребительской активности в связи с отменой налогов, по мнению аналитиков, бесполезно. «Для Москвы отмена налога с продаж вряд ли станет принципиальным событием», — считает Андрей Богданов. Обещания московских и питерских ритейлеров снизить цены на 5% впервые прозвучали еще весной 2003 года (например, «Пятерочки» и «М-Видео»). И большинство крупных розничных сетей пока от своих слов не отказываются. Московские сети супермаркетов говорят о том, что цены будут снижены и на те товары, на которые действие налога с продаж не распространялось (это хлеб, молоко и ряд других товаров из продуктовой корзины). По мнению директора по связям с общественностью «Седьмого континента» Ирины Телицыной, это будет в первую очередь способствовать оттоку покупателей с оптовых рынков в сторону розницы. Зато не снизятся цены из-за отмены налога на алкогольные напитки. Как рассказали «Известиям» представители сети «Ароматный мир» (входит в холдинг «Арома»), выпадающий налог «заменит» повышение акцизов. «На импортный алкоголь акциз вырастет со 117 до 135 рублей на литр, это повышение скажется на конечной цене продукта», — говорят представители компании. Также отличится и российский алкоголь. По оценкам Национальной алкогольной ассоциации, 0,5 литра водки из-за роста акциза с нового года подорожает на 7 рублей. Отмена налога с продаж снизит стоимость лишь тех товаров и услуг, в цене которых налог до того не указывался. По крайней мере, первое время. Например, сразу же после Нового года на 7% подешевеет мобильная связь. К стоимости минуты разговора, указанной в прейскуранте оператора, нужно будет прибавлять не 25%, как сейчас, а 18%. Скорее всего эти тарифы со временем незаметно вырастут. Однако пока операторы говорят об обратном. «Тарифы, которые мы декларируем, остаются прежними, абоненты будут платить меньше, — говорит начальник службы по связям с общественностью МТС Павел Нефедов. — Выручка оператора уменьшится. Но чистая прибыль останется прежней — ведь ровно на столько же процентов уменьшатся наши перечисления в бюджет налогов». Гораздо более заметно могут подешеветь авиабилеты, в цене которых налоги появляются только в момент покупки. Однако авиакомпании комментируют возможное снижение цен сдержанно: «На наши тарифы в большей степени влияют не налоги, а другие факторы, — говорит замгендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. — Например, курс доллара, цены на топливо». Что вы будете делать, когда останетесь без налога с продаж? Юлия Белова, руководитель отдела по связям с общественностью ООО «Метро Кэш энд Керри»: В наших магазинах начиная с 1 января нового года цены сократятся из-за отмены 5%-ного налога с продаж. Также на ценах отразится и сокращение НДС с 20% до 18%. Изменение цен будет произведено через общую прозрачную и полностью автоматизированную систему, и цены на все категории товаров будут снижены в соответствии с изменением законодательства. Евгений Шидяев, пресс-секретарь Торгового дома «Перекресток»: Когда только стала обсуждаться отмена налога с продаж, многие сети заявили, что будут снижать цены, в том числе и мы. И мы будем следовать своим обещаниям: с 1 января налога с продаж в цене товаров не будет. Вообще «Перекресток» постоянно работает над снижением цен. К примеру, в декабре мы приобрели 8 магазинов, и это позволяет нам оптимизировать издержки, соответственно, предлагать более низкие цены для покупателей. Ирина Ваненкова, пресс-секретарь «ИКЕА-Россия»: Мы не повышали цены, когда был введен налог с продаж. У нас долгосрочное планирование, наши цены стабильны, мы устанавливаем их на определенный срок, и поэтому от отмены налогов они не зависят. К примеру, сейчас в нашем каталоге цены определены до конца февраля 2004 года. Сергей Ларин, директор «Ауди-Центр Север»: Отмена налога с продаж на наших покупателях практически никак не скажется. Почти 99% покупок наши клиенты оплачивали через банки: половина по кредитам, другая половина — со счетов. Так что продаж за наличные почти не было и налог не платился.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *