Содержание
13.4. Формы непрерывного профессионального образования
Непрерывное образование — процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества.
Непрерывное профессиональное образование основывается на концепции профессионального становления личности. В профессиональном становлении как целостном процессе можно выделить ряд стадий. Поэтому профессиональное образование, органично сопровождая весь онтогенез взрослого человека, должно строиться с учетом психологии личности на разных возрастных стадиях.
Есть все основания утверждать, что положение о непрерывном образовании — одна из современных прогрессивных идей. Его смысл и назначение — обеспечение полноценного профессионального становления личности, создание условий для постоянного обновления, развития и самоактуализации каждого человека на протяжении всей профессиональной жизни.
Основываясь на этих исходных позициях, определим цель, задачи и формы непрерывного профессионального образования.
Цель — удовлетворение потребности личности в развитии, саморазвитии, самоактуализации и реализации себя в профессиональной жизни.
Задачи непрерывного образования:
– формирование позитивной установки на инновационную деятельность и мотивирование профессионального роста и карьеры;
– обогащение социально-профессиональной и специальной компетентности специалиста, развитие аутокомпетентности;
– обеспечение социально-профессионального самосохранения специалиста;
– формирование новых сценариев профессионального развития и адекватных им репертуаров профессионального поведения.
Непрерывное профессиональное образование |
|||
Базовое (формальное) профессиональное образование Начальное Среднее Высшее |
|||
Неформальное |
Неформальное |
||
Последипломное
Дополнительное
Стажировка
Повышение квалификации
Второе базовое
(параллельное)
Адаптационное
Переподготовка
Образование на заказ
Событийное образование
Рис. 14. Формы непрерывного профессионального образования
Рассмотрим основные формы непрерывного образования.
Непрерывное профессиональное образование (continuousvocationaleducation—CVE) — сопровождающее профессиональное становление личности, включает совокупность преемственных образовательных программ начального, среднего, высшего, последипломного и дополнительного профессионального образования. На рис. 14 изображена схема образовательного пространства России.Дополнительное и последипломное образование (advancedvocationaleducation—AVE) относятся к взрослым и включают формальное, неформальное и информальное образование.
Формальное профессиональное образование осуществляется в образовательных учреждениях по лицензированным программам.Неформальное образование включает в себя повышение квалификации, переподготовку и подготовку специалистов в институтах повышения квалификации, в отделах развития персонала на предприятиях и организациях, так называемое корпоративное и внутрифирменное обучение.
Информальное образование — это попутное обучение в ходе выполнения деятельности, имеющей иную цель, не образовательную. Общение с окружающими, чтение и восприятие информации средств массовой коммуникации в течение всей жизни обогащают человека новыми знаниями, умениями, способами мышления, формами поведения, практическими действиями. Инфор-мальное образование происходит также в процессе активного освоения профессиональной деятельности на стадиях профессиональной адаптации, т.е. адаптивное научение.
Адаптационное образование осуществляется на рабочем месте в виде наставничества, курсовой модульной доподготовки и супер-визорства. Необходимость этой формы последипломного образования обусловлена тем, что профессионально-образовательные программы учебных заведений не ориентированы на подготовку специалистов для конкретного учреждения, предприятия и организации. Основная функция адаптационного образования — ознакомление с условиями и режимом труда, ориентировка в пространственно-технологической среде, приобретение опыта выполнения нормативной профессиональной деятельности.
Супервизорство представляет систему социально-профессиональной помощи и психологической поддержки молодых специалистов (адаптантов). Основная цель супервизорства — сокращение сроков социальной и профессиональной адаптации выпускников профессиональных учебных заведений в трудовых коллективах, приобретение ими профессионального опыта и достижение качественных и количественных показателей квалифицированных специалистов.
Повышение квалификации, обусловленное постоянным обновлением техники и технологии производства, осуществляется с отрывом и без отрыва от работы. Оно выражается в формах профессионально-образовательных программ, реализуемых на курсах повышения квалификации при службах развития персонала и в институтах повышения квалификации.
Повышение квалификации — важное звено последипломного профессионального образования специалистов, стимулирующее их профессиональный рост. Оно создает условия для актуализации профессионально-психологического потенциала личности, обеспечивает социальную защиту специалиста путем повышения его конкурентоспособности на рынке труда.
Параллельное профессиональное образование осуществляется в случаях переквалификации и переподготовки специалистов из-за смены профессии, специальности или длительного вынужденного перерыва в работе. Оно направлено на получение новой или смежной профессии в профессионально образовательных центрах или вузах. Назначение параллельного профессионального образования — расширение возможностей трудоустройства специали-
ста, повышение его профессиональной мобильности и конкурентоспособности.
Событийное образование — попутное образование человека в течение всей его жизни. Это непреднамеренный, нормативно неорганизованный процесс переживания событий жизни, взаимодействия с окружающими, живой и неживой природой, социально-профессиональным окружением, средствами массовых коммуникаций. События, приобретая личностный смысл, побуждают человека к принятию важных, подчас судьбоносных решений, актуализируют рефлексию прошлого и настоящего, стимулируют личностное и профессиональное развитие. Есть все основания рассматривать жизненные события как разновидность информаль-ного образования — важного фактора формирования образованности человека. В результате событийного образования возникают жизненный опыт, социально-профессиональная компетентность, социально-нравственная направленность: мотивы, отношения, ценности, ментальность.
Значимость развивающей, духовно-нравственной сущности событийно-деятельностного образования исследовал казанский психолог Л.М.Аболин1.
Непрерывное профессиональное образование необходимо рассматривать с позиции его психолого-педагогических компонентов: целевых ориентаций, мотивации обучающихся, доминируюТ а б л и ц а 30
Психолого-педагогические составляющие (компоненты) непрерывного профессионального образования
Психолого-педагогические компоненты |
Формы непрерывного образования |
||
Формальное |
Неформальное |
Информальное |
|
Целевые ориентации |
Учебно-профессиональная квалификация по специальности |
Повышение квалификации, совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки |
Социально-профессиональное развитие и личностный рост |
Мотивация обучающихся |
Получение базовой специальности, социаль-но-профессио-нальное развитие |
Профессиональное совершенствование, профессиональный рост и карьера |
Социально-профессиональная адаптация, самообразование |
1 Аболин Л.М. Развитие духовно-нравственной личности в учебно-событийной деятельности // Мир психологии. — 2005. — № 1.
Окончание табл. 30
Психолого-педагогические компоненты |
Формы непрерывного образования |
||
Формальное |
Неформальное |
Информальное |
|
Тип образования |
Нормативно организованное в соответствии с ГОСами образования |
Контекстно-ком-петентностное образование |
Социально-профессиональное научение |
Ведущая деятельность образования |
Учебно-профессиональная деятельность |
Профессиональ-но-образователь-ная деятельность |
Интегрированная событийно-образовательная деятельность |
Результаты образования |
Систематизированные знания, умения, базовые компетентности, ключевые компетенции, соци-ально-личност-ные качества |
Социально-профессиональная компетентность, метапрофессио-нальные качества |
Социально-профессионально значимые качества, саморазвитие и самоактуализация |
щего типа образования, ведущей профессионально-образовательной деятельности (и ее структурных единиц) и результатов образования. В табл. 30 отражены основные структурные составляющие непрерывного образования.
Непрерывное профессиональное образование — важное условие полноценного профессионального становления личности. Сценарии профессионального становления индивидуальны, их вариативность зависит от социально-экономической ситуации развития, базового образования, особенностей профессиональной деятельности, жизненной стратегии, случайных событий и обстоятельств. И, конечно, непрерывное образование сопровождает профессиональное становление, определяет его индивидуальные траектории, детерминирует формирование, развитие основных психологических новообразований личности. Взаимосвязь профессионального становления и непрерывного образования, определяющая психологические новообразования, приведена в табл. 31.
В заключение, следует заострить внимание на важном значении психологического сопровождения непрерывного профессионального образования и его влиянии на продуктивное профессиональное становление личности.
+ 1 строка
Т а б л и ц а 31
Соотнесение стадий профессионального становления, форм непрерывного образования и психологических результатов развития личности
Стадии профессионального становления |
Формы непрерывного профессионального образования |
Психологические результаты образования/ развития |
Профессиональная подготовка (16—27 лет) |
Базовое (формальное) профессиональное образование: начальное, среднее, высшее, послевузовское, параллельное (дополнительное) формальное образование |
Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду, систематизированные социально-профессиональные знания и умения, базовые компетентности и компетенции, социально-личностные качества |
Профессиональная адаптация (18—23 года) |
Информальное образование: попутное и адаптивное научение. Сохраняющее образование: обучающая подготовка, наставничество |
Освоение новой профессиональной роли, профессиональная идентичность, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессиональные компетенции, профессионально важные качества |
Первичная профессионализация (25—30 лет) |
Дополнительное образование: повышение квалификации, интегрированное и корпоративное обучение, стажировка, второе последипломное образование |
Динамическая профессио нальность, практический интеллект, профессиональная позиция, интегра-тивные профессионально значимые констелляции (метапрофессиональные качества), индивидуальный стиль деятельности |
Вторичная профессионализация (30—38 лет) |
Дополнительное образование: повышение квалификации, инновационное обучение, переквалификация, трансграничное образование |
Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, универсальные компетенции, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная |
Окончание табл. 31
Стадии профессионального становления |
Формы непрерывного профессионального образования |
Психологические результаты образования/ развития |
профессиональная деятельность |
||
Профессиональное мастерство (38—55 лет) |
Информальное образование: интегрированное, трансграничное обучение. Инновационное, креативное самообразование |
Социально-профессиональная культура, творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития, самоактуализация |
>
Методическая разработка на тему: Формирование профессиональных компетенций на занятиях производственной практики
«Формирование профессиональных компетенций на занятиях производственной практики»
В конце концов от всех приобретенных знаний
в памяти у нас остается только то,
что мы применили на практике
Гете
Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, становится практическая реализация компетентностного подхода. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентностей студентов, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.
Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности. В связи с этим требуется обновление содержания, форм, методов и средств обучения с позиции компетентностного подхода.
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.
В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике.
Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.
В процессе работы со студентами, своей непосредственной задачей ставлю формирование всех предусмотренных Федеральным государственным стандартом профессиональных компетенций, а также общих компетенций.
Формирование общих и профессиональных компетенций необходимо осуществлять на протяжении всего процесса обучения:
1. в период введения в профессию;
2. в период овладения профессией;
3. в период производственной практики на предприятиях.
Производственная практика призвана обеспечить тесную связь между теоретической и практической подготовкой студентов, дать им первоначальный опыт практической деятельности, создать условия для формирования профессиональных компетенций.
Производственная практика выполняет в системе среднего профессионального образования несколько ролевых функций:
- Способ формирования профессиональной подготовки,
- Фактор повышения эффективности освоения студентами образовательных программ профессиональной подготовки, достижение ими оптимального уровня компетентности и конкурентоспособности на рынке труда,
- Инструмент управления процессом личностно-профессионального самоопределения, становления и развития студентов,
- Средство социально-профессиональной адаптации будущих специалистов.
Одной их форм организации компетентностного подхода в условиях СПО является производственная практика.
Целью производственной практики является приобретение, углубление первоначального практического опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.
Практическое обучение студентов нашего колледжа по новому Федеральному государственному стандарту состоит из учебной и производственной практик.
Первоначальным звеном в непрерывной системе практической подготовки студентов колледжа является учебная практика, которая направлена на:
- Приобретение первоначального практического опыта,
- Формирование у студентов практических профессиональных умений,
- Освоение общих и профессиональных компетенций по специальности.
Производственная практика направлена на:
Углубление студентом первоначального профессионального опыта,
- Дальнейшее формирование общих и профессиональных компетенций и реализуется в рамках профессиональных модулей по каждому из видов профессиональной деятельности по профессии.
- Проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности,
- Подготовку к выполнению выпускной квалификационной работе
В колледже уделяется большое внимание организации и проведению занятий производственной практики. В колледже разработано «Положение о производственной практике студентов», разработаны рабочие программы производственных практик по профессии » Машинист крана металлургического производства» Все программы согласованы с работодателями, которые привлекаются к разработке учебно-программной документации. Работодатели принимают участие в аттестации практической подготовки после прохождения студентами всех видов производственных практик, являются членами государственной аттестационной комиссии на выпуске.
Студенты проходят практику по направлению колледжа на основе договоров с организациями. Издается приказ о выходе на практику, проходится медкомиссия, прослушивается инструктаж по охране труда и распределяются студенты на рабочие места с закреплением наставников. В процессе прохождения производственной практики студенты находятся на рабочих местах в качестве стажера, тем самым закрепляя те или иные профессиональные компетенции на предприятиях.
Каждый студент в течение производственной практики ведёт дневник производственного обучения, где ежедневно прописывает все виды деятельности. Руководитель практики характеризует профессиональную деятельность студента и качество выполнения работ. По окончании практики студенты выполняют отчет по производственной практике.
Совместная работа коллектива колледжа и предприятий обеспечивает наиболее полную защиту социальных прав студентов и быструю адаптацию выпускников к новым социально-экономическим условиям жизни, способствует расширению образовательного пространства учебного заведения, решает вопросы кадрового обеспечения.
По моему мнению, сформировать профессиональные компетенции у студентов в полном объеме без организации производственной практики просто невозможно.
Современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающий готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях.
Профессиональные компетенции, формируемые на производственной практике, можно представить в виде достаточно простой формулы:
компетенция=знание+опыт.
При этом основным является опыт студентов – опыт, полученный на учебной практике в учебных мастерских, и новый опыт, приобретённый на предприятиях, в ходе производственной практики.
Профессиональные компетенции по профессии тесно связаны с видами профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, и формируются в рамках каждого профессионального модуля.
Рассмотрим пример формирования профессиональных компетенций по профессии «Машинист крана металлургического производства» на примере модуля ПМ.01. Управление грузоподъемными кранами на металлургическом производстве
Код |
Наименование результата обучения |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. |
Осуществлять операции по обслуживанию производственного процесса в доменных, сталеплавильных, ферросплавных, прокатных и трубных цехах, специализированных цехах по производству изложниц. |
— умение управлять краном на различных участках в цехах ОАО ММК — умение определять приблизительный вес поднимаемого груза — умение заполнять журнал приема сдачи смен — осматривать кран перед началом смена и определять исправность составных частей крана — уметь управлять электромагнитным и грейферным краном — уметь перемещать длинномерный, негабаритный и предельный груз — уметь перемещать груз двумя кранами -уметь кантовать груз |
-экспертная оценка выполнения практического задания |
ПК 1.2. |
Осуществлять погрузочно-разгрузочные работы в соответствии со схемами строповки |
умение поднимать и перемещать груз, погашая раскачивание груза — умение складировать груз — уметь производит погрузку выгрузку автомобильного и железнодорожного транспорта |
-экспертная оценка выполнения практического задания |
ПК 1.3. |
Выполнять требования нормативных актов по охране труда и промышленной безопасности |
— определять исправность составных частей крана — определять зону безопасности при транспортировке груза и кантовании груза — уметь оказывать первую помощь при поражении электрическим током, обмороках, отравлениях, ранениях, ушибах, ожогах. — уметь останавливать кровотечение |
-экспертная оценка выполнения практического задания |
ПМ.02. Ремонтно-профилактическое обслуживание механизмов кранов металлургического производства
Код |
Наименование результата обучения |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.1. |
Контролировать состояние тормозных и предохранительных устройств, правильность крепления тросов грузозахватных приспособлений |
— выполнение контроля состояния тормозных и предохранительных устройств, правильности крепления тросов грузозахватных приспособлений в соответствии с правилами Ростехнадзора, паспортными данными и другой нормативно-технической документацией |
-экспертная оценка выполнения практического задания |
ПК 2.2. |
Выполнять профилактические осмотры механического и электрического оборудования крана |
— выполнение профилактических осмотров механического и электрического оборудования крана в соответствии с нормативно-технической документацией |
-экспертная оценка выполнения практического задания |
ПК 2.3. |
Осуществлять браковку канатов в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации крана |
— выполнение браковки канатов в соответствии с правилами Ростехнадзора, паспортными данными и другой нормативно-технической документацией |
-экспертная оценка выполнения практического задания |
Формой итоговой аттестации по каждому профессиональному модулю является экзамен (квалификационный). Итогом этого экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практическое обучение и, в частности, производственная практика служит одним из основных средств формирования профессиональных компетенций у студентов СПО. Без неё невозможно знакомство с реальным производством, закрепление теоретических знаний, приобретение навыков рабочей профессии.
Расширение роли производственной практики как этапа индивидуальной целевой подготовки студента СПО в интересах реального производства можно рассматривать как источник профессиональных компетенций и, одновременно, как стимул для их формирования.
Список использованной литературы
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
2. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.
- Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2004.
- Организация и методика производственного обучения 2004г.
> РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Формирование профессиональных компетенций студентов как основа качества профессиональной подготовки
На современном рынке труда в условиях непрерывной модернизации производства важнейшими качествами специалиста становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить правильные решения в нестандартных ситуациях. Работодатели заинтересованы не только в профессиональной компетентности выпускников, но и в их воспитанности, коммуникативности, т.е. в уровне их общей культуры. Также важны такие качества, как обычная выносливость, дисциплинированность, умение владеть собой в сложных ситуациях. Кроме того, современный квалифицированный рабочий, специалист должен не только обладать определенным набором знаний, умений и навыков, но и уметь ориентироваться в нестандартных производственных ситуациях и находить новые, нетипичные производственные решения .
Решить эти сложные проблемы в области СПО и НПО предполагается путем внедрения и реализации ФГОС СПО, ФГОС НПО. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит задачу формирования у выпускников общих и профессиональных компетенций.
Запросы и потребности современного рынка труда, предъявляемые к качеству профессионального образования, базируются на положении о том, что профессиональное образование — это не только профессиональное обучение как процесс формирования специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения. Это целый комплекс, или система, куда входят:
профессиональная ориентация;
обучение, повышение квалификации;
профессиональная социализация и адаптация на всех этапах приобретаемого статуса (абитуриента, студента, выпускника — молодого специалиста, а впоследствии и профессионала, мотивированного к повышению своего профессионального уровня в течение всей трудовой деятельности) .
Именно такой подход в наибольшей степени отображает суть компетентностного подхода.
Сегодня необходимо формирование и развитие социально ориентированной личности, в полной мере реализующей свой потенциал, становление знающего специалиста, ответственного за результаты и качество своей деятельности. Поэтому большое внимание в работе должно уделяться обновлению научно-методического содержания подготовки кадров, внедрению компетентностного подхода при оценке эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса.
Обзор выводов исследователей по данной проблематике показывает то, что во всех подходах к определению понятия «компетентность», как и понятия «компетенция», акцентируется опыт деятельности личности, ее активная позиция, готовность к целеполаганию и действию, включая ценностную составляющую.
И.А.Зимняя выделяет структуру компетентности, согласно которой:
компетентность шире знаний и умений, она включает их в себя;
компетентность включает эмоционально-волевую регуляцию поведенческого проявления;
содержание компетентности значимо для субъекта ее реализации;
Будучи активным проявлением человека в его деятельности и поведении, компетентность характеризуется мобилизационной готовностью как возможностью ее реализации в любой требующей этого ситуации.
Общие компетенции — совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. И.А.Зимняя называет их компетенциями социального взаимодействия или социальными компетенциями. Они включают способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий .
Развитие социальной компетентности студентов, учащихся в образовательном процессе становится успешным, если:
выявлены сущностные характеристики социальной компетентности как интегративного личностного образования: раскрыто понятие, определены его структура и содержательные элементы;
выделены педагогические задачи развития социальной компетентности студентов, учащихся на основе новообразований, обусловленных особенностями возрастного развития и ведущей социально значимой деятельностью;
разработана и целенаправленно реализуется в социально-культурном пространстве колледжа модель развития социальной компетентности студентов, учащихся посредством педагогической технологии ее развития;
развитие умений решения практических задач, ситуации выбора проводится путем организации проектной деятельности, решения задач по выбору;
в учебно-воспитательной работе нравственные ценности прививаются через конкурсы, проекты, другие виды социально-культурной деятельности;
одной из важнейших составляющих социальной компетентности личности в условиях усложнившейся, нестабильной социальной среды является способность к рефлексии социальных ситуаций.
Обучение, основанное на компетенциях (рис. 1), имеет личностную направленность, осуществляется в процессе практической деятельности с использованием прошлого опыта и строится на базе комплексного системного подхода, направленного на освоение компетенций, представляющих собой совокупность профессиональных и личностных качеств. Особо подчеркнем комплексный взаимосвязанный характер профессиональных и личностных качеств, заключающихся во взаимном сочетании необходимых для данного модуля знаний, умений, опыта, ответственности и т.д.
Поэтому главной задачей нашего коллектива является создание педагогических условий, способствующих формированию совокупности компетенций обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.
Рис.1 Структурная схема компетенции
Главной составляющей профессиональной компетентности современного квалифицированного рабочего и специалиста является такое качество личности, как творческий потенциал. Под творческим потенциалом понимается готовность к созданию субъективно и объективно новых, оригинальных идей, готовность отклоняться от традиционных схем мышления .
Внесение элементов творчества в самые разнообразные стороны профессионального труда, в проектирование и осуществление различных технологических процессов представляет собой наиболее универсальный и всеобъемлющий показатель нового отношения обучающегося к осваиваемой профессии, специальности. Практически в процессе овладения любой профессией, специальностью учащимся доступны все формы творческой деятельности: рационализация, усовершенствование, проектная деятельность и т.д. И чем выше цель творчества и труднее неизведанные пути, ведущие к этой цели, тем выше радость от достигнутой победы.
Поскольку вера в творческую силу знания и профессионального труда наиболее успешно укрепляется в процессе самостоятельной и активной деятельности, основные пути формирования умения работать творчески связаны с развитием производственной самостоятельности и творческой активности учащихся. Самостоятельность в любом труде является важной, стержневой чертой личности и одним из основных критериев уровня профессиональной квалификации специалиста и культуры любого труда. Формирование самостоятельности у будущих специалистов, рабочих составляет одну из важных задач профессионального образования. Говоря о самостоятельности обучающегося в процессе производственного обучения, мы, прежде всего, имеем в виду два аспекта этого понятия. Во-первых, самостоятельность как независимость действий учащегося от промежуточного контроля мастера-наставника, во-вторых, действия учащегося уже с конкретным знанием своего дела.
Самостоятельная работа протекает успешно только в том случае, если обучающийся уже овладел достаточным объемом знаний, навыков и умений. Следовательно, опыт, накопленный в процессе исполнительской работы,
необходим для подлинно самостоятельной деятельности. Причем, как правило, простая исполнительская работа создает условия для более сложных действий, а те, в свою очередь, создают условия для выработки навыков самостоятельной работы. И напротив, низкий уровень исполнительской работы не способствует созданию предпосылок для самостоятельной работы.
Умение работать самостоятельно проявляется в способности мобилизовать силы, необходимые для выполнения трудных задач. Это происходит тогда, когда учащийся представляет степень ответственности. Если педагог постоянно внушает ему веру в собственные силы, учащийся привыкает действовать самостоятельно. Педагоги, стимулирующие самостоятельность обучающихся, достигают значительно лучших результатов. Они считают, что «учить надо лишь тому, чему нельзя не учить», и что в процессе труда учащийся, студент должен сам находить правильное решение при большей или меньшей помощи мастера производственного обучения, преподавателя. Их не пугает, если в процессе работы обучающийся ошибается. Пусть путь его к знаниям будет не так уж гладок. Активное преодоление трудностей только укрепит в нем уверенность в своих силах .
Главный смысл профессионального обучения и воспитания в том и состоит, что педагог, постепенно, но непрерывно развивая профессиональное мастерство и самостоятельность воспитанников, день ото дня все смелее «отпускает их от себя». Когда этот процесс протекает успешно, на производство приходит молодой рабочий, специалист, который быстро адаптируется к любым производственным условиям. Самостоятельность как черта характера проявляется в деятельности, в процессе которой последовательно расширяются границы трудовой самостоятельности и кругозор учащихся. В самом общем виде работа обучающегося в процессе производственного обучения включает в себя следующие виды самостоятельной деятельности:
анализ задания педагога и подкрепление его указаний знаниями, опытом, наблюдениями;
анализ рабочего места с точки зрения его соответствия, поставленной задаче;
подбор наиболее полезных для данного задания материалов, приспособлений и т.д.
Степень умения обучающегося самостоятельно выполнять указанные виды конкретной профессиональной деятельности и характеризует уровень его самостоятельности.
Низкий уровень характеризуется тем, что учащиеся, студенты могут изготовлять продукт хорошего качества только под руководством мастера производственного обучения. Они медленно овладевают навыками рациональной организации рабочего места и отдельными приемами самоконтроля.
Средний уровень — обучающиеся изготовляют продукт качественно и в срок, но только под руководством педагога. Они проявляют самостоятельность, если необходимо применить уже известный прием или несложное действие, используют рациональные приемы работ, умело организуют рабочее место и владеют необходимыми навыками самоконтроля.
Высокий уровень — учащиеся, студенты не только проявляют соответствующую определенному периоду обучения самостоятельность при изготовлении продукта или выполнения определенного вида работы, но и используют при этом некоторые элементы творчества. Выполнение такого рода заданий дает широкие возможности для проявления самостоятельности.
Использование в образовательном процессе информационных технологий, профессиональных программных продуктов, с которыми работают предприятия, позволяет формировать специалистов, востребованных на рынке труда. При этом возможны различные формы взаимодействия с социальными партнерами: привлечение специалистов для обучения студентов работе с программными продуктами, обучение преподавателей на базе предприятия, проведение практикума со студентами, выходящими на практику. Кроме того, создание электронных учебников, словарей, методических пособий, презентаций, привлечение к этой работе самих студентов — это один из важных педагогических факторов в подготовке современного специалиста. И одна из наиболее важных точек соприкосновения с социальными партнерами .
Вышеназванные условия способствуют сокращению сроков адаптации выпускников нашего колледжа на производстве, повышению уровня их профессиональной подготовки и обеспечению конкурентоспособности на рынке труда.
Организация работы всего педагогического коллектива по формированию и социально, и профессионально востребованного выпускника направлена, прежде всего, на развитие компетентности и конкурентоспособности, а также профессионально- технологической культуры студента, учащегося путем формирования готовности к будущей самостоятельной жизни, оказания ему помощи в успешном овладении выбранной профессией, специальностью и в последующей профессиональной самореализации.
Таким образом, профессиональная компетенция — это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач. Структура включает общие профессиональные и специальные профессиональные компетенции.