НДС на коммунальные услуги

Как происходит формирование стоимости ЖКУ

Для понимания сферы обслуживания, которое регламентировано законом для обязательного исполнения коммунальщиками, следует знать стандартный перечень этих услуг. К ним относятся:

  • все виды ремонта текущего характера, которые направлены на поддержание комплекса жилья в удовлетворительном состоянии. Эти работы обычно перечислены в договоре, который заключается между гражданами и коммунальщиками;
  • услуги коммунального направления, где собраны ресурсные поставки, и работы, выполнение которых необходимо для максимального обеспечения комфортом жизни граждан;
  • действия, выполняемые не коммунальными службами, а другими организациями, по соглашению непосредственно с владельцами жилищ. Сюда можно отнести теле- и радио- услуги и другие аналоги.

То есть весь комплекс работ, который связан с управлением МЖД, или ведение деятельности, направленное на содержание и ремонт текущего вида различного общего имущества – относится к регламентированным по закону мероприятиям.

На основании методики расчёта специальной комиссией в регионе происходит формирование тарифа, который рассматривается и утверждается местными органами власти. Затем этот тариф используется для предъявления к оплате потребителям. В данный тариф включается НДС ещё при его формировании. И потребителям, при составлении квитанций для уплаты, предъявляются суммы, где НДС уже включен.

Изменение тарификации может произойти только при рассмотрении местных советов вопроса о неактуальности расчётов и его убыточности. При этом экономическое подтверждение должно быть согласовано администрацией НП.

Также самостоятельно исполнитель КУ не правомочен изменять стоимость приобретенных ресурсов при доставке их потребителям и на основании законодательства, начисление НДС в этом случае не производится. Поставка закупленных ресурсов к потребителю происходит по стоимости, которая равна цене их приобретения у снабжающих ресурсами предприятий. При этом в цену уже входит указанный налог.

Иной подход к рассмотрению налогообложения в организациях коммунального комплекса. Этот комплекс представляет собой юрлицо, которое по направленности занятий занимается коммунальной инфраструктурой. Сюда также относят поставщиков электроэнергии и компании по газификации населения.

В этом случае комплекс КУ предоставляется спец организациями, на основании договорных отношений. И соответственно, такие организации не могут быть освобождены от перечисления налога на добавленную стоимость. В данном случае организационно-правовая форма, на основании которой действует указанное юрлицо, не имеет какой-либо разницы.

На основании законодательства, в таких организациях при реализации своих услуг пошлина добавленной стоимости предъявляется к оплате конечному потребителю.

НДС увеличит коммуналку

С 1 января 2019 года в России вырастет размер НДС — с нынешних 18% до 20%. Соответствующий законопроект в пятницу подписал президент Владимир Путин. За счет этой меры, по подсчетам правительства, бюджет каждый год будет получать дополнительные 600 с лишним миллиардов рублей.

Из-за увеличения НДС 80% производителей готовы повысить стоимость своей продукции, говорится в исследовании международного Института Адизеса. При этом есть группы товаров, на которые ставка налога на добавленную стоимость не вырастет. Это, в частности, детские товары, мясо, хлеб, молоко, некоторые медикаменты. Коммунальные услуги под льготную категорию не попадают.

Они индексируются каждый год — на уровень инфляции. При этом в каждом субъекте РФ размер тарифов на отопление, водоснабжение, электричество определяются местными властями. В зависимости от региона, на расходы на коммуналку приходится четверть бюджетов российских домохозяйств.

Эксперты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) проанализировали рост тарифов на коммуналку в 15 городах-миллионниках России. По их данным, подорожание ЖКУ приблизилось к отметке в 15%. Наименьшая нагрузка на кошельки в результате оплаты коммунальных платежей испытывают москвичи (7,2), а наибольшую — жители Волгограда (15,9%). «При превышении ЖКУ в структуре доходов домохозяйств над уровнем 15% ужесточение мер по повышению собираемости платежей не дает результатов», — отмечается в исследовании ИПЕМ.

Вполне возможно, что попытка проиндексировать тарифы ЖКХ помимо инфляции, в том числе и на 2% за счет увеличения НДС, приведет лишь к росту просрочки населения по коммунальным платежам.

По мнению руководителя практики жилищного права и социальных отношений Национальной Юридической Службы «Амулекс» Дмитрия Томко, данная инициатива выглядит странной. «Управляющие организации и ТСЖ получают коммунальные ресурсы по установленным государством тарифам плюс НДС, который предъявляется сверх тарифа. О законности подобных операций в свое время еще разъяснено в Постановлении Пленума Высший Арбитражный Суд РФ (от 17.11.2011 № 72.)

Но при дальнейшей перепродаже Управляющие компании и товарищества собственников жилья (ТСЖ), в силу положений Налогового кодекса, от НДС уже освобождены (149 статья). Если жители выбрали непосредственное управление многоквартирным домом, то НДС к тарифу они тоже платят. Таким образом, мы все платим тариф коммунального ресурса, установленный производителю региональным органом тарифного регулирования, и НДС сверху. Откуда в этой схеме появляются убытки ресурсоснабжающих организаций — не понятно. Следовательно, если включить НДС в тариф, то это включение ровным счетом ничего не поменяет, так как на издержки налог отнести не получиться, поскольку это противоречит современному налоговому законодательству», — поясняет юрист.

В свою очередь аналитик ООО «Консультационного центра «Эшфорд» Роберт Алоян добавляет, что ресурсоснабжающие компании всего по максимум перекладывают свои издержки на плечи потребителей. «Сфера жилищно-коммунального хозяйства до сих пор остается самой коррумпированной отраслью экономики, где инфраструктура крайне изношена и отследить расходы крайне сложно. Изменение ценообразования, с учетом счетчиков, снятия посредников, расчета цен на ЖКХ уже с ростом налогов и ослабления рубля приводит к «обелению» сферы и финансовых потоков в этой сфере. Уже в следующем году ожидаются масштабные изменения в строительной отрасли и ЖКХ, что отобразится в контроле цен на тарифы и снижения их влияния на конечных потребителей», — говорит эксперт.

Он надеется, что со временем, благодаря прозрачному ценообразованию тарифов потребители смогут понимать механизм роста отчислений. «В идеале, такой подход должен снизить рост цен на услуги ЖКХ до уровня роста по официальной инфляции и без субсидирования отдельных направлений со стороны государства. Конечно, комплекс мер по улучшению контроля за отраслью не сможет завтра научить работать хорошо большинство компаний из этого сектора, а на местах останутся злоупотребления, но ситуация постепенно улучшается и изменения в платежках больше касаются компаний, а не потребителей», — рассуждает Алоян.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *