По алкогольной продукции установлены

Содержание

Акциз

Акциз — налог, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Акциз можно классифицировать данный налог по следующим признакам: по принадлежности к уровню власти и управления, принадлежности к субъектам уплаты, по характеру использования, по способу изъятия, по способу обложения, по полноте прав пользования налоговыми поступлениями.

  1. По принадлежности к уровню власти и управления: акциз относится к федеральным налогам.
  2. По принадлежности к субъектам уплаты акцизы относятся к платежам с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  3. По характеру использования акцизы — это платежи (нецелевого) общего назначения, т. е. денежные средства, полученные от их взимания, используются без привязки к конкретным мероприятиям;
  4. По способу изъятия акцизы также как и НДС относятся к косвенным налогам;
  5. По способу обложения акциз относится к неокладным налогам: обязанность по исчислению и уплате налога возложена на налогоплательщика;
  6. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями: акцизы относятся к регулирующим налогам, поскольку предусмотрено их зачисление как в федеральный, так и в региональные бюджеты.

Механизм исчисления и уплаты акциза предполагает определение суммы налога при совершении операций с подакцизной продукцией и включение сумм налога в цену товара. Это означает, что каждый экономический субъект, участвующий в обороте подакцизных товаров, осуществляет расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, и при реализации передает данную обязанность следующему контрагенту вплоть до конечного потребителя, который и несет бремя акцизного налогообложения. Таким образом, налог регулирует потребление подакцизной продукции.

Состав подакцизных товаров

Перечень подакцизных товаров достаточно узок и содержит следующие группы: спирт и спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, прямогонный и автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, автомобили. Налоговым кодексом предусмотрено освобождение некоторых видов подакцизной продукции от налогообложения при соблюдении установленных ограничений (табл. 11).

Продукция, освобождаемая от налогообложения акцизом Таблица 11

Наименование продукции

Условия освобождения от налогообложения

спиртосодержащие средства медицинского назначения

Внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

спиртосодержащие препараты ветеринарного назначения

Внесены в Государственный реестр ветеринарных препаратов и разлиты в емкости не более 100 мл.

парфюмерно-косметическая продукция,

1. с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно;

  • разлитая в емкости до 100 мл;
  • наличие пульверизатора.

2. разлитая в емкости не более 100 мл.;

  • с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно.

отходы

  • подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей;
  • образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликерово- дочных изделий;
  • соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти;

Плательщики акциза

Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, являющиеся плательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Поскольку ст.179 Налогового кодекса устанавливает возникновение обязанности по уплате акцизов с момента совершения операций, признаваемых объектом налогообложения, к налогоплательщикам относятся все лица, совершающие данные операции, в том числе и иностранные экономические субъекты. Плательщиками акцизов по факту совершения операций с подакцизными товарами являются также обособленные подразделения организаций.

При совершении операций с отдельными видами подакцизных товаров установлены особенности возникновения обязанности налогоплательщика. К примеру, при налогообложении операций с прямогонным бензином налогоплательщиками признаются лишь непосредственные производители прямогонного бензина. Аналогичный подход установлен в отношении производства продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина.

Особенности возникновения статуса налогоплательщика установлены также для организаций, осуществляющих деятельность в рамках договора простого товарищества. Налоговым кодексом предусмотрена солидарная ответственность исполнения обязанности по уплате акциза в рамках договора простого товарищества. Однако возможно исполнение обязанности по исчислению и уплате акцизов как совместно всеми товарищами, так и отдельным лицом, на которого данные обязанности возложены иными участниками. Данный субъект обязан в срок не позднее дня осуществления первой операции известить налоговый орган об исполнении им обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества и повторно встать на учет в качестве налогоплательщика, ведущего общие дела простого товарищества, независимо от факта постановки на учет как налогоплательщика, ведущего собственную деятельность. При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, исполняющим обязанности по уплате акциза в рамках простого товарищества, обязанность по уплате акциза остальными участниками договора простого товарищества считается выполненной.

Объект налогообложения

Ст. 182 НК РФ признает объектом налогообложения определенный перечень операций, совершаемых с подакцизными товарами. К ним относятся как операции по реализации на российской территории налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров, операции по получению и оприходованию подакцизной продукции, отдельные виды передачи подакцизных товаров, в том числе на давальческой основе, операции по перемещению подакцизных товаров через таможенную границу РФ.

Согласно ст. 182 НК РФ, реализацией подакцизных товаров признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате.

Объектом обложения акцизами признаются и некоторые операции по передаче на территории РФ произведенных подакцизных товаров:

  • передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику указанного сырья либо другим лицам;
  • передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
  • передача лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  • передача подакцизных товаров для переработки на давальческой основе;
  • передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;
  • передача на территории Российской Федерации организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества, участнику указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества.

Согласно п. 1, п. п. 6 ст. 182 НК РФ, объект возникает и в случае реализации экономическими субъектами конфискованных, бесхозяйных или подлежащих обращению в государственную или муниципальную собственность подакцизных товаров.

Под налогообложение попадает передача на территории Российской Федерации произведенных подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организации, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества. Объектом налогообложения является также импорт подакцизных товаров на таможенную территорию России.

Особенностью возникновения объекта при производстве подакцизной продукции является то, что, согласно п. 3 ст. 182 НК РФ, в целях исчисления акцизов к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого ст. 193 НК РФ установлена повышенная ставка акциза нежели на товары, использованные в качестве сырья.

В особую группу операций, вызывающих объект налогообложения, можно выделить операции получения (оприходования) подакцизной продукции. При этом объект возникает лишь при оприходовании такой подакцизной продукции, как денатурированный этиловый спирт и пря- могонный бензин. Под оприходованием понимается принятие к учету в качестве готовой продукции подакцизной продукции, произведенной из собственного сырья и материалов. Кроме того, для факта возникновения объекта обязательным условием является наличие соответствующего свидетельства.

Предприятия получают свидетельства на добровольной основе. Свидетельства не являются документом, разрешающим или запрещающим осуществлять перечисленные в них виды деятельности, и не заменяют собой соответствующую лицензию на производство денатурата или неспиртосодержащей продукции. Таким образом, свидетельство — это документ, непосредственно связанный лишь с исчислением акциза на денатурированный спирт. Свидетельства выдаются организациям при соблюдении требований, перечисленных в п. 4 ст. 179.2 НК.

Условия предоставления Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином имеют некоторые отличительные особенности. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:

  • производство прямогонного бензина, в том числе из давальче- ского сырья (материалов);
  • производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин, в том числе из давальче- ского сырья (материалов).

Для получения свидетельства на производство прямогонного бензина необходимо, чтобы у заявителя имелись мощности по производству указанного вида товаров. Производственные мощности могут принадлежать организации-заявителю на праве собственности, на праве владения или пользования либо на других законных основаниях.

Получить свидетельство на переработку прямогонного бензина можно при наличии у заявителя договора об оказании им услуг по переработке давальческого сырья, в результате которой производится прямогонный бензин. Данное условие должно сочетаться с требованием о наличии производственных мощностей по производству продукции нефтехимии. На основании договора об оказании услуг по переработке прямогонного бензина свидетельство выдается, если заявитель является собственником перерабатываемого бензина и договор заключен с производителем продукции нефтехимии.

Операции, освобождаемые от налогообложения

Ряд операций с подакцизной продукцией подлежит освобождению от налогообложения. К таким операциям в соответствии со ст. 183 относятся:

  • реализация подакцизных товаров на экспорт;
  • передача подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров между подразделениями одной организации (при условии, что эти подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками);
  • первичная реализация конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.
  • Согласно п. 2 ст. 184 НК, налогоплательщику предоставляется освобождение от уплаты акциза при совершении экспортных операций:
  • вывоз подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта;
  • ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.

В обоих случаях для получения освобождения от уплаты акцизов требуется предоставить в налоговый орган поручительство банка в соответствии со ст. 74 НК или банковскую гарантию. Кроме того, в установленный срок — документы, подтверждающие факт экспорта.

Для подтверждения факта экспорта в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации подакцизных товаров, представляются следующие документы (п. 7 ст. 198 НК РФ):

  • контракт налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров;
  • платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации на счет налогоплательщика в российском банке;
  • грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа;
  • копии транспортных (товаросопроводительных) документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товаров за пределы территории России.

Ставки акцизов

Налоговым кодексом (ст. 193) установлены единые на территории Российской Федерации ставки для налогообложения подакцизной продукции, которые подразделяются на две группы: твердые и комбинированные.

Твердые ставки установлены в абсолютном значении на единицу налоговой базы. К примеру, на 1 т. нефтепродуктов соответствующего вида, на 1 л. безводного этилового спирта, на количество единиц. Комбинированная ставка предполагает сочетание твердой (специфической) составляющей и доли от стоимостного показателя (расчетной стоимости).

Предусмотрена дифференциация ставок по видам подакцизной продукции, а также по ее подвидам. К примеру, с 2011 г. предусмотрена дифференциация ставок акцизов по классам автомобильного бензина и дизельного топлива по принципу снижения ставок на топливо более высокого качества.

Предусмотрена индексация твердых ставок акцизов в соответствии с прогнозируемым индексом потребительских цен.

Отдельные виды подакцизных товаров, например алкогольная и табачная продукция, подлежат обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными марками. В то же время марка служит способом идентификации легальности производства или ввоза товара на территорию России.

Обязательной маркировке акцизными марками подлежит табачная продукция иностранного производства, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации с целью ее реализации. Цена акцизной марки составляет 150 рублей за 1 тыс. штук без учета налога на добавленную стоимость.

В целях осуществления контроля за уплатой налогов и обеспечения легальности производства и оборота на территории Российской Федерации подлежит маркировке алкогольная продукция. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

  • алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством;
  • алкогольная продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными марками не допускается. Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществления контроля за уплатой налогов.

Существуют два вида маркировки: федеральная специальная марка и акцизная марка. Акцизной маркой маркируется вся продукция импортного производства, ввозимая на территорию Российской Федерации, федеральной специальной маркой — продукция отечественного производства.

Налоговая база

Налоговая база по акцизам в соответствии со ст. 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров. Для каждого вида подакцизного товара установлена своя ставка налога. Налоговая база в зависимости от установленных ставок определяется:

  • как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки;
  • как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса, без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки;
  • как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;
  • как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.

При применении комбинированной ставки по отдельным видам подакцизной продукции, в частности табачным изделиям, в Налоговом кодексе используется понятие расчетной стоимости. Расчетная стоимость — произведение максимальной розничной цены, указанной на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий, и количества единиц потребительской упаковки (пачек) табачных изделий, реализованных (переданных) в течение отчетного налогового периода или ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. При этом под максимальной розничной ценой понимается цена, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована конечному потребителю. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.

Налоговый кодекс содержит требование ведения раздельного учета операций с подакцизными товарами. В частности, статьей 190 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен организовать раздельный учет операций с подакцизными товарами, по которым установлены различные налоговые ставки. Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.

В отношении различных видов подакцизной продукции также применяется особый порядок определения налоговой базы и применения ставки. К примеру, при применении ставки по алкогольной продукции налоговая база определяется как объем реализованной продукции в натуральном выражении, т. е. в литрах, что вызывает необходимость пересчета на безводный этиловый спирт.

Пример: Ликеро-водочный завод производит алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта 40%. За январь произведено 400 л. данного подакцизного товара. Применяемая налоговая ставка — 210 руб за 1 л. безводного этилового спирта. Сумма акциза по приобретенному этиловому спирту — 1400 руб. Рассчитаем сумму акциза.

1. Определим налоговую базу в пересчете на безводный спирт: 400 л. * 40% = 160 л.

2. Определим сумму акциза по реализованной подакцизной продукции:

  • 160 л * 210 руб. = 33600 руб. 00 коп.

3. Определим сумму акциза, подлежащего уплате по алкогольной продукции. Для этого исчисленная сумма акциза уменьшается на сумму налоговых вычетов.

  • 33600 — 1400 = 32200 руб. 00 коп.

Некоторые особенности определения налоговой базы установлены при ввозе подакцизной продукции на территорию Российской Федерации. Установлено, что в данном случае налоговая база определяется либо как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении по тем товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, либо, в случае применения адвалорных ставок, как сумма таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины. В отношении подакцизных товаров, по которым применяются комбинированные налоговые ставки, налоговая база формируется из следующих элементов: объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении и расчетная стоимость ввозимых подакцизных товаров, определяемая в соответствии со ст. 187.1 НК РФ.

Налоговым периодом является календарный месяц — для организаций и индивидуальных предпринимателей, а для лиц, признаваемых налогоплательщиками акциза в связи с перемещением товаров через таможенную границу России — согласно Таможенному кодексу России.

Порядок исчисления акцизов

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые или адвалорные ставки, определяется по формуле:

А=НБ*Cm,

  • А — сумма акциза;
  • НБ — налоговая база (в рублях либо в натуральном выражении);
  • Cm — ставка налога (в процентах или в рублях за единицу продукции).

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется по формуле:

А=НБ*Cm + R*Рмах,

  • А — сумма акциза;
  • НБ — налоговая база в натуральном выражении;
  • Cm — ставка налога в рублях за единицу продукции;
  • R — доля в процентах;
  • Рмax. — максимальная розничная цена подакцизных товаров.

Общая сумма акциза исчисляется сложением всех сумм акциза по каждому виду подакцизного товара, облагаемому по разным акцизным ставкам, по итогам каждого налогового периода и применительно ко всем подакцизным операциям.

Налогоплательщик, реализующий производимые им подакцизные товары либо производящий подакцизные товары из давальческо- го сырья, обязан предъявить к оплате покупателю товаров либо собственнику давальческого сырья сумму акциза. Сумма акциза выделяется отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах. В случае реализации подакцизной продукции в розницу сумма акциза включается в цену товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма акциза не выделяется. Сумму акциза не выделяют отдельной строкой и в том случае, когда совершаемые операции с подакцизными товарами освобождены от налогообложения на основании Кодекса (например, при реализации товаров на экспорт). В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах делается надпись или ставится штамп «Без акциза».

Согласно ст. 200 НК РФ, налогоплательщики имеют право уменьшить исчисленную сумму акциза на суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, которые в дальнейшем использованы в качестве сырья для производства подакцизных товаров. При этом налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками подакцизных товаров, в части сумм акциза, фактически уплаченных продавцам при приобретении указанных товаров. Условием применения данного вычета является списание приобретенного сырья в производство.

Важным условием вычета является факт уплаты акциза. Пунктом 3 ст. 201 также установлено, что в случае, если в отчетном налоговом периоде стоимость подакцизных товаров отнесена на расходы по производству других подакцизных товаров без уплаты акциза по этим товарам продавцам, то суммы акциза подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором произведена его уплата продавцам.

Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой акциза и суммами налоговых вычетов. В случае превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой акциза в отчетном месяце налог в данном периоде не уплачивается, а сумма превышения подлежит зачету в счет текущих (или предстоящих) платежей по акцизу.

Условия применения вычетов при расчета акциза перечислены в ст. 201 Налогового кодекса.

Сроки уплаты акцизов и предоставления отчетности

При определении сроков уплаты акцизов необходимо определить дату реализации подакцизной продукции. Дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется ст. 195 НК РФ как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию. Датой получения прямогонного бензина признается день его получения организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина. Датой получения денатурированного этилового спирта признается день получения (оприходования) организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, денатурированного этилового спирта.

Согласно ст. 204 НК РФ, уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту их производства, за исключением прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта. При получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, уплата акциза производится по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров. При получении прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в которых они состоят на учете, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, — не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.


Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

Порядок обжалования

Решение лицензирующего органа может быть обжаловано в лицензирующий орган и (или) в суд.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих.

2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 № 59-ПП.

3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

3.2. Требования от заявителя:

3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

3.4. Отказа заявителю:

3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются его руководителем (уполномоченным заместителем руководителя).

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, направляются в Правительство Москвы и рассматриваются заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений.

5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее — органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

5.2. Почтовым отправлением.

5.3. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

5.4. Иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

6. Жалоба должна содержать:

6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

6.3. Наименование, сведения о месте нахождения заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

6.7. Требования заявителя.

6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

6.9. Дату составления жалобы.

7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

9.1. Отказа в приеме документов.

9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

11. Решение должно содержать:

11.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

11.3. Наименование и сведения о месте нахождения заявителя.

11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

11.11. Порядок обжалования решения.

11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

14.4. Наличия:

14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

15.2. Если текст жалобы (его часть), почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

15.3. Если в жалобе не указаны наименование заявителя или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

15.4. Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления государственной услуги «Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 № 59-ПП, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

20.1. Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.

20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).

Почему важно утилизировать алкогольную продукцию?

В соответствии с законодательством допустима только профессиональная утилизация алкогольной продукции. Другими словами, ее запрещено сливать в канализацию и в водоемы, вывозить на общественные свалки и в лесополосы. Если контролирующие органы выявят халатное отношение к таким отходам, то обяжут уплатить крупный штраф.

Утилизировать алкоголь, который пришел в негодность или является суррогатом, нужно для того, чтобы не загрязнять окружающую среду парами спирта, которые к тому же являются горючими. Если вывести бочки со спиртосодержащими напитками, например, на свалку и оставить там, то под влиянием окружающей среды тара может дать течь, что в результате приведет к попаданию алкоголя в почву и дальнейшего его просачивания в грунтовые воды, а это уже грозит экологической катастрофой.

Уничтожение алкогольной продукции, а не вывоз на свалку, целесообразно еще и потому, что в этом случае исключено ее незаконное возвращение в оборот. Также в этом случае к выброшенному алкоголю не будет доступа у бродяг и бездомных, ведь употребление некачественных или суррогатных спиртных напитков имеет серьезные последствия, начиная с простого отравления и заканчивая летальным исходом.

Как продлить лицензию

Согласно п. 17 ст. 19 закона «О государственном регулировании…» от 22.11.1995 № 171-ФЗ, максимальный срок действия лицензии, позволяющей юридическому лицу осуществлять продажи алкоголя (в том числе и розничные), составляет 5 лет. Подробная инструкция по оформлению такой лицензии приведена по .

После истечения срока действия разрешения необходимо продление лицензии на алкоголь. Для этого в Росалкогольрегулирование подается соответствующее заявление. Форма такого документа приведена в приложении 6 к Административному регламенту, утв. приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 № 335.

К заявлению нужно приложить квитанцию об уплате госпошлины: в соответствии с подп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, ее размер составляет 65 тыс. рублей.

Заявление в Росалкогольрегулирование должно быть подано не ранее чем за 3 месяца до дня окончания срока действия имеющейся лицензии (абз. 4 п. 17 ст. 19 закона 171-ФЗ).

Основаниями для отказа в продлении действия разрешения являются:

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

  • наличие у заявителя задолженностей по налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • несоответствие требованиям, установленным положениями ст. 16 закона 171-ФЗ;
  • представление документов, содержащих неполную, неточную или искаженную информацию.

Переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции

Согласно п. 12 ст. 19 закона 171-ФЗ, необходимость в переоформлении действующей лицензии на розничную торговлю алкоголем может возникнуть в следующих ситуациях:

  • при смене наименования юрлица;
  • при создании новых филиалов или, наоборот, упразднении существующих;
  • при перемене юридического адреса компании;
  • при изменении иных данных, указанных в действующей лицензии.

В перечень документов, представляемых на регистрацию, входит:

  1. Заявление. Для его составления стоит воспользоваться формой, приведенной в Приложении № 4 к Регламенту.
  2. Квитанция об уплате госпошлины. Ее размер в соответствии с подп. 92 п. 12 ст. 333.33 НК РФ составляет 3500 рублей.
  3. Документ, подтверждающий факт внесения в документы компании изменений, влекущих за собой необходимость в переоформлении лицензии (копии учредительных документов, копия свидетельства о постановке на учет, копия договора аренды или купли-продажи помещения и пр.).

В случае если основанием для переоформления разрешения является реорганизация компании, представителю компании потребуется подготовить заявление, составленное по форме из Приложения № 5 к Регламенту. При этом госпошлину придется заплатить в полном размере. Обязательный платеж снижается до 3500 рублей лишь при условии, что реорганизация была осуществлена в форме слияния, присоединения или преобразования организаций, каждая из которых была обладателем лицензии на продажу алкоголя в розницу (подп. 13 п. 31 Регламента).

ВАЖНО! Обратиться в Росалкогольрегулирование с заявлением о переоформлении лицензии необходимо в течение 30 дней с момента возникновения для этого законного основания. В противном случае компания может потерять право на розничную торговлю алкоголем (п. 1 ст. 20 закона 171-ФЗ). Осуществлять деятельность на основании прежней лицензии можно в течение 3 месяцев с момента появления обстоятельств для ее переоформления (п. 14 ст. 19 закона 171-ФЗ).

Как подать заявление на продление алкогольной лицензии

Обратиться в Росалкогольрегулирование с инициативой о продлении или переоформлении лицензии можно:

  • лично посетив отделение ведомства — головное или региональное;
  • направив документы по почте;
  • передав бумаги через законного представителя (предварительно оформив на его имя доверенность о предоставлении ему соответствующего права);
  • воспользовавшись возможностями электронного портала госуслуг (при наличии у представителя компании доступа к ее аккаунту на сайте).

***

Итак, необходимость в переоформлении лицензии на торговлю алкоголем в розницу возникает в случаях изменения данных в уставных документах лица (например, при смене наименования или юридического адреса) или при реорганизации компании. Продлить лицензию на алкоголь придется в том случае, если срок действия предыдущего документа подходит к концу, при этом госпошлину за получение разрешения потребуется заплатить в полном объеме.

Заказать бесплатную консультацию

Компании, производящие и реализующие алкогольную продукцию, должны осуществлять свою деятельность с наличием соответствующей лицензии. Необходимость наличия лицензии обусловлена мерами безопасности по защите потребителей от некачественной продукции.

Необходимые документы и условия продления лицензии на алкоголь

Документы на продление лицензии на алкоголь (для подачи в службу одного окна):

  1. ✔ Заявление (делаем мы);
  2. ✔ Оригинал госпошлины;
  3. ✔ Копия полномочий Ген. директора;
  4. ✔ Оригинал доверенности;
  5. ✔ Копия лицензии.

Продление. Выездная проверка.

  1. ✔ Правоустанавливающие документы на помещение.
  2. ✔ ККМ (касса).
  3. ✔ Устав, ОГРН, ИНН.
  4. ✔ Технический паспорт БТИ.
  5. ✔ Приказ о назначении Ген. директора.
  6. ✔ Справка из банка о размере уставного капитала (только для магазина).
  7. ✔ Уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения объекта (если юр. адрес в другом административно-территориальном образовании).
  8. ✔ Печать организации.
  9. ✔ Документы на алкоголь: ТТН, справки формы А и Б, сертификаты качества, декларации о соответствии.

На выездной проверке необходимо иметь ксерокопии всех указанных документов.

Внимание!
На дату подачи документов у компании НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПЕРЕД НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ!!!
За компанией не должно числиться отчетных периодов с не поданными декларациями об объемах розничной продажи алкоголя.

Продление лицензии на алкоголь необходимо выполнять своевременно, чтобы избежать штрафных санкций. За торговлю без лицензии могут быть применены меры вплоть до административной ответственности с конфискацией товара.

Документы на продление

Выдача лицензии на алкоголь производится в рамках главы III закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной…» от 22.11.1995 № 171-ФЗ (далее — закон № 171). Лицензия, в соответствии с которой лицензиат наделяется правом производить алкогольную продукцию и/или продавать ее, не может быть выдана на срок больше 5 лет (подробнее в статье «Как получить лицензию на алкоголь для ООО?»).

В случае необходимости предоставляется возможность продлить лицензию на алкоголь. Для этого в уполномоченный орган должны быть направлены следующие документы:

  • заявление установленной формы (см. приложение 6 к Административному регламенту, утв. приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 № 335 (далее — регламент № 355), или, например, приложение 2 к приказу Минпромторга Новосибирской области от 11.07.2012 № 239);
  • документ, свидетельствующий об оплате заявителем госпошлины, установленной подп. 94 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

Полный перечень документов, необходимых для продления, которые вправе требовать лицензирующий орган, содержится в соответствующем нормативном акте субъекта Федерации. Документы и сведения сверх установленного перечня документов, предъявляемых заявителем, сотрудники госоргана должны запрашивать в порядке межведомственного взаимодействия (например, о том, что нет задолженностей по оплате налоговых платежей).

Требования, предъявляемые к порядку продления, одинаковы как для организаций, занимающихся производством и оптовыми продажами алкоголя, так и для компаний, специализирующихся на розничных продажах.

Как продлить лицензию: сроки, госпошлина

Продлением при окончании срока действия лицензии на алкоголь занимается тот же орган, что выдавал ее первоначально (ФСРАР или исполнительный орган соответствующего субъекта РФ).

Документы на продление лицензии на алкоголь можно представить разными способами:

  • лично (через представителя);
  • через почтовую организацию;
  • через интернет-портал «Госуслуги».

ВАЖНО! Заявление в Росалкогольрегулирование должно быть подано не раньше 3 месяцев до окончания срока действия имеющейся лицензии. Если же лицо обратится после окончания такого срока, в оказании услуги будет отказано (см. Информационное сообщение, размещенное на официальном сайте ФСРАР).

Сроки административных процедур установлены регламентами на данную услугу соответствующего госоргана. Например, продление действия разрешительного документа должно быть произведено в срок не больше 30 дней начиная с даты подачи заявителем всех необходимых документов лицензиару (или выдан в этот же срок письменный отказ). В течение последующих 3 рабочих дней организации-заявителю должно быть направлено соответствующее уведомление (см. п. 12 регламента № 335 или, например, п. 3.5.5 Административного регламента, утв. приказом департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области от 20.08.2013 № 533).

Размер госпошлины зависит от того, прошло ли 5 лет с даты выдачи первоначального разрешения заявителю:

  • если прошло, то сумма оплаты будет равна размеру госпошлины, который требуется уплатить для получения лицензии определенного вида;
  • если этот срок еще не вышел, то госпошлина оплачивается как за переоформление (3500 руб.).

Заявление на переоформление

При необходимости переоформить лицензию заполняется заявление по утвержденной госорганом форме (см. приложение 4 к регламенту № 335 или, например, приложение 3 к Административному регламенту, утв. приказом Министерства ВЭСТиП Амурской области от 16.01.2014 № 13-пр).

Форма, указанная в приложении 4 к регламенту № 355, актуальна для случаев, когда необходимо внести изменения, связанные:

  • с переменой местонахождения заявителя;
  • сменой его наименования;
  • исключением или, наоборот, появлением новых филиалов;
  • окончанием срока аренды торгового или производственного помещения;
  • иными изменениями данных, указанных в лицензии.

При переоформлении документа на основании реорганизации компании-лицензиата заявление заполняется по форме из приложения 5 к регламенту № 355.

Заявление на переоформление лицензии на алкоголь, так же как и в случае с продлением, должно сопровождаться уплатой госпошлины. На лицензиата возлагается обязанность произвести переоформление в течение 30 дней с момента, когда наступило основание для этого. В противном случае компания рискует тем, что лицензирующий орган приостановит ее деятельность, связанную с изготовлением и оборотом спиртного (п. 1 ст. 20 закона № 171).

***

Продление и переоформление лицензии проще, чем ее первоначальное получение. Важно помнить, что после обращения за переоформлением в отношении лицензиата будут проводиться внеплановые проверки. Подробнее о них можно узнать из статьи «Проверка предприятий контролирующими органами в 2018 году».

Требования и ограничения для торговли алкоголем

Требования федерального закона к лицензии 2018 года довольно строгие, поэтому у многих предпринимателей возникают сложности с ее получением. Однако этот документ является обязательным, поэтому его придется оформить. Весь процесс выдачи лицензии регулируется федеральным законом №171 от 1995 года. Согласно законодательству, любая продукция, в которой содержится более 15% этилового спирта, должна лицензироваться.

Разрешение выдается на изготовление, продажу, транспортировку и хранение крепкого алкоголя (вина, водки, коньяка и так далее). Важно учитывать, что существует пищевая и непищевая (например, парфюмерия) продукция, к каждому типу выдвигаются свои требования.

С 31 марта 2017 года предпринимателям нужно получать лицензию на реализацию алкогольной продукции в кафе и ресторанах.

Существует два вида лицензии: оптовая и розничная.

Не нужно получать разрешение, если:

  • продается непищевая спиртосодержащая продукция;
  • деятельность связана только с пивом и пивными напитками;
  • предприниматель работает с товаром, который применяется в качестве сырья или технических нужд, а годовой объем продаж не превышает 2 тысячи литров.

Вся торговля крепким алкоголем контролируется на государственном уровне. Это способствует уменьшению недоброкачественных производителей на рынке.

Кто выдает лицензию на алкоголь

Разберемся, в какие органы можно обратиться за лицензией и как долго ее выдают. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка или Росалкогольрегулирование – официальный орган, где можно получить разрешение на торговлю алкоголем. В России есть девять межрегиональных отделений, адрес и часы их работы уточняйте на сайте РАР.

После подачи документов, орган внимательно изучает их в течение 15 дней. Если документация соответствует требованиям, то устраивается выездная проверка помещения. О ней сообщают минимум за 24 часа.

После двух этапов принимается решение о выдаче лицензии или в ее отказе. Стандартный срок рассмотрения вопроса – 30 дней. Но если есть проблемы с документами, то процесс может занять в два раза больше времени.

Розничная алкогольная лицензия

Если хотите получить разрешение на розничную торговлю, то нужно учитывать, что в законе есть определенные требования, которым нужно следовать.

  1. Иметь сумму уставного капитала не менее 10 тысяч рублей, а в Москве – 1 миллиона рублей.
  2. Оформить помещение по всем правилам МЧС и санэпидэмстанции.
  3. Торговая точка должна существовать не менее года на момент подачи заявления и находится как минимум в 100 метрах от образовательных учреждений.

Выдача лицензии на розничную продажу алкогольной продукции будет осуществляться согласно стандартному процессу через государственный орган.

Задуматься о продлении можно не раньше, чем за 90 дней до истечения срока действия. Лицензиат сам выбирает длительность нового разрешения, но она не может превышать 5 лет. Бланк заявления на продление розничной лицензии можно скачать здесь:

Заявка на переоформление предоставляется в электронном виде. Делается это через портал «Государственные услуги». Образец формы скачайте здесь:

В обоих вариантах надо приложить квитанцию, подтверждающую уплату пошлины.

Лицензия на алкоголь для ИП

Разберемся, может ли ИП получить лицензию на продажу алкогольной продукции.

По закону, с 2015 года предприниматель может запросить разрешение, только если он занимается производством вина и винных напитков в сельской местности. Для того чтобы продавать другую алкогольную продукцию, ИП придется зарегистрироваться как юридическое лицо.

Лицензия на розничную и оптовую торговлю алкоголем в магазинах, кафе, барах оформляется только на ООО, ЗАО или ОАО. Это единственное требование для ИП в 2018 году.

Лицензия для кафе

С 2017 года предприниматели не имеют права на продажу алкоголя в кафе без официального разрешения. Пакет документов для бара или ресторана стандартный. Но есть особые требования к месту продажи. А именно:

  • наличие складского помещения;
  • договор аренды заключается минимум на год;
  • обязательно наличие зарегистрированного кассового аппарата;
  • площадь помещения должна быть не менее 50 квадратных метров для городской местности и не менее 25 для сельской;
  • уставной капитал – не менее 10 тысяч рублей.

Сам процесс подачи документов и срок их рассмотрения одинаковый для всех заявителей и не зависит от вида лицензии.

Для магазина

Торговая точка должна иметь статус юридического лица – это обязательное условие. Также в законе прописаны требования к помещению: площадь от 50 м2, наличие договора аренды или свидетельство о праве собственности, соответствие магазина всем техническим нормам, а также расположение в стороне от образовательных учреждений. В общепите создается «Уголок потребителя» с книгой жалоб и предложений, лицензиями и сертификатами.

Лицензия на оптовую продажу

Отличие лицензии на оптовую торговлю алкогольной продукцией от розничной заключается в размере суммы уставного капитала. Для оптовой продажи напитков с содержанием спирта более 15% она должна быть не менее 10 миллионов рублей, а вот для продажи водки предполагается капитал от 80 миллионов рублей. Так как порядок действий в остальном не отличается, то получить оптовую лицензию можно, обратившись в Росалкогольрегулирование.

На какой срок выдается лицензия

Лицензию получают минимум на один год. Самый большой срок действия – 5 лет. Предприниматель вынужден постоянно ее продлевать, предоставляя каждый раз соответствующие документы. На сколько лет она будет выдана, зависит от объема продаж и пожеланий заявителя, так как госпошлина во всех случаях разная.

Стоимость лицензии на продажу алкоголя

Цена в 2018 году зависит от того, какую продукцию реализует субъект и в каких количествах. Рассмотрим, сколько будет стоить лицензия для ИП. Если предприниматель не зарегистрирован в качестве юридического лица, то он имеет право заниматься только сельским производством вина и винных напитков. Годовая лицензия обойдется ему в 65 тысяч рублей.

Юридическое лицо может получить любой вид лицензии, соответственно, каждый вариант имеет свою стоимость. Например, 5-летнее разрешение на водку и другое крепкое спиртное стоит 9,5 миллиона (для оптовых продаж). Для розничной торговли в кафе или магазине придется заплатить 65 тысяч рублей за год.

Госпошлина

При подаче документов предприниматель оплачивает госпошлину за алкогольную лицензию. Сумма зависит от вида торговли и срока действия разрешения. Стоимость наиболее распространенных типов приведена в таблице, полный список можно посмотреть вСтатье 333.33Налогового кодекса.

Полученную лицензию на розничную торговлю алкоголем нужно постоянно продлевать и заново оплачивать. Владелец сам решает, на какой срок ему повторно выдадут разрешение (от года до пяти лет). В соответствии с этим погашается госпошлина.

Порядок получения лицензии на продажу алкоголя

Открыть лицензию на продажу алкогольной продукции можно только в службе Росалкогольрегулирования. Но помощь в сборе и оформлении документов осуществляют частные организации, которые получили на это соответствующее разрешение.

Подача документов происходит в департаменте развития предпринимательства и торговли по месту регистрации субъекта хозяйственной деятельности. Окончательное решение выносится федеральной службой не позднее чем через 30 дней с момента заполнения заявки. Все условия получения прописаны на сайте РАР. Для положительного ответа предприниматель должен:

  • предоставить полный пакет документов;
  • удостовериться, что помещение соответствует требованиям;
  • оплатить госпошлину.

С 2016 года все предприниматели, имеющие дело с алкогольной продукцией, обязаны регистрироваться в системе контроля ЕГАИС.

Для продажи алкогольной продукции, нужно быть юр.лицом, то есть иметь зарегистрированное ООО, ЗАО, ОАО. Индивидуальные предприниматели могут продавать только пиво и пивные напитки. Порядок получения разрешения для всех случаев одинаковый. Единственное отличие заключается в требованиях к уставному капиталу и помещению.

Даже если был получен отказ в выдаче лицензии, то госпошлина не возвращается.

Если предприниматель решил переоформить документ по какой-либо причине, то его придется заново оплатить. Сделать новое разрешение для ООО можно по такой же схеме, предоставив в государственный орган все необходимые документы.

Образец доверенности на получение лицензии на торговлю алкоголем скачайте здесь:

Список документов

Обратимся к тому, какие нужны документы для получения лицензии в 2018 году. Часть бумаг придется предоставить в оригинале, другую половину – в виде копий, заверенных нотариусом.

Для ведения розничной торговли спиртным необходимо предоставить:

Полный перечень документов можно посмотреть в Административном регламенте.

Заявление на выдачу лицензии

Подать заявление на получение или переоформление лицензии можно в электронном виде на сайте «Государственных услуг».

В зависимости от цели, бланк заявления будет отличаться. Найти образец заполнения и полный перечень документов можно на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

Предпринимателю нужно указать свои данные, вид продукции и срок, на который запрашивается лицензия.

Скачать форму заявления можно по этой ссылке:

Срок получения

Весь процесс получения разрешения довольно утомительный. Важным этапом является подготовка документов. Собрать пакет бумаг, заверить копии у нотариуса и оплатить госпошлину нужно заранее. После подачи заявления ждать решения придется недолго, в течение двух недель Росалкогольрегулирование проверит все документы, и если дополнительных вопросов не возникнет, то будет назначена дата проверки помещения. В целом срок выдачи не займет более 30 дней.

Отказать в лицензии могут, если:

  • предоставлены не все документы или есть ошибки в их оформлении;
  • помещение не соответствует нормам, прописанным в законе;
  • есть задолженности по уплате госпошлины.

Штраф за продажу алкоголя без лицензии

Предприниматель несет полную ответственность за торговлю алкоголем, и если деятельность ведется без соответствующего разрешения, то ему грозит наказание.

Административный штраф для юридического лица составит от 200 до 300 тысяч рублей с изъятием всей продукции. Индивидуальный предприниматель будет оштрафован на 4–5 тысяч рублей также с конфискацией товара.

Наказание за нелегальную продажу алкоголя усугубится, если в процессе реализации алкогольной продукции без лицензии был причинен ущерб, оцененный в 1,5 миллиона рублей и более. В этом случае, предпринимателю грозит уголовная ответственность (статья 171 УК РФ). Вот чем грозит подпольная торговля водкой.

Итак, к работе с алкогольной продукцией стоит подойти серьезно. Сразу оцените место и расположение магазина. Важно, чтобы рядом не было школ, детских садов и спортивных комплексов. В законе указано точное расстояние — 100 метров, но лучше перестраховаться и не открывать алкогольную точку так близко к указанным объектам.

Также нужно обратить внимание на площадь (минимум 50 м2), наличие зарегистрированного кассового аппарата и складского помещения. Подготовить необходимые документы можно через специальные фирмы, сотрудники которых окажут юридическую поддержку и помогут избежать ошибок. На начальном этапе оцените все риски, так как в случае выявления каких-либо проблем после подачи заявления и оплаты госпошлины, будьте готовы, что деньги никто не вернет.

Общество имело лицензию со сроком действия с 14 августа 2014 года по 14 августа 2016 года на розничную продажу алкогольной продукции.

27 июля 2016 года, то есть до истечения срока действия лицензии, общество обратилось в лицензирующий орган с заявлением о продлении срока действия лицензии.

25 августа 2016 года лицензирующий орган принял решение о продлении лицензии на срок с 14 августа 2016 года по 14 августа 2019 года.

Прокуратура заявила о признании недействительными решения лицензирующего органа о продлении срока действия лицензии общества на розничную продажу алкогольной продукции. Прокурор указал, что решение о продлении срока действия лицензии не могло быть распространено на прошлое время.

Арбитражными судами Московского округа в удовлетворении требований прокурора отказано (см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 августа 2017 года № Ф05-9215/2017 по делу № А40-233855/2016).

Аргументация суда:

В соответствии с п.17 ст. 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) срок действия лицензии продлевается по просьбе лицензиата на основании представляемого им в лицензирующий орган заявления в письменной форме. Заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия.

В течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия такой лицензии лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия такой лицензии или об отказе в продлении этого срока.

В течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения он сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату. В случае принятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии – и о причинах отказа.

При этом Федеральным законом № 171-ФЗ не установлен срок, позднее которого не может быть подано заявление о продлении лицензии.

Решение о продлении срока действия лицензии принято в течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия лицензии.

Суды пришли к обоснованному выводу о соблюдении сроков обществом и департаментом.

При таком правовом регулировании допустимо принятие департаментом решения о продлении срока действия лицензии за пределами срока ее окончания при соблюдении условий разумности сроков, отсутствия со стороны лицензиата злоупотребления правом. Такого злоупотребления со стороны общества не установлено.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность принять решение о продлении срока действия лицензии после окончания срока ее действия.

Следует отметить, что в других правоотношениях, например, при продлении срока действия лицензионного договора после его окончания, такого решения может и не случится (Роспатент продления срока действия лицензионных договоров после их окончания не одобряет).

ЗАЯВЛЕНИЕ на продление срока действия лицензии на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организации вправе представить в лицензирующий орган в ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ. Заполнить форму Заявления и отправить в Росалкогольрегулирование можно зарегистрировавшись в справочно-информационном портале «Государственные услуги» WWW.GOSUSLUGI.RU.

Порядок продления срока действия лицензии

Продление срока действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется Росалкогольрегулированием на основании представленных организацией-заявителем следующих документов:

1) заявления о продлении срока действия лицензии согласно Приложению № 6 к Административному регламенту, утвержденному приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 №335

2) документа об уплате государственной пошлины в размере:

за продление срока действия лицензии на срок, превышающий пять лет с даты принятия Росалкогольрегулированием решения о выдаче лицензии, — в размере, установленном для предоставления соответствующего вида лицензии;

за продление срока действия лицензии на срок, не превышающий пяти лет с даты принятия Росалкогольрегулированием решения о выдаче лицензии, — в размере, установленном настоящим для переоформления лицензии в связи с изменением наименования юридического лица (без его реорганизации), его места нахождения или указанного в лицензии места осуществления деятельности либо иных указанных в лицензии данных, а также в связи с утратой лицензии.

В случае если копия указанного документа не представлена заявителем, Росалкогольрегулирование проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

Под документом об уплате государственной пошлины в соответствии с пунктом 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации следует понимать платежное поручение с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Кроме того, на основании межведомственного запроса Росалкогольрегулирование получает сведения об отсутствии у заявителя задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Срок действия лицензии продлевается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.

Заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия.

В случае поступления заявления о продлении срока действия лицензии в Росалкогольрегулирование после истечения срока ее действия, такое заявление рассмотрению не подлежит.

Форма заявления о продлении срока действия лицензии (docx, 0.028Mb)

Форма заявления о продлении срока действия лицензии (pdf, 0.021Mb)

Сообщить о синтаксической ошибке на странице

Всем известно, что торговля алкогольной продукцией (впрочем, как и ее изготовление) – это тот вид деятельности, который подлежит обязательному лицензированию.

Любая лицензия выдается на определенный срок. Говоря об алкогольной лицензии, необходимо учитывать, что срок ее действия может быть от года до пяти.

Когда срок действия любой лицензии истекает, ее следует продлить, и алкогольные лицензии не являются исключением. Если юридическое лицо функционирует с просроченной алкогольной лицензией, оно подвергается штрафным санкциям.

Безусловно, продление алкогольной лицензии – процедура более простая, чем получение новой лицензии, однако, и тут есть определенные тонкости, которые стоит учитывать. Например, обратиться за продлением алкогольной лицензии нужно заблаговременно, но не раньше, чем за 90 дней до окончания срока её действия. Эта необходимость вызвана тем, что на продление алкогольной лицензии уйдет ориентировочно месяц.

Обязательно нужно будет подтвердить отсутствие задолженности перед бюджетом, в противном случае лицензию на алкоголь продлевать не будут.

Несмотря на то, что для продления лицензии на алкоголь требуется подать относительно небольшой комплект документов, подготовиться к приезду лицензионной комиссии все же придется, также как придется представить им все документы на имеющийся алкоголь.

Отдельное внимание стоит уделить пошлине, которую оплачивают за продление алкогольной лицензии. В начале 2015 года размеры пошлин были увеличены, и сумма, которую придется заплатить в качестве пошлины, будет зависеть от конкретного вида алкогольной лицензии.

Если раньше пошлина за продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции составляла 40 000 рублей за год действия лицензии, то в настоящий момент за год действия аналогичной лицензии придется заплатить 65 000 рублей. Соответственно сумма пошлины увеличивается пропорционально количеству лет, на которые данная алкогольная лицензия продлевается.

Лицензия считается продленной только после того как юридическому лицу выдан новый бланк лицензии и приложение к ней.

Исходя из того, что при продлении действия алкогольной лицензии то и дело возникают различные нюансы, которые могут значительно затянуть этот процесс, или, в крайнем случае, даже привести к отказу в продлении лицензии, многие юридические лица, при появлении необходимости продления лицензии на алкоголь, обращаются за содействием к экспертам в сфере лицензирования.

Эксперты в области лицензирования из Группы Компаний «Право Роста» оказывают полный спектр услуг в области алкогольного лицензирования, в том числе предлагают и такую услугу как продление алкогольной лицензии.

Смотрите подробнее: Лицензия на торговлю алкогольной продукцией

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *