Особенности предпринимательской деятельности за рубежом

Предпринимательская деятельность фармацевтических организаций за рубежом

Предпринимательство — неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятия, коммерческих и финансовых организаций. Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей выходит за рамки обыденных схем, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положение и т.д.).

Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары (услуги) и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь подобные товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это обстоятельство как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать и развиваться.

Среди организационно-правовых форм бизнеса в США большое распространение получили единоличные предприятия (sole proprietorship). Такую форму избирают в основном мелкие предприятия. Здесь ответственность предпринимателя является неограниченной. Судебный иск может быть обращен на все его имущество. Единоличные предприятия действуют главным образом в области розничной и мелкооптовой торговли, в сфере услуг. Процедура регистрации таких предприятий исключительно проста. По существу исполнения каких-либо формальностей для регистрации единоличного предприятия не требуете я. Единственный официальный документ — налоговая декларация. Финансовые записи необязательны, ведение их необходимо прежде всего в налоговых целях. Но для занятия некоторыми видами деятельности требуются лицензии административных органов соответствующего штата.

Достаточно широко распространена в США такая организационная форма бизнеса, как партнерство, — аналог российского товарищества.

Общее партнерство (general partnership), или просто партнерство, функционирует на основе Закона о партнерствах (Uniform Partnership Act), принятого еще в 1914 г. и действующего в 44 штатах (из 50), и договора между партнерами. Партнеры имеют равные права на управление и имущество партнерства, если иное не определено в соглашении между ними. Как и в единоличных предприятиях, предприниматели партнерств несут неограниченную ответственность по обязательствам партнерства. Ответственность носит солидарный характер.

Партнерство в США не платит налогов, так как налоги уплачиваются с доходов предпринимателей, входящих в состав партнерства. Партнеры, однако, оформляют налоговые декларации. Каждому партнеру направляется специальная форма К1, устанавливающая его долю в прибылях и убытках партнерства. Она подается в налоговые органы вместе с декларацией об индивидуальных доходах.

Другая организационно-правовая форма партнерства — партнерство с ограниченной ответственностью (limited partnership). Здесь имеются две категории участи и ков-партнеров — с полной и с ограниченной ответственностью. Партнеры с ограниченней ответственностью отвечают по обязательствам партнерства только в пределах своего вклада. В таких партнерствах объединяются высококвалифицированные специалисты для занятия профессиональной деятельностью в сфере юридических и финансовых услуг, медицины и др.; обычно это мелкие и средние предприятия.

Деятельность партнерства регулируется Законом об ограниченных партнерствах (Uniform Limited Partnership Act), принятым в 1916 г. и действующим в 47 штатах, а также Законом с поправками от 1978 г. (Revised Uniform Limited Partnership Act).

Для создания партнерства нужен как минимум один полный и один ограниченный партнер. Создание партнерств требует выполнения некоторых официальных формальностей: партнеры должны передать в секретариат штата подписанный ими сертификат, содержащий сведения о роде деятельности партнерства, его членах, структуре капитала и др. С налоговой точки зрения положение ограниченных партнерств аналогично общим партнерствам.

Наиболее широко в США распространена универсальная форма бизнеса — корпорация (corporation). Американская корпорация строит свою деятельность в соответствии с уставом (т.е. статьями об ассоциации — articles of association) и внутренним регламентом (by laws). Наличие этих документов отличает американскую корпорацию от российских акционерных обществ, где достаточно одного устава. Регламент — это внутренний документ корпорации, его не надо нигде утверждать. Статьи об ассоциации содержат положения, присущие уставам корпораций в большинстве стран мира. Регламент дополняет и детализирует статьи об ассоциации, которые обычно сформулированы в сжатой форме.

Федеральная налоговая система предусматривает налоговые льготы для малых корпораций (small corporation), освобождающие их от налога на прибыль.

По данным Администрации малого бизнеса (Small Business Administration, SBA) США, в стране в 1994 г. насчитывалось 22,1 млн предприятий, так называемых «деловых единиц», включающих корпорации партнерства и единоличные (индивидуальные) компании.

Основной стартовой площадкой последующего развития фирмы служит единоличная компания, частнопредпринимательская фирма — классическая форма предпринимательства. Такая компания находится в личной собственности одного юридического лица. В 1994 г. единоличных предприятий в США было 16 млн, или 72,4% всех деловых структур. В том же году корпораций насчитывалось 4,5 млн, или 20,4%, а партнерских фирм и того меньше — 1,6 млн, или 7,1%.

В последние годы в США все большую популярность приобретает такая организационно-правовая форма бизнеса, как компания с ограниченной ответственностью (limited liability company, LLC). Это гибридная, или комбинированная, правовая структура, сочетающая в себе черты и корпорации (ограниченная имущественная ответственность участников) и партнерства (доходы LLC облагаются налогом как доходы партнерства, т.е. только как доходы ее участников). В этом их основное преимущество перед корпорациями, которые, как известно, платят и налог на прибыль. Таким образом, LLC вполне приемлема для налогового планирования, а для бизнеса, где важную роль играет имидж, лучше подходит корпорация.

Мелкие и средние предприятия в Японии в 1996 г. составляли 99,3% всех частных фирм обрабатывающих отраслей промышленности. Независимые предприниматели, члены их семей — владельцы предприятий составляли 22,7% всех трудящихся. Здесь широко применяется подрядная система оплаты труда. Финансируют малые и средние предприятия главным образом социальные кредитные кооперативы. Японская система управления производством высокоэффективна и рациональна. Она сочетает в себе развитие предпринимательства и нововведений, высокую прибыльность с заботой о работниках.

По всем важнейшим показателям в Японии доминирует групповой предприниматель в лице всего коллектива. У японских управляющих и других работников очень высока степень идентификации со своей фирмой. Официально представляясь незнакомцу, японец прежде всего называет компанию, где он служит, а потом уж свое имя. Исторически сложившиеся в японском обществе культ труда и неформальный, слабо регламентированный характер отношений между начальником и подчиненным способствовали высокой степени развития в японских корпорациях предпринимательства в групповой форме. Как правило, важные предпринимательские решения (например, о производстве нового продукта) всегда принимаются высшими управляющими, но при обязательном реальном участии в подготовке этих решении нижестоящих групп работников.

Анализ зарубежного опыта предпринимательской деятельности позволяет выделить несколько ключевых тенденций, которые в той или иной мере затрагивают высокоразвитые страны. Первая — это снижение административного воздействия на предприятие, предоставление ему большей свободы. Государственная политика направлена на максимальную поддержку наиболее приоритетных секторов экономики. Социальная составляющая постоянно находится в числе её приоритетов. Так, к быстрому росту мелких предприятий в США привело сокращение государственного вмешательства при самой разнообразной её поддержке. Методом естественного отбора здесь формируются лидеры будущего предприятия. Максимально упрошена процедура регистрации нового предприятия. Она занимает здесь один день и стоит от 5 до 10 долларов. В Австралии создана и функционирует система, сдерживающая принятие нормативных актов, оказывающих негативное воздействие на конкуренцию и обусловливающая излишние административные издержки. Цель реформы регулирования, которая проводилась здесь с середины 90-х годов XX века, — повышение эффективности функционирования рынков с точки зрения потребителей. Основным способом достижения этой цели было провозглашено повышение ответственности предприятия за состояние дел в отрасли путем саморегулирования. Общие принципы регулирования сформулированы в Австралии следующим образом: · силы рыночной конкуренции обеспечивают наилучший выбор и выгоду для потребителя; · правительство может рассматривать варианты вмешательства в экономику, если существуют «провалы» рынка, то есть рыночные силы не способны достичь равномерного распределения ресурсов, либо достижение равновесия требует высоких издержек, или доказана необходимость достижения конкретной социальной цели; · добровольные кодексы поведения рассматриваются как предпочтительный метод вмешательства; · если кодекс оказывается неэффективным, правительство может помочь регулировать отрасль более эффективно. В каждом случае, когда доказана необходимость вмешательства в свободное функционирование рынка, сначала рассматривается возможность реализации наиболее мягкой опции — саморегулирования затем — квазирегулирования и лишь в самом крайнем случае — прямого государственного вмешательства. Саморегулирование в Австралии рассматривается как лучшая из возможных альтернатив преодоления «провалов» рынка, поскольку является гибким инструментом, предполагает более низкие издержки по его применению для бизнеса по сравнению с государственным регулированием и не предполагает дополнительных затрат со стороны государства. Государственная политика здесь в явной форме направлена на поддержку саморегулирования везде, где это возможно и целесообразно. В Германии государство может вмешиваться в экономические процессы, если частный сектор не в состоянии в должной мере приспособиться к существующим или изменившимся условиям деятельности и общественным требованиям (например, в области охраны окружающей среды) или устранить недостатки экономического развития. Особое значение при этом имеет принцип соответствия государственного вмешательства правилам рыночной экономики, смысл которого — в обеспечении справедливых условий и высокого уровня конкуренции. Усилия направлены на создание и сохранение как можно большего числа производительных, динамично развивающихся малых и средних предприятий. Антимонопольное законодательство в Германии препятствует отдельным субъектам доминировать на рынке. Здесь приоритет отдаётся самостоятельности предприятий, а не государственной поддержке. Второе направление государственного регулирования предпринимательской деятельности — его разнообразная поддержка. Опыт Франции интересен стимулированием перемещения предприятий на периферию, в слабо развитые регионы. В этом случае малые и средние предприятия получают целевые кредиты на капиталовложения, структурную перестройку производства. США характеризуются большим опытом создания «инкубаторов бизнеса», имеющих цель оказание помощи в создании новых предприятий. Они функционируют на основе субсидий федерального правительства; средств, получаемых от правительства штатов и муниципальных властей; помощи промышленных корпораций, учебных заведений, а также за счет арендной платы предпринимателей и процентов от продаж вышедших из «инкубаторов» и успешно работающих предприятий. В США расширяется строительство технопарков. Активную роль здесь играют муниципальные власти. Создавая производственную площадку со всеми коммуникациями, в последующем они за символическую цену продают её предпринимателям, которые размещают на ней самые разнообразные производства.

Предпринимательство как метод хозяйствования — самостоятельность и независимость субъекта, а также ответственность за принимаемые им решения, сопровождающиеся риском, стремлением к достижению коммерческого успеха, к увеличению прибыли. Субъектами предпринимательской деятельности выступают предприниматель — основная фигура рыночной экономики, потребитель и государство. Объектами предпринимательской деятельности являются изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления. В рыночной экономике товарами объектами предпринимательской деятельности выступают услуги, физические объекты, коммерческая информация. Государственная регистрация осуществляется в течение 3 дней с момента представления необходимых документов. А в США регистрация осуществляется 1 день. Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития предприятия, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. Для того чтобы открыть бизнес, в России необходимо пройти 12 процедур, на Украине — 14 процедур, а в Белоруссии 19. В то же время, в США необходимо пройти всего 5 процедур, а в Канаде и Австралии — лишь 2.

Заключение

партнерство бизнес предпринимательский

Одним из основных препятствий на пути развития предприятия является обилие административных барьеров, которые позволяют предпринимателям открыть собственное дело. В настоящее время принято множество нормативных актов, а также проводится немало проверок, которые должны искоренить большинство преград, мешающих развитию бизнеса. К проблемам предпринимательской деятельности в нашей стране стоит отнести огромную коррупцию, с корой сталкивается предприниматель на каждом этапе своей деятельности. Анализ зарубежного опыта предпринимательской деятельности позволяет выделить несколько ключевых тенденций, которые в той или иной мере затрагивают высокоразвитые страны. Первая — это снижение административного воздействия на предприятие, предоставление ему большей свободы. Государственная политика направлена на максимальную поддержку наиболее приоритетных секторов экономики.

Список литературы

партнерство бизнес предпринимательский

  • 1. Конституция Республики Казахстан. — Алматы: Жеті жар?ы, 1995г
  • 2. Гражданский Кодекс Республики Казахстан. — 1994 г.
  • 3. Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве » №124 от 31 января 2006 г.
  • 4. Закон Республики Казахстан «О лицензировании» № 2443-51 от 11 января 2007 г.
  • 5. Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»№ 193-IV РК от 18 сентября 2009 г (с изменениями и дополнениями).

Особенности организации предпринимательской деятельности в США и Японии

Среди организационно-правовых форм бизнеса в США большое распространение получили единоличные предприятия (sole proprietorship). Такую форму избирают в основном мелкие предприятия. Здесь ответственность предпринимателя является неограниченной. Судебный иск может быть обращен на все его имущество. Единоличные предприятия действуют главным образом в области розничной и мелкооптовой торговли, в сфере услуг. Процедура регистрации таких предприятий исключительно проста. По существу исполнения каких-либо формальностей для регистрации единоличного предприятия не требуете я. Единственный официальный документ — налоговая декларация. Финансовые записи необязательны, ведение их необходимо прежде всего в налоговых целях. Но для занятия некоторыми видами деятельности требуются лицензии административных органов соответствующего штата.

Достаточно широко распространена в США такая организационная форма бизнеса, как партнерство, — аналог российского товарищества.

Общее партнерство (general partnership), или просто партнерство, функционирует на основе Закона о партнерствах (Uniform Partnership Act), принятого еще в 1914 г. и действующего в 44 штатах (из 50), и договора между партнерами. Партнеры имеют равные права на управление и имущество партнерства, если иное не определено в соглашении между ними. Как и в единоличных предприятиях, предприниматели партнерств несут неограниченную ответственность по обязательствам партнерства. Ответственность носит солидарный характер.

Партнерство в США не платит налогов, так как налоги уплачиваются с доходов предпринимателей, входящих в состав партнерства. Партнеры, однако, оформляют налоговые декларации. Каждому партнеру направляется специальная форма К1, устанавливающая его долю в прибылях и убытках партнерства. Она подается в налоговые органы вместе с декларацией об индивидуальных доходах.

Другая организационно-правовая форма партнерства — партнерство с ограниченной ответственностью (limited partnership). Здесь имеются две категории участи и ков-партнеров — с полной и с ограниченной ответственностью. Партнеры с ограниченней ответственностью отвечают по обязательствам партнерства только в пределах своего вклада. В таких партнерствах объединяются высококвалифицированные специалисты для занятия профессиональной деятельностью в сфере юридических и финансовых услуг, медицины и др.; обычно это мелкие и средние предприятия.

Деятельность партнерства регулируется Законом об ограниченных партнерствах (Uniform Limited Partnership Act), принятым в 1916 г. и действующим в 47 штатах, а также Законом с поправками от 1978 г. (Revised Uniform Limited Partnership Act).

Для создания партнерства нужен как минимум один полный и один ограниченный партнер. Создание партнерств требует выполнения некоторых официальных формальностей: партнеры должны передать в секретариат штата подписанный ими сертификат, содержащий сведения о роде деятельности партнерства, его членах, структуре капитала и др. С налоговой точки зрения положение ограниченных партнерств аналогично общим партнерствам.

Наиболее широко в США распространена универсальная форма бизнеса — корпорация (corporation). Американская корпорация строит свою деятельность в соответствии с уставом (т.е. статьями об ассоциации — articles of association) и внутренним регламентом (by laws). Наличие этих документов отличает американскую корпорацию от российских акционерных обществ, где достаточно одного устава. Регламент — это внутренний документ корпорации, его не надо нигде утверждать. Статьи об ассоциации содержат положения, присущие уставам корпораций в большинстве стран мира. Регламент дополняет и детализирует статьи об ассоциации, которые обычно сформулированы в сжатой форме.

Федеральная налоговая система предусматривает налоговые льготы для малых корпораций (small corporation), освобождающие их от налога на прибыль.

По данным Администрации малого бизнеса (Small Business Administration, SBA) США, в стране в 1994 г. насчитывалось 22,1 млн предприятий, так называемых «деловых единиц», включающих корпорации партнерства и единоличные (индивидуальные) компании.

Основной стартовой площадкой последующего развития фирмы служит единоличная компания, частнопредпринимательская фирма — классическая форма предпринимательства. Такая компания находится в личной собственности одного юридического лица. В 1994 г. единоличных предприятий в США было 16 млн, или 72,4% всех деловых структур. В том же году корпораций насчитывалось 4,5 млн, или 20,4%, а партнерских фирм и того меньше — 1,6 млн, или 7,1%.

В последние годы в США все большую популярность приобретает такая организационно-правовая форма бизнеса, как компания с ограниченной ответственностью (limited liability company, LLC). Это гибридная, или комбинированная, правовая структура, сочетающая в себе черты и корпорации (ограниченная имущественная ответственность участников) и партнерства (доходы LLC облагаются налогом как доходы партнерства, т.е. только как доходы ее участников). В этом их основное преимущество перед корпорациями, которые, как известно, платят и налог на прибыль. Таким образом, LLC вполне приемлема для налогового планирования, а для бизнеса, где важную роль играет имидж, лучше подходит корпорация.

Мелкие и средние предприятия в Японии в 1996 г. составляли 99,3% всех частных фирм обрабатывающих отраслей промышленности. Независимые предприниматели, члены их семей — владельцы предприятий составляли 22,7% всех трудящихся. Здесь широко применяется подрядная система оплаты труда. Финансируют малые и средние предприятия главным образом социальные кредитные кооперативы. Японская система управления производством высокоэффективна и рациональна. Она сочетает в себе развитие предпринимательства и нововведений, высокую прибыльность с заботой о работниках.

По всем важнейшим показателям в Японии доминирует групповой предприниматель в лице всего коллектива. У японских управляющих и других работников очень высока степень идентификации со своей фирмой. Официально представляясь незнакомцу, японец прежде всего называет компанию, где он служит, а потом уж свое имя. Исторически сложившиеся в японском обществе культ труда и неформальный, слабо регламентированный характер отношений между начальником и подчиненным способствовали высокой степени развития в японских корпорациях предпринимательства в групповой форме. Как правило, важные предпринимательские решения (например, о производстве нового продукта) всегда принимаются высшими управляющими, но при обязательном реальном участии в подготовке этих решении нижестоящих групп работников.

>Фонд «Либеральная миссия» Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее

5. Развитие малого предпринимательства за рубежом: мировой опыт

Малые и средние предприятия (МСП) в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны, то МСП, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают социально-экономическую стабильность развития. О значимости МСП для ряда стран можно судить по приведенным в таблице 54 данным.

Таблица 54. Роль МСП в экономике некоторых стран

Страна

Доля МСП в общей численности занятых, %

Доля МСП в ВВП страны, %

Великобритания

52

53-56

Германия

69

55-57

США

53

50-52

Япония

78

52-55

Венгрия

65

50-52

Польша

60

50-52

Россия

13

10-11

Сектор МСП отличается повышенной динамичностью, гибкостью, инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и к генерации новых рабочих мест. Например, в США за последнее десятилетие примерно 55% всех инноваций и около 75% новых рабочих мест были созданы в секторе МСП. При этом эффективность капиталовложений здесь примерно в 9 раз выше, чем в сфере крупного бизнеса.

Быстрый и устойчивый рост МСП в этих странах объясняется заинтересованностью правительства в развитии данного сектора экономики путем вовлечения населения в предпринимательскую деятельность. В рассматриваемых странах можно заметить множество сходных черт в системе государственной поддержки сектора МСП, что обусловлено мощным влиянием процессов экономической глобализации и активностью международных организаций и специальных программ (UNIDO, UN-ECE, PHARE, WASME, EBRD, TACIS, USAID и др.), специализирующихся в области финансовой, технической и информационной помощи.

Опыт ряда стран с развитой рыночной экономикой и наиболее успешных восточно-европейских государств показывает, что наиболее эффективно государственную политику поддержки и развития МСП можно осуществлять через специализированный правительственный орган, имеющий достаточные ресурсные возможности и полномочия. Так, в США это SBA, в Великобритании — «Национальное агентство по обслуживанию малого бизнеса» (SBS), созданное в 2000г. в составе Министерства торговли и промышленности (DTI), в Германии — Генеральный директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий (DG VIII) в составе Федерального министерства экономики и технологий (BMW А), в Японии — реорганизованное Министерство экономики, торговли и промышленности (METI), в составе которого создано новое Агентство малого и среднего предпринимательства (SMEA), в Венгрии — Национальный совет по развитию предпринимательства и Министерство экономики, в Польше — Департамент ремесленничества, малого и среднего предпринимательства в Министерстве экономики. При этом часть исполнительных полномочий делегируется другим организационным структурам (профильным министерствам, контрольно-ревизионным службам, департаментам, банкам, фондам и т.п.). Функции всех вышеназванных ведомств во многом схожи, отличия заключаются в иерархии подчиненности и принципах взаимодействия с другими ведомствами, в организационной структуре и масштабах деятельности, а также в системе отношений с партнерскими и общественными организациями.

Опыт США, Великобритании, Германии и Японии по поддержке МСП

Изучение головных государственных организаций, ведающих поддержкой МСП в развитых странах, показало, что наиболее кардинальное решение было найдено в США, где в 1953 г. была создана такая организационная структура, как «Администрация малого бизнеса при Президенте США» (Small Business Administration — SBA). Эффективность деятельности SBA подтверждается как фактом устойчивого развития США и мощью сектора МСП, так и широким использованием опыта SBA при проведении преобразований в системах поддержки МСП в государствах ЕС, Великобритании и Японии, а также в других странах.

В Законе о малом бизнесе США говорится, что экономика страны, основанная на частном предпринимательстве и свободной конкуренции, обеспечивающих национальное благосостояние и безопасность страны, невозможны без развитого сектора МСП, нуждающегося в постоянной поддержке. В целях обеспечения высокого государственного статуса SBA было подчинено непосредственно президенту страны и не могло быть аффилировано ни с одним другим правительственны органом. Руководит деятельностью SB А управляющий, кандидатура которого выдвигается президентом и утверждается сенатом.

К настоящему времени SBA является одной из наиболее крупных в мире правительственных организаций, специализирующихся в поддержке и развитии МСП. О влиятельности SBA говорит тот факт, что при годовом бюджете 18 млрд. долл. в 2002 г. она планирует привлечь в сферу МСП из различных источников около 400 млрд. долл., в том числе 46 млрд. долл. — по госзаказам. Т.е. либеральная экономическая политика, даже в США, ни в коем случае не отрицает возможности использования имеющихся у государства рычагов, когда речь идет о косвенной поддержке такого сектора экономики, как малое предпринимательство.

SB А имеет 108 представительств во всех регионах и крупнейших городах страны с общим штатом свыше 4,2 тыс. сотрудников. Государственная поддержка МСП осуществляется непосредственно структурными подразделениями SBA или уполномоченными компаниями, партнерскими организациями и фирмами, а также консультационными пунктами, бизнес — центрами и т.п.

В состав SBA входят 4 департамента, осуществляющих непосредственную оперативную работу по поддержке и развитию МСП, а также координирующих реализацию долгосрочных программ. Кроме того, имеются два независимых управления (Адвокатура и Генеральная инспекция), один административный департамент (информационный центр, отдел трудовых ресурсов и плановый отдел) и 9 специализированных отделов и служб. Важнейшую стратегическую роль играют управления Адвокатуры и Генеральной инспекции, образованные соответственно в 1976 и в 1978 гг. по решению конгресса как независимые структурные подразделение в составе SBA. Руководители этих управлений утверждаются сенатом из числа кандидатур, выдвигаемых Президентом США. Эти управления призваны реалистично оценивать и представлять объективную информацию о деятельности SBA в органы федерального правительства.

Важнейшими стратегическими функциями Адвокатуры SBA являются:

• разработка стратегических направлений государственной политики в отношении МСП с учетом развития приоритетных видов деятельности;

• информирование конгресса о деятельности SBA и о спорных правовых вопросах, оценка влияния государственного регулирования на деятельность МСП, контроль за соответствием регулирующих актов SBA нормам федерального законодательства;

• проведение исследований состояния МСП и оценка его роли в экономике страны, изучение возможностей финансовых институтов по удовлетворению потребностей МСП, разработка рекомендаций по финансовой поддержке МСП;

• тесное взаимодействие с государственными органами и с администрациями штатов, а также с институтами, исследовательскими центрами и общественными организациями;

• выявление препятствий в развитии МСП, оказание правовой помощи предпринимателям, публикация официальных документов, касающихся деятельности МСП.

Важнейшими функциями оперативных подразделений SBA являются:

• реализация государственной политики по отношению к МСП в конкретных мероприятиях и долгосрочных программах поддержки и развития МСП;

• обеспечение доступа к капиталу, стимулирование инвестиций в МСП, предоставление гарантий по обеспечению кредитов для МСП;

• обеспечение развития предпринимательской среды и эффективной работы инфраструктуры поддержки МСП;

• обеспечение развития предприятий (размещение госзаказов, трансферт технологий, поддержка инноваций, развитие депрессивных районов, поддержка предпринимательства среди ветеранов, национальных меньшинств, женщин и других групп населения);

• обеспечение финансовой помощи предпринимателям при бедствиях;

• рассмотрение претензий в отношении неправомерных действий SB А, других государственных или местных органов власти;

• координация оперативной деятельности региональных, территориальных и местных отделений SBA, а также уполномоченных партнерских организаций;

• обеспечение открытости деятельности SBA, публикация документов о программах поддержки МСП, информационное обслуживание и общественные связи.

Важнейшим функциями Генеральной инспекции SBA являются:

• повышение эффективности управления функциями и программами SBA путем контроля за расходованием бюджетных средств, аудиторских проверок и обследований;

• критический обзор существующего законодательства и регулирующих актов, экспертиза новых законопроектов с целью выработки рекомендаций по их улучшению;

• эффективное сотрудничество с федеральными, региональными и местными органами управления, с различными неправительственными организациями в целях совершенствования деятельности SBA и реализуемых программ поддержки;

• доклады о нарушениях законодательства генеральному прокурору, информирование управляющего SBA и конгресса о серьезных проблемах в секторе МСП и в деятельности SB А, осуществление мер по их устранению с последующей оценкой результатов;

• контроль за работой подразделений SBA и проверка лояльности сотрудников, предотвращение нарушений финансовой дисциплины, обеспечение информационной и финансовой безопасности в структурах SBA, расследование совместно с различными следственными органами случаев коррупции, служебных преступлений, мошенничества и злоупотреблений в деятельности SBA, ее партнеров или клиентов, представление и защита интересов SBA в судебных органах.

В зависимости от исторического опыта развития различных стран наблюдаются существенные различия в построении органов государственной власти и степени либерализации системы управления. Вышеперечисленные функции могут быть распределены между различными государственными структурами. Например, в Великобритании для координации деятельности различных правительственных организаций в каждом ведомстве назначены ответственные за выполнение и оценку результатов реализации стратегических направлений развития и поддержки МСП, а важнейшие вопросы регулярно рассматриваются правительством.

Поскольку в России сложилась система министерств-корпораций, соперничающих друг с другом за влияние на принятие политических решений и ресурсы, целесообразнее сосредоточить соответствующий объем полномочий и бюджетных ресурсов в рамках одной структуры — агентства или фонда. В этом смысле для нашей страны предпочтительнее ориентироваться на опыт SBA как пример создания интегрированного и действенного государственного органа, обладающего достаточными ресурсами и полномочиями для эффективной поддержки и развития МСП. С другой стороны, это не отменяет необходимости сосредоточить функции по определению приоритетов и контролю за использованием бюджетных ресурсов на их реализацию в другом органе — со статусом государственного комитета или министерства.

SB А, как и соответствующие органы поддержки малого предпринимательства в других странах, где такая политика осуществляется наиболее эффективно, организует разветвленную сеть представительств, отделений, консультационных пунктов, бизнес -центров и уполномоченных компаний, полностью или частично финансируемых из средств федерального бюджета. Кратко остановимся только на некоторых видах поддержки МСП, которые, не требуя больших капиталовложений, получили в этой системе широкое распространение.

• «Консультационные бюро руководящих работников в отставке» (Service Corps of Retired Executives — SCORE) строят свою работу, которая заключается в консультациях и технической помощи МСП, на использовании опыта высококвалифицированных специалистов, ныне вышедших на пенсию. В 389 консультационных пунктах США 11 400 пенсионеров ежегодно консультируют свыше 400 тыс. клиентов. Аналогичные структуры действуют в странах ЕС (European Senior Service Network — ESSN), оказывая консультационную помощь с выездом на предприятия, в том числе и в страны СНГ по программе TACIS. В нашей стране этот опыт может быть применен путем создания локальных баз данных о высококвалифицированных пенсионерах, заинтересованных в активном сотрудничестве с местными структурами поддержки МСП.

• Во многих странах (Германия, США, Япония и др.) для получения крупных кредитов или достаточно весомой технической помощи предприятие должно представить объективные сведения по организационным, финансовым, техническим, кадровым и другим аспектам своей деятельности. Такие сведения обычно подготавливаются уполномоченными специализированными организациями или диагностическими центрами. Это существенно снижает риски вложения средств в предприятия. В нашей стране, при ограниченности ресурсов, при массовых обращениях за финансовой помощью и при частых случаях невозвращения выделяемых кредитов, необходимо введение института обязательного диагностирования предприятий, нуждающихся в финансовой или технической помощи либо в реструктуризации. Это будет способствовать сбережению средств и целевому их использованию, а также повышению ответственности предпринимателей.

• Мощным рычагом косвенной финансовой поддержки МСП является предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ обеспечения доступа МСП к финансовым ресурсам. Такие программы существуют в США, Японии, Германии и многих других странах. Например, в США на 2002 г. было выделено 17,5 млрд. долл. для предоставления гарантий на кредитование и под инвестиционные капиталовложения. Существует свыше 20 специализированных кредитных программ (краткосрочных — для приобретения оборотных средств, обеспечения экспортных операций, оказания экстренной помощи и др.; долгосрочных — для приобретения недвижимости, оборудования и/или для модернизации и расширения деятельности, помощи при бедствиях, проведения НИОКР и др.). Развитие подобной системы в нашей стране позволит значительно расширить базу финансовых ресурсов поддержки МСП за счет привлечения частного капитала.

• Интересен также опыт инвестиционного кредитования МСП, широко распространенный в США, Японии и Англии. В его основе создание сети частных инвестиционных компаний (Small Business Investment Companies — SBIC), которые, используя собственный капитал и привлекая заимствованный капитал под гарантии SB А, осуществляют различные инвестиции в МСП. Эти компании предоставляют акционерный капитал, долговременные займы, облигационные займы, а также оказывают услуги по финансовому менеджменту. Побудительным стимулом для их деятельности является возможность участвовать в прибылях в случае успешного развития малых предприятий.

• Примером поддержки инновационной деятельности МП в США являются программы «Инновационные исследования в МСП» (Small Business Innovation Research — SBIR) и «Распространение технологий МСП» (Small Business Technology Transfer — STTR). Эти программы обеспечивают бюджетное финансирование на конкурсной основе НИОКР, проводимых предприятиями сектора МСП по тематике ведущих федеральных ведомств (NASA, министерств обороны, энергетики, транспорта, медицины, образования и др.). Такие работы проводятся в три этапа. Только призеры 1-го этапа (длительностью до 1 года), допускаются ко 2-му этапу (длительностью до 2 лет), на котором объем субсидирования НИОКР в 3-5 раз больше. Призеры 2-го этапа допускаются к 3-му этапу, на котором самые успешные инновационные разработки выигрывают подряды на коммерциализацию и практическое внедрение своих разработок в производство. Развитие и совершенствование технологий осуществляется программой STTR, которая стимулирует малые предприятия к взаимодействию с некоммерческими исследовательскими институтами.

• Очень серьезной проблемой инновационных предприятий сектора МСП является защита прав интеллектуальной собственности. В этой связи правительство Японии по примеру США предприняло ряд организационных и законодательных мер, обеспечивающих совершенствование национальной системы регистрации прав интеллектуальной собственности, ее защиты и распространения. В условиях нашей страны, по-видимому, целесообразно создать смешанный экспертный совет из представителей Минпромнауки, МАП, специализированных банков и международных донорских организаций, наделенный правом давать заключения о целесообразности финансирования затрат на патентование инновационных разработок малых предприятий и сертификацию новых продуктов в других странах. Для финансирования этих затрат можно использовать государственные гарантии и механизм льготного кредитования. Это позволит многим инновационным предприятиям найти средства для патентования и сертификации имеющихся разработок, обладающих новизной и конкурентоспособностью, облегчив им возможность выхода на мировые рынки.

• Исходя из ограниченности финансовых и материальных ресурсов, которые можно направить на дальнейшее развитие МСП, целесообразно обратиться к опыту Великобритании и Японии в части подходов к определению приоритетных направлений развития МСП. Например, в Великобритании в целях оптимизации использования финансовых ресурсов с 2000 г. принята 2-уровневая система приоритетов поддержки МСП. Предлагается рассмотреть целесообразность применения подобной системы в нашей стране. Первый уровень приоритетов должен соответствовать масштабам общегосударственного применения и способствовать ускоренному накоплению ресурсов, необходимых для экономических и социальных преобразований, обеспечивая высокую результативность поддержки и развития конкретных групп предприятий, обладающих стратегической важностью для социально-экономического развития страны. Второй уровень должен соответствовать региональным и местным целям социально-экономического развития и накапливать для их достижения достаточные ресурсы путем поддержки наиболее эффективных и быстро развивающихся предприятий, а также предприятий высокой социальной значимости. Если предприятие отвечает нескольким целевым приоритетам, оно может рассчитывать на финансовую поддержку из нескольких источников и/или получить дополнительные льготы.

• По мере экономического роста можно приступить к созданию национальной системы информационного обслуживания МСП. В качестве примера рассмотрим американскую сеть бесплатного информационного обслуживания SBA-Net, в которой действуют следующие информационные системы:

• ACE-Net (Angel Capital Electronc Network) — служба поиска инвесторов и финансовой поддержки для МСП на сумму от 0,25 до 5 млн. долл.;

• Business LINC — система обеспечения предпринимателей информацией о возможностях взаимодействия малых, средних и крупных предприятий;

• PRO-Net — система для осуществления маркетинговых исследований в части изыскания и размещения государственных, региональных и частных заказов на поставки и закупки;

• TECH-Net — информационная система о технологических ресурсах, высоких технологиях и предприятиях, реализующих эти технологии или ведущих НИОКР в этих направлениях;

• Trade-Net — система для развития экспортных возможностей МСП и поиска партнеров в международной торговле, предоставления консультаций и информации о финансовых, правовых, таможенных и других особенностях осуществления экспортных операций;

• SUB-Net — система для размещения сведений генеральных подрядчиков (федеральных, региональных и местных органов власти, крупных предприятий, международных компаний и др.) о текущих или перспективных субконтрактных возможностях для МСП.

В связи с острой потребностью в реструктуризации многих отечественных крупных предприятий, находящихся в кризисной ситуации, целесообразно учесть опыт экономических преобразований в восточной части объединенной Германии. Особенно интересен подход Германского федерального ведомства опеки (ФВО) к разукрупнению холдингов и крупных предприятий и выделению из них малых предприятий с обеспечением для них устойчивого взаимодействия с другими поставщиками, производителями и потребителями продукции. При этом ФВО создавало для мелких собственников благоприятные условия для приобретения недвижимости и создания малых предприятий в ходе реструктуризации крупных предприятий: недвижимость реструктурируемых предприятий продавалась им в рассрочку без земельного участка, с освобождением от платежей в течение первых 2-4 лет, а передача земли осуществлялась на условиях долгосрочной аренды с последующим выкупом. Такой подход дал возможность оздоровить многие кризисные крупные предприятия и активизировать сектор МСП, одновременно снизив социальную напряженность в местах с высоким уровнем безработицы.

Опыт многих стран свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора МСП в сфере выполнения государственных и муниципальных заказов. В этих странах имеются четкие правовые механизмы и соответствующие подразделения при государственных органах поддержки МСП, которые заняты размещением госзаказов в секторе МСП на конкурсной основе. Кроме того, существует система субконтрактации, которая предусматривает для крупных предприятий возможность размещать определенную часть заказов в МСП. С целью обеспечения гарантий качественного и своевременного исполнения госзаказов проводится официальная сертификация предприятий, способных выполнять госзаказы, и составляются реестры таких предприятий.

В США крупные предприятия обязаны размещать в секторе МСП до 20% оборонных заказов. В 2002 г. стоимость госзаказов, выполненных силами МСП, достигнет 46 млрд. долл. Целесообразно воспользоваться имеющимся опытом развитых стран и тоже создать в нашей стране систему размещения госзаказов в секторе МСП. Это позволит сформировать конкурентную среду в сфере исполнения госзаказов, дополнительно профинансировать МСП, поднять их технический уровень и снизить стоимость заказанной продукции.

Большой интерес для нашей страны представляет опыт вовлечения старших школьников и студентов в предпринимательскую деятельность. Правительством Германии при содействии Deutsche Ausgleichsbank (Германского компенсационного банка) и других партнеров в университетах страны создано 42 кафедры предпринимательства. Реализуется программа EXISTYLE=»для финансовой поддержки и стимулирования студенческого предпринимательства. Германским Институтом труда запущена программа JUNIOR для старших школьников по созданию мини-предприятий, работающих в рыночных условиях под контролем опытных консультантов. В 2001-2002 гг. в 12 регионах страны было создано 220 таких мини-предприятий, с которыми сотрудничали свыше 3000 учащихся.

Особый интерес представляет сфера рискового (венчурного) предпринимательства, которая обеспечивает мощное развитие деловой активности в новых видах деятельности. В Германии для поддержки рисковых предприятий в 2001г. запущена программа «Венчурный капитал для малых технологических компаний» (VTC), в рамках которой через ассоциацию фондов венчурного капитала или через донорские организации удалось предоставить свыше 0,5 млрд. евро для 1000 молодых венчурных предприятий. Германское правительство поддерживает развитие рынка венчурного капитала и содействует организации Германской сети добровольных инвесторов (Business Angel Network Germany), что позволило в последние годы создать 40 таких структур, объединив их в общенациональную сеть. Ускорению технологического и инновационного прогресса в секторе МСП способствует реализация 6 государственных программ, в их числе «Программа инновационной поддержки МСП» (PRO INNO) по интенсификации проведения НИОКР предприятиями сектора МСП в кооперации с научными учреждениями. Эта программа предусматривает возможность временного перевода специалистов из институтов в малые предприятия и наоборот.

В этой связи в нашей стране было бы целесообразным создать систему из нескольких рисковых фондов, финансовые средства которых могли бы вкладываться в предприятия, действующие на самых передовых позициях научно-технического прогресса и способные обеспечить эффективное ускорение нашей экономики и создание новых рыночных ниш. Созданный в 1995г. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в силу скудного финансирования и особенностей Бюджетного кодекса вынужден заниматься не кредитованием и иными рыночно-конформными формами поддержки инноваций, а выделением грантов, т.е. расходовать средства на безвозвратной основе.

Значительный вклад в развитие МСП вносит совершенствование принципов менеджмента, маркетинга, финансового планирования на МП, поэтому правительство Германии, например, через сеть ТПП и другие партнерские организации финансирует обучение и консультирование молодых предпринимателей. Ежегодно более 200 тыс. предпринимателей бесплатно получают соответствующие консультации. В новых землях создано 40 консультационных центров. В 30 городах проводятся круглые столы по обмену опытом выхода из кризисных ситуаций с участием предпринимателей и иностранных экспертов.

Для России весьма полезен зарубежный опыт совершенствования законодательства и правоприменения — особенно в странах ЕС и конкретно в Великобритании. Сложная и обременительная система государственного регулирования экономической деятельности (административные барьеры) препятствует развитию МСП. Поэтому тщательная разработка новых и совершенствование ранее принятых правовых актов, наряду с упрощением административных механизмов регулирования экономической деятельности МСП, позволяют интенсифицировать рождение новых предприятий и создать благоприятные условия для их дальнейшего развития. Для этого в Кабинете министров Великобритании был в 1995 г. образован отдел по оценке эффективности мер государственного регулирования (Regulatory Impact Unit — RIU).

В обязанности RIU входит поиск путей упрощения и оптимизации действующих и вновь разрабатываемых правовых норм, а также обеспечение адаптации правоприменительной практики Великобритании к законодательству ЕС. RIU тесно взаимодействует со всеми правительственными и общественными организациями, обеспечивая аналитическую оценку эффективности действующих и вновь разрабатываемых правовых актов и процедур, а также разрабатывает рекомендации по их дальнейшему совершенствованию. При содействии RIU с 1995 по 2001г. было принято 48 правовых актов по дерегулированию предпринимательской деятельности. RIU сотрудничает с группой независимых экспертов (Better Regulation Task Force — BRTF), которая консультирует правительство в области экспертизы законопроектов и их совершенствования, повышения эффективности и доверия к инструментам государственного регулирования.

Концепция совершенствования системы государственного регулирования экономической и общественной деятельности в Великобритании базируется на следующих пяти основных принципах «благотворного регулирования», принятых в ЕС:

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ. МИРОВОЙ ОПЫТ

Малые и средние предприятия (МСП) в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. О значимости МСП для ряда стран можно судить по приведенным в таблице 2 данным.

Таблица 2- Роль МСП в экономике некоторых стран

Страна Доля МСП в общей численности занятых, % Доля МСП в ВВП страны, %
Великобритания 53-56
Германия 55-57
США 50-52
Япония 52-55
Венгрия 50-52
Польша 50-52
Россия 10-11

Сектор МСП отличается повышенной динамичностью, гибкостью, инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и к генерации новых рабочих мест. Например, в США за последнее десятилетие примерно 55% всех инноваций и около 75% новых рабочих мест были созданы в секторе МСП. При этом эффективность капиталовложений здесь примерно в 9 раз выше, чем в сфере крупного бизнеса.

На сегодняшний день в наиболее развитых зарубежных странах предприятия МСБ составляют примерно 70-90% от общего числа предприятий, например, в США в секторе МСБ работает около 53% всего работоспособного населения, в Японии – 71,7%, а в странах Европейского союза на малых предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Более того в странах-членах Европейского союза средние предприятия составляют всего 1% от общего количества предприятий, но при этом обеспечивают 20% от общего оборота предприятий и 17% от общей занятости населения – см. таблицу.

Во всех зарубежных странах существует мощная государственная поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП), опирающаяся на систему научных исследований.

В США, несмотря на наличие свыше 20 млн малых фирм, ежегодные государственные расходы на субсидии МСП составляют порядка 4 млрд дол., в Германии — около 3 млрд евро.

В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета, а все государственные структуры, причастные к этому, насчитывают 4,5 тыс. сотрудников. Во главе стоит администрация МСП. Ее основная функция — поддержка малого бизнеса, чрезвычайно чувствительного к малейшим колебаниям рынка. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 чел. Ни центральные, ни региональные чиновники не командуют малым бизнесом, а только откликаются на просьбы, дают информацию о состоянии рынка.

Наиболее кардинальное решение было найдено в США, где в 1953 г. была создана такая организационная структура, как «Администрация малого бизнеса при Президенте США» (Small Business Administration — SBA). Эффективность деятельности SBA подтверждается как фактом устойчивого развития США и мощью сектора МСП, так и широким использованием опыта SBA при проведении преобразований в системах поддержки МСП в государствах ЕС, Великобритании и Японии, а также в других странах.

SB А имеет 108 представительств во всех регионах и крупнейших городах страны с общим штатом свыше 4,2 тыс. сотрудников. Государственная поддержка МСП осуществляется непосредственно структурными подразделениями SBA или уполномоченными компаниями, партнерскими организациями и фирмами, а также консультационными пунктами, бизнес — центрами и т.п.

Во многих странах (Германия, США, Япония и др.) для получения крупных кредитов или достаточно весомой технической помощи предприятие должно представить объективные сведения по организационным, финансовым, техническим, кадровым и другим аспектам своей деятельности. Такие сведения обычно подготавливаются уполномоченными специализированными организациями или диагностическими центрами. Это существенно снижает риски вложения средств в предприятия.

В США крупные предприятия обязаны размещать в секторе МСП до 20% оборонных заказов.

Система регулирования и поддержки МСБ в Европеначала складываться в 70-х годах прошлого века и продолжает складываться до сих пор путем внедрения различных программ и создания фондов поддержки МСБ. На сегодняшний день основными направлениями политики ЕС в отношении развития МСП являются: финансовая поддержка МСП; упрощение нормативной базы, административных процедур в области поддержки МСБ; участие ассоциаций, представляющих интересы МСП, в принятии решений в рамках деятельности ЕС; содействие МСП в сфере исследований, инноваций и подготовки кадров; устранение нарушений в функционировании «единого рынка» и конкуренции на нем, снижающих эффективность деятельности МСП; повышение конкурентоспособности МСП, в том числе, в целях их выхода на внешние рынки; культивирование среди населения ЕС духа предпринимательства и поддержка различных форм сотрудничества между МСП.

Регулирование деятельности МСП в Японии осуществляется за счет правительственных организаций, таких как Управление малых предприятий, основными направлениями политики которого являются контроль выполнения МСП антимонопольного законодательства, обеспечение и поддержка интересов МСБ, ограничение контроля владельцев бизнеса, определение ответственности заказчиков и исполнителей при заключении договорных отношений и т.д. Законодательство страны устанавливает статус предприятий МСБ и размер льгот для них в соответствии с видом деятельности, а также проводит жесткое регулирование рыночной стоимости выпускаемой ими продукции, что позволяет правительству страны контролировать рост цен и сдерживать рост инфляции. С целью облегчения механизма финансовой поддержки субъектов МСБ правительством Японии была создана Корпорация страхования МСП и ассоциации по гарантированию кредитов подобно созданию Государственных фондов для развития и поддержки МСБ Китая, США и прочих стран. Правительство Японии выделяет субсидии, займы и оказывает помощь в получении кредитов на всех этапах развития субъектов МСБ, которые принимают активное участие в развитии наукоемкой и высокотехнологичной промышленности. Государство поддерживает МСП, предоставляя услуги в сфере консалтинга, рекламы, подбора кадров, оказывая организационную помощь.

Доля МСП в ВВП Китая составляет 55% – это намного меньше, чем в странах Евросоюза, тем не менее, правительство Китая, достигнув таких показателей за 30 лет, считает МСП важнейшим фактором экономического роста и оживления рынка и отводит большую роль развитию МСП в экономике страны.

МСБ в экономике Сингапура. На сегодняшний день Сингапур является одной из самых высокоразвитых стран мира. Страна занимает 5-е место по развитию МСБ – на сегодняшний день в стране функционирует около 140 000 субъектов МСБ, что составляет около 90 процентов всех предприятий страны и обеспечивает рабочими местами значительную часть занятого населения.

Экономисты выделяют основные причины процветания экономики и предпринимательства в Сингапуре, к числу которых можно отнести: основой МСБ Сингапура является предоставление различных услуг: торговых, транспортных, коммуникационных, финансовых, туристических и других, которые предоставляют рабочие места для большей части населения страны; законодательными актами страны созданы благоприятные условия для открытия бизнеса и осуществления непосредственной деятельности, которые подлежат строгому исполнению. Особые льготы рассчитаны на МСП, только начинающие свой бизнес. наличие благоприятной экономической ситуации и привлекательного инвестиционного климата в стране. Так, например, в отношении МСП существует льготное налоговое законодательство, которое направлено на привлечение иностранного капитала и инвестиций, отсутствует пошлина на перечисление прибыли, обеспечиваются гарантии вложений денежных средств в экономику и т.д.;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *