Временная стоимость денег

Проценты и временная стоимость денег.

В основе движения денежных потоков лежит использование различных схем начисления процентов:1.Схема простых %. Процент начисляется на первоначальный капитал.С т.зр. матем-ки – это нахождения n-го члена арифметич. прогесии в операциях наращения. Инвестиции на условиях простых % предполагают начисление очередного процентного дохода только с исходной величины инвестированного капитала, без учета уже начисленных в предыдущие пер-ды процентов.На практике схема простых процентов используется в банковских расчетах при начислении процентов по краткосрочным ссудам со сроками погашения менее 1го года. Наращенная сумма рассчитывается по формуле: FV= PV(1+nr).

2.Схема сложных %. Процент начисляется на наращенную за определенный период сумму капитала.(% начисляются на %). Инвестирование осуществляется на условиях сложных процентов, если очередной доход начисляется с общей суммы исходной величины инвестированного кап-ла и величины начисленных процентов.Использование в расчетах сложных процентов более логично, поскольку в этом случае кап-л, генерирующий доходы, постоянно возрастает.Будущая стоимость денежных потоков определяется по формуле:FV=PV(1+r)n, где r-норма доходности,на кот. возрастает кап-л инвестора;(1+r)n- коэф-т наращения будущей стоимости. Экономический смысл коэф-та наращения будущей стоимости состоит в том, что он показывает, чему будет равна одна денежная единица через n периодов при заданной процентной ставке r. На практике норма доходности явл. величиной непостоянной, зависящей от продолжительности периода инвестирования и от степени риска, ассоциируемого с видом бизнеса, в который инвестируется капитал. Связь здесь прямо пропорциональная: чем продолжительнее период инвестирования и/или рискованнее бизнес, тем выше норма доходности.

3. Смешанные проценты. Достаточно обыденными являются финансовые контракты, заключаемые на период, отличающийся от целого числа лет. В этом случае проценты могут начисляться с помощью следующих методов:1)по схеме сложных процентов. 20по смешанной схеме (используется схема сложных процентов для целого числа лет и схема простых процентов для дробной части года): FN=PV(1+r)целая часть (1+r{n-дробная часть}) 4. Относительно момента выплаты или начисления дохода за пользование предоставленными ден.средствами проценты делятся : обычные декурсивные (postnumerando) – в конце периода относительно выплаты исходной величины средств (применяются в кредитных операциях, депозитных, в страховании) и антисипативные (prenumerando) — начисляются в начале периода относительно конечной суммы выплат (при продаже в кредит, международных расчетах, в операциях с дисконтными ЦБ). Номинальная %-ставка r(m): ипользуется, когда %-ы начисляются m раз в году (это сложная %-ая ставка)


FV=PV(1+r(m)/m)n m Т.е. если %-ы начисляются непрерывно, то капитал увеличивается до указанной величины. Эффективная ставка % rэф: это годовая ставка, которая используется для сравнительного анализа эффективности контрактов + это универсальный показатель для любой схемы начисления. Причины использования rэф: различные контракты содержат различные схемы начисления; обычно в них отражается r(m), где не показывается год.эффективность операции, поэтому она не может быть использована для сравнения. PV(1+rэф)1 = PV(1+r(m)/m)1* m , n=1 rэф=(1+r(m)/m) m – 1 В договорах указывается либо r(m) (США), либо rэф (Европа). Временная стоимость денег-это функция, зависящая от времени возникновения денежных потоков или расходов. Денежные потоки предприятия можно классифицировать: 1) по направлению их движения:- денежные притоки(положительные денежные потоки), т.е. средства, полученные предприятием. — денежные оттоки(отрицательные денежные потоки),т.е. средства израсходованные предприятием. 2)по характеру поступлений: -денежный поток с неравными и нерегулярными поступлениями; -денежный поток с равными, но нерегулярными поступлениями; -денежный поток с равными и регулярными поступлениями. В любой финансовой сделке речь идет о движении денежных потоков в двух направлениях: от настоящего к будущему; от будущего к настоящему. Движение ден.потока от настоящего к будущему называется процессом наращения. Эк.смысл заключается в определении величины той суммы, которой будет располагать инвестор по окончании операции. Эта будущая стоимость ден.потоков(FV). Движение ден.потока от будущего к настоящему наз-ся процессом дисконтирования. Эк.смысл заключается во временном упорядочении денежных потоков различных временных периодов с точки зр. «настоящего(текущего)» момента. Сумма, которой располагает инвестор в начале периода инвестирования, наз-ся настоящей (приведенной,текущей) стоимостью ден.потоков(PV).

5. Доход его виды и оценка.

Доход – это материальные и финансовые поступления, которые увеличивают активы предприятия, в первую очередь СК (или уменьшающие его финансовые показатели);финансовые показатели, которые отражают конечный результат финансовой деятельности предприятия ( например, поступления денежных средств от различных видов деятельности). Доходы вкл. в себя себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы. Доход- это выручка от реализации продукции ( работ,услуг). Доходами не считаются суммы НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и другие аналогичные платежи. Доходами также не являются авансовые платежи, задатки, предоплата от контрагентов; средства которые получены в счет погашения кредита и т.п. Доходы делятся на: доходы от основной деятельности и прочие доходы. К доходам характеризующим конечный результат деятельности предприятия относят валовой и чистый доход. Валовой доход- это доход от всех видов финансово- хозяйственной деятельности предприятия(основной, инвестиционный, финансовый). Осн.часть валового дохода обычно составляет валовой доход от реализации продукции. Иногда выделяют условный валовой доход, который в дополнение к валовому доходу включает в себя сумму амортизационных отчислений. Чистый доход представляет собой разность между валовыми доходами и суммой себестоимости продукции и коммерческих и управленческих расходов. ЧД предпр-я от фин.хоз.деят-ти = ЧД предпр-я от реализации- сумма уплаченных % и прочих операц-х расх-ов. К ЧД относят полученные предприятием проценты, доходы от участия в других организациях и прочие операц.доходы.

Доходы также бывают номинальные и реальные. Номинальные доходы- представляют собой денежные суммы, а реальные доходы- средства, реально получаемые хоз.субъектом. К прочим доходам относят: операционные, внереализационные и чрезвычайные. Операционные доходы: доход от аренды, выручка от продажи тов.материальных ценностей, поступления от участия в УК др-х организаций, доходы от совместной деятельности, результаты переоценки, % по предоставленным кредитам и займам. Внереализационные доходы: полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора; безвозмездно полученное имущество; поступления в счет возмещения причиненных убытков. Чрезвычайные доходы: страховое возмещение, стоимость ценностей после списания активов.

Нормативные документы, определяющие доходы: ПБУ 9/99 «доходы организации», гл.25 ч.2 НК РФ, положение №552 от 2002 г. «о состояние затрат и определении прибыли», ПБУ 18/02 «прибыль организации». Доходность как показатель эффективноси фин.операции. ФинОперация-операция,у i-рой начало и конец имеют ден оценку. Ден оценка начала- размер влож-х инв, затраты или наличный к-л. Ден оценка концаО- полученный доход. Цель проведения финО-maxдоходность. Для выбора выгодной схемы ФО их необх-мо сравнивать. Доход определяется конкретным содержанием ФО. В ФО неск-ко ист-ов дохода. Обобщенная хар-ка доходности д.б. сопоставима и применима к любым видам операций. Для ссудной О это озн-ет, что∑ год диск выплат = фактич получ-ой ∑ кредита (номин ∑ — комисс выплаты) Полная дох-сть- измеритель дохода для кредитора и одновременно цена кредита для заемщика. Ур-е эквив-сти: ∑ инвестиций-∑ диск-х доходов=0. Необ усл любойФО- сбалансированность вложений и отдача.

6. Основной капитал: понятие, структура, оценка, проблемы российской практики.

Осн. кап. хар-ет ту часть использ. капитала, котор. инвестируется вовсе виды внеоборотных активов. Он определяет матер. базу и технич. уровень произв-ва. Структуру ОК составляют 1. НМА – организац. расходы, деловая репутация (гудвилл), интелектуальная сосбт-ть 2. Долгоср. фин. вложения – затраты на долевое участие в уставном капитале других предпр-ий, приобретение акций и облигаций на долгоср. Основе, а также фин. аренда. 3. Незаверш. капитальные вложения — неоформлен. актами приемки – передачи затраты на строит.-монтажн. Работы, приобретение ОС, подготовку кадров для новых произв-в и т. д. 4. Основные Средства – средства труда, участвующие в произв. процессе в течение более 1 года.

Оценка Осн. средств. 1. По первоначальной стоимости (стоимость на момент ввода) = Цена приобретения + трансп. расходы + строит. + монтажн. работы. 2. По остаточной стоимости = первоначальная – износ + затраты на кап. ремонт и модерн-ю. 3. По восстановительной = Первоначальная * коэффиц. восстановл-я. 4. Ликвидационная стоимость – стом-ть объектов в момент выбытия, а также матер. ценностей, оставшихся после списания объекта. Оценка эффективности использования – 1. Фондоотдача = V выпускаемой прод-ии / среднегод. стоим-ть ОС. Показывает сколько прод-ии выпускается на 1 рубль стоимости ОС. 2. Фондоемкость = 1 /фонжоотдача. Показывает, сколько ст-ти ОС тратится на произв-во единицы прод-ии. 3. Фондовооруженность – характеризует обеспеченность работника ОС-ми. Фвоор = среднегод. стоим-ть ОС / число раб-ков наибольш. смены. 4. Коэффициент экстенсивного использ-я – характ-ет использ-е ОС во времени. Кэкст = Тфакт / Тплан(эффект) 5. Коэффициент интенсивности = Выработка факт. / Выработка план. 6. Коэффициент интегрального использования = Кэкст * Кинт 7. Производств. мощность – это технически возможный объем произв-ва при наиболее полном использовании оборудования.ПМ = Кол-во оборуд-я * Тплан * Выработка

7. Инвестиции и инвестиционная деятельность в России: характеристика, проблемы Российской практикиПонятие инвестиции (от лат. investio — одеваю) означает вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей1. Различают финансовые (покупка ценных бумаг) и реальные инвестиции (вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство, образование и др.). Реальные инвестиции представляют собой вложения капитала в какую-либо отрасль экономики или предприятие, результатом чего является образование нового капитала или приращение наличного капитала (здания, оборудование, товаро-материальные запасы и т. д.). Финансовые же — вложения капитала (государственного или частного) в акции, облигации, иные ценные бумаги. Здесь прироста реального капитала не происходит, происходит лишь покупка, передача титула собственности. Налицо, таким образом, трансфертные (т. е. передаточные операции). Инвестиции — это то, что «откладывают» на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем. Одна часть инвестиций — это потребительские блага, которые не используются в текущем периоде, а откладываются в запас (инвестиции на увеличение запасов). Другая часть инвестиций — это ресурсы, которые направляются на расширение производства (вложения в здания, машины и сооружения). Под инвестициями понимаются те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, то есть на расширение или модернизацию производственного аппарата. Это может быть связано с приобретением новых машин, зданий, транспортных средств, а также со строительством дорог, мостов и других инженерных сооружений. Сюда следует включать и затраты на образование, научные исследования и подготовку кадров. Эти затраты представляют собой инвестиции в «человеческий капитал», которые на современном этапе развития экономики приобретают все большее и большее значение, ибо, в конечном счете, именно результатом человеческой деятельности выступают и здания, и сооружения, и машины, и оборудование, и самое главное, основной фактор современного экономического развития — интеллектуальный продукт, который предопределяет экономическое положение страны в мировой иерархии государств. В условиях кризиса для России инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального и производственного потенциала. Для привлечения инвестиций необходимо создать благоприятный инвестиционный климат в стране. Государству в этом процессе должна отводиться первостепенная роль. Инвестиционная политика государства не может проводиться в отрыве от социальной и экономической политики, поэтому она является одним из важнейших направлений социально-экономической политики государства. Для осуществления инвестиционной политики существует определенный механизм, представляющий собой совокупность методов и инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельностью. Условно выделяют макроэкономические, микроэкономические и институциональные инструменты государственного регулирования инвестиционными процессами. Соц-ая направленность осуществления инвестиционной деятельности государства заключается в следующем: финансирование объектов социальной сферы (жилищное строительство, медицина, наука, культура и т.д.); облегчение налогового пресса тем субъектам инвестирования, которые осуществляют инвес-ые вложения в производство, способствуют решению проблемы увеличения занятости, создавая новые рабочие места. Кроме того, необходимо освободить от налогообложения ту часть налогов, которая идет на благотворительные цели или на поддержку слабо обеспеченных слоев населения. Гос-во должно заботиться о повышении уровня благосостояния населения, т. к. средства населения — один из основных источников финансирования капитальных вложений. Привлечение средств населения для финан-ния инвестиций могли бы в значительной степени помочь реализации желаемой цели — установлению устойчивого экономического роста. Для привлечения инвестиций необходимо также создать инв-ую инфраструктуру, отвечающую мировым стандартам. Повысить заинтересованность со стороны инвесторов и уровень инвестиций государство могло бы путем предоставления государственно-коммерческих гарантий. Немаловажную роль в российский экономике могут сыграть иностранные инвестиции, которые несут с собой современные технологии (а это значит — повышение производительности труда, создание новых социально-привлекательных рабочих мест с высоким уровнем оплаты, опыт управления и т.д.). Поэтому усилия государства необходимо также направить на привлечение иностранных инвестиций. Инвестиции: Гос-ые инв-ии и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивают стабильную реализацию продукции и главная цель инвестиционной политики- структурная перестройка экономики и регулирование темпов экономического роста. Методы инвестиций: а) Выделение бюджетных ассигнований на фин-ние целевых инвестиционных программ б) Изменение нал-ых ставок на инвестируемую прибыль в) Маневрирование уровнем и условиями % на гос кредит

8. Государственное регулирование инвестиционной сферы.В настоящее время функции государственного регулирования и координации инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации размыты и рассредоточены между многими федеральными органами, каждый из которых реализует их в пределах своей предметной компетенции и по своим направлениям. В этой связи важное практическое значение приобретает задача определения и систематизации этих функций государственного регулирования в отношении субъектов инвестиционной деятельности, а также классификация соответствующих таким блокам функций групп федеральных органов, осуществляющих свою деятельность по близким или общим направлениям и сферам. Выделяют следующие блоки функций, осуществляемых сегодня на государственном (прежде всего федеральном) уровне в сфере регулирования инвестиционной деятельности. Это функции: 1.государственной легализации и регистрации инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности; 2.общеэкономического и внешнеторгового гос-ого регулирования; 3.финансово-кредитного и валютного регулирования контроля в инвестиционной деятельности; 4.фискально-налогового государственного регулирования инвестиционной деятельности; 5.гос-ого регулирования инвестиционной деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации. Соответственно выделенным блокам функций в РФ сложилась за последние годы следующая система федеральных органов государственного регулирования инвестиционной деятельности. 1. Федеральные органы и учреждения, осуществляющие государственную легализацию и регистрацию инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности. К данной группе органов относятся: * Гос-ая регистрационная палата при Министерстве экономики РФ (регистрация предприятий с иностранными инвестициями, аккредитация представительств иностранных юридических лиц, ведение реестров и т. д.); * Центральный банк РФ (в части регистрации и лицензирования кредитных организаций, аккредитации представительств иностранных банков, лицензирование аудиторов кредитных организаций, легализации вывоза капитала и т. д.); * Российский фонд федерального имущества (в части легализации сделок по купле-продаже государственных пакетов акций приватизированных предприятий); * Министерство финансов РФ (в части ведения единых реестров инвестиционных фондов и зарегистрированных в России ценных бумаг, выдачи лицензий на производство бланков ценных бумаг); * Государственный комитет РФ по рынку ценных бумаг (в части лицензирования профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг и саморегулируемых организаций, ведения их реестра); * Государственный таможенный комитет РФ (в части выдачи лицензий и квалификационных аттестатов, ведения реестров), а также ряд других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий лицензирование отдельных видов деятельности. 2. Федеральные органы общеэкономического и внешнеторгового гос-ого регулирования в сфере инвестиционной деятельности. К этой группе органов относятся: 1)Министерство экономики РФ; 2)Министерство внешних экономических связей РФ; 3)Государственный таможенный комитет РФ. 3. Федеральные органы финансово-кредитного и валютного регулирования и контроля в сфере инвестиционной деятельности. К этой группе могут быть отнесены: 1)Центральный Банк РФ; 2)Министерство финансов РФ; 3)Министерство экономики РФ (в части разработки сводного финансового баланса государства, обоснования финансирования целевых программ, разработки политики привлечения инвестиций и так далее); 4)Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю.4. Федеральные органы фискально-налогового гос-ого регулирования и надзора в сфере инвестиционной деятельности. К ним относятся: 1)Федеральная налоговая служба России; Федеральная служба налоговой полиции России; 2)Государственный таможенный комитет РФ (в части взимания таможенных пошлин и налогов, а также иных таможенных платежей); 3)Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (в части приостановления незаконных внешнеэкономических операций и привлечения к ответственности за их совершение). 5. Федеральные органы гос-ого регулирования инвест-ой деятельности на фондовом рынке и в сфере приватизации: Российский фонд федерального имущества; Гос-ый комитет РФ по управлению гос-ым имуществом; 1)Гос-ый комитет РФ по рынку ценных бумаг; 2)Гос-ый комитет РФ по антимонопольной политике; 3)Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России. Как легко подсчитать на основании приведенной классификации, функции регулирования инвестиционной деятельности от имени государства сегодня реально в России осуществляют как минимум 15 различных органов и учреждений. Среди них и значительное число органов исполнительной власти, и государственные учреждения при них, и Центральный банк России, и федеральные неправительственные органы.

>Понятие временной стоимости денег

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *