Привлечение к дисциплинарной ответственности

Содержание

Общие сведения

Действующее законодательство позволяет руководителю издавать приказы о внутреннем трудовом распорядке и приемлемом поведении. Допущение нарушений может обернуться привлечением к ответственности.

При этом в ТК РФ, федеральном законодательстве, принятом коллективном договоре и пр. документах содержатся требования, обязывающие работодателя к созданию рабочих условий, позволяющих подчиненному придерживаться установленного распорядка.

Дисциплинарная ответственность как вид юридической ответственности

Что такое дисциплинарная ответственность

Действующая нормативная база определяет трудовую дисциплину как правила поведения, закрепленные в нормативных актах, которым должен строго следовать каждый работник.

Главный локальный акт учреждения – Правила внутреннего трудового распорядка. Документ описывает порядок заключения и расторжения трудовых соглашений, гласит о правах, обязанностях и ответственности сторон, о режиме труда и времени отдыха, а также о поощрениях и взысканиях, применяемых к работнику. Отдельные учреждения (например, ж/д сообщения) могут разрабатывать собственные уставы и положения о дисциплине и видах наказаний за ее несоблюдение.

Ее виды

Трудовое законодательство гласит, что дисциплинарная ответственность бывает 2 видов:

  • общая;
  • специальная.

Нарушение распорядка, установленного на предприятии может обернуться для подчиненного замечанием, выговором или увольнением (ст. 192 ТК РФ). При выборе меры наказания работодатель отталкивается от тяжести проступка, сопутствующих обстоятельств, предыдущего отношения к своим должностным обязанностям.

Определение конкретного дисциплинарного взыскания – право каждого работодателя. При этом он не может выбрать другую меру, не закрепленную в федеральном законодательстве, уставе или положении о дисциплине.

Виды дисциплинарной ответственности

Субъекты и объекты

  • Субъектом дисциплинарной ответственности может выступать только физическое лицо, связанное с руководителем учреждения отношениями подчиненности. Понятие требует наличия трудового или служебного процесса, поэтому можно сделать вывод, что субъектом считается лицо, участвующее в административном коллективе. Но, есть и исключения. Так, к дисциплинарной ответственности может быть привлечен студент, проживающий в общежитии, предоставленном образовательным учреждением. К ней привлекаются и военнослужащие и даже нарушители экологической среды.
  • Объектом дисциплинарного правонарушения следует считать то, на что посягает нарушитель – внутренняя трудовая дисциплина, имущество учреждения и т.д.). К объективной стороне принято относить любое действие (бездействие), противоречащее закону, наступивший вред, а также их связь.

Привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности

Оптимальная мера наказания избирается начальником исходя из тяжести правонарушения и их количества. Чтобы защитить себя, каждый гражданин, вступающий в трудовые взаимоотношения, должен внимательно изучить собственную должностную инструкцию и перечень закрепленных в ней обязанностей.

В ст. 21 ТК РФ закреплены общие трудовые правила, обязательные и единые для всех работников. Это обеспечивает соблюдение внутренних правил организации, требований охраны труда, безопасности, а также выполнение норм, установленных для каждой конкретной должности.

К самым частым причинам наступления дисциплинарной ответственности можно отнести: прогул, появление на рабочем месте в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического) и игнорирование распоряжений начальства, если это закреплено в трудовом соглашении. Многие руководители предприятий используют это положение как рычаг воздействия на подчиненных, организовавших забастовку.

Конечно, пустующее рабочее место и отсутствие оправдательных бумаг можно расценивать как прогул. Но, участие в забастовке, в соответствии со ст. 414 ТК РФ, не признается нарушением трудового распорядка. Следовательно, это мероприятие нельзя использовать в качестве основания для привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности

Основания

Наступлению дисциплинарной ответственности должно предшествовать совершение проступка. Ст. 192 ТК РФ относит к нарушениям неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником обязанностей, возложенных на него в соответствии с трудовым соглашением и должностной инструкцией.

Порядок пошагово

Все начинается с получения объяснительной от работника. Если подчиненный отказывается, то ответственное должностное лицо, составляет соответствующий внутренний акт в течение 2 рабочих дней.

Чтобы привлечь сотрудника к ответственности дисциплинарного характера, следует руководствоваться нормами действующего трудового законодательства. В проведении дополнительных служебных проверок нет никакой необходимости.

В соответствии с ч. 5 ст. 193 ТК РФ количество примененных взысканий не может превышать число допущенных дисциплинарных проступков. Вслед за выявлением нарушения следует издание приказа о привлечении к ответственности провинившегося работника. Здесь же указывается избранная руководителем мера взыскания. Подчиненный должен ознакомиться с документом в течение 3 рабочих дней с момента его издания, за исключением периода отсутствия на работе по законному основанию (больничный, отпуск). Отказ должен быть зафиксирован соответствующим актом.

Акт о невыполнении должностных обязанностей

Сроки

Период применения дисциплинарного наказания ограничен 1 месяцем с даты обнаружения проступка. Время официального отсутствия на рабочем месте исключается. Издать приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности может только руководитель, наделенный соответствующим правом.

  • Вменению дисциплинарного взыскания должно предшествовать не более 6 месяцев, а если правонарушение было выявлено в результате работы ревизионной или аудиторской комиссии, то между датой совершения и моментом обнаружения должно пройти не более 2 лет.
  • В законодательстве предусмотрена досрочная отмена наказания в связи с желанием руководителя, просьбой подчиненного, письменным ходатайством непосредственного начальника или органа, представляющего интересы работников.

Приказ о дисциплинарном взыскании (образец)

Типы наказаний

С нормами поведения, обязательными к соблюдению в той или иной организации, можно ознакомиться во время заключения трудового соглашения. К основным видам провинностей можно отнести:

  • опоздание на работу, особенно систематическое;
  • появление на рабочем месте в состоянии, не соответствующем действующему законодательству и внутренним локальным актам;
  • не соблюдение правил дресс-кода (если таковые действуют в учреждении);
  • отказ от прохождения обязательного медицинского обследования;
  • уход с работы без ведома и разрешения начальства;
  • нанесение материального вреда организации (кража, порча имущества и т.д.).

Совершенный дисциплинарный проступок позволяет применить один из следующих типов наказаний:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Каждая провинность может быть наказана только одним взысканием, причем не обязательно пользоваться нарастающим порядком. Например, одного серьезного несоблюдения норм закона или внутренних правил достаточно для принятия руководителем решения о разрыве трудовых отношений.

Заявление в ГИТ по оспариванию приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности

За какие нарушения может быть вынесено дисциплинарное взыскание? Расскажет об этом видео ниже:

62. Порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности.

  • •1. Предмет трудового права.
  • •2. Метод регулирования трудовых и непосредственно связанных с ним отношений.
  • •3. Система трудового права.
  • •4. Принципы трудового права.
  • •5. Понятийный аппарат трудового права.
  • •6. Источники трудового права: понятие, общая характеристика, соотношение, классификация.
  • •7. Конституция рф и тк рф как важнейшие источники трудового права.
  • •8. Международные правовые акты как источники трудового права России.
  • •9. Региональное законодательство о труде.
  • •10. Локальные нормативные акты: их виды, порядок разработки и принятия.
  • •11. Трудовые отношения и их отличие от других отношений по поводу труда.
  • •12. Основания возникновения трудовых отношений.
  • •13. Стороны трудовых отношений.
  • •14. Социальное партнерство: понятие, формы, система.
  • •15. Стороны социального партнерства и их представители.
  • •16. Полномочия профсоюзов в сфере труда.
  • •17. Коллективные договоры и соглашения: понятие, значение, содержание.
  • •18. Порядок заключения коллективных договоров и соглашений.
  • •19. Правила приема на работу.
  • •20. Порядок ведения трудовых книжек.
  • •21. Трудовой договор: понятие и содержание.
  • •22. Срочный трудовой договор.
  • •23. Заключение трудового договора и оформление приема на работу.
  • •24. Испытание при приеме на работу.
  • •25. Перевод на другую работу и перемещение. Виды переводов.
  • •26. Изменение определенных сторонами условий трудового договора.
  • •27. Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации.
  • •28. Отстранение работника от работы.
  • •29. Прекращение трудового договора по соглашению сторон и в случае истечения срока трудового договора.
  • •30. Расторжение трудового договора по инициативе работника.
  • •31. Расторжение трудового договора в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе.
  • •32. Расторжение трудового договора в случае нарушения работником трудовых обязанностей.
  • •33. Расторжение трудового договора в случае ликвидации организации, а также сокращения численности или штата работников.
  • •34. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон и вследствие нарушения обязательных правил при заключении трудового договора.
  • •35. Порядок увольнения работников. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора. Дополнительные гарантии некоторым категориям работников при их увольнении.
  • •36. Защита персональных данных работника.
  • •Глава 14. Так же она связана с фз «о персональных данных».
  • •37. Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты.
  • •38. Понятие рабочего времени и нормирование его продолжительности, Виды (продолжительность) рабочего времени.
  • •39. Режим рабочего времени: понятие, порядок установления, Особые режимы.
  • •40. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
  • •41. Понятие и виды времени отдыха.
  • •42. Ежегодный оплачиваемый отпуск: виды, право на отпуск, исчисление стажа для отпуска.
  • •43. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска: виды, продолжительность, особенности исчисления стажа для отпуска.
  • •44. Порядок предоставления и использования ежегодных отпусков. Основания и порядок их перенесения (продления).
  • •45. Отпуска без сохранения заработной платы.
  • •46. Государственные гарантии в сфере оплаты труда.
  • •47. Заработная плата: понятие, характеристика, структура.
  • •48. Методы правового регулирования заработной платы.
  • •49. Тарифные системы оплаты труда.
  • •50. Оплата труда работников бюджетных организаций.
  • •51. Стимулирующие выплаты.
  • •52. Доплаты и надбавки к заработной плате.
  • •53. Оплата труда при отклонении от нормальных условий.
  • •54. Удержания из заработной платы.
  • •55. Порядок выплаты заработной платы. Правовые последствия нарушения работодателем сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику.
  • •56. Нормирование труда. Виды норм труда.
  • •57. Понятие и виды гарантий и компенсаций в сфере труда.
  • •58. Правовое регулирование командировок и служебных поездок.
  • •59. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка.
  • •60. Меры поощрения за успехи в работе. Поощрения за особые трудовые заслуги (награждения).
  • •61. Дисциплинарная ответственность по трудовому законодательству. Ее виды.
  • •62. Порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности.
  • •63. Ученический договор: понятие, виды и содержание.
  • •64. Трудовые гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением.
  • •65. Понятие охраны труда. Нормы и правила по охране труда.
  • •66. Обеспечение права работника на охрану труда.
  • •67. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.
  • •68. Материальная ответственность сторон трудового договора: понятие, отличие от имущественной ответственности.
  • •69. Условия наступления материальной ответственности.
  • •70. Материальная ответственность работодателя за материальный ущерб, причиненный работнику и его имуществу.
  • •71. Возмещение работодателем морального вреда, причиненного работнику.
  • •72. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю.
  • •73. Виды материальной ответственности работника.
  • •74. Договоры о полной материальной ответственности.
  • •75. Определение размера причиненного работником ущерба и порядок его взыскания.
  • •76. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нпа, содержащих нормы трудового права. Органы надзора и контроля.
  • •77. Полномочия органов и должностных лиц Федеральной инспекции труда.
  • •78. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.
  • •79. Самозащита работниками трудовых прав.
  • •80. Индивидуальные трудовые споры: понятие и виды.
  • •81. Система органов, рассматривающих индивид.Трудовые споры. Подведомственность споров.
  • •82. Комиссии по трудовым спорам: их виды, порядок образования, компетенция. Порядок рассмотрения трудовых споров в ктс. Обжалование и исполнение решений ктс.
  • •83. Рассмотрение трудовых споров в судебном порядке. Споры, непосредственно подведомственные суду.
  • •84. Правовые последствия незаконного увольнения и перевода работника. Удовлетворение его денежных требований.
  • •85. Коллективные трудовые споры: понятие, виды, причины возникновения.
  • •86. Порядок разрешения коллективных трудовых споров: выдвижение и рассмотрение требований работников, примирительные процедуры.
  • •87. Забастовка: понятие, порядок проведения. Ограничение права на забастовку. Незаконные забастовки. Гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки.
  • •88. Дифференциация правового регулирования труда: предпосылки, критерии, способы осуществления.
  • •89. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
  • •90. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
  • •91. Особенности регулирования труда руководителей организации.
  • •92. Особенности регулирования труда совместителей.
  • •93. Особенности регулирования труда временных и сезонных работников.
  • •94. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом.
  • •95. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей — фл.
  • •96. Особенности регулирования труда надомников.
  • •97. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
  • •98. Отраслевые особенности регулирования труда некоторых категорий работников (транспорта, образования, здравоохранения и др.).
  • •99. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций.
  • •100. Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров.
  • •101. Правовое регулирование труда иностранных граждан.

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2011, N 10

ПРИВЛЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ПРАВО ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ?

Статья посвящена праву работодателя привлекать работника к дисциплинарной ответственности. Автором рассматриваются общие случаи дисциплинарной ответственности, а также вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности в особых случаях, когда привлечение к ответственности является обязанностью работодателя.

Анализ приведенных в науке трудового права дефиниций дисциплинарной ответственности позволяет сделать вывод: дисциплинарная ответственность может быть рассмотрена как субъективная обязанность работника претерпеть меры воздействия со стороны работодателя, обусловленная установлением факта совершения работником дисциплинарного проступка.

Однако соответствующая обязанность работника не является абсолютной, существующей вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Она возникает только в том случае, если работодатель примет волевое решение воспользоваться предоставленным ему законодателем правом и привлечь работника к дисциплинарной ответственности.

Как справедливо замечал Л. С. Таль, пределы и средства дисциплинарного воздействия на нарушителя внутреннего трудового распорядка могут меняться. Остается незыблемым лишь принцип, согласно которому работодатель может для поддержания внутреннего трудового распорядка в отведенных ему границах пользоваться предоставленными ему средствами, не прибегая к помощи государства .

Обращаясь к современной ситуации, нельзя не согласиться с М. А. Драчук, которая отмечает: «…если предположить, что сейчас мы живем и работаем в период активной трансформации прежней модели рынка труда, то тогда вновь (как и в начале прошлого века) особую значимость приобретает анализ юридической природы и пределов управленческих решений работодателя, так как без этого невозможно дальнейшее развитие новейшего трудового законодательства, предполагающего баланс интересов сторон трудовых отношений в качестве конституционно-правового принципа формирования и защиты последних» .

Сущность дисциплинарной ответственности

Сущность дисциплинарной ответственности как обязанности работника претерпеть меры воздействия, возникновение которой зависит от принятия работодателем решения о реализации своего права на привлечение работника к такой ответственности, во многом определяет повышенное социальное назначение ограничения свободы усмотрения субъектов правоприменения при реализации норм права, регулирующих вопросы привлечения работников к дисциплинарной ответственности.

В настоящее время ТК РФ в гл. 30 весьма подробно регулирует процедурные вопросы привлечения работника к дисциплинарной ответственности, устанавливая исчерпывающий перечень мер дисциплинарного наказания и жестко регламентируя процедуру их применения. Однако даже такое подробное правовое регулирование оставляет широкую сферу для правоприменительного усмотрения как работодателя, так и самого работника.

Вопрос законности реализации правоприменительного усмотрения определяется уже в самой сути дисциплинарной ответственности.

Так, ст. 22 ТК РФ провозглашает привлечение работника к дисциплинарной ответственности как право работодателя. В развитие общей нормы ст. 192 ТК РФ указывает, что за совершение дисциплинарного проступка работником работодатель имеет право применить к работнику меры дисциплинарного взыскания.

Таким образом, законодатель однозначно определяет то, что привлечение к дисциплинарной ответственности есть право работодателя, которое реализуется им исходя из собственных внутренних убеждений, по собственному усмотрению. Работодатель как независимый хозяйствующий субъект должен самостоятельно принимать решение о привлечении работников к дисциплинарной ответственности.

Все-таки обязанность?

С пониманием сущности правоприменительного усмотрения в рамках дисциплинарной власти работодателя, основанной на его праве привлекать работника к дисциплинарной ответственности, связана проблема ограничения свободы работодателя посредством издания правоприменительных актов компетентными органами. Так, в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 07.02.2011, далее — Закон о прокуратуре) требования, содержащиеся в представлении прокурора, носят обязательный для организаций характер. При этом прокуратура, вынося представления, зачастую дает организациям обязательное для исполнения предписание о привлечении работников, допустивших выявленные прокуратурой нарушения, к дисциплинарной ответственности.

Однако такой подход представляется не вполне корректным. Так, дисциплинарная ответственность является средством обеспечения права работодателя требовать от работника надлежащего исполнения трудовых обязанностей. Требование надлежащего исполнения трудовых обязанностей есть исключительная прерогатива работодателя. Следовательно, компетентные органы вправе требовать только устранения нарушений закона и не вправе требовать от работодателя привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Работодатель должен самостоятельно по своему усмотрению выбирать правовые средства воздействия на поведение работников.

Представляется, что такое требование прокуратуры не основано на законе, нарушает установленное ТК РФ право работодателя и незаконно ограничивает свободу работодателя. В случае выявления нарушений в действиях работников возможным для компетентных органов видится исключительно рекомендация работодателям рассмотреть соответствующий вопрос и принять меры к устранению выявленных нарушений.

Аналогичное мнение также было высказано Кировским районным судом г. Екатеринбурга при рассмотрении апелляционной жалобы на решение мирового судьи.

Пример. Так, прокуратурой Кировского района г. Екатеринбурга в адрес ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ» было вынесено представление, которым на ректора была возложена обязанность привлечь лиц, виновных в нарушениях закона, к дисциплинарной ответственности, о чем сообщить прокурору Кировского района г. Екатеринбурга в установленный срок. При этом ректором с учетом конкретных обстоятельств было принято решение не привлекать работника к дисциплинарной ответственности, о чем он в письменной форме сообщил в прокуратуру. Однако прокуратурой было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ, а ректор привлечен к административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора. Решение прокуратуры Кировского района г. Екатеринбурга было обжаловано в мировой суд, который подтвердил обоснованность позиции прокуратуры Кировского района г. Екатеринбурга. Решение мирового судьи было обжаловано в Кировский районный суд г. Екатеринбурга, который признал незаконным привлечение ректора к административной ответственности за неисполнение требования прокуратуры привлечь работника к дисциплинарной ответственности, указав в решении, что привлечение работника к дисциплинарной ответственности является правом работодателя, к реализации которого работодатель не может быть принужден.

Аналогичный подход видится оправданным также и в отношении инспекторов труда, которым ст. 357 ТК РФ предоставлено право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства, к дисциплинарной ответственности. Представляется, что закрепление в ТК РФ указанного правомочия инспектора труда не только противоречит более общим нормам ст. ст. 22 и 192 ТК РФ, указывающим на привлечение работника к дисциплинарной ответственности как на право работодателя, но и нарушает баланс интересов работников и работодателей, необоснованно ограничивает работодателя в реализации предоставленного ему законодателем права.

Другим примером необоснованного ограничения права работодателя по своему усмотрению решать вопрос о привлечении работника к дисциплинарной ответственности является закрепленное в ст. 195 ТК РФ правило, согласно которому привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей является не правом, а обязанностью работодателя.

Такое категоричное ограничение усмотрения работодателя в вопросе привлечения работников к дисциплинарной ответственности, безусловно, связано с повышенной социальной ответственностью занимаемой работником должности. Однако столь строгое ограничение свободы работодателя представляется не вполне правильным, ограничивающим возможность работодателя в полной мере учесть характеристику работника, допустившего нарушение, тяжесть совершенного им нарушения. Так, из смысла ст. 195 ТК РФ следует, что любое нарушение законодательства или коллективного договора со стороны руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации или их заместителей при наличии соответствующего заявления представительного органа работников является безусловным основанием для применения мер дисциплинарного взыскания вне зависимости от характера деяния, условий, при которых оно было совершено, тяжести совершенного проступка, что нарушает принципы юридической ответственности.

Представляется целесообразным закрепить в ст. 195 ТК РФ возможность работодателя при наличии объективных оснований освобождать работников, относящихся к указанным в статье категориям, от дисциплинарной ответственности.

Уставы о дисциплине

Наряду с ТК РФ вопросы юридической ответственности в сфере труда регулируются также другими нормативными правовыми актами, имеющими специальное назначение. При этом в силу ч. 5 ст. 189 ТК РФ такие акты должны устанавливаться только федеральными законами, а до принятия соответствующих федеральных законов подлежат применению ранее принятые нормативные правовые акты.

Объективная потребность принятия соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих особенности правового регулирования дисциплинарной ответственности отдельных категорий работников, обусловлена, по мнению К. Н. Гусова и Ю. Н. Полетаева, необходимостью учета особенностей правового регулирования труда в организациях отдельных отраслей экономики России .

По общему правилу правовое регулирование вопросов привлечения отдельных категорий работников к дисциплинарной ответственности на основании специальных нормативных правовых актов основывается, с одной стороны, на установлении более строгих мер дисциплинарного взыскания, а с другой стороны, на расширении понятия дисциплинарного проступка.

Так, п. 10 Устава о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии предусмотрен ряд дополнительных к установленным ст. 192 ТК РФ дисциплинарных взысканий:

1) предупреждение о неполном служебном соответствии;

2) перевод с согласия работника на другую нижеоплачиваемую работу или другую низшую должность на срок до трех месяцев;

3) перевод с согласия работника на работу, не связанную с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с учетом профессии (специальности) на срок до одного года;

4) освобождение от занимаемой должности, связанной с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с предоставлением с согласия работника иной работы с учетом профессии (специальности);

5) увольнение за однократное нарушение законодательства РФ в области использования атомной энергии из числа нарушений, предусмотренных ст. 61 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ред. от 18.07.2011), если последствия этого нарушения создают угрозу для безопасности работы организации и представляют опасность для жизни и здоровья людей.

Закон о прокуратуре в ст. 41.7 указывает на такие возможные виды дисциплинарных взысканий, применяемых к прокурорским работникам, как замечание, выговор, строгий выговор, понижение в классном чине, лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре РФ», лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры РФ», предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение из органов прокуратуры.

Таким образом, специальные нормативные правовые акты допускают применение к отдельным категориям работников мер дисциплинарного взыскания, не предусмотренных ст. 192 ТК РФ и в большинстве случаев являющихся более строгими по сравнению с общими мерами дисциплинарного взыскания.

Примером расширения определения дисциплинарного проступка может служить п. 14 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 N 621 (ред. от 14.07.2001, с изм. от 07.07.2003), в соответствии с которым под дисциплинарным проступком в том числе понимается и нарушение установленных правил поведения в служебных помещениях организации и не при исполнении трудовых обязанностей.

Таким образом, Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта допускается привлечение к дисциплинарной ответственности не только в связи с нарушениями, связанными с исполнением возложенных на работника трудовых функций, но и не связанными с таким исполнением.

Представляется, что подобное ограничение прав отдельных категорий работников, связанное с расширением возможных мер дисциплинарного взыскания, а также с расширением оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности, является допустимым, поскольку обусловлено целями повышенной социальной ответственности соответствующих работников, интересами защиты прав граждан, потребностями государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья граждан.

В этой связи обоснованным представляется вывод Д. А. Липинского о том, что при выполнении отдельных работ, чаще всего связанных с особой опасностью для интересов общества, нарушения трудовой дисциплины могут повлечь масштабные техногенные катастрофы. При этом серьезные санкции, связанные с лишением фактической возможности совершить новое правонарушение, не только предупреждают нарушения трудовой дисциплины, но и способствуют нормальному функционированию отношений, обеспечивающих экологическую безопасность, безопасность дорожного движения, безопасность здоровья населения и т. д. .

Таким образом, представляется, что в настоящее время как сам ТК РФ, так и иные нормативные правовые акты содержат нормы, ограничивающие предоставленное работодателю право по своему усмотрению решать вопрос о необходимости привлечения работника к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на работника трудовых обязанностей. Закрепление за работодателем соответствующего права обусловливается потребностью руководителя как хозяина производства обеспечить надлежащий правопорядок в организации, в ряде случаев принудить работника выполнить законные требования, исполнить возложенную на работника трудовую обязанность. Право привлечения работника к дисциплинарной ответственности представляет собой некий механизм достижения указанных целей. Реализация такого механизма является исключительным правом работодателя. Также правом работодателя является выбор способа обеспечения правопорядка в организации. В связи с изложенным представляется недопустимым какое-либо ограничение права работодателя на самостоятельное решение вопроса о целесообразности привлечения работника к дисциплинарной ответственности в тех случаях, когда такое ограничение не обусловлено целями защиты прав и интересов, которые не могут быть достигнуты иными законными способами. В то же время представляется оправданным некоторое установленное законодателем ограничение прав отдельных категорий работников в сфере правового регулирования вопросов привлечения к дисциплинарной ответственности в тех случаях, когда такое ограничение обусловливается объективными потребностями государства, интересами граждан, целями обеспечения должной степени безопасности.

Библиографический список

1. Таль Л. С. Очерки промышленного права. М.: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1916. 127 с.

2. Драчук М. А. О юридической природе и пределах управленческих решений работодателя // Российский ежегодник трудового права. 2009. N 5.

3. Гусов К. Н., Полетаев Ю. Н. Ответственность по российскому трудовому праву: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2011.

4. Липинский Д. А. Регулятивная и превентивная функции дисциплинарной ответственности // Трудовое право. 2003. N 4.

К. Белозерова

Аспирантка

кафедры трудового права

Уральской государственной

юридической академии

Подписано в печать

Требования прокурора о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности — не законны

Закончил писать ответ на Представление прокуратуры.Основные претензии мы оспариваем в суде, а вот требования ПРИВЛЕЧЬ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ являются просто вопиющим нарушением законности самой прокуратурой.

На сканах в п.п.3,4 подчеркнуто красным то, что не законно требует Прокуратура:

3.Рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

4.О результатах рассмотрения данного представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в месячный срок после получения представления, с приложением копии приказа о наказании виновных.

Законных оснований для удовлетворения этих требований прокуратуры нет, оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности лиц (поименованных в Представлении), чей статус, согласно внутренних установлений религиозной организации, определяется как «священнослужители», и не состоящих в трудовых отношениях с Церковью, не имеется.

Требование применения дисциплинарной ответственности является превышением законных полномочий Прокуратуры, вмешательством в определение религиозной организацией своих внутренних установлений, покушением на воспрепятствование реализации конституционной свободы вероисповедания.

Согласно п. 6 статьи 3 ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»: Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом.

Оснований для привлечение должностного лица к дисциплинарной ответственности в настоящее время также не имеется.

Согласно ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания.

Приведенная норма указывает на то, что применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке.

Согласно Постановления Верховного Суда РФ от 17 июля 2015 г. N 59-АД15-2 http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71062780/ Суд изменил судебные акты, вынесенные в отношении лица, привлеченного к административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора, и исключил из них указание на требование о привлечении к дисциплинарной ответственности, поскольку применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Пункт 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусматривает, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Трудовым кодексом Российской Федерации определено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания (статья 192 названного Кодекса).

Приведенное правовое регулирование позволяет сделать вывод о том, что применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке.

Содержащееся в представлении прокурора императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности, предоставив копию приказа о наказании, противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре и Трудового кодекса Российской Федерации.

Если Вашей организации нужна нужна гарантированная помощь в определенный срок, а не в порядке очереди бесплатной консультации, мы можем заключить с вами соглашение о постоянном обслуживании вашей религиозной организации верующим адвокатом. Так сделали уже десятки религиозных организаций и остаются довольными нашим сотрудничеством. Макет соглашения вышлю по требованию.

ВНИМАНИЕ!!! Соглашение не предусматривает никакой АБОНЕНТСКОЙ ПЛАТЫ с вашей стороны!!!

Думаю, вам будет интересно прочесть мою колонку Образец ответа на «требование» прокуратуры и Закон Яровой: что записать в протокол об административном правонарушении

Поделись Константин АндреевСледовать

Органом привлекающим к дисциплинарной ответственности является Юридическая: понятие, признаки, виды Юридическая ответственность — охранительное правоотношение между государством и нарушителем, где у государства в лице уполномоченных органов и должностных лиц — право налагать взыскания за совершенное правонарушение, а у нарушителя — обязанность эти взыскания претерпевать. Меры ответственности всегда носят ответный характер и выражают негативную реакцию государства на совершенное правонарушение. Глава 22 Юридическая ответственность 1. Юридическая: понятие, признаки, виды. 2. Правонарушение: понятие, признаки, состав. 3. Меры ответственности.

Органом привлекающим к дисциплинарной ответственности является

За что может быть привлечен работник к дисциплинарной ответственности? Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. В первую очередь необходимо отметить, что регулирование трудовых отношений работников и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ). Дисциплинарная ответственность — это вид юридической ответственности, основным содержанием которой являются меры (дисциплинарное взыскание), применяемые работодателем к работнику в связи с совершением им дисциплинарного проступка.
В системе УМВД России по Хабаровскому краю правом привлечения подчиненных работников к дисциплинарной ответственности обладают начальник УМВД России по Хабаровскому краю, начальники подчиненных территориальных органов и организаций МВД России.
Несмотря на это, до сих пор возникают вопросы и судебные споры относительно применения тех или иных правовых норм о дисциплинарных взысканиях. В течение какого времени должен быть привлечен к ответственности работник, совершивший дисциплинарный проступок? Является ли истребование объяснений от работника обязательным для привлечения к дисциплинарной ответственности? Какие существуют обязательные требования, предъявляемые к порядку оформления приказа о наложении дисциплинарного взыскания? Какие решения принимают судьи при рассмотрении данных вопросов? До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения к нему дисциплинарного взыскания.
Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, составляется соответствующий акт.

16.12. дисциплинарная ответственность работников

ИнфоМало найдется таких граждан, которые — вот честно! — ни разу не нарушали бы внутренний распорядок своей организации. Привлекаем работника к дисциплинарной ответственности работника. Всегда ли наказание — правомерно? В статье рассмотрим порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности, а также, что является основанием для этого.
… Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-45-38.
Оглавление:

  • Понятие административной ответственности
  • Производство по делам об оспаривании решений, действий командира, привлекающего военнослужащего к дисциплинарной ответственности без проведения письменного разбирательства (к вопросу о судопроизводстве по делам, возникающим из дисциплинарных проступков военнослужащих)
  • Охрана труда и БЖД
  • Органом привлекающим к дисциплинарной ответственности является
  • Глава 22 Юридическая ответственность
  • Административная ответственность
  • Юридическая ответственность по административному праву
  • Начальник отдела кадров организации Смоленска заплатит штраф за нарушение миграционного законодательства

Понятие административной ответственности Административная — это вид юридической, наступающей вследствие совершения лицом административного правонарушения, т.е.

Понятие работодателя в ТК РФ, как органа, привлекающего к дисциплинарной ответственности

Гл. 30 ТК РФ, посвященная мерам дисциплинарной ответственности, не содержит прямого ответа на вопрос, какой именно орган должен налагать взыскания на сотрудников, допустивших должностной проступок. В ст. 192–194 ТК в этом контексте употребляется только слово «работодатель».

В ст. 193 ТК сказано, что наложение дисциплинарного взыскания оформляется приказом. Функции по изданию приказа по предприятию обычно возлагаются на его руководителя, а в крупных организациях — на руководителей структурных подразделений.

Отдельно стоит отметить увольнение руководителя в связи с дисциплинарными проступками в порядке ст. 81 ТК. Здесь многое будет зависеть от организационно-правовой формы предприятия и особенностей, предусмотренных его уставом, положением (например, абз. 8 п. 3 ст. 11 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, далее — закон «Об АО»). Например, могут быть правомочны привлечь руководителя к дисциплинарной ответственности, в том числе уволить:

  • совет директоров акционерного общества (п. 4 ст. 69 закона «об АО»);
  • общее собрание акционеров — исходя из того, как этот вопрос прописан в уставе общества (п. 3 ст. 69 закона «Об АО»);
  • собственник имущества ГУП или МУП.

Именно на эти привлекающие к дисциплинарной ответственности органы возлагается не только принятие решения об увольнении руководителя, но и обязанность рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации трудового законодательства с требованием привлечь его к дисциплинарной ответственности.

Какими актами лицо или орган наделяется правом привлекать сотрудников к дисциплинарной ответственности

В зависимости от формы собственности полномочия руководителя и других исполнительных органов организации устанавливаются как на уровне федерального законодательства, так и при помощи локальных нормативно-правовых актов. В первом случае речь идет, например, о ГК РФ и законе «об АО», установившем статус и компетенцию совета директоров и общего собрания акционеров обществ. Такие акты прямо указывают, что компетенция расширяется за счет устава предприятия. Уставы оставляют за исполнительным органом право принятия решения о наложении взысканий на руководителя, в том числе в связи с дисциплинарными проступками.

Сам же руководитель также посредством устава и должностной инструкции наделяется правом издания приказов по предприятию, укомплектования штата и принятия решений о наложении дисциплинарных взысканий в отношении остальных сотрудников. Если речь идет о достаточно крупных предприятиях, имеющих структурные подразделения, нередко руководители таких подразделений наделяются данными правами в отношении штата вверенного подразделения согласно положению о подразделении.

ВАЖНО! Непосредственное руководство кем-либо из сотрудников без права наложения взысканий оставляет возможность составить акт об обнаруженном дисциплинарном проступке, затребовать письменные объяснения и передать их руководству для принятия дальнейшего решения и издания соответствующего приказа.

Передача полномочий по наложению взысканий

Руководитель может испытывать потребность в передаче части полномочий своим заместителям и/или руководителям обособленных подразделений, если они изначально не имели такого права. Кроме того, соответствующие полномочия передаются на период отпуска руководителя организации.

По умолчанию (если устав, положение не предусматривают иное) для делегирования полномочий достаточно приказа руководителя и/или доверенности, оформленной в простой письменной форме.

Оформляя делегирование полномочий по наложению дисциплинарных взысканий, требуется учитывать следующие моменты:

  • передаваемые полномочия не должны быть для наделяемого новой функцией работника совершенно новыми по отношению к его постоянной трудовой функции, иначе произойдет фактический перевод на другую работу или совмещение без согласия или предварительного уведомления работника (на практике это можно реализовать, включив в инструкцию заместителя руководителя обязанность исполнять функции первого лица в период его отпуска);
  • полномочия, перечисленные в доверенности и приказе, не могут выходить за рамки полномочий руководителя, оговоренных в уставных документах юрлица.

***

Итак, ТК РФ говорит о том, что полномочия по наложению и снятию взысканий возложены на работодателя. В большинстве случаев под ним понимается руководитель организации или лица, которым локальными актами даны такие полномочия. В отношении же самого руководителя решение о наложении взысканий принимается исполнительным органом организации либо собственником ее имущества. Как подготовить ходатайство о снятии взыскания, читайте в статье Ходатайство о снятии дисциплинарного взыскания – образец.

Тем не менее, судебная и кадровая практика показывает, что к числу уважительных причин могут относиться:

  • отсутствие материалов для работы;
  • болезнь;
  • нарушение трудовых условий нанимателем.

В случае, если работодатель сочтет причину проступка уважительной, он не должен выносить работнику замечание. При отсутствии уважительной причины руководство учреждения издает приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде замечания. На документе работник ставит свою подпись, которая свидетельствует, что он ознакомлен с приказом. При отказе провинившегося подписать бумагу, работодателем составляется акт.

Выговор как дисциплинарное взыскание (нюансы)

  • неоднократное невыполнение должностных обязательств без уважительной причины;
  • однократное грубое нарушение должностных обязанностей (прогул, алкогольное или другое опьянение на рабочем месте, разглашение секретных сведений, хищение чужого имущества, растрата средств, пр.);
  • принятие гражданским служащим, работающим в категории «руководители», необоснованного решения, которое повлекло нарушение сохранности имущества, нанесение ущерба имуществу, его неправомерное использование, пр.;
  • однократное серьезное нарушение гражданским служащим, работающим в категории «руководители», своих должностных обязанностей, что повлекло причинение вреда госоргану или нарушение законодательства РФ.

Порядок применения дисциплинарных взысканий Привлечение к дисциплинарному наказанию представляет собой последовательную процедуру, которая состоит из нескольких этапов.
Если наниматель настроен решительно, то для увольнения ему следует зафиксировать:

  • несколько случаев безосновательных нарушений трудового распорядка (опоздания, несоблюдение приказов/инструкций, невыполнение обязанностей по ТД, уклонение от обучения/обследования, пр.);
  • единичный грубый проступок (отсутствии на работе дольше 4 часов без законных оснований, появление в нетрезвом виде, разглашение конфиденциальной информации, присвоение чужого имущества на работе, пр.).

Процедура привлечения к дисциплинарному взысканию оформляется документально, при этом важно, чтобы факт нарушения был подкреплен письменными объяснениями очевидцев события, актом хищения, пр. У нарушителя запрашивают объяснительную по поводу совершенного проступка (на ее оформление отводится 2 суток).

ВС РФ уточнил, при каких условиях ГИТ уполномочена признавать привлечение работника к дисциплинарной ответственности незаконным

sebra / Shutterstock.com

В Верховном Суде Российской Федерации рассматривался спор о правомерности предписания государственного инспектора труда, которым на работодателя была возложена обязанность отменить приказ о применении к работнику дисциплинарного взыскания в виде выговора (определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 26 декабря 2017 г. № 31-КГ17-5).

Свое решение ГИТ мотивировала тем, что работник был привлечен к ответственности за несовершение действия, которое не входило в его обязанности. Кроме того, работодателем были пропущены установленные ст. 193 Трудового кодекса сроки применения дисциплинарного взыскания. Суд первой инстанции счел доводы ГИТ убедительными и вынес решение о законности предписания. А вот суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что инспектор, вынося данное предписание, превысил свои полномочия, поскольку фактически разрешил индивидуальный трудовой спор, тогда как в силу ст. 356 ТК РФ государственная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателем законодательства, то есть выявляет правонарушения, а не разрешает споры, обязанность по рассмотрению которых возложена в силу ст. 381-397 ТК РФ на комиссии по трудовым спорам или суды.

Действительно, ВС РФ неоднократно подчеркивал, что ГИТ вправе лишь выявлять очевидные нарушения законодательства и не может разрешать трудовые споры.

Однако в данном случае высший судебный орган пришел к выводу об ошибочности заключений суда второй инстанции. Как указано в определении, при рассмотрении дела в порядке апелляции не было учтено право работника на обжалование дисциплинарного взыскания в ГИТ и полномочия инспектора труда на вынесение в адрес работодателя обязательных для исполнения предписаний в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Не проверив выявленные нарушения работодателем ст. 192, 193 ТК РФ при наложении дисциплинарного взыскания, суд апелляционной инстанции сделал преждевременный вывод о незаконности оспариваемого предписания.

Отметим, что если нарушение работодателем сроков на применение дисциплинарного взыскания в большинстве случаев действительно носит очевидный характер, то вопрос о самом наличии состава проступка чаще всего будет представлять собой именно трудовой спор. Так, например, в постановлении от 3 марта 2017 г. № 18-АД17-6 ВС РФ как раз указывал на то, что спор относительно обоснованности применения дисциплинарного взыскания в силу ст. 381 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по рассмотрению трудовых споров либо судом в рамках гражданского судопроизводства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *