Трудовое право на транспорте

Работники транспорта

Работниками транспорта в законодательстве обозначены лица, трудовые функции которых непосредственно связаны с движением транспортных средств. Транспортная сфера1В транспортную сферу входят автомобильный, железнодорожный, речной, морской, воздушный транспорт. связана с повышенной опасностью, возможностью причинения вреда, что налагает на лиц, взаимодействующих с транспортом, повышенную ответственность. В свою очередь, это влечет за собой повышенные требования к работникам данной отрасли. Особенностям регулирования труда работников транспорта посвящены гл. 51 Трудового кодекса Российской Федерации и множество других законодательных актов.

Во-первых, работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны обладать определенными умениями и навыками, а это означает, что они должны в обязательном порядке пройти профессиональную подготовку и профессиональный отбор (ст. 328 ТК РФ).

Во-вторых, транспортные работники некоторых категорий должны отвечать определенным медицинским требованиям, в связи с чем прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования).

Рабочее время и время отдыха. Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений1Постановление Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 16 «Об утверждении Перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств»..

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей2Главное требование, предъявляемое законом к таким актам, — это то, что они не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом.. К таким актам, которые устанавливают особенности правового регулирования работников транспорта можно отнести, например, следующие:

  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы (утв. приказом Минтранса РФ от 14 марта 2012 г. №61);
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», имеющих особый характер работы (утв. приказом Минтранса РФ от 9 декабря 2011 г. № 308);
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации (утв. приказом Минтранса РФ от 7 июля 2011 г. № 181);
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей из числа гражданского персонала пограничных патрульных судов, катеров (утв. приказом ФСБ РФ от 7 апреля 2007 г. № 161);
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ (утв. приказом Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. № 139);
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса (утв. приказом Минтранса РФ от 18 октября 2005 г. № 127);
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена (утв. приказом Минтранса РФ от 8 июня 2005 г. № 63);
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утв. приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. № 15);
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов (утв. приказом МПС РФ от 5 марта 2004 г. № 7);
  • Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации РФ (утв. приказом Минтранса РФ от 30 января 2004 г. № 10) и мн. др.

Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется положениями (уставами) о дисциплине. В частности, в отношении работников железнодорожного транспорта действует Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта от 25 августа 1992 г. №621. На работников морского транспорта распространяется Устав о дисциплине работников морского транспорта, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 395. Дисциплина труда работников рыбопромыслового флота регулируется Уставом о дисциплине труда работников рыбопромыслового флота, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. № 798. и т.п.

С чего все началось

В 1896 году был впервые представлен российский автомобиль. Между тем серийная машина была выпущена лишь в 1909 году. С этого момента началась история отечественного автомобильного транспорта.

Первопроходцем в автомобилестроении является Русско-Балтийский завод, выпускающий машины «Руссо-Балт». Этот транспорт считали очень надежным, и это качество позволяло ему неоднократно побеждать на ралли и дальних пробегах.

Легендарный, известный каждому автомобиль «Победа» — гордость советской автомобильной промышленности. Впервые россияне увидели ее в 1946 году.

Однако долгое время не существовало такого праздника, как День работников автомобильного транспорта. День автомобилиста, как мы уже писали выше, был официально учрежден лишь в 1980 году. После этого, в 1996 году, президент Российской Федерации издал указ, согласно которому этот праздник переименовали. Теперь он назывался – День работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Однако дата празднования изменена не была. Таким образом государственные власти хотели объединить две дополняющие друг друга отрасли. Но затея не удалась, и в 2000 году было принято решение о том, что автомобилисты будут отмечать свой профессиональный праздник как и раньше – в последнее воскресенье октября, а работники дорожного хозяйства немного раньше – в третье.

Сценка «Блондинка в законе»

Ведущий: Наши дамы, конечно, могут разобраться в мужском деле. А вот когда мы пытаемся разобраться в их женских штучках, то все становится гораздо сложнее. Представьте ситуацию – инспектор ГИБДД и прелестная нарушительница ПДД.

На сцене появляется солидный гаишник с животиком и яркая блондинка на каблуках.

Гаишник (Г): Нарушаем, значит, гражданочка? Что случилось-то? Почему летим со скоростью 170?

Блондинка (Б): Ну поймите, босоножки у меня любимые…

Г: А я разве о босоножках у вас спросил? Ваши права, будьте добры!

Б (роется в огромной сумочке): Что-то не могу я их найти! Помогите, пожалуйста.

Г (долго переворачивает все в сумке и хватается за голову): Сколько же у вас тут всего?

Б: Лак № 46, 24, 57, 14, помада № 317, 208, 65, 71 (и т.д. – список можно продолжать).

Г: Да уж! Чего тут только нет!

Б: Как это чего нет? Лака № 43, 27, 54, 12 и помады № 312, 210, 63 (снова продолжаем список).

Г: Хм….А это что?

Б: Ну для лица это – тоник.

Г: Да неужели? А спиртом-то как тянет! А не употребляете ли вы? Дыхните! (девушка дышит)

Г (из сумки появляется очередная баночка): Так! А это лак для волос, да?

Б: Как вы догадливы! А также хорошее средство против насильников.

Г (извлекает из сумки нунчаки): Это еще что?!

Б: Ну тоже от насильников… палочки волшебные.

Г: А разрешение где?

Б: Этого у меня нет. У Бори оно. Но ему эти палочки не пригодились, вот он и решил их мне отдать.

Г (доставая презервативы): Девушка! Ну ведь это должно находиться в аптечке!

Б: Но ведь это тоже от насильников!

Г (смотрит в сумку удивленными глазами): А это-то что?!

Б (хихикает): Это чтобы насильники пугались.

Г: Опасная вы дама, как я вижу. Ну а это что такое (из огромной сумки появляются щипчики для ресниц).

Б: Ой, это вообще такая штучка классная. Самый бренд. Ею можно ресницы завивать. Кстати, я могу и вам сделать! (пытается отобрать аксессуар, но гаишник не отдает и достает из сумки клей «Момент», упакованный в целлофановый пакет)

Г: А это что же? Употребляете все-таки?!

Б: Да ну что вы говорите такое. Я на своих любименьких босоножках каблук приклеивала. Кстати, вот именно поэтому моя нога и приклеилась к педали газа!

В этот момент у девушки начинает звонить телефон, и она отвечает.

Б: Боренька. Ну не ругайся, мой медвежонок. Меня тут просто ребятки твои задержали (у инспектора ГИБДД меняется лицо, мелко дрожат колени). К телефону? Ну, конечно, сейчас трубочку передам.

Г (в трубку): Здравия желаю! Так точно! Да! Конечно!

Б (забирает трубку и гладит гаишника по плечу): Расслабьтесь. Все уже, вольно! (с трудом отрывает от пола ногу) Точно! Ну как же я раньше не подумала! Надо к педали и второй каблук приклеить, чтобы тормозить тоже вовремя!

Послесловие

Автомобиль по праву считается одним из самых полезных человеческих изобретений. Любовь к машинам и стала залогом того, что в современном мире появился этот праздник – День автомобилиста. За сотню с небольшим лет автомобиль сильно изменился. Сегодня он незаменим во всех сферах нашей жизни.

В 2017 году праздник День работников автомобильного транспорта выпадает на 29 октября.

Сегодня мы уже не можем представить свою жизнь без автомобильного транспорта. Но мы и не задумываемся о том, насколько нелегок труд водителей профессионалов, тех, кто доставляет грузы, кто обеспечивает бесперебойную работу предприятий, кто трудится на пассажирском транспорте. Хорошо отлаженная работа автотранспорта – одна из составляющих бесперебойного функционирования всего народного хозяйства страны.

Профессиональный праздник работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства отмечается в нашей стране с 1996 г. на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.11.96 N 1435 «Об установлении Дня работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства». В 2000 г. было решено отмечать отдельно профессиональный праздник работников дорожного хозяйства ежегодно в третье воскресенье октября, а праздник День работников автомобильного транспорта каждый год в последнее воскресенье октября.

Автомобильный транспорт сегодня является связующим звеном между многими отраслями промышленности и регионами, от его состояния зависит экономический потенциал всей страны. Поэтому вопросы развития сети автодорог и обеспечения безопасности движения приобретают особую актуальность и требуют скоординированной работы всех уровней власти.

Праздник День работников автомобильного транспорта — это праздник водителей, рабочих, инженерно-технических работников и служащих, руководителей автотранспортных и пассажирских автопредприятий, ученых отраслевой науки и преподавателей учебных заведений. В решении всех задач, стоящих перед отраслью, неоценим опыт ветеранов автомобильного и пассажирского транспорта, отдавших любимой профессии лучшие годы жизни.

Сегодня без автотранспорта немыслимы не только стабильное функционирование национальной экономики, но и повседневная жизнь миллионов россиян. На долю автомобилистов приходится более половины грузовых перевозок, только пассажирскими автопредприятиями ежедневно перевозится 75% населения страны.

Значительно возросла роль автотранспорта в обеспечении внешнеэкономических связей России. Несмотря на жесткую конкуренцию, отечественные перевозчики усиливают свои позиции на международном рынке автотранспортных услуг, автомобили с российским флагом осваивают новые дороги и страны.

С каждым годом в России увеличивается количество автомобилей и качественно меняется состав автопарка. Рост числа личных машин наглядно показывает улучшение благосостояния населения, а значительное увеличение грузопотока на дорогах страны говорит о росте экономики.

Огромное значение имеет добросовестный труд и профессиональное мастерство работников автотранспортных предприятий, обеспечивающих обслуживание населения, промышленности и сельского хозяйства России.

Автомобиль превращается в основное средство передвижения населения. Массовая автомобилизация уже оказывает заметное влияние на развитие территорий и населенных пунктов, на процессы торговли и потребления, на становление предпринимательства, на весь образ жизни многих россиян.

В целом ряде секторов автомобильному транспорту нет альтернативы. Это обеспечение розничной торговли, перевозки дорогостоящих и срочных грузов на малые и средние расстояния, транспортное обеспечение производственной логистики, малого бизнеса.

Автомобильный транспорт представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется в нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан.

Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителям.

В автомобильном транспорте сконцентрировано свыше 97% от всех лицензируемых субъектов транспортной деятельности. В сфере коммерческих и некоммерческих автомобильных перевозок сейчас занято порядка полумиллиона хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой и межвидовой конкуренции.

В последние годы общая численность парков автобусов и грузовых автомобилей изменялась практически незначительно. Тем временем интенсивно растет количество легковых автомобилей в собственности граждан. Автомобилизация страны стимулируется инвестициями населения и бизнеса, которые ежегодно вкладывают только в новые автомобили до 4 миллиардов долларов. По сути дела, конечными потребителями автомобилизации становятся все отрасли экономики, а также социально-культурная сфера, пассажиры и владельцы личных автомобилей и другие виды транспорта, являющиеся смежными звеньями в системе товародвижения.

К недостаткам автотранспорта относится низкая производительность подвижного состава, а также сравнительно высокая (значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте) себестоимость перевозок. Кроме того, автомобильный транспорт – один из основных загрязнителей атмосферы.

Среди проблем автотранспорта, нужно назвать интенсивное увеличение числа легковых автомобилей (на 8-10% ежегодно). Особенно в крупных городах. При этом усиливается вредное воздействие автомобилей на окружающую среду, усложняются вопросы безопасности дорожного движения, снижается пропускная способность многих дорог. В первую очередь — городских.

Транспортные правоотношения трудового характера

Еще одну группу транспортных правоотношений составляют трудовые отношения. Они урегулированы не только законодательством РФ о труде, но и транспортным законодательством, уставами службы на транспорте, уставами и положениями о дисциплине на транспорте. Эти нормативные правовые акты закрепляют особенности трудовых отношений на транспорте.

Субъектами этих отношений являются работники транспорта, а второй стороной – работодатели – транспортные организации. Работники представлены транспортным законодательством разными категориями. Ими могут быть: члены экипажа, состоящего: 1) из лиц командного состава (капитана, помощника, механиков, электромехаников, радиоспециалистов, врачей); 2) судовой команды; 3) работников, обслуживающих пассажиров (п. 1 ст. 26 КВВТ, ст. 52 КТМ). На воздушном транспорте – это летный экипаж (командир, другие лица летного состава) и кабинный экипаж (бортоператоры и бортпроводники) (п. 1 ст. 56 ВК). На железнодорожном транспорте к ним относятся начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда и проводники, а на автомобильном транспорте – водитель, кондуктор.

К работникам предъявляются специальные требования, касающиеся состояния здоровья, квалификации, а в отдельных случаях и гражданства. В частности, на морском транспорте капитаном судна, его старшим помощником, старшим механиком, радиоспециалистом не могут быть иностранные граждане и лица без гражданства (п. 1 ст. 56 КТМ). В состав летного экипажа воздушного судна РФ могут входить только граждане Российской Федерации (п. 4 ст. 56 ВК).

Одно из непременных условий занятия перечисленными работниками соответствующей должности является наличие официальных документов, подтверждающих их квалификацию. Это могут быть дипломы, квалификационные свидетельства, другие документы (ст. 54 КТМ, п. 1 ст. 27 КВВТ). Другое обязательное условие относится к годности к работе на транспорте по состоянию здоровья. Оно должно быть подтверждено наличием у работника соответствующего медицинского документа (свидетельства) соответствующей формы (ст. 55 КТМ, п. 2 ст. 27 КВВТ).

На характер прав и обязанностей сторон трудового отношения, составляющих его содержание, оказывают влияние особенности труда на транспорте, безопасность его эксплуатации. В частности, особый режим рабочего времени и времени отдыха обусловливает право работника выполнять свои функции в рамках нормативно установленного режима и право работодателя требовать его соблюдения. С учетом специфики труда на транспорте права и обязанности работников регулируются соответствующими нормативными правовыми документами, например, права и обязанности членов экипажа судна регулируются уставом службы на судах внутреннего водного транспорта (п. 2 ст. 28 КВВТ).

Что касается второй стороны трудовых отношений – работодателя, то транспортным законодательством на владельца транспортного средства, в частности судовладельца, возлагаются особые обязанности, обусловленные характером эксплуатации транспорта, в том числе по обеспечению безопасности условий труда, наличия спасательных средств, по охране здоровья членов экипажа, бесперебойному снабжению продовольствием и водой. Он обязан страховать жизнь и здоровье членов экипажа при исполнении ими трудовых обязанностей, их заработную плату и другие причитающиеся суммы (п. 2 ст. 60 КТМ).

Установлены особые требования к дисциплине на транспорте. На некоторых видах транспорта они регулируются специальными уставами и положениями о дисциплине. Так, вопрос дисциплины на железнодорожном транспорте регулируется Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации. На морском, внутреннем водном, воздушном транспорте действуют уставы о дисциплине.

Транспортные правоотношения процессуального характера

Такие правоотношения возникают при спорах между перевозчиком, с одной стороны, и пассажиром, грузоотправителем, грузополучателем – с другой, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением сторонами договорных обязательств. Транспортное законодательство устанавливает претензионный порядок разрешения споров, который предшествует исковому производству. При этом в случаях перевозок грузов предъявление претензий к перевозчикам в обязательном порядке предваряет предъявление к нему иска (п. 1 ст. 797 ГК).

Процедура претензионного рассмотрения и разрешения споров установлена транспортными кодексами и уставами, а также правилами перевозок. В возникших претензионных отношениях одной стороной является заявитель претензии, которым может быть пассажир, грузоотправитель, грузополучатель. Ответчиком по претензии выступает перевозчик.

При неудовлетворительном результате претензионной процедуры спор может быть разрешен по усмотрению сторон в третейском суде или в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.

  • Пункты 5–31 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. приказом МПС России от 26.07.2002 № 30.
  • Пункт 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112.
  • Утверждено постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 № 621 (в ред. от 14.07.2001 № 535).
  • На внутреннем водном транспорте обязательным является предъявление претензии к перевозчику до предъявления иска также и в связи с перевозкой пассажира (п. 1 ст. 161 КВВТ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *