Место сброса сточных вод

Нормы

Сброс сточных вод должен выполняться на определённом расстоянии от жилых домов на соседних участках и оголовка скважины

Конечно, вы можете использовать типовой проект для получения разрешения на сброс. Но в любом случае вам полезно будет знать нормы сброса стоков в водоемы и на рельеф:

  1. Сброс сточных вод должен выполняться на определённом расстоянии от жилых домов на соседних участках и оголовка скважины. Так, вы защитите соседей от неприятного запаха стоков. В противном случае дело может закончиться судебным разбирательством.
  2. Перед сбросом стоков они должны пройти предварительную очистку в аэробном реакторе, который должен быть в состоянии переработать именно такое количество сточных вод, которое образуется от конкретного дома. Могут использоваться и другие виды очистных сооружений (метантенки, аэротенки, септики и т.п.).
  3. Если используемый тип очистного сооружения обладает производительностью не больше 700 кубометров стоков в сутки, то вокруг места сброса делается охранная зона с радиусом не меньше 50 м. Это должно быть указано в проекте.
  4. Сброс очищенных сточных вод на рельеф или в водоем должен выполняться из утеплённой трубы. Также важен уклон оголовка, то есть конец трубопровода должен находиться выше дренажной канавы или водоема для предотвращения обледенения выходного отверстия.
  5. Обычно отведение очищенных стоков выполняется самотёком. Если организовать такой слив невозможно, используется дренажный насос.

Схема сброса на рельеф

Как правило, поверхностные сточные воды подвергаются только механической очистке, а их сброс осуществляется в определённую точку

Обычно используется общий проект сброса сточных вод на рельеф. При этом промышленные и бытовые стоки должны пройти процесс предварительной очистки в специальном очистном сооружении. Обычно используется две метода очистки:

  • механический;
  • биологический.

Существуют разные виды стоков: бытовые, промышленные и поверхностные (ливневые). В зависимости от типа сточных вод предъявляются определённые требования к степени их очистки перед сбросом на рельеф или в водоем.

Как правило, поверхностные сточные воды подвергаются только механической очистке, а их сброс осуществляется в определённую точку. При разработке проекта должны учитываться нормативы на предельную концентрацию тех или иных загрязняющих веществ в очищенных водах. Эти нормы действуют как при сбросе на рельеф, так и при сливе в водоемы.

Важно: нормы для поверхностных стоков устанавливаются в зависимости от условий приёма вод в конкретном приёмнике.

Другие типы сточных вод (бытовые и промышленные) обязательно помимо механической очистки должны пройти стадию биологического очищения. При выполнении проекта необходимо определить объём сбрасываемых стоков. Для этого нужно пройти процедуру производственно-экологического контроля, в которую входят следующие мероприятия:

  1. Для начала на объект нужно вызвать специалиста.
  2. Он должен взять и законсервировать пробы сточных вод.
  3. Заполняется необходимая документация.
  4. Проводится анализ взятых проб.
  5. По результатам анализов составляет протокол, в котором указывается химический состав стоков, а также количественные показатели. Подготовленный протокол выдаётся заказчику.
  6. В заключение определяются объёмы сточных вод.

Важно: предварительно необходимо согласовать с Роспотребнадзором или органами местного управления точку слива очищенных вод. Сброс неочищенных стоков строго запрещён. Перед этим должно обязательно выполняться обеззараживание.

Схема сброса в водоёмы

Требования, которые предъявляются к стокам, сливаемым в водоем, зависят от его назначения и разновидности

Проект сброса стоков в водоемы предусматривает обязательное получение соответствующего разрешения и выполнение контрольных заборов для определения качества воды. Также нужно знать объёмы сбрасываемых стоков.

Требования, которые предъявляются к стокам, сливаемым в водоем, зависят от его назначения и разновидности. Определённые виды стоков (бытовые и промышленные) строжайше запрещено сбрасывать в водоёмы на территории хозяйств, которые обслуживают нужды бытового водоснабжения, в рыбоохранной зоне, а также на территории заповедников.

Выпуск сточных вод в водные объекты запрещён в таком случае:

  • Если очищенная вода может быть использована для других технических нужд или полива.
  • Стоки, содержащие вирусы, болезнетворные бактерии и паразиты.
  • Если после очистки в воде присутствуют не нормируемые по концентрации вещества.
  • При превышении количественных показателей по тем или иным компонентам в составе воды.

Контроль на предприятии

Организация должна выполнять регулярный контроль состава стоков на загрязняющие компоненты и наличие различных микроорганизмов

Для всех предприятий существуют определённые условия сброса сточных вод, которые они должны соблюдать. Организация должна выполнять регулярный контроль состава стоков на загрязняющие компоненты и наличие различных микроорганизмов. После этого выполняется сверка с данными, которые оговорены в декларации.

Важно: регулярные проверки по контролю состава стоков обычно проводятся не чаще раза в три месяца, но не реже одного раза в год.

Однако может выполняться и внеплановая проверка. Основания для её проведения следующие:

  1. Если в составе стоков обнаружены запрещённые вещества.
  2. Несоответствие данных, полученных в ходе плановой проверки, тем нормам, которые оговорены в декларации.
  3. Аварийные ситуации в системе водоотведения.
  4. Сброс без выполнения очистительных мероприятий или обнаружение нарушений в ходе выполнения очистных процедур.
  5. Если ранее были даны рекомендации по устранению выявленного нарушения.

Требования к очищенным сточным водам от предприятий:

  1. В их составе не должно быть более 500 мг на литр взвешенных примесей.
  2. Температура стоков не должна превышать 40°С.
  3. Кислотность среды должна быть нейтральной – в пределах 6,5-9.
  4. В составе стоков не должно быть взрывоопасных смесей, вредных примесей, мешающих процессу биологической очистки, ядовитых газов.

Разновидности выпуска

Чтобы слить очищенные воды в водоём, используется одни из двух видов выпуска

Чтобы слить очищенные воды в водоём, используется одни из двух видов выпуска:

  • береговой;
  • русловой.

Береговой выпуск в свою очередь делится на затопленный и незатопленный. Для первой разновидности выпуска делается специальный колодец, имеющий выход в водоём. Незатопленные выпуски позволяют объединять потоки под определённым углом.

Русловой выпуск обычно находится на некотором удалении от береговой зоны. Он делится на три типа:

  • рассеивающий;
  • сосредоточенный;
  • эжекторный.

На выбор той или иной разновидности влияют следующие факторы:

  • Требования, которые предъявляют санитарные службы по очистке стоков перед их сбросом в водоём.
  • Необходимость выполнения разбавления сточных вод.
  • Также определённое влияние оказывает уровень воды в колодце.
  • Расположение водного зеркала водоёма.

Сосредоточенный выпуск обычно используется когда, необходимо разбавить основной сток водой, подаваемой из водоёма при помощи насосного оборудования. Также вода может подаваться по течению основного потока до определённого уровня, пока концентрация загрязняющих веществ не будет соответствовать нормам.

Рассеивающий выпуск используется, если нужно выполнить сброс в реку. Если плотность воды в потоке выше, чем в водном объекте, используются высоконапорные распылители.

Если необходимо произвести сброс больших объёмов воды, используется глубоководный выпуск. Его использование помогает отнести точку сброса подальше от береговой линии.

Выдача разрешения

Для выдачи разрешения на сброс воды в водоёмы нужно получить необходимые документы

Для выдачи разрешения на сброс воды в водоёмы нужно получить следующие документы:

  1. Разрешение от органов, занимающихся природными водными объектами.
  2. Разрешение от организаций, отвечающих за охрану окружающей среды на территории, где планируется произвести сброс.

Также вам нужно представить следующие документы:

  • Акт о приёмке работ по возведению колодцев.
  • Акт о приёмке канализационного трубопровода.
  • Такой же документ на приёмку фундамента и выполнения его изоляции.
  • Чертежи канализационной системы.
  • Документы, подтверждающие проведение испытаний сварных швов и бетонных конструкций.

Каким образом необходимо учитывать количество загрязняющих веществ в забранной воде водного объекта при сбросе сточных вод в этот водоем?

В соответствии с пунктом 6.14 «Инструкции о порядке составления статистического отчета об использовании воды по форме № 2-тп (водхоз)», утвержденной Центральным статистическим управлением СССР 24 июля 1985 года № 42/4, в случаях забора воды из того же объекта, в который сбрасываются сточные воды, а также забора воды одновременно из нескольких источников водоснабжения, включая приемник сточных вод, общее количество загрязняющего вещества, сброшенного со сточными водами за отчетный период, уменьшается на количество одноименного вещества, содержащегося в объеме воды, забранной за тот же период из водного объекта, являющегося одновременно приемником сточных вод.

Каким органом выдаются разрешения на сброс сточных вод в водный объект и утверждаются нормативы ПДС?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2006 г. № 33 нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты утверждаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с бассейновыми и другими территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов, территориальными органами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

На каком расстоянии от места выпуска сточных вод в водный объект должны соблюдаться нормативы качества поверхностных вод?

В соответствии с СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» нормативы ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в т.ч. продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м от места выпуска.

В каких случаях разрабатываются нормативы предельно допустимых вредных воздействий (ПДВВ) на подземные водные объекты?

В соответствии с Методическими указаниями по разработке нормативов ПДВВ на водные объекты и предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты к основным видам хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на подземные водные объекты, относится, в числе прочих: эксплуатация зданий и сооружений, промплощадок, водонесущих коммуникаций, котлованов, тоннелей, накопителей сточных вод и пульп промышленных и коммунальных предприятий, накопителей для хранения нефти и нефтепродуктов, полигонов складирования твердых отходов, полей фильтрации, нефтепроводов и т.д.

В каких случаях требуется разработка плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов?

Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов разрабатываются для разливов нефти и нефтепродуктов, которые классифицируются как чрезвычайные ситуации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 № 240) в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

  • локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
  • муниципального значения — разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
  • территориального значения — разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
  • регионального значения — разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
  • федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

  • локального значения — разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;
  • регионального значения — разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;
  • федерального значения — разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.

Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.

Нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов определяется в соответствии с «Указаниями по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации», утвержденными приказом МПР России от 03.03.2003 № 156.

Что следует понимать под контрольным створом в задачах установления нормативов ПДС?

Под контрольным створом в задачах установления нормативов ПДС следует понимать поперечное сечение водного потока, в котором контролируются показатели качества воды.

Что может являться основанием для установления временно согласованного сброса (ВСС) загрязняющего вещества в водный объект?

Основанием для установления временно согласованного сброса (ВСС) загрязняющего вещества в водный объект может являться наличие объективных технических или экономических причин, не допускающих достижения предприятием норматива предельно допустимого сбросов (ПДС) в настоящее время.

Что понимается под временно согласованным сбросом (ВСС) загрязняющего вещества в водный объект?

Под временно согласованным сбросом (ВСС) следует понимать временный лимит сброса вредного (загрязняющего) вещества в водный объект в единицу времени, который устанавливается для действующих источников сброса (выпусков) сточных вод с учетом качества вод водного объекта и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного норматива предельно допустимого сброса.

Каково назначение нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС)?

Нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) используются при:

  • выдаче лицензий на водопользование,
  • осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов,
  • установлении размеров платежей, связанных с пользованием водными объектами,
  • наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства,
  • оценке эффективности водоохранных мероприятий.

Что понимается под нормативом предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ в водный объект?

Под предельно допустимым сбросом загрязняющих веществ в водный объект понимается:

(а) Масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом вида водопользования).

(б) Масса вещества в возвратной воде, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или недопущения ухудшения сформировавшегося качества воды, если оно хуже нормативного.

Каково назначение «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты»?

«Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты», являющееся неотъемлемой частью «Проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ», устанавливает нормативы предельно допустимых сбросов и лимиты временно согласованных сбросов и дает право предприятию осуществлять сброс образующихся загрязняющих веществ в водные объекты.

На каком основании предприятие-природопользователь получает возможность осуществлять сбросы загрязняющих веществ в водные объекты?

Сброс загрязняющих веществ в водные объекты источниками предприятия допускается на основании «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты», выдаваемого территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ). В городе Москве таким органом является Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве.

Где можно найти информацию о предельно допустимых концентрациях (ПДК) загрязняющих веществ в воде водоемов?

Информацию о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воде водоемов можно найти в следующих материалах:

  • Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов.
  • Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06. 2000 г.
  • Перечень предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов. Москва, Роскомрыболовство. 1995 г.
  • ГН.2.1.5.558-96. «ПДК и ОДУ вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».

Какие основные нормативные документы определяют самый общий порядок разработки, рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты?

К числу основных нормативных документов, определяющих самый общий порядок разработки, рассмотрения и согласования нормативов предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты, следует отнести:

Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ.

Водный кодекс Российской Федерации. От 16.11.1995 г. № 167- ФЗ

Какие проводятся мероприятия по сохранению и содержанию водных объектов г. Москвы и Московской области?

В комплекс мероприятий по охране, оздоровлению и благоустройству водных объектов г. Москвы и прилегающих территорий входят:

  • Анализ современного санитарного состояния р. Москвы и ее притоков в черте города, обоснование, разработка и согласование временных региональных норм (ПДК) по требованиям к качеству воды водных объектов на территории города Москвы.
  • Меры по улучшению качества воды городских водных объектов и стабилизации работы системы отведения поверхностного стока с территории города.
  • Инвентаризация и анализ работы всех действующих очистных сооружений поверхностного стока, водовыпусков и сетей ливневой канализации города.
  • Анализ количества и состава загрязнений снега с учетом мест сбора и противоледных мероприятий.
  • Уборка акваторий водных объектов города и береговой полосы от плавающего мусора.
  • Проведение противоэрозионных мероприятий.
  • Укрепление береговой линии.
  • Очистка и дноуглубительные работы.
  • Ликвидация навалов строительного мусора, металлолома, ж/б конструкций на прибрежных территориях.
  • Вывоз брошенного автотранспорта с береговых откосов.
  • Капитальный ремонт щитовых заграждений на реках.
  • Восстановление и облицовка несущих стен набережных.
  • Проведение по очистке дна массового отдыха на воде и баз-стоянок маломерных плавательных средств.
  • Строительство берегоукрепительных сооружений на реке.

Каков перечень мероприятий, засчитываемых в счет экоплатежей за загрязнение водных объектов?

Согласно Приложению 2 «Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» перечень природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет экоплатежей за загрязнение водных объектов:

  • Строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки.
  • Внедрение систем оборотного и бессточного водоснабжения всех видов.
  • Осуществление мероприятий для повторного использования сбросных и дренажных вод, улучшения их качества, не вызывающие побочного негативного воздействия на другие природные среды и объекты: аккумулирующие емкости, отстойники, сооружения и устройства для аэрации вод, биологические инженерные очистные сооружения, биологические каналы, экраны.
  • Строительство опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод, и переработкой жидких отходов и кубовых остатков.
  • Реконструкция или ликвидация накопителей отходов.
  • Создание и внедрение автоматической системы контроля за составом и объемом сброса сточных вод.

Какие материалы предприятие-природопользователь должно представить в Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве для получения Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект со сточными, ливневыми, дренажными и фильтрационными водами?

Для получения Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект со сточными, ливневыми, дренажными и фильтрационными водами предприятие-природопользователь должно представить в Отдел нормирования, анализа состояния окружающей среды и экологического мониторинга ГУПР по г. Москве следующие материалы:

1. Заявку предприятия-природопользователя об утверждении норматива ПДС.

2. Проект нормативов ПДС загрязняющих веществ, поступающих в водный объект со сточными водами предприятия-природопользователя.

3. Приложения к Разрешению на сброс сточных вод в водные объекты:

№ 1 — «Характеристика источников загрязнения (сброса сточных вод)»,

№ 2 — «Показатели качества сточных вод»,

№ 3 — «Характеристика осадка сточных вод»,

№ 4 — «Сведения о контроле качества сбрасываемых сточных вод (в том числе ливневых, дренажных, фильтрационных) вод»,

№ 5 — «Характеристика источников загрязнения (сброса сточных вод) и показатели качества по неорганизованным выпускам сточных вод».

Каков срок действия Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты?

При действующих нормативах ПДС Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты подлежит ежегодному переоформлению с предоставлением Технического отчета по продлению нормативов ПДС.

Поясните, пожалуйста, порядок выдачи разрешений на сброс сточных вод. И как выдается разрешение при отсутствии у предприятия проекта ПДС (проект находится на утверждении)?

Водным кодексом РФ предусмотрено, что пользование водными объектами должно осуществляться на основании соответствующих лицензий на водопользование.

Постановление Правительства РФ от 03.04.97 №383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии» определяет порядок оформления лицензии на водопользование, заявитель представляет в орган лицензирования характеристику видов намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности и предложения по условиям пользования водным объектом, в том числе по улучшению состояния водного объекта и его охране, а также обоснование заявленного объема водоотведения и сведения о показателях качества отводимых и (или) дренажных вод.

Установление лимитов водопользования производится территориальными органами в области охраны окружающей среды при оформлении налогоплательщиками в установленном порядке лицензий (разрешений) на водопользование.

При отсутствии у налогоплательщиков лицензии (разрешений) на водопользование и соответственно установленных лимитов по каждому водному объекту, виду водопользования, использованию забираемых вод весь объем водопользования в этом случае рассматривается как безлицензионный.

В соответствии с п.6 ст.4 Федерального закона » О плате за пользование водными объектами» при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

Необходима ли лицензия на водопользование предприятию, которое сбрасывает сточные воды в систему канализации?

Лицензирование водопользования осуществляется в соответствии с Водным кодексом РФ,

Ст. 86 Водного кодекса устанавливает деление водопользования на общее и специальное. В ч.1 данной статьи указано, что использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. В ч. 2 определено, что использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

В соответствии с Приложением 1 к приказу МПР РФ от 23 октября 1998 г. №232 «Об утверждении документов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами» — Перечнем видов специального водопользования (по поверхностным водным объектам), к специальному водопользованию относится, в том числе пользования водными объектами или их частью для сброса сточных вод, если указанные виды водопользования производятся с применением определенных сооружений, технических средств и устройств.

Пользователем водного объекта является организация, которая сбрасывает сточные воды непосредственно в водный объект. Предприятие, которое заключило договор о сбросе сточных вод в систему канализации, пользователем водного объекта не является. Следует отметить, что обязанность осуществлять плату за загрязнение окружающей среды лежит на организации, которая принимает сточные воды от абонентов в свою систему канализации и сбрасывает их в водный объект.

В том случае, если предприятие не осуществляет вышеуказанные виды специального водопользования, лицензию на водопользование получать не следует.

Контроль по сбросу

Обязателен контроль со стороны организации, которая и осуществляет водоотведение. Прежде всего, проверяется состав на загрязняющие вещества, а также различные микроорганизмы. Идёт сверка с данными декларации, которую предоставляет каждое предприятие по наличию вредных веществ.

Работа по контролю включает в себя несколько пунктов:

  • Отбор на предприятии стоков.
  • Проведение анализа.

Все плановые работы по контролю (отбору) стоков проводится не чаще 1 раза в три месяца, но не реже 1 раза в год. Но в некоторых случаях может проводиться внеплановая проверка, если обнаружены:

  • Несоответствия с данными внесёнными в декларацию о составе и содержанию, а также выявлены запрещённые вещества.
  • Возникновение аварии, нарушения всей системы водоотведения.
  • Если выявлены нарушения при сбросе, в том числе без применения очистительных систем.
  • Если в ходе проверок были обнаружены нарушения, которые было предписано устранить.

Если стоки предприятий имеют специфические загрязнения, то их сброс ограничивается следующими требованиями: они не должны пагубно влиять на работу сетей, а также на материал труб (не откладываться на стенках) и всех очистительных сооружений.

В составе должно быть не более 500 мг/л взвешенных и всплывающих веществ. Температура не должна быть выше 40 градусов, а РН должен быть нейтральным 6,5 и не превышать 9.

Ни в коем случае не должны сбрасываться воды, имеющие в составе вещества, которые могут образовывать взрывоопасные смеси, ядовитые газы, а также вредные примеси, мешающие биологической очистке стоков. Если стоки имеют вредные вещества, то они предварительно в обязательном порядке должны очищаться.

Допустимые нормы (вещества, не указанные в таблице, сбрасывать запрещено).

Название вещества Допустимая концентрация (мг/л)
Взвешенные вещества 134,17
Хлориды 5302,85
Сульфаты 3303,5
Нефтепродукты 0,47
Фенолы 0,0047
Алкилсульфаты 6,107
Алкинсульфанаты 6,48
Хром 3 вал. 9,28
Хром 6 вал. 0,704
Никель 1,03
Цинк 18,75
Железо 3,10
Нитраты 36,94
Капролактам 5,67
Биохимическое потребл. кислор. 1007,34
Растворённый кислород 46,07

Сброс в водоёмы

Допустим при условии соблюдение всех гигиенических требований. Обязательно получение разрешения, проведение контрольных заборов на качество воды, а также сбрасываемых объёмов. Предъявляемые требования будут напрямую зависеть от водоёма и его использования. Запрещается любой сброс на территории хозяйств бытового водоснабжения, а также рыбоохранной зоны, заповедных зон и т.д.

Существуют запреты по сбросу воды, которая:

  • Может быть использовано повторно, после соответствующей очистки, либо для других городских нужд.
  • Содержат бактерии вирусных и бактериальных, паразитарных заболеваний.
  • Содержат вещества, которые не имеют норм по допустимой концентрации.
  • Имеет в своём составе недопустимые чрезмерно опасные вещества.

Виды выпуска

Для того чтобы спустить уже очищенную воду в водоёмы применяют несколько выпусков: береговые и русловые. Береговые также можно разделить на две группы: затопленные и незатопленные. Для затопленных выпусков делают специальные колодцы, которые имеют выход в водоём. Соответственно незатопленные выпуски это сооружения, которые соединяют потоки под определённым углом.

Русловые выпуски обычно находятся на некотором расстоянии от береговой зоны. Их также можно подразделить: сосредоточенные и рассеивающие, а также эжекторные. На выбор метода влияет:

  • Требования санитарных служб.
  • Необходимостью разбавления стоков.
  • От уровня воды в колодце.
  • От уровня воды самого водоёма.

Сосредоточенные выпуски необходимы в основном для разбавления основного стока воды (подача воды из водоёма насосами), либо по следованию основного потока будет подаваться вода до определённой отметки, где уровень загрязняющих веществ будет соответствовать нормам.

Если необходимо произвести сброс в реку, необходимо применить рассеивающий выпуск. При плотности воды в стоке большей, чем в водоёме, необходимо применить высоконапорные распределители.

Глубоководный вид выпуска может обеспечить сброс большого объёма. Он позволит отнести точку выбраса далеко от берега.

На видео ниже приведен пример выпуска воды в реку Дойбица:

Какую воду можно сбрасывать в водоёмы

Сброс неочищенных стоков категорически запрещён. Предприятия должны иметь локальные очистительные сооружения. Все стоки должны пройти очистку, она может быть сделана различными методами.

Биологическая состоит из физического и биологического очищения водоёмов. Существуют несколько очистительных систем: аэротенки, биологические фильтры, специальные пруды. Основная задача — полностью удалить органические вещества, все фосфорно-азотные соединения.

Механическая очистка включает в себя удаление всех механических примесей через фильтрацию и отстаивание. Для того чтобы уловить грубодисперсные частицы, на очистительные сооружения устанавливают специальные сита и отстойники, всё это позволяет вывести более 60% нерастворимых веществ и примесей.

Если выбран способ физико-химический, то сточные воды очищаются реагентами, которые после вступления в реакцию с примесями, вызывает осадок, который не растворяется.

Химический метод позволяет очистить на 90%, а также он позволяет выделить все тонкодисперсные микрочастицы.

После очистительных мероприятий стоки должны соответствовать установлено-допустимым нормам.

Здесь описана технология очистки сточных вод с комментариями специалистов.

Получение разрешения

Все предприятия, в том числе и промышленные, обязаны получить разрешение на сброс сточных вод. Для только что открывшегося предприятия необходимо получить в Водоканале разрешение, которое выдаётся на основании согласования. Если предприятие действующее, то у него должен быть паспорт водного хозяйства. В данном документе должны быть указанны объёмы стоков, а также их нормы, это относится к сбросу в канализацию.

Для того чтобы получить разрешение на сброс вод в водоёмы, необходимо получить:

  • Разрешение организации, которая занимается природными водными ресурсами, в каждом субъекте имеются данные органы. Она вправе приостановить действие такого разрешения, а также может вновь его возобновить.
  • Разрешение от организации по охране окружающей среды, на территории которой находится само предприятие.

Для его получения необходимо написать заявление, в котором нужно указать: реквизиты, а также госрегистрацию; местонахождение трубопровода для стока; максимальную норму сброса; расход сточных вод за год.

Разрешение может быть выдано, либо будет отказано в его получении с обязательным указанием причины. Они выдаются по инструкции, которая включает в себя все нормы отходов, которые могут находиться в сточных водах. Именно в данной инструкции указаны лимиты сброса вод, они определяются по мощности и объёмам работ данного предприятия.

Для того чтобы получить разрешение на сброс необходимо представить документы и акты:

  • Акт по приёмке работ, связанных с возведением колодцев.
  • Акт, в котором принимается трубопровод.
  • Акт, в котором принят фундамент и его изоляция.
  • Имеющиеся документы на материалы, оборудование, которые были использованы при работах.
  • Акты испытаний бетонных конструкций, а также трубопровода, испытаний сварных швов.
  • Чертежи всей канализационной системы.
  • Акты приёмки канализационной и очистительной системы.
  • Выявление факты отступления от проекта, а также, если есть изменения.
  • Справка, в которой должны быть указанны адрес предприятия, а также номер по реестру.

С предприятием Водоканал заключается договор. В случае не заключения данного соглашения и использованием, как централизованной водой, так и канализационными стоками, может быть наложен на предприятие штраф.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *