Требования к автостанциям

Каковы требования к автовокзалам различных категорий?

В документе Минтранса выделены две основные категории автовокзалов с остановочным пунктом, входящим в состав маршрутов регулярных перевозок:

  1. с которого максимальный интервал отправления транспортных средств превышает 2 часа, а общее количество отправляемых пассажиров по маршрутам больше тысячи человек в сутки;
  2. с которого максимальный интервал отправления ТС не превышает 2 часа, а количество отправляемых пассажиров составляет до тысячи в сутки.

В таблице выделим требования к оборудованию автовокзалов этих двух категорий помещениями для оказания услуг пассажирам и перевозчикам.

Автовокзалы первой категории Автовокзалы второй категории
— помещения для работы билетных
касс;
— комнаты для выделенных линий связи
и нахождения оборудования хранения
персональных данных пассажиров <*>;
— комнаты для организации проведения
предрейсовых медицинских осмотров
водителей;
— помещения для ожидания пассажирами
ТС, следующих по маршрутам
регулярных перевозок пассажиров и
багажа;
— комната для пункта общественного
питания;
— помещения камер хранения и
туалетов;
— помещения для работы диспетчерской
службы по регулированию движения
автотранспортных средств, следующих
по маршрутам регулярных перевозок
пассажиров и багажа;
— комнаты отдыха водителей
автотранспортных средств, следующих
по регулярным маршрутам
— помещения для работы билетных
касс;
— комнаты для выделенных линий
связи и нахождения оборудования
хранения персональных данных
пассажиров <*>;
— комнаты для организации проведения
предрейсовых медицинских осмотров
водителей;
— помещения для ожидания пассажирами
ТС, следующих по маршрутам
регулярных перевозок пассажиров и
багажа <*>;
— размещение общественных туалетов;
— помещения для работы диспетчерской
службы по регулированию движения
автотранспортных средств, следующих
по маршрутам регулярных перевозок
пассажиров и багажа;
— комнаты отдыха водителей
автотранспортных средств, следующих
по регулярным маршрутам перевозок
пассажиров и багажа <**>

<*> Возможно совмещение с помещением билетных касс.
<**> Возможно совмещение с помещением для диспетчерской службы.

Нетрудно заметить, что для крупных (как правило, междугородных) автовокзалов с большим пассажиропотоком и дальними междугородными рейсами количество помещений больше и только лишь комната для оборудования связи и хранения персональных данных пассажиров может быть совмещена с билетными кассами, остальные помещения совмещать друг с другом не допускается. Для небольших автовокзалов, чаще пригородных, такие ограничения сняты, и ряд помещений могут быть совмещены, что позволяет сэкономить владельцам автовокзалов. Они в любом случае заинтересованы вкладываться в инфраструктуру, исходя из своих финансовых возможностей, определяемых пассажиропотоком и получаемой выручкой.

К сведению. Помещения, предназначенные для оказания услуг пассажирам и перевозчикам, запрещается использовать для целей, не связанных с их обслуживанием.

В отдельном Приложении к Приказу N 234 приведены требования к площадям всех помещений автовокзала. Площади не должны быть менее указанных в этом Приложении, которое вступает в силу с июня 2011 г. У владельцев автовокзалов осталось не так много времени, чтобы подумать над тем, как расширить помещения, если их площадь менее установленного Минтрансом ценза. Причем показатель площади зависит от расчетной величины (суточное отправление пассажиров), которая достаточно субъективна: в настоящий момент нет ясных указаний о том, как определять расчетное суточное отправление пассажиров. В прежних документах, предназначенных для автовокзалов и автостанций, было сказано, что расчетное суточное отправление пассажиров определяется как годовое отправление, деленное на 365 дней, с учетом коэффициента сезонной неравномерности перевозок. Этот коэффициент, равно как и методика оценки расчетного значения, утратил силу, поэтому владельцы автовокзалов самостоятельно решают, как рассчитать суточное отправление пассажиров. Пока правильность расчета непросто проверить в силу отсутствия прямого нормативного регулирования данного вопроса, чем владельцы автовокзалов могут воспользоваться и оценить в своих интересах суточное отправление пассажиров и категорию вокзала для соблюдения требований Минтранса.

Кстати, наряду с требованиями к оборудованию помещений вокзалов чиновники не забыли прописать нормы, касающиеся наличия перронов отправления (убытия). Их количество также зависит от расчетного суточного отправления пассажиров. Чем больше пассажиропоток и сам вокзал, тем больше нужно перронов отправления и прибытия, что подтверждает Приложение 2 к Приказу N 234. В нем выделены перроны для автобусов междугородных и пригородных маршрутов. При прочих равных условиях для междугороднего сообщения нужно больше перронов, чем для обслуживания пригородных маршрутов. Более востребованы перроны отправления, нежели прибытия, что вполне логично — на разные направления нужно несколько перронов, а для прибытия можно обойтись гораздо меньшим их количеством. И все же пока нельзя сказать, к каким результатам приведет применение Приказа N 234. Вероятно, Минтранс внесет необходимые дополнения в части единого порядка расчета суточного отправления пассажиров, а пока следует руководствоваться тем, что есть, и определять этот показатель согласно имеющейся у вокзала информации по пассажиропотоку и выбранной владельцем методике расчета.

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОВОКЗАЛАМ И АВТОСТАНЦИЯМ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

С целью обеспечения населения транспортными услугами, в том числе междугородними и пригородными автобусными перевозками, публично-правовыми образованиями могут создаваться автовокзалы, автостанции и их объединения в форме государственных (муниципальных) учреждений. Недавними приказами Минтранса России были утверждены новые требования к оснащению автовокзалов и автостанций, а также их доступности для инвалидов.

Новые требования к оборудованию

Новые Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций утверждены приказом Минтранса России от 29.12.2015 № 387 (далее – Требования № 387). Приказом № 387 были признаны утратившими силу прежние требования, утвержденные приказом ведомства от 01.11.2010 № 234 и распространявшиеся только на автовокзалы.
Требования № 387 обязательны для выполнения всеми юридическими лицами, владеющими автовокзалами и (или) автостанциями на праве собственности или ином законном основании.
В целях оказания услуг пассажирам и водителям на территории автовокзала размещаются (п. 3 Требований № 387):
1) билетные кассы (одна или несколько) или билетные кассы и автоматы для продажи билетов;
2) зал ожидания;
3) комната матери и ребенка;
4) туалет;
5) камера хранения вещей или места для хранения вещей;
6) пункт общественного питания;
7) здравпункт;
8) комната отдыха водителей с местами для сидения.
При этом требование оборудовать автовокзалы билетными автоматами, камерой хранения, здравпунктом и комнатой отдыха водителей с местами для сидения вступают в силу с 1 июля 2017 года.
Отметим, что ранее на автовокзалах должны были быть билетные кассы (формально их нельзя было заменить автоматами), выделенная линия связи (данное требование больше не предусмотрено). Также ранее предусматривалось обязательное выделение помещения для организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей – не менее двух комнат. Остальные требования не отличаются от ранее действовавших.
Кроме того, при организации продажи билетов вне автовокзала количество касс можно было уменьшать в соответствии с объемами продажи билетов вне автовокзала. Требованиями № 387 такой возможности не предусмотрено.
Минимальное оснащение автостанций изложено в пункте 4 Требований № 387. На территории автостанции должны быть:
1) билетные кассы (одна или несколько) или билетные кассы и автоматы для продажи билетов;
2) зал ожидания;
3) туалет;
4) здравпункт;
5) комната отдыха водителей с местами для сидения.
При этом в настоящее время автостанция должна быть оборудована только туалетом, остальные требования вступают в силу с 1 июля 2017 года.
Количество оборудования и помещений, которые должны иметься на автовокзале или автостанции, зависит от среднесуточного количества отправляемых пассажиров.
Расчетное среднесуточное количество отправляемых пассажиров принимается равным среднесуточному количеству отправленных пассажиров в предыдущем календарном году, определенному на основании учетных данных автовокзала, автостанции об отправленных пассажирах, а в случае, если автовокзал, автостанция введены в эксплуатацию в текущем календарном году, – среднесуточному количеству отправляемых пассажиров, указанному в проектной документации (п. 5 Требований № 387).
В здании и (или) на территории автовокзала, автостанции при соблюдении требований к наличию, количеству и площади обязательных объектов допускается размещение иных объектов (п.

В соответствии с пунктом 20 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1102; 2011, № 37, ст. 5268; 2013, № 20, ст. 2504, № 48, ст. 6276; 2014, № 24, ст. 3101; 2015, № 19, ст. 2822), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций.

2. Признать приказ Минтранса России от 1 ноября 2010 г. № 234 «Об утверждении требований к оборудованию автовокзалов» (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2010 г., регистрационный № 19512) утратившим силу.

Министр М.Ю. Соколов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 марта 2016 г.
Регистрационный № 41368

Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 29 декабря 2015 г. № 387)

1. Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций разработаны в соответствии с пунктом 20 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112.

2. Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций (далее — Требования) обязательны для выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, владеющими автовокзалами и (или) автостанциями на праве собственности или ином законном основании (далее — владельцы автовокзалов и автостанций).

3. В целях оказания услуг пассажирам и водителям на территории автовокзала размещаются:

1) билетная(ые) касса(ы) или билетная(ые) касса(ы) и автомат(ы) для продажи билетов*;

2) зал ожидания;

3) комната матери и ребенка;

4) туалет;

5) камера хранения вещей или места для хранения вещей*;

6) пункт общественного питания;

7) здравпункт*;

8) комната отдыха водителей с местами для сидения*.

4. В целях оказания услуг пассажирам и водителям на территории автостанции размещаются:

1) билетная(ые) касса(ы) или билетная(ые) касса(ы) и автомат(ы) для продажи билетов*;

2) зал ожидания*;

3) туалет;

4) здравпункт*;

5) комната отдыха водителей с местами для сидения*.

5. Расчетное среднесуточное количество отправляемых пассажиров принимается равным среднесуточному количеству отправленных пассажиров в предыдущем календарном году, определенному на основании учетных данных автовокзала, автостанции об отправленных пассажирах, а в случае, если автовокзал, автостанция введены в эксплуатацию в текущем календарном году — среднесуточному количеству отправляемых пассажиров, указанному в проектной документации.

6. В здании и (или) на территории автовокзала, автостанции помимо объектов, указанных в пунктах 3, 4 настоящих Требований, допускается размещение иных объектов при условии выполнения требований, предусмотренных приложением к настоящим Требованиям.

7. На территории автовокзала, автостанции размещаются:

1) перроны (площадки) для посадки пассажиров в автобусы;

2) перроны (площадки) для высадки пассажиров из автобусов;

3) площадка для стоянки автобусов, посты для уборки и осмотра автобусов (для автовокзалов, на территории которых расположены остановочные пункты маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа в международном сообщении).

8. Перроны (площадки) для посадки пассажиров в автобусы, перроны (площадки) для высадки пассажиров из автобусов и посты для уборки и осмотра автобусов должны иметь асфальтобетонное или бетонное покрытие.

9. Допускается объединение перронов (площадок) для посадки пассажиров в автобусы с перронами (площадками) для высадки пассажиров из автобусов.

10. Количество перронов (площадок) для посадки пассажиров в автобусы должно обеспечивать возможность стоянки автобусов во время посадки пассажиров для автобусов особо малого, малого и среднего классов не менее 10 минут, для автобусов большого и особо большого классов не менее 15 минут.

11. На территории автовокзала и автостанции размещаются технические средства организации дорожного движения для транспортных средств и пассажиров.

12. Перроны (площадки) для посадки и высадки пассажиров, а также залы ожидания должны оборудоваться системами громкой связи и информационными табло.

13. На территории автовокзала и автостанции должны обеспечиваться условия доступности для инвалидов перевозок автомобильным транспортом (городским наземным электрическим транспортом) и иных услуг наравне с другими пассажирами.

* Вступает в силу с 1 июля 2017 г.

Приложение
к Минимальным требованиям
к оборудованию автовокзалов
и автостанций

Требования к оборудованию автовокзалов и автостанций

№ п/п Наименование объектов Расчетное среднесуточное количество отправляемых пассажиров, чел.
до 250 251 — 500 501 — 750 751 — 1000 1001 — 2000 2001 — 3000 3001 — 4000 4001 — 6000 6001 — 8000 8001 — 10000 10001 — 15000 15001 — 20000 20001 — 25000 свыше 25000
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
1 Билетная(ые) касса(ы) или билетная(ые) касса(ы) и автомат(ы) для продажи билетов, ед. 1 1 2 2 4 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2 Количество мест для сидения в зале ожидания, ед. 10 15 18 21 25 35 50 60 75 100 125 150 175 200
3 Количество мест хранения вещей, в том числе в камере хранения, ед. 60 80 100 120 140 165 200 240 280 320
4 Здравпункт не менее одного
5 Количество индивидуальных детских спальных мест в комнате матери и ребенка, ед. 2 3 3 4 5 5 6 6 8 8
6 Количество, отдельных туалетных кабин с санитарными приборами, ед. 1 2 4 4 6 8 8 10 12 14 16 18 20 22
7 Количество мест для приема пищи в пункте общественного питания, ед. 12 16 20 24 32 44 52 64 72 84
8 Количество мест для сидения в комнате отдыха водителей, ед. 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28

Примечания:

1. Площадь помещения, в котором размещается билетная касса, устанавливается из расчета не менее 4,5 на одно рабочее место кассира.

2. Площадь комнаты матери и ребенка устанавливается из расчета не менее 1,5 на одно индивидуальное детское спальное место.

>8 Автостанции и автовокзалы

Автостанции и автовокзалы

Автовокзалы предназначены для обслуживания пассажиров, осуществляющих поездки в междугородном автобусном сообщении. Они располагаются в городах и крупных населенных пунктах.

Организация начальных (конечных) пунктов пригородных маршрутов на автовокзалах не должна ухудшать обслуживание пассажиров, следующих в междугородном сообщении.

В случаях, когда начальные (конечные) пункты пригородных маршрутов целесообразно расположить на автовокзале, оборудуются платформы пригородных маршрутов с самостоятельной схемой движения пассажиров и автобусов.

Пассажирская автостанция предназначена для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных автобусных сообщений на конечных и промежуточных остановочных пунктах маршрутов.

Автостанции строятся на автомобильных дорогах, в населенных пунктах и входят в комплекс обустройства автомобильной дороги.

Автостанция должна иметь здание в блоке с перроном для посадки и высадки пассажиров, а также площадки для стоянки автобусов.

Основными задачами автовокзала (пассажирской автостанции) являются:

· организация работы билетных касс, камеры хранения ручной клади и багажа, справочной, эксплуатационно-линейной и других служб, призванных обеспечить удобства и культурное обслуживание пассажиров;

· осуществление контроля за соблюдением расписаний движения и принятия мер, в случаях неприбытия автобуса согласно расписанию, для отправки пассажиров по приобретенным проездным билетам на автобусах других попутных рейсов или маршрутных таксомоторах.

В современном понимании автовокзал и автостанция – это ТПУ межрегионального или регионального уровня. Таким образом, еще одним требованием к автовокзалам и автостанциям, которое необходимо учитывать при их проектировании в составе ТПУ, является организация удобной пересадки пассажиров между различными видами транспорта и маршрутами.

Требования к оборудованию и общие положения по проектированию автовокзалов и автостанций

Требования к оборудованию автовокзалов в Российской Федерации устанавливает Приказ Минтранса от 29 декабря 2015 г. N 387 «Об утверждении минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций».

В целях оказания услуг пассажирам и водителям на территории автовокзала размещаются:

· билетная(ые) касса(ы) или билетная(ые) касса(ы) и автомат(ы) для продажи билетов;

· зал ожидания;

· комната матери и ребенка;

· туалет;

· камера хранения вещей или места для хранения вещей;

· пункт общественного питания;

· здравпункт;

· комната отдыха водителей с местами для сидения.

В целях оказания услуг пассажирам и водителям на территории автостанции размещаются:

· билетная(ые) касса(ы) или билетная(ые) касса(ы) и автомат(ы) для продажи билетов;

· зал ожидания;

· туалет;

· здравпункт;

· комната отдыха водителей с местами для сидения.

Помещения автовокзалов и автостанций, предназначенные для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, должны соответствовать требованиям согласно Приложению 1.

В здании и (или) на территории автовокзала, автостанции помимо помещений, указанных выше, допускается размещение иных объектов при условии выполнения требований, предусмотренных Приказом.

На территории автовокзала, автостанции размещаются:

· перроны (площадки) для посадки пассажиров в автобусы;

· перроны (площадки) для высадки пассажиров из автобусов;

· площадка для стоянки автобусов, посты для уборки и осмотра автобусов (для автовокзалов, на территории которых расположены остановочные пункты маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа в международном сообщении).

Количество перронов (площадок) для посадки пассажиров в автобусы должно обеспечивать возможность стоянки автобусов во время посадки пассажиров для автобусов особо малого, малого и среднего классов не менее 10 минут, для автобусов большого и особо большого классов не менее 15 минут.

Перроны (площадки) для посадки пассажиров в автобусы, перроны (площадки) для высадки пассажиров из автобусов и посты для уборки и осмотра автобусов должны иметь асфальтобетонное или бетонное покрытие.

Допускается объединение перронов (площадок) для посадки пассажиров в автобусы с перронами (площадками) для высадки пассажиров из автобусов.

На территории автовокзала и автостанции размещаются технические средства организации дорожного движения для транспортных средств и пассажиров жиров.

Перроны (площадки) для посадки и высадки пассажиров, а также залы ожидания должны оборудоваться системами громкой связи и информационными табло.

На территории автовокзала и автостанции должны обеспечиваться условия доступности для инвалидов перевозок автомобильным транспортом (городским наземным электрическим транспортом) и иных услуг наравне с другими пассажирами.

При анализе существующих и проектировании новых автовокзалов и автостанций рекомендуется пользоваться разработанным в СССР «Пособием по проектированию автовокзалов и автостанций», которое актуально и сегодня. Далее будут приведены выдержки из данного пособия.

Вместимость автовокзалов или пассажирской автостанции рекомендуется принимать в соответствии с расчетным суточным отправлением пассажиров междугородных и пригородных маршрутов согласно Таблица 4.

Таблица 3.

Рекомендуемая вместимость автовокзала или пассажирской автостанции

Расчетное суточное отправление, пасс.

Вместимость, пасс.

Наименование

от 100 до 200

Пассажирская автостанция

св. 200 до 400

» 400 до 600

» 600 до 1000

» 1000 » 2000

Автовокзалы

» 2000 » 3000

» 3000 » 4000

» 4000 » 6000

» 6000 » 8000

» 8000 » 10000

» 10000 » 15000

» 15000 » 20000

» 20000 » 25000

» 25000 » 30000

» 30000 » 40000

» 40000

Перроны отправления необходимо размещать в максимальном приближении к зданию, обеспечивая кратчайшие пути следования из пассажирских помещений. В примыкании к перронам отправления следует предусматривать зоны ожидания пассажиров шириной не менее 2,5 м.

Размещение перронов прибытия должно обеспечивать кратчайший выход пассажиров на привокзальную площадь, минуя здание.

Для пассажиров пригородных маршрутов с интервалом движения автобусов менее 20 мин. при их расчетном суточном отправлении свыше 3 тыс. пасс. следует предусматривать отдельные перроны отправления и прибытия, обеспечивая проход к ним, минуя здание.

Для транзитных автобусов в зоне перрона отправления следует, как правило, выделять отдельные посты.

Перроны по конфигурации кромки для постановки к ним автобусов предусматриваются:

• прямолинейные;

• уступообразные;

• гребенчатые.

Прямолинейные перроны допускаются при количестве постов не более трех. Гребенчатые перроны допускаются как исключение.

Над перронами необходимо предусматривать навесы шириной, обеспечивающей укрытие пассажиров при посадке и высадке, а также на пути следования их от здания до передней двери автобуса. Допускается не предусматривать навес над перронами прибытия.

Перроны должны быть рассчитаны на подход автобусов передним ходом и возвышаться над проезжей частью на 25 см.

Количество постов посадки и высадки, а также количество мест на площадке межрейсового отстоя автобусов следует определять в соответствии с расчетным суточным отправлением пассажиров раздельно по видам сообщений согласно Таблица 4.

Таблица 4

Количество постов посадки и высадки и мест на площадке межрейсового отстоя автобусов на автовокзале (автостанции)

Расчетное суточное
отправление, пасс

Количество, для автобусов

междугородных

пригородных

постов

Мест на площадке отстоя

постов

Мест на площадке отстоя

отправления

прибытия

отправления

прибытия

100…300

300…600

600…1000

1000…1500

1500…2000

2000…3000

3000…4500

4500…6000

6000…8000

8000…10000

Свыше 10000

Добавляется один пост (место) на каждые

В зданиях автовокзалов возможно выделение раздельных залов ожидания и кассового.

В зданиях автовокзалов вместимостью свыше 500 пассажиров допускается предусматривать выделение зала предварительной продажи билетов, а также устройство раздельных залов ожидания пассажиров междугородных и пригородных маршрутов, при этом продажу билетов на пригородные маршруты допускается осуществлять в зале ожидания.

Вместимость пассажирского зала (кассовой зоны, зоны ожидания, распределительных зон) составляет 75 % от вместимости автовокзала или пассажирской автостанции в климатической зоне А и 65 % — в климатической зоне Б.

Помещения для пассажиров с детьми следует, как правило, размещать в примыкании к зоне ожидания.

Общественные уборные следует располагать между основными путями прибытия и отправления пассажиров и обеспечивать входами из пассажирских помещений и с перронов. Общественные уборные допускается размещать в отдельно стоящем здании в оптимальном приближении к перронам и к зданию.

В предприятиях общественного питания в зданиях автовокзалов вместимостью свыше 500 пасс, следует выделять торговый зал с раздачей для обслуживания персонала и водителей.

Диспетчерскую следует размещать, обеспечивая, как правило, обзор перронов отправления. Отметка пола рабочего места диспетчера отправления должна возвышаться над уровнем проезжей части не менее чем на 90 см.

Водительская должна размещаться в примыкании к диспетчерской и соединяться с ней проемами для оформления документов.

Комнаты предрейсового медицинского освидетельствования и комнаты кратковременного отдыха водителей следует размещать вблизи водительской.

Комнату перронных контролеров следует размещать вблизи диспетчерской в примыкании к перронам отправления.

В Приложении 2 приведены схемы генеральных планов типовых автостанции и автовокзала определенной вместимости, а также проекты и фотографии некоторых автовокзалов.

Технологический процесс работы автовокзала (автостанции)

В Правилах организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 г. N 200 (в настоящее время утратил силу) приведен типовой технологический процесс работы автовокзала. Отдельные положения этого документа можно использовать в настоящее время как рекомендации при организации работы автовокзалов.

Технологический процесс работы автовокзала определяет рациональную организацию работы билетных касс, камеры хранения ручной клади и багажа, справочной, диспетчерской и других служб, обеспечивающих обслуживание пассажиров и выполнение расписаний движения автобусов.

Технологический процесс работы автовокзала (автостанции) включает в себя:

· краткую производственную и техническую характеристику автовокзала (автостанции);

· организацию работы служб автовокзала (автостанции);

· бытовое обслуживание пассажиров;

· организацию обслуживания пригородных пассажиров;

· уборку помещений и содержание автовокзалов (автостанций).

Технологический процесс работы автовокзала разрабатывается начальником автовокзала (автостанции) применительно к конкретным условиям, которые должны учитывать объем и характер работы по обслуживанию пассажиров, технические средства, которыми располагает автовокзал (автостанция), передовые методы в организации работы служб.

Производственная характеристика автовокзала (автостанции) определяется:

· максимальным суточным количеством обслуживаемых пассажиров (раздельно в междугородном и пригородном сообщениях) и неравномерностью распределения их по времени (сезонам года, месяцам, дням недели, периодам суток);

· количеством отправлений автобусов по часам суток (раздельно в междугородном и пригородном сообщениях);

· максимальным количеством мест багажа, принимаемого на хранение в течение суток.

Техническая характеристика автовокзала (автостанции) включает следующие данные:

· план здания автовокзала (автостанции) с указанием всех предназначенных для обслуживания пассажиров, производственного и линейного персонала помещений, их характеристику — назначение, площадь, оборудование и пропускную способность;

· план внутренней территории и привокзальной площади с нанесением схемы расположения перронов, постов прибытия и отправления, площадки отстоя автобусов, резервных постов на перроне отправлений, мойки для автобусов, осмотровой эстакады, остановок городского маршрутизированного транспорта и стоянок такси;

· генеральный план автовокзала (автостанции) с нанесенной схемой движения автобусов на внутренней территории. В схеме движения автобусов указывается: направление въезда (выезда) автобусов к перронам прибытия и отправления, к площадке отстоя, при этом недопустимы пересечения путей движения автобусов с потоком пассажиров;

· график работы каждого поста отправления и прибытия в течение суток;

· схему средств внутренней и внешней диспетчерской связи;

· сведения о механизации, средствах уборки автовокзала (автостанции);

· план эвакуации пассажиров и персонала служб автовокзала (автостанции) в случае пожара.

Организация работы служб автовокзала (автостанции) должна предоставить максимальные удобства пассажирам с минимальной затратой времени на выполнение всех операций, связанных с поездкой. В этих целях на автовокзале (автостанции) должно быть:

· организовано рациональное движение пассажиров в здании и на перронах,

· обеспечено применение оборудования, повышающего производительность труда работников автовокзала,

· обеспечено внедрение в работу каждой службы передовых методов обслуживания пассажиров.

Для организации рационального движения пассажиров на автовокзале используются следующие рекомендации.

Пути движения по территории автовокзала (автостанции) пассажиров, следующих в междугородном и пригородном сообщениях, должны быть разделены.

Движение пассажиров автобусов междугородных сообщений на территории вокзала организуется по следующим примерным схемам:

· при отправлении пассажиров (Рис. 8);

· при прибытии пассажиров (Рис. 9).

Движение пассажиров автобусов пригородных сообщений на территории вокзала организуется по следующим примерным схемам:

· при отправлении пассажиров (Рис. 10);

· при прибытии пассажиров (Рис. 11).

Рациональные направления движения пассажиров к перронам и каждому посту отправления должны предусматривать полную безопасность перехода от здания вокзала к автобусу.

Рис. 8. Примерная схема организации пешеходного движения пассажиров автобусов междугородных сообщений при отправлении

Рис. 9. Примерная схема организации пешеходного движения пассажиров автобусов междугородных сообщений при прибытии

Рис. 10. Примерная схема организации пешеходного движения пассажиров автобусов пригородных сообщений при отправлении

Рис. 11. Примерная схема организации пешеходного движения пассажиров автобусов пригородных сообщений при прибытии

Справочная служба обеспечивает пассажиров своевременной исчерпывающей информацией по вопросам, относящимся к их поездке.

Информирование пассажиров осуществляется с помощью следующих средств:

· схем и таблиц, помещенных в здании автовокзала (автостанции);

· устных справок, выдаваемых работниками справочного бюро;

· радиосправки;

· автоматической справочной установки;

· внутренней и громкоговорящей сети.

Размещать схемы, таблицы и указатели необходимо с учетом направления движения пассажиров на автовокзале (автостанции) применительно к вопросам, возникновение которых наиболее вероятно у пассажиров.

Автовокзалы (автостанции), работающие некруглосуточно, должны иметь следующую информацию снаружи здания:

· схему автобусных маршрутов, по которым осуществляются перевозки от данного автовокзала (автостанции);

· расписание движения автобусов;

· время работы автовокзала (автостанции).

Устные справки выдают пассажирам работники справочного бюро по вопросам:

· прибытия (отправления) автобусов на данный автовокзал (автостанцию);

· расписания движения автобусов по маршрутам данной и прилегающих областей, а также по всем межобластным и межреспубликанским маршрутам на территории РСФСР;

· стоимости проезда и провоза багажа в автобусах;

· расписания движения других видов междугородного транспорта;

· расположения помещений и режима работы служб данного автовокзала (автостанции);

· перечня услуг бытового обслуживания пассажиров.

С помощью громкоговорителей производится систематическая информация пассажиров по вопросам:

· прибытия автобусов;

· времени начала посадки (за 15 мин.) и отправления автобуса в рейс (за 5 мин.);

· введения дополнительных рейсов автобусов и продажи билетов на них;

· опоздания автобусов с прибытием или отправлением;

· сокращения времени стоянки транзитных автобусов;

· наличия свободных мест в автобусах;

· правил пользования вокзалом и автобусами.

Организация работы билетных касс должна обеспечивать текущую и предварительную продажу билетов с минимальной затратой времени, в том числе и в периоды максимального спроса.

На автовокзалах организуются три основные группы билетных касс:

· предварительной продажи билетов;

· текущей продажи билетов;

· текущей продажи билетов на транзитные автобусы.

Продажа билетов на автобусы междугородных сообщений производится по числу мест для сидения, а на автобусы пригородных сообщений — по номинальной вместимости автобуса.

Все операции камеры хранения по приему и выдаче ручной клади и багажа должны обеспечивать:

· минимальную затрату пассажирами времени на сдачу (получение) ручной клади и багажа;

· сохранность ручной клади и багажа;

· высокую производительность труда работников, обслуживающих камеру хранения;

· полный сбор платы за хранение.

Основными задачами диспетчерской службы автовокзала (автостанции) являются:

· контроль за своевременным отправлением и прибытием автобусов на данный автовокзал (автостанцию);

· отправление автобусов в рейс;

· контроль за движением автобусов на маршруте в пределах своего участка (в случае разделения маршрута на участки ответственности разных диспетчерских пунктов);

· регулирование движения автобусов;

· информирование пассажиров о прибытии автобусов на автовокзал (автостанцию), времени начала посадки и отправления автобуса в рейс;

· информирование диспетчеров следующих пунктов о наличии свободных и освобождающихся мест;

· оформление путевой документации и ведение диспетчерского журнала.

Контроль за прибывающими (отправляющимися) на автовокзал (автостанцию) автобусами ведется в соответствии с расписанием движения автобусов.

При отправлении автобуса диспетчер объявляет по автовокзалу о времени начала посадки, номере поста отправления и времени отправления автобуса.

Отправление автобуса в рейс производит дежурный по отправлению в соответствии с расписанием движения, выполняя при этом следующее:

· проверяет соответствие наличия пассажиров в автобусе количеству проданных билетов;

· разрешает отправление автобуса от перрона.

Контроль за движением автобусов по маршрутам в пределах своего участка диспетчер производит, используя при этом имеющиеся на автовокзале (автостанции) средства связи.

При отправлении автобуса с данного автовокзала (автостанции) диспетчер передает диспетчеру следующего остановочного пункта фактическое время отправления и сведения о наличии свободных мест.

Передача информации диспетчеру следующего автовокзала (автостанции) производится по каждому рейсу через 5 — 15 мин. после отправления автобуса в рейс, при этом указывается:

· фактическое время отправления автобуса;

· наличие свободных мест;

· состояние дороги;

· погодные условия.

Полученные сведения о наличии свободных мест в транзитных автобусах диспетчер передает кассиру.

Бытовое обслуживание пассажиров следует организовывать в соответствии со следующими рекомендациями.

Пассажирский зал предназначается для пассажиров, ожидающих прибытия и отправления автобусов.

В пассажирском зале должна быть обеспечена информация в соответствии с организацией справочно-информационной службы.

В пассажирском зале могут быть размещены различные киоски, а также автоматы по продаже товаров массового спроса пассажиров.

Питание пассажиров производится в буфетах или кафетериях, время работы которых согласовывают с расписанием прибытия и отправления автобусов.

Комната матери и ребенка предназначается для обслуживания пассажиров с детьми. В комнате матери и ребенка при необходимости пассажиры с детьми обеспечиваются за установленную плату постельными принадлежностями. Питание для детей за установленную плату отпускается буфетом или кафетерием автовокзала (автостанции).

Пассажиры с детьми обеспечиваются проездными документами через дежурного по комнате матери и ребенка вне очереди.

При обслуживании пассажиров пригородных сообщений необходимо обеспечить наименьшую затрату времени на приобретение билета, а также на переход от привокзальной площади к постам отправления автобусов.

Пути следования прибывающих и отъезжающих пассажиров пригородных сообщений должны быть отделены от направлений движения пассажиров междугородных сообщений.

Пассажиры пригородных сообщений должны быть информированы по следующим вопросам:

· время отправления автобуса;

· наименование маршрута, по которому следует автобус;

· номер поста отправления.

Посадка (высадка) пассажиров в автобусы пригородных сообщений производится на выделенных пригородных перронах.

Для удобства пассажиров за каждым постом отправления закрепляются определенные маршруты.

Посадка пассажиров в автобусы пригородных сообщений начинается за 10 мин. до отправления автобуса в рейс. Посадка прекращается за 2 мин. до отправления автобуса в рейс.

Продажа билетов пассажирам пригородных сообщений производится в кассах, размещенных, как правило, вне кассового зала автовокзала (автостанции), где производится продажа билетов на междугородные автобусы.

Организация уборки автовокзала (автостанции) и объем выполняемых работ должны соответствовать нормам санитарно-гигиенических условий.

Уборку автовокзала (автостанции) следует производить в периоды минимального движения автобусов с тем, чтобы не создавать неудобства пассажирам.

Уборка помещений на каждом автовокзале (автостанции) производится на основании графиков, предусматривающих нормы времени на выполнение операций по уборке, перечень которых устанавливается на каждом автовокзале (автостанции) в зависимости от размеров и отделки помещений, количества и типа мебели, имеющихся уборочных средств и самой организации уборки.

Графики уборки помещений автовокзала (автостанции) утверждаются начальником автовокзала (автостанции).

Уборка перронов и внутренней территории автовокзала (автостанции) производится по графикам, разрабатываемым на летний и зимний периоды.

Требования к автовокзалам, автостанциям, диспетчерско-кассовым пунктам и порядок их функционирования

4. Операторы автомобильных перевозок пассажиров и багажа организовывают и предоставляют от имени перевозчика услуги населению в перевозках в строгом соответствии с законодательством ПМР, обеспечивая при этом максимум удобств для пассажиров и их культурное обслуживание.

5. Услуги по перевозке пассажиров и багажа предоставляются населению операторами через автовокзалы, автостанции или диспетчерско-кассовые пункты.

6. Выполнение перевозчиками регулярных пригородных, междугородных и международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа через автовокзалы, автостанции и диспетчерско-кассовые пункты оператора, регулируется исполнительным органом государственной власти, к ведению которого отнесены вопросы управления транспортом.

7. Исполнительный орган государственной власти, к ведению которого отнесены вопросы управления транспортом, утверждает порядок учета и регистрации автовокзалов, автостанций, диспетчерско-кассовых пунктов.

8. Положение определяет порядок выполнения оператором следующих функций: *** организация продажи проездных документов (билетов); *** организация соблюдения расписания движения автобусами по маршрутам (рейсам); ***организация безопасной посадки и высадки пассажиров, загрузки и разгрузки багажа; * **информационное обеспечение пассажиров; *** организация хранения багажа и ручной клади; *** обеспечение пассажиров условиями для ожидания отправления автобуса; *** информирование автовокзалов, автостанций и диспетчерско-кассовых пунктов существующей маршрутной сети о наличии свободных или освобождающихся мест в автобусах, а также об изменениях в расписании движения или времени опережения (отставания) автобусов от расписания, отмене или введении дополнительных рейсов, не предусмотренных расписанием, отправлении резервных автобусов; *** ежемесячное информирование исполнительного органа государственной власти, к ведению которого отнесены вопросы управления транспортом, о срывах расписаний движения и других нарушений, настоящего Положения перевозчиками, осуществляющими регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа.

9. Оператор обслуживает перевозчиков, осуществляющих регулярные пригородные, междугородные и международные автомобильные перевозки пассажиров и багажа на основании договоров, заключаемых с исполнительным органом государственной власти, к ведению которого отнесены вопросы управления транспортом и перевозчиками в соответствии с законодательством ПМР и настоящим Положением. При этом обслуживание перевозчиков, осуществляющих регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа, допускается только при предоставлении ими соответствующих транспортных документов, предусмотренных настоящим Положением.

10. Размещение автовокзалов, автостанций и диспетчерско-кассовых пунктов в городах и населенных пунктах должно обеспечивать удобное обслуживание пассажиров.

11. Автовокзалы и автостанции в своем составе должны иметь: *** пункт (-ы) для посадки и высадки пассажиров, загрузки и разгрузки багажа; *** площадку для стоянки автобусов; *** зал (-ы) ожидания для пассажиров; *** кассу (-ы) для продажи, в том числе предварительной, проездных документов (билетов); *** камеру (-ы) хранения багажа в зависимости от пассажиропотока; *** диспетчерские пункты; *** санитарно-бытовые помещения для персонала и пассажиров в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

12. Автовокзалы дополнительно должны также иметь: ***справочное бюро; *** пункт общественного питания; *** комнату матери и ребенка; *** пункт охраны общественного порядка; *** пункт оказания первичной медицинской помощи; *** систему отопления помещений автовокзала; ***средства пожаротушения, содержащиеся в рабочем режиме и количестве, предусмотренном соответствующими нормативами.

13. Автовокзалы должны включать в себя капитальное здание с залом ожидания вместимостью свыше пятидесяти человек.

14. Автовокзалы и автостанции должны обеспечить безопасный подъезд для автобусов, безопасную стоянку автобусов у автовокзалов, автостанций, устройства и приспособления для посадки, высадки, пребывания в ожидании автобуса пассажиров, в том числе инвалидов.

15. Оператор должен организовать продажу билетов, в том числе предварительную (бронирование), а также предоставить услуги справочных служб, камер хранения, комнат отдыха и других служб.

16. На автовокзалах и автостанциях должны быть отведенные специальные места для стендов, содержащих информацию о настоящем Положении, расписании движения автобусов, условиях проезда пассажиров и перевозки багажа, услугах автовокзала (автостанции), о работе других видов транспорта, а также должны быть вывешены объявления о времени начала и окончания работы билетных касс, указатели выхода на посадку, номера платформы с указателями наименований маршрутов и времени отправления и иная информация в соответствии с действующим законодательством ПМР.

17. При организации работы камеры хранения должны соблюдаться следующие требования: ***сохранность сдаваемого на хранение багажа должна обеспечиваться содержанием помещения камеры хранения в сухом и чистом состоянии, поддержанием в ней постоянной комнатной температуры при достаточной естественной или принудительной вытяжной вентиляции; ***операционное окно неавтоматической камеры хранения, через которое осуществляется прием и выдача багажа должно быть расположено своей нижней частью не ниже 70 см и не выше 120 см от пола с установкой с внешней стороны окна стола для подготовки к сдаче багажа; *** у операционного окна вывешиваются таблички с режимом работы камеры хранения, порядком и условиями приема багажа на хранение, сроками и стоимостью хранения; ***багаж принимается на хранение независимо от наличия проездных документов; *** выдача клиенту багажной квитанции.

18. Перевозчики, осуществляющие перевозку пассажиров по регулярным маршрутам (рейсам), имеют право доступа на автовокзал, автостанцию и диспетчерско-кассовый пункт на основании свидетельств на право обслуживания регулярного маршрута (рейса) и расписания движения по маршруту (рейсу).

19. На автовокзалах водителям автобусов, работающим на регулярных междугородных и международных маршрутах, в случае, когда по условиям режима труда и отдыха им предстоит отдых не по месту постоянного жительства, должны предоставляться специально оборудованные помещения для отдыха.

20. Комнаты отдыха водителей должны иметь душевую с холодной и горячей водой, шторы-затемнители для обеспечения отдыха в дневное время. В комнатах обеспечивается возможность хранения имеющихся у водителей ценностей, выручки за проданные билеты, а также бланков проездных документов (билетов) и багажных квитанций.

21. На автовокзалах организуется работа комнаты матери и ребенка для обслуживания пассажиров с детьми в возрасте до 5-ти лет, беременных женщин и инвалидов, использующих кресла-коляски.

22. В комнату матери и ребенка принимаются пассажиры с детьми и беременные женщины как для кратковременного пребывания (кормления, перепеленания, краткого отдыха в ожидании отправления автобуса), так и для длительного пребывания с использованием постелей для сна.

23. Пассажирам с детьми и беременным женщинам предоставляется возможность приобретения проездных документов (билетов) через дежурного по комнате матери и ребенка без взимания платы за эти услуги.

24. Влажная уборка помещений автовокзалов и автостанций проводится не менее двух раз в день и по мере загрязнения.

25. Перроны автовокзалов и автостанций оборудуются автопавильонами или навесами для ожидающих пассажиров и оснащаются указателями интервалов движения автобусов или расписаниями.

26. Количество перронов для отправления автобусов в рейс определяется из соотношения максимального отправления автобусов и из потребности каждым автобусом занять перрон за 20 минут до отправления в рейс. Как следствие, распределение маршрутов по перронам осуществляется для автобусов, обслуживающих одно направление.

27. Оператор перевозок, оказывающий услуги пассажирам через автовокзалы, автостанции и диспетчерско-кассовые пункты, обязан: *** при распределении рейсов по перронам отправлять автобусы по одному направлению с одного и того же перрона; ***разместить на кассах информацию о направлениях, на которые продаются билеты в данной кассе, а также фамилию, имя, отчество кассира; *** разместить в камере хранения режим работы и указать фамилию, имя, отчество приемщика; ***разместить информацию о направлениях движения автобусов на перронах; *** объявлять через радиоузел автовокзала, автостанции и диспетчерско-кассовый пункт информацию о прибытии и отправлении автобусов, а также другую информацию, в которой нуждаются пассажиры; *** осуществлять продажу билетов на проезд и перевозку багажа, вести учет кассовых ведомостей и диспетчерской документации; *** бесплатно предоставлять пассажирам возможность пользоваться общественными уборными; *** осуществлять диспетчеризацию движения автобусов; *** предоставлять автобусам платформы для посадки и высадки пассажиров; ***осуществлять организацию посадки пассажиров в автобусы; ***предоставлять перевозчикам места для отстоя автобусов на территории автовокзала (автостанции); *** информировать водителей по вопросам безопасности дорожного движения и дорожно-климатических условиях по соответствующим направлениям; ***обустроить перроны, здания, сооружения автовокзала, автостанции в соответствии с требованиями, установленными настоящим Положением и действующим законодательством ПМР; *** содержать территорию автовокзала, автостанции, диспетчерско-кассового пункта в чистоте и не допускать загрязнения окружающей среды; *** осуществлять контроль наличия у пассажиров билетов и производить посадку в автобус строго по билетам, приобретенным в кассах автовокзала, автостанции, диспетчерско-кассового пункта; ***обеспечить взвешивание ручной клади и багажа; *** принимать необходимые меры для обеспечения безопасности пассажиров на территории автовокзала, автостанции, диспетчерско-кассового пункта; *** разместить достоверную и наглядную информацию о предоставляемых льготах отдельным категориям граждан, также о перечне предоставляемых автовокзалом, автостанцией и диспетчерско-кассовым пунктом услуг пассажирам.

28. Операторам перевозок, оказывающим услуги населению через автовокзалы, автостанции и диспетчерско-кассовые пункты, запрещается: *** отправлять автобусы с другого перрона, кроме того, который установлен для данного маршрута; *** допускать к обслуживанию регулярных маршрутов (рейсов) перевозчиков при отсутствии свидетельств на право обслуживания регулярных маршрутов (рейсов), а также и в случае несоответствия санитарным нормам; *** допускать осуществление автобусами нерегулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа с территории автовокзалов, автостанций и диспетчерско-кассовых пунктов; ***отправлять в рейс автобусы раньше установленного расписанием движения времени, за исключением случаев полной загрузки автобуса при наличии всех пассажиров в салоне автобуса; *** допускать привлечение резервных автобусов без согласования с перевозчиком, чьи интересы ущемляет выполнение дополнительных рейсов; *** расторгать договор с перевозчиком, допущенным в установленном законодательством ПМР порядке к осуществлению данного вида деятельности, без согласования с исполнительным органом государственной власти, к ведению которого отнесены вопросы управления транспортом.

29. Служебные здания и иное, расположенное и используемое на территории автовокзалов, автостанций и диспетчерско-кассовых пунктов имущество, в том числе благоустройство прилегающих к автовокзалам, автостанциям и диспетчерско-кассовым пунктам территорий, содержатся за счет оператора перевозок.

30. Количество и дислокация автовокзалов, автостанций и диспетчерско-кассовых пунктов определяется исполнительным органом государственной власти, к ведению которого отнесены вопросы управления транспортом.

31. Оператор обеспечивает централизованное диспетчерское сопровождение на регулярных маршрутах в соответствии с требованиями настоящего Положения.

32. В случаях увеличения пассажиропотока на определенных регулярных маршрутах (рейсах) операторы перевозок имеют право организации выезда резервных автобусов перевозчика, обслуживающего данный маршрут (рейс). В то же время привлечение резервных автобусов в нарушение пункта 30 запрещается.

33. В случаях периодического увеличения объема перевозок (сезонные, вечерние и другие) операторы вносят предложение в исполнительный орган государственной власти, к ведению которого отнесены вопросы управления транспортом, об открытии дополнительных рейсов.

34. В целях удовлетворения потребностей пассажиров, допускается открытие диспетчерско-кассовых пунктов для реализации проездных документов (билетов) и багажных квитанций для проезда на автобусах, обслуживающих регулярные маршруты (рейсы) в пригородном, междугородном и международном сообщениях.

35. Диспетчерско-кассовые пункты должны располагаться непосредственно рядом с установленным остановочным пунктом, оборудованным площадкой для безопасной остановки автотранспортных средств и посадки — высадки пассажиров, а также навесом для защиты пассажиров от неблагоприятных погодных условий.

36. Режим работы автовокзала, автостанции, диспетчерско-кассового пункта устанавливается в зависимости от потребностей пассажиров, а также времени отправления первого и последнего рейсов и согласовывается с исполнительным органом государственной власти, к ведению которого относятся вопросы управления транспортом. При необходимости их работа может быть организована круглосуточно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *