Счет 105 36

Учет поступления материалов в бюджетном учреждении

Материальные запасы можно приобрести за плату или получить безвозмездно от других организаций. Кроме того, материалы могут образоваться в процессе деятельности учреждения. Например, при ликвидации основного средства. Рассмотрим, как учесть поступление МЗ во всех трех случаях.

Важно не ошибиться в отнесении объекта к материальным запасам или основным средствам. Как правильно и не запутаться смотрите в статье журнала Учет в учреждении.

Случай № 1. Приобретение материалов договорам за плату у поставщиков

Основание для оприходования материалов в первом случае – первичные документы, которые предоставит поставщик. Это могут быть счета, счет-фактуры, накладные, а также документы, подтверждающие качество товаров.

Материалы, которые приобрели у поставщиков, нужно отражать в бухучете по фактической стоимости. В дальнейшем эта стоимость не меняется. Исключение – переоценка МЗ.

В таблице ниже приведены типовые проводки для первого случая поступления материальных запасов.

Операция Дебет Кредит
Расходы понесены в рамках одного договора
1. Поступили материальные запасы по фактической стоимости:
– от поставщика по безналичному расчету; 0.105.XX.340 0.302.34.730
– от подотчетника 0.208.34.660
Расходы понесены в рамках нескольких договоров
1. Отражены расходы, связанные с приобретением материальных запасов:
1.1 при безналичном расчете:
– расходы по договору поставки; 0.106.X4.340 0.302.34.730
– другие расходы, связанные с приобретением материалов (например, на доставку, упаковку) 0.302.XX.730
– пошлины 0.303.05.730
1.2 при расчетах через подотчетника:
– расходы на приобретение материальных запасов; 0.106.X4.340 0.208.34.660
– другие расходы, связанные с приобретением материалов (например, на доставку, упаковку) 0.208.XX.660
2. Приняты к учету материальные запасы по сформированной фактической стоимости 0.105.XX.340 0.106.X4.340

Случай № 2. Материалы поступили по договору дарения безвозмездно

Во втором случае поступление МЗ оформляют также, как и в первом. Но при отсутствии первичных документов необходимо составить приходный ордер (ф. 0504207). Этот документ подтвердит, что учреждение получило материалы.

Если учреждение получает материалы от организации или физического лица, нужно заключить договор дарения в устной или в письменной форме. В устной форме можно заключать договоры с гражданами на любую сумму и с организациями, если сумма договора не больше 3000 руб. Форму договора дарения и заполненный образец смотрите в Системе Госфинансы.

При поступлении материалов от организаций госсектора, они должны предоставить извещение (ф. 0504805). На основании данного документа можно принять МЗ к учету.

Ниже приведены типовые проводки по безвозмездному получению материалов.

Операция Дебет Кредит
1 Отражено безвозмездное поступление материальных запасов:
– в рамках движения объектов между головным учреждением, обособленным подразделением (на основании извещения ф. 0504805 и первички); 0.105.XX.340 0.304.04.340
– при закреплении права оперативного управления в случае получения от органов власти и госучреждений (на основании извещения ф. 0504805 и первички); 4.401.10.189
– от организаций и граждан (кроме случаев закрепления права оперативного управления); 2.401.10.189
– от наднациональных организаций и правительств иностранных государств; 2.401.10.152
– от международных финансовых организаций 2.401.10.153

Случай № 3. Поступление материалов, образовавшихся в результате деятельности учреждения

Ниже приведены основные случаи, когда в учреждении могут образоваться материалы и типовые проводки, по их отражению в бухучете.

В процессе деятельности учреждения МЗ могут образоваться в результате:

  • выявления излишков:
Операция Дебет Кредит
1. Оприходованы излишки материальных запасов, выявленные при инвентаризации 0.105.XX.340 0.401.10.189
  • ликвидации ОС:
Операция Дебет Кредит
1. Поступили материальные запасы от ликвидации (разборки, утилизации) основных средств 0.105.XX.340 0.401.10.172
  • демонтажа и ремонта имущества:
Операция Дебет Кредит
1 Оприходованы МЗ после ремонта, демонтажа ОС 0.105.33.340
0.105.36.340
0.401.10.189
2 Оприходованы МЗ после разукомплектации, ликвидации ОС 0.105.XX.340 0.401.10.172
  • воpмещения ущерба виновным лицом:
Операция Дебет Кредит
1. Оприходованы материальные запасы, поступившие от виновного лица 0.105.XX.340 0.401.10.172
  • от собственного производства:
Операция Дебет Кредит
1. Оприходованы материальные запасы, изготовленные собственными силами (хозяйственным способом) 0.105.XX.340 0.106.X4.340

Учет списания материалов в бюджетном учреждении

Списывать материалы в бухучете учреждение может по разным причинам. Например, при выдаче МЗ в эксплуатацию или производство, при выявлении недостачи или в случае порчи имущества. В зависимости от причин списания бухгалтер определяет форму документа, на основании которого будет произведено списание материалов в бухучете.

В таблице ниже приведен перечень документов, которые могут быть использованы при списании МЗ.

Причина списания материалов Какими документами оформить
МЗ передаются от одного МОЛ другому с целью выдачи имущества в эксплуатацию

Операцию можно оформить одним из следующих документов в зависимости от вида передаваемых в эксплуатацию материалов:
— меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);
— требование-накладная (ф. 0504204);
— ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
— ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203).

МЗ списываются с баланса при выдаче в эксплуатацию или производство

Выбор формы первичного документа зависит от вида списываемых МЗ:
— ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);
— меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);
— акт о списании материальных запасов (ф. 0504230);
— акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);
— ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
— путевой лист для списания в расход всех видов топлива.

МЗ списываются при выявлении недостачи — акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);
— акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Существуют два способа определения стоимости, по которой можно списать материалы:

Способы определения стоимости списания МЗ Описание способа
1. Фактическая стоимость каждой единицы материалов При списании нужно взять фактическую стоимость единицы МЗ. Для этого бухгалтеру должно быть известна поставка той или иной единицы
2. Средняя стоимость Чтобы определить среднюю стоимость списания МЗ (на дату списания) нужно: к стоимости остатка материальных запасов на начало месяца прибавить стоимость материальных запасов, поступивших за месяц, эту сумму разделить на количество материальных запасов на начало месяца и прибавить количество материальных запасов, поступивших за месяц

При списании материалов используйте типовые проводки, которые приведены в таблице ниже.

Дебет счета Кредит счета
1. Списание материалов, которые израсходовали в процессе деятельности 0.401.20.272 (109.00 – если формируют себестоимость) 0.105.ХХ.440
2. Передали материалы для изготовления НФА 0.106.ХХ.300 0.105.ХХ.440

Учреждение может выдавать материалы в пользование своим сотрудникам. Например, это может быть форменная одежда. В этом случае материалы после списания с баланса нужно отразить на забалансовом счете 27. Н забалансовом счете материалы нужно отражать в разрезе МОЛ. В бухучете при этом нужно сделать проводки:

Дебет счета Кредит счета
1. Выданы МЗ в пользование сотрудникам 0.109.ХХ.272 0.105.35.440
(0.105.25.440)
2. Приняты на забаланс выданные в пользование МЗ Увеличение забалансового счета 27

Передача материальных запасов между учреждениями

Порядок и проводки безвозмездного поступления материалов мы уже рассмотрели выше. Теперь разберемся, как отразить в бухучете передачу материалов безвозмездно другим учреждениям и организациям.

В таблице ниже приведены типовые проводки по безвозмездной передаче материалов другим организациям.

Наименование операции Основание
Безвозмездная передача материальных запасов в порядке, предусмотренном законодательством

п. 36, 37 Инструкции № 174н, Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н

– государственным и муниципальным организациям Дебет 2.401.20.241 Кредит 2.105.21.440 – 2.105.26.440, 2.105.31.440 – 2.105.36.440, 2.105.44.440, 2.105.46.440 Основание: Извещение (ф. 0504805), первичные документы, подтверждающие передачу материальных ценностей (например, акт о приеме-передаче)
– иным организациям (за исключением государственных (муниципальных)) Дебет 2.401.20.242
– наднациональным организациям и иностранным государствам Дебет 2.401.20.252
– международным организациям Дебет 2.401.20.253
Вложение материальных запасов в уставный капитал организаций при создании некоммерческих организаций (в соответствии с действующим законодательством) Дебет 0.215.00.530 Кредит 0.105.21.440 – 0.105.26.440,
0.105.31.440 – 0.105.36.440
Основание: Первичные документы, подтверждающие передачу материальных ценностей (например, акт о приеме-передаче) п. 36, 37 Инструкции № 174н

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Организация аналитического учета материалов в бюджетном и автономном учреждении

Издательство «Гарант-Пресс»

Как и другие виды имущества, в бухгалтерском учете учреждения сырье и материалы подразделяются в зависимости от их вида и назначения. Учреждение обязано отражать на отдельных счетах аналитического учета:

1) запасы, которые относят к особо ценному имуществу (счет 0 105 20 000) с подразделением по следующим кодам счетов аналитического учета:

— счет 0 105 21 000 — медикаменты и перевязочные средства;

— счет 0 105 22 000 — продукты питания;

— счет 0 105 23 000 — горюче-смазочные материалы;

— счет 0 105 24 000 — строительные материалы;

— счет 0 105 25 000 — мягкий инвентарь;

— счет 0 105 26 000 — прочие запасы и материалы, являющиеся особо ценным имуществом.

2) запасы, которые относят к иному движимому имуществу, не являющемуся особо ценным (счет 0 105 30 000), с подразделением по следующим кодам счетов аналитического учета:

— счет 0 105 31 000 — медикаменты и перевязочные средства;

— счет 0 105 32 000 — продукты питания;

— счет 0 105 33 000 — горюче-смазочные материалы;

— счет 0 105 34 000 — строительные материалы;

— счет 0 105 35 000 — мягкий инвентарь;

— счет 0 105 36 000 — прочие запасы и материалы.

3) запасы, которые относят к предметам лизинга (счет 0 105 40 000) с подразделением по следующим кодам счетов аналитического учета:

— счет 0 105 44 000 — строительные материалы;

— счет 0 105 46 000 — прочие запасы и материалы.

Конкретные наименования ценностей, которые отражают на соответствующих аналитических счетах, определены пунктом 117 Инструкции. Так, согласно данному пункту к соответствующим видам материалов, в частности, относят:

— группа «Медикаменты и перевязочные средства» — медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т.д.;

— группа «Продукты питания» — продукты питания, продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание и т.д.;

— группа «Горюче-смазочные материалы» — все виды топлива, горючего и смазочных материалов (дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т.д.);

— группа «Строительные материалы» — все виды стройматериалов (цемент, песок, гравий, известь, камень, кирпич, черепица, лес круглый, пиломатериалы, фанера, железо, жесть, сталь, цинк листовой и т.д.); готовые строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы, оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и иных систем; оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки;

— группа «Мягкий инвентарь» — белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.), постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.), одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.), обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.), спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.) и т.д.;

— группа «Прочие материальные запасы» — спецоборудование НИОКР; реактивы и химикаты, стекло и химпосуда, металлы, электроматериалы, радиоматериалы и радиодетали, фотопринадлежности; хозяйственные материалы (электрические лампочки, мыло, щетки и др.); канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, ручки, стержни и др.); посуда; возвратная или обменная тара (бочки, бидоны, ящики, банки стеклянные, бутылки и т.п.); запасные части для ремонта и замены изношенных частей в машинах и оборудовании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *