Размещение информации на сайте

Управление развития отраслей социальной сферы администрации Сергиево-Посадского муниципального района

Расскажем, как проверить официальный интернет-ресурс учреждения культуры на соответствие нормативным требованиям. Это позволит не только оптимизировать работу сайта, но и избежать нарушений.

Ответственность за сайт учреждения несет в первую очередь руководитель учреждения. Следить за работой сайта может администратор либо другой сотрудник, которому это поручено. Всем, кто работает с сайтом государственного учреждения, следует знать и выполнять соответствующие требования законодательства.

Наличие сайта обязательно

Вопрос о создании и ведении сайта учреждения культуры связан с принципом информационной открытости сведений об организации.

Вся официальная статистика по культуре должна быть достоверна, своевременна и открыта (ст. 36 Закона РФ от 09.10.1992 № 3612–1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее — Основы). Механизмы реализации этого требования раскрыты в ст. 36.1 «Независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры» и ст. 36.2 «Информационная открытость организаций культуры» Основ. Здесь и идет речь о создании и ведении сайта как площадки для публикации открытых данных, информации об учреждении культуры.

Образовательные организации сферы культуры и искусства должны реализовывать принцип открытости и доступности информации на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273‑ФЗ). В нем закреплена компетенция образовательной организации по созданию и ведению официального сайта (подп. 21 п. 3 ст. 28).

Таким образом, сайт учреждения сферы культуры и искусства — это не только потребность современного общества, но и государственное требование. Ответственность за сайт, а также его отсутствие несет руководитель организации.

Какая информация должна быть на сайте

Независимо от вида деятельности учреждения культуры (библиотека, музей, театр, филармония, дом творчества и пр.) есть обязательная информация, которая должна быть представлена на сайте. Это связано с реализацией принципа открытости и доступности сведений об учреждении и права получателей услуг на информацию (приказ Минкультуры России от 20.02.2015 № 277 «Об утверждении требований к содержанию и форме предоставления информации о деятельности организаций культуры, размещаемой на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций культуры в сети „Интернет“», далее — Приказ № 277).

Образовательные организации сферы культуры и искусства должны соблюдать приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и формату предоставления на нем информации» (далее — Приказ № 785).

Для образовательных организаций регламент существенно расширен. Требования предъявляются не только к содержанию материалов, но и к структуре официального сайта. На сайте должен быть создан раздел «Сведения об образовательной организации» (название должно быть именно таким). В него входят 11 обязательных подразделов, названия которых регламентированы Приказом № 785.

Отсутствие того или иного раздела, а также информации в разделе является нарушением, ответственность за которое несет директор образовательной организации. Все несоответствия, выявленные при проверке (в частности, Рособрнадзором), будут зафиксированы в предписании. Для каждого нарушения уточнят статью законодательного акта и срок для его устранения. Если вы не исполните предписание, может быть возбуждено дело об административном правонарушении в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и принят ряд мер: административные штрафы, запрет о приеме в организацию, закрытие организации и др.

Обязательная информация для сайта учреждения культуры

Общая информация (включая филиалы):
• наименование (полное и краткое);
• место нахождения, почтовый адрес и схема проезда;
• дата создания учреждения;
• сведения об учредителе;
• учредительные документы;
• структура организации;
• режим и график работы;
• контакты (телефоны, адреса электронной почты);
• Ф. И. О. и должности руководства (включая структурные подразделения и филиалы).

Информация о деятельности (включая филиалы):
• информация об услугах;
• копии документов, устанавливающих цены на услуги;
• перечень платных услуг и цены на них;
• копия плана финансово-хозяйственной деятельности;
• информация о материально-техническом обеспечении предоставления услуг;
• копии лицензий (при наличии);
• план мероприятий;
• отчетность о выполнении государственного (муниципального) задания и результатах деятельности.

Иная информация:
• информация, определенная другими законодательными документами Российской Федерации;
• информация от учредителя (по его решению);
• информация учреждения (по его решению);
• результаты независимой оценки качества оказания услуг;
• план по улучшению качества работы.

Приказ Минкультуры России от 20.02.2015 № 277

Как часто обновлять информацию

Сайт, который не обновляется регулярно, становится неинтересен посетителям. Информация на сайте учреждения культуры или образовательной организации должна быть не только актуальной, но и достоверной.

Основное требование законодательства — обязательная информация должна быть размещена и обновлена в течение 10 рабочих дней со дня ее создания, получения или внесения соответствующих изменений (п. 3 требований, утвержденных Приказом № 277, п. 3 ст. 29 Закона № 273-ФЗ).

Речь идет об актуальности той информации, которая подлежит обязательному размещению. К другим материалам такие требования не предъявляются. Под «другими» материалами имеются в виду новости, события из жизни учреждения, анонсы, информация для родителей, посетителей, учащихся и т. д. Но это не повод не обновлять эти разделы: сайт с устаревшими данными перестает быть актуальным и теряет своих посетителей.

В каком формате размещать информацию

Сайт — это площадка, на которой можно реализовать любые мультимедийные замыслы. Информация может быть представлена в виде текстов, таблиц, изображений, анимации, видео и пр. Можно размещать презентации, баннеры с переходами на другие интернет-ресурсы. Вопрос лишь в квалификации администратора и возможностях самого сайта.

Размещение материалов несложно оптимизировать благодаря знанию технических требований и возможностей сайта. Так, загрузку фотографий на сайт лучше производить только после их предварительного уменьшения. Это снизит нагрузку на страницу с изображениями, она будет быстрее загружаться у пользователей.

Задача администратора сайта и руководителя учреждения — проверить корректное отображение и размещение информации на сайте.

Обязательный функционал на сайтах

Практически ни один сайт не обходится без традиционного набора сервисов. Их наличие подкреплено законодательными актами и потребностями пользователей.

Основной функционал таков:

  • поисковик (строка поиска по сайту);
  • карта сайта (интерактивное содержание всего сайта);
  • форма обратной связи (любой пользователь сайта может обратиться к администрации учреждения);
  • версия для слабовидящих;
  • мобильная версия;
  • электронный библиотечный каталог;
  • онлайн-опросы и др.

В законодательстве о функционале сайта говорится в следующих документах:

  • п. 2 требований, утвержденных Приказом № 277;
  • Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки (утвержден Минкультуры России 31.10.2014, одобрен Российской библиотечной ассоциацией);
  • приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547;
  • приказ Минкультуры России от 05.10.2015 № 2515;
  • ГОСТ Р 52872–2012 Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению.

Слово практику
На сайте должны быть доступны видеоматериалы об учебном процессе

Михаил Хохлов,
директор Московской средней специальной

музыкальной школы (колледжа) имени Гнесиных

В России нет рейтинговых агентств, которые давно и успешно работают на Западе. Рейтинговые агентства должны появиться как результат открытости учреждений. Поэтому нужно, чтобы все открыли свою деятельность.
В музыкальной школе имени Гнесиных все открыто. На нашем сайте вы увидите всю нашу творческую жизнь, все достижения. Именно это основной показатель эффективной деятельности. Если бы у всех были такие информационно открытые сайты, то можно было бы определить, где есть жизнь, а какие учреждения мертвые.
Конечно, на сайте должна быть размещена информация в соответствии с требованиями закона, но этого недостаточно.
Мы поговорим о детских музыкальных школах. Например, родитель ребенка шести лет намерен отдать его обучаться в музыкальную школу. Потому что хочет, чтобы его ребенок рос воспитанным, культурным, образованным, — для этого и создается образовательное поле в области искусств. Куда его родитель поведет?
Сегодняшний родитель — пользователь Интернета. В первую очередь он открывает компьютер и смотрит, какая школа расположена рядом, в шаговой доступности. Рядом находится школа имени кого-то. Обязательно «имени», но это не показатель качества преподавания. На сайте можно увидеть все нужные документы, которые учредитель велел директору выложить. Они родителю не нужны, они волнуют чиновников. А родителя волнуют те люди, педагоги, которые будут учить его ребенка. Что они умеют? Как они говорят? Как ведут уроки? Вот что родитель хочет найти на сайте школы. На нашем сайте все это можно увидеть.
В школе есть сотрудники, которые наполняют сайт жизнью. Заместитель директора, методисты. Цель методического кабинета — не только издавать методические брошюры, как было раньше. Нужна постоянная видеосъемка. На сайте должны быть доступны видеоматериалы об учебном процессе. Мы записываем и выкладываем практически все мастер-классы, открытые уроки, все большие и важные концерты можно посмотреть в виде дайджестов или целиком. Все эти записи лежат на YouTube и доступны каждому, а для детей у нас есть целая серия музыкальных сказок с детскими картинками.
По этим материалам, даже находясь в другой стране, можно наблюдать за учебным процессом: какие люди приезжают в школу, какие дают мастер-классы и концерты. Вот вчера играл наш выпускник, сегодня выступают флейтисты из Лондона или контрабасист из Швейцарии. Тут у нас фестиваль Cello-Bass, здесь — форум гобоистов.
Многие другие школы рассказывают только о том, кто работает в их администрации, сколько в школе классов, этажей и столов в буфете и что прописано в лицензии, — то, что рекомендовано разместить.
Так в какую школу отдаст своего ребенка заботливый родитель? Ответ очевиден. Поэтому, на мой взгляд, нужно, чтобы в каждой школе записывали видеоуроки, на это должны выделяться деньги. И тогда на сайте можно будет увидеть, как Клавдия Петровна или Василий Георгиевич учит шестилетнего ребенка играть на скрипке. И если родителю не нравится эта школа, он откроет другой сайт и выберет в результате образовательное учреждение по своим критериям.
Конечно, на сайтах никто не будет размещать негативные факты. И конкуренты могут сказать, что информация не всегда объективная. Но хорошую школу конкуренты скомпрометировать не в силах. На один пост мгновенно появится 20 других, и злопыхателя быстро «забанят», вычеркнут из друзей. То, что сегодня можно получить обратную связь, абсолютно меняет ситуацию. И роль рейтинговых агентств начинают играть социальные сети, общественность. Еще пять-семь лет назад этого не было.

Требования к базам данных и хранению информации

Примите к сведению

В Приказе № 785 прописаны технические требования для оптимизации работы с обязательными материалами (п. 4–7). В 2015 г. появились методические рекомендации, которые помогут соблюсти требования этого приказа к структуре сайта и размещаемой на нем информации (письмо Рособрнадзора от 25.03.2015 № 07–675).

В 2014 году внесены поправки в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149‑ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон № 149-ФЗ). По отношению к сайтам следует учитывать п. 4.7 ст. 16 Закона № 149-ФЗ: информация (базы данных) должны храниться на территории Российской Федерации. Это касается прежде всего серверов, на которых происходит сбор, накопление и обновление данных (информации).

Многие учреждения культуры создавали сайты до принятия изменений в Закон № 149-ФЗ либо не задумывались об этом требовании.

НАШ СОВЕТ

Рекомендуем получить точную информацию о хранении баз данных по своему сайту. Для этого обратитесь в обслуживающую компанию или к специалисту, который занимался созданием официального интернет-ресурса учреждения. Обращение лучше делать в письменной форме. Это позволит в дальнейшем представить проверяющим органам подтверждающий документ.

Итак, недостаточно только создать сайт учреждения культуры или образования, он должен иметь определенное содержание и функционал. Сайт организации — визитная карточка, а также инструмент, с помощью которого можно активно взаимодействовать с получателями услуг. Он помогает развивать деятельность учреждения и отвечать запросам и потребностям современного общества.

Исполнение требований закона к сайту учреждения контролируют уполномоченные органы в сфере культуры и образования. Работа над созданием и ведением официального сайта учреждения — это зона компетентности и ответственности прежде всего руководителя учреждения (о зоне его ответственности говорится в Законе № 273‑ФЗ, Основах и формах отчетности по приказам Росстата). Даже если у ресурса есть администратор, при выявлении несоответствий перед проверяющими органами отвечает руководитель.

Для оптимизации работы сайта в учреждении необходимо создать конкретизирующие локальные акты или нормативы, в которых прописывают зоны ответственности сотрудников учреждения, цели и задачи официального сайта, указывают технические характеристики и данные обслуживающей компании, а также иные аспекты, связанные с работой сайта.

Слово практику
Для сайта важна не только оперативность, но и регулярность обновления информации

Вера Родман,
менеджер по рекламе

Государственного театра наций

При создании обновленной версии сайта Театра Наций мы стремились к упрощению и лаконичности. Сайт стал более функциональным и удобным для зрителей. Театр Наций — молодой, активно развивающийся, и его сайт должен соответствовать стилю театра. У посетителей должно визуально создаваться четкое понимание, куда они придут на спектакль.
Важнейшая цель — упростить путь потенциального зрителя к покупке билетов. Не у всех театров есть своя система онлайн-продажи билетов. На многих сайтах сложно найти раздел, в котором рассказывается, где и как приобрести билет. Мы постарались сделать этот поиск максимально быстрым. Без регистрации и длительных процедур по авторизации зритель может выбрать места на схеме зала, просмотреть доступные ценовые категории мест.
Также создали максимально комфортную для изучения афишу — эта страница лидирует по посещаемости. Изучили десятки афиш на других сайтах, многие из них были неудобны: где-то отсутствовало время начала показов или дни недели, где-то нельзя было перейти к описанию спектакля и т. д. Такой опыт показал, что в афише не должно быть никаких нагромождений, нестандартных подходов к оформлению. Содержание должно быть на виду и сортироваться по запросам пользователя: по площадке, дате, названию спектакля.
Что касается наполнения сайта, важна не только оперативность, но и регулярность обновления информации. И хотя театральное искусство происходит «здесь и сейчас», на мой взгляд, крайне важно сохранить его историю в открытом доступе. Многие театры, обновив свои сайты, простились с базой архивных материалов, представлявших интерес не только для театральной общественности, но и СМИ, студентов, научных работников и, что интересно, для самих сотрудников театра.
Мы открыты для пожеланий и предложений, для чего на сайте в разделе «Контакты» есть несколько оперативных способов связи. Обратную связь со зрителями мы поддерживаем и в наших социальных сетях, которые сегодня более популярны, чем форумы.

Статья 10. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет

1. Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

4. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами иных государственных органов, а также органов местного самоуправления устанавливаются в пределах своих полномочий указанными органами.

Статья 13. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая в сети Интернет

1. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:

1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:

а) наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления;

б) сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;

в) перечень территориальных органов и представительств государственного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств;

г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;

д) сведения о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);

е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;

ж) сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления (при наличии);

2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;

в) информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;

д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;

е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов;

3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;

4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;

6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;

7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления;

б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;

б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;

в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;

е) перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;

9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:

а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

2. Государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети Интернет иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.

3. Состав информации, размещаемой государственными органами, органами местного самоуправления в сети Интернет, определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 14. Перечни информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет

1. Перечень информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов утверждается Президентом Российской Федерации.

2. Перечень информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных государственных органов утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Перечни информации о деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации утверждаются соответственно Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Перечень информации о деятельности судов в Российской Федерации и особенности размещения судебных актов устанавливаются Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

5. Перечни информации о деятельности федеральных государственных органов, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации и не указанных в частях 1-3 настоящей статьи, утверждаются этими федеральными государственными органами.

6. Перечни информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации утверждаются в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации.

7. Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

8. При утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, указанных в частях 1 — 3, 5 — 7 настоящей статьи, определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *