Международная транспортная экспедиция в мчп

Понятие договора международной транспортной экспедиции

По договору международной транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг, определенных договором. Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент.

Договор транспортной экспедиции должен содержать конкретный перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые обязуется оказать экспедитор.

С точки зрения общей характеристики всякого гражданско-правового договора договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимным и возмездным.

Консенсуальный характер договора транспортной экспедиции выражается в том, что по указанному договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Следовательно, соответствующие обязательства возникают в силу самого факта подписания соглашения между экспедитором и клиентом, законодательство никак не связывает момент возникновения указанного правоотношения с необходимостью передачи груза экспедитору, что могло бы служить признаком реального договора.

То обстоятельство, что договор транспортной экспедиции является двусторонним, взаимным и возмездным договором, вытекает из самого определения понятия этого договора, а именно из того факта, что экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг за вознаграждение и за счет другой стороны. Помимо обязанности оплаты экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, обязательство на стороне клиента включает в себя также обязанность по предоставлению экспедитору документов и иной необходимой информации, в частности о свойствах груза и об условиях его перевозки. Причем исполнение экспедитором своего обязательства носит по отношению к исполнению клиентом обязанности представления документов и иной информации встречный характер в случае непредставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению своих обязательств по экспедированию грузов.

Применительно к договору транспортной экспедиции законодателем не определен перечень условий, признаваемых существенными условиями данного договора. Поэтому можно говорить как о существенных лишь об условиях данного договора, предусматривающих действия сторон, составляющие предмет договора транспортной экспедиции, а также о тех условиях, в отношении которых одной из сторон сделано заявление о необходимости достичь соглашения. В частности, сторонами должны быть включены в договор транспортной экспедиции условия о конкретных услугах, связанных с перевозкой груза, выполнение которых (или организация их выполнения) возлагается на экспедитора, о порядке возмещения клиентом расходов, понесенных экспедитором в связи с выполнением этих услуг, размере и порядке выплаты вознаграждения экспедитору за услуги, оказываемые клиенту. Правда, последнее условие (о вознаграждении экспедитора) относится к так называемым определимым существенным условиям договора и его отсутствие в тексте конкретного договора транспортной экспедиции может быть компенсировано применением общего правила об определении цены по возмездному договору.

Для классификации правоотношений сторон в качестве договора транспортной экспедиции необходимо констатировать не только то обстоятельство, что между сторонами достигнуто соответствующее соглашение в простой письменной форме (в том числе путем обмена письмами, телеграммами и т.п. или путем акцепта письменной оферты конклюдентными действиями) по всем существенным условиям договора транспортной экспедиции. Следует принимать во внимание и цель данного договора (обеспечение перевозки груза), а также соблюдение требований, предъявляемых к субъектному составу договора транспортной экспедиции.

При необходимости систематического оказания транспортно-экспедиционных услуг между клиентом и экспедитором могут заключаться долгосрочные договоры транспортной экспедиции.

Договор международной транспортной экспедиции должен содержать конкретный перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые обязуется оказать экспедитор. Другие существенные условия договора будут зависеть от того, какие именно услуги обязуется оказать по договору экспедитор, также дополнительно должны содержать все существенные условия, установленные для внешнеэкономических договоров Указом Президента Республики Беларусь №7 от 04.01.2000г. «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ».

Указ Президента Республики Беларусь от 19 октября 1999г. N 614 «О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг» установил ограничения для осуществления транспортно-экспедиционной деятельности нерезидентами Республики Беларусь. При импорте грузов нерезиденты Республики Беларусь вправе осуществлять транспортно-экспедиционную деятельность на территории Республики Беларусь только при условии открытия ими в установленном порядке в республике представительства и получения лицензии на этот вид деятельности. Таким образом, договоры, заключенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь по поводу импорта грузов с экспедиторами-нерезидентами, осуществляющими деятельность на территории республики и не имеющими открытого представительства и лицензии, могут быть признаны ничтожными. При наличии умысла у обеих сторон такой сделки — в случае исполнения сделки обеими сторонами — в доход Республики Беларусь взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой взыскивается в доход Республики Беларусь все полученное ею и все причитающееся с нее первой стороне (в возмещение полученного). При наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Республики Беларусь. Из данной нормы Гражданского Кодекса Республики Беларусь следует, что определяющим для ничтожных сделок является требование о применении последствий ее ничтожности (недействительности), которое может быть заявлено любым заинтересованным лицом, равно как и судом по собственной инициативе. В законодательстве Республики Беларусь отсутствует нормативно закрепленное определение места осуществления деятельности. Таким образом при толковании этого понятия следует руководствоваться его фактическим общеизвестным значением.

Заключение резидентом Республики Беларусь договора транспортной экспедиции (при импорте грузов) с нерезидентом Республики Беларусь, не имеющим представительства в Республике Беларусь и выданной в установленном порядке лицензии, не будет нарушать нормы Указа Президента № 614, если нерезидент фактически оказывает все перечисленные выше транспортно-экспедиционные услуги исключительно за пределами Республики Беларусь. Однако в настоящее время установленный запрет трактуется более широко и в понятие осуществления деятельности на территории Республики Беларусь формально можно включить также привлечение экспедиторами-нерезидентами в качестве заказчиков экспедиционных услуг резидентов Республики Беларусь. Кроме того, указ предусматривает, что при экспорте грузов транспортно-экспедиционная деятельность осуществляется только резидентами Республики Беларусь. Для экспедиторов и перевозчиков по-разному распределены обязанности в области ценообразования. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 года N 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны регистрировать отпускные цены (тарифы) на производимые товары (работы, услуги), как в случае невозможности соблюдения установленных предельных индексов их изменения, так и на новые товары. Перевозчики обязаны регистрировать тарифы на новые услуги, а также изменение тарифов в установленном законодательством порядке. Экспедиторы же получают за оказываемые услуги вознаграждение, которое не рассматривается как цена или тариф, а соответственно не подлежит регистрации. Экспедитор обязуется от своего имени за вознаграждение и за счет Клиента организовать процесс перевозки груза, выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза по территории стран Европейского союза, СНГ, Азии и Балтии». В настоящее время есть сведения о издании Министерством экономики и Управлением по ценам официального разъяснения о том, что экспедиторам не нужно регистрировать тарифы.

Основным документом выступает договор транспортной экспедиции, который согласно ст.755 Гражданского Кодекса Республики Беларусь заключается в простой письменной форме. В силу ст. 404 Гражданского Кодекса Республики Беларусь, договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, либо путем обмена документами. Причем согласно п. 3. ст. 404 и п. 3 ст. 408 Гражданского Кодекса Республики Беларусь письменная форма договора считается соблюденной, если лицо, получившее письменную оферту (предложение) на заключение договора, совершило действия по фактическому исполнению ее условий. Следовательно, он может быть заключен не только путем составления одного документа и подписания его сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору

Особенность договора международной экспедиции является то, что он может быть заключен в форме поручения экспедитору на выполнение или организацию выполнения транспортно-экспедиционных услуг. В настоящее время форма поручения экспедитору утверждена Постановлением Совета Министров от 30.12.2006 года №1766. Поручение экспедитору

Клиент выдает поручение экспедитору на выполнение или организацию выполнения транспортно-экспедиционных услуг. Поручение экспедитору может быть выдано клиентом в рамках заключенного долгосрочного договора транспортной экспедиции, а также может быть разовым.

Поручение экспедитору, выданное клиентом в рамках заключенного между ними долгосрочного договора транспортной экспедиции, принимается экспедитором к исполнению немедленно по его получении, если иное не предусмотрено этим договором или не вытекает из поручения.

В случае выдачи клиентом поручения экспедитору при отсутствии заключенного договора транспортной экспедиции требуется письменное подтверждение экспедитора о даче согласия на принятие к исполнению такого поручения. При получении клиентом указанного подтверждения договор транспортной экспедиции считается заключенным.

Поручение экспедитору должно содержать все данные, необходимые для его надлежащего исполнения.

Форма поручения экспедитору определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.

> Договор международной транспортной экспедиции

Понятие договора

Договор международной транспортной экспедиции – это соглашение, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с международной перевозкой груза.

По своей правовой природе этот договор весьма близок к договорам поручения, комиссии, агентирования, оказания возмездных услуг. Как и в случае с перечисленными договорами, его суть заключается в оказании услуг клиенту. Однако круг этих услуг ограничивается рамками транспортной деятельности, в то время как, например, договоры поручения, комиссии и агентирования не имеют таких ограничений, их предметом являются любые сделки и действия. А к предмету договора возмездного оказания услуг относится оказание услуг, перечень которых законодательно закреплен (услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных и иных услуг). Как видно, он не является исчерпывающим, но закон перечисляет ряд услуг, которые не могут выполняться по этому договору. Среди них указаны и транспортно-экспедиционные услуги (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

Из этого следует, что к транспортной экспедиции могут быть применены нормы, регулирующие поручение, комиссию, агентирование. Так, в Генеральных условиях экспедиторов Российской Федерации, принятых общим собранием Ассоциации экспедиторов Российской Федерации 11 января 2001 г., употребляется термин «экспедитор, действующий в качестве агента заказчика». В соответствии с п. 10.1 он несет ответственность перед заказчиком в случае ненадлежащего исполнения обязательств. А как уже ранее отмечалось, в разрабатываемых на основании Типовых правил, касающихся услуг грузового экспедирования, экспедиторскими фирмами Стандартных условиях предоставления экспедиторских услуг указывается, в каких случаях экспедитор является принципалом, а в каких – агентом. На тесную связь рассматриваемого договора и договоров поручения, комиссии и агентирования косвенно указывает, в частности, п. 1 ст. 801 ГК РФ, закрепляющий право экспедитора заключить договор перевозки от имени клиента или от своего имени. В первом случае возможно применение норм о поручении, а во втором – норм, регулирующих комиссию, и в обоих случаях – норм, относящихся к агентированию.

Еще один момент, указывающий на родство договора транспортной экспедиции с договорами поручения, комиссии и агентирования, на который обращают внимание авторы учебника по гражданскому праву под редакцией Л. П. Сергеева и Ю . К. Толстого, заключается в праве сторон договора транспортной экспедиции отказаться от его исполнения. Таким правом обладают и стороны договоров поручения, комиссии и агентирования, что характеризует эти сделки как личные. Из всего изложенного следует вполне очевидный вывод о том, что транспортную экспедицию следует рассматривать как разновидность следки о представительстве.

Безусловно, договор транспортной экспедиции также тесно связан с договором перевозки. Эта связь проявляется в том, что, во-первых, как уже отмечалось, экспедитор может заключать договор перевозки груза от своего имени. В этом случае он выступает в качестве грузоотправителя и на него распространяются нормы, регулирующие договор перевозки груза. Во-вторых, перевозчик может заключить с клиентом (грузоотправителем, грузополучателем) договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). Выступая в нем экспедитором, он будет руководствоваться правилами главы, регулирующей транспортную экспедицию. В этой ситуации налицо совпадение субъектного состава по договору транспортной экспедиции и по договору перевозки, что отражается на условиях выполнения обоих договоров, решении вопросов ответственности сторон, сроков давности и некоторых других.

Главное же, что указывает на связь между обоими договорами, заключается в том, что договор транспортной экспедиции выполняет роль вспомогательного договора по отношению к договору перевозки. Без последнего он просто не может существовать.

В литературе можно встретить мнение о том, что договор транспортной экспедиции по своей правовой сущности является договором об организации перевозок, регламентированным ст. 798 ГК РФ. Такого взгляда придерживается К. И. Плужников в учебнике «Транспортное экспедирование». Если принять эту точку зрения, получается, что договор транспортной экспедиции подпадает под действие указанной статьи. Однако автор тут же справедливо оговаривается, указывая, что взаимоотношения сторон договора транспортной экспедиции – клиента и экспедитора, регулируются правовыми нормами о транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ).

По существу же принципиальное отличие между этими договорами состоит в том, что договор транспортной экспедиции относится, как уже отмечалось, к сделкам о представительстве, чего не скажешь о группе договоров об организации перевозок.

Из определения следует, что договор транспортной экспедиции является взаимным. Его стороны имеют по отношению друг к другу права и обязанности. Это возмездный договор. Основанием исполнения экспедитором обязательства по оказанию услуг, связанных с перевозкой груза, является получение встречного удовлетворения в виде оплаты клиентом этих услуг.

Договор является реальным в том случае, когда экспедитор оказывает услуги с вверенным ему грузом. Если же услуги не связаны непосредственно с грузом (разработка маршрута перевозки, получение требуемых для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей и т.п.) или если экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, то такой договор является консенсуальным.

Договор транспортной экспедиции относится к числу формальных. Он всегда заключается в письменном виде.

Понятие и правовое регулирование международной экспедиции. Права и обязанности экспедитора и заказчика.

  1. A) Обязанности персонала по обеспечению пожарной безопасности
  2. C. 4.35. 13). — Авторитетом права прямо признается, что доверенное лицо отвечает за dolus и за всякую culpa, но не за casus, которого нельзя было предусмотреть.
  3. I. Корпоративные конфликты, их предотвращение и урегулирование
  4. I. Понятие города и его категории
  5. I. ПОНЯТИЕ МАТРИЦЫ.
  6. I.2.1) Понятие права.
  7. I.2.3) Система римского права.
  8. I.3.1) Развитие римского права в эпоху Древнего Рима.
  9. I.3.2) Историческое восприятие римского права.
  10. II. По правовому основанию различались иски цивильного права и иски преторские.

1. При реальной международной торговле возникает необходимость перемещения товаров и ус­луг через границы. Этой цели служат различные транспортные средства. В связи с чем различают две разновидности перевозки: простая перевозка, позво­ляющая использовать один вид транспортного сред­ства, и комбинированная перевозка, заключающаяся в использовании различных видов транспортных средств.

Международной перевозкой считается такая перевозка, когда перемещение товара, составляю­щего предмет обязательства перевозчика, произ­водится через государственную границу государства.

Международная перевозка может регулироваться различными правовыми нормами, такими как:

— нормы применимого национального права различных государств, регламентирующие отношения перевозки

— международные унифицированные нормы, регламентирующие перевозку в международном обороте

— международные коллизионные нормы.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

Основополагающим актом, регулирующим железнодорожный транспорт в международном оборо­те, является Конвенция, принятая в г.Верне 9 мая 1980 г. о международных перевозках по желез­ным дорогам(COTIF). При этом регламентация отношений по пере­возке людей и багажа содержится в Приложении А к этой Конвенции (сокращенно — CIV), а регламента­ция отношений по перевозке грузов содержится в Приложении В этой же Конвенции (сокращенно –CIM).

Конвенция COTIF и Приложения А и В регулируют общие принципы международных перевозок по желез­ной дороге. В случае, если в них не оговорено решение какой-либо конкретной проблемы, применяется соответствующее право государств — участников Кон­венции.

Организационные вопросы международного сооб­щения по железным дорогам унифицированы в рамках Конвенции о статусе и международном устройстве железных дорог, подписанной в Женеве 9 декабря 1923 г.

В сфере автомобильного транспорта основ­ной конвенцией является Женевская конвенция от 19 мая 1956 г. о договоре международной до­рожной перевозки грузов (сокращенно- CMR). Положения данной Конвенции были взяты за образец на проходившей в то же время конференции по CIM в г.Берне, касаю­щейся перевозки товаров железнодорожным транспор­том. К Конвенции CMR присоединились прежде всего страны Западной и Центральной Европы.

До настоящего времени нет международной кон­венции, регламентирующей автомобильную перевозку людей. Пока такие перевозки производятся на основе двусторонних соглашений.

При автомобильных перевозках существенное зна­чение имеют таможенные конвенции, среди которых следует упомянуть Таможенную конвенцию от 15 ян­варя 1959 года, о международных перевозках гру­зов с применением книжки TIR (в 1978 г. вступила в силу новая редакция данной Конвенции).

2. В последнее время, в связи с быстрым развитием транспортной техники (увеличение скорости и радиу­са действия транспортных средств), государства стали все чаще взаимодействовать между собой, в связи с чем возрастает значение различных международных соглашений в этой сфере. Причем данные междуна­родные договоры регламентируют как публичные (ад­министративные) отношения (например, безопасность движения транспортных средств), так и частные (граж­данско-правовые) отношения, в частности перевозку.

Участие конкретного государства в определенном международном договоре не обязывает его, как пра­вило, унифицировать свое внутреннее законодатель­ство с положениями международного договора.

Однако на практике все же международные договоры оказывают значительное влияние на национальное право. Эта практика способствует значительной уни­фикации норм, действующих на территории разных государств в отношении конкретной отрасли транс­порта. Особенно это касается морского и воздушного транспорта, а также почты. С другой стороны, такая унификация в международном масштабе, имея отрас­левой характер, создает затруднения при комбиниро­ванных (смешанных, многорежимных) перевозках, выполняемых с использованием различных видов транспортных средств. Поэтому унификация и в дан­ной сфере представляла бы собой упрощение между­народных перевозок. Однако Женевская конвенция 1980 г., касающаяся многорежимной перевозки това­ров и имеющая своей целью упрощение контейнерных перевозок, по сегодняшний день не имеет соответству­ющего количества голосов для ратификации.

Конвенции и другие международные договоры в области перевозок создают унифицированное право. Это означает, что они соединяют не только государ­ства — участники договоров, но |и имеют непосред­ственное применение для конкретных частных договоров по перевозкам, заключаемым отдельными физическими и юридическими лицами. Тем самым уменьшается применение в отношении перевозок так называемых коллизионных норм, применяемых с целью исключения спорных моментов между нормами, дей­ствующими на территории различных государств.

Многие авторы не считают международное транспортное право составной частью традицион­но понимаемого международного торгового пра­ва. Однако, принимая во внимание значение перевозок для международного торгового оборо­та, представляется целесообразным описать хотя бы некоторые правовые источники в этой сфере.

3. Если вести речь о международных перевоз­ках речными судами, то до сих пор никаких междуна­родных договоров не заключалось, хотя работа над принятием соответствующей конвенции ведется давно. В силу вступила лишь одна Конвенция, подписанная в Женеве 15 марта 1960 года, об унификации не­которых принципов, касающихся ответственности при столкновении речных судов.

В отношении международных морских пе­ревозок в настоящее время отсутствует комплексный кодифицированный международный договор, хотя по­пытка кодификации была предпринята в Гамбургской конвенции ООН от 1978 года о морской перевоз­ке грузов. Эта Конвенция вступила в силу 11 ноября 1992 года после ее ратификации более чем 20 госу­дарствами. При этом наблюдается расширение сферы ее применения (под названием Гамбургских правил) даже государствами, которые еще не присоединились к этой Конвенции.

Тем не менее, большинство морских держав пользу­ется положениями старых конвенций, хотя их содержа­ние вызывает все больше возражений, поскольку они создают ситуацию, очень выгодную судовладельцам и перевозчикам, но невыгодную контрагентам и другим заинтересованным лицам. В практике наибольшее значение имеют две Брюссельские конвенции. Одна из них — об унификации некоторых принципов, касающихся коносаментов, — датирована 1924 годом, иногда ее сокращенно называют Гаагскими правилами. Эта Конвенция дополнена так называ­емым Брюссельскими протоколами от 23 февраля 1968 года и от 21 февраля 1979 года. Эту Конвен­цию в дополненной версии называют иногда Гаагскими/Визбискими правилами. Вторая Брюссельская конвенция также датирована 1924 годом — об уни­фикации некоторых принципов, касающихся огра­ничения ответственности владельцев морских судов (новая версия той Конвенции была принята в 1957 г.). Затем она была дополнена Брюссельским про­токолом от 23 февраля 1979 года.

Можно также упомянуть Афинскую конвенцию от 13 декабря 1974 года по перевозке морем пассажи­ров и их багажа и Конвенцию об ограничении ответ­ственности по претензиям на определенные участки моря, принятую в Лондоне 19 ноября 1976 года.

4. При международных перевозках воздушным транспортом применяется Варшавская конвенция от 12 октября 1929 года для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. Эта конвенция была дополнена так называ­емым Гаагским протоколом 1955 года, а затем Конвенцией, подписанной в г. Гвадалахара в 1961 года, об унификации некоторых правил, касаю­щихся международных перевозок воздушным транспортом, осуществляемых лицами, не являю­щимися перевозчиками по договору. Варшавская конвенция была существенным образом изменена Гватемальским протоколом 1971 года и Монре­альскими протоколами 1975 года.

Перевозочные компании, объединенные в Между­народную ассоциацию воздушного транспорта (IATA), используют, кроме того, установленные IATA «Усло­вия перевозки», напечатанные на оборотной стороне документов для перевозки. (Эти «Условия» имеют рекомендательный характер.)

Административные проблемы воздушного транспор­та регламентируются, прежде всего, в Чикагской кон­венции (от 7 декабря 1944 г.) о международной гражданской авиации. За реализацией решений этой Конвенции следит Международная организация граж­данской авиации (ICAO).

Транзитом называется перевозка грузов че­рез территорию двух или более государств. Для таких перевозок программное значение имеет Барселонс­кая конвенция 1921 года о свободе транзита. По­ложения этой Конвенции имеют всеобщий характер и относятся ко всем видам транспорта. На практике она применяется лишь к речному транспорту, так как в от­ношении его до сих пор нет международных актов по перевозкам. Что касается других видов транспорта, то соответствующие международные конвенции охваты­вают одновременно своими нормами и проблемы транзита.

5. Процесс международного товарного обмена вы­нуждает заключать ряд договоров для обслуживания этого обмена. Это прежде всего договоры перевозки, экспедиции, хранения и т.п. Одним из наиболее важ­ных таких договоров является договор международной экспедиции.

Под международной экспедицией понимается обязанность лица (экспедитора) выполнить или организовать выполнение за вознаграждение и счет другого лица (заказчика) услуг, связанных с отправлением и/или получением груза в междуна­родном сообщении. Сторонами такого договора являются субъекты разных государств.

Экспедитор представляет собой посредника между коммерсантом, поручающим ему экспедиро­вание, и перевозчиком. В рамках экспедиции мо­гут исполняться следующие функции:

предоставление консультационных услуг;

выбор транспортного средства;

заключение договора по перевозке;

страхование груза;

подготовка документов по перевозке;

получение груза от клиента;

решение вопросов, связанных с таможенным оформлением груза;

передача груза грузополучателю;

организация дополнительных действий и т.п.

Характерной чертой договора экспедиции является также то, что его содержание включает в себя обя­занности других лиц, принимающих участие в его ис­полнении (как правило, участие третьих лиц является необходимым, так как экспедитор не оказывает все услуги самостоятельно).

Основная литература – 6, 7, 10, 13

Нормативно-правовые акты – 16, 21, 22, 23, 24, 33, 38

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 56; Нарушение авторских прав

| следующая лекция ==>
Тема 15 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКАССО | Тема 17. РАЗРЕШЕНИЕ ТОРГОВЫХ СПОРОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОММЕРЧЕСКОМ АРБИТРАЖЕ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *