Классный чин государственного гражданского служащего

8) Классные чины на государственной службы. Порядок их присвоения

Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»

Классный чин в Российской Федерации — установленные федеральным законом или иным правовым актом степень, класс, квалификация пригодности должностного лица для той или иной деятельности на основе наличия у него необходимых знаний, навыков и умений.

Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы Российской Федерации в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

Классный чин может быть первым или очередным.

Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина.

Первыми классными чинами (в зависимости от группы должностей гражданской службы, к которой относится должность гражданской службы, замещаемая федеральным гражданским служащим) являются:

Группа должностей

Присваиваемый классный чин

Первый классный чин в группе

Кем присваивается

высшая группа

действительный государственный советник Российской Федерации

1, 2 и 3 класса

действительный государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации

главная группа

государственный советник Российской Федерации

1, 2 и 3 класса

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Правительством Российской Федерации

ведущая группа

советник государственной гражданской службы

Российской Федерации

1, 2 или 3-го класса

советник государственной гражданской службы Российской Федерации

3 класса

Представителем нанимателя

старшая группа

референт государственной гражданской службы

Российской Федерации

1, 2 или 3-го класса

референт государственной гражданской службы Российской Федерации

3 класса

Представителем нанимателя

младшая группа

секретарь государственной гражданской службы

Российской Федерации

1, 2 или 3-го класса

секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации

3 класса

Представителем нанимателя

Первый классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального гражданского служащего на должность гражданской службы.

Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:

Срок гражданской службы в присвоенном классном чине исчисляется со дня присвоения классного чина.

Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий (за исключением федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, а также федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «помощники (советники)», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, и федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации), классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Запись о присвоении классного чина вносится в личное дело и трудовую книжку федерального гражданского служащего.

В качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе классный чин федеральному гражданскому служащему может быть присвоен:

а) до истечения срока, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в замещаемой должности гражданской службы, — не выше классного чина, соответствующего этой должности гражданской службы;

б) по истечении указанного срока — на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, к которой относится замещаемая должность.

Очередной классный чин не присваивается федеральным гражданским служащим, имеющим дисциплинарные взыскания, а также федеральным гражданским служащим, в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.

Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (в том числе в связи с выходом на пенсию), а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина судом при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Классные чины присваиваются персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы в пределах группы должностей, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации в предыдущем классном чине и в замещаемой должности.

Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин присваивается федеральному государственному гражданскому служащему, не имеющему классного чина федеральной государственной гражданской службы.

Для лиц впервые или вновь поступающих на федеральную государственную гражданскую службу классный чин присваивается на основании результатов квалификационного экзамена, который, как правило, завершает установленное федеральному государственному гражданскому служащему испытание, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения федерального государственного гражданского служащего на должность.

Для прохождения в классных чинах федеральной государственной гражданской службы установлены следующие сроки:

Классный чин

Срок гражданской службы в присвоенном классном чине

секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2-го класса

не менее 1 года

референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2-го класса

советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2-го класса

не менее 2 лет

государственный советник Российской Федерации 3 и 2-го класса

действительный государственный советник Российской Федерации 3 и 2-го класса

не менее 1 года

секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса

сроки не устанавливаются

референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса

советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса

государственный советник Российской Федерации 1-го класса

ПРИМЕР:

>Каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины

Что такое классный чин

Понятие уходит корнями в далекое прошлое. Еще в царские времена при Иване Грозном впервые появилась «разрядная книга», куда вносились записи о назначениях должностных лиц на высшие должности. Затем Петр I отменил разряды и ввел Табель о рангах, в которой закреплялись чины 14 классов. С тех пор это слово в русском языке обозначает категорию, степень отличия должностного лица. Советская власть упразднила классные чины, однако в 2004 году они были вновь введены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Сегодня в нашей стране так называется установленная на основании федерального закона степень пригодности должностного лица для выполнения той или иной деятельности. Для определения пригодности проверяются необходимые навыки, знания и умения служащих.

Госслужба делится на:

  • гражданскую;
  • военную;
  • службу иных видов (ранее третий вид службы был четко определен — правоохранительная, однако в 2015 г. законодатель расширил список).

Остановимся подробнее на гражданской службе.

Согласно закону № 79-ФЗ, существуют 5 групп должностей (в порядке возрастания):

  • секретарь (младшая группа);
  • референт (старшая группа);
  • советник (ведущая группа);
  • государственный советник (главная группа);
  • действительный государственный советник (высшая группа).

Чиновникам, занимающим относящуюся к одной из этих групп должность, присваиваются также классы: 1-й, 2-й или 3-й. Третий является самым низшим, соответственно, самым почетным считается 1-й класс.

Порядок присвоения

Рассмотрим, каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины. Общие положения и условия их присвоения, а также присвоения дипломатических рангов и званий перечислены в статье 13 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации».

Такими условиями являются:

  • последовательность (вышестоящий статус присваивается по прошествии установленного времени пребывания в нижестоящем после его присвоения впервые);
  • соответствие должности, которую замещает государственный гражданский служащий;
  • возможность досрочного присвоения или присвоение звания на ступень выше положенного в качестве поощрения;
  • сохранение присвоенного звания при освобождении от должности или увольнении со службы.

Классный чин гражданский служащий получает персонально после сдачи обязательного квалификационного экзамена, на котором проверяется его уровень подготовки и соответствия занимаемой должности (ч. 2 ст. 11 закона № 79-ФЗ). Он присваивается либо в первый, либо в очередной раз.

То, каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины впервые и в последующем, подробно изложено в Положении о порядке присвоения и сохранения классных чинов, утвержденном Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113 (ред. от 30.09.2013).

Важно помнить, что обозначенный в этом указе порядок распространяется только на гражданских служащих федерального уровня. На уровне субъектов Федерации может быть установлен собственный порядок присвоения отличительных званий служащим.

Впервые

В первый раз классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему, занимающему соответствующую должность, после проведения испытания. Условие об испытании не является обязательным, и если испытание не было установлено, то впервые он может быть присвоен не раньше, чем через 3 месяца с момента назначения на должность.

Для каждой из 5 групп должностей (от младшей до высшей) первым присвоенным классом будет 3-й. Например, чиновник младшей группы, впервые удостоенный отличия, будет секретарем государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

В последующем

Впоследствии статус присваивается по прошествии определенного срока, который служащий должен отработать в нижестоящем статусе. При этом чиновник должен занимать должность, для которой предусмотрено повышение.

Приведем обязательные для последующего повышения сроки прохождения гражданской службы в соответствующих чинах в виде таблицы.

Классный чин Минимальный срок службы

Секретарь 3 и 2 классов

Референт 3 и 2 классов

1 год

Советник 3 и 2 классов

Госсоветник 3 и 2 классов

2 года
Действительный госсоветник 3 и 2 классов Как правило, 1 год
Все категории 1 класса Не установлен

Исчисление срока службы начинается со дня присвоения статуса. Так, секретарь 3 кл. сможет стать секретарем 2 кл. не раньше, чем через год со дня присвоения ему секретаря 3 кл.

Служащий может быть в качестве повышения назначен на должность, относящуюся к более высокой группе. Например, должность чиновника ранее относилась к младшей группе, а после повышения попадает в старшую (бывший секретарь 2 кл. сразу становится референтом, не проходя стадию секретарь 1 кл.). В этом случае он получает чин без соблюдения последовательности и без учета срока службы в предыдущем статусе. Но присвоение происходит как впервые: только после успешного испытания или не ранее, чем через три месяца после назначения.

В порядке очереди даже при соблюдении срока новый статус не будет присвоен служащим, в отношении которых ведется служебная проверка, заведено уголовное дело, а также если к ним применено дисциплинарное взыскание.

Классный чин

Эту страницу предлагается объединить со страницей Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К объединению/30 сентября 2017.
Обсуждение длится не менее недели (). Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.

Классный чин — в Российской Федерации, установленные федеральным законом или иным правовым актом степень, класс, квалификация (одна из трёх в пределах группы должностей или одна из пятнадцати в пределах пяти групп) пригодности должностного лица для той или иной деятельности на основе наличия у него необходимых знаний, навыков и умений.

Классные чины, систематически изложенные в Табели о рангах, были упразднены после революции. В советское время классные чины были снова введены в 1943 году для прокурорско-следственных работников. В настоящее время действует таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов прокурорских работников и классных чинов юстиции, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим».

Согласно ст. 5, 7 и 13 Федерального закона № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» классные чины присваиваются служащим:

  • федеральной государственной гражданской службы
  • государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации
  • правоохранительной службы

а также, в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданским служащим

  • муниципальной службы.

Классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации

Классные чины гражданской службы

Согласно ст. 11 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в России установлены следующие классные чины государственной гражданской службы:

Высшая группа

  • действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса;
  • действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса;
  • действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса;

Главная группа

  • государственный советник Российской Федерации 1 класса;
  • государственный советник Российской Федерации 2 класса;
  • государственный советник Российской Федерации 3 класса;

Ведущая группа

  • советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса;
  • советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса;
  • советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

Старшая группа

  • референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса;
  • референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса;
  • референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

Младшая группа

  • секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса;
  • секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса;
  • секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса.

Классные чины муниципальных служащих

Классные чины муниципальных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

Муниципальным служащим присваиваются следующие классные чины:

  • секретарь муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы младшей группы;
  • референт муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы старшей группы;
  • советник муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы ведущей группы;
  • муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы главной группы;
  • действительный муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы высшей группы.

Отношения, связанные с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», но он не устанавливает конкретные классные чины.

В Московской области классные чины регулируются Законом Московской области № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области», имеются:

  • референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим младшие должности муниципальной службы;
  • старший референт муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим старшие должности муниципальной службы;
  • советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим ведущие должности муниципальной службы;
  • муниципальный советник муниципальной службы Московской области 3, 2, 1 — муниципальным служащим, замещающим главные должности муниципальной службы;
  • действительный муниципальный советник Московской области 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы.

В Санкт-Петербурге классные чины регулируются Законом Санкт-Петербурга от 15 февраля 2000 года N 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге»:

  • для высших должностей муниципальной службы — действительный муниципальный советник 1 и 2 классов;
  • для главных должностей муниципальной службы — главный муниципальный советник 1 и 2 классов;
  • для ведущих должностей муниципальной службы — муниципальный советник муниципальной службы 1 и 2 классов;
  • для старших должностей муниципальной службы — советник муниципальной службы 1 и 2 классов;
  • для младших должностей муниципальной службы — референт муниципальной службы 1 и 2 классов.

Классные чины правоохранительной службы

Классные чины прокурорских работников

Согласно Указу Президента РФ от 21.11.2012 г. N1563 «О классных чинах прокурорских работников органов и учреждений Прокуратуры Российской Федерации», в России установлены следующие классные чины прокурорских работников:

Средний начальствующий состав Старший начальствующий состав
Погоны к
повседневной
форме одежды
Классный чин Юрист 3 класса Юрист 2 класса Юрист 1 класса Младший
советник юстиции
Советник юстиции Старший
советник юстиции
Высший начальствующий состав
Погоны к
повседневной
форме одежды
Классный чин Государственный советник юстиции
3 класса
Государственный советник юстиции
2 класса
Государственный советник юстиции
1 класса
Действительный государственный
советник юстиции

Разделение классных чинов прокурорских работников на группы не устанавливается.

Порядок присвоения классных чинов прокурорским работникам установлен указом Президента России.

Классные чины юстиции (Минюст России, ФССП России)

Наплечные знаки классных чинов ФССП России

Классные чины Министерства юстиции Российской Федерации установлены Указом Президента Российской Федерации № 1554 от 19 ноября 2007 года «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции».

В Российской Федерации установлены следующие классные чины юстиции:

Высшая группа:

  • действительный государственный советник юстиции Российской Федерации;
  • действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса;
  • действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса;
  • действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса;

Главная группа:

  • государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса;
  • государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса;
  • государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса;

Ведущая группа:

  • советник юстиции 1 класса;
  • советник юстиции 2 класса;
  • советник юстиции 3 класса;

Старшая группа:

  • юрист 1 класса;
  • юрист 2 класса;
  • юрист 3 класса.

Таблица соотношения классных чинов и званий

Соотношение чинов и званий установлено Указом Президента России от 1 февраля 2005 года № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» и указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (изложена в редакции согласно указу Президента России от 30 сентября 2013 года № 744).

Классный чин федеральной государственной гражданской службы Воинское звание Специальное звание Классный чин юстиции (Министерство юстиции Российской Федерации) Классный чин прокурорских работников (Прокуратура Российской Федерации)
1

Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса

  • генерал армии, адмирал флота
  • генерал-полковник, адмирал
  • генерал полиции Российской Федерации, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации, генерал юстиции Российской Федерации
  • генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции, генерал-полковник таможенной службы
  • действительный государственный советник юстиции Российской Федерации
  • действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса
  • действительный государственный советник юстиции
  • государственный советник юстиции 1 класса
2

Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса

генерал-лейтенант, вице-адмирал генерал-лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса государственный советник юстиции 2 класса
3

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

генерал-майор, контр-адмирал генерал-майор: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса государственный советник юстиции 3 класса
4

Государственный советник Российской Федерации 1 класса

полковник, капитан 1 ранга полковник: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса старший советник юстиции
5

Государственный советник Российской Федерации 2 класса

подполковник, капитан 2 ранга подполковник: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы государственный советник юстиции Российской Федерации 2 класса советник юстиции
6

Государственный советник Российской Федерации 3 класса

майор, капитан 3 ранга майор: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса младший советник юстиции
7

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

капитан (воинское звание), капитан-лейтенант капитан: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы советник юстиции 1 класса юрист 1 класса
8

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

старший лейтенант старший лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы советник юстиции 2 класса юрист 2 класса
9

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

лейтенант лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы советник юстиции 3 класса юрист 3 класса
10

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

младший лейтенант младший лейтенант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы юрист 1 класса младший юрист
11

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

старший прапорщик, старший мичман старший прапорщик: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы юрист 2 класса Нет
12

Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

прапорщик, мичман прапорщик: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции, таможенной службы юрист 3 класса Нет
13

Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса

  • старшина, главный корабельный старшина
  • старший сержант, главный старшина
  • старшина: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции
  • старший сержант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции
Нет Нет
14

Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

  • сержант, старшина 1 статьи
  • младший сержант, старшина 2 статьи
  • сержант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции
  • младший сержант: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции
Нет Нет
15

Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса

  • ефрейтор, старший матрос
  • рядовой, матрос
  • рядовой: полиции (милиции), внутренней службы, юстиции
Нет Нет

К вопросу о лишении гражданского служащего классного чина и восстановлении в нем (Ковтков Д.И.)

В Российской империи чин, как военный, так и гражданский (статский), давал право на замещение должностей государственной службы, а также на совокупность прав, льгот и гарантий, предоставляемых как в связи с занимаемой должностью, так и в связи с присвоенным чином. Некоторые из предоставляемых в связи с наличием чина прав, льгот и гарантий сохранялись за человеком, его имевшим, и после его отставки с государственной службы.
В настоящее время по действующему законодательству классный чин либо дипломатический ранг, присвоенные гражданину, также предоставляют ему после увольнения с гражданской службы <1> ряд прав и гарантий.
———————————
<1> Здесь и далее под гражданским служащим понимается федеральный государственный гражданский служащий, под гражданской службой — государственная гражданская служба Российской Федерации, если иное не оговорено особо.

Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 58-ФЗ) присваиваются гражданам, проходящим федеральную государственную службу, в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы.
Присвоенные классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 58-ФЗ, а также п. 24 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 113 (далее — Положение о классных чинах), сохраняются за гражданами при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы, т.е. фактически присваиваются гражданам пожизненно.
Классный чин либо дипломатический ранг, присвоенные гражданину, после увольнения его с гражданской службы предоставляют ему следующие права и гарантии.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Правилам определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 818, при определении среднемесячного заработка гражданского служащего, из которого исчисляется размер пенсии гражданских служащих, учитывается месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы.
Статьями 46 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные <2> законодательные акты Российской Федерации» и 45 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что гражданам, проходившим гражданскую службу или муниципальную службу, при назначении на должности в органах внутренних дел (федеральной противопожарной службе) первое специальное звание присваивается с учетом присвоенного классного чина или дипломатического ранга и продолжительности пребывания в классном чине или дипломатическом ранге.
———————————
<2> Аналогичные положения содержатся в п. 10 ст. 48 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», п. 7 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и ст. 26.1 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. N 38.

Кроме того, Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в ч. 3 ст. 2 закрепляет, что на кандидата для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, который проходит или проходил дипломатическую службу и имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла, требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не распространяется.
Однако гражданин может быть лишен указанных прав и гарантий в случае лишения его классного чина либо дипломатического ранга. Возможность лишения классного чина либо дипломатического ранга предусмотрена ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 58-ФЗ, закрепляющей, что граждане, проходящие федеральную государственную службу, могут быть лишены присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по решению суда <3>.
———————————
<3> См.: Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 28 августа 2013 г. N 4-АПУ13-42СП, которым оставлен в силе приговор Московского областного суда от 17 апреля 2013 г. по делу N 2-32-9/13; Апелляционное определение Московского городского суда от 3 декабря 2014 г. по делу N 10-16485.

Лишение классного чина, воинского и специального звания предусмотрено ст. 48 УК РФ при осуждении гражданина за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Наказание в виде лишения классного чина, воинского и специального звания является исключительно дополнительным видом наказания, в связи с чем в каждом конкретном случае суд отдельно рассматривает вопрос о целесообразности и необходимости его применения.
Исполнение приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград осуществляется в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ (ст. ст. 16 и 61).
Нормы о возможности лишения гражданского служащего классного чина, за исключением норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, закреплены в ст. 13 Федерального закона N 58-ФЗ, п. 25 Положения о классных чинах и некоторых других актах <4>.
———————————
<4> См., например, п. 18 Положения о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 21 ноября 2012 г. N 1563, и п. 26 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах, аппаратах федеральных судов, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 19 ноября 2007 г. N 1554.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 79-ФЗ), а также Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации», регулирующий порядок и условия прохождения гражданской службы в системе МИД России, и Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов — представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. N 1371, не содержат положений, предусматривающих возможность лишения гражданского служащего классного чина либо дипломатического ранга.
При этом нормы о том, что граждане, проходящие федеральную государственную службу, могут быть лишены воинских или специальных званий, закреплены в Федеральных законах от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 48), от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (ст. 26), от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 41) и от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 40), регулирующих порядок и условия прохождения отдельных видов государственной службы.
Относительно возможности лишения гражданского служащего дипломатического ранга необходимо отметить, что ст. 48 УК РФ лишение гражданского служащего дипломатического ранга не предусматривает, поскольку в ней речь идет только о возможности лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. При этом говорить о том, что ст. 48 УК РФ позволяет лишать гражданских служащих дипломатического ранга, как это делают некоторые ученые <5>, абсолютно неверно по следующим основаниям.
———————————
<5> См.: Есаков Г.А., Понятовская Т.Г., Рарог А.И. и др. Уголовно-правовое воздействие: Монография / Под ред. А.И. Рарога. М., 2012.

Во-первых, дипломатический ранг, как и классный чин, является необходимым элементом статуса гражданского служащего, связанным с условиями и порядком прохождения гражданской службы, служебным стажем, заслугами, что находит отражение в особенностях порядка присвоения дипломатического ранга. Кроме этого, дипломатический ранг отличается от классного чина, так же как воинское звание от специального звания, — это абсолютно разные юридические явления и понятия, связанные с условиями и порядком прохождения службы. Во-вторых, даже при наличии аналогии между дипломатическим рангом и классным чином применить эту аналогию в уголовном праве невозможно, поскольку это прямо запрещено ч. 2 ст. 3 УК РФ, согласно которой применение уголовного закона по аналогии не допускается. На это указано и в п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 22 декабря 2015 г. N 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», в котором сказано, что перечень правоограничений, указанных в ст. 48 УК РФ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, положения ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 58-ФЗ в части лишения гражданского служащего присвоенного ему дипломатического ранга фактически не могут быть реализованы, поскольку лишение гражданского служащего дипломатического ранга не предусмотрено ни ст. 48 УК РФ, ни иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Процессуальный порядок лишения гражданского служащего классного чина закреплен в ст. 61 УИК РФ, согласно которой суд, вынесший приговор о лишении осужденного гражданского служащего классного чина, после вступления приговора в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему классный чин. Далее должностное лицо, получив копию приговора суда, в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного гражданского служащего классного чина, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующий чин. После этого должностное лицо в течение одного месяца со дня получения копии приговора сообщает в суд, вынесший приговор, о его исполнении.
Наказание в виде лишения классного чина исполняется судом, вынесшим приговор, а требование приговора о лишении классного чина исполняется должностным лицом, присвоившим классный чин (ч. 3 ст. 16 УИК РФ).
В свою очередь, Положение о классных чинах не закрепляет порядка исполнения требования приговора о лишении гражданского служащего классного чина, что вызывает ряд сложностей. Так, не ясно, как должно действовать должностное лицо либо орган, присвоивший классный чин, получившие копию приговора суда о лишении классного чина, достаточно ли сделать запись в личном деле либо нужно издавать правовой акт о лишении классного чина, необходимо ли вносить запись о лишении классного чина в трудовую книжку и как быть, если гражданин на дату вступления приговора суда в законную силу уволен либо уволился с гражданской службы.
Проведенный анализ законодательных положений, закрепляющих порядок лишения гражданского служащего классного чина, не позволяет сделать однозначный вывод о том, как должны действовать должностное лицо либо орган, присвоившие классный чин, после получения копии вступившего в силу приговора суда.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 79-ФЗ определен порядок присвоения классных чинов гражданской службы: действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом РФ (ч. 8), государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса в федеральных органах исполнительной власти — Правительством РФ, а в иных федеральных государственных органах — руководителями этих органов (ч. 9); остальные классные чины гражданской службы присваиваются представителем нанимателя (ч. 10). Аналогичные положения закреплены в п. п. 15 и 17 Положения о классных чинах.
Пункты 19 и 20 Положения о классных чинах закрепляют, что классные чины присваиваются гражданским служащим актом Президента РФ, Правительства РФ либо руководителя федерального государственного органа или его представителя, о чем делается запись в личном деле и трудовой книжке гражданского служащего.
С учетом указанных положений возникает вопрос: должен ли Президент РФ либо представитель нанимателя (работодатель) издавать акт о лишении осужденного гражданского служащего классного чина на основании приговора суда и как сделать запись в трудовой книжке о лишении гражданина классного чина, если он уволен с гражданской службы, а трудовая книжка в соответствии со ст. 84.1 ТК РФ выдана на руки? Согласно данной статье по письменному заявлению работника работодатель обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой, т.е. гражданин также вправе потребовать выдать ему заверенные документы о присвоении классного чина.
Следовательно, возможна ситуация, при которой к должностному лицу, присвоившему классный чин, поступит приговор суда о лишении гражданского служащего классного чина, а гражданский служащий будет уже уволен со службы, ему выдана трудовая книжка и заверенные копии документов о присвоении классного чина. Как в этом случае должен быть исполнен приговор суда о лишении классного чина, законодательство Российской Федерации и судебная практика не разъясняют.
Согласно ст. ст. 16 и 61 УИК РФ приговор должен направляться на исполнение должностным лицам, присвоившим классный чин, однако не ясно, должен ли направляться приговор для исполнения в части лишения классного чина в Правительство РФ, которое также присваивает классные чин, но является органом <6> государственной власти Российской Федерации. Строго по букве закона в этих случаях отсутствует наградившее должностное лицо, что делает невозможным исполнение закона и приговора, поскольку применение уголовно-исполнительного законодательства по аналогии не предусмотрено <7>.
———————————
<6> На региональном уровне классные чины субъекта РФ также могут присваиваться различными органами. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона Московской области от 14 марта 1997 г. N 16/97-ОЗ «О государственных должностях Московской области» присвоение классного чина государственной гражданской службы Московской области Губернатору Московской области и Председателю Московской областной Думы производится постановлением Московской областной Думы.
<7> См.: Трофимов Е.В. Лишение официальных наград в наградном производстве и проблемы его законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 11. С. 70 — 73.

Таким образом, приговор о лишении осужденного гражданского служащего классного чина, присвоенного Правительством РФ, если следовать буквальному толкованию закона, не может быть исполнен, поскольку направление копии приговора суда вступавшего в законную силу, в орган, присвоивший классный чин, не предусмотрено.
Должностному лицу, присвоившему классный чин, согласно ст. 61 УИК РФ необходимо в установленном порядке внести в соответствующие документы запись о лишении осужденного классного чина. Такое требование, например, применительно к Президенту РФ вряд ли приемлемо, так как получается, что Президент РФ должен внести запись в трудовую книжку о лишении классного чина, хотя трудовая книжка хранится у нанимателя либо его представителя, а также, вероятно, не отменяя своего указа о присвоении классного чина, сделать на нем запись о лишении по приговору суда конкретного гражданина классного чина.
Однако какого-либо порядка «внесения записи о лишении» в акты Президента РФ <8> о присвоении классного чина действующее законодательство не устанавливает. В данном случае можно говорить исключительно о самостоятельном указе Президента РФ, который отменяет ранее изданный указ о присвоении осужденному гражданскому служащему классного чина или вносит в него соответствующие изменения, если указ издавался в отношении нескольких лиц.
———————————
<8> См.: Трофимов Е.В. Указ. соч. С. 70 — 73.

В связи с этим необходимо отметить, что лишение высших воинских званий в соответствии с п. 6.7 Временного положения о Высшей аттестационной комиссии для подготовки предложений по расстановке руководящих кадров Министерства обороны РФ и Вооруженных Сил РФ, включая специалистов из числа гражданских лиц, утвержденного распоряжением Президента РФ от 14 мая 1992 г. N 232-рп, которое действует по настоящее время, проводится указами (распоряжениями) Президента РФ.
Отдельного рассмотрения требует вопрос о возможности лишения судом в соответствии со ст. 48 УК РФ гражданского служащего классного чина, присвоенного ему по результатам квалификационного экзамена, а не исключительно за выслугу лет в соответствующей должности гражданской службы.
В части 2 ст. 11 Федерального закона N 79-ФЗ и п. 14 Положения о классных чинах закреплено, что гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий (за исключением федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы, а также федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «помощники (советники)», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, и федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ), классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.
Таким образом, присвоение классного чина гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы на определенный срок полномочий, Федеральным законом N 79-ФЗ и Положением о классных чинах поставлено в зависимость от результатов сдачи ими квалификационного экзамена, т.е. от результатов оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией. Если результаты квалификационного экзамена неудовлетворительные, то гражданскому служащему классный чин не может быть присвоен.
Присвоение классного чина по результатам квалификационного экзамена и присвоение классного чина исключительно за выслугу лет в соответствующей должности гражданской службы не одно и то же. В последнем случае присвоение классного чина происходит исключительно по истечении установленного срока гражданской службы в определенной должности при соблюдении условия о занятии гражданским служащим соответствующей должности, вне зависимости от качества исполнения гражданским служащим своих обязанностей, теоретических и практических знаний, уровня его профессиональной подготовки, наличия дисциплинарных взысканий.
Из этого следует, что суд при вынесении приговора о лишении осужденного гражданского служащего классного чина должен в любом случае исследовать вопрос о порядке присвоения классного чина. Если суд установит, что классный чин был присвоен по результатам квалификационного экзамена, то лишить такого осужденного гражданского служащего классного чина суд не вправе, поскольку присвоенный в этом случае классный чин имеет квалификационный характер, т.е. был присвоен не только в связи с выслугой лет в соответствующей должности гражданской службы, но и в связи с прохождением гражданским служащим испытания в форме квалификационного экзамена, на котором гражданский служащий для присвоения ему классного чина должен был подтвердить, что он не имеет дисциплинарных взысканий, качественно исполняет свои обязанностей, обладает необходимыми теоретическими и практическими знаниями, соответствующем уровнем профессиональной подготовки.
Вышеизложенное указывает на несовершенство действующего законодательства, закрепляющего порядок и условия лишения гражданского служащего классного чина.
Более того, законодательство не содержит положений, регулирующих порядок восстановления гражданина (гражданского служащего) в классном чине в случае отмены приговора суда по реабилитирующим основаниям либо отмены (изменения) приговора суда в части лишения классного чина.
Восстановление гражданина (гражданского служащего) в классном чине, которого он был незаконно лишен, является гарантией соблюдения его прав и законных интересов, в связи с чем процедура восстановления в классном чине должна быть четко закреплена в законодательстве Российской Федерации. Для примера необходимо отметить, что в ст. 25 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237, закреплен порядок восстановления в воинском звании военнослужащих, лишенных воинского звания.
Рассматривая вопрос о лишении гражданина классного чина на основании приговора суда, нельзя обойти вниманием другой вопрос: необходимо ли разрешение вопроса о лишении гражданина классного чина относить к компетенции именно суда, либо суд должен только информировать соответствующее должностное лицо либо орган о вступившем в законную силу приговоре суда и осуждении гражданина за тяжкое либо особо тяжкое преступление для принятии должностным лицом либо органом решения о возможности лишения классного чина?
Данный вопрос крайне актуален, поскольку, во-первых, на дату присвоения классного чина гражданский служащий имел право на его присвоение, так как соответствовал всем установленным законодательством требованиям, в том числе квалификационным. Во-вторых, лишать гражданина классного чина, по нашему мнению, должно исключительно лицо либо орган, которые присвоили классный чин, либо их правопреемники, поскольку суд своим внутренним убеждением не может упразднять итоговую оценку личности гражданина (гражданского служащего) со стороны лица либо органа, присвоивших классный чин. Такую оценку могут давать только лицо либо орган, имеющие право на присвоение классного чина в силу предоставленных законом полномочий. Разрешение вопроса целесообразности лишения классного чина не входит в компетенцию суда, иначе суд начнет подменять собой иные государственные органы. Суд не может разрешать вопрос о целесообразности сохранения классного чина осужденному гражданину или лишения его этого чина, поскольку суд вправе решать исключительно вопросы права и факта.
Вопрос о лишении классного чина решается не только с учетом личности виновного (это одно из средств индивидуализации наказания, которое состоит в оценке свойств личности до, во время и после совершения преступления). Основаниями для лишения классного чина могут быть только публичные интересы, но никак не личность виновного. В настоящее время согласно ст. 48 УК РФ суд вынужден решать, насколько целесообразно с социальной точки зрения сохранять классный чин за гражданином, совершившим преступление, что выходит за рамки права и факта и относится к прагматической оценке, давать которую суд не правомочен.
Суд должен лишь сообщать должностному лицу либо в орган, присвоившие классный чин, о том, что в отношении гражданина (гражданского служащего) вынесен обвинительный приговор за совершение преступления, причем не обязательно только тяжкого либо особо тяжкого преступления <9>.
———————————
<9> Предложение назначать наказание в виде лишения воинских, специальных и почетных званий, а также классных чинов не только за тяжкие, но и вообще за любые преступления уже давно высказано в науке уголовного права. См., например: Михлин А.С. Понятие наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и его исполнение // Российский следователь. 2001. N 3. С. 25; Колосов А.С. Ответственность за уклонение от отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 13.

Например, именно такое правило ранее было предусмотрено ст. 36 УК РСФСР. При осуждении за тяжкое преступление лица, имеющего воинское или другое звание, присвоенное Президиумом Верховного Совета СССР, Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР или другой союзной республики, суд при вынесении приговора решал вопрос о целесообразности внесения представления в орган, который присвоил звание, о лишении воинского или другого звания.
Аналогичное положение в настоящее время закреплено, например, в УК Республики Казахстан, согласно ст. 49 которого при осуждении за совершение умышленного уголовного правонарушения лица, имеющего государственные награды Республики Казахстан, а равно специальное, воинское, почетное или иное звание, классный чин, дипломатический ранг или квалификационный класс, присвоенные Президентом Республики Казахстан, суд при вынесении приговора может внести, а по коррупционным преступлениям вносит представление Президенту Республики Казахстан о лишении осужденного этих наград, званий, классного чина, дипломатического ранга или квалификационного класса.
Исходя из смысла ст. 71 УИК Республики Казахстан, Президент Республики Казахстан вправе принять решение о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина либо дипломатического ранга, но не обязан этого делать. При этом согласно УК Республики Казахстан лицо может быть лишено классного чина за совершение преступления любой степени тяжести.
Подводя итог вышеизложенному и в целях устранения указанных пробелов законодательства, предлагаем:
закрепить в законодательстве, что суд либо соответствующие правоохранительные органы обязаны сообщать должностному лицу либо в орган, которые присвоили классный чин, о том, что в отношении гражданского служащего возбуждено уголовное дело либо вынесен обвинительный приговор за совершение преступления любой степени тяжести;
наделить правом лишать гражданина классного чина (дипломатического ранга) исключительно то должностное лицо либо орган, которые присвоили классный чин (дипломатический ранг), либо их правопреемников;
установить четкий порядок лишения и восстановления гражданина в классном чине (дипломатическом ранге).
Указанные изменения предлагается внести в федеральные законы, регулирующие отдельные виды государственной службы, а также в законодательство о муниципальной службе.
Реализация указанных предложений позволит: 1) установить единый порядок лишения и восстановления классного чина (дипломатического ранга), присваиваемого федеральными государственными органами, органами власти субъектов РФ и муниципальными органами власти; 2) снять необоснованное ограничение на лишение классного чина только случаями осуждения за тяжкие и особо тяжкие преступления; 3) устранить противоречия между буквой уголовного и уголовно-исполнительного законов, с одной стороны, и законодательством, регулирующим порядок и условия прохождения гражданской (муниципальной) службы и присвоения классных чинов, — с другой.

Библиографический список

  1. Есаков Г.А., Понятовская Т.Г., Рарог А.И. и др. Уголовно-правовое воздействие: Монография / Под ред. А.И. Рарога. М., 2012.
  2. Колосов А.С. Ответственность за уклонение от отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.
  3. Михлин А.С. Понятие наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и его исполнение // Российский следователь. 2001. N 3.
  4. Трофимов Е.В. Лишение официальных наград в наградном производстве и проблемы его законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 11.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *