Самоходная машина

Содержание

конструкция

1. Классификация автомобилей и тракторов.

Автомобиль — это самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, людей или выполнения специальных операций.

По назначению различают грузовые, пассажирские и специальные автомобили.

Грузовые автомобили предназначены для перевозки грузов. Они могут быть снабжены платформой и использоваться, как универсальный транспорт, а также оборудованы для перевозки определенных грузов (самосвалы — для вязких и сыпучих грузов, цистерны — для жидких грузов и др.). Эти автомобили подразделяют по грузоподъемности (т. е. по массе груза, который можно перевезти в кузове) на следующие классы: особо малый; малый; средний; большой; особо большой.

Пассажирские автомобили подразделяют на легковые — для перевозки небольшой группы пассажиров (до 8 человек) и автобусы — для массовых перевозок пассажиров. Автобусы в зависимости от назначения бывают городские и междугородные.

Специальные автомобили служат для выполнения определенных работ, для чего их оборудуют соответствующими приспособлениями. Они выполняют преимущественно нетранспортные работы. К ним относятся автокраны, пожарные автомобили, уборочные (для очистки и поливки улиц), ремонтные мастерские, автовышки и др. Эти автомобили представляют собой видоизмененные модели (модификации) грузовых автомобилей.

По типу шасси автомобили подразделяют на рамные и безрамные.

Рамные Безрамные

По типу двигателя автомобили делят на автомобили с карбюраторными, электрическими двигателями и дизелям и Карбюраторные двигатели работают главным образом на бензине, дизели — на дизельном топливе, электродвигатели — от аккумуляторных батарей.

Трактор — это самоходная машина, используемая в качестве энергетического средства для передвижения и приведения в действие сельскохозяйственных и других машин, а также для буксирования прицепов, двигатель трактора может приводить в действие рабочие органы стационарных сельскохозяйственных машин через вал отбора мощности (ВОМ) или с помощью шкивного приспособления.

Сельскохозяйственные тракторы классифицируют по следующим признакам (рис. 1).

По назначению сельскохозяйственные тракторы делят на три группы: общего назначения, универсально-пропашные и специальные.

Тракторы общего назначения применяют для выполнения основных сельскохозяйственных работ, общих при возделывании сельскохозяйственных культур (вспашка, дискования, сплошной культивации, боронования, посева, уборки).

Эти тракторы отличаются малым дорожным просветом и повышенной мощностью двигателя.

Универсально-пропашные тракторы используют при уходе за пропашными культурами и выполнении других сельскохозяйственных работ. С этой целью у некоторых универсально-пропашных тракторов предусмотрены сменные ведущие колеса с широкими шинами для выполнения работ общего назначения

с узкими шинами для работ в междурядьях. Чтобы не повредить растения, тракторы имеют большой дорожный просвет и ширину колеи, регулируемую соответственно ширине междурядий.

Специальные тракторы — это модификации какого-либо трактора общего назначения или универсально-пропашного и используются при выполнении определенного вида работ (на виноградниках, хлопчатнике) или разных работ, но в строго определенi4ых условиях (болотистых почвах, в горном земледелии). Так, специальный трактор МТЗ-80Х для механизации возделывания хлопчатника оборудован одним передним (управляемым) колесом, болотоходный дТ-75 Б снабжен широкими гусеницами для работы на болотистых почвах, крутосклонный МТЗ-80К (горный) предназначен для работы на склонах крутизной до 160.

По конструкции ходовой части тракторы бывают гусеничные и колесные.

Гусеничный трактор обладает большой опорной поверхностью и поэтому незначительно сминает и уплотняет почву. Такой трактор с высокой проходимостью способен развивать большое тяговое усилие.

Колесный трактор — более универсальный по сравнению с гусеничным и может использоваться как на полевых, так и на транспортных работах, но сцепление с почвой у него хуже.

По типу остова тракторы делят на рамные, остов которых представляет клепаную или сварную раму; полу рамные, остов которых образует две короткие продольные балки, привернутые или приваренные к корпусу заднего моста; без рамные, остов которых состоит из соединенных между собой корпусов отдельных механизмов.

По номинальному тяговом у усилию тракторы подразделяют на десять классов, различающихся между собой по конструкции. десять тяговых классов составляют типаж сельскохозяйственных тракторов.

Типаж — это технически и экономически обоснованная совокупность всех моделей тракторов, рекомендуемых в производство.

В действующем типаже тракторы классифицируют по тяговым классам соответствии с номинальным тяговым усилием, которое трактор способен развивать на рабочей передаче при движении его по стерне на почвах средней влажности и твердости с наибольшей производительностью.

В каждом тяговом классе имеются базовые модели (т. е. основные наиболее массовые тракторы) и модификации, на которых установлены унифицированные с базовыми моделями двигатели и ряд других составных частей. Унификация (единообразие) составных частей облегчает изготовление и эксплуатацию тракторов. Для обозначения модели (марки) отечественных тракторов пишут сокращенное название завода-изготовителя (МТЗ, ЮМЗ) или первые буквы определенного слова (Т — трактор, дТ — дизельный трактор, К — кировец) и через черточку-цифру, указывающую мощность двигателя в лошадиных силах или номер модели. Буквы, следующие за цифрой, обозначают модификацию базовой модели.

В приложении I и ниже дана краткая характеристика основных сельскохозяйственных тракторов по классам.

0,2. 0,6. 0,9. 1,4. 2 З. 4. 5. 6.

2. Определение и классификация двигателей внутреннего сгорания.

На современных сельскохозяйственных тракторах и автомобилях установлены поршневые двигатели внутреннего сгорания. В основу действия таких двигателей положено свойство газов расширяться при нагревании.

Двигатель внутреннего сгорания — это тепловой двигатель, в котором происходит

преобразование химической энергии сгорания топлива в механическую энергию.

Эти двигатели классифицируют:

— по способу смесеобразования (с внешним смесеобразованием — карбюраторные и газовые; с внутренним смесеобразованием — дизели);

— по способу воспламенения горючей смеси (с принудительным воспламенением от электрической искры — карбюраторные и газовые; с воспламенением от сжатия — дизели);

— по числу тактов рабочего цикла (четырехтактные и двухтактные);

— по виду применяемого топлива (бензиновые, газовые и дизели);

— по способу охлаждения (с жидкостным и воздушным охлаждением);

— по числу цилиндров (одноцилиндровые и многоцилиндровые);

— по расположению цилиндров (рядные и V-образные).

Горючая смесь — это смесь, состоящая из распыленного топлива с воздухом в определенной пропорции.

Карбюраторные двигатели. В них топливо с воздухом смешивается в специальном приборе — карбюраторе, а горючая смесь воспламеняется от электрической искры. Карбюраторные двигатели устанавливают, главным образом, на автомобилях малой и средней грузоподъемности, а также на тракторах для пуска основных двигателей. дизели отличаются от карбюраторных двигателей тем, что горючая смесь образуется внутри цилиндра и самовоспламеняется от температуры сжатого воздуха. Их применяют в качестве основных двигателей на современных тракторах и автомобилях большой грузоподъемности.

Принцип работы дизеля рассмотрим на примере упрощенной схемы В цилиндре помещен поршень, который шатуном соединен с коленчатым валом Если поршень перемещать в цилиндре вверх и вниз, то прямолинейное движение его преобразуется через шатун и кривошип во вращательное движение коленчатого вала. На конце вала закреплен маховик, который необходим для равномерности вращения вала при работе двигателя. Цилиндр плотно закрыт сверху головкой. В последней имеются два клапана: впускной и выпускной, которые закрывают соответствующие каналы. Клапаны открываются под действием кулачков распределительного вала через передаточные детали. Распределительный вал и вал топливного насоса приводятся во вращение шестернями от коленчатого вала. Топливо в цилиндр поступает через форсунку З от топливного насоса. Поршень, свободно перемещаясь в цилиндре, занимает два крайних положения.

Верхняя мертвая точка (в.м.т.) — это крайнее верхнее положение поршня.

Нижняя мертвая точка (н.м.т.) — это крайнее нижнее положение поршня.

Ход поршня — это расстояние, пройденное им от одной мертвой точки до другой. За один ход поршня коленчатый вал повернется на пол-оборота.

Камера сгорания (сжатия) — это пространство между головкой цилиндра и поршнем, расположенным в верхней мертвой точке.

Рабочий объем цилиндра — это пространство, освобождаемое поршнем при перемещении его из в.м.т. в н.м.т.

Литраж — это рабочий объем всех цилиндров двигателя. При малых объемах (до 1 л) он выражается в кубических сантиметрах, а при больших — в литрах.

Полный объем цилиндра — это сумма объема камеры сгорания и рабочего объема.

Степень сжатия — это число, показывающее, во сколько раз полный объем цилиндра больше объема камеры сгорания. В современных карбюраторных двигателях степень сжатия колеблется пределах б…9, а в дизелях достигает 15…20.

Такт — это процесс (часть цикла), который происходит в цилиндре за один

поршня. двигатель, у которого рабочий цикл происходит за четыре хода поршня, называется четырехтактным.

3. Конструктивные и эксплуатационные особенности применяемых двигателей, их сборочных единиц и механизмов.

В современных автомобилях и тракторах применяют тепловые двигатели внутреннего сгорания. ДВС состоит из механизмов и систем: кривошипно-шатунный механизм осуществляет рабочий цикл двигателя и преобразует прямолинейное, возвратно-поступательное движение поршня АО вращательное движение коленчатого вала. Механизм состоит из цилиндра с головкой, поршня с кольцами, поршневого кольца, шатуна, коленвала, маховика. Механизм установлен в блок-картер, закрытом снизу поддоном (резервуар под масло); механизм газораспределения предназначен для своевременного впуска в цилиндр горючей смеси или воздуха и своевременного удаления отработавших газов. Он состоит из клапанов с направляющими втулками , пружин с деталями их крепления, штанг, коромысел, толкателей, распред вала, шестерен привода распредвала; система охлаждения служит для отвода избыточного тепла от нагретых деталей двигателя. Он бывает жидкостным и воздушным. Состоит из рубашки охлаждения, радиатора, водяного насоса, вентилятора, термостата и патрубков. Воздушное состоит из теплоотводящих ребер, вентилятора, кожуха, щитков, направляющих воздушный поток для отвода тепла; система смазки обеспечивает подачу масла к трущимся деталям двигателя с целью уменьшения трения между ними и отвод тепла. Состоит из резервуара для масла, масляный насос, фильтры, маслопровод; система питания для приготовления горючей смеси и подвода ее к цилиндру (карбюратор) или подача топлива в цилиндр и наполнения его воздухом (дизельный двигатель).Состоит из топливного бака, топливопроводов, топливного и воздушного фильтров, топливного насоса, карбюратора, впускного и выпускного трубопроводов, глушителя. У дизелей в отличие от карбюраторных, вместо карбюраторов установлен ТНВД и форсунки; система зажигания (карбюраторные) предназначена для принудительного воспламенения смеси от искры. Состоит из приборов обеспечивающих получение тока, проводов и свечи. У дизелей система зажигания отсутствует; система пуска предназначена для пуска двигателя, состоит из пускового бензинового двигателя (у тракторов), электростартер (на автомобиле), декомпрессионный механизм, прибор подогрева воды и воздуха; системе наддува служит для организации форсирования двигателя.

4. Назначение и общая конструкция кривошипно-шатунного механизма.

5. Назначение и общая конструкция механизма газораспределения. Фазы газораспределения.

В четырехтактных двигателях применяют клапанный газораспределительный механизм (рис. 26), служащий для своевременной подачи в цилиндры воздуха (в дизелях) или горючей смеси (в карбюраторных двигателях) и для выпуска из цилиндров отработавших газов, для этого клапаны в определенные моменты открывают и закрывают впускные и выпускные каналы головки цилиндров, которые сообщают цилиндры двигателя с впускным и выпускным трубопроводами. Различают два вида клапанных газораспределительных механизмов: с подвесными клапанами, расположенными в головке цилиндров, и боковыми, размещенными в блок-картере. В изучаемых автотракторных двигателях используют распределительный механизм с подвесными клапанами (верхнее расположение).

В газораспределительный механизм входят впускные и выпускные клапаны с пружинами, передаточные детали от распределительного вала к клапанам, распределительные вал и шестерни.

Действует газораспределительный механизм следующим образом. Коленчатый вал с помощью шестерен вращает распределительный вал 14, каждый кулачок которого, набегая на толкатель 13, поднимает его вместе со штангой 12. Штанга поднимает один конец коромысла 7, а другой движется вниз и давит на клапан З, опуская его и сжимая пружины б клапана. Когда кулачок распределительного вала сходит с толкателя, штанга и толкатель опускаются, а клапан под действием пружин, садясь в седло, плотно закрывает отверстие канала.

При изучении основ работы двигателя указывалось, что клапаны открываются и закрываются при положениях поршня в в.м.т. и н.м.т. для лучшей очистки цилиндров от отработавших газов и заполнения их свежим воздухом или горючей смесью клапаны открыты дольше, чем указано на простейшем двигателе. От степени наполнения цилиндров свежим зарядом и очистки их от отработавших газов во многом зависит мощность двигателя.

Для того чтобы в цилиндры двигателя поступило больше воздуха или горючей смеси, впускные клапаны открываются еще до прихода поршня в в.м.т. (с опережением). Так как при большой частоте вращения коленчатого вала такт впуска часто повторяется, то во впускном трубопроводе создается разрежение. Воздух поступает в цилиндры двигателя, несмотря на то, что поршень идет вверх. Воздух по инерции поступает в цилиндры через открытый клапан и после того, как поршень пройдет н.м.т. Впускной клапан закрывается с некоторым запаздыванием.

Периоды от момента открытия клапанов до момента их закрытия, выраженные в градусах поворота коленчатого вала, называют фазами газораспределения. Их изображают в виде таблицы или круговой диаграммы. На рисунке 27 приведена диаграмма фаз газораспределения одного из современных тракторных двигателей. Опережение открытия и запаздывание закрытия впускного клапана позволило продлить впуск воздуха от 180 до 242°.

После закрытия впускного клапана дизеля воздух сжимается, топливо впрыскивается в камеру сгорания, происходит рабочий ход поршня. Выпуск отработавших газов из цилиндра, или открытие выпускного клапана, начинается до прихода поршня в н.м.т. за 56° по углу поворота коленчатого вала. К моменту прихода поршня в н.м.т. часть отработавших газов выходит из цилиндра, что уменьшает противодавление газов на поршень при их выталкивании во время такта выпуска. Выпускной клапан закрывается после прохода поршнем в.м.т. Продолжительность открытия выпускного клапана по углу поворота коленчатого вала — 252°.

В конце такта выпуска и начале такта впуска оба клапана некоторое время открыты одновременно, что соответствует 32° по углу поворота коленчатого вала. Такое перекрытие клапанов способствует лучшей очистке цилиндра от отработавших газов в результате его продувки свежим воздухом.

Моменты открытия и закрытия клапанов зависят от профиля кулачков распределительного вала, а также от значения зазоров между клапанами и коромыслами.

6.Общие сведения о системе питания, смесеобразовании и карбюрации.

Системы питания дизелей и карбюраторных двигателей принципиально различаются.

Система питания карбюраторного двигателя. В ней горючая смесь требуемого состава приготовляется из топлива и воздуха в специальном приборе — карбюраторе, а затем подается в нужном количестве непосредственно в цилиндры двигателя.

Впусковых тракторных двигателях топливо из бака (рис. 48,а) самотеком подается через фильтр -отстойник 4 в карбюратор 7. В автомобильном карбюраторном двигателе топливо из бака 1 (рис. 48,6) засасывается через фильтр-отстойник 4 бензиновым насосом II и подается им через фильтр 13 тонкой очистки в карбюратор 7. Воздух из атмосферы при такте впуска проходит через воздушный фильтр (воздухоочиститель) 8, очищается от посторонних примесей и поступает в карбюратор. Здесь воздух смешивается с распыленным топливом и направляется во впускную трубу (коллектор) 10. Приготовление горючей смеси продолжается во впускной трубе, в которой топливо испаряется и перемешивается с воздухом. Этот процесс заканчивается в цилиндрах двигателя во время тактов впуска и сжатия. После сгорания рабочей смеси отработавшие газы через выпускной трубопровод и глушитель 9 выбрасываются в атмосферу.

Карбюраторные автомобильные двигатели в основном работают на бензине. для обеспечения надежной и экономичной работы двигателя бензин должен обладать хорошей испаряемостью и достаточной стойкостью. Работа двигателя с детонацией недопустима, так как сопровождается ударной нагрузкой на поршни, поршневые пальцы, шатунные и коренные подшипники, местным нагревом деталей, прогоранием поршней и клапанов, дымным выпуском, снижением мощности двигателя и увеличением расхода топлива. На появление детонации влияют скоростной режим и нагрузка двигателя, нагарообразование на поршне и головке цилиндров, опережение зажигания и т. д.

Антидетонационные свойства бензина оценивают октановым числом. Чем оно больше, тем больше его стойкость про- тин детонации.

В соответствии с ГОСТ 2084—77 выпускают следующие автомобильные бензины, применяемые в сельском хозяйстве: А-72, А-76 и АИ-93. Буква А обозначает, что бензин автомобильный, а цифра — октановое число бензина.

для повышения антидетонационной стойкости в бензин иногда добавляют антидетонатор (этиловую жидкость). Выпускаются как этилированные, так и неэтилированные бензины. Этилированные окрашены в следующие цвета:

А-72 — неокрашенный, А-76 — желтый, АИ-93 — оранжевый.

Работая с бензином, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, так как он легко воспламеняется. Бензин, попавший на окрашенные детали и резину, портит их, растворяя краску и резину. При работе с этилированным бензином следует быть особенно осторожным, потому что при попадании в организм человека он может вызвать отравление. Запрещается использовать этилированный бензин для мытья рук и деталей, стирки одежды, а также засасывать его ртом из шланга. При попадании этилированного бензина на кожу необходимо зараженный участок промыть керосином, а затем водой с мылом.

7. Общие сведения о смесеобразовании при различных камерах сгорания.

8. Особенности смесеобразования при наддуве.

9. Виды трения в сопряжениях двигателя. Назначение и механизм смазывания.

10. Типы смазочных систем двигателя. Способы очистки и обозначения применяемых масел.

В зависимости от способа подачи масла к узлам трения и автомобильных двигателях различают следующие типы систем смазки:

1) разбрызгиванием, 2) под давлением и 3) комбинированный.

При системе смазки разбрызгиванием масло дробится на очень мелкие капли быстро вращающимися деталями (например, коленчатым валом). Вследствие этого свободное пространство в картере наполнено мельчайшими капельками масла, которые постепенно проникают в зазоры между трущимися поверхностями. Этот вид смазки применялся в некоторых старых конструкциях двигателей. В настоящее время она применяется редко, так как имеет серьезные недостатки (повышенный расход масла, быстрое его окислению, недостаточная надежность смазки ответственных узлов двигателя и т. п.).

Системы смазки под давлением и комбинированная состоят из масляных насосов, фильтров грубой и тонкой очистки, масляных магистралей, масляного радиатора и контрольных приборов.

Масляный насос создает циркуляцию масла. В автомобильных двигателях применяют шестеренчатьюе насосы с шестернями внешнего зацепления. Эти насосы, имеющие небольшую массу, просты в изготовлении, компактны юн надежны. Коловратные и плунжерные насосы применяются редко.

Шестеренчатый насос состоит из двух шестрен, из которых одна приводится во вращение валиком, а другая — свободно вращается на оси. Масло захватывается зубьями шестерен и перегоняется из полости 1 в полость 2 нагнетания. При входе зубьев в зацепление во впадине образуется некоторый замкнутый объем, в котором масло сильно сжимается, что приводит к неравномерной работе насоса. Во избежание этого в торцовой стенке кожуха делают углубление 3, чтобы сжимаемое масло могло протекать в полость нагнетания.

У большинства карбюраторных двигателей для обеспечения плавной и бесшумной работы привод масляного насоса осуществляется с помощью винтовых шестерен, из которых ведущая вращается непосредственно на распределительном валу.

Масляные фильтры могут быть разделены на две группы: фильтры грубой очистки и фильтры тонкой очистки. Фильтры грубой очистки включаются в систему последовательно и через них пропускается все циркулирующее все масло. Через фильтры тонкой очистки, включаемые параллельно маслопроводам системы смазки, прокачивается часть масла (10—20%), которая затем смешивается с остальным маслом в маслосборнике. Недостатком параллельного включения фильтров является то, что очищенное масло стекает в поддон и не поступает к трущимся поверхностям двигателя. Фильтрующие элементы фильтров грубой очистки могут быть сетчатыми, пластинчато-щелевмми, а фильтров тонкой очистки — картонными, бумажными, фетровыми и с поглощающей массой. Пластинчато-щелевой фильтр грубой очистки, который задерживает механические частицы размером 0,07 мм и более. В фильтрах грубой очистки имеются перепускные клапаны, пропускающие при повышенном сопротивлении

(в период перегрева двигателя или в случае сильного загрязнения фильтрующего элемента) масло помимо фильтра. Пружину перепускного клапана регулируют на перепад давления 0,8—1,2 Мн/м2 (0,8—1,2 кГсм2). Фильтрьг тонкой очистки обеспечивают очистку масла от механических частиц размером до 0,001 мм. В последнее время все большее распространение получают фильтры тонкой очистки масла центробежного типа (центрифуги), приведена схема такого фильтра с гидравлическим приводом. Фильтр состоит из неподвижного цилиндрического корпуса и вращающегося фильтрующего элемента — ротора З. Масло, поступающее в ротор под давлением 0,25—0,3 Мн/м2 (2,50—3,00 кГ/см2) от масляного насоса по трубке б, вытекает затем с большой скоростью через расположенные в нижней части ротора жиклеры 1. Реактивные силы струй масла при подаче его под давлением обеспечивают вращение ротора со скоростью 5000—8000 об/мин. Находящиеся в масле примеси отбрасываются при этом на боковые стенки ротора и оседают на них. Очищенное масло из корпуса фильтра по каналу 4 подается в масляную магистраль, а по трубке 7 стекает в картер двигателя. При пуске нагретого двигателя масло может поступать в канал 4 через перепускной клапан 5, минуя центрифугу.

Классификация

Классификация самоходных машин по категориям допуска удостоверений тракториста-машиниста (тракториста). С 13 ноября 2011 года были введены новые категории — A II, A III, A IV, которые являются аналогами обычных категорий B, C, D только для внедорожных ТС (т.е не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования).

Категория А I

Внедорожные мототранспортные средства, либо имеющие максимальную конструктивную скорость менее 50 км/ч.

Снегоход TUNDRA 300 °F Двухколёсные мотовездеходы «Куница» и «Атаман»

Категория А II

Внедорожные автотранспортные средства (либо имеющие максимальную конструктивную скорость менее 50 км/ч), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8.

Категория А III

Внедорожные автотранспортные средства (либо имеющие максимальную конструктивную скорость менее 50 км/ч), разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (за исключением относящихся к категории «А IV»).

Категория А IV

Внедорожные автотранспортные средства (либо имеющие максимальную конструктивную скорость менее 50 км/ч), предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест.

Перронный автобус компании Neoplan

Категория В

Гусеничные и колёсные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт.

Трактор Т-25 «Владимирец» Мини-экскаватор JCB 8026 CTS

Категория С

Колёсные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт.

Трактор МТЗ-80 «Беларус»

Категория D

Колёсные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт.

Трактор К-744 «Кировец»

Категория Е

Гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт.

Бульдозер на базе трактора ДТ-75

Категория F

Самоходные сельскохозяйственные машины.

Свёклоуборочная машина Maxtron-620 Кормоуборочный комбайн Дон-680М

Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста)

Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), Россия 2014 г.

В России выдается подразделениями Гостехнадзора после сдачи экзаменов. Представляет собой ламинированную карточку на бумажной основе. Государственная пошлина за выдачу составляет 500 руб.

Требования к кандидату в трактористы

Для допуска к экзамену кандидат должен соответствовать следующим требованиям:

  • пройти профессиональное обучение или получить профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование по программам, связанным с управлением самоходными машинами установленных категорий и предоставить соответствующий документ об образовании (квалификации);
  • пройти медицинское освидетельствование и получить медицинскую справку, подтверждающую отсутствие медицинских противопоказаний для управления самоходными машинами;
  • достигнуть соответствующего возраста и иметь определённый стаж:
    • Категория A I — возраст 16 лет;
    • Категория A II — возраст 19 лет, стаж 12 месяцев автомобильной категории B;
    • Категория A III — возраст 19 лет, стаж 12 месяцев автомобильной категории C;
    • Категория A IV — возраст 22 года, стаж 12 месяцев автомобильной категории D;
    • Категория B — возраст 17 лет;
    • Категория C — возраст 17 лет;
    • Категория D — возраст 18 лет;
    • Категория E — возраст 17 лет;
    • Категория F — возраст 17 лет.

Порядок сдачи экзаменов

Экзамены сдаются в следующей последовательности:

  • по эксплуатации самоходных машин (в части безопасной эксплуатации) (кроме категории «F» и квалификации тракториста-машиниста) — теория;
  • по эксплуатации самоходных машин, сельскохозяйственных машин и оборудования (для категории «F» и получивших квалификацию тракториста-машиниста) — теория;
  • по правилам дорожного движения — теория;
  • комплексный (по практическим навыкам вождения, безопасной эксплуатации машин и правилам дорожного движения) — практика.

Практический экзамен принимается в 2 этапа: первый — на закрытой от движения площадке или трактородроме; второй — на специальном маршруте в условиях реального функционирования самоходной машины.

> См. также

  • Категории транспортных средств
  • Водительское удостоверение в Российской Федерации
  • Внедорожник
  • Снегоболотоход
  • Вездеход

Категории самоходных машин

Разобраться в основных категориях самоходных машинах, а также в удостоверениях, требуемых для управления ими, несложно. За основу в данном случае нужно брать Постановление № 796 от 12.07.1999 г.

В нем вниманию представлена вниманию информация, связанная с управлением машинами и выдачей предназначенных для данного процесса удостоверений.

Документ, который позволяет управлять самоходным автомобилем и выдаваемый водителю, называется в 2019 году, как и раньше, правами тракториста-машиниста.

В полученном удостоверении тракториста-машиниста могут присутствовать записи об определенных категориях современной техники. Каждый пункт классификации самоходных машин по категориям необходимо рассмотреть более подробно.

Категория А

Категория А – это современные автомоторные средства, которые не предназначены для передвижения по автомобильным трассам общего пользования или имеющие максимальный скоростной уровень, не превышающий 50 км/час.

Сюда можно отнести такие средства передвижения, как:

  1. I – это мототранспортные внедорожные средства передвижения – снегоходы и квадроциклы.
  2. II – автомобильные внедорожные средства передвижения с разрешенной массой до 3,5 тысяч кг и количеством сидячих пассажирских мест не более восьми. В данную подкатегорию входят болотоходы, машины категории side-by-side и обычно имеющие кузовом.
  3. III – это особая категория внедорожных автомобилей с разрешенной массой выше 3,5 тонн. В качестве примера данных средств передвижения можно привести вездеход или самосвал марки «Урал-Полярник».
  4. IV – внедорожные средства передвижения, которые предназначены для перевозки пассажиров, а также имеющие кроме водительского сиденья еще более восьми сидений. Примером здесь будет перронных аэропортный автобус.

Категория В

Категория В представляет собой колесные и гусеничные машины, с двигателями, мощность которых не превышает 25,7 кВт.

Данные средства передвижения могут быть совершенно разными – бензиновыми, дизельными, а также электрическими.

К данной категории относится основная масса электропогрузчиков, мини-тракторов и мини-экскаваторов.

Водителям электрических погрузчиков потребуется получить удостоверение машиниста-тракториста, должна быть открыта категория В и особая отметка «водитель погрузчика».

Категория С

К данной категории относятся особые колесные машины, двигатель которых по уровню мощности колеблется от 25,7 до 110,3 кВт. Данная категория транспортных средств является самой популярной.

К ней можно отнести:

  1. Вилочные дизельные погрузчики.
  2. Погрузчики категории ковшовых.
  3. Мини-варианты Бобкэта.
  4. Некоторые модели «Амкорд».

В водительском удостоверении по данной категории можно встретить такие отметки, как тракторист, водитель погрузчика и машинист экскаватора.

Если интересует, к какой категории относятся трактора и другие самоходные машины, то это как раз категория С.

Категория D

В эту категорию входят специальные колесные машины, оснащенные двигателями с мощностью выше 110,3 кВт. Речь идет о таких достаточно мощных фронтальных погрузчиках, как Dresta, Volvo, Caterpillar.

Также сюда можно отнести авто, предназначенные для транспортировки морских контейнеров. В удостоверении могут присутствовать отметки, характерные для категории С.

Категория Е

Это особые гусеничные машины, оснащенные двигателем, мощность которого превышает 25,7 кВт. В водительских удостоверениях данной категории проставляются отметки «тракторист» или «машинист экскаватора».

Категория F

В данной категории представлены все виды современных сельскохозяйственных машин.

Основные требования к водителям

Чтобы получить все перечисленные выше категории прав, водитель должен соответствовать определенным требованиям.

Для допуска к экзаменам потребуется:

  1. Пройти специализированное обучение и получить профессиональное основное или дополнительное образование. Изучаются программы, которые напрямую или косвенно связаны с управлением самоходными транспортными средствами перечисленных категорий. После пройденных курсов на руки выдается соответствующий документ о присвоенной квалификации.
  2. Пройти специальное медицинское освидетельствование для получения медицинской справки. Документ должен подтверждать полное отсутствие медицинских противопоказаний для управления самоходными транспортными средствами.

Для каждой категории прав требуется наличие соответствующего возраста и определенного стажа работы:

  • Категория A I — от 16 лет;
  • Категория A II — от 19 лет, стаж 12 месяцев по автомобильной категории B;
  • Категория A III — от 19 лет, стаж 12 месяцев по категории C;
  • Категория A IV — от 22 лет, общий стаж 12 месяцев по правам категории D;
  • Категория B, С, Е, F— от 17 лет;
  • Категория D — от 18 лет.

Только при полном соответствии всем перечисленным условиям можно проходить специальное обучение и сдавать соответствующие экзамены.

Основной порядок сдачи экзамена

Экзамены на получение прав, предназначенных для управления самоходными машинами, сдаются в определенной последовательности:

  1. Проверка теоретических знаний по эксплуатации специальных самоходных машин, их безопасной эксплуатации (кроме категории F).
  2. Теория по эксплуатации самоходных машин и сельскохозяйственного оборудования. Сдается на получение прав категории F и для тех, кто уже получил квалификацию тракториста-машиниста.
  3. Сдача теории по ПДД.
  4. Проверка практических знаний по комплексным практическим навыкам вождения, правилам дорожного движения и максимально безопасной эксплуатации машин.

Практика сдается в два этапа. Первая часть сдается на закрытой от движения площадке, которая характеризуется, как трактородром. Вторая часть проводится на заранее выбранном маршруте, при котором создаются реальные условия функционирования самоходной машины.

При сдаче практической части экзамена сотрудник обучающего центра проведет проверку следующих умений и навыков:

  • начало движения на подъеме с места;
  • разворот на ограниченной по ширине трассе при одноразовом включении передачи;
  • заведение машины в бокс задним ходом;
  • постановка самоходного транспорта в агрегате с прицепом в бокс задним ходом;
  • агрегатирование самоходного авто с навесной машиной и с прицепом;
  • остановка и торможение на разных скоростных режимах, отработка экстренной остановки.

При успешной сдаче всех пунктов экзаменов водитель получает под расписку удостоверение тракториста-машиниста на управление самоходными транспортными средствами.

Как выглядит выданное удостоверение?

При сдаче экзаменов на категории самоходной техники, специалист получает профессиональное удостоверение тракториста-машиниста.

Ранее выданные права такого плана у него изымаются, а все разрешающие записи и отметки переносятся в новый документ.

В графе «Особые отметки» проставляются необходимые ограничительные, разрешительные и информационные записи. Это может быть стаж, ограничение квалификации, группа крови, отметка об управлении в линзах или очках и так далее.

Удостоверение машиниста-тракториста или просто тракториста выдается на срок до 10 лет. По истечении данного времени, документ подлежит замене, так как считается недействительным.

За обучение на вождение транспортными средствами, относящимися к категории самоходных машин потребуется заплатить в среднем от 8500 до 12000 рублей. Все зависит от учебного центра, где проходит обучение.

Водители самоходных машин, успешно сдавшие экзамен, получают на руки специальное свидетельство относительно пройденного обучения в учебном центре. После этого выдается удостоверение профессионального тракториста-машиниста.

Техника для сельскохозяйственных и ремонтных работ, некоторые виды мототранспорта, внедорожников представляют собой особую группу ТС. Для управления ею недостаточно обычного водительского удостоверения. А незнание нюансов эксплуатации может и вовсе привести к порче дорогостоящего механизма, аварии. О том, чем отличается самоходная машина, по каким правилам используется, особенностях контроля ее состояния, читайте в статье.

Определение термина

Расшифровка понятия приводится в пункте 2 Общих положений Постановления правительства РФ №796 от 12.07.1999 г.:

Под самоходными машинами … понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические ТС с независимым приводом, имеющие ДВС объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).

Какие машины относятся к каким категориям: снегоуборочная, трактор и прочие.

Техника, о которой идет речь, бывает разной не только по внешнему виду, но и назначению. Существуют следующие категории самоходных машин:

  • A. Cамая обширная группа, включающая в себя несколько подкатегорий. К 1-й относят мототранспортную технику, способную проходить по бездорожью, в том числе квадроциклы и снегоходы. Во 2-ю попадают ТС массой до 3,5 т и количеством пассажирских сидений до 8. Они тоже внедорожные, например, сюда относят болотоходы.

3-я подкатегория – ТС массой более 3,5 т, типа вездехода «Урал-Полярник». К 4-й относят ТС, изготовленные для пассажирских перевозок с количеством мест свыше 8 (подобные используют в аэропортах).

  • B. Это техника с мотором мощностью до 25,7 кВт, передвигающаяся на колесах либо гусеницах. Агрегат может работать на любом топливе или быть электрическим. В этой группе мини-тракторы и аналогичные экскаваторы, электропогрузчики.

  • C. Тоже многочисленная группа, сюда подпадают ТС с двигателем в 25,7-110,3 кВт. Это погрузчики с ковшом или вилами от мини до габаритных.
  • D. Сюда относят ТС на колесах с мотором от 110,3 кВт. Это фронтальные погрузчики, используемые, например, для перемещения многотоннажной тары. Подобные есть у «Volvo», «Caterpillar», «Dresta».

  • E. Это гусеничная техника с мотором от 25,7 кВт. Сюда подпадают трактора и экскаваторы с соответствующим показателем.
  • F. К ней относят ТС сельскохозяйственного назначения.

Право управления самоходными машинами дает документ тракториста-машиниста. В нем обязательно проставляют категорию ТС, вождению которого человек обучался.

Правила управления и поведения на дороге согласно ПДД

ПДД самоходные машины рассматриваются в том же контексте, что автомобили и грузовики. Подпункт 1.2 гласит:

Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

То есть при движении по общим дорогам правила для СМ те же, что для других безрельсовых ТС. Они должны подчиняться требованиям светофоров, регулировщиков, знаков, разметки.

Небольшие привилегии существуют для ТС, выполняющих на дорогах какие-либо работы. Например, снегоуборочная машина самоходная в соответствии с подпунктом 3.5 ПДД может ехать, не соблюдая требований некоторых символов и линий разметки. Но при условии, что такое поведение не нарушит безопасности движения. Это не касается лишь знаков 2.4 — 2.6, 3.11 — 3.14, 3.17.2, 3.20. Водителям СМ разрешается не выполнять пункты 9.4-9.8, 16.1 ПДД, то есть:

  • на загородных трассах, где можно ехать быстрее 80 км/ч, не обязательно занимать только правый край дороги;
  • если СМ неспособно двигаться со скоростью более 40 км/ч, оно не обязано следовать по правой полосе;
  • разрешается ехать по трамвайным путям, в том числе под символы 5.15.1 и 5.15.2, но не создавая препятствий рельсовому транспорту;
  • можно следовать по линии разметки не только в момент перестроения;
  • при въезде на участок с реверсивным движением не обязательно сначала перемещаться на крайне правый ряд;
  • на автомагистралях разрешается ехать по любой полосе, разворачиваться и включать зданий ход.

Мнение эксперта Надежда Смирнова Эксперт по автомобильному праву Но чтобы иметь право на все это, на СМ должен быть зажжен желтый или оранжевый проблесковый сигнал.

Инспекция и надзор за техническим состоянием

Техническое состояние самоходных машин отслеживается в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1291 от 13.12.1993 г. Правовой документ устанавливает, что главный контролирующий орган в этой сфере – Гостехнадзор. В него входят инспекция по самоходным машинам от Министерства сельского хозяйства и такие же комиссии регионального уровня. Сотрудники этих организаций имеют должности инженеров-инспекторов. В районном городе или поселке такой специалист может быть один.

Надзор за самоходными машинами включает в себя:

  • проведение технических осмотров СМ;
  • их регистрацию;
  • контроль технического состояния СМ в процессе эксплуатации;
  • слежение за использованием машин с соблюдением условий безопасности для людей, окружающей среды;
  • контроль в сельском хозяйстве за сертификацией услуг по ремонту и эксплуатации СМ;
  • надзор в процессе изготовления самоходного ТС с тем, чтобы оно соответствовало условиям сертификации;
  • выдачу разрешительных документов образовательным учреждениям, занимающимся подготовкой трактористов-машинистов;
  • прием экзаменов при сдаче на права у будущих водителей СМ;
  • определение ресурсов старой техники, оценку ее исправности по заявкам владельцев или госорганов;
  • рассмотрение претензий собственников СМ по поводу плохого качества купленной или восстановленной техники;
  • рассмотрение административных нарушений по ст.23.35 КоАП;
  • контроль обязательного страхования владельцами СМ ответственности водителей.

Меры осуществляются вне зависимости от того, принадлежит техника частному или юридическому лицу.

Рекомендуем прочитать об особенностях движения тихоходного транспортного средства. Из статьи вы узнаете о том, какие ТС относятся к тихоходным, правилах их передвижения на дороге, можно ли их обгонять.

А подробнее о том, когда езда по трамвайным путям будет разрешена и категорически запрещена.

Самоходная машина – не менее сложный и в определенных условиях опасный агрегат. Поэтому к ней самой, ее владельцу и водителю предъявляются те же высокие требования, что и в отношении автомобилей. Их выполнение – залог успешного использования техники.

>Полезное видео

Смотрите в этом видео о том, как сдать на права на вождение самоходной машиной:

>Экскаватор это самоходная машина или транспортное средство

Практика сдается в два этапа. Первая часть сдается на закрытой от движения площадке, которая характеризуется, как трактородром. Вторая часть проводится на заранее выбранном маршруте, при котором создаются реальные условия функционирования самоходной машины.

  1. Пройти специализированное обучение и получить профессиональное основное или дополнительное образование. Изучаются программы, которые напрямую или косвенно связаны с управлением самоходными транспортными средствами перечисленных категорий. После пройденных курсов на руки выдается соответствующий документ о присвоенной квалификации.
  2. Пройти специальное медицинское освидетельствование для получения медицинской справки. Документ должен подтверждать полное отсутствие медицинских противопоказаний для управления самоходными транспортными средствами.

По каким правилам регистрируются трактора и самоходные машины

  • удостоверяющие личность собственника (паспорт, удостоверение беженца и так далее);
  • если процесс регистрации осуществляется не собственником ТС, то требуется нотариальная доверенность и паспорт представителя владельца технического средства;
  • подтверждающие право собственности на транспорт;
  • полис ОСАГО при необходимости;
  • паспорт самоходного средства;
  • заполненное заявление;
  • об оплате необходимой суммы государственной пошлины;
  • подтверждающие оплату транспортного налога за последний отчетный период (исключается, приобретено новое ТС);
  • транзитный номер, если таковой выдавался ранее;
  • регистрационное свидетельство, если ТС не было ранее снято с учета;
  • акт технического осмотра, проведенного сотрудником организации.

Если собственником является иностранная компания, а техническое средство ввозится на территорию РФ на определенный срок (причем этот срок составляет более 6 месяцев), то по адресу расположения отделения организации (на территории государства) производится временная регистрация ТС.

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2011 г

Суд апелляционной инстанции считает, что истец, обратившись в суд, выбрал ненадлежащий способ защиты своего нарушенного права, поскольку, заключив договор купли-продажи, оплатив экскаватор и получив его, он стал собственником этого имущества в соответствии с действующим законодательством.

Не согласившись с принятым по делу решением, ООО СК «ТрансСтройМонтаж» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит упомянутое решение Арбитражного суда Ярославской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Если транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования и зарегистрировано в Гостехнадзоре, то применяют налоговую ставку для категории «другие самоходные транспортные средства» (Письма Минфина России от 31 мая 2006 г. N 03-06-04-04/21 и ФНС России от 6 июля 2007 г. N 18-0-09/0204).

Существуют транспортные средства, которые не предназначены для эксплуатации на дорогах общественного пользования. К ним, например, относят экскаваторы, скреперы, самосвалы и другую карьерную технику. Эти транспортные средства принято считать самоходными. И, соответственно, по ним применяют более низкие ставки налога, чем по грузовому транспорту. Но налоговые органы с этим не всегда согласны. Они пытаются отнести их к грузовому транспорту, что существенно повлияет на величину налога.

В Российской Федерации, согласно п.2 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утверждённых постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 796 и учитывая Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 351 г. «О внесении изменений в Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)» , официально под самоходными машинами понимают.

Метки: Самоходная машина фото, самоходная машина это транспортное средство, кем была изобретена первая самоходная паровая машина, кем была изобретена первая самоходная паровая машина 5 букв, самоходная машина это, самоходная зерноочистительная машина класс.

Код вида транспортного средства в 2016 году

При подготовке транспортной декларации у бухгалтеров возникают сложности с тем, как определить код вида транспортного средства в 2016 году. Как не допустить ошибку, определяя код, чем необходимо руководствоваться при его определении и что вам в этом поможет помимо инструкции, разобрано этой статье.

Дискуссии о том, какой код следует присвоить автопогрузчику, продолжались на протяжении нескольких лет. Согласно последнему мнению, которое принимают в расчет при заполнении декларации, автопогрузчик можно отнести к иным автотранспортным средствам с кодом 590 00. Обосновано это тем, что автопогрузчики не являются транспортными средствами, которые группируются в отдельный подраздел «Средства транспортные» (код 15 0000000) в кодах ОКОФ. В справочнике ОК 013-94В они включены в подраздел «Машины и оборудование» (код 14 0000000) ОКОФ под кодом 14 2915540. Поэтому в качестве кода вида транспортного средства для целей налогообложения для автопогрузчика можно выбрать код 590 00 «Иные автотранспортные средства». Официальная позиция чиновников по данному вопросу по-прежнему отсутствует.

1.5. Общие положения. Транспортное средство. Виды транспортных средств

26 Июль 2013 Администратор Просмотров:

Помните самое начало «Золотого теленка» Ильфа и Петрова? «Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того — лучшую его часть».

Как водитель со стажем, позволю себе не согласиться с данным – явно устаревшим – утверждением. Подавляющее число пешеходов просто не знают о Правилах дорожного движения. Мало того – даже не хотят знать о них.

Или наивно полагают, что ПДД написаны не для них, а для водителей. В крайнем случае, — для пассажиров. Это в корне неверная позиция и весьма опасное заблуждение.

Хотя, справедливости ради, стоит согласиться с тем, что львиная доля Правил касается движения именно транспорта. Вот о нем и поговорим более подробно.

ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Весьма простое и исчерпывающее определение. Все, что придумано человеком для облегчения передвижения и перевозки и при этом способно двигаться по дорогам, — это транспортное средство. И видов транспортных средств – огромное количество.

Так, они бывают рельсовыми (двигающимися по рельсам) и безрельсовыми.

Или самоходными (снабженными двигателем) и несамоходными.

Однако Правила дорожного движения оперируют другими понятиями при квалификации видов транспортных средств:

  1. Механические транспортные средства;
  2. Транспортные средства, не относящиеся к механическим.

Это наиболее распространенная классификация.

МЕХАНИЧЕСКОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Судя по определению, главной характеристикой механического транспортного средства является обладание двигателем. Каким двигателем? Да любым: бензиновым, дизельным, газовым, электрическим, водородным или атомным (последнее – не дай Бог, конечно!).

Правда, здесь есть еще один скрытый критерий: данное транспортное средство должно быть предназначено для движения по дорогам. Это уже как бы само собой разумеющееся…

Следовательно, перечень механических транспортных средств невероятно велик. Это мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, тракторы и прочие самоходные машины и пр.

В этой связи становится понятно, почему велосипед не относится к механическим транспортным средствам. Ведь он не снабжен двигателем.

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Однако существует еще одна категория транспортных средств, которая снабжена двигателем, но механическим транспортным средством не считается. Это – мопеды (или скутеры).

Спросите, почему? Все просто.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

Если выбрать из всей этой словесной шелухи рациональное зерно, то принципиальными в определении мопеда будут два критерия:

  1. Двигатель с рабочим объемом, не превышающим 50 кубических сантиметров;
  2. Максимально допустимая заводом-изготовителем скорость, не превышающая 50 км/ч.

Иными словами, перед нами два критерия отнесения транспортного средства с двигателем к НЕМЕХАНИЧЕСКИМ. И в эту же группу Правила включают еще и мокики, скутеры, «газульки» (велосипеды с подвесным двигателем) и подобные им, снабженные, казалось бы, двигателем транспортные средства.

Что это означает? Управление данными транспортными средствами пока (именно – ПОКА!) не требует наличия водительского удостоверения. А само транспортное средство не проходит процедуру регистрации и выдачи государственных регистрационных знаков (номеров).

Однако лица, управляющие подобными транспортными средствами, являются водителями, а, следовательно, обязаны свято соблюдать Правила дорожного движения.

А теперь — давайте вернемся к понятию «Транспортное средство» и отметим еще ряд принципиальных моментов.

Особой характеристикой любого транспортного средства является его РАЗРЕШЕННАЯ МАКСИМАЛЬНАЯ МАССА.

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

Прокомментируем первую часть понятия. Важно понять эти два термина, связанные с массой транспортного средства: 1) разрешенная; 2) максимальная.

«Максимальная» масса – это предельно допустимая масса транспортного средства – с водителем, пассажирами и грузом. Превышения данной массы недопустимо. Почему? Да потому что сам корпус автомобиля, его подвеска, двигатель, тормозная система и рулевое управление не гарантируют нормальное их функционирование при превышении допустимой массы.

Например, тормозная система будет неэффективна, т.к. превышающая показатель масса транспортного средства – это большая инерция при движении и большая центробежная сила.

Итак, «максимальная» масса означает предел допустимой массы транспортного средства.

А кто устанавливает этот предел? Конечно же, завод-изготовитель. А это уже объяснение термина «разрешенная» масса. Именно производитель обусловливает – разрешает – эту самую максимальную массу.

И еще. Разрешенная максимальная масса – это некая «теоретическая» масса, прописанная в паспорте транспортного средства (ПТС) и свидетельстве о регистрации.

Эту массу не стоит путать с фактической («сейчашной»), то есть той, которой транспортное средство обладает в настоящий момент (сейчас). И если фактическая масса автомобиля – это явление чрезвычайно динамичное, постоянно изменяющееся, то разрешенная максимальная масса – это клеймо на всю жизнь.

Еще один важный момент. Разрешенная максимальная масса – это и критерий разграничения категорий транспортных средств. Дело в том, что грузовые автомобили различаются по данному показателю на 2 вида:

  1. Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонн (категория В) – например, грузовая «ГАЗель»;
  2. Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн (категория С) – например, «КамАЗ».

Показатель в 3,5 т – это своеобразный индикатор размера грузовика. Именно поэтому грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой, не превышающей 3,5 т, относятся к категории, в которую входят и легковые автомобили.

А теперь давайте вспомним вторую часть понятия «Разрешенная максимальная масса».

«За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав».

Для уяснения этого положения обратимся еще к двум понятиям – автопоезд и прицеп.

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

Бывает так, что механическое транспортное средство двигается с прицепом (который, кстати, тоже требует регистрации). И вот в этом случае разрешенная максимальная масса будет исчисляться как сумма разрешенных максимальных масс, с одной стороны, самого механического транспортного средства и, с дугой стороны, прицепа.

Давайте подведем итог. Разрешенная максимальная масса – это предельно допустимая масса транспортного средства (с водителем, пассажирами и грузом), которая устанавливается заводом-изготовителем в качестве максимальной для данного транспортного средства.

И последний термин, который следует рассмотреть в данном блоке понятий.

МАРШРУТНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Данное транспортное средство относится к особой категории. Его критериями являются:

  1. Принадлежность к инфраструктуре перевозки людей (пассажиров);
  2. Движение по обозначенному (утвержденному) маршруту;
  3. Осуществление остановок в обозначенных местах (а также и остановок по требованию.

Иными словами, маршрутное транспортное средство – это тот самый общественный транспорт, который двигается по дорогам и целыми днями (а иногда – и ночами) перевозит людей.

Важно отметить, что маршрутное транспортное средство является таковым только тогда, когда находится на маршруте (в рабочем режиме). Например, пассажирская «ГАЗель», направляющаяся после трудового дня в гараж или к месту парковки, уже не считается маршрутным транспортным средством.

А та же самая «ГАЗель», выдвигающаяся утром к месту посадки пассажиров, пока еще не является таковым.

Почему мы об этом так подробно? Дело в том, что водитель маршрутного транспортного средства вправе проигнорировать действия некоторых дорожных знаков – запрещающих, предписывающих знаков, знаков особых предписаний.

Более того, для маршрутного транспортного средства предназначается и специально выделенная полоса, обозначаемая соответствующими знаками и разметкой.

Наконец, текстом Правил предусмотрены и иные послабления и привилегии, действующие в отношении маршрутных транспортных средств. Об этом мы говорили в разделах «Дорожные знаки» и «Дорожная разметка».

Рядовой водитель должен помнить о данных обстоятельствах и не копировать слепо действия своего коллеги из маршрутного транспортного средства. В противном случае, он может грубо нарушить Правила.

Давайте вершить четвертый блок понятий. Мы убедились в том, что транспортные средства представлены в своем многообразии и великолепии. Однако если Вы мечтаете стать настоящим водителем, то механическое транспортное средство – это Ваш выбор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *