МСФО и управленческий учет

История создания

С целью улучшения и сближения использования финансовой отчётности на международном уровне в 1973 году общественные бухгалтерские и аудиторские организации ряда стран создали международную профессиональную неправительственную организацию — Комитет по Международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО) (International Accounting Standards Committee, IASC).

С 1981 года КМСФО был полностью автономным во внедрении международных стандартов финансовой отчётности и в вопросах обсуждения документов, касающихся международного учета. С 2005 года, на основании решения Европейской комиссии от 2002 года, все компании, чьи акции котируются на биржах Европы, готовят консолидированную отчётность по МСФО. В рамках реорганизации в апреле 2001 года Совет по Международным стандартам финансовой отчётности (СМСФО) заменил КМСФО. С 1973 по 2001 год стандарты разрабатывал КМСФО и выпускал их под названием International Accounting Standards (IAS), а с 2001 года СМСФО выпускает вновь создаваемые стандарты под названием International Financial Reporting Standards (IFRS).

В сентябре 2002 года состоялось Норволкское соглашение, в рамках которого СМСФО и Совет по стандартам учёта США приняли меморандум о конвергенции МСФО и US GAAP и с 2009 года снято требование о согласовании отчетности по МСФО с US GAAP.

Процедура разработки МСФО

Процесс разработки международных стандартов финансовой отчётности:

  1. Консультационная группа представляет проблему учёта на своём заседании, проанализировав её и дав оценку применения Концептуальных основ финансовой отчетности;
  2. Проводится изучение национальных требований и практики бухгалтерского учёта, обмен мнениями с национальными органами, устанавливающими стандарты;
  3. Консультации с Попечителями Фонда и Консультативным Советом по МСФО о включении данной темы в повестку дня СМСФО;
  4. Создание рабочей группы для консультационной поддержки СМСФО;
  5. Публикация «Дискуссионного документа» для всеобщего обсуждения;
  6. Публикация «Проекта стандарта» для всеобщего обсуждения;
  7. Публикация «Основания для принятия решения» и позиции членов СМСФО, не согласных с положениями проекта стандарта;
  8. Рассмотрение комментариев, полученных в утверждённый период;
  9. Публичные слушания и тестирование применимости стандарта;
  10. Утверждение стандарта не менее 9 голосами членов СМСФО;
  11. Публикация стандарта вместе с основаниями для принятия решений.

Применение в различных странах

Европа

Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

США

В США, где сейчас применяются собственные стандарты бухгалтерского учёта US GAAP, в августе 2008 года Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план перехода на МСФО и отказа от GAAP. Однако в феврале 2011 года SEC выпустила очередной документ, содержащий решение отложить внедрение IFRS в американскую отчётность. Поскольку IFRS является консенсусом национальных бухучётов, его качество, по некоторым оценкам, хуже, чем у US GAAP. Одним из ключевых неустранимых противоречий является проблема netting/offsetting по финансовым инструментам в балансе. Летом 2013 года председатель SEC сменился на более лояльного к IFRS, бывшего партнёра Big4, — при нём активизировалась работа по сходимости стандартов US GAAP и IFRS.

Россия

В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО. В частности, с 2005 года все кредитные организации (банки) обязаны подготавливать отчётность в соответствии с нормами МСФО.

Национальный совет по стандартам финансовой отчётности (Фонд НСФО) ведёт работу по созданию комплекта национальных стандартов финансовой отчётности (СФО) с июня 2006 года.

В июле 2010 года был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому МСФО обязательны для консолидированной отчётности всех общественно значимых компаний:

  • Кредитные организации;
  • Страховые организации;
  • Другие организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

В 2011 году принято «Положение о признании МСФО и их разъяснений для применения на территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107)». Предполагается, что каждый документ МСФО будет проходить отдельную экспертизу на предмет применимости в России. Решение о вступлении документа МСФО в силу будет принимать Министерство финансов РФ. Тем не менее, в России не будут полностью отказываться от РСБУ. МСФО станут применять для консолидированной отчётности, а федеральные стандарты — для отчетности юридических лиц.

В 2011 году применимыми на территории РФ были признаны первые 63 стандарта и интерпретации. Консолидированная финансовая отчётность должна предоставляться организациями, попавшими под действие Закона № 208-ФЗ, начиная с отчётности за 2012 год.

Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации. Полные тексты МСФО на русском языке и учебные материалы доступны на сайте Министерства.

В Российской Федерации более 145 крупных компаний составляют и публикуют финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО.

Список действующих в настоящее время стандартов

Полный список действующих и приостановленных стандартов МСФО в основной статье: МСФО (список).

IFRS

  • IFRS 1 Первое применение Международных стандартов финансовой отчётности (First Time Application of International Financial Reporting Standards)
  • IFRS 2 Платёж, основанный на акциях (Share-Based Payments)
  • IFRS 3 Объединения бизнеса (Business Combinations)
  • IFRS 4 Договоры страхования (Insurance Contracts)
  • IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращённая деятельность (Non-current Assets Held for Sale and Discontinued Operations)
  • IFRS 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых (Exploration for and Evaluation of Mineral Resources)
  • IFRS 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации (Financial Instruments: Disclosures)
  • IFRS 8 Операционные сегменты (Operating segments)
  • IFRS 9 Финансовые инструменты (Financial Instruments)
  • IFRS 10 Консолидированная финансовая отчётность (Consolidated Financial Statements)
  • IFRS 11 Совместная деятельность (Joint Arrangements)
  • IFRS 12 Раскрытие информации об участии в других предприятиях (Disclosure of Interests in Other Entities)
  • IFRS 13 Оценка справедливой стоимости (Fair Value Measurement)
  • IFRS 14 Счета отложенных тарифных корректировок (Regulatory Deferral Accounts)
  • IFRS 15 Выручка по договорам с покупателями (Revenue from Contracts with Customers)
  • IFRS 16 Аренда (Leases)
  • IFRS 17 Договоры страхования (Insurance Contracts)
  • IFRS for SMEs МСФО для малых и средних предприятий (МСФО для МСП)

IAS

  • IAS 1 Представление финансовой отчётности (Presentation of Financial Statement)
  • IAS 2 Запасы (Inventories)
  • IAS 7 Отчёты о движении денежных средств (Statement of Cash Flows)
  • IAS 8 Учётная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки (Accounting Policies, Changes in Accouting Estimates and Errors)
  • IAS 10 События после окончания отчётного периода (Events After the Reporting Period)
  • IAS 12 Налоги на прибыль (Income Taxes)
  • IAS 16 Основные средства (Property, Plant and Equipment)
  • IAS 17 Аренда (Leases)
  • IAS 19 Вознаграждения работникам (Employee Benefits)
  • IAS 20 Учёт государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи (Accounting for Goverments Grants and Disclosure of Goverment Assistance)
  • IAS 21 Влияние изменений обменных курсов валют (The Effects of Changing in Foreign Exchange Rates)
  • IAS 23 Затраты по займам (Borrowing Costs)
  • IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах (Related Party Disclosures)
  • IAS 26 Учёт и отчётность по пенсионным планам (Accounting and Reporting by Retirement Benefit Plans)
  • IAS 27 Отдельная финансовая отчётность (Separate Financial Statements)
  • IAS 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия (Investments in Associates and Joint Ventures)
  • IAS 29 Финансовая отчётность в гиперинфляционной экономике (Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
  • IAS 32 Финансовые инструменты: представление информации (Financial Instruments: Presentation)
  • IAS 33 Прибыль на акцию (Earnings per Share)
  • IAS 34 Промежуточная финансовая отчётность (Interim Financial Reporting)
  • IAS 36 Обесценение активов (Impairment of Assets)
  • IAS 37 Резервы, условные обязательства и условные активы (Provisions, Contingent Liabilities and Contingent Assets)
  • IAS 38 Нематериальные активы (Intangible Assets)
  • IAS 39 Финансовые инструменты: признание и измерение (Financial Instruments: Recognition and Measurement)
  • IAS 40 Инвестиционное имущество (Investment Property)
  • IAS 41 Сельское хозяйство (Agriculture)

IFRIC

Помимо стандартов, обязательными для применения являются толкования, раскрывающие тот или иной вопрос применения стандартов:

  • IFRIC 1 Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению природных ресурсов и иных аналогичных обязательствах (Changes in Existing Decommissioning, Restoration and Similar Liabilities)
  • IFRIC 2 Доли участия в кооперативах и подобные финансовые инструменты (Members’ Shares in Co-operative Entities and Similar Instruments)
  • IFRIC 5 Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, восстановления окружающей среды и экологической реабилитации(Rights to Interests arising from Decommissioning, Restoration and Environmental Rehabilitation Funds)
  • IFRIC 6 Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке — отработанное электрическое и электронное оборудование(Liabilities arising from Participating in a Specific Market — Waste Electrical and Electronic Equipment)
  • IFRIC 7 Применение подхода, требующего пересчёта финансовой отчётности в соответствии с IAS 29 Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции (Applying the Restatement Approach under IAS 29 Financial Reporting in Hyperinflationary Economies)
  • IFRIC 10 Промежуточная финансовая отчётность и обесценение (Interim Financial Reporting and Impairment)
  • IFRIC 12 Договоры концессии по предоставлению услуг (Service Concession Arrangements)
  • IFRIC 14 IAS 19 — Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь (IAS 19 — The Limit on a Defined Benefit Asset, Minimum Funding Requirements and their Interaction)
  • IFRIC 16 Хеджирование чистой инвестиции в иностранное подразделение (Hedges of a Net Investment in a Foreign Operation)
  • IFRIC 17 Распределения акционерам в неденежной форме (Distributions of Non-Cash Assets to Owners)
  • IFRIC 19 Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами (Extinguishing Financial Liabilities with Equity Instruments)
  • IFRIC 20 Затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения (Stripping Costs in the Production Phase of a Surface Mine)
  • IFRIC 21 Обязательные платежи (Levies)
  • SIC 7 Введение евро (Introduction of the Euro)
  • SIC 10 Государственная помощь: отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью (Government Assistance — No Specific Relation to Operating Activities)
  • SIC 25 Налоги на прибыль — изменения налогового статуса предприятия или его акционеров (Income Taxes — Changes in the Tax Status of an Enterprise or its Shareholders)
  • SIC 29 Договоры концессии по предоставлению услуг: Раскрытие информации (Service Concession Arrangements: Disclosures)
  • SIC 32 Нематериальные активы: затраты на Интернет-сайт (Intangible Assets — Web Site Costs)

Применение МСФО для целей управленческой отчетности

Для решения проблем эффективного управления банком, повышения качества менеджмента с целью обеспечения должного уровня прибыльности и устойчивости банка необходимо организовать эффективный управленческий учет. Это сопряжено с оптимизацией учетных процессов, при которой бухгалтерский учет будет сближен с налоговым, а управленческий — с учетом по международным стандартам.

В настоящее время весьма актуальными для банков остаются вопросы организации учетной среды, максимально отвечающей поставленным требованиям. А требования эти очень разные. Необходимо вести учет для формирования нескольких видов отчетности: налоговой, бухгалтерской, отчетности по МСФО, плановой отчетности (бюджеты) и управленческого учета для внутреннего пользования руководством банка. Эта отчетность условно делится на внутреннюю и внешнюю (для внутренних и внешних пользователей). И если во внешней отчетности допускается наличие сводных (агрегированных) показателей и она формируется к определенному сроку по определенной форме, то внутренняя может потребоваться в любой момент и должна содержать гораздо больше специфических показателей, чем внешняя.

Сближение управленческого учета и МСФО

Некоторые банки уже сейчас составляют управленческую отчетность по стандартам, приближенным к МСФО. Определенный Банком России переход на международные стандарты финансовой отчетности позволит кредитным организациям частично избежать проблем несоответствия стандартов управленческого учета бухгалтерским стандартам. Преимущества такого сближения очевидны.

Это в первую очередь административные (управленческие) преимущества:

  • финансовая экономия на содержании аппарата управления (финансовой службы);
  • большая оперативность при принятии решений, в том числе из-за отсутствия необходимости согласовывать данные, полученные из разных учетных систем;
  • отсутствие необходимости сверки между различными учетными системами;
  • упрощение процедуры автоматизации (менее комплексный программный продукт).

При сближении управленческого учета с МСФО выигрышными выглядят такие принципы, как приоритет содержания над формой и возможность составлять консолидированную и комбинированную отчетность. Это позволяет учитывать хозяйственные операции «как есть», а не так, как они отражены в соответствии с первичными документами, а также составлять консолидированную отчетность банковской группы в целом, а не только тех компаний, которые подлежат консолидации по российским стандартам бухгалтерского учета или только индивидуальной отчетности банка.

Пример. Банковская группа владеет компанией, созданной для аккумулирования непрофильных активов, полученных в качестве залога. Компания не входит в периметр банковской группы, зарегистрирована на иных физических или юридических лиц и является компанией специального назначения. На нее выкупаются залоги, полученные от должников, что отражается в индивидуальной отчетности банка. В результате достигаются положительные для банка последствия: 1) отчетность очищается от непрофильных активов, что делает ее привлекательной для инвесторов, 2) банковская группа в целом может дождаться более благоприятных рыночных условий для реализации непрофильных активов (заинтересованного покупателя, изменения рыночных условий и т.п.).

В приведенном случае отчетность банка по российским стандартам с формальной точки зрения будет включать только отчетность самого банка, по МСФО — должна быть консолидированной вместе с компанией специального назначения.

При сближении управленческого учета с МСФО также важно и то, что заинтересованные пользователи получают такую же отчетность, что и менеджмент компании, и это повышает ее привлекательность в глазах инвесторов.

Существенным плюсом является наличие в МСФО достаточно строгих стандартов формирования отчетности, отражающих сущность хозяйственных операций. Принятие правил МСФО за основу при составлении управленческой отчетности облегчает ее восприятие и понимание всеми пользователями, как внутренними, так и внешними.

В отчетности, подготовленной по международным стандартам, соблюдается правило «двойной записи», что само по себе является серьезным контрольным инструментом.

Однако, несмотря на явные преимущества сближения этих двух учетных систем, существует еще много нерешенных вопросов, с которыми сталкиваются банки при попытке внедрения управленческого учета по МСФО.

Необходимо помнить, что система учета в банке фактически делится на две части: управленческий и финансовый учет. Причем под финансовым учетом понимается деятельность по подготовке отчетов для внешних пользователей — Банка России, налоговых органов, клиентов банка, его акционеров, инвесторов, а также других заинтересованных лиц. Блок МСФО относится к финансовой отчетности.

Многие важные различия учета МСФО и управленческого учета, на наш взгляд, как различных систем отчетности приведены в таблице.

Таблица

Основные параметры Учет по МСФО Управленческий учет
1 2 3
Причины ведения
учета
Представление отчетности
международным институтам,
кредиторам, рейтинговым
агентствам, инвесторам и
т.п.
Оптимизация деятельности
банка
Цели Взаимодействие с любыми
заинтересованными внешними
пользователями
Планирование, управление и
контроль
Основные правила
(нормативная база)
Стандарты МСФО Внутренние правила учета,
самостоятельно
устанавливаемые
организацией
Методологическая
основа
структуризации
информации
Правило «двойной записи» Любая, самостоятельно
устанавливаемая
организацией
Базовые документы
(источники
информации)
Обязательные финансово-
бухгалтерские документы
Данные из финансово-
бухгалтерской
документации, а также
любые другие имеющие
значение документы
Временной аспект Историческая отчетность В управленческую
отчетность также
включаются плановые
(бюджетные) цифры
Периодичность Регулярная основа (но
периодически, хотя бы раз
в месяц)
Любая
Единицы измерения Денежные Любые
Степень точности Точные цифры прошедшего
периода
Возможны приблизительные
оценки и допущения в любых
временных интервалах
Сроки составления В течение нескольких
недель после отчетного
периода (месяца)
В удобные сроки либо по
специальному решению
Отчетный объект Банк или банковская группа
в целом
Банк или банковская группа
в целом и различные
сегменты бизнеса и бизнес-
процессов
Использование
данных менеджментом
Для принятия решений на
основе информации о
прошедшем периоде
Для принятия решений на
основе информации о
прошедшем периоде и
прогнозов
Кто проверяет
правильность
ведения
Заинтересованные
пользователи
Руководство
Ответственность за
правильность
ведения
В случае ошибок в
представленной отчетности
может встать вопрос о
репутации группы в целом
Степень ответственности
определяется внутренними
решениями организации в
соответствии с
ограничениями, налагаемыми
трудовым законодательством

Возможности и сфера действия

Рассмотрим возможности и сферу действия управленческого учета в совокупности с проблемами, возникающими при объединении его с МСФО.

Управленческий учет — это деятельность по сбору, обработке и представлению информации в целях управления. Благодаря ведению управленческого учета появляется возможность:

  • оперативного сбора (мониторинга) информации о происходящих в компании бизнес-процессах;
  • анализа текущего (в т.ч. финансового) состояния компании;
  • обеспечения планирования и контроля;
  • обеспечения руководства информацией для оперативного принятия решений;
  • управления ликвидностью и рисками;
  • подготовки внешней и внутренней отчетности.

Управленческий учет объединяет четыре составляющие:

  1. Операционный учет: учет хозяйственных и бизнес-операций банка в виде журналов сделок, договоров и контрактов, а также плановых и фактических платежей по ним.
  2. Позиционный учет: расчет позиций и ведение учетных регистров на базе операционного, а в некоторых случаях — и аналитического учета.
  3. Финансовое планирование: определение плановых значений по позициям и учетным регистрам на основе данных операционного и позиционного учета.
  4. Финансовый анализ: расчет различных коэффициентов и финансовых показателей с использованием результатов позиционного учета и финансового планирования.

Необходимо отметить, что даже самая подробная отчетность по МСФО не содержит всех, возможно, необходимых показателей для работы банка или банковской группы. Кроме того, учет в соответствии с международными стандартами не является достаточно оперативным и не охватывает сегмент планирования и бюджетирования.

Таким образом, в случае применения международных стандартов как нормативной базы для формирования управленческой отчетности необходимо учитывать, что такая отчетность может быть одним из продуктов системы управленческого учета, но отчетность по МСФО не может быть единственным результатом системы управленческого учета.

Этапы формирования управленческой отчетности можно сформулировать следующим образом:

  1. Сбор отдельных элементов управленческой информации (поступление денег и задолженность конкретных клиентов, неотложные платежи и т.д.).
  2. Распределение выручки и издержек по подразделениям.
  3. Формирование бюджета и анализ рентабельности подразделений.
  4. Распределение выручки и анализ рентабельности от отдельных продуктов и услуг.
  5. Прогнозирование доходов и расходов.
  6. Подготовка и периодическая корректировка бюджета.
  7. Подготовка отдельных управленческих решений (например, об инвестициях) с учетом информации управленческого учета.

При сближении МСФО и управленческого учета также встает вопрос об отсутствии в отчетности МСФО многих необходимых к реализации финансовых показателей, а также количественного учета. Следствием этого при внедрении МСФО в качестве управленческого учета является «однобокость» получаемых результатов, сводящихся к финансовым показателям.

К результатам управленческого учета относятся:

  • данные о планируемых и фактических доходах и расходах и финансовых результатах как в целом по банку, так и в разрезе его подразделений (центров ответственности);
  • структура активов и пассивов по банку в целом, а также баланс по центрам ответственности, сведения о движении денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженности;
  • данные о клиентской базе, например распределении клиентов по объему средств на их счетах, группировка клиентов по регионам и отраслям, анализ деятельности конкретного клиента;
  • информация о филиальной сети, включая сравнительный анализ деятельности филиалов;
  • сведения о выполненных хозяйственных и бизнес-операциях.

Такой подход к результатам обусловлен следующими факторами.

Для управления банком необходима более детальная информация, чем та, которая устроит внешних пользователей. Например, в Банк России достаточно представить отчетность, подготовленную в соответствии с российскими стандартами и МСФО, в то время как для ведения внутреннего бюджета банку требуется детализация этой информации в разрезе подразделений (центров ответственности). Часто внутренняя информация для удобства пользования должна быть представлена в другом разрезе. Например, структура управленческого баланса всегда отличается от Плана счетов ЦБ РФ.

Зачастую в целях оптимизации налогообложения, например, или для того, чтобы выполнить нормативы Банка России, внешним пользователям представляются сведения, не совсем адекватно отражающие реальную деятельность банка.

Таким образом, серьезной трудностью, возникающей при объединении МСФО и управленческой отчетности, является то, что отчетность по международным стандартам, как любая внешняя отчетность, является публичным инструментом. Следовательно, при ее составлении на менеджмент оказывается дополнительное давление и она подвергается тем же искажениям, что и любая внешняя отчетность, хотя, как правило, соответствует стандартам по форме. В результате вероятны даже случаи составления «внешней» и «внутренней» отчетности по МСФО, содержащей разные показатели.

Учет на основе бизнес-процессов

Управленческий учет должен охватывать все компоненты менеджмента. Наиболее общим требованием, предъявляемым к системе управленческого учета, является ее интегрированность (вертикальная и горизонтальная). Одной из наиболее эффективных методик, позволяющих выполнить это требование, является бюджетирование на уровне бизнес-процессов. В качестве бизнес-процессов в банке можно выделить, например:

  • торговлю корпоративными ценными бумагами;
  • брокерско-дилерскую деятельность на рынке;
  • управление портфелями клиентов и собственными портфелями (неторговыми портфелями);
  • управление средствами клиентов.

Существует достаточно большое количество методик моделирования бизнеса и формализации бизнес-процессов, разработанных в рамках CASE технологий. Наиболее распространенными методиками являются:

  • IDEF0 — Function Modeling (функциональная модель). Разработана Министерством обороны США в конце 70-х гг. на основе методологии SADT (Structured Analysis and Design Technique). В рамках методологии IDEF0 система описывается как набор взаимосвязанных видов деятельности или функций;
  • методология IDEF3. Разработана в Лабораториях Амстронга ВВС США и направлена на получение общего описания системы от экспертов в конкретной области. Конечным результатом является модель системы с точки зрения участвующих объектов, последовательности задач и согласованности между ними. Методология IDEF3 может быть использована как средство моделирования процессов;
  • DFD (Data Flow Diagram) — диаграммы потоков данных. Данная методология имеет две реализации — Гейна-Сарсона и Йордана/ДеМарко. Ориентирована на разработку программного обеспечения. В рамках данной методологии система описывается как набор функциональных компонентов (бизнес-процессов), внешних сущностей (терминаторов) и хранилищ данных, связанных потоками данных;
  • ERD (Entity-Relationship Diagram) — диаграммы «сущность — связь». Предназначены для разработки моделей данных и обеспечивают унифицированный способ определения данных и отношений между ними. Диаграммы «сущность — связь» представляют собой взгляд на систему как набор объектов, связанных отношениями.

Подобные методики могут применяться при выработке концепций управленческого учета.

Надо сказать, что в МСФО учет на основе бизнес-процессов не регламентирован. Однако стандартом МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» предусмотрена возможность учета по отдельным видам деятельности, что в принципе позволяет интегрировать стандарт с управленческим учетом, организованным под управление бизнес-процессами.

Кроме того, в МСФО введен новый стандарт МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты». Стандарт вводит понятие бизнес-модели для управления финансовыми активами. Бизнес-модель может быть сформирована по способу извлечения экономических выгод, по видам активов или по функциональному признаку. Новшества в стандартах дают возможность классифицировать финансовые активы в соответствии с МСФО исходя из управленческих бизнес-моделей по управлению финансовыми активами и в будущем при формировании стоимости финансовых активов учесть «ожидаемые потери» (expected losses) <1>, что ранее на основе «исторического» подхода стандартов МСФО было невозможно.

<1> Проект документа Совета по МСФО, посвященного вопросам обесценения. 2009, ноябрь.

Учет рисков

В силу специфики деятельности банка ему крайне необходимо управление рисками. Эффективный подход к реализации системы управленческого учета также должен включать управление рисками. Например, такими, как валютный риск, риск ликвидности, риски, связанные с контрагентами, несистематические (специфические) риски, налоговые риски, риск капитала, процентные риски.

Управление рисками (т.е. их минимизация) включает сбор информации (о бумагах, эмитентах, текущей конъюнктуре рынка и перспективе, об изменениях в нормативной базе, участниках рынка и т.д.), ее анализ и принятие на этой основе решений.

МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытия» предусматривает инструментарий управления рисками. Однако стандарт рассматривает преимущественно финансовые риски, не учитывая конъюнктурные. В то же время управленческий учет отдельного хозяйствующего субъекта с любой организацией не способен абсолютно точно предсказать изменения и риски, связанные с изменениями макроэкономических условий.

Выводы. Управленческий учет является гибким инструментом, отвечающим различным требованиям менеджмента. Поэтому, несмотря на возможность использования стандартов МСФО в качестве методологической базы, нельзя эффективно заменить управленческий учет отчетностью по МСФО и использовать в качестве управленческих данных только данные, полученные при формировании МСФО-отчетности.

Лучшим объектом управленческого учета является бизнес-процесс (повышает эффективность управления компанией). При такой постановке учета отчетность и инструментарий МСФО также не позволяет применять только международные стандарты для построения системы управленческой отчетности, хотя в МСФО делаются существенные шаги в этом направлении и введены бизнес-модели (МСФО (IFRS) 9).

Необходимость создания уникальной системы внутреннего учета банков вызвана тем, что специфика их деятельности ставит перед управленческим учетом задачи, традиционно присущие финансовому учету. Агрегированные показатели отчетности, составляемые в соответствии с МСФО, вполне могут служить отдельными элементами управленческой отчетности и исторической базой для принятия решений. В основу системы управленческого учета должны быть положены принципы, которые обеспечат систематический достоверный учет всех операций и которые будет возможно реализовать. Такими учетными принципами вполне могут быть МСФО.

В.В.Потехин

К. э. н.,

руководитель

департамента МСФО

ООО «Росэкспертиза»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *