Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения
В бухгалтерском балансе бюджетных учреждений, как и в балансах промышленных предприятий, реализуется принцип двусторонности, то есть хозяйственные средства учреждения отражаются вдвоем разрезах: по их вещественным составом и размещением (актив баланса) и по источникам их формирования и целевому назначению (пассив баланса).
Все бюджетные учреждения независимо от их профиля и отраслевого назначения составляют бухгалтерские балансы по единой форме согласно Порядку составления месячной, квартальной и годовой финансовой отчетности учреждениями и организациями, которые получают средства государственного и / или местных бюджетов, ежегодно утверждается приказом Государственного казначейства Украины (ГКУ ).
Бухгалтерский баланс — это отчет о состоянии средств учреждения, отражает ее активы, капитал и обязательства в синтезированном виде на определенную дату. По составу статей, их группировкой по разделам баланс бюджетного учреждения значительно отличается от балансов производственных или торговых предприятий, работающих на основе самоокупаемости и самофинансирования, и имеет целью не раскрытия информации для внешних пользователей о финансовом состоянии учреждения, а обеспечение контроля и анализа использования средств общего и специального фондов.
Состав статей актива баланса свидетельствует принадлежность бюджетных учреждений к отраслей непроизводственной сферы, а состав статей пассива указывает, что это учреждения государственной и коммунальной форм собственности, содержащихся полностью или частично за счет государственного и / или местных бюджетов.
В общем виде баланс бюджетного учреждения строится по формуле:
Активы в балансе, в свою очередь, делятся на необоротные и оборотные (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Строение баланса бюджетного учреждения (по разделам)
К активам бюджетных учреждений относятся ресурсы, которые ими контролируются и должны принести им экономическую выгоду в будущем путем использования их в процессе оказания услуг в соответствии с уставной деятельностью, при обмене на другие активы или при погашении обязательств учреждения.
Внеоборотные активы — это средства, приобретенные или созданные бюджетным учреждением для долгосрочного использования (свыше одного года) в процессе хозяйственной деятельности и не предназначены для продажи. К ним относятся: основные средства, другие необоротные материальные активы, нематериальные активы. Все они показываются в
балансе в двух оценках: по первоначальной и остаточной стоимости, а в итог баланса включается только остаточная стоимость, то есть баланс составляется по принципу «баланса-нетто»:
К оборотным активам относятся средства, предназначенные для непроизводственного потребления или использования в процессе уставной хозяйственной деятельности бюджетного учреждения в течение одного года или меньше. К ним относятся: денежные средства, запасы, дебиторская задолженность и др. Оборотные активы показывают в балансе бюджетного учреждения достаточно детализировано (по их видам, назначению и местам хранения), что необходимо для контроля за их наличием и целесообразным использованием в соответствии со сметой.
Расходы бюджетных учреждений включают фактические расходы материальных, трудовых и денежных ресурсов на содержание учреждения и его уставную хозяйственную деятельность, которые осуществляются за счет общего и специального фондов. При этом расходы специального фонда показывают по видам средств.
Активы и расходы бюджетных учреждений не оцениваются по способности их трансформации в денежные средства, а потому и разделы актива баланса не размещаются по признакам растущей ликвидности, как это принято в балансе хозрасчетных предприятий.
Источниками формирования активов и расходов бюджетных учреждений являются собственные средства (капитал), обязательства и доходы. К собственному капиталу относятся: фонд в необоротных активах и фонд в малоценных и быстроизнашивающихся предметах, которые отражают стоимость государственного (коммунального) имущества, переданного в постоянное непосредственное распоряжение бюджетного учреждения, а также результаты выполнения сметы по общему и специальному фондам. К этому разделу относят также и результаты переоценок активов в случаях повышения их стоимости.
Обязательства учреждения относятся к привлеченным средствам. Они возникают в результате прошлых событий и после их урегулирования в будущем уменьшится экономическая выгода учреждения через выплату наличных, передачу других актов или безналичного перечисления средств. Замена одного обязательства другим не уменьшает общей суммы долга и не вызывает потерю экономических выгод, поэтому не может считаться полноценным погашением обязательства. Краткосрочные обязательства подлежат погашению в течение одного года, а долгосрочные — в течение периода, превышающего один год с даты баланса. В балансе бюджетного учреждения краткосрочные и долгосрочные обязательства показывают в одном разделе. При этом краткосрочные обязательства показывают по видам: займы, векселя выданные, с заработной платы, по страхованию, по налогам и платежам и тому подобное.
Бюджетные учреждения не имеют собственных оборотных средств и покрывают расходы (расходы) за счет бюджетных ассигнований (доходов общего фонда) и поступления специальных средств (доходов специального фонда). Именно эти суммы и показываются в третьем разделе пассива баланса. При этом доходы специального фонда показываются по источникам поступления средств. Здесь же показывают доходы от реализации продукции, изделий и выполнения работ по хозяйственным договорам.
К баланса бюджетных учреждений прилагаются справки о движении ассигнований общего и специального фондов, позволяющие органам Государственного казначейства, финансовым органам и вышестоящим организациям контролировать поступление и использование бюджетных ассигнований и специальных средств.
Все бюджетные учреждения составляют единый баланс по всем средствам общего и специального фондов, то есть средства бюджета и внебюджетные поступления и их использование показываются в одном балансе. Составляется баланс на основании выверенных данных об остатках на счетах аналитического И синтетического учета на конец отчетного периода. Каждое учреждение заполняет в балансе только те строки, которые касаются ее деятельности.
Организации Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда общегосударственного социального страхования на случай безработицы, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляют балансы по образцам, определенными данными фондами. Хозрасчетные предприятия и организации, которые получают средства общего фонда бюджета, а также общественные объединения, получающие бюджетные средства не на свое содержание, а на выполнение отдельных программ, отчитываются об их использовании по специальным формам отчетности (ф. № 2 «Отчет о поступления и использования средств общего фонда «; ф. № 4-3» Отчет о поступлении и использовании других поступлений специального фонда «; ф. № 4-3.1» Отчет о поступлении и использовании других поступлений специального фонда (займы международных финансовых организаций «)) , но баланс составляют по форме, предусмотренной П (С) БУ 2 «Баланс».
Квартальные балансы бюджетных учреждений в части расходов и доходов составляются нарастающим итогом с начала года, то есть в балансе показываются общие суммы доходов и расходов с начала бюджетного года до отчетной даты. При составлении заключительного годового баланса учреждения, начиная с 2000 г.., Определяют финансовый результат выполнения сметы с целью отражения его в балансе в составе собственного капитала. В связи с этим все доходы и расходы бюджетного учреждения в конце года (перед составлением заключительного баланса) списывают на счет 43 «Результаты выполнения смет» отдельно по общему и специальному фондам. Поэтому в третьем разделе заключительного баланса по активу состоянию па конец года могут быть только суммы остатков незавершенного производства в производственных (учебных) мастерских, расходы под урожай следующего года в подсобных (учебных) сельских хозяйствах и незавершенных и не сданных заказчику договорных научно-исследовательских работ. Соответственно в третьей главе пассива «Доходы» на конец года могут быть только остатки по статье «Доходы по расходам будущих периодов», где отображаются полученные авансом средства специального фонда, тратиться которые будут в следующем году (например, плата за обучение, вносимая сразу за год ).
Таковы основные особенности строения баланса бюджетных учреждений.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите специфические особенности и задачи бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях на современном этапе.
2. Раскройте строение бюджетной системы Украины и роль органов государственного казначейства в организации учета исполнения бюджетов.
3. Охарактеризуйте этапы развития бюджетного учета.
4. Что такое бюджетная классификация и какова ее строение?
5. Назовите виды смет доходов и расходов бюджетных учреждений и охарактеризуйте порядок их составления, рассмотрения и утверждения.
6. Дайте общую характеристику плана счетов бюджетных учреждений.
7. Охарактеризуйте формы учета, которые используются в бюджетных учреждениях.
8. Раскройте взаимосвязь основных учетных регистре! мемориально-ордерной (журнал-главной) формы учета.
9. Назовите основные типовые формы мемориальных ордеров, еще используются в бюджетных учреждениях.
10. Раскройте содержание и структуру баланса бюджетных учреждений
V9: Тема 09. Отчетность бюджетных организаций
S: Основными этапами санкционирования расходов бюджетов, согласно статье 219 Бюджетного кодекса РФ, являются:
-: утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств;
-: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
+: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
S: Бухгалтерский баланс субъекта бюджетного учреждения — это:
+: составная часть бухгалтерской отчетности, обеспечивающая пользователей информацией о финансовом положении организации, которое определяется существующими в распоряжении организации активами (ресурсами), структурой обязательств и капитала, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования.
-: документ бухгалтерского учета, представляющий совокупность показателей, характеризующих финансовое и хозяйственное состояние фирмы на определенную дату, чаще всего на конец или начало календарного периода.
-: форма обобщения и отражения в стоимостных показателях бюджетных и внебюджетных средств по видам, размещению и использованию и по источникам их образования в денежной оценке на определенную дату.
S: Балансы органов, организующих исполнение бюджетов, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов и главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств имеют:
+: разную структуру;
-: одинаковую структуру;
-: отличаются на один раздел.
S: В структуру бухгалтерского баланса финансовых органов включены:
+: нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета;
-: финансовые активы, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета;
-: финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета.
S: В структуру бухгалтерского баланса органов Федерального казначейства включены:
-: финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета ;
+: финансовые активы, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета;
-: нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета.
S: В структуру бухгалтерского баланса Главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств включают:
-: финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета;
-: нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета;
+: финансовые активы, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета.
S: Сколько уровней в системе нормативного регулирования бюджетной отчетности можно выделить:
-: два;
-: три;
+: четыре.
S: Пользователями бюджетной отчетности являются:
+: руководство и сотрудники бюджетного учреждения; главные распорядители, распорядители; федеральное казначейство; министерство финансов РФ; федеральная служба финансово-бюджетного надзора; контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
-: руководство и сотрудники бюджетного учреждения; главные распорядители, распорядители; федеральное казначейство; министерство финансов РФ; федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
-: министерство финансов РФ; федеральная служба финансово-бюджетного надзора; контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
S: Лица, подписывающие бюджетную отчетность:
-: руководитель и главный бухгалтер;
-: руководитель и главный бухгалтер главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов ;
+: руководитель и главный бухгалтер главного распорядителя средств бюджетов.
S: Бюджетная отчетность подразделяется на виды в зависимости от:
+: периодичности представления; степени консолидации показателей; состава отчетности;
-: степени консолидации показателей; состава отчетности;
-: периодичности представления; степени консолидации показателей.
S: Из каких разделов состоит Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127):
+: доходы бюджета, расходы бюджета, источники внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов;
-: доходы бюджета, расходы бюджета;
-: доходы бюджета, расходы бюджета, источники финансирования дефицитов бюджетов.
S: К первому уровню нормативного регулирования бюджетной отчетности относятся:
+: Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ;
-: Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете»
-: Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон «О бухгалтерском учете»
S: К третьему уровню нормативного регулирования бюджетной отчетности относятся:
-: приказы и письма Минфина России и Федерального казначейства;
+: методические рекомендации, приказы и письма Минфина России и Федерального казначейства;
-: письма Минфина России, методические рекомендации.
S: Заключительные корреспонденции по закрытию счетов текущего финансового года отражается:
-: Дт 040110100 Кт 040120000
+: Дт 040120300Кт 040110100
-:Дт 040130200 Кт 040120100
S: __________ устанавливает государственные задания в виде субсидий, доводит лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета:
-: Распорядитель бюджетных средств
+:Главный распорядитель бюджетных средств
-: Получатель бюджетных средств
S: __________ принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства:
-:Главный распорядитель бюджетных средств
-: Распорядитель бюджетных средств
+: Получатель бюджетных средств
S: Счет 050100000 «Лимиты бюджетных обязательств» предназначен:
-: для учета учреждениями, финансовыми органами показателей утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода
-: для учета финансовыми органами, главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй года планового периода, подлежащих распределению в установленном порядке по подведомственным им распорядителям, получателям бюджетных средств, а также сумм внесенных изменений в показатели распределенных в течение текущего финансового года лимитов бюджетных обязательств.
+: для учета финансовыми органами, получателями бюджетных средств (в том числе главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств как получателями бюджетных средств), объема прав в денежном выражении на принятие учреждением бюджетных обязательств, их исполнение в текущем, очередном финансовом году, первом и втором году планового периода, а также сумм внесенных изменений в показатели лимитов бюджетных обязательств.
S: Счет 050106000 «Лимиты бюджетных обязательств в пути» отражает следующие операции:
-: по дебету счета отражаются суммы утвержденных по главным распорядителям бюджетных средств показателей лимитов бюджетных обязательств (внесенных изменений) в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 01000 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств»
+: по кредиту счета отражаются суммы лимитов бюджетных обязательств в пути в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 05000″Полученные лимиты бюджетных обязательств»