ПБУ 8 2010

Когда и как применять новое ПБУ об условных и оценочных обязательствах и условных активах

Кто должен применять новое ПБУ

Новое ПБУ 8/2010 предназначено для всех юридических лиц кроме кредитных организаций. Есть и другое исключение: не применять данное положение разрешается малым предприятиям при условии, что они не эмитируют публично размещаемые ценные бумаги.

Заметим: своевольный отказ от использования ПБУ 8/2010 может повлечь несвоевременное или неправильное отражение хозяйственных операций на счетах бухучета и в отчетности. А это является грубым нарушением правил учета доходов и расходов, за которое полагается штраф по статье 120 Налогового кодекса. Кроме того, отчетность, составленная без учета этого ПБУ, является искаженной, и не позволяет пользователям сделать объективные выводы о положении дел в компании. Поэтому бухгалтеру лучше познакомиться с новым положением, и при необходимости использовать его в работе.

Что такое оценочное обязательство

Это обязательство, взятое на себя компанией, по которому нельзя точно определить срок исполнения и (или) величину. Чтобы признать оценочное обязательство, необходимо одновременное исполнение трех условий. Первое – наличие обязанности, возникшей вследствие прошлых событий хозяйственной жизни, исполнения которой нельзя избежать. Второе – вероятность, что из-за исполнения оценочного обязательства произойдет уменьшение экономических выгод организации. Третье условие – возможность обоснованно оценить величину обязательства.

Авторы ПБУ 8/2010 привели примеры обязательств, являющихся и не являющихся оценочными. Рассмотрим некоторые из них.

Пример оценочного обязательства

Руководство компании утвердило детальный план предстоящей реструктуризации. В плане, в числе прочего, указано примерное количество работников, которым предстоит увольнение с выплатой пособия, а также сроки реструктуризации и приблизительные расходы на нее. С планом ознакомили работников организации.

Бухгалтер должен отразить ориентировочную сумму затрат, указанную в плане, как оценочное обязательство. Действительно, у компании есть обязательство перед сотрудниками, исполнения которого нельзя избежать – ведь сотрудники посвящены в план реструктуризации. При этом уменьшение экономических выгод вероятно, и сумма расходов оценена в плане.
Обратите внимание: если бы работники оставались в неведении относительно будущих перемен, оценочное обязательство бы не возникло, так как у предприятия отсутствовала обязанность, исполнения которой нельзя избежать.

Пример обязательства, не являющегося оценочным

Генеральный директор подписал программу переобучения сотрудников, ответственных за расчет налогов (это вызвано существенными изменениями в налоговом законодательстве). Программа предусматривает, в том числе, плановые издержки, связанные с посещением семинаров и покупкой необходимой литературы.

Бухгалтер не должен признавать оценочного обязательства, потому что у компании нет обязанности, возникшей из-за прошлых событий ее хозяйственной деятельности.

Как определить величину оценочного обязательства

Допустим, бухгалтер пришел к выводу, что у предприятия есть оценочное обязательство, и его необходимо показать в учете. Далее нужно узнать его величину, то есть достоверно оценить затраты, которые придется понести для исполнения обязательства. При определении величины оценочного обязательства следует соблюдать определенные правила.

Правило первое: если нужно выбрать из нескольких значений, то в качестве оценки принимают средневзвешенную величину, рассчитанную как среднее из произведений каждого значения на его вероятность.

Пример 1

Контрагент подал арбитражный иск, и, с большой долей вероятности, выиграет дело. Сколько заплатит организация-ответчик в случае своего проигрыша, зависит от вердикта судей. Если те решат, что ответчик должен возместить истцу только прямые потери, то сумма составит 1 000 000 руб. (вероятность такого исхода 95%). Если к прямым потерям добавят упущенные выгоды, то размер расходов ответчика составит 2 000 000 руб. (вероятность такого исхода 5%).

Бухгалтер компании-ответчика отразил в бухучете оценочное обязательство. Его величина достигла 1 050 000 руб. (1 000 000 руб. x 0,95 + 2 000 000 руб. x 0,05).

Правило второе: если нужно выбрать из интервала значений, вероятности которых равны, то в качестве оценки принимают среднеарифметическое из наибольшего и наименьшего значений интервала.

Пример 2

Организация является стороной судебного разбирательства, и скорее всего, дело решится не в ее пользу. Если это произойдет, ей придется заплатить другой стороне от 1 000 000 руб. до 4 000 000 руб.

Бухгалтер отразил в бухучете оценочное обязательство. Его величина составила 2 500 000 руб.((1 000 000 руб. + 4 000 000 руб.) : 2).

Добавим, что при определении величины оценочного обязательства не надо принимать в расчет уменьшение или увеличение налога на прибыль, отражаемое по нормам ПБУ 18/02. Также не следует учитывать выручку от продажи имущества, связанной с исполнением обязательства. Наконец, не нужно ориентироваться на ожидаемые суммы встречных требований.

Какими проводками отразить оценочное обязательство

Величину оценочного обязательства следует провести по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов». По дебету необходимо поставить счет учета затрат по обычным видам деятельности или прочих расходов – в зависимости от характера обязательства.

Затем, по мере исполнения обязательства, бухгалтер должен отразить фактические затраты (или кредиторскую задолженность) и соответствующее им уменьшение резерва. Если фактические расходы окажутся больше резерва, то величину превышения следует провести по дебету «затратного» счета. В случае, когда фактические затраты меньше оценочного обязательства, неиспользованную часть резерва нужно отнести на прочие доходы.

Пример 3

В 2011 году бухгалтер сформировал в учете два оценочных обязательства. Первое – связанное с производственной деятельностью на сумму 500 000 руб., второе – связанное с торговой деятельностью на сумму 700 000 руб. В учете появились две проводки:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 96
— 500 000 руб. – отражена величина первого оценочного обязательства;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 96
— 700 000 руб. – отражена величина второго оценочного обязательства

В 2012 году оба обязательства были исполнены. Причем в первом случае фактические затраты составили 550 000 руб., во втором – 600 000 руб. Бухгалтер сделал проводки:

ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 20
— 500 000 руб. – списана величина первого оценочного обязательства;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 76
— 50 000 руб. (550 000 — 500 000) – списана сумма превышения фактических затрат над величиной оценочного обязательства;

ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 44
— 600 000 руб. – списана величина второго оценочного обязательства;
ДЕБЕТ 96 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
— 100 000 руб. (700 000 – 600 000) – списана величина неиспользованного оценочного обязательства

Какую информацию указать в бухгалтерской отчетности

Сведения об оценочных обязательствах следует раскрыть в пояснительной записке. В частности, по каждому обязательству необходимо указать величину на начало и конец периода, сумму, признанную и списанную в отчетном периоде, характер и срок исполнения, прочие данные. Разрешается обобщать информацию по однородным группам (оценочные обязательства по выданным гарантиям, судебным процессам и пр.).

Что такое условное обязательство и условный актив

Условное обязательство возникает вследствие прошлых событий хозяйственной деятельности. Его наличие зависит от будущих неопределенных событий, не контролируемых организацией.

К условным также относят обязательства, которые нельзя признать оценочными из-за невыполнения каких-либо условий. К примеру, вновь созданное предприятие продает товары с условием гарантийного обслуживания. Но оценить, какая сумма будет потрачена на гарантийный ремонт нельзя, потому что еще не появились данные за прошлые периоды. В этом случае обязательство по гарантийному обслуживанию – условное.

Условный актив, как и условное обязательство, возникает вследствие прошлых событий хозяйственной жизни, и факт его наличия зависит от будущих не контролируемых событий. Так, если компания судится за право владения зданием, и исход процесса невозможно предсказать, то такое здание – это условный актив.

У условных активов и обязательств нет величины, по ним не нужно создавать никаких проводок. Единственное, что должен сделать бухгалтер – это раскрыть информацию в пояснительной записке. Однако и этого можно избежать, если уменьшение экономических выгод вследствие условного обязательства (или поступление экономических выгод по условному активу) маловероятно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *